• 3,8 % опрошенных получают информацию из контрпропагандистских материалов и разъяснительной работы госорганов;
• 8,6 % респондентов знают о телефоне доверия;
• негативное влияние нетрадиционных исламских течений на казахстанское общество, по мнению информантов, выражается в угрозе светскости государственного устройства (25,7 %); разрыве семейных отношений (18,1 %); угрозе национальной безопасности (17,1 %); потере национальной идентичности (13,3 %) и радикализации населения (13,3 %); проявлении экстремизма и угрозе террористических актов (12,4 %).
Таким образом, вышеизложенные тенденции позволяют дать лишь промежуточную оценку влияния процессов реформирования системы высшего образования на формирование религиозной грамотности студентов. Это очень сложный вопрос для общества, так как должен максимально соблюдаться тонкий, взвешенный, дипломатический подход.
Список литературы__
1. Абуов А. П., Смагулов Е. М. Религии В Казахстане. - Астана, 2011. - 225 с.
2. Закон Республики Казахстан от 15.01.1992 № 1128-XII «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». - Алматы, 2005.
3. Конституция Республики Казахстан. - Алматы, 2007.
4. Нуртазина Р. А. Глобальные тенденции и модернизация послевузовского профессионального образования Казахстана. - Астана, 2009.
5. Статистические данные численности населения Павлодарской области [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www/pavlodarstst.kz.
_Сведения об авторах
Игнатова Елена Васильевна, д. социол. н., директор информационно-аналитического центра Павлодарского государственного педагогического института, г. Павлодар, тел. 8(7182)651605, е-mail: elena_iev@mail.ru
Хайруллина Нурсафа Гафуровна, д. социол. н., профессор кафедры маркетинга и муниципального управления Тюменского индустриального университета, г. Тюмень, тел. 89222663399, e-mail: nursa-fa@inbox.ru
Ignatova E. V., Doctor in Sociology, Director of Information and Analytical Center of the Pavlodar State Pedagogical Institute, Pavlodar, phone: 8(7182)651605, е-mail: elena_iev@mail.ru
Khairullina N. G., Doctor of Sociology, Professor, Senior Researcher at the Department of Marketing and Municipal Management, Industrial University of Tyumen, phone: 89222663399, e-mail: nursa-fa@inbox.ru____________________________________________________________________________________
УДК 378.1; 378.2; 378.3
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
MODERNIZATION OF THE SYSTEM OF FUNDING INSTITUTIONS OF HIGHER
EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION
Д. В. Попов
D. V. Popov
Ключевые слова: высшее образование; финансирование; инновационная экономика; сметное финансирование; модель финансирования; бюджетное учреждение; автономное учреждение; типы государственных учреждений; инструменты модернизации Key words: higher education; funding; innovative economy; estimated funding; funding model; budget organization; аutonomous institution; types of public institutions; instruments of modernization
В статье проводится анализ изменений в национальной системе высшего образования Российской Федерации. Выстроена хронология перехода от затратной модели финансирования к модели финансирования высших учебных заведений, ориентированной на конечный результат, обоснована необходимость этого перехода, и проанализированы проблемы, которые возникали в процессе перехода, и пути их решения. Определены перспективы системы высшего образования Российской Федерации, и обозначены мероприятия по реализации этих перспектив.
The article analyzes changes in the national system of higher education of the Russian Federation. The author built the chronology of the transition from the cost-based funding model to the result-oriented model of funding higher education institutions, explained the necessity of this transition and analyzed the problems encountered in the transition process and ways to solve them. The prospects for the higher education system of the Russian Federation and actions for the implementation of this vision were defined.
Под влиянием глобализации в конце XX - начале XXI вв. во всех национальных системах высшего образования происходят изменения, которые стимулируются или дес-тимулируются государствами в процессе модернизации систем финансирования высших учебных заведений [7, 8].
Произошли изменения и в национальной системе высшего образования Российской Федерации, которые не только преобразовали финансово-хозяйственную деятельность учреждений, но и кардинально поменяли основы существования высших учебных заведений.
В научной литературе насчитываются тысячи монографий, коллективных трудов и докладов, материалов проведенных конференций, посвященных изучению системы финансирования высших учебных заведений Российской Федерации. Однако основная их масса носит поверхностный характер, не исследуя истоки изменений.
Цель данной работы — обозначить причины, стимулирующие изменения в системе финансирования высших учебных заведений Российской Федерации, определить инструменты реализации и оценить влияние этих изменений на финансово-хозяйственную деятельности высших учебных заведения страны.
С переходом к рыночной экономики существующая затратная модель финансирования (сметное финансирование) высших учебных заведений России оказалась неэффективной [1, 4, 5, 19].
Основные причины ее неэффективности состояли в следующем:
• учебные заведения содержались за счет средств соответствующего бюджета вне зависимости от объема и качества оказываемых ими образовательных услуг;
• сметное финансирование не стимулировало учебные заведения к повышению эффективности и оптимизации деятельности оказания образовательных услуг;
• отсутствовала прозрачность в работе учебных заведений;
• низкое качество образовательных услуг учебных заведений, которое не удовлетворяло требованиям населения.
Таким образом, в конце XX - в начале XXI вв. в России появилась необходимость создания новой модели финансирования (модели финансирования, ориентированной на конечный результат) государственных высших учебных заведений, в основе которой должна быть заложена [9]:
• ориентация учебных заведений на конечный результат;
• наличие и влияние обратной связи от потребителя конечного результата на финансирование учебных заведений;
• ориентация учебных заведений на реализацию стоящих перед государством
задач.
Процесс модернизации системы образования в Российской Федерации продолжается уже около десяти лет, но основными нормативными документами, регламентирующими этот процесс, принято считать федеральные целевые программы:
• Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (далее — ФЦП 2011-2015). Основной задачей этой ФЦП является создание и внедрение модели усовершенствованной системы образования [11];
• Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (далее — ФЦП 2016-2020), которая, по сути, является логическим продолжение ФЦП 2011-2015. Однако здесь основной задачей является формирование инновационной экономики, локомотивом которой признана стать усовершенствованная в соответствии с ФЦП 2011-2015 система образования. Как мы видим, ФЦП начинают действовать только с 2011 года. С чем это связано? Для того чтобы ответить на этот вопрос, проведем анализ изменений в системе финансирования высших учебных заведений до 2011 года в хронологическом порядке.
Первые шаги по формированию в Российской Федерации модели финансирования государственных высших учебных заведений, ориентированной на конечный результат, были предприняты в 2006 году. 3 ноября 2006 года Государственной Думой Российской Федерации были приняты два федеральных закона: Федеральный закон № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — 174-ФЗ) и Федеральный закон № 175-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ "Об автономных учреждениях", а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений» (далее — 175-ФЗ). Законы вступили в силу через 60 дней после их принятия [13].
С помощью этих федеральных законов был создан новый тип государственных (муниципальных) учреждений — автономное учреждение.
174-ФЗ и 175-ФЗ дали возможность государственным (муниципальным) учреждениям высшего образования с типом «автономное учреждение» самостоятельно распоряжаться имуществом и денежными средствами (за исключением недвижимого и особо ценного имущества); открывать счета и обслужиться в коммерческих банках (отсутствие санкционирования со стороны органов Федерального казначейства). Также, автономные учреждения получили право получать финансирование из внебюджетных источников, осуществляя приносящую доход деятельность.
Предполагалось, что принятые 174-ФЗ и 175-ФЗ будут восприняты учредителями бюджетных учреждений высшего образования как возможность:
• повышения ответственности подведомственных им учреждений, по своим обязательствам, при сохранении гарантий предоставления государственных образовательных услуг и соблюдении конституционных прав граждан;
• повышения качества образовательных услуг, предоставляемых высшими учебными заведениями, и расширения их ассортимента.
Вышеперечисленное, соответственно, должно было привести к массовому изменению высшими учебными заведениями типа с существующего «бюджетного» на «автономное».
Однако этого не произошло. Причин несколько:
• сложная процедура изменения типа с существующего «бюджетного» на «автономное»;
• отсутствие гарантий стабильности в финансировании при смене типа на «автономное»;
• отсутствие ясных стимулов для высших учебных заведений к изменению типа.
В результате за время существования 174-ФЗ и 175-ФЗ изменений в системе финансирования высших учебных заведений не произошло — высшие учебные заведения по-прежнему финансировались по затратной модели финансирования.
Для перехода на модель финансирования, ориентированную на конечный результат, требовались более серьезные изменения в законодательстве [9, 10]. Цели и задачи этих изменений представлены на рисунке 1.
ИМЕЕМ:
НЕОБХОДИМО:
НУЖНО:
Мало создано Показатели качества
автономных (государственного задания)
учреждений используются недостаточно
i широко | 1_ 1
X /
У
X
Изменение прав и ответственности большинства учреждений
Повышение эффективности деятельности учреждений при сохранении либо сокращении государственного финансирования
Расширение применения
показателей качества (государственных заданий)
Рис. 1. Цель и задачи в 2009-2010 гг. по переходу на модель финансирования, ориентированную на конечный результат
В мае 2010 года Государственной думой Российской Федерации был принят Федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — 83-ФЗ) [15].
Принятие этого закона, на наш взгляд, первый серьезный шаг, связанный с переходом на модель финансирования, ориентированную на конечный результат, и первый шаг в совершенствовании системы высшего образования в соответствии с ФЦП 2011-2015.
83-ФЗ вступил в силу с 1 января 2012 года и внес следующие изменения в систему государственных (муниципальных) учреждений: государственные (муниципальные) учреждения, которые до 1 января 2012 года имели тип «бюджетное учреждение» и являлись участниками бюджетного процесса и получателями бюджетных средств, с принятием 83-ФЗ разделяются на два типа — «казенные учреждения», которые остаются участниками бюджетного процесса и получателями бюджетных средств; «бюджетные учреждения», которые не становятся участниками бюджетного процесса и, соответственно, не являются получателями бюджетных средств.
В таблице 1 представлено сравнение порядка финансирования разных типов государственных (муниципальных) учреждений в соответствии с 83-ФЗ.
Таблица 1
Сравнение порядка финансирования разных типов государственных (муниципальных) учреждений в соответствии с 83-ФЭ
Критерий сравнения Государственные (муниципальные) учреждения
Казенные учреждения Бюджетные учреждения Автономные учреждения
Документы финансового планирования Бюджетная смета План финансово-хозяйственной деятельности
Финансовое обеспечение За счет средств соответствующего бюджета и на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 Закона № 83-ФЗ) [15]. За счет субсидий, предоставляемых учредителем [2]: • субсидии на выполнение государственных (муниципальных) заданий (п. 1 ст. 78.1 БК РФ); • субсидии на иные цели (п. 1 ст. 78.1 БК РФ); • гранты в форме субсидий (п. 4 ст. 78.1 БК РФ); • субсидии на осуществление капитальных • вложений (ст. 78.2 БК РФ)
Приносящая доходы деятельность Может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (п. 4 ст. 298 Закона № 83-ФЗ; п. 3 ст. 161 Закона № 83-ФЗ) [15]. Вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 2 и п. 3 ст. 298 Закона № 83-ФЗ) [15].
Уменьшение объема бюджетного финансирования Возможно уменьшение ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств. (п. 6 ст. 161 БК РФ) [2] Возможно уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания. (п. 2 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ и п. 2 ст. 4 Закона № 174-ФЗ) [13].
Целевое использование денежных средств Всех денежных средств Только денежных средств субсидий [2]: • субсидии на выполнение государственных (муниципальных) заданий (абз.1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ); • субсидии на иные цели (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ); • гранты в форме субсидий (п. 4 ст. 78.1 БК РФ); • субсидии на осуществление капитальных вложений (ст. 78.2 БК РФ).
Открытие счетов Только в территориальных органах Федерального казначейства Только в территориальных органах Федерального казначейства (ст. 30 п.2 ст. 161 Закона № 83-ФЗ) [25] В территориальных органах Федерального казначейства или в коммерческих банках (ст. 2 Закона № 174-ФЗ) [13]
Государственные (муниципальные) закупки товаров, работ и услуг Только по 44-ФЗ (94-ФЗ) [14] Закупки за счет средств субсидий только по 44-ФЗ (94-ФЗ), закупки за счет внебюджетных средств по 44-ФЗ (94-ФЗ) или по 223-ФЗ [14, 17] По 223-ФЗ, кроме закупок за счет средств субсидий, которые проводятся по 44-ФЗ (94-ФЗ) [14, 17]
Вспоминая цель и задачи, которые послужили основой для принятия 83-ФЗ (см. рис. 1), можно предположить, что практически все бывшие получатели бюджетных средств, основным видом деятельности которых является оказание государственных (муниципальных) услуг, должны были после принятия 83-ФЗ стать бюджетными учреждениями и ориентироваться: на интерес потребителя государственных (муниципальных) услуг, повышение качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг с минимальными затратами, увеличение экономической обоснованности объемов бюджетного финансирования и прозрачность цен на платные услуги. Что же произошло на самом деле?
Министерство образования и науки Российской Федерации, как учредитель государственных высших учебных заведений, после принятия 83-ФЗ активно стало использовать положения этого закона для перехода от затратной модели финансирования высших учебных заведений к модели финансирования, ориентированной на конечный результат. В итоге на конец 2015 г. на сметном финансировании осталось только два казенных высших учебных заведения: федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя» и федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации». Основная часть государственных высших учебных заведений стали бюджетными (89 %) и небольшая часть — автономными (10 %) [3].
Переход к модели финансирования, ориентированной на конечный результат — это длительный процесс, в ходе которого разрабатывается и постоянно совершенствуется нормативно-правовая база, регламентирующая финансовую деятельность высших учебных заведений и процессы выделения и доведения финансирования Министерством образования и науки Российской Федерации.
Основные нормативно-правовые акты, актуальные на 1 января 2016 года, регулирующие финансовую деятельность высших учебных заведений и процессы выделения финансирования Министерством образования и науки Российской Федерации, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Нормативно-правовые акты, актуальные на 1 января 2016 г., регулирующие финансовую деятельность высших учебных заведений и финансирования учреждений высшего образования
Нормативно-правовые акты
Федеральный уровень Уровень Министерства образования и науки Российской Федерации Уровень высшего учебного заведения
Бюджетный Кодекс РФ [2] ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЭ ФЗ от 08.05.2010 № 83-ФЗ [15] ФЗ от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» [13] ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [16] Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 [ 12] Приказ Минфина России от 08.06.2015 № 90н Приказ Минфина России от 01.07 2013 № 65н Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н Приказ Минфина России от 28.07.2010 № 81н Приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н Приказ Минобрнауки России от 16.06.2016 № 717 Приказ Минобрнауки России от 20.12.2010 № 1898 Приказ Минобрнауки России от 27.07.2016 № 904 Приказ Минобрнауки РФ от 30.10.2015 № 1272 Локальные нормативные акты учреждений высшего образования
Кроме официальных документов Министерство образования и науки Российской Федерации разрабатывает и рекомендует учреждениям высшего образования использовать методические рекомендации [6]:
• методические материалы «Повышение эффективности деятельности бюджетных и автономных учреждений»;
• методические рекомендации по организации процесса планирования и бюджетирования финансово-хозяйственной деятельности автономных и бюджетных учреждений, подведомственных Минобрнауки России.
Одновременно с развитием нормативно-правовой базы осуществляется разработка и внедрение информационных сервисов в систему финансирования высшего образования Российской Федерации.
Внедряемые информационные сервисы ориентированы на разные области финансово-хозяйственной деятельности, но при этом основной целью их внедрения являются автоматизация, регламентация и повышение качества операций, выполняемых в конкретной области. Рассмотрим некоторые.
Федеральные сервисы:
• Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях — направлен на автоматизацию, регламентацию и повышение качества операций в области отчетности по финансово-хозяйственной деятельности высших учебных заведений (ФЦП 2011-2015);
• Единая информационная система в сфере закупок — направлена на автоматизацию, регламентацию и повышение качества операций в области снабжения высших учебных заведений товарами, работами и услугами (ФЦП 2011-2015) [14, 17].
Ведомственные сервисы [6]:
• Автоматизированная система управлениями планами финансово-хозяйственной деятельности (далее — АСУ ПФХД) — направлена на автоматизацию, регламентацию и повышение качества операций, в области планирования и бюджетирования в высших учебных заведениях (ФЦП 2016-2020);
• Аналитический компонент комплексной системы управления финансами (далее — АК КСУФ) — направлен на повышение автоматизации, регламентации и качества финансового менеджмента в высших учебных заведениях (ФЦП 2011-2015);
• Информационно-аналитическая система «Мониторинг» Министерства образования и науки Российской Федерации — направлена на автоматизацию, регламентацию и повышение качества операций в области отчетности высших учебных заведений (ФЦП 2011-2015);
• Иные ведомственные информационные сервисы. Локальные сервисы:
• Внутренние информационные сервисы высшего учебного заведения, направленные на автоматизацию, регламентацию и повышение качества операций финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Следует обратить внимание, что, как правило, при движении от локального уровня к федеральному уровню, уменьшается количество обрабатываемой информационными сервисами информации, запросов на выходные данные, выходных отчетных форм, уменьшается количество информационных сервисов, происходит обобщение информации.
Так, например, если на федеральном уровне информационный сервис «Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях» предназначен для работы с отчетностью по финансово-хозяйственной деятельности высших учебных заведений, то на локальном уровне существует несколько информационных сервисов для различных групп операций, таких как операции по планированию финансово-хозяйственной деятельности, по начислению и выдаче заработной платы, по ведению бухгалтерского учета и т. д., которые аккумулируют, обрабатывают информацию и передают ее на уровень выше.
Внедрение нового информационного сервиса, связанного с автоматизацией финансово-хозяйственной деятельности высших учебных заведений, независимо от того на каком уровне происходит это внедрение, влечет за собой разработку новых положений,
регламентов и стандартов работы, что приводит к ее большей детализации, и, как следствие, повышению качества.
Нормативно-правовые акты и информационные сервисы являются основными инструментами в руках федеральных и ведомственных органов власти, способствующих переходу высших учебных заведений к модели финансирования, ориентированной на конечный результат.
Так как большинство государственных учреждений высшего образования к концу 2015 года стали бюджетными учреждениями, можно констатировать, что основная задача ФЦП 2011-2015 выполнена. Однако следует отметить, что созданная и реализованная модель является сырой, и в первую очередь в части вопросов, связанных с финансированием высших учебных заведений.
Понимая необходимость разрешения этих вопросов, в конце 2015 года учредитель ставит перед высшими учебными заведениями задачу обеспечить востребованность оказываемых услуг, при этом напоминая, что образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов.
Наличие востребованности услуг, оказываемых высшим учебным заведением, является залогом его перспективного развития и делает это учреждение полноценным резидентом инновационной экономики региона и страны в целом, которая, в свою очередь, в соответствии с ФЦП 2016-2020, будет формироваться на базе усовершенствованной системы высшего образования.
Список литературы_
1. Аветисян И. А. Проблемы финансирования высшего образования в современной России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2013. - №1 (25). - С. 108-122.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (дата обращения: 20.01.2017).
3. Ежегодный отчет высших учебных заведений по форме ВПО-1 за 2015 год [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://минобрнауки.рф/министерство/статистика/информация-2015/во-2015/ (дата обращения 20.01.2017).
4. Клячко Т. Л. Модели финансирования высших учебных заведений // Вопросы образования. -2006. - № 1. - С. 66-87.
5. Ламовская О. Г. О бюджетном финансировании аграрных вузов // Вестник аграрной науки Дона.
- 2014. - № 25. - С. 76-81.
6. Материал прямой трансляции семинара-совещания «Повышение эффективности деятельности бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Минобрнауки России» от 18 декабря 2015 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/новости/7302/печать/ (дата обращения 20.01.2017).
7. Мишель С. О., Кретович М. А. Финансирование высшего образования в условиях глобального рынка. - Нью-Йорк: Алгора, 2005. - 344 с.
8. Попов Д. В. Влияние глобализации на национальные системы высшего образования // Успехи современной науки. - 2016. - № 10 (4). - С. 84-89.
9. Попов Д. В. Проблемы развития бюджетных учреждений в современных экономических условиях // Наука. Технологии. Инновации. Сб. науч. тр.: в 9 частях. - Новосибирск, 2015. - С. 271-273.
10. Попов Д. В. Проблемы реализации государственной политики диверсификации источников финансирования высших учебных заведений // Научная дискуссия: вопросы экономики и управления. - 2016. -№ 3 (47). - С. 57-60.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_111328/ - (дата обращения: 20.01.2017).
12. Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» [Электронный ре-
сурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181991/ (дата обращения: 20.01.2017).
13. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63635/ (дата обращения: 20.01.2017).
14. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 20.01.2017).
15. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_100193/ (дата обращения: 20.01.2017).
16. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (дата обращения: 20.01.2017).
17. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_116964/ (дата обращения: 20.01.2017).
18. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.01.2017).
19. Шор Д. М. Рыночная модель системы финансирования бюджетных услуг // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2013. - № 8 (106). - С. 114-118.
_Сведения об авторе
Попов Дмитрий Викторович, ассистент кафедры финансового рынка и финансовых институтов Новосибирского государственного университета экономики и управления, тел. 8(923)1771797, e-mail: dmit-popov@yandex.ru
Popov D. V., Teaching Assistant, Post-graduate at the Department of Financial Market and Financial Institutions, Novosibirsk State University of Economics and Management, phone: 8(923)1771797, e-mail: dmit-popov@yandex.ru_
УДК 316
ИМИДЖ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
IMAGE OF HIGHER EDUCATION: RESEARCH REALITY
Е. В. Рязанова
E. V. Ryazanova
Ключевые слова: имидж; восприятие; символ; социальная коммуникация; стереотипы; имидж образовательного учреждения; социологические исследования имиджа образования Key words: image; perception; symbol; social communication; stereotypes; image of higher
education; sociological research of higher education image
Изложены основные положения в защиту мониторинга системы имиджа образования среди основных категорий населения. Для осмысления теоретической основы исследования концептуализировано понятие «имидж», обозначены его свойства и раскрыты существенные особенности. Приведены результаты опроса работодателей, преподавателей и студентов по важным критериям оценки системы образования.
This article outlines the main provisions in support of monitoring the system of the image of education among the main categories of the population. To understand the theoretical basis of the research,