Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения»
ISSN 2071-5021 Эл №ФС77-28654
http://vestnik.mednet.ru
01.06.2011 г.
УДК: 614.2:614.212(571.16)«2005-2009»
Банин С.А.
Модернизация системы здравоохранения Томской области в ходе реализации регионального пилотного проекта
Департамент здравоохранения Томской области
Banin S.A.
Modernized public health of Tomsk region: regional pilot project
Department of public health of Tomsk Region
Резюме. Подведены итоги реализации мероприятий финансово-экономического и структурно-организационного направлений регионального пилотного проекта модернизации здравоохранения Томской области в 2005-2009 гг., который позволил повысить эффективность управления не только отдельным медицинским учреждением, но и всей системой здравоохранения региона. Для достижения поставленной цели были использованы как финансово-экономические, так и структурно-организационные инструменты модернизации системы здравоохранения.
Основными финансово-экономическими инструментами реализации регионального пилотного проекта являлись: внедрение преимущественно одноканальное финансирование через систему ОМС; введение оплаты медицинских услуг по полному тарифу; подушевое финансирование амбулаторно-поликлинических учреждений, имеющих прикрепленное население; реализация механизма частичного фондодержания. Основными структурноорганизационными инструментами реализации проекта являлись: стимулирование развития первичной медицинской помощи, реструктуризация специализированной медицинской помощи; включение в систему фондодержания стационарных учреждений (подразделений); переход на систему стандартизации медицинской помощи; разработка и внедрение специального программного продукта «ИСКУС», предоставляющего пользователям полный спектр государственной медицинской статистической отчетности.
Ключевые слова: преимущественно одноканальное финансирование; полный тариф; подушевое финансирование амбулаторно-поликлинических учреждений; частичное фондодержание.
The resume. Financial economic, as well as structural organizational means of this Regional pilot project for modernized public health in Tomsk Region enabled us to develop new ways for effective control of medical establishments and the whole system of public health in the region.
Main financial economic means of Regional pilot project for modernized public health in Tomsk Region included single canal funding through obligatory medical insurance; introduction of full tariff payments for medical services; per capita funding of outpatient population-based facilities; new mechanisms of partial possessing of material funds.
Main structural organizational means of Regional pilot project for modernized public health in Tomsk Region included boosting of primary medical care; certain restructuring of specialized medical care; inclusion of more inpatient facilities in the system of possessing of funds; more strict
standardization for medical care services; development and introduction of “ISKUS” software product for full range of medical statistical accounts.
Key words: single canal funding, full tariff medical care, outpatient population-based facilities, per capita funding, inpatient population-based facilities, material funds, partial possessing.
В здравоохранения Российской Федерации в последнее десятилетие происходят качественные и структурные перемены. Суть этих перемен сводится к формированию новой более совершенной организационно-функциональной системы здравоохранения, способной обеспечивать оказание качественной медицинской помощи, и поддерживать достойный уровень общественного здоровья [4, 6].
Для решения проблем, стоящих перед системой здравоохранения и ее перехода на современные медико-организационные модели оказания медицинской помощи, инновационное развитие системы в целом, внедрение ресурсосберегающих технологий предполагает формирование прогрессивной нормативной базы, адекватной поставленным задачам [3, 6, 7].
Принятие Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в котором определен порядок и сроки перехода системы здравоохранения на одноканальное финансирование, вызвало необходимость совершенствования организации оплаты медицинской помощи (в том числе амбулаторной), а также введения оплаты медицинских услуг по полному тарифу. Согласно ст. 36 этого закона территориальная программа обязательного медицинского страхования с 2012 г. включает в себя в том числе перечень страховых случаев, что обусловливает необходимость выработки новых подходов к оплате медицинской помощи, формированию тарифов, их систематизации и группировке [1, 2, 5].
Кроме того, Концепцией развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года определены приоритетные задачи повышения качества и обеспечения доступности медицинской помощи населению на основе конкретизации государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. В частности, это касается объемов медицинской помощи в части их видов, порядка и условий предоставления. Готовность органов здравоохранения, территориальных фондов обязательного медицинского страхования активно проводить в жизнь реформы в здравоохранении, создание механизмов, побуждающих руководителей лечебно-профилактических учреждений и медицинских работников к эффективной рациональной деятельности, могут обеспечить динамическое развитие экономических отношений в здравоохранении [3, 6, 7].
В реализации задачи, направленной на внедрение частичного фондодержания на уровне амбулаторно-поликлинических учреждений и повышение качества услуг в сфере здравоохранения, приняли участие 11 субъектов Российской Федерации, что позволило им в 2008 г. увеличить норматив подушевого финансирования в среднем на 8,7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. На сегодняшний день опыт внедрения фондодержания имеют уже 24 субъекта Российской Федерации. По данным комплексной интегральной оценки эффективности системы здравоохранения, наиболее успешными среди них являются Кемеровская, Челябинская, Самарская и Томская области, Пермский край и Республика Бурятия [3-5].
Таким образом, научное обоснование мероприятий, которые были реализованы в Томской области по реформированию системы здравоохранения, может быть полезно и для других субъектов Российской Федерации.
С 2005 по 2009 г. состояние системы здравоохранения Томской области претерпело ряд существенных изменений в ходе участия в следующих проектах, направленных на модернизацию существовавшей системы:
• - Приоритетный национальный проект «Здоровье»;
• - Федеральный пилотный проект, направленный на повышение качества услуг в сфере здравоохранения;
• - Региональный пилотный проект «Модернизация системы здравоохранения Томской области».
Пилотный проект «Модернизация системы здравоохранения Томской области» был разработан Департаментом здравоохранения Томской области в 2005 году и после согласования с администрацией Президента Российской Федерации, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования был реализован в рамках «Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Томской областью о взаимодействии в реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения» в качестве специального раздела.
Целью регионального пилотного проекта было повышение качества и доступности оказания медицинской помощи за счет повышения эффективности использования ресурсов здравоохранения на основе создания рыночных механизмов и конкурентной среды между производителями медицинских услуг.
Для достижения поставленной цели в ходе реализации регионального пилотного Проекта были использованы как финансово-экономические, так и структурноорганизационные инструменты модернизации системы здравоохранения.
Основными финансово-экономическими инструментами реализации регионального пилотного проекта на территории Томской области являлись:
• - внедрение преимущественно одноканальное финансирование через систему ОМС;
• - введение оплаты медицинских услуг по полному тарифу;
• - подушевое финансирование амбулаторно-поликлинических учреждений, имеющих прикрепленное население;
• - реализация механизма частичного фондодержания.
Основными задачами одноканального финансирования являлись обеспечение прозрачности финансовых потоков, упрощение системы учета и отчетности, обеспечение для руководителей ЛПУ возможности управления финансовыми ресурсами в соответствии с реальными потребностями в расходах, снижение вероятности искусственного нецелевого использования средств, обеспечение внедрения элементов рыночных отношений в системе здравоохранения.
На первом этапе с января 2006 г. в тарифы на оплату медицинских услуг в системе ОМС включены все затраты медицинской организации, за исключением расходов на проведение капитального ремонта и приобретение медицинского оборудования. С мая 2006 г. начата поэтапная реализация принципа частичного фондодержания. На этом этапе в качестве фондодержателя выступили амбулаторно-поликлинические учреждения, имеющие прикрепленное население. В подушевом нормативе предусмотрены расходы на фондодержание для оплаты специализированной консультативной помощи в областных лечебных учреждениях. С октября 2006 года утверждены подушевые нормативы для проведения взаиморасчетов между амбулаторно-поликлиническими учреждениями,
оказывающими как первичную медико-санитарную помощь, так и специализированную. На втором этапе реализации в 2007 г. включены в состав тарифа расходы на проведение капитальных ремонтов и приобретение медицинского оборудования, а также расчеты за медицинские услуги, оказанные стационарами. Разработан прейскурант услуг для проведения взаиморасчетов за оказание амбулаторно-поликлинических услуг.
В настоящее время оплата медицинской помощи, оказываемой в рамках реализации Областной программы обязательного медицинского страхования, осуществляется следующим образом:
Оплата амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями-фондодержателями собственному прикрепленному населению, производится за счет дифференцированного подушевого норматива финансирования медицинской организации-фондодержателя с фондодержанием путем ежемесячного перечисления средств за каждого прикрепленного гражданина. В настоящее время доля амбулаторно-поликлинических учреждений в системе ОМС, финансируемых на основе подушевого норматива от числа учреждений, имеющих прикрепленное население, составляет 100%.
Оплата внешних консультативных, диагностических, лечебных амбулаторнополиклинических услуг, оказанных медицинской организацией-исполнителем прикрепленному к медицинской организации-фондодержателю гражданину по направлению врача-специалиста медицинской организации-фондодержателя или при необходимости по направлению врача-специалиста медицинской организации -исполнителя, при наличии у последнего первичного направления врача медицинской организации-фондодержателя в отношении того же прикрепленного пациента, а также в случае оказания медицинской организацией-исполнителем экстренных амбулаторно-поликлинических медицинских услуг не прикрепленным к ней гражданам, производится страховой медицинской организацией за фактическое количество оказанных внешних услуг за счет дифференцированного подушевого норматива финансирования медицинской организации-фондодержателя с фондодержанием.
Оплата плановой стационарной помощи, в том числе по альтернативным видам, оказанной медицинской организацией-исполнителем пациенту по направлению врача-специалиста медицинской организации-фондодержателя, осуществляется страховой медицинской организацией за счет дифференцированного подушевого норматива финансирования медицинской организации-фондодержателя с фондодержанием за фактическое количество законченных случаев лечения.
Оплата стационарозамещающей помощи, оказанной медицинской организацией-исполнителем пациенту по направлению врача-специалиста медицинской организации-фондодержателя, осуществляется страховой медицинской организацией за счет дифференцированного подушевого норматива финансирования медицинской организации-фондодержателя с фондодержанием за фактическое количество законченных случаев лечения в дневном стационаре любого типа.
Оплата экстренной стационарной помощи осуществляется страховой медицинской организацией за фактическое количество законченных случаев лечения за счет дифференцированного подушевого норматива финансирования медицинской организации-фондодержателя.
В результате реализации проектов по модернизации системы здравоохранения Томской области произошли серьезные изменения: обеспечена прозрачность финансовых потоков, упрощена система учета и отчетности, для руководителей ЛПУ появилась
возможность управлять финансовыми ресурсами в соответствии с реальными потребностями в расходах, обеспечено внедрение элементов рыночных отношений в системе здравоохранения. Кроме того, за 5 лет существенно снизились объемы медицинской помощи за счет уменьшения социальной нагрузки на учреждения здравоохранения и реструктуризации коечного фонда.
Кроме снижения объемов необходимой медицинской помощи и изменения структуры сети учреждений здравоохранения и их кадрового состава, произошло изменение структуры расходов на различные виды помощи (табл. 1).
Таблица 1
Объем и структура расходов на виды медицинской помощи,
Томская область, 2005 и 2009 гг.
Показатели 2005 год 2009 год
Затрачено, млн руб. Структура, % Затрачено, млн руб. Структура, %
Стационарная медицинская помощь 1658,2 59,8 3120,7 56,9
Амбулаторно-поликлиническая помощь 734,3 26,5 1704,6 31,1
Медицинская помощь, предоставляемая в дневных стационарах 96,9 3,5 179,7 3,3
Скорая медицинская помощь 282,7 10,2 481,8 8,8
По сравнению с 2005 г., в 2009 г. отмечается повышение доли расходов на амбулаторно-поликлиническую помощь (как отражение развития сети ОВП и повышения доступности первичной медицинской помощи), и снижение доли расходов на скорую медицинскую помощь, стационарную помощь и дневной стационар.
В 2009 г. фактические показатели финансирования территориальной Программы в расчете на 1 жителя увеличились по сравнению с 2005 г. на 55,5% и составили 5632,6 руб. (2005 г. - 3621,9 руб.). При этом финансирование территориальной программы ОМС по сравнению с 2005 г. увеличилось на 129% и составило 3841,0 руб. (2005 г. - 1677,3 руб.). Таким образом, доля средств обязательного медицинского страхования в финансировании территориальной программы государственных гарантий возросла с 53,4% в 2005 г. до 65,7% в 2009 г.
Однако по итогам 2009 г. дефицит областной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Томской области составил 47%, в части программы ОМС - 45% (для сравнения - в 2008 г. дефицит Программы составил 16%, в части программы ОМС - 10%). Рост дефицита Программы обусловлен существенным (в 1,7 раза) ростом федерального норматива при ограниченных возможностях областного и муниципальных бюджетов по повышению расходов на ОМС.
Система взаиморасчетов в рамках фондодержания на территории Томской области вводилась поэтапно с 2006 г. в рамках реализации проекта «Модернизация системы здравоохранения Томской области».
С 1 мая 2006 года впервые были введены в тарифное соглашение об оплате медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования тарифы для оплаты амбулаторно-поликлинической помощи в условиях частичного фондодержания и тарифы для проведения взаиморасчетов в рамках частичного фондодержания в рамках пилотного проекта «Модернизация системы здравоохранения Томской области».
В 2007 г. был произведен переход от частичного фондодержания (в части амбулаторно-поликлинических услуг) к полному фондодержанию, включающему взаиморасчет за оказанную плановую амбулаторно-поликлиническую, стационарную и стационарозамещающую помощь.
Для обеспечения динамического контроля экономики каждого учреждения здравоохранения была введена система экономического мониторинга, основанная на результатах финансово-экономической деятельности лечебно-профилактических учреждений на территории Томской области.
В соответствии с финансовыми критериями все подведомственные учреждения здравоохранения по уровню финансовой стабильности были отнесены к одной из четырех групп.
1. Тревожная группа: фактические расходы превышают сумму принятых счетов (заработанных средств), остаток средств на начало года и текущие поступления не компенсирует перерасход. Кредиторская задолженность не погашается авансовым платежом за будущий период, имеется просроченная кредиторская задолженность. Учреждение "живет" в долг.
2. Нестабильная группа: фактические расходы превышают сумму принятых счетов (заработанных средств), остаток средств на начало года не компенсирует перерасход, но авансовый платеж будущего периода покрывает кредиторскую задолженность; просроченной кредиторской задолженности нет.
3. Требует текущей коррекции: фактические расходы соответствуют доходам, либо превышают сумму принятых счетов (заработанных средств), но остаток средств на начало года и текущие поступления компенсирует перерасход; условия для развития - минимальные.
4. Требует продолжения мониторинга: сумма принятых счетов превышает фактические расходы учреждения. Имеется стабильная возможность для развития учреждения.
В момент начала перехода на новую систему взаиморасчетов в 2006 г. было 49 медицинских учреждений-фондодержателей, к 2010 г. их количество сократилось до 43 (рис. 1). Максимальные положительные значения, характеризующиеся повышением количества МО-фондодержателей с остатком денежных средств до 47 и снижением МО-фондодержателей с недостатком до 2, наблюдалась по итогам 2006 г.
В период с 2007 по 2009 г. наблюдалось стабильное снижение количества МО с остатком до 28 на фоне роста количества МО с недостатком до 17. Несмотря на это, характерной чертой в 2006-2009 гг. являлся общий остаток средств МО-фондодержателей на взаиморасчеты в рамках фондодержания по итогам года.
Рис. 1. Динамика изменения количества медицинских учреждений с остатком и недостатком средств на взаиморасчеты в рамках фондодержания
В начале 2010 г. положительный остаток средств сохранялся, но за июнь образован недостаток средств на взаиморасчеты в размере 0,21 млн руб., на 1 августа 2010 года этот недостаток увеличился до 1,23 млн руб. Общая динамика изменения количества ЛПУ с остатком и недостатком средств на взаиморасчеты в рамках фондодержания в 2010 г. ухудшилась по сравнению с 2009 г. (табл. 2), однако, в настоящее время выводы по итогам 2010 г. делать преждевременно, так как ситуация может измениться за оставшееся до конца года время.
Таблица 2
Динамика изменения количества медицинских организаций (МО) с остатком и недостатком средств на взаиморасчеты в рамках фондодержания
Дата Число МО-фондодержателей с остатком денежных средств Число МО-фондодержателей с недостатком денежных средств Всего МО-фондодержателей
01.06.2006 (частичное фондодержание) 32 17 49
01.01.2007 (частичное фондодержание) 47 2 49
01.01.2008 37 11 48
01.01.2009 28 17 45
01.01.2010 28 16 44
01.08.2010 22 21 43
Таким образом:
• • по итогам 2006 г. недостаток в средствах на взаиморасчеты за амбулаторнополиклиническую помощь испытывали 2 ЛПУ (Моряковская больница и Лоскутовская поликлиника);
• • по итогам 2007-2008 гг. недостаток в средствах на взаиморасчеты за амбулаторно-поликлиническую помощь и плановую стационарную помощь испытали более 10 учреждений здравоохранения, но при этом сохранился положительный остаток средств по всем МО-фондодержателям;
• • недостаток средств по фондодержанию по итогам 2009 г. у МО-фондодержателей наблюдался по всем видам помощи, но при этом сохранился положительный остаток средств по всем участникам взаиморасчетов;
• • в начале 2010 г. положительный остаток средств на взаиморасчеты сохранялся, но за июнь образовался недостаток средств в размере 0,21 млн руб., который к 1 августа 2010 года увеличился до 1,23 млн руб.
Основными целями структурно-организационных в здравоохранении Томской области преобразований стали:
1. Увеличение доступности первичной и специализированной медицинской помощи за счет изменения их соотношения.
2. Достижение оптимального баланса всех видов медицинской помощи (амбулаторно-поликлинической, стационарной, стационарозамещающей и скорой медицинской помощи).
Для достижения поставленных целей был проведен целый ряд мероприятий, как основного, так и вспомогательного характера:
1. Стимулирование развития первичной медицинской помощи:
• - организация сети общих врачебных практик;
• - реорганизация фельдшерско-акушерских пунктов в общие врачебные (семейные) практики, в том числе, групповые;
• - обучение врачей и медицинских сестер по специальности «общая (семейная) врачебная практика»
2. Реструктуризация специализированной медицинской помощи:
• - введение обязательного оформления направления на консультацию узких специалистов областных учреждений с последующей оплатой услуг;
• - приведение специализированной медицинской помощи в соответствие с потребностями населения.
3. Включение в систему фондодержания стационарных учреждений (подразделений).
4. Переход на систему стандартизации медицинской помощи. Были разработаны, апробированы и внедрены экономически сбалансированные стандарты по следующим профилям:
• - хирургический - 475 стандартов по 80 нозологическим формам;
• - терапевтический - 1 242 стандарта по 207 нозологическим формам;
• - педиатрический - 810 стандартов по 135 нозологическим формам;
• - акушерско-гинекологический - 474 стандарта по 79 нозологическим формам.
5. Разработка и внедрение специального программного продукта «ИСКУС», предоставляющего пользователям полный спектр государственной медицинской статистической отчетности.
В ходе подготовки и реализации Пилотного проекта система здравоохранения Томской области была подвергнута серьезной ревизии, дана оценка всем основным ее составляющим параметрам: структурной организации; кадровому потенциалу; показателям материальнотехнической обеспеченности; финансовым ресурсам; экономическим и медикоорганизационным условиям предоставления медицинской помощи и др.
В результате реализации вышеперечисленных структурно-организационных мероприятий в рамках реализации регионального Пилотного проекта в здравоохранении Томской области произошел ряд существенных изменений.
В 2005 году, на территории Томской области функционировали 490 медицинских организаций, в том числе подчинения Минздравсоцразвития, прочих министерств и ведомств, частнопрактикующие.
В ходе реализации регионального пилотного проекта с 2005 по 2009 г. существенно снизились объемы медицинской помощи за счет уменьшения социальной нагрузки на учреждения здравоохранения и реструктуризации коечного фонда (табл. 3).
Таблица 3
Объемы видов медицинской помощи в 2005 и 2009 гг., Томская область
Показатели на 1 жителя 2005 год 2009 год
Стационарная медицинская помощь, койко-день 2,86 2,64
Амбулаторно-поликлиническая помощь, посещение 8,35 7,76
Медицинская помощь, предоставляемая в дневных стационарах, пациенто-день 0,73 0,55
Скорая медицинская помощь, вызов 0,41 0,38
Снижение объемных показателей всех видов помощи в указанный период позволяет говорить о неоптимальном использовании ресурсов здравоохранения до 2005 г. В связи с этим была проведена оптимизация сети учреждений в системе здравоохранения Томской области, в результате которой количество учреждений сократилось на 19% до 397 в 2009 г. Сокращение произошло за счет реорганизации фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, участковых больниц и преобразования их в общие врачебные практики (табл.
4).
Таблица 4
Система учреждений здравоохранения Томской области
Показатели 2005 г. 2009 г.
Число больничных учреждений 72 61
Число коек в больничных учреждениях, всего 12719 12235
Число коек, на 10000 чел. населения 122,7 117,8
Число самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений и поликлинических учреждений в составе больниц (АПУ) 185 194
Мощность АПУ (посещений в смену), всего 18992 17910
Мощность АПУ на 10000 чел. населения 183,2 172,5
Диспансеры 7 5
Фельдшерско-акушерские пункты 305 275
Фельдшерские здравпункты 50 37
Учреждения особого типа 5 11
Врачебные амбулатории и сельские поликлиники 38 21
Участковые больницы 8 4
Общие врачебные практики (ОВП) 8 84
При этом за время реализации регионального пилотного проекта к общим врачебным практикам прикреплено 95,9 тыс. человек, составляющих 9,2% населения области. Число посещений к этим специалистам выросло в 4,6 раза с 74,1 тыс. до 338,9 тыс. посещений.
В кадровом составе с 2005 по 2009 г. произошли некоторые изменения. С 2005 по 2009 г. произошло увеличение числа врачей общей практики (семейных врачей) с 8 до 84 человек.
Введение обязательного оформления направления на консультацию узких специалистов областных учреждений с последующей оплатой услуг привело к тому, что объем амбулаторно-поликлинической специализированной консультативной и диагностической медицинской помощи в областных лечебных учреждениях уже в течение первого года сократился более чем на 47%. Это в первую очередь связано с уменьшением количества необоснованных и дублирующих обращений, а также исключением случаев оказания первичной медико-санитарной помощи областными учреждениями здравоохранения. Снижение объемов специализированной медицинской помощи в свою очередь привело к объективной необходимости реструктуризации специализированной медицинской помощи и приведение ее в соответствии с потребностью населения.
Кроме снижения объемов необходимой медицинской помощи и изменения структуры сети учреждений здравоохранения и их кадрового состава, произошло изменение структуры расходов на различные виды помощи. По сравнению с 2005 г., в 2009 г. отмечается повышение доли расходов на амбулаторно-поликлиническую помощь с 26,5% до 31,1% (как отражение развития сети ОВП и повышения доступности первичной медицинской помощи).
В этот же период сократилась доля остальных видов медицинской помощи: стационарной (с 59,8 до 56,9%), скорой медицинской (с 10,2 до 8,8%) и дневного стационара
(с 3,5 до 3,3%). При этом сокращение доли расходов на стационарную помощь сопровождалось сокращением коечного фонда специализированных видов медицинской помощи (например - в отделениях ОКБ), излишнего в условиях усиления первичного звена (табл. 5).
Таблица 5
Реструктуризация коечного фонда Областной клинической больницы
Отделение 2005 г. 2009 г. Причина
Травматологическое отделение 54 20 Исключение первичной помощи
Нейрохирургическое отделение 64 49 Открытие инсультного центра
Отделение общей хирургии 44 33 Исключение первичной помощи
Отоларингологическое отделение 42 22 Исключение первичной помощи
Кардиологическое отделение 69 57 Исключение первичной помощи
Неврологическое отделение 72 44 Открытие инсультного центра
"Инсультный центр” 0 120 Специализированная помощь
Пульмонологическое отделение 48 37 Исключение первичной помощи
ВСЕГО: 1035 1005
Выводы
1. Стимулирование развития первичной медицинской помощи позволило:
• - реорганизовать фельдшерско-акушерские пункты, врачебные амбулатории, участковые больницы и преобразовать их в общие врачебные практики;
• - подготовить необходимый врачебный и сестринский персонал;
• - увеличить количество населения, прикрепленного к общим врачебным практикам;
• - повысить доступность первичной медицинской помощи.
2. Реструктуризация специализированной медицинской помощи позволила сократить ее объемы за счет необоснованных и дублирующих обращений и повысить тем самым доступность данного вида помощи для действительно нуждающихся пациентов.
3. Внедрение стандартов медицинской помощи привело:
• - у врачей - к пониманию этапности оказания медицинской помощи и объема необходимых исследований и манипуляций на данном этапе;
• - у пациентов - к упорядочению понимания «платности» и «бесплатности» медицинских услуг (то есть все, что регламентировано стандартом, а так же выполнено по направлению лечащего врача - бесплатно).
4. Внедрение системы «ИСКУС» позволило всем участникам сферы здравоохранения обмениваться информацией в оперативном режиме и в едином формате данных. С помощью этой программы на территории области функционирует единое информационное пространство, включающее медицинские учреждения, страховые медицинские организации, фонд ОМС, врачей общей врачебной практики.
Таким образом, реализация мероприятий финансово-экономического и структурноорганизационного направлений регионального пилотного проекта модернизации здравоохранения в 2005-2009 гг. позволила изменить подходы к эффективности управления не только отдельным медицинским учреждением, но и всей системой здравоохранения региона. Более рациональное использование всех видов имеющихся в здравоохранении ресурсов позволило повысить доступность и качество медицинской помощи для населения Томской области.
Список литературы
1. Девишев Р.И. Фондодержание как возможный механизм управления в сфере здравоохранения Российской Федерации //Менеджер здравоохранения 2007. № 3. С. 33-35.
2. Девишев Р.И. Структура себестоимости и состав затрат, включаемых в тарифы на медицинские услуги //Экономист лечебного учреждения 2007. № 6. С. 47-58.
3. Обухова О.В. Комплекс мероприятий по переходу системы здравоохранения на преимущественно одноканальное финансирование //Менеджер здравоохранения 2010. № 7. С. 26-33
4. Обухова О.В. К обоснованию перехода системы здравоохранения на преимущественно одноканальное финансирование //Менеджер здравоохранения 2010. № 6. С. 20-24.
5. Обухова О.В. Методы оплаты услуг поставщиков медицинской помощи за счет финансирования из государственных источников. Учебное пособие. М., 2008. 124 с.
6. Стародубов В.И., Флек В.О.,. Сон И.М., Леонов С.А., Матвеев Э.Н., Бантьева М.Н. Совершенствование нормативной базы программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи как условие успешного решения проблем здравоохранения //Менеджер здравоохранения 2010. № 10. С. 9-19.
7. Стародубов В.И., Перхов В.И., Балуев Е.Е. Некоторые аспекты методологии планирования заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи //Менеджер здравоохранения 2010. № 7. С. 16-22
References
1. Devishev RI. Fondoderzhaniye kak vozmozhnyy mekhanizm upravleniya v sfere zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii [Maintenance of funds as possible pathway for control of public health in the Russian Federation]. Menedzher zdravookhraneniya 2007; (3):33-35.
2. Devishev RI. Struktura sebestoimosti i sostav zatrat, vklyuchaemykh v tarify na meditsinskiye uslugi [Structure of the prime cost and practical contents of expenditure included in the tariffs for medical services]. Ekonomist lechebnogo uchrezhdeniya 2007; (6):47-58.
3. Obukhova OV. Kompleks meropriyatiy po perekhodu sistemy zdravookhraneniya na preimushchestvenno odnokanalnoye finansirovaniye [Comprehensive measures for the transition of public health to predominantly single-channel funding]. Menedzher zdravookhraneniya 2010;(7):26-33
4. Obukhova OV. K obosnovaniyu perekhoda sistemy zdravookhraneniya na preimushchestvenno odnokanalnoye finansirovaniye [Certain grounds and foundations for the transition of public health to predominantly single-channel funding]. Menedzher zdravookhraneniya 2010;(6):20-24.
5. Obukhova OV. Metody oplaty uslug postavshchikov meditsinskoy pomoshchi za schet finansirovaniya iz gosudarstvennykh istochnikov. Uchebnoye posobie [Techniques of payment for services of medical care providers at the expense of state sources of funding. Textbook]. Moscow; 2008. 124 p.
6. Starodubov VI, Flek VO, Son IM, Leonov SA, Matveev EN, Banteva MN. Sovershenstvovaniye normativnoy bazy programmy gosudarstvennykh garantiy okazaniya naseleniyu besplatnoy meditsinskoy pomoshchi kak usloviye uspeshnogo resheniya problem zdravookhraneniya [Improvement in normative basis of the program of state guarantees for gratis medical care as a pre-requisite for successful solution of public health problems]. Menedzher zdravookhraneniya 2010;(10):9-19.
7. Starodubov VI, Perkhov VI, Baluev EE. Nekotorye aspekty metodologii planirovaniya zadaniy po obespecheniyu gosudarstvennykh garantiy okazaniya grazhdanam Rossiyskoy Federatsii besplatnoy meditsinskoy pomoshchi [Certain techniques aspects of planning the tasks to safeguard state guarantees for gratis medical care to citizens of RF]. Menedzher zdravookhraneniya 2010;(7):16-22