УДК 124.5
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ
В ГЛОБАЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Москаленко Дарья Николаевна,
аспирант, ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», Пятигорск, Россия [email protected]
В статье рассматривается проблема трансформации ценностей в современных условиях глобализации, виртуализации и постмодернизма. Автор отмечает, что развитие новых информационных технологий непосредственно влияет на современную культуру и ее базовые ценности.
Ключевые слова: ценности; культура; глобализация; виртуализация; постмодернистская парадигма; информационное пространство; коммуникации; электронная культура; сетевое киберпространство.
MODERNIZATION OF CULTURAL VALUES IN THE GLOBAL INFORMATIONAL SPACE
Moskalenko Darina Nikolayevna,
a postgraduate, FGBOU VPO Pyatigorsk State Linguistic University, Pyatigorsk, Russia [email protected]
The article focuses on the problem of transformation of values in the conditions of globalization, virtualization and post-modernism. It is mentioned that development of new information technologies influences straight to modern culture and its fundamental values.
Key words: values; culture; globalization; virtualization; post-modernist paradigm; information space; communications; electronic culture; network cyberspace.
В современных условиях глобализации, виртуализации и постмодернизма проблема ценностей сместилась в сторону рассмотрения ее в контексте теорий коммуникации и особенностей информационного пространства.
Развитие новых информационных технологий сегодня становится одним из определяющих факторов жизнедеятельности мирового сообщества. Одной из важнейших предпосылок процесса информатизации явился технологический прогресс в обла-
сти микроэлектроники, цифровой микропроцессорной техники и телекоммуникаций, что создало основу для взрывного увеличения масштабов применения информационных и коммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности общества.
Система коммуникаций, основанных на цифровой и сетевой интеграции, охватывает практически все проявления современной культуры и интенсифицирует процессы информационного обмена. Это способствует расширению коммуникационных возможностей и содействует людям в использовании информации. Накопленные массивы электронной информации создают недостижимые ранее перспективы для осуществления доступа к образованию, организации досуга, развлечения, самовыражения и саморазвития в соответствии с индивидуальными требованиями. Все это позволяет людям шире реализовывать свои устремления и использовать личностный потенциал. Однако бессистемность, хаотичность и фрагментарность такой информации создает сложности для выборки индивидуально значимой информации из огромного ее разнообразия.
Ускоряющийся рост технической и научной оснащенности человечества приводит к изменениям методов взаимодействия человека с информационным пространством и трансляции информации о культурных ценностях. Технологии преобразования и трансляции текстовой, звуковой и визуальной информации в виде цифрового сигнала предоставили новые возможности для накопления, обработки и расширения доступа к информации о культурных ценностях. Высокая скорость получения и обработки электронной информации резко увеличивает поле возможных культурных контактов и взаимодействий, расширяя его до планетарных масштабов.
Если в доиндустриальной и индустриальной среде основными формами передачи информации являлись непосредственное взаимодействие людей и «книжная культура», то в постиндустриальном, «информационном» обществе в качестве основного средства трансляции информации выступают компьютерные средства коммуникации, визуальные искусства и «электронная культура». Сегодня человек не способен полноценно взаимодействовать с окружающей информационной средой без посредничества разнообразных технических средств (телефон, радио, телевидение, компьютер, сеть Интернет и др.), которые становятся неотъемлемыми атрибутами его существования. Современный человек вынужден сталкиваться со значительным увеличением объема значимой информации различного характера, усвоение которой (с учетом ди-
намики ее устаревания) обеспечивает его соответствие требованиям жизнедеятельности нового состояния общества. Трансляция большего количества информации в отдельно взятый момент времени порождает широкое использование символических, образных методов. Однако необходимость получения, переработки и запоминания избыточного объема информации ведет к перегрузке сознания индивидуума, нарушает его внутреннее равновесие, а, в конечном итоге, делает невозможным эффективное восприятие и осмысление информации.
Независимость «электронной культуры» от государственных границ, возможность передачи информации на любые расстояния, доступность и разнообразие информации, получаемой по каналам массовой коммуникации, создают условия, с одной стороны, для однородности всемирного культурного информационного пространства, а с другой - для возможности свободного выбора интересующей информации о культурных ценностях из огромного ее разнообразия.
Ключевое место среди интерактивных средств массовой коммуникации занимает всемирная сеть Интернет. Гипертекстовые возможности «всемирной паутины» позволяют оперативно совмещать в виртуальном информационном пространстве сети широкие возможности взаимодействия с различными типами текстов. Однако при этом происходит своего рода «разрушение» классического (линейного) типа текста, для которого характерны смысловое единство, последовательность и синтез. Это позволяет рассматривать возможности интерпретации информации о культурных ценностях в Интернет не как прочтение цельного и связанного текста, а как взаимодействие со справочником, энциклопедией, каталогом, в котором отсутствуют единая смысловая связь и иерархия смыслов.
Интеграция большинства культурных проявлений в современную коммуникационную систему имеет значимые последствия для социальных процессов. С появлением электронной символической среды социальное влияние традиционных институтов культуры перераспределяется между реальной и виртуальной сферами. Следует заметить, что информационные технологии предлагают новые возможности для сохранения и трансляции не только материализованной социокультурной памяти поколений, но и нематериальных (неосязаемых, неовеществленных в предметной форме) явлений культурного наследия.
Представляется, что характер инициированных процессом информатизации современных социальных и культурных трансформаций позволяет говорить о начале процесса интенсивного разви-
тия информационного общества в мировом масштабе. Однако на современном этапе процесс его становления, по всей видимости, находится в начальной стадии, связанной с созданием материальнотехнической базы. Черты информационного общества сегодня скорее соответствуют образцу «западной» техногенной цивилизации, тогда как процесс трансформации «картины мира», ценностных идей и приоритетов современного общества находится в стадии выбора пути дальнейшего развития.
Переход от индустриальной к информационной стадии развития общества сопровождается процессом глобализации, связанным с ослаблением традиционных социокультурных барьеров. В процессе становления «единого взаимосвязанного мира» отдельные народы оказались включенными в процесс постоянного информационного взаимообмена.
В основе кардинальных трансформаций глобального плана лежит прогресс в развитии информационных и коммуникационных технологий, существенно расширяющих возможности доступа к разнообразной информации, скорость ее получения и обработки, а также позволяющих реализовать социокультурное взаимодействие в реальном времени в масштабах всей планеты.
Влияние глобализации на человека и культуру в целом не поддается однозначной теоретической интерпретации. С одной стороны, создаются условия для диалога между культурами, обеспечивается свободный доступ к мировым культурным ценностям с помощью интернет-технологий. Это позволяет на основе познания ценностей культуры другого народа лучше осознать уникальность, самобытность и своеобразие собственной культуры. Возможность выбора, предоставляемая культурным разнообразием, является для человека источником развития и средством, обеспечивающим полноценную интеллектуальную и эмоциональную жизнь.
С другой стороны, обостряется противоречие между глобализацией планеты и идентичностью конкретных сообществ. Происходит процесс размывания системы самобытных культурных традиций, связанный с тенденцией к унификации культурных норм и идеалов на основе некоторой базовой модели, нарушается преемственность национальных ценностей.
В основе самосознания народа, его ощущения себя в качестве единой общности лежит память об историческом прошлом. Однако в настоящее время качественный уровень развития информационных технологий позволяет в глобальных масштабах оперативно
трансформировать смысловые и нравственные приоритеты и ценности массового сознания. Культурные основания жизнедеятельности (выраженные в совокупности норм, ценностей, регулятивов, представлений, традиций, хранимых в памяти народа) подвергаются качественной трансформации посредством манипулятивных технологий. В результате наполнения сознания новыми, унифицированными смысловыми матрицами нарушается преемственность национальных идеалов и ценностей.
Зачастую множественный, функциональный и безличный характер взаимодействий индивида в глобальной информационной среде, доступность визуальной информации о различных моделях культуры и образа жизни ослабляют его психологическую зависимость от непосредственных личностных и художественных взаимодействий, обеспечивающих устойчивость механизма передачи между поколениями духовных ценностей в рамках традиционных сообществ. Данные факторы являются одной из причин ослабления связей личности со своей традиционной культурной средой, обеспечивающей ее четкой системой общезначимых ценностей, регулятивов и стандартов поведения. Традиционные связи между людьми заменяются безналичными связями глобального масштаба.
Идентичность человека с определенной общностью реализуется, прежде всего, через восприятие им ценностей, представлений, норм, стилей жизни, характерных для данной культуры. Утрата культурных корней, регулирующих цели и стремления человека, сопровождается его психологической дезориентацией. В этой связи глобализация создает угрозу идентичности личности. Следует отметить, что данные особенности глобализма соотносятся с характерными чертами постмодернистской парадигмы.
Сетевое киберпространство способно активнее реальной действительности манипулятивно воздействовать на сознание реципиента. Распространение манипулятивных технологий порождает тенденцию к возникновению отношений силы, определяющих политику и культуру в глобальной сети. Такие отношения могут стать «той формой гегемонии, через которую крупнейшие западные страны и корпорации распространяют свои идеологии через Интернет, глобальную сеть и сопутствующее аппаратное и программное обеспечение.
Основанные на глобальных информационных полях новые технологии дистанционного воздействия и манипулирования позволяют оказывать влияние на сознание людей вне зависимости
от государственных границ. Феномен данного явления и долгосрочные его последствия до конца не осознаны. Однако очевидно, что в современных условиях гарантий от несанкционированного внешнего воздействия на сознание может служить лишь уровень внутренней культуры человека, осознанный выбор им метода ценностно-нормативного взаимодействия с действительностью.
Следует подчеркнуть, что нормальная жизнедеятельность национальных культур в условиях глобализации немыслима без учета культурных традиций народа, сохранения и развития уникальности его культуры, цивилизационного и национального многообразия. Один из основных источников жизненных смыслов, ценностей и норм личности, составляющих основу ее самосознания, представляют культурные ценности исторически сложившихся социальных общностей. Социальный коллектив, лишенный внутренней само-воспроизводящейся системы ценностей, этических норм, укорененных в многовековой традиции культурно-исторического развития, оказывается не способным к развитию и легко подверженным внешнему информационному воздействию.
В качестве фактора, способствующего сближению, обменам и взаимопониманию между людьми, формирования их чувства самобытности и преемственности, важную роль играют нематериальные (неосязаемые) культурные ценности. Осознание, особенно среди молодого поколения, важности их сохранения и актуализации рассматривается в качестве одного из факторов сохранения культурного разнообразия и гарантии устойчивого развития.
Творчество в любой сфере человеческой деятельности «черпает свои силы в культурных традициях, но достигает расцвета в контактах с другими культурами» [1, с.117]. Культурные ценности создают питательную среду для творчества во всем его многообразии и способствуют диалогу между культурами. Поэтому именно культурная память может стать интегрирующей силой, способной объединить и гармонизировать все компоненты современного общества. Именно эти ценности помогают человеку самостоятельно построить собственную картину мира, отличную от создаваемой массовой культурой.
«Культура, - по мнению В.С. Библера, - есть форма одновременного бытия и общения людей различных - прошлых, настоящих и будущих культур, форма диалога и взаимопорождения этих культур...» [2, с.117]. Каждая культурная традиция не является самодостаточной, а представляет собой одну из самоценных
интерпретаций, позволяющих лучше осознать смысл целостного явления мировой культуры. Каждый отдельный элемент общей голограммы не содержит в себе весь спектр смысловых значений целого. Поэтому диалог западных и восточных культурных традиций через взаимодействие отдельных моделей культуры, имеющих различные принципы внутреннего устройства, позволяет в той или иной мере приблизиться к пониманию содержания и смысла общезначимых ценностей.
Позиция равноправия базовых ценностей культурных традиций открывает возможности для их синтеза, «интеграции истины и нравственности, целерационального и ценностнорационального действия» [3, с.119]. Диалог различных самоценных культур актуализирует смыслообразующую функцию текста и может рассматриваться как один из факторов выработки новой структуры базовых ценностей и стратегий современного развития.
Следующий шаг в развитии информационного общества представляется в виде неизбежного синтеза взаимодополняющих основ техногенной цивилизации Запада и традиционной - Востока. Н.Н. Моисеев, подчеркивая необходимость сохранения «многоцветия цивилизационной палитры», полагает, что «одной из особенностей информационного общества будет превращение совокупности цивилизаций в единую систему, ... в которой каждая из цивилизаций сохранит столь нужные для человечества особенности» [4, с.119].
Следует заметить, что сохранение локальных культурных признаков в условиях универсализации и глобальной унификации, мобилизация духовного потенциала всех мировых культур на основе их равнозначимости и равноправия может явиться одним из возможных путей движения к человеческой общности и сотрудничеству.
Различие культур связано с различием ведущихся в них языковых, изобразительных и других содержательных дискурсов. Безусловно, язык ценностей культуры объединяет людей в общеисторическом и общепланетарном времени и пространстве. Идея сближения народов на основе общезначимых культурных ценностей несет новый потенциал для современного мира.
Библиографический список
1. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М., 1991. - С.117.
2. Там же. С.117.
3. Там же. С.119.
4. Там же. С.119.