УДК 378.0
Т.А. Хоченкова
МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ ЦАРСКОСЕЛЬСКОГО ЛИЦЕЯ К СОВРЕМЕННОСТИ
В статье рассматривается проблема модернизации высшего российского образования в условиях мировой интеграции и необходимости использования исторического опыта прошлых поколений на примере Царскосельского лицея. Накопленный историко-педагогический опыт, новшества по философско-педагогическим вопросам привнесенные из других стран, других культур и наложившиеся на национальную самобытность России, ее традиции в воспитании, обучении привели к созданию педагогических условий, которые явились катализатором процессов воспитания новой свободной личности.
©Хочижова Т А 2014 получило людей не просто хорошо подготовленных, а в первую р у и ютоятельно думать, принимать решения. Это были люди духовно и нравственно развитые, настоящие граждане и патриоты своей страны.
Царскосельский лицей, модернизация образования.
Главное оружие человека в получении им знаний - это его пытливый ум и неумолимая любознательность, которая движет им.
Айзек Азимов
До недавнего времени изменения, которые проходили в образовательной сфере, были поступательными, отвечали запросам своего времени, были локальными и индивидуальными для каждой страны. «В предшествующие периоды истории относительно медленная эволюция общественного производства обусловила постоянство структуры и содержания образования. Сложился тип «конечного образования», при котором однажды полученные человеческие знания сохраняли свою ценность на протяжении всей его профессиональной деятельности» 1.
Однако наша жизнь стремительно меняется, социально-экономический и научно-технический прогресс оказывает революционное воздействие на все стороны нашего бытия, на систему общественных отношений, на то, каким в XXI веке будет человек и мир в целом. Интеграционные процессы протекают во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании. Наша действительность ставит перед образованием новые, слож-
1 Корытов В.А. Генезис проблемы управления качеством дополнительного профессионально-технического образования в ситуации модернизации российского образования // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 4. С. 77-82.
ные задачи - воспитание человека не просто грамотного, а умеющего быстро ориентироваться в современном мире, быть компетентным специалистом, стремящимся к постоянному самообразованию и имеющему возможность его получить.
По мере того как глобализация охватывает и сферу образования, Российское государство проводит модернизацию российской образовательной системы высшей школы, осуществляет вхождение ее в единое европейское образовательное пространство. Звучит множество вопросов и мнений о том, каким должно быть высшее современное образование в России, чтобы выпускники отечественных вузов были конкурентоспособными и востребованными на современном рынке труда. Вышедшие за короткий срок различные документы, направленные на модернизацию российского образования, такие как «Наша новая школа», государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы и вступивший в силу в 2013 году новый закон «Об образовании в Российской Федерации» призваны решать поставленные задачи.
Для воспитания нового компетентного специалиста требуется и поиск инновационных образовательных моделей. Для этого целесообразно обратиться к историческому опыту, педагогическому наследию России, изучению лучших традиций образования и воспитания молодого поколения в различные исторические периоды.
Проведенный нами анализ истории образования в России показывает, что большую роль в воспитании подрастающего поколения в XIX веке играли лицеи. В нашем Отечестве это были образовательные учреждения нового типа. Историческими корнями они уходят в Древнюю Грецию, где когда-то сам Аристотель основал школу, получившую название ликей по имени храма Аполлона Ликейского. Возрождение лицеев в их современном понимании началось в Наполеоновской Франции, где в 1802 году были созданы государственные образовательные лицеи. Эта форма обучения была заимствована и Россией. Особое место среди отечественных лицеев занимал Царскосельский лицей. Открытый в 1811 году по велению молодого энергичного императора Александра I лицей был призван решить проблему профессиональных кадров в государстве. Многие общественные деятели того времени были обеспокоены состоянием образования в России и предлагали различные проекты модернизации. Среди них был статс-секретарь Сената М.М. Сперанский. Ему и принадлежала идея создания Императорского лицея. Именно Царскосельский лицей вырастил известных писателей, художников, военачальников, государственных деятелей, которыми гордится наша страна.
К сожалению, опыт решения педагогических задач в лицеях изучен далеко не полностью. «Это связано было с тем, что в историко-педагогической литературе лицеи в России определялись как сословные, привилегированные учебные заведения для дворян, и с позиций классово-партийного подхода, доминировав-
шего в недавнем времени в нашей стране, отношение к ним было однозначно негативным» 2.
В 90-е годы XX века, когда наше государство оказалось в пучине кардинальных перемен вплоть до смены государственного строя, появление лицеев как альтернативы образовательной школе возникло не случайно. «В понимании русского человека слово «лицей» непременно вызывает ассоциацию с Царскосельским лицеем» как олицетворение чести, достоинства, свободомыслия, высокой духовной нравственной культуры» 3.
Демократические перемены, произошедшие в России в конце XX века, требовали воспитания нового, свободомыслящего человека. Но открывшиеся в этот период учебные заведения с громким названием «лицей» ничего общего с педагогическим наследием прошлого не имели и не имеют
Царскосельский лицей по своей сути - это инновационное профессиональное образовательное учреждение, направленное на воспитание высококвалифицированных, компетентных государственных служащих, призванных решать самые важные государственные вопросы. Лицей - это не школа среднего звена, а высшее профессиональное учебное заведение, «имеющее в своей основе оригинальную педагогическую идею, инновационную по своей природе и сущности» 4
Нельзя забывать и о высоком духовном потенциале, который нес в себе лицей как школа гуманизма и уважения личности. В Царскосельском лицее были запрещены телесные наказания, однако дисциплина была неукоснительная. Учащиеся постоянно жили и учились в образовательном учреждении и лишь один месяц в году могли находиться дома. И так на протяжении 6 лет. В лицее был создан свой, внутренний микроклимат. «На человека оказывает большое влияние образовательная среда, в которой он воспитывается и обучается, при этом сформировать такую личность способны только творческие педагоги» 5. Педагогическое воздействие на учащихся оказывалось не только в классах, но и на прогулке и в свободное от учебы время. Постоянно поддерживались и культивировались условия для творчества и свободомыслия. Неслучайно А.С. Пушкин напишет с такой любовью и теплотой:
Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен -Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз.
2 Полякова Л.В. Развитие лицейского образования в России XIX - нач. XX в. : дис. ... канд. филол. наук. М., 1997. С. 3.
3 Там же. С. 4.
4 Лурье Л.И. Лицей сквозь годы. Мнения и сомнения (к 200-летию Царскосельского лицея) // Alma Mater. 2011. № 7. С. 23-28.
5 Мартишина Н.В. Ценностные характеристики творческого потенциала педагога // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. 2012. № 3. С. 5-15.
Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село.
Безусловно, необходимо помнить, что данная творческая атмосфера была создана коллективом высокопрофессиональных преподавателей, многие из которых были воспитаны на идеях Жан-Жака Руссо, отрицающих авторитаризм, насилие, формализм. «В лицее работали педагоги высокого класса. Они не только прекрасно знали свой предмет, но были творчески увлеченными людьми, писали статьи, книги, учебники, печатались в научных и литературных журналах» 6. Обширные знания, богатый опыт, увлеченность предметом передавались ученикам, развивая в них любознательность и творчество.
Большое значение имел общественно-нравственный облик педагога. Лицеистов окружали люди с четко выраженной прогрессивной общественной позицией, отстаивающих идеи добра и справедливости. Педагоги часто встречались с учениками в свободное от занятий время в неформальной обстановке, беседовали с ними, обсуждали вопросы вечных ценностей добра и зла, читали свои стихи, говорили о литературе. Недаром А.С. Пушкин после окончания лицея с глубоким уважением писал об одном из своих учителей - А.П. Куницине: «Он создал нас, он воспитал наш пламень... Им чистая лампада возжена... ».
Сегодняшний день ставит перед нашим образованием не менее серьезные задачи, нежели они были во времена Пушкина, что не удивительно, так как хорошо подготовленные специалисты всегда были востребованы в нашем мире. Особенно ярко это обозначилось в условиях мировой интеграции. Требования к качеству образования повысились, конкуренция выросла. Наблюдается тенденция слияния и смешения различных педагогических школ, традиций. В этих условиях возникает опасность, как при таком слиянии не потерять свою индивидуальность, не утратить свою культуру, самобытность, духовность. Необходимо помнить, что «обновление не есть отрицание имеющегося социального опыта; обновление - это тонкая ювелирная работа по вплетению нового в оправдавший и доказавший свою эффективность накопленный опыт» 7.
В своем историческом прошлом Императорский лицей решил поставленную перед ним задачу. Возможно, нам сегодня надо внимательнее приглядеться к его педагогическому наследию воспитания молодого поколения и наше прошлое поможет решить нам проблемы нашего настоящего - получить в результате модернизации высшего образования не просто высококвалифицированных профессионалов, но людей с высокой духовно-нравственной культурой. Необ-
6 Глущенко Л.И. Педагогика Царскосельского лицея в 1811-1817 гг. // Коллеги. Алматы, 2006. № 2. С. 12-16.
7 Глущенко Л.И. Педагогика Царскосельского лицея в 1811-1817 гг.
ходимо помнить, что при всех экономических и технических новшествах ничто не заменит духовность и нравственность, которые являются главными составляющими настоящего человека, гражданина. Не зря существует высказывание, что «все новое - это хорошо забытое старое». Для нас такое историческое наследие может оказаться неоценимым в решении современных проблем российского образования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Глущенко, Л.И. Педагогика Царскосельского лицея в 1811-1817 гг. [Текст] // Коллеги. - Алматы, 2006. - № 2. - С. 12-16.
2. Корытов, В.А. Генезис проблемы управления качеством дополнительного профессионально-технического образования в ситуации модернизации российского образования [Текст] // Современные проблемы науки и образования. - 2008. - № 4. -С. 77-82.
3. Лурье, Л.И. Лицей сквозь годы. Мнения и сомнения (к 200-летию Царскосельского лицея) [Текст] // Alma Mater. - 2011. - № 7. - С. 23-28.
4. Мартишина, Н.В. Ценностные характеристики творческого потенциала педагога [Текст] // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. - 2012. -№ 3. - С. 5-15.
5. Полякова, Л.В. Развитие лицейского образования в России XIX - нач. XX в. : дис. ... канд. филол. наук. - М., 1997. - С. 3-4.
REFERENCES
1. Glushchenko, L.I. Pedagogika Tsarskosel'skogo litseya v 1811-1817 gg. [Text] [Pedagogy of the Tsarskoye Selo Lyceum in 1811-1817 years] // Colleagues. - Almaty, 2006. - № 2. -P. 12-16.
2. Korytov, V.A. Genezis problemy upravleniya kachestvom dopolnitel'nogo profes-sional'no-tekhnicheskogo obrazovaniya v situatsii modernizatsii rossiyskogo obrazovaniya [Text] [The Genesis of the problems of quality management additional technical and vocational education in situations of Russian education modernization] // Modern problems of science and education. - 2008. - № 4. - P. 77-82.
3. Lur'ye, L.I. Litsey skvoz' gody. Mneniya i somneniya (k 200-letiyu Tsarskosel'skogo litseya) [Text] [Lyceum through the years. Opinions and doubts (on the 200th anniversary of the Tsarskoye Selo Lyceum)] // Alma Mater. - 2011. - № 7. - P. 23-28.
4. Martishina, N.V. Tsennostnyye kharakteristiki tvorcheskogo potentsiala pedagoga [Text] [Value characteristics of the creative potential of the teacher] // Bulletin of Ryazan state University named after S.A. Esenin. - 2012. - № 3. - P. 5-15
5. Polyakova, L.V. Razvitiye litseyskogo obrazovaniya v Rossii XIX - nachale XX vv. [Text] [Lyceum education development in Russia XIX - early XX centuries] : Dissertation of the candidate of pedagogical sciences. - Moscow, 1997. - P. 3-4.
T.A. Khochenkova
THE MODERNIZATION OF RUSSIAN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION FROM THE LYCEE TO MODERN TIMES
The paper centers on the issue of modernization of Russian higher education in the context of international integration and the necessity of using the experience of former generations on the example of the Lycee at Tsarskoye Selo. The accumulated historical and pedagogical experience, philosophical and pedagogical innovations borrowed from other countries and other cultures, as well as Russian original traditions of education served as a catalyst to educating a new kind of free personality. As a result Russian society was enriched by well-educated people, able to think independently and make decisions. These people were morally and spiritually developed and were true patriots of their Motherland.
lycee, Tsarskoye Selo Lycee, modernization of education.