Научная статья на тему 'Модернизация системы повышения квалификации педагогов искусства'

Модернизация системы повышения квалификации педагогов искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагоги искусства / профессиональная компетентность / концепция непрерывного повышения квалификации / модернизация системы / интегративный андрагогический процесс / conception of the unbroken raising of one‟s skills / integrative adults‟ training process / art teachers / professional competence / modernization of system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудзик М. Ф.

В данной статье раскрываются теоретико-методологические основы изучения профессиональной компетентности специалистов образовательной области «Искусство», дается обоснование концепции непрерывного повышения квалификации педагогических кадров художественно-эстетического цикла общеобразовательных учреждений, определяются особенности технологии повышения их квалификации на базе ИПК, выявляются педагогические условия обеспечения эффективности ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рудзик М. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF THE SYSTEM OF RAISING THE LEVEL OF ART TEACHERS‟ SKILLS

The theoretical-methodological foundations of the professional competence study of specialists in educational field “Art” are revealed in this article; conception substantiation of the unbroken system of raising the level of pedagogical staff of artistic-aesthetic cycle at schools of general education is given; the peculiarities of raising their skills technology on basis of the Institute of Raising one‟s Skills are determined; pedagogical conditions of its realization effectiveness provision are displayed.

Текст научной работы на тему «Модернизация системы повышения квалификации педагогов искусства»

УДК 78

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГОВ ИСКУССТВА

© 2008 М. Ф. РУДЗИК

кандидат педагогических наук, доцент кафедры МПМиИИ

Курский государственный университет

В данной статье раскрываются теоретико-методологические основы изучения профессиональной компетентности специалистов образовательной области «Искусство», дается обоснование концепции непрерывного повышения квалификации педагогических кадров художественно-эстетического цикла общеобразовательных учреждений, определяются особенности технологии повышения их квалификации на базе ИПК, выявляются педагогические условия обеспечения эффективности ее реализации.

Ключевые слова: педагоги искусства, профессиональная компетентность, концепция непрерывного повышения квалификации, модернизация системы, интегративный андра-гогический процесс.

Система повышения квалификации в современных условиях выполняет адаптивную функцию образования, эффективность которой проявляется в степени удовлетворения и развития потребностей личности в самореализации. Современный персонифицированный андрагогический процесс в системе повышения квалификации и переподготовки работников образования отличается свободой выбора, мобильностью реализуемых программ. Для него характерен всесторонний подход, базирующийся на ряде принципов: создания многофакторной образовательной среды, гибкости, отхода от линейности, единообразия и авторитарности в образовательном процессе к блочномодульному, концентрическому, проблемно-целевому обучению.

Сегодня четко обозначилась многофункциональная роль учреждений повышения квалификации педкадров, выступающих в качестве специфического образовательного феномена в регионах: институты повышения квалификации (ИПК) играют роль проектного института, научно-исследовательского подразделения, образовательного учреждения, консультативно-внедренческой фирмы. В них сложились все предпосылки для существенного изменения системы дополнительного профессионального образования педагогических кадров: значительно расширилась возможность выбора форм и методов обучения; возросло информационное и научно-методическое обеспечение учебного процесса; созданы достаточные условия для перехода на вариативные учебные планы и образовательные программы; появились новые резервы повышения эффективности постдипломного образования педагогических работников: интеграция в учебную среду личного профессионального опыта и социально-педагогической деятельности специалистов, неформальное учение каждого педагога, которые не позволяют ему замыкаться в профессиональном индивидуализме при происходящем изменении целей, стратегии и содержании образования.

Опираясь на данные положения, автор в течение 12 лет вела целенаправленную работу по повышению квалификации педагогических кадров образовательной области «Искусство» в Курском областном ИПКиПРО. Отработка новой системы постдипломного профессионального образования учителей искусства получила научное обоснова-

ние в авторской концепции развития художественно-эстетического образования в регионе. В ней отразились основополагающие факторы развития системы непрерывного повышения квалификации: усиление общекультурной и гуманитарной направленности образования; его инновационный характер; универсализация; преодоление технократического характера; интеграция образования в общество, объективное повышение его социальной востребованности; повышение требований к социально-профессиональной мобильности личности; фундаментализация и информатизация образования; повышение роли коммуникативной культуры как компонента образования.

Системное реформирование структуры дополнительного профессионального образования педагогических кадров ХЭЦ происходило на основе разработки и реализации перспективной программы, предусматривающей создание механизма непрерывного обновления содержания образования. Ориентируясь на актуальные проблемы развивающейся системы общего образования в целом и художественно-эстетического образования в частности, мы выстраивали содержание повышения квалификации педагогов искусства с учетом запросов и интересов, стажа и базовой профессиональной подготовки слушателей курсов, инновационных процессов в образовании, его региональных особенностей, потребностей в высококвалифицированных кадрах.

Этому предшествовало тщательное изучение объективно сложившейся образовательной ситуации. Исследовательской площадкой стали инновационные общеобразовательные учреждения Курской области. В исследовании приняли участие 96 педагогов. Центральной проблемой изучения состояния художественно-эстетического образования в школах нового типа стал вопрос о широте использования педагогических инноваций, профессиональных запросах и потребностях специалистов ХЭЦ. Результаты анкетирования учителей городских школ показали, что в профессиональной деятельности большинства специалистов (48,7 %) отсутствует внедрение каких-либо новаций; в 30,3 % случаев отмечалось, что инновации внедряются механически либо фрагментарно; лишь 21 % педагогов искусства отметили, что в их общеобразовательных учреждениях ведутся комплексные инновационные преобразования. Обследование сельских школ показало, что лишь в 20 % случаев инновации внедряются фрагментарно или механически. Таким образом, были выявлены противоречия между потребностью в инновационном развитии образовательной сферы и существующей педагогической действительностью, между теорией и практикой. На основе анализа профессииональных потребностей, интересов, запросов сформировалась базисная модель информационного поля по соответствующим разделам профессиональной подготовки педагогов искусства.

Основной целью следующего этапа, инициированного автором эксперимента, стала выработка системных подходов к непрерывному повышению квалификации учителей искусства, проявляющихся в оптимизации содержания и методов дополнительного профессионального образования специалистов ХЭЦ, его структурировании, введении активных форм и увеличении доли практико-ориентированных занятий, усилении методологической подготовки педагогов, формировании позитивной мотивации относительно осуществления инновационной профессиональной деятельности и др. в контексте происходящих преобразований педагогического пространства. В ходе проводимого исследования были экспериментально обоснованы условия инновационно направленного обучения слушателей ИПК, выработана рабочая гипотеза эксперимента: уровень готовности учителей ХЭЦ общеобразовательных учреждений к осуществлению инновационной педагогической деятельности, их профессиональная компетентность повысится, если в основу постдипломного образования будет положен многофункциональный, персонифицированный подход; произойдут принципиальные изменения в содержании курсовой подготовки; изменится структура и организация учебной деятель-

ности; межсубъектные отношения слушателей курсов и преподавателей ИПК приобретут новый характер (сотрудничества, здоровой конкуренции, гуманистически направленного, дифференцированного учебного процесса).

Выявленные условия определили стратегию непрерывного повышения квалификации педагогов искусства общеобразовательных учреждений. Основной задачей непрерывного повышения квалификации педкадров стало инициирование личностного смысла учителя искусства в формируемой способности к инновационнопедагогической деятельности, направленной, в конечном счете, на значительное повышение качества художественно-эстетического образования школьников.

Исходя из этого, нами была выстроена интегративная модель непрерывного повышения квалификации педагогов ХЭЦ, позволяющая включать слушателей ИПК в непрерывный познавательный процесс, коммуникативную, эстетическую, креативную, преобразовательную, ценностно-ориентационную, инновационно направленную профессионально-педагогическую деятельность (см. схему 1). Предложенная технологическая схема показывает, что процесс непрерывного профессионального совершенствования педагогов искусства предполагает различные модели его реализации. В структуре андрагогического процесса прослеживается отход от традиционного компенсаторного обучения, линейности, единообразия и авторитарности к блочно-модульному, концентрическому, проблемно-целевому образованию на основе комплексно-вариативных программ.

Схема 1

Модель непрерывного повышения квалификации педагогов искусства

и т. д.

Перестройка учебного процесса в ИПК позволила интегрировать и одновременно дифференцировать содержание непрерывного образования педагогических кадров путем ситуативной группировки проблемных модулей учебного материала, обеспечивающих полноценную разработку учебного плана повышения квалификации специалистов ХЭЦ в полном, сокращенном и углубленном вариантах. Это предоставило педагогам возможность осуществлять самостоятельный выбор того или иного варианта обучения в зависимости от уровня их базовой специальной подготовки, профессиональных притязаний, мотивов и потребностей, а также обеспечивать им индивидуальный темп

продвижения по программе; позволило перенести акцент на консультативно-координирующую функцию управления познавательной и креативной деятельностью слушателей ИПК, создать адекватный индивидуальным особенностям учителей комплекс форм и методов обучения.

Универсальная программа повышения квалификации педагогов искусства общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предметов ХЭЦ предполагает преемственность базового и дополнительного профессионального образования; органичную взаимосвязь «аудиторного» образования в ИПК и самообразования педагогов; социальную обусловленность непрерывного повышения квалификации и субъективных возможностей; связь квалификации с аттестацией педкадров; соблюдение этапности в процессе непрерывного совершенствования профессиональной компетентности специалистов образовательной области «Искусство». Мы считаем, что повышение квалификации педкадров ХЭЦ требует освоения программы на глубоком содержательном уровне, поэтому в андрагогическом процессе предусматривается использование высокотехнологичных приемов, методов и средств обучения, вариативных, согласованных и взаимодополняющих форм образования в условиях ИПК и самообразования в межкурсовой период, в ходе профессиональной деятельности. Экспериментальная модель непрерывного повышения квалификации педагогов искусства апробировалась в Курском ИПКиПРО с различными категориями специалистов ХЭЦ инновационных общеобразовательных учреждений художественно-эстетического профиля. В каждом случае она приобретала оригинальный характер, обусловленный контингентом слушателей, оставаясь по сути интегративной (см. схему 2).

Схема 2

Структура интегративного андрагогического процесса

Профессиональная

деятельность

специалистов

Индивидуальные задания на повышение квалификации Межкурсовой период сам ообразования

Организованные

формы

профессионального

совершенствования

±

Аттестация

специалистов

Научно-

методическое

консультирование

специалистов

Предметно-

методический

мониторинг

профессиональной

деятельности

специалистов

Рекомендации по совершенствованию профессиональной компетентности и повышению эффективности профессиональной деятельности

В ИПК систематически проводилось не только плановое повышение квалификации педкадров, но и разработка нормативно-правовой документации для общеобразовательных учреждений нового типа; формулировка целеполаганий, разработка структуры и содержания специального (профильного) образования; формирование стратегии методической работы с кадрами; отработка критериев оценки уровня и качества образования, квалификационных характеристик педагогов ХЭЦ; инициация направлений исследовательской и опытно-экспериментальной работы; проведение фронтального

мониторинга всех элементов инновационного процесса в сфере художественноэстетического образования; выработка предложений по совершенствованию профессиональной деятельности учителей искусства; текущая научно-методическая и предметно-методическая консультационная помощь и др.

Сформированный банк данных по кадровому обеспечению общеобразовательных учреждений педагогами ХЭЦ обеспечил реализацию индивидуальнодифференцированного подхода в дополнительном профессиональном образовании. Непрерывный процесс совершенствования профессиональной компетентности специалистов включает в себя несколько последовательно взаимосвязанных модулей: первый модуль направлен на освоение программы базового (для конкретного педагога) уровня, второй модуль составляют малые формы повышения квалификации проблемного или целевого характера, третий модуль представлен самообразовательной деятельностью учителя, четвертый - научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работой. Включенные в структуру повышения квалификации педкадров ХЭЦ промежуточные формы повышения квалификации проводятся как непосредственно в ИПК, так и на базе образовательных учреждений, пропагандирующих передовой педагогической опыт; на базе различных учреждений профессионального образования. При этом за учителем всегда сохраняется право добровольного самостоятельного выбора межкурсовых мероприятий. Концентрический принцип, положенный в основу системы повышения квалификации педагогов искусства, позволяет реализовывать каждый модуль программы постдипломного образования как относительно завершенный этап обучения и по мере совершенствования профессионализма, мотивации, интересов и потребностей слушателя переходить на новую профессионально-образовательную ступень (к следующему концентру обучения). Через преемственность концентров обучения (малый - средний - большой - инновационный), составляющих стержневую идею внедряемой андрагогической модели, осуществляется поступенное восхождение специалиста к вершинам педагогического мастерства.

Оценка качества проведенной нами работы подтвердила оптимальность предложенной модели дополнительного профессионального образования учителей искусства. Мы выяснили, что в процессе непрерывного повышения квалификации формируется субъективно-ценностная система педагогической деятельности специалистов ХЭЦ, выявляется их многоаспектная готовность к творческому осуществлению своих профессиональных функций в условиях инновационных общеобразовательных учреждений. Неуклонно возрастающий уровень компетентности педагогов искусства ярче проявляется во всех видах профессиональной деятельности (преподавательской, научнометодической, социально-педагогической, воспитательной, культурно-

просветительской, коррекционно-развивающей, управленческой, проектировочной, исследовательской, исполнительской и др.).

Важным показателем эффективности экспериментальной модели непрерывного дополнительного профессионального образования педагогов ХЭЦ стали результаты выходящей диагностики экспериментальных групп слушателей ИПК: 71,4 % специалистов указали на потребность в постоянном самообразовании; 28,6 % - на необходимость непрерывного повышения квалификации; 52,4 % - на полезность участия в работе методических объединений, проблемных семинаров и тематических краткосрочных курсов. В числе ведущих мотивов, стимулирующих педагогов искусства к участию в непрерывном процессе повышения квалификации, были названы: совершенствование своей профессионально-педагогической деятельности (76,2 %); приобретение новых знаний, повышение своего профессионально-образовательного уровня (61,9 %); возможность самореализации и свободного педагогического творчества (42,9 %). Все респонденты сошлись во мнении, что для эффективной педагогической деятельности в ус-

ловиях инновационной школы специалисту необходимо непрерывно совершенствовать свою профессиональную компетентность.

Высказывания педагогов искусства, принявших участие в эксперименте, позволяют сделать следующий вывод: в предложенных условиях непрерывного повышения квалификации ИПК становится фактором инновационного развития художественноэстетического образования в регионе. Именно в его стенах происходит формирование и развитие профессионального мышления специалистов, стимулируется развитие их новаторских способностей; оказывается компетентная помощь в вопросах осмысления имеющегося профессионального опыта, выявления и возможных путей разрешения проблемных ситуаций; регулируются образовательные процессы, происходит интенсивное формирование, инициация и внедрение в школьную практику инновационных идей; предоставляется возможность профессионального самовыражения, самоутверждения, самоанализа и др. Повышение квалификации и переподготовка специалистов ХЭЦ как непрерывный развивающий и развивающийся процесс становится смыслообразующей и мотивирующей функцией в развитии личности педагога, формировании и непрерывном совершенствовании его профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.