Научная статья на тему 'Модернизация содержания культуроведческого образования в образовательных учреждениях'

Модернизация содержания культуроведческого образования в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ И ИННОВАЦИОННЫЙ ТИПЫ ОБУЧЕНИЯ / ВОСПИТАНИЕ "КАК ВСЕОБЩАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ" / МОТИВАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ / ТРЕХУРОВНЕВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / ПРОБЛЕМНОЕ И ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. PERSONAL DEVELOPMENT / UPBRINGING "AS THE UNIVERSAL FORM OF PERSONAL DEVELOPMENT" / SUPPORTING AND INNOVATIVE TYPES OF EDUCATION / MOTIVATION AND THE CONTENT OF SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT AND EDUCATION / THREE-LEVEL RESULT / PROBLEM AND PROJECT EDUCATION / CREATIVE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдова Ольга Викторовна

В статье модернизация содержания культуроведческого образования рассматривается как результат реализации Концепции Федеральных Государственных стандартов второго поколения и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. Освещаются предпосылки, положенные в основу необходимости перехода от освоения культурного опыта прежних поколений к решению общественных и личных проблем, как актуальных, так и прогнозируемых, позволяющих максимально реализовать свою индивидуальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давыдова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of Content of Cultural Studies Education at the Educational Institutions

The article deals with modernization of cultural studies education as the result of implementation of the Concept of federal government standards of the second generation and the Concept of spiritual and moral development and education of the person of Russian citizen.

Текст научной работы на тему «Модернизация содержания культуроведческого образования в образовательных учреждениях»

УДК 001 ББК 74 в

МОДЕРНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Давыдова О. В.

Аннотация. В статье модернизация содержания культуроведческого образования рассматривается как результат реализации Концепции Федеральных Государственных стандартов второго поколения и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. Освещаются предпосылки, положенные в основу необходимости перехода от освоения культурного опыта прежних поколений к решению общественных и личных проблем, как актуальных, так и прогнозируемых, позволяющих максимально реализовать свою индивидуальность.

The article deals with modernization of cultural studies education as the result of implementation of the Concept of federal government standards of the second generation and the Concept of spiritual and moral development and education of the person of Russian citizen.

Ключевые слова: личностное развитие, поддерживающий и инновационный типы обучения, воспитание «как всеобщая форма развития личности», мотивация и содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности, трехуровневый результат, проблемное и проектное обучение, творческая деятельность.

Personal development, supporting and innovative types of education, upbringing «as the universal form of personal development», motivation and the content of spiritual and moral development and education, three-level result, problem and project education, creative personality.

«Не мыслям надобно учить, а мыслить»

И. Кант

Развитие личности, как смысл и цель современного образования, подразумевает не только освоение прошлого культурного и соци -ального опыта, а развитие умений и навыков решения общественных и личных проблем, как

актуальных, так и прогнозируемых на основе создания новых социально-культурных способов их разрешения. Мотивация и организация проектной деятельности, как социального явления, включает образовательный и воспитательный компоненты, направленные на трехуровневый результат...

Длительное время главной целью школы считалось формирование у обучаемых знания основ наук. Считалось, что нельзя быть культурным человеком, если не знаешь учебных предметов и основная цель человека - это освоить то, что накоплено человечеством. Этому противостоит идея Человека, сложившаяся в современной философии: основное предназначение человека - максимально реализовать свою человеческую сущность, индивидуальность, быть самим собой или стать «тем, что я есть». И сегодня на первый план выступает личностное развитие: «Развитие личности -смысл и цель современного образования» (из Концепции Федеральных Г осударственных стандартов 2-го поколения).

Отличие «поддерживающего типа» образования, основной характеристикой которого яв -ляется «поддержание, воспроизводство существующей культуры, социального опыта, социальной системы» от «инновационного типа» образования, направленного на подготовку лю -дей, способных «вносить инновационные изменения в существующую культуру, социальную среду» и отражает особенности модернизации содержания культуроведческого образования. Это, прежде всего, необходимость подготовки человека не к воплощению какой-то идеальной модели общества, которая была создана в прошлом или в настоящем, и, следовательно, являлась воспроизводством существующего уровня развития культуры какого-либо социума, а к решению общественных и личных проблем, как актуальных, так и прогнозируемых на основе создания новых социально-культурных спосо -бов их разрешения. Таким образом, образова-

Современная школа ЧИППКРО

ние стало, действительно, ориентироваться на будущее.

Так как переход на новый тип образования сопровождался отходом от социоцентрической модели образования, то на первый взгляд казалось очевидным, что если направленность на решение общественных проблем не помогала разрешить проблемы отдельного человека, а, напротив, только увеличивала и усугубляла их, то образование должно обеспечить подготовку к решению личностных проблем. Причем в основе такой подготовки должна лежать не опора на имеющийся общественный опыт как основного средства личностных проблем, а актуализация потенциала личности, осуществляемая в процессе ее саморазвития. Актуализировав -шийся потенциал личности проявляется в ее качествах, следовательно, процесс образования должен быть направлен на создание условий возникновения качеств личности, позволяющих ей успешно разрешать все возникающие проблемы: «Если каждый решит свои проблемы, то и общественные проблемы будут решены». В результате образования предполагается получить совпадение личностных и общественных интересов, так как «последние и есть собственные интересы личности, которые сами опять-таки являются целью общественного развития» [14, с. 20].

Воспитание при этом подходе рассматривается «как всеобщая форма развития личности» [14, с. 11]. Однако, активные социальные преобразования и постепенное расслоение общества, приводит к тому, что в государстве, не имеющем единой идеологии, все более распространенным становится убеждение в том, что единого ответа на вопрос о том, «что такое хорошо, а что такое плохо» - нет, и поиск его -личное дело каждого. Снижается роль семьи в воспитании и социализации детей. Кроме этого, сказывается высокая занятость родителей или их безработица. Постоянно растет число подро-стков-наркоманов, подростков с алкогольной и химической зависимостями, молодых людей, не решивших для себя проблему профессионального самоопределения, не знающих, чем заняться, не выбравших стиль жизни. Все это делает очевидной необходимость возвращения к воспитанию в рамках одного из немногих социальных институтов, реально занимающихся развитием детей - школы.

В теории и практике воспитания различают три основные цели:

- идеальная цель - это некий идеал, к которому стремится общество, школа, педагог;

- результатная цель - это прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе выпускника (учащегося) и который планируется достичь за определенный промежуток времени;

- процессуальная цель - это проектируемое состояние воспитательного процесса, оптимальное для формирования желаемых качеств выпускника (учащегося).

В отличие от стабильного общества, в котором в течение хотя бы столетия осуществлялась преемственность между поколениями через семейное и общественно-государственное воспитание, в нашем сегодняшнем обществе, переживающем революционные изменения всех базовых общественных и государственных структур, приходится заново определять как социальные идеалы человека, так и способы их достижения в конкретных учебных заведениях. В связи с этим очень важно определить, что такое социальный идеал, что фактически означает формулирование «социального заказа» нашего общества.

В Концепции такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования -высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа [1, с. 11].

Можно сказать, что в идеале человек, живущий в современном обществе, должен уметь самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность за нее. Это предполагает, что он:

- уверен в себе, не боится и умеет постоянно расширять свои возможности;

- способен к самообразованию;

- умеет принимать решения и достигать результата в соответствии с поставленной целью;

- легко приспосабливается к меняющейся социальной ситуации без больших моральных издержек;

- умеет брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя права и свободы других;

- умеет быть терпимым к другому, отличному от него.

Цели воспитания, таким образом, заключаются в том, чтобы научить ребенка социальным умениям:

- быть счастливым в своей жизни,

- развивать свои силы и способностей,

- адекватно оценивать свои силы и находить возможности их применения,

- контролировать себя,

- быть готовым к будущим обязанностям гражданина,

- приспосабливаться к новым социальным условиям,

- быть успешным в выбранной деятельности,

- понимать и принимать других.

Способы достижения целей:

Участие детей в управлении школой и классом (организация самоуправления). Это предполагает:

- совместное формулирование и принятие правил жизни школы и класса;

- совместное (с педагогами) принятие ответственных решений, касающихся жизни школы и отдельных ее членов;

- самостоятельное планирование вне-учебной совместной деятельности;

- гласность жизни школы (наличие детской прессы).

Создание возможностей для проявления творчества детей в школе:

- творчество в процессе обучения (на уроках);

- творчество после уроков: детские коллективы, кружки, коллективные творческие дела и пр.;

- возможности проявления и осуществления любой творческой инициативы.

Создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт, выходя за рамки принятых социальных ролей: проведение игр, моделирующих различные проблемные ситуации, требующие проявления инициативы и ответственности

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно не отделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, челове-

чества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека [1, с. 15].

Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей. Это:

- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

- традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

- человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для её решения обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию: истории России, российских народов, своей семьи, рода; жизненного опыта своих родителей, предков; традиционных российских религий; произведений литературы и искусства,

Научное обеспечение системы Научно-теоретический журнал 12/ г Л

" повышения квалификации кадров

Современная школа

лучших образцов отечественной и мировой культуры; периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь; фольклора народов России; общественно полезной и лич-ностно значимой деятельности; учебных дисциплин; других источников информации и научного знания.

Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина [1, с. 20-21].

Отбор содержания занятий должен быть направлен на формирование целостного мировоззрения, утверждение национальных и общечеловеческих ценностей, становление и социализацию личности ученика в современном Мире.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Таким образом, необходимость в постановке мотивированных, высоконравственных целей, отбор содержания занятий, включающих духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации, постановка проблемных заданий, направленных на творческое развитие учащихся.

Школьный учитель всегда должен быть ориентирован на конструктивный характер взаимодействия с учащимися, готов к сотрудничеству, сотворчеству, равнопартнерским от -ношениям с ними, к реализации диалоговых форм общения.

Условием достижения сформулированных целей является профессиональная готовность педагогов:

- учитывать развитие прирожденных задатков;

- создавать условия, направляющие развитие прирожденных задатков;

- предоставлять ребенку возможность свободно проявлять свои индивидуальные особенности;

- предоставлять ребенку возможность свободно выбирать и пробовать;

- предоставлять ему возможность знакомиться с разными культурами, точками зрения и версиями;

- слушать ребенка и давать ему возможность самостоятельно принимать решения;

- согласовывать с ребенком свои действия, чтобы он понимал, почему ему надо делать то или другое;

- создавать условия, чтобы ребенок мог осознанно следовать правилам;

- включать ребенка в создание правил, которым он должен следовать.

Средства для достижения духовнонравственного воспитания и развития личности:

- отбор содержания занятий (направленность на формирование целостного мировоз -зрения, утверждение национальных и общечеловеческих ценностей, становление и социализацию личности ученика в современном Мире);

- постановка мотивированных целей -нравственных проблем лично и/или социально значимых учителем и/или школьниками с учетом их возрастных особенностей;

- преимущественное использование проектного обучения, позволяющего вовлекать обучающихся в разнообразные виды деятель -ности (исследовательскую, игровую, коммуникативную, трудовую, творческую...);

- системная, диалоговая интеграция основного и дополнительного образования на -правленная на трехуровневый результат;

- каждый учитель самостоятельно или совместно с учениками определяет темы проектов, с последующим предъявлением результатов в социуме.

Примеры проектов:

- Проекты: графического дизайна (реклама, фирменный стиль, упаковка и т. п.), промышленного дизайна (посуда, ткани, одежда, бижутерия, парфюмерия и т. п.), арт-дизайна, архитектурного, ландшафтного и средового дизайна (интерьеры, городская среда и т. п.).

- Проекты музыкальные: организация

фотовыставки, проведение школьного праздника, самостоятельное разучивание музыкального произведения, постановка фрагмента оперного спектакля, создание музыкально-поэтического рукописного журнала или сочинение классного гимна; изучение концертных афиш и сочинение собственной афиши концерта или классической

музыки, сочинения о своем любимом музыкальном произведении, передача в рисунке образа, с которым связывается звучание этой музыки, написание эссе на музыкальные темы.

Проектные темы подскажет жизнь, поэтому необходимо учителю самому становиться социально активной личностью и этому учить детей.

Проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления.

Для систематизации знаний в процессе проектной проблемной деятельности, рекомендуется заполнить следующую таблицу:

Что есть Почему это не устраивает Что нужно

Формулировка проблемы

Известный опыт Идеи по усовершенствованию Решена ли проблема

Решение проблем является основой творческой деятельности. Поэтому «Шаги творчества», предложенные Г. И. Ивановым, так же основаны на решении проблем:

Шаг 1 - сформулируй проблему;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шаг 2 - проанализируй имеющийся опыт, попробуй решить проблему в рамках этого опыта;

Шаг 3 - предложи новые, неизвестные способы решения проблемы;

Шаг 4 - проверь истинность новой идеи, осуществи ее.

Таким образом, возрастает значимость проектной деятельности и в образовательной области «Искусство», что позволяет вовлекать обучающихся в разнообразные виды деятель -ности (исследовательскую, игровую, коммуникативную, трудовую, творческую.).

Чтобы не пропал интерес к проектной деятельности задания нужно выбирать разные по уровню сложности, опираясь на знания ребят, на их возрастные особенности, использовать межпредметную интеграцию не только по содержанию, но и по выполнению практических заданий. Ее непременным условием представ -ляется наличие заранее выработанного плана о конечном результате, промежуточных этапах (концепция, цели, задачи, ресурсы), путях реализации.

В любой проектной деятельности есть «заказчик». Кто может являться явным или потенциальным заказчиком проектной учебной деятельности?

Конечно, это в первую очередь, сам учитель. Он может мотивировать обучающихся на выполнение проектов, необходимых:

- самому учителю для последующего использования в качестве наглядного материала на занятиях (наглядные пособия и презентации), для оформления кабинета;

- школе для оформления школьных аудиторий и рекреаций, праздников, выполнения сувениров к различным праздникам;

- городу для организации выставок и других праздничных мероприятий (например, новогодняя елка и т. п.);

- области, стране и миру (участие в областных, всероссийских и международных выставках и конкурсах).

Еще одним «потенциальным заказчиком» могут являться родители. Однако мотивировать родителей на участие в проектной учебной деятельности тоже должен учитель. Он сам придумывает темы проектов, которые могут заинтересовать родителей: например, проектирование приусадебного (садового) участка, проектирование фасада или интерьера архитектурного сооружения, имеющего практическую необ -ходимость.

Так же «заказчиками» могут являться общественные и промышленные организации, существующие в той местности, где происходит учебная деятельность. Для этого учителю необходимо провести исследовательскую деятельность в области необходимости и актуальности выбранной тематики. Выполненные на должном уровне проекты могут быть представлены соответствующим организациям для последующего воплощения.

При этом учебная проектно-исследовательская деятельность должна быть ориентирована не на научный результат, а на развитие интереса к творческой работе, устойчивой мо-

Современная школа

тивации учащихся к самостоятельному поиску, анализу различной информации, умению работать с текстом (выделение главного, обработка, презентация в виде эссе, реферата, рецензии, конспекта, плана, публичного выступления), а как конечный результат - активизации личностной позиции учащегося.

Таким образом, распределение результатов происходит по трем уровням:

Первый уровень - приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Участие ребенка в социально значимых делах, организованных взрослыми.

Второй уровень - получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это организация и проведение коллективного творческого дела (КТД): художественных выставок, фестивалей искусств, спектаклей в классе и школе.

Третий уровень - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Это художественные акции школьников в окружающем школу социуме.

Важнейшим условием организации художественно-творческой деятельности школьников, по мнению многих педагогов, является создание творческой атмосферы, которая соз-дается не только воспитанием любознательности, вкуса к нестандартным решениям, способности нетривиально мыслить, но и необходимостью воспитывать готовность к восприятию нового и необычного, стремлением использовать и внедрять творческие достижения других людей.

Существует множество приемов создания творческой атмосферы:

- первоначально давать легкодоступные творческие задания;

- проявлять интерес к действиям учеников;

- признавать и поощрять множественность вариантов ответов;

- раскрывать личностную значимость изучаемого и сделанного;

- поощрять чувство предвосхищения и ожидания;

- знакомое снова сделать незнакомым (рассмотреть с другой точки зрения);

- строить предположения на неограниченных данных;

- соотносить на первый взгляд несоотно-симое;

- не подчеркивать чувство вины после совершения ошибки, повышать значение ответа, часто даже ошибочного, искать в нем рациональное зерно и др.

Организация деятельности представляет собой следующие действия педагога: определение цели, задач, осуществление планирования, сбор детей для выполнения определенной деятельности, постоянный оперативный контроль, корректировка хода работы, помощь затрудняющимся, подведение итогов деятельности.

При этом большую роль играет стимулирование и поощрение личности, коллектива, группы, что активизирует их мотивационную сферу, а это, в свою очередь, влияет на деятельность. В своей деятельности педагог должен опираться только на положительные мотивы. По мнению психологов, от этого зависит внутреннее содержание и смысл задания для ребенка.

Ю. К. Бабанский выделяет две группы стимулирования и мотивации. К первой группе относятся методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии и т. п. Вторую группу составляют методы стимулирования долга и ответственности, такие как убеждение в значимости учения, предъявление требований, упражнения в выполнении требований, поощрение в учении, порицание.

Общие способы стимулирования творческой активности:

- обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность. Отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления;

- обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми предметами и стимулами с целью развития его любознательности;

- поощрение высказывания оригинальных идей;

- не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или научиться делать) самостоятельно;

- обеспечение возможности для упражнения и практики: широкое использование вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям, представление детям возможности активно задавать вопросы;

- использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

Литература

1. Концепция духовно-нравственного раз-

вития и воспитания личности гражданина Рос-оти в сфере общего образования: проект

[Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2009.

2. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект [Текст] / Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009.

3. Худякова, Н. Л. Философия и развитие образования [Текст] : учеб. пособие / Н. Л. Худякова. - Челябинск: изд-во ИИ-УМЦ «Образование», 2009.

Научное обеспечение системы ‘Научно-теоретический журнал 131 г

" повышения квалификации кадров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.