Научная статья на тему 'Модернизация системы профессионального образования в Саратовской области: взгляд изнутри'

Модернизация системы профессионального образования в Саратовской области: взгляд изнутри Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / REFORM / TEACHERS / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарова Ольга Львовна

В статье представлены результаты автор-в Саратовской области. Особый упор делается ского социологического исследования, посвя-на анализе процесса принятия реформ и фенощенного вопросам модернизации системы СПО мене сопротивления инновациям сотрудниками Professional Education in Russia and Abroad 4 (12) 2013 колледжей. Сделан вывод о наличии процесса формирования негативных установок по отношению к реформам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Secondary vocational education modernization in Saratov region: look from the inside

The article is devoted to issue of innovation approval and resistance in the process of vocational education modernization is Saratov region. Results of the research, conducted by the author, show that negative attitude towards the process of reform implementation is formed.

Текст научной работы на тему «Модернизация системы профессионального образования в Саратовской области: взгляд изнутри»

и сказывается на работе всех систем, особенно системы образования. Сложившаяся на данный момент ситуация в регионе характерна для регрессивного развития: сокращение численности населения (низкая рождаемость, миграция молодежи и трудоспособного населения из-за низкого уровня заработных плат, экономической нестабильности и отсутствия перспектив), сложная ситуация на рынке труда не являются единственными проблемами Псковской области.

Характеристика Псковской области как субъекта управления говорит о спонтанности руководства в сфере профессионального образования. Государственный заказ на осуществление подготовки рабочих кадров под конкретные нужды конкретного региона не осуществляется. Не учитывая реальные потребности экономики и социальной сферы региона, продолжается массовая подготовка по невостребованным профессиям.

Данные проблемы, являются основными факторами, которые оказывают непосредственное влияние на формирование организационно-педагогических условий функционирования и развития региональной системы СПО и подготовку рабочих кадров в Псковской области. А именно:

— создание авторской программы развития СПО в Псковской области с учетом специфики географических, социально-экономических, демографических и других региональных факторов;

— соответствие качества образовательных услуг запросам регионального рынка труда и потребителей;

— создание региональной системы мониторинга и статистики рынков труда и образовательных услуг;

— осуществление управления системой профессионального образования через взаимодей-

ствие: государственно-общественное управление, новые формы социального партнерства.

Таким образом, состояние экономики, общественные и политические условия, присущие данному региону, для развития профессионального образования и диктуют требования к особым организационно-педагогическим условиям, которые должны учитываться руководством при модернизации и планировании деятельности учреждений профессионального образования. Помимо создания основных организационно-педагогических условий для успешного развития системы профессионального образования необходимо осуществлять комплексное социальноэкономическое развитие Псковской области.

1. Возрастно-половой состав населения по районам Псковской области. 2010: стат. сб./Псковстат — Псков, 2010. — 87 с.

2. Естественное движение населения Псковской области за 2007 г.: стат. бюл./Псковстат. — Псков, 2008. — 80 с.

3. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года: стат. бюл./Псковстат. — Псков, 2004. — 60 с.

4. Шереги Ф. Э., Савинков В. И. Образование, как фактор формирования интеллектуального потенциала России. — М.: ЦСПиМ, 2011. — 288 с.

5. Регионы Северо-Западного федерального округа. Социально-экономические показатели. 2009: стат. сб./Коми-стат. — Сыктывкар, 2009. — 203 с.

6. Статистический бюллетень/Псковстат. — Псков, 2008. -19 с.

7. Экономические и социальные индикаторы регионов Северо-Западного федерального округа. Бюл./Псковстат. — Псков, 2004. — 120 с.

8. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Псковской области [Электронный ресурс]. — ШІ_: ИИ;р://р8І<0У8йІ. gks.ru (дата обращения 22.09.2013).

9. Официальный сайт Государственного комитета

Псковской области по труду и занятости населения [Электронный ресурс]. — Ш1_: http://trud.pskov.ru/

(дата обращения 18.09.2013).

УДК / uDC 377(470.44) О. Л. Шарова

О. Sharova

модернизация системы профессионального образования В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ SECONDARY VOCATIONAL EDuCATION MODERNIZATION IN SARATOV REGION: LOOK FROM THE INSIDE

В статье представлены результаты автор- в Саратовской области. Особый упор делается

ского социологического исследования, посвя- на анализе процесса принятия реформ и фено-

щенного вопросам модернизации системы СПО мене сопротивления инновациям сотрудниками

колледжей. Сделан вывод о наличии процесса формирования негативных установок по отношению к реформам.

The article is devoted to issue of innovation approval and resistance in the process of vocational education modernization is Saratov region. Results of the research, conducted by the author, show that negative attitude towards the process of reform implementation is formed.

Ключевые слова: реформирование, преподавательский состав, среднее профессиональное образование.

Keywords: reform, teachers, secondary vocational education.

Возникновение и функционирование любой структуры образования обусловлено потребностями общества. В этой связи актуальны слова К. Мангейма, который указывал, что «образование формирует не человека вообще, а человека в данном обществе и для этого общества» [1]. В рамках данной статьи мы остановимся на особенностях функционирования системы среднего профессионального образования на современном этапе, а также на том, как воспринимают происходящие реформы сотрудники системы СПО Саратовской области. В последнее время очень много говорится о том, что содержание профессионального образования должно быть максимально приближено к потребностям современного производства. С одной стороны, эти призывы не новы, и именно среднее профессиональное образование, возникшее в 1918 году на базе реальных училищ, было той структурой образования, которая решала проблему подготовки кадров для нужд развивающейся советской экономики. Формирование нового рабочего класса, способного показать преимущества именно социалистического государства, многочисленные стройки коммунизма и индустриализация — все это послужило мощным толчком для развития системы СПО. Кроме того, система СПО всегда была доступным каналом для образования детей из малоимущих слоев населения: учащиеся техникумов обеспечивались формой, питанием, оплачиваемой практикой, годы учебы входили в общий трудовой стаж, выпускники пользовались также определенными льготами при поступлении в соответствующие вузы [2]. Следует отметить, что обучение в техникумах и училищах всегда было ориентировано на нужды конкретного производства, вследствие чего многие учреждения СПО выполняли социальный заказ на подготовку специалистов, востре-

бованных в конкретной сфере жизни общества, на конкретном заводе, фабрике и т. д.

Переломным моментом для системы профессионального образования явились начавшиеся в стране процессы перестройки, демократизации, перехода к рыночной экономике, потребовавшие смены образовательных моделей, и в начале 90-х годов были проведены мероприятия, которые должны были приблизить систему профобразования к новым экономическим условиям. Во-первых, на базе профтехучилищ и техникумов были открыты лицеи и колледжи, которые могли осуществлять подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена повышенного уровня [3]. Во-вторых, в Северо-Западном федеральном округе совместно с Европейским фондом образования был инициирован и реализован проект «Реформа системы профессионального образования и обучения». Основной идеей проекта было приближение профессионального образования к запросам конкретного рынка труда, а бизнес-структур — к сотрудничеству и поддержке образования [4, с. 25]. Основной целью данного проекта было формирование условий для реформирования системы профессионального образования, разработка новой модели сотрудничества — модели социального заказа на профессии — и внедрение полученного регионального опыта на федеральном уровне. Первый российский опыт показал наличие конфликта ценностей между включенными в реализацию проекта структурами: находящиеся на государственном финансировании образовательные учреждения были склонны следовать проторенным путем, а бизнесмены не стремились вкладывать деньги в уже существующие образовательные структуры [5; с. 52-58]. Несмотря на то что результаты проекта неоднозначны, на наш взгляд, именно благодаря начатому в 1994 году реформированию в ряде регионов Северо-Западного федерального округа в настоящее время осуществляются:

— взаимодействие с образовательными учреждениями сопредельных областей Финляндии,

— участие в образовательных проектах, конкурсах профессионального мастерства других стран [6]. То есть осуществляется все то, что еще только предстоит сделать остальным регионам в рамках реформирования и модернизации систем профессионального образования. В-третьих, с начала 90-х годов начался процесс вхождения учреждений СПО в систему ВПО [7]. При этом все чаще система СПО рассматривалась не как отдельная и значимая образователь-

ная подструктура, а в сочетании с системой ВПО.

Впоследствии системе СПО не уделялось должного внимания, ситуация изменилась лишь в 2007 году, когда был организован конкурс на финансовую поддержку передовых учреждений СПО в рамках ПНП «Образование». Этот проект был продолжен в положениях Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (ФПЦРО). Целью ФЦПРО является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Для реализации поставленной цели предполагается решить несколько задач. В области профессионального образования — приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка, развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг. Но программа так и останется декларативным документом, если не будет, в частности, решен вопрос укомплектования учебных заведений соответствующими кадрами, которые на основе современных требований будут проводить подготовку специалистов среднего звена. Как воспринимают реформы сотрудники СПО, готовы ли они к переменам — эти и другие вопросы мы ставили, проводя свое исследование.

Выборка формировалась на основании статистических данных, представленных Областным управлением статистики по Саратовской области [8]. В целом репрезентативная выборка соответствует генеральной. В опросе приняли участие 112 работников системы СПО, из них административные работники составили 20 %, преподаватели — 71 % и мастера производственного обучения — 9 %. Женщины составляют 76 %, мужчины 24 %. 32,4 % респондентов имеют стаж работы в системе СПО более 15 лет, 27 % — до 10 лет. По 20,3 % — сотрудники со стажем до 5 лет и от 10 до 15 лет. В целом такие данные соответствуют общероссийским показателям и подтверждают мнение о старении педагогических коллективов учреждений СПО.

Один из ключевых исследовательских вопросов — «Какие позитивные изменения произошли в учебных заведениях со времени включения СПО в приоритетный проект «Образование». Предложенные варианты ответов охватывали все стороны получения профессии и условий проживания студентов, проведения досуга, занятий спортом. Респондентам необходимо было выбрать не более трех позиций. Ответы распределились следующим образом: 30 % принимавших

участие в опросе ответили, что проект не коснулся учебного заведения. 51 % отвечавших указали на улучшение материально-технической базы процесса обучения — больше стало в колледжах, техникумах и училищах компьютеров, интерактивных досок, мультимедийных проекторов, обучающих компьютерных программ и т. д. 20,3 % респондентов указали на то, что было закуплено новое оборудование для организации и проведения практического обучения. Наименьшее количество получили варианты о состоявшихся ремонтных работах: ремонт общежития, спортивного зала, пищеблока.

— Вы видите, как мы живем.... Ведь у меня даже денег нет на ремонт. Как в семидесятых годах построили, так и все—денег нет. У меня и десяти компьютеров не будет, и те старые, еле-еле работают, и стоят у меня да у замов... (Директор, областной центр.)

Анализ ответов показывает, что хотя проект напрямую не коснулся большинства учебных заведений системы СПО Саратовской области, позитивные изменения в модернизации учебного процесса отметили почти половина респондентов. По нашему мнению, это свидетельствует о том, что в регионе началась модернизация учреждений СПО, медленный темп этого процесса объясняется отсутствием заинтересованности региональной власти в развитии системы СПО, косвенным доказательством чего могут служить, например, мероприятия по реализации долгосрочной целевой программы «Содействие занятости населения Саратовской области» на 2012-2014 годы. Эта программа, в частности, предусматривает организацию временного трудоустройства безработных граждан из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые. И хотя заданные возрастные параметры трудны для реального воплощения, с 2012 по 2014 год планируется трудоустроить 802 выпускника. Для выпускников ВПО существует программа по привлечению на село молодых специалистов, для выпускников же СПО таких программ нет.

Государственная поддержка учреждений СПО в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование» была оказана только передовым учебным заведениям. Мы опросили сотрудников СПО, согласны ли они с точкой зрения, что только лучшим учебным заведениям государство должно выделять дополнительное финансирование? 71,6 % опрошенных полагают, что государство обязано всем предложить равные возможности. В основном

это респонденты, проработавшие в системе СПО более десяти лет. За дифференцированный подход на основе достижений высказались 24 % респондентов, в основном те, кто проработал в колледжах и техникумах от пяти до десяти лет.

Современные условия диктуют тесную связь теории и практики, что закреплено в ряде документов: Федеральной целевой программе развития образования, Ведомственной программе развития профессионального образования Саратовской области. Кроме того, предусмотрено активное участие бизнеса в составлении программ профессионального образования и их практической реализации. По мнению преподавателей, принявших участие в нашем опросе, бизнесмены должны активнее участвовать в обучении и практике — 52,7 %. Почти треть опрошенных (32,4 %) полагают, что бизнесменов следует сделать соучредителями учебных заведений. За активное включение бизнесменов в подготовку программ обучения выступают также представители администрации и мастера производственного обучения, видя в таком сотрудничестве и залог развития учебного заведения, и источник дополнительного дохода.

Сотрудникам учреждений СПО также был задан вопрос — «Стало ли за последние три года сотрудничество с работодателями более интенсивным?». 44,6 % респондентов ответили, что все осталось на прежнем уровне. 41,9 % — что работодатели стали более заинтересованы в выпускниках. 7 % опрошенных заявили о том, что работодатели перестали проявлять даже минимальный интерес к выпускникам. Подавляющее большинство тех, кто говорит о заинтересованности работодателей, — административные работники учреждений СПО.

— Вот эта папка - заявки от наших партнеров — фермерских хозяйств, которые хотят на практику взять наших студентов. А это — заявки от газовой компании, и они бы наших взяли. Да с практикой все нормально обстоит, некоторых после практики берут на работу. Это кто как себя покажет. (Ж., адм., районный центр.)

Нами было выявлено противоречие. Так, при заполнении анкеты все участвовавшие в опросе мастера профессионального обучения указали на значительное снижение интереса к выпускникам СПО со стороны бизнес-структур, с другой стороны, во время интервью эти же мастера заявляли совершенно другое. Возможно, расхождение мнений объясняется анонимностью анкеты, при которой можно свободно высказывать свое мнение, тогда как в интервью, по крайней мере, у респондентов пенсионного возрас-

та, возникают боязнь потерять рабочее место и желание ответить «правильно». Мы солидарны с мнением исследователей о том, что система подготовки профессиональных кадров не может работать вслепую, то есть без прогноза потребности в специалистах определенного профиля, что, в свою очередь, связано с внутриэкономиче-скими перспективами страны [5].

Противников происходящего в наши дни отхода государства от финансирования учреждений СПО много. Еще больше тех, кто противится вхождению учреждений СПО в состав вузов — 40,5 %.

— К нам пришли, когда мы присоединялись, комиссия из вуза и говорят, а зачем вам мастерские, у нас их нет. Мы говорим, что нам без мастерских никак нельзя, у нас другое, мы учим больше руками работать. Да эти мастерские сдали в аренду, кто-то что-то там теперь производит. Нам чуть-чуть оставили помещений и оборудования для ознакомительной учебной практики. (М., преподаватель, областной центр.)

Объяснения первой позиции практически одинаковы: вузы не понимают нашей специфики, страшит неизвестность, касающаяся будущего учебного заведения. В этой группе респондентов — практически все члены администрации и преподаватели с большим педагогическим стажем. Положительно относятся к присоединению учреждений СПО к вузам 27 %, не определились 32,5 % респондентов. Среди тех, кто приветствует присоединение к вузу, — сотрудники со стажем работы в СПО менее 10 лет. Очевидно, что данная группа опрошенных еще не имеет устоявшегося мнения, открыта реформам и изменениям. Также неоднозначно относятся преподаватели к идее введения в СПО прикладного бакалавриата. Получены следующие данные:

— прикладной бакалавриат поможет СПО стать конкурентоспособной структурой на рынке

труда — 41,9 %;

— отрицательно относятся к введению бакалавриата на базе СПО — 29 %;

— не определились по этому вопросу — 29,1 %.

Среди тех, кто «за» прикладной бакалавриат — преподаватели, проработавшие не более 10 лет в учреждениях СПО, имеющие высшее и послевузовское образование. Среди активных противников — администрация и проработавшие более 15 лет преподаватели, а их в образовательных учреждениях — подавляющее большинство.

Реформирование образовательной структуры невозможно без участия в этом процессе

педагогических кадров. В сложное время реорганизации, на наш взгляд, каждому участнику образовательного процесса полезно изучать документы, касающиеся изменений в образовательной сфере. Из опрошенных нами сотрудников только члены администрации ответили, что они тщательно и всесторонне изучают документы, касающиеся образовательной политики, а преподаватели (32,4 %) узнают о документах только на педагогических советах. Среди тех, кто изучает документы, следит за изменениями в образовательной политике, — преподаватели со стажем более 15 лет, начинающие преподаватели узнают об изменениях социальной политики, только если их познакомят на педагогических советах. То есть старшее поколение более внимательно и более критично относится к изменениям в социальной политике в области образования. В целом более заинтересованы в изучении документов те, кто имеет стаж работы в СПО более 15 лет.

Закономерен вопрос о перспективах развития СПО: не имеют никакого мнения 21,7 % респондентов. Они объясняют это тем, что пока идет вхождение в состав вузов или перевод образовательного учреждения на региональное финансирование, сложно давать какие-либо прогнозы; 20,3 % — полагают, что СПО будет отмирать, потому что уже нет производств, для которых нужно массово готовить такого уровня специалистов. Такой взгляд чаще всего превалирует у преподавателей, не согласны с данной точкой зрения представители администрации и мастера профессионального обучения. Подавляющее большинство респондентов (58,1 %) полагает, что систему СПО ждут положительные перемены. Но насколько можно доверять ответам? Так, в результате наблюдения нами было зафиксировано следующее:

преподаватель читает вопрос:«Каковы, с Вашей точки зрения, перспективы развития средних профессиональных учебных заведений?».

«Какие?! Да никаких: все скоро рухнет, это никому не надо... — Подумав, выбирает ответ «Систему СПО ждут положительные перемены».—Будем, надеяться, что так...» (М., преподаватель, областной центр.)

Результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о том, что преподаватели в основной массе не понимают и не принимают изменений, происходящих в результате реформирования системы среднего профессионального образования. Также нами выявлено существенное расхождение мнений между членами администрации и педагогическими работника-

ми. Нам представляется, что административные работники должны являться трансляторами действий государства в области социальной политики, но этого, к сожалению, не происходит. В связи с этим процесс трансформации, введения инноваций, которые должны бы существенно улучшить положение системы СПО, не происходит, в том числе и из-за сопротивления инновациям. В целом среди тех, кто работает в системе СПО более 15 лет, только административные работники видят в будущем перспективы развития учебных заведений, а рядовые сотрудники, ежедневно встречаясь со студентами, передают пессимистические настроения. Таким образом, непонимание процессов реформирования, негативное к ним отношение в конечном итоге отрицательно сказываются на процессе обучения и не способствуют формированию привлекательности системы СПО для абитуриентов. На наш взгляд, следует вести работу по формированию конструктивного отношения к происходящим переменам, а для этого сотрудники не должны быть пассивными созерцателями, они должны быть включены в процесс и обсуждения, и реализации реформ.

1. Мангейм К. Диагноз нашего времени [Электронный ресурс]. — URL: http://bo0k.net/index.php?p=chapter&bid=3 330&chapter=21 (дата обращения: 20.09.2012).

2. Из истории профессионального образования [Электронный ресурс]. — URL: http: muzprof.narod.ru/profotbor.html (дата обращения: 16.11.2010).

3. Об организации работы в области подготовки кадров для рыночной экономики [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 04.11.1993 № 1137. — URL: http://www.lexed.ru/doc.php?id=3028&q=#B.

4. Алашеев С. Ю., Кутейницына Т. Г., Посталюк Н. Ю. Обзор мировых практик организации взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования/Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. докладов по материалам Второй Всерос. науч.-практ. интернет-конф. (26-27 октября 2005 г.). Кн. I. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. — С. 25.

5. Иваненко И. А. Подготовка специалистов в условиях социального заказа в формате социального партнер-ства//Университетское управление. — 2011. — № 1. — С. 52-58.

6. Информация о международном сотрудничестве комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, а также подведомственных ему учреждений профессионального образования Ленинградской области [Электронный ресурс].—URL: http://edu.lokos.net//.

7. Экспресс-форум: СПО в системе децентрализации аккредитации в образовании [Электронный ресурс]. — URL: http://www.akvobr.ru/ekspress_forum_decentralizacia_ spo.html.

8. Территориальный орган федеральной службы государ-

ственной статистики по Саратовской области [Электронный ресурс]. — URL: http://srtv.gks.ru/digital/

region13/default.aspx.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.