Научная статья на тему 'Модернизация современного российского образования: формирование инновационной образовательной среды'

Модернизация современного российского образования: формирование инновационной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
381
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / LEARNING ENVIRONMENT / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Струк Наталья Максимовна, Гаврилова Наталья Игоревна

Анализируется роль инновационной среды в процессе становления современного российского образования. При этом инновации в образовании исследуются как уникальное качество социального механизма, обеспечивающего развитие ресурсов как отдельной личности, так и общества в целом. Образовательная среда вуза рассматривается упорядоченной целостной системой элементов, обладающей количественно-качественными характеристиками для создания условий целенаправленного и эффективного использования потенциала учебного заведения в формировании конкурентоспособной личности с инновационной направленностью и обладающей активным воздействием на совокупность элементов среды через обратную связь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF TODAY'S RUSSIAN EDUCATION: FORMATION OF INNOVATIVE LEARNING ENVIRONMENT

The article analyzes the role of innovative environment in the formation of modern Russian education. In this context innovations in education are studied as a unique quality of the social mechanism that ensures resource development of both individuals, and society as a whole. University learning environment is considered as a structured and integrated system of elements that features quantitative and qualitative characteristics to create the conditions for focused and efficient use of high school potential in the formation of an innovation-oriented competitive individual actively affecting the set of the elements of the environment through the feedback.

Текст научной работы на тему «Модернизация современного российского образования: формирование инновационной образовательной среды»

поиском виновных и должны заниматься органы Госохраны, которые именно для этого созданы и технически к тому подготовлены. Чины же милиции к этой работе допускаемы быть не могут» [3, 22].

Приходилось им действовать и сообща. В августе 1919 г. на имя губернских комиссаров была разослана телеграмма с грифом «совершенно секретно» от департамента милиции при МВД. В ней говорилось о необходимости совместной работы чинов милиции, госохраны и отряда милиции особого назначения, не исключая чинов, эвакуированных из других местностей, в деле выявления большевистских агентов, проникающих в губернию под видом беженцев. Проведение подобных совместных операций в организационном плане поручалось Управляющему губернией как руководителю всех этих трех структур [15, 2].

При всем при этом неизменно ширились и права глав губерний. Например, 3 декабря 1918 г. Управляющий Иркутской губернией П.Д. Яковлев был назначен уполномоченным МВД. Эта должность давала право свободно прибегать к карательным мерам по отношению к нарушителям «общественного спокойствия». В статье 147 Постановления Совета Министров, утвержденного Верховным Правителем 11 февраля 1919 г. говорится: «Начальникам уездной и городской милиции и их помощникам, а также лицам, особо уполномоченным Департаментов Милиции, дается право подвергать предварительному аресту на

срок не более 2-х недель лиц, подозреваемых в совершении государственных преступлений или в причастности к ним».

Пункт 2 указанного Постановления гласит, что поименованные выше должностные лица обязаны немедленно составлять надлежащее постановление о всяком производстве ареста и освобождения от него, копию которого должны представить лицу прокурорского надзора и, кроме того, безотлагательно доносить о производстве ареста Управляющему губернией (областью), который или утверждает, или отменяет арест. В случае с Яковлевым, он свободно мог в качестве уполномоченного МВД арестовывать, а в качестве Управляющего губернией сам этот арест утверждать. Он также обязывался регулярно и с максимальной точностью рапортовать в МВД о настроениях в губернии и о работе органов управления и самоуправления.

Очевидно, что правительства Белой Сибири не могли полностью контролировать положение в регионе. Дело доходило до того, что чиновникам приходилось прислушиваться к слухам и сплетням, ходившим среди обывателей. Милиция и госохрана в целом не справлялись со своими обязанностями. По ряду объективных причин основное внимание власти Белой Сибири уделяли ведению боевых действий. В немалой степени это способствовало их падению.

Статья поступила 07.10.2014 г.

Библиографический список

1. ГАРФ, ф. 142, оп.1, д. 134.

2. ГАРФ, ф. 147, оп. 10, д. 49.

3. ГАИО, ф. р-285, оп. 1, д. 5.

4. ГАИО, ф. р-2, оп.1, д. 41.

5. ГАИО, ф. р-2, оп. 1, д. 199.

6. ГАИО, ф. р-2, оп.1, д. 62.

7. ГАРФ, ф. 296, оп. 1, д. 10г.

8. Собрание узаконений и распоряжений Всероссийского Временного Правительства. Утвержденные Верховным Правителем Постановления Совета Министров. Ст. 58.

9. Иркутские Губернские Ведомости. 10 августа 1919 г.

10. ГАРФ, ф. 1700, оп. 1, д. 63.

11. ЦА ФСБ РФ, ф. р-45369, том 1.

12. Борьба за власть Советов в Иркутской губернии . 19181920 гг. Сборник. Иркутск, 1959.

13. Показания Павла Дмитриевича Яковлева // Сибирский архив. Иркутск, 2000.

14. ГАИО, ф. р-2, оп.1, д. 361.

15. ГАИО, ф. р-2, оп. 1, д. 344.

УДК 316.422

МОДЕРНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

© Н.М. Струк1, Н.И. Гаврилова2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Анализируется роль инновационной среды в процессе становления современного российского образования. При этом инновации в образовании исследуются как уникальное качество социального механизма, обеспечивающего развитие ресурсов как отдельной личности, так и общества в целом. Образовательная среда вуза рассматривается упорядоченной целостной системой элементов, обладающей количественно-качественными характеристи-

1Струк Наталья Максимовна, кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и социальной работы, тел.: 8905143862, e-mail: struknm@rambler.ru

Struk Natalia, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Sociology and Social Work, tel.: 8905143862, email: struknm@rambler.ru

2Гаврилова Наталья Игоревна, кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы, тел.: 89027670291, e-mail: nig2312@yandex.ru

Gavrilova Natalia, Candidate of History, Associate Professor of the Department of Sociology and Social Work, tel.: 89027670291, email: nig2312@yandex.ru

ками для создания условий целенаправленного и эффективного использования потенциала учебного заведения в формировании конкурентоспособной личности с инновационной направленностью и обладающей активным воздействием на совокупность элементов среды через обратную связь. Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: инновации; образование; образовательный процесс; образовательная среда; модернизация.

MODERNIZATION OF TODAY'S RUSSIAN EDUCATION: FORMATION OF INNOVATIVE LEARNING ENVIRONMENT N.M. Struk, N.I. Gavrilova

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article analyzes the role of innovative environment in the formation of modern Russian education. In this context innovations in education are studied as a unique quality of the social mechanism that ensures resource development of both individuals, and society as a whole. University learning environment is considered as a structured and integrated system of elements that features quantitative and qualitative characteristics to create the conditions for focused and efficient use of high school potential in the formation of an innovation-oriented competitive individual actively affecting the set of the elements of the environment through the feedback. 7 sources.

Key words: innovation; education; educational process; learning environment; modernization.

Развитие современного российского общества связано с процессом модернизации, затрагивающим все аспекты функционирования жизнедеятельности. Особенностью модернизации в России является ее системный характер, охватывающий все уровни организации государственной и общественной жизни, определяя характер развития каждого региона РФ и отвечая его запросам и потребностям. Процесс модернизации связан с реализацией институциональной матрицы, основу которой составляют инновационные эффективные структуры общества, что предполагает эффективное развитие экономики, искоренение коррупции, повышение эффективности системы управления, развитие промышленности и науки, повышение качества человеческого капитала. Инновационные процессы, являясь основой модернизации, всей логикой функционирования социального механизма выдвигают в центр назревших проблем и перемен устойчивую заинтересованность общества в высокоэффективных инновациях. В свою очередь инновации выступают как важнейший способ удовлетворения потребностей человека через формирование новых систем ценностей, мотивацию достижительного успеха и рационального стиля мышления. Отличительной особенностью современных инновационных процессов является то, что подавляющая их часть связана с сознательной деятельностью людей, их волей, интересами и мотивами поведения.

На современном этапе развития российского общества доминируют характерные для традиционного сознания установки на зависимость от внешних по отношению к самому человеку обстоятельств, повлиять на которые он не может, патерналистские ожидания, внешний контроль. В то же время во всех социальных группах российского общества существует общий приоритет ценностей, которые выполняют интегрирующую роль и делают систему ценностей весьма устойчивой, наполненной внутренним содержанием по отношению к деятельности людей. Среди приоритетных ценностей россиян на первом месте находятся: семья, затем работа с ее содержательным ос-

нованием (интересная работа), образование, друзья, что не исключает наличие социального динамизма, свойственного большей части населения (мобильность, желание перемен, эффективность и т.д.).

Исходя из приоритетных ценностей, можно говорить об особенностях российского человеческого капитала и условиях его формирования. При этом качество человеческого капитала является важнейшим условием для инновационного развития общества и, следовательно, для всего модернизационного процесса. Инновационную личность, как имманентный элемент человеческого капитала, формирует совокупность мотивационного, перцептивного, когнитивного, имажинитивного компонентов. Сочетание этих элементов, их интернализация формирует личность, способную к решению сложных задач как технического, так и социального уровня. Решающим в этом процессе является инновационное образование как самый значимый ресурс, структурирующий процесс модернизации.

Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний - за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства, что ориентирует обучающегося на максимальное развитие творческих способностей, создание мотивационной потребности к самосовершенствованию и самообучению. Это достигается системой непрерывного профессионального образования, на основе образовательной политики, стандартов качества профессионального образования, позволяющих более полно учитывать быстроменяющиеся потребности рынка труда, обеспечивать мобильность молодежи как территориально-региональную, общероссийскую, так и академическую.

Кроме соответствующего кадрового потенциала, обеспечивающего высокое качество образования и внедрение инновационных образовательных технологий, главным условием модернизации образования является доступность к образовательным ресурсам, прежде всего в форме национальных библиотек, цифровых образовательных ресурсов; регулярное обес-

печение учебных заведений высокотехнологичным оборудованием и информирование общественности о своей деятельности; интенсивное взаимодействие российской системы образования с мировым образовательным пространством. Инновации в образовании, таким образом, обретают уникальное качество социального механизма, обеспечивающего развитие ресурса развития, тем самым моделируя облик будущего общественного устройства, формируя при этом субъектность личности и ее инновационные качества как системообразующее начало в модернизации системы образования и общественной системы, в целом.

Одна из важнейших задач, стоящих перед системой высшего образования в современной России -формирование инновационной образовательной среды.

Многое в этом процессе зависит от созданного образовательного пространства, как в целом по России, так и конкретного вуза в конкретном регионе. Необходимым компонентом этого образовательного пространства является наличие инновационной образовательной среды вузов, включающей бизнес-инкубаторы, технопарки, венчурные предприятия. Это связано с тем, что на современном этапе меняется роль высшего образования - оно должно не только выполнять запросы рынка, а стать инновационной управляющей, формирующей направления развития экономики с опережающей подготовкой специалистов нового поколения. Современный специалист должен обладать инновационным мышлением и высокой креативностью, владеть интегрированными междисциплинарными знаниями и быть способным работать в команде над проектами, владеть практическим опытом разработки и внедрения исследовательских, конструкторских, экономических, экологических и других решений.

Важнейшими условиями перехода к инновационной образовательной среде вуза является обновление содержания образования, которое должно происходить на основе использования информационных технологий, программно-целевых методов подготовки студентов, внедрения интегрированных программ обучения. Использование современных информационных технологий не только повышает эффективность образовательного процесса, но и содействует его привлекательности среди молодежи, делая процесс обучения узнаваемым. Современные технологии позволяют расширить сферу образования через развитие сетевых форм организации образования, а также образовательной среды, создавая условия для внесистемного образования и распространяя новые технологии на все молодежные группы, вовлекая их в образовательную среду региона и страны в целом.

Одной из основных задач формирования инновационной образовательной среды является формирование у будущих специалистов творческого мышления, способности к новым оригинальным идеям и их реализации. В структуре профессиональной подготовки важное место должна занимать способность личности к развитию творческого потенциала, к самосовер-

шенствованию, накоплению творческого опыта, являющегося основой для самореализации в процессе профессиональной деятельности. Инновационная образовательная среда должна стать интегрирующим фактором, объединяющим учебные коллективы, факультеты и кафедры вокруг процессов, происходящих на различных этапах профессиональной подготовки, создать условия для опережающей подготовки специалистов, способных эффективно действовать в современных условиях.

Образовательная среда вуза - это упорядоченная целостная совокупность (система) элементов, обладающая количественно-качественными характеристиками для создания условий целенаправленного и эффективного использования потенциала вуза в формировании конкурентоспособной личности с инновационной направленностью и обладающей активным воздействием на совокупность элементов среды через обратную связь.

Основными компонентами образовательной среды являются: функционально-целевой, выступающий ведущим в системе, определяющий цели и задачи среды, которые зависят от реальных возможностей вуза; технологический, являющийся фактором, обеспечивающим целостность и упорядоченность образовательной среды. Важнейшим компонентом выступает обратная связь как возможность проецировать интересы и потребности студентов для оптимизации и стимулирования деятельности субъектов образовательной среды (администрации вуза, преподавателей) для инновационной деятельности. Следствием становится активизация процесса профессионально-личностного развития и саморазвития студентов, обретение ими самостоятельной позиции, статуса, своего собственного образа, ибо среда воспринимается как индивидуальная для каждого формирующегося человека и, кроме учебно-методического знания в конкретной области, является одновременно высоко структурированной средой для организации различных форм самостоятельной познавательной деятельности. Именно в этом заключается инновационная сущность образовательной среды вуза, и именно в такой среде формируется личность, характеризующаяся активностью освоения знаний, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений, поступков, умеющая самостоятельно приобретать необходимые для успешной работы знания и навыки, применять их на практике для решения разнообразных задач, умеющая адаптироваться к быстро изменяющимся условиям современного общества, видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать рациональные пути их решения, используя современные технологии. Только такая среда может функционировать как среда развития креативности.

Образовательная среда, обладая целостностью необходимых элементов, предоставляет личности (студенту) возможность адаптироваться к условиям вуза и выработать в себе качества, формирующие личность инновационного типа. В то же время такая среда обладает эмерджентностью, что делает возможным процесс самосовершенствования личных

качеств всех субъектов образовательной среды, и, обладая широким спектром модальности, формирует разнообразие типов локальных сред, порождающих разнообразие и даже взаимоисключение качеств объекта воздействия. Структурно-динамическая характеристика образовательной среды определяет ее интенсивность, концентрированность ее влияния, степень насыщенности условиями и возможностями. В этом процессе определяющим выступает активность личности студента в адаптации инновационной среды. Именно активность или потенциальная активность студента делают образовательную среду узнаваемой, позволяющей присвоить наиболее существенные ее качества. Черты личности, формируемые образовательной средой, пройдя процесс интернализации, становятся устойчивыми чертами личности, в основе которых лежит ответственность за собственную подготовленность как специалиста. Адаптированность студента к образовательной среде вуза выводит его на адаптивность к социальным условиям, запросам населения и работодателей, повышая тем самым требования студентов к образовательной среде вуза как формирующей социальную перспективу в мире стремительного распространения новых информационных и коммуникационных технологий.

Результативность образовательной среды определяется через диагностику основных ее элементов и среды в целом. При этом можно выделить: актуальную и прогностическую адекватность образовательных и учебных программ, форм и методов, средств и приемов, способов организации учебной деятельности; полноценное и целесообразное использование имеющихся образовательных ресурсов, библиотечных фондов, компьютерного оборудования, аудиторного фонда; научность, современность информационного содержания, творческую атмосферу как основную характеристику микроклимата в вузе; гибкое сочетание административного управления и самоуправления в вузе; широкие связи с внешней социальной средой.

В качестве исследовательского полигона для анализа образовательной среды был использован один из крупнейших вузов Восточной Сибири, в 2010 г. получивший статус национального исследовательского.

В основу изучения отдельных элементов образовательной среды (акцент сделан на информационную, техническую и учебно-методическую составляющие) положено сочетание институционального, деятель-ностно-активистского и социокоммуникативного подходов, что обусловило первостепенную важность рассмотрения субъективного опыта восприятия действительности студенчеством, а также трансформации опыта и собственной идентичности в образовательной практике.

В центр внимания поставлены результаты проведенного в 2006-2012 гг. мониторинга изменения образовательной среды вуза, ее способности отвечать запросам, выдвигаемым процессом модернизации.

Наибольшую восприимчивость к оптимизации системы, высокий уровень ожидания как в отношении образовательного процесса, так и социально-культурных ценностей вуза продемонстрировали сту-

денты первых курсов набора 2012 г. Для бакалавров 1 года обучения характерна высокая удовлетворенность информационной составляющей образовательной среды (75-85,4%); учебно-методическим обеспечением (86,1%), технической составляющей образовательной среды: оснащенностью учебных аудиторий и лабораторий современным техническим оборудованием, возможностью работы на компьютере, доступностью к Интернет-ресурсам (72,3-74,4%). На протяжении последних лет мониторинг зафиксировал рост потенциальной активности студента-первокурсника в освоении образовательной среды вуза, стремлении к освоению и присвоению наиболее существенных ее качеств.

В отличие от позиции учащихся первых курсов мнения студентов последнего года, обучения относительно образовательной среды вуза изменились незначительно по сравнению с высказанными в 2008 г. Иначе говоря, состояние образовательной среды за последние 5 лет выпускниками рассматривается как стабильное, лишь с некоторым преобладанием положительной динамики.

Данные позиции лежат в основе общей оценки студентами выпускного курса процесса обучения в вузе. В частности, «очень высоко» охарактеризовали процесс обучения в вузе 15,7% респондентов; «высоко» - 44%, средний показатель оценки процесса обучения в вузе содержится в ответах 28,2% респондентов; низкий показатель - в ответах 10% опрошенных. Не удовлетворены процессом обучения в вузе остались 1,6% студентов выпускного курса.

Приведенный спектр мнений транслируется в показатели степени удовлетворенности выбором вуза и специальности. На фоне каждого пятого (22,5%) разочарованного в своей специальности и почти каждого четвертого (29,3%) - в самом вузе, 48,2% студентов уверены, что не ошиблись с выбором учебного заведения и профилем подготовки. Подчеркнем, что в 2008 г. таковых было на 9% меньше (39,2%).

Однако данные показатели находятся в некотором диссонансе с оценками старшекурсниками своих возможностей на рынке труда, уверенности в будущем: лишь 40,5% опрошенных студентов уверены в своей подготовленности к жизни и труду в современных условиях, к адаптации на рынке труда. 39% респондентов затруднились дать ответ, 20,5% ответили отрицательно.

Планируя свое будущее, лишь 46% испытывают чувство оптимизма. В то же время чувство неуверенности, связанное, с первую очередь, с проблемами трудоустройства, свойственно 22,5% респондентов, что на 7% больше, чем в 2008 г. Наконец, 31,5% опрошенных ради заработка готовы забыть про полученную специальность и работать не по профессии.

Таким образом, современная ситуация обострила проблему становления профессиональной мотивации и профессиональной идентификации студентов, формируемых в рамках образовательной среды вуза. Половина будущих выпускников не представляет себя в выбранной профессии. Остается существенной степень отчуждения студентов от выбранной специальности и профессиональной практики. Далеко не в пол-

ном объеме идет процесс формирования личностных и профессиональных компетенций студентов.

В целом, несмотря на ряд положительных, по оценкам учащихся, тенденций динамики образовательной среды вуза, объективно наблюдается воспроизводство ее прежних образцов.

Следует констатировать, что идущие изменения образовательной среды на настоящем этапе скорее носят характер восполнения отставаний в ее информационной, учебно-методической и технической составляющих, нежели качественной трансформации и внедрения инноваций.

Следует согласиться с результатами общероссий-

ского исследования, согласно которым «изменение статуса вуза как ресурсного инновационного центра еще не значительно» и «нет оснований говорить, что имеющиеся формы инноваций несут значительный образовательный прогресс». Таким образом, фиксировать конечные итоги инновационной деятельности вуза чрезвычайно рано.

В то же время настоящее исследование показало сформированность позитивных ожиданий студенчества региона на модернизацию сферы образования в целом и образовательной среды вуза, в частности.

Статья поступила 19.09.2014 г.

Библиографический список

1. Гаврилова Н.И. Молодежь в профессионально-квалификационной структуре общества (на примере выпускников ИрГТУ): материалы восьмой традиционной научно-практической конференции 22-23 марта 2007 г. Иркутск, 2007; Особенности профессиональной особенности молодежи (на примере выпускников ИрГТУ): материалы II Международной научно-практической конференции 01.12.2010. Иркутск, ФГОУ ВПО ИрГСА.

2. Горшкова М.К., Шереги Ф.Э. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы. М.: ЦСПиМ, 2010. С. 62, 70.

3. Струк Е.Н. Инновационная парадигма развития общества и изменение современного человека. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2007. 180 с.

4. Струк Н.М., Гаврилова Н.И., Гузик М.В. Качество трудо-

устройства выпускников как критерий самооценки вуза. Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов: материалы IV Международной научно-практической конференции. Красноярск, 2006. С. 101-104.

5. Струк Н.М., Гаврилова Н.И. Особенности профессиональной мобильности молодежи: сборник материалов Всероссийской конференции. Альметьевск, 2007. С. 219-222.

6. Струк Н.М., Гаврилова Н.И. Роль воспитания в образовательном процессе современного вуза. Проблемы образования и воспитания в условиях становления информационного пространства. Иркутск: Изд-во ИрГУПС, 2008.

7. Струк Н.М., Гаврилова Н.И. Проблемы воспитания в условиях становления нового образовательного пространства // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 1. С. 282-288.

УДК 130.122

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ АКСИОЛОГИЯ М. ШЕЛЕРА © Е.Г. Урбанаева1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Представлен опыт построения М. Шелером феноменологической аксиологии и его методологическое значение для постсовременных исследований ценностных трансформаций сознания и духовной культуры. Раскрывается феноменологический подход, разработанный Э. Гуссерлем, примененный М. Шелером к анализу ценностных феноменов и феноменов религиозного сознания, который до сих пор считается образцом теории ценностей, не превзойденный по масштабности своего проблемно-теоретического содержания, концептуальной глубине и цельности философской архитектоники. Библиогр. 3 назв.

Ключевые слова: аксиология; феноменология; абсолютная ценностная валентность; объективный космос ценностей; аксиологическая статика; аксиологическая динамика.

M. SCHELER'S PHENOMENOLOGICAL AXIOLOGY E.G. Urbanaeva

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article presents M. Scheler's experience of building phenomenological axiology and its methodological significance for postmodern researches of value transformations of consciousness and spiritual culture. It describes a phenomenological approach developed by E.Husserl and applied by M. Scheler to the analysis of value phenomena and the phenomena of religious consciousness, which is still considered to be the model of the theory of values, unmatched by the scale of its specific theoretical content, conceptual depth and the wholeness of philosophical architectonics. 3 sources.

Key words: axiology; phenomenology; absolute valence of values; objective space of values; axiological statics; axiologi-cal dynamics.

1Урбанаева Евгения Геннадьевна, старший преподаватель кафедры социологии и социальной работы, тел.: (3952) 405442. Urbanaeva Evgeniya, Senior Lecturer of the Department of Sociology and Social Work, tel.: (3952) 405442.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.