Научная статья на тему 'Модернизация системы электронной обработки данных в межрайонной налоговой инспекции ФНС России №2 по Республике Мордовия'

Модернизация системы электронной обработки данных в межрайонной налоговой инспекции ФНС России №2 по Республике Мордовия Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ELECTRONIC DATA PROCESSING SYSTEM / THE AIS "NALOG-3" / TAX / WORKPLACE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Осипова Екатерина Михайловна, Сидорова Юлия Андреевна, Глухова Татьяна Васильевна

В статье рассматривается эффективность функционирования системы электронной обработки данных в Межрайонной инспекции ФНС России №2 по Республике Мордовия. В результате исследования выявлены проблемы и недостатки существующей системы ЭОД и предложены мероприятия по её совершенствованию путем перехода на АИС «Налог-3».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Осипова Екатерина Михайловна, Сидорова Юлия Андреевна, Глухова Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация системы электронной обработки данных в межрайонной налоговой инспекции ФНС России №2 по Республике Мордовия»

УДК 0004:351.713(470.345)

Экономические науки

Осипова Екатерина Михайловна, студентка экономического факультета ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»

Сидорова Юлия Андреевна, студентка экономического факультета ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»

Глухова Татьяна Васильевна, к.э.н., доцент кафедры статистики, эконометрики и информационных технологий в управлении ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ В МЕЖРАЙОННОЙ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ФНС РОССИИ №2 ПО

РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

Аннотация. В статье рассматривается эффективность

функционирования системы электронной обработки данных в Межрайонной инспекции ФНС России №2 по Республике Мордовия. В результате исследования выявлены проблемы и недостатки существующей системы ЭОД и предложены мероприятия по её совершенствованию путем перехода на АИС «Налог-3».

Ключевые слова: система электронной обработки данных, АИС «Налог-3», налоговая инспекция, рабочее место.

Annotation. The article presents the perfomance effectiveness of the electronic data processing system used in Inter-District Inspectorate Federal Tax Service of Russia №2 in the Republic of Mordovia. As the result of research the problems and disadvantages of the existing EDP system are educed and the perfecting events by "Nalog-3" computer system conversion are suggested.

Keywords: electronic data processing system, the AIS "Nalog-3", Tax, workplace.

Свыше 10 лет Межрайонная налоговая инспекция ФНС России №2 по Республике Мордовия использует в своей работе систему электронной обработки данных (ЭОД), которая является базовым программным продуктом.

Система ЭОД предназначена для автоматизации оперативной и аналитической работы с данными, регистрации входящих документов, добавлении в БД информации о юридических и физических лицах, обработки данных, расчета форм оперативной и статистической отчетности, формирования исходящих документов.

Система оформлена в виде Универсального Рабочего Места (УРМ). В ней используются стандартные для MS Windows элементы управления.

Базы данных Системы ЭОД и основные программы обработки располагаются на сервере инспекции [4]. Персональные компьютеры пользователей подключаются к серверу по локальной вычислительной сети (ЛВС). Скорость обработки данных при работе в Системе ЭОД в основном определяется мощностью сервера и параметрами ЛВС. Установку и сопровождение Системы на сервере и пользовательских компьютерах осуществляет системный администратор инспекции [2].

Для разграничения прав доступа и организации типовых рабочих мест инспекторов в Системе введено понятие функциональной роли. В каждой функциональной роли в Системе ЭОД определяется перечень документов и режимов с разным уровнем доступа к ним (просмотр, редактирование, удаление). В зависимости от должностных обязанностей к функциональной роли могут быть подключены один или несколько инспекторов, как правило, из одного отдела [1].

Несмотря на все возможности предоставляемые системой электронной обработки данных, существует ряд причин, по которым необходимо пересмотреть использование данной системы в работе налоговой инспекции.

Во-первых, это громоздкость системы. У каждого отдела своя специфика работы в системе. Более того, отсутствует доступ к данным другого отдела. Для деятельности конкретного подразделения есть свой набор операций, присущий только этому отделу. Объем информации в системе настолько велик, что многие операции вообще не применяются. Это приводит к неэффективному использованию системы, поскольку не задействованы все ее составляющие.

Во-вторых, это сложность системы. Она рассчитана не на рядового пользователя, обладающего необходимым набором знаний персонального компьютера, а на специалиста, занимающегося компьютерными технологиями. Возможности, заложенные в систему разработчиком, используются лишь на 10 - 15 %. Это связано с тем, что инспектор заучивает простейший алгоритм работы, не вдаваясь во все подробности. Проблема налоговой инспекции состоит в том, что она не уделяет должного внимания эффективности работы инспектора в системе ЭОД. Кроме того, важным фактором, влияющим на качество использования ЭОД, является текучесть кадров в инспекциях. Вновь пришедшие работники не имеют возможности быстро ознакомиться с программой, что приводит к потере времени и влечет за собой снижение результатов деятельности отдела. На практике получается, что из всего отдела лишь несколько человек могут свободно работать в ЭОД. Это подчеркивает необходимость постоянного повышения грамотности инспекторов в знании компьютера.

В-третьих, это слишком частые обновления системы, требующие тщательного их изучения. Несмотря на то, что вместе с корректировками поступают и пояснения к ним, в действительности отсутствует

возможность у всех инспекторов ознакомиться с ними. И хотя обязанность рассказать об изменениях лежит на начальниках отделов, на практике этому не уделяется должного внимания. Зачастую сотрудники самостоятельно пытаются разобраться с новациями, что влечет за собой потерю времени и, как следствие, снижение качества работы [3].

В-четвертых, это несоответствие обновленной программы требованиям действующего законодательства. Внесение изменений или создание новой версии программы требует значительных временных затрат. В связи с довольно частыми изменениями в налоговом законодательстве возникает противоречие между предложенной компьютерной версией и откорректированной методикой. Новая программа не может применяться в работе налоговых органов в связи с тем, что она постоянно устаревает.

В связи с вышеперечисленными недостатками системы электронной обработки данных ее целесообразно заменить принципиально новой системой АИС «Налог-3», которая предоставит пользователям больше возможностей.

Переход на АИС «Налог-3» подразумевает следующее:

• Оптимизацию и снижение трудоемкости выполнения бизнес-процессов.

• Комплексное использование накопленной в ФНС информации.

• Повышение открытости налоговых органов.

• Повышение уровня внутреннего контроля над деятельностью налоговых органов.

• Использование централизованной нормативно-справочной информации.

Можно выделить следующие основные элементы АИС «Налог-3» - это

транзакционный сегмент, а также аналитический сегмент.

Транзакционный сегмент. Опытная эксплуатация транзакционных подсистем условно разделена на 3 очереди. Каждая очередь представляет собой набор функций налогового администрирования, которые подлежат проверке. По мере опытной эксплуатации этот набор постепенно расширяется. При этом каждая следующая очередь включает в себя предыдущую. При этом по окончании 3-й очереди говорить о 100% охвате АИС «Налог-3» функций налогового администрирования преждевременно. Работы по описанию и реализации бизнес-процессов налогового администрирования не завершены, поэтому не исключена возможность появления новых очередей тестирования.

Аналитический сегмент. Поступающая в хранилище информация включает в себя данные об учете, сведения о расчетах с бюджетом, об исполнении обязанностей, об урегулировании задолженности и процедурах банкротства. Еще одним источников данных служат федеральные ресурсы ЕГРЮЛ и ЕГРИП. В отличие от транзакционного аналитический сегмент не имеет 3-х летнего ограничения по глубине подъема данных. Процесс выгрузки в аналитический сегмент является ресурсоемким, в связи с чем, его запуск возможен только в выходные дни в монопольном режиме.

Следует отметить, что на базе всех налоговых органов страны проводится опытная эксплуатация аналитической подсистемы «Анализ имущественных налогов». Внедрение системы позволит проводить комплексный анализ структуры и прогнозирование поступления имущественных налогов, предоставить доступ к этой информации муниципальным образованиям для определения ставок регионального законодательства.

В архитектуре АИС «Налог-3» можно выделить такие подсистемы как: информационно-аналитические, внешнего взаимодействия, налогового администрирования, ИТ-обеспечения, управления административно-хозяйственной деятельностью, обеспечивающие. Информационно-аналитические подсистемы включают в себя: отчетность, мониторинг ключевых показателей, аналитические приложения, рабочие места руководителей. В подсистемах внешнего взаимодействия можно выделить такие составляющие, как внешний информационный обмен, массовый ввод, печать, рассылку, личный кабинет налогоплательщика. Подсистемы налогового администрирования состоят из трех компонент: досье налогоплательщика, налоговый автомат, интерактивные сервисы. Подсистемы ИТ-обеспечения предназначены для управления ИТ-Инфраструктурой, а также включают в себя систему обеспечения информационной безопасности (СОБИ).

Обеспечивающие подсистемы занимаются управлением документами и формируют электронный архив.

Автоматизированная информационная система «Налог-3» имеет ряд преимуществ. Например, значительное сокращение объема ручных операций за счет внедрения технологии «Налоговый автомат». Налоговый автомат -технология, обеспечивающая своевременную обработку поступающих в налоговые органы документов и автоматизацию четко формализованных процедур налогового администрирования. Внедрение налогового автомата позволит передать функции по проведению расчетов и принятия формализованных решений из инспекций ФНС России в информационные ресурсы федерального уровня. В перспективе в инспекциях останется только регистрация и контрольная работа.

Следующее преимущество - это развитие сервисов личного кабинета помимо повышения удобства и оперативности взаимодействия так же снизит количество личных контактов налогоплательщиков с сотрудниками налоговых органов, т.е. снизится и потенциальная коррупционность процессов налогового администрирования на местах.

Также к преимуществам можно отнести существенное повышение уровня контроля эффективности деятельности налоговых органов.

Внедрение данных подходов, максимальная автоматизация процессов налогового администрирования и консолидация внутренней и внешней информации в виде электронного массива данных в информационном ресурсе федерального уровня позволит оценить аспекты деятельности налоговых органов, которые в настоящее время оценке не поддаются, и перейти к более прогрессивной системе оценки результатов деятельности налоговых органов.

Список использованной литературы

1. Дернберг Р.Л. Международное налогообложение // Юнити. Москва 2013. С. 216.

2. Ефремова Л.И., Глухова Т.В. Разработка реляционных баз данных // Учебное пособие. Саранск 2006. С. 35.

3. Зинина Л.И., Глухова Т.В. Введение в информационный менеджмент // Учебное пособие. Саранск 2009. С. 23.

4. Приказ Федеральной налоговой службы от 10 сентября 2008 г. № ММ-3-6/401 «Об утверждении Порядка получения, хранения и использования баз данных программного комплекса «Система ЭОД» территориальных налоговых органов межрегиональными инспекциями ФНС России по федеральным округам» [Электронный ресурс] : // Гарант: [сайт информ. правовой компании]. - Режим доступа : http : // www.garant.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.