Научная статья на тему 'Модернизация тормозной системы шахтной подъемной установки'

Модернизация тормозной системы шахтной подъемной установки Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
504
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДЪЕМНАЯ МАШИНА / ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА / BRAKE SYSTEM / СПРУТ / РЕГУЛИРУЕМОЕ ТОРМОЖЕНИЕ / ADJUSTABLE BRAKE / ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ / SAFETY BRAKE / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / ДВУХКАНАЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗОМ / DUAL-CHANNEL BRAKE CONTROL SYSTEM / HOISTING GEAR / SPRUT

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Попов Юрий Владимирович, Кудрявцев Сергей Валерьевич, Степанов Сергей Викторович

Описание технических средств модернизации тормозной системы с целью повышения безопасности и производительности шахтных подъемных машин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Попов Юрий Владимирович, Кудрявцев Сергей Валерьевич, Степанов Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of the braking system of mine hoist

Description of the technical upgrading of the braking system in order to improve security and performance mine winders.

Текст научной работы на тему «Модернизация тормозной системы шахтной подъемной установки»

- © Ю.В. Попов, С.В. Кудрявцев,

С.В. Степанов, 2015

УДК 622.67

Ю.В. Попов, С.В. Кудрявцев, С.В. Степанов

МОДЕРНИЗАЦИЯ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ ШАХТНОЙ ПОДЪЕМНОЙ УСТАНОВКИ

Описание технических средств модернизации тормозной системы с целью повышения безопасности и производительности шахтных подъемных машин. Ключевые слова: подъемная машина, тормозная система, СПРУТ, регулируемое торможение, предохранительное торможение, безопасность, двухканальная система управления тормозом.

Модернизация тормозной системы шахтной подъемной установки наряду с модернизацией привода являются ключевыми условиями повышения безопасности и производительности шахтного подъема. ЗАО «СМНУ «Цветметналадка» производит и устанавливает систему пневматическую регулируемого управления торможением (далее СПРУТ). В основу разработки положен многолетний опыт инженеров ЗАО «СМНУ «Цветметна-ладка» по ремонту и наладке шахтных подъемных машин ведущих мировых производителей.

Концепция разработки СПРУТ основана на повышении безопасности при эксплуатации подъемной машины. Пневматическая схема устройства раз-

Рис. 1. Экран блока управления тормозом

работана по принципу безотказности предохранительного тормоза в случае возникновения авариной ситуации или выхода из строя оборудования тормозной системы [1]. При разработке СПРУТ учтены существующие проблемы эксплуатации подъемных машин с тормозными панелями на основе РДУ, выпускаемых заводами Донецкгормаш и НКМЗ [2]. Так, например:

• отсутствуют автоколебания в клапанах и регуляторе давления;

• решена проблема доступности и качества запасных частей и расходных материалов;

• замена выработавших свой ресурс комплектующих пневматической панели не требует особых навыков обслуживающего персонала, а также предусмотрена возможность удаленного мониторинга и настройки основных эксплуатационных параметров тормоза подъемной машины через internet.

СПРУТ является сложным техническим устройством, но при этом обладает простым интуитивно-понятным интерфейсом.

Контролируемые параметры тормозной системы, включая величину зазоров между колодками и тормозным полем, температуру тормозного обода, давление во внешней сети и тормозных цилиндрах, выводятся на

£1M ATI С PANEL

21дека6ря 2012 г. 11:13:29

Sî овг Ошбка Овго

ХВЙТИЕ»ОаАТЬ 1 ДОТТОЙ | ЗАЬЛОКНШВЛГЬ |

1 о.см О.Ю 1 0.D0 1 о.пс

Ï 6 6 6

Е 4 1 « 4

- 1 ï т 4 Î

f Е D в ] и

МАГИСТРАЛЬ ТОРМОЗ РАБОЧИЙ тогноэ ПГ1

Рис. 2. Осциллограмма регулируемого предохранительного торможения при подъеме груза Q = 25 т

экран блока управления тормозом (шкаф БУТ) и монитор системы СКДС (при ее наличии).

Также реализована функция непрерывной диагностики состояния тормозной системы, позволяющая сократить время простоя, связанное с поиском и устранением неисправностей. Информация о текущем состоя-

нии системы, причинах срабатывания предохранительного тормоза или неисправности оборудования выводится на экран в виде сообщений, сохраняемых в архиве устройства.

Особое внимание уделено расширению функциональных возможностей тормозной системы. Применение СПРУТ позволяет:

Рис. 3. Осциллограмма регулируемого предохранительного торможения при спуске груза Q = 25 т

• повысить безопасность работы подъемной установки за счет увеличения быстродействия предохранительного тормоза, реализации избирательного торможения, введения дополнительных защит и блокировок [3];

• повысить надежность работы тормоза за счет двухканальности системы управления тормозом;

• снять ограничения по грузоподъемности, вызванные недостаточной эффективностью тормозной системы;

• снизить ограничение по высоте подъема из условия допустимого замедления при срабатывании ТП для одноконцевых проходческих подъемных установок;

• значительно уменьшить динамические нагрузки при срабатывании ТП

1. Единые правила безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений полезных ископаемых подземным способом (ПБ 03-553-03). - М.: ЗАО НТЦ ПБ, 2010. - С. 111.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ_

за счет реализации регулируемого тормозного усилия.

Внедрение СПРУТ на скиповой ПУ предприятия ООО «Металл-Групп» (п. Яковлево, Белгородская обл.) позволило снять ограничение грузоподъемности и повысить ее с 20 до 25 т. При этом, замедление при предохранительном торможении груженого скипа вверх (25 т) составило 2,0 м/с2 (против 4,2 м/с2 при 20 т) и груженого скипа вниз (25 т) 1,8 м/с2 (против 1,56 м/с2 при 20 т). Время срабатывания снизилось с 0,7 с до 0,54 с.

Таким образом, удалось повысить производительность ПУ на 20%, снизить динамические нагрузки на головной канат и повысить безопасность и надежность работы тормозной системы.

_ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2. Руководство по ревизии, наладке и испытанию шахтных подъемных установок. -М.: Недра, 1982. - С. 137.

3. Степанов А.Г. Динамика машин. - Екатеринбург: Изд-во УрО АН, 1999.

Попов Юрий Владимирович - доктор технических наук,

Кудрявцев Сергей Валерьевич - ведущий инженер, ЗАО «СМНУ «Цветметналадка», Степанов Сергей Викторович - аспирант, Екатеринбург, e-mail: cmn.ssv@gmail.com.

UDC 622.67

MODERNIZATION OF THE BRAKING SYSTEM OF MINE HOIST

Popov Yu.V., Doctor of Technical Sciences,

Kudryavtsev S.V., Leading Engineer, SMNU «Tsvetmetnaladka»,

Stepanov S.V., Graduate Student,

Ekaterinburg, Russia, e-mail: cmn.ssv@gmail.com.

Description of the technical upgrading of the braking system in order to improve security and performance mine winders.

Key words: hoisting gear, brake system, SPRUT, adjustable brake, safety brake, security, dual-channel brake control system.

REFERENCES

1. Edinye pravila bezopasnosti pri razrabotke rudnykh, nerudnykh i rossypnykh mestorozhdeniy poleznykh iskopaemykh podzemnym sposobom (PB 03-553-03) (Uniform safety rules for metal, nonmetal and placer mining with underground method (PB 03-553-03)), Moscow, ZAO NTTs PB, 2010, pp. 111.

2. Rukovodstvo po revizii, naladke i ispytaniyu shakhtnykh pod"emnykh ustanovok (Guidelines on inspection, checkout and testing of mine hosting units), Moscow, Nedra, 1982, pp. 137.

3. Stepanov A.G. Dinamika mashin (Dynamics of machines), Ekaterinburg, Izd-vo UrO AN, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.