Научная статья на тему 'Модернизация российского машиностроения: проблемы и перспективы'

Модернизация российского машиностроения: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
322
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / МАШИНОСТРОЕНИЕ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / КРЕДИТОВАНИЕ / НАУКА / КАДРЫ / MODERNIZATION / INNOVATION / ENGINEERING / LENDING PROFITABILITY / SCIENCE / HUMAN RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиев А. Т., Титов А. В., Ширшов С. Р.

Рассматриваются проблемы модернизации отечественной машиностроительной индустрии, отвечающей современным требованиям инновационной модели экономики. Среди таких проблем выделяются: обеспечение финансовыми ресурсами, комплексная государственная поддержка развития научно-исследовательской сферы, кадровые проблемы. Для решения этих и других проблем машиностроительного комплекса требуется разработка государственной промышленной политики с учетом вступления России в ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алиев А. Т., Титов А. В., Ширшов С. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of the Russian Engineering: Problems and Prospects

The problems of modernization of domestic machine-building industry to meet modern requirements of the innovation model of economy. Among these problems are distinguished: providing financial resources, government support for the development of an integrated research areas, personnel problems. To address these and other challenges requires the development of machine-building complex of the state industrial policy in the light of Russia's accession to the WTO.

Текст научной работы на тему «Модернизация российского машиностроения: проблемы и перспективы»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

АЛИЕВ А.Т.,

до кт ор эко н омических наук, профессор, Московский государственный индустриальный университет, e-mail: sergei3344@yandex.ru;

ТИТОВ А.В.,

кандидат экономических наук, доцент, Московский государственный индустриальный университет, e-mail: sergei3344@yandex.ru;

ШИРШОВ С.Р.,

кандидат юридических наук, Московский государственный индустриальный университет, e-mail: sergei3344@yandex.ru

Рассматриваются проблемы модернизации отечественной машиностроительной индустрии, отвечающей современным требованиям инновационной модели экономики. Среди таких проблем выделяются: обеспечение финансовыми ресурсами, комплексная государственная поддержка развития научно-исследовательской сферы, кадровые проблемы. Для решения этих и других проблем машиностроительного комплекса требуется разработка государственной промышленной политики с учетом вступления России в ВТО.

Ключевые слова: модернизация; инновации; машиностроение; рентабельность; кредитование; наука; кадры.

The problems of modernization of domestic machine-building industry to meet modern requirements of the innovation model of economy. Among these problems are distinguished: providing financial resources, government support for the development of an integrated research areas, personnel problems. To address these and other challenges requires the development of machine-building complex of the state industrial policy in the light of Russia's accession to the WTO.

Keywords: modernization; innovation; engineering; lending profitability; science; human resources.

Коды классификатора JEL: L64, O31.

Целевыми ориентирами становления модели инновационного развития российской экономики является использование инновационных источников роста за счет как реализации конкурентных преимуществ экономики России (топливноэнергетический и аграрно-промышленный комплексы, транспорт), так и развития не сырьевых обрабатывающих производств с высокой добавленной стоимостью, новых прогрессивных наукоемких отраслей, основанных на знаниях.

Главным магистральным путем формирования новой инновационной экономики России является создание конкурентоспособной промышленности и, прежде всего, машиностроительной индустрии (включая отрасли машиностроения оборонно-промышленного комплекса) как основы развития современных обрабатывающих производств. Об этом свидетельствует исторический опыт ведущих стран мира, который показывает, что локомотивом становления современной модели инновационной экономики является развитая диверсифицированная промышленность.

Для создания такой промышленности требуется решить комплекс накопившихся проблем, среди которых выделяются следующие.

Во-первых, необходимо стабильное финансовое обеспечение создания и развития машиностроительного комплекса, исключив из практики, ставшие уже традиционными, так называемые финансовые навесы. Это требует не только государственной финансовой поддержки, но и активизации частного бизнеса в финансировании модернизации машиностроения, создании и реализации инновационных программ.

Источниками формирования надежной финансовой базы для развития отечественного машиностроения должны стать, прежде всего, собственные финансовые ресурсы, вытекающие из основного принципа организации финансов в ры-

© А.Т. Алиев, А.В. Титов, С.Р. Ширшов, 2012

МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

77

ночной экономике - самофинансирования, предполагающего превышение собственных доходов над расходами. Иначе говоря, должна быть обеспечена достаточная рентабельность для развития предприятий машиностроительной отрасли. Однако в настоящее время значительная часть машиностроительных предприятий в среднем имеет низкий уровень рентабельности (5-8%), который не обеспечивает получение необходимой величины прибыли для финансирования модернизации производства, технического перевооружения отрасли и обновления основных фондов, иначе говоря - расширенного воспроизводства на инновационной основе. По предварительной оценке, для того, чтобы обеспечить требуемый размер рентабельности на машиностроительную продукцию необходимо установить его на уровне как минимум 25% от собственных затрат. При этом не менее одной трети части полученной чистой прибыли необходимо направлять на финансирование производственных капитальных вложений инновационного назначения, а другую часть этой прибыли - на развитие социальной инфраструктуры (в том числе и на жилищное строительство).

В этих же целях государству (если оно реально заинтересованно в создании инновационной промышленности) целесообразно изменить некоторые требования налогового законодательства, касающиеся снижения налогообложения части прибыли, направляемой на инновационное расширенное воспроизводство машиностроительных предприятий, а также отмены (или значительного уменьшения) НДС и таможенных пошлин на импортируемое высокотехнологичное оборудование и комплектующие изделия, не имеющие отечественных аналогов.

В структурной модернизации машиностроения в направлении инновационного развития существенная роль отводится долгосрочному банковскому кредитованию. Однако в настоящее время банки не способны финансировать реальные инвестиции в форме капитальных вложений в инновационные проекты машиностроительной индустрии и обеспечить их необходимым денежным потоком. Причины в этом следующие.

По данным банковской статистики, на начало 2011 г. стоимость всех основных фондов России оценивалось в 100 трлн руб. со средней степенью износа по всем отраслям народного хозяйства 44%.

Особенно тяжелое положение с основными фондами сложилось в отечественной промышленности. За последние 40 лет (в сравнении с 1971 г.) средний возраст оборудования в нашей промышленности увеличился почти вдвое. В 1971 г. 41% мощностей имело возраст до 5 лет, а в настоящее время такой возраст имеют лишь 9,6%. По оценке счетной палаты износ основных фондов в отдельных отраслях промышленности, в том числе и машиностроении, достигает 80%, в то время как динамика их обновления составляет всего 11%.

По сведениям Минфина РФ на перевооружение в целом отечественного промышленного производства для придания ей инновационного характера необходимо ежегодно тратить около 30% ВВП. Для сравнения, по итогам в 2010 г. данный показатель составил лишь 20% ВВП. При этом доля банковского сектора не превышает 10% (в промышленно развитых странах - 20-30%).

В настоящее время банковский сектор предоставляет кредиты в основном крупнейшим заемщикам по процентным ставкам от 8 до 10%. Однако для инвестиционного финансирования, как показывает зарубежный опыт, процентная ставка по кредитам не должна превышать 5-7% при умеренной инфляции в 2-3% в год.

Еще одной проблемой банковского финансирования инвестиций в машиностроительную индустрию является срок финансирования. Сегодня средневзвешенный срок привлекаемых банками ресурсов составляет 1,5-2 года, в то время как инвестиционные проекты в машиностроительные объекты требуют финансовых вложений от 5 до 10 лет и более. Таким образом, источники для долгосрочного финансирования у национальной банковской системы сейчас практически отсутствуют.

Это одна сторона проблемы. Другая - отсутствие качественных инвестиционных проектов в инновации, непрозрачная структура заемщика и высокие проектные риски - основные причины отказа в кредитовании проектов среднего масштаба. Решение этих проблем сводится к качественно более обоснованному подходу предприятий к подготовке кредитных заявок, в использовании государственных гарантий и в проектном финансировании.

Сдерживающим фактором инвестиционного финансирования машиностроительных предприятий в настоящее время выступает низкая капитализация национальных банков. Так, удельный вес долгосрочных кредитов свыше 3-х лет в корпоративном кредитном портфеле составляет 30%. Соответственно, 70% - это среднесрочные и краткосрочные кредиты. Средний российский банк по объему собственного капитала в 7 раз меньше, чем польский и чешский, в 40 раз мельче среднего английского банка и примерно в 35 раз меньше среднего корейского банка. В таких условиях наши банки не способны предоставлять крупномасштабные кредиты, адекватные спросу со стороны машиностроительной индустрии.

Для решения задач модернизации в целом промышленности, и в т. ч. машиностроения необходимо, по мнению многих экспертов, в 1,5 раза увеличить годовой объем инвестиций в основные фонды и как минимум в 2 раза - долю банковского сектора в их финансировании.

В целях финансового обеспечения спроса машиностроительной промышленности за счет долгосрочного кредитования в ближайшей перспективе банковскому сектору необходимо значительно расширить ресурсную базу пассивов. Для этого предлагаются следующие основные меры:

увеличение гарантируемого государством объема вкладов населения при их размещения в банках на срок более 3 лет (сегодня объем депозитов населения на срок более 3 лет составляет менее 1 трлн руб. при общем их объеме более 10 трлн руб.);

освобождение от налогов доходов физических лиц, инвестирующих в российские ценные бумаги на срок более 3-х лет (сегодня налог составляет 9%);

повышение капитализации отечественной банковской системы за счет размещения в них средств части Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;

введение безотзывных вкладов и расширение практики использования гарантий и проектов государственного частного партнерства.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

78

А.Т. АЛИЕВ, А.В. ТИТОВ, С.Р ШИРШОВ

Кроме того, необходимо законодательно регламентировать порядок отнесения затрат по обслуживанию долгосрочных кредитов на себестоимость машиностроительной продукции.

При этом важно, чтобы меры по стимулированию формирования долгосрочных банковских пассивов и роста кредитования банками одновременно сопровождались с мероприятиями, предусматривающими экономические стимулы для предприятий машиностроительного комплекса к увеличению размера их рентабельности и, прежде всего, за счет снижения себестоимости и повышающими их заинтересованность в кредитовании инвестиционных проектов своего развития.

Нужно развивать малый и средний инновационный бизнес в машиностроительном комплексе. Для этого, в частности, он должен получить максимальный режим налоговых льгот при условии модернизации своей производственной базы и создания инновационно-ориентированных производств.

Во-вторых, развитие отечественного машиностроения невозможно без существенной поддержки научноисследовательской сферы. Здесь ключевой проблемой выступает наряду с фундаментальными широкомасштабными изысканиями и научными исследованиями кардинальное развитие системы прикладных научно-исследовательских разработок. В настоящее время важно высоко поднять престиж инженерно-технических и конструкторских кадров, мотивировать их на работу в машиностроительной индустрии. Для этого, необходимо значительно и качественно обновить материально-техническую базу образовательных учреждений, как высших (прежде всего технических ВУЗов), так и средних специальных учебных заведений с привлечением на преподавательскую работу наиболее опытных квалифицированных специалистов в области машиностроения.

В-третьих, острой для отечественного машиностроения является и кадровая проблема. Здесь два аспекта проблемы.

1. Подготовка и удержание высококвалифицированных специалистов, которая особенно актуальна для инновационного машиностроения, где средний возраст кадровых работников уже превышает 50 лет. Здесь одним из лучших доказанных способов признан так называемый «треугольник кооперации», формируемый на договорных отношениях: студент, который обучается в техническом образовательном учреждении; образовательное учреждение, заинтересованное в подготовке квалифицированного специалиста; машиностроительная корпорация, взаимодействующая с ВУЗом, которая привлекает выпускников для работы на предприятия.

2. Масштабное увеличение количества высококвалифицированных рабочих кадров. Здесь проблема заключается не только в дефиците учебных заведений среднего профессионального уровня - ПТУ, лицеев, колледжей и техникумов, но и в отсутствии современных профессиональных стандартов и четких требований к компетенции рабочих кадров, их низкий общественный престиж, а также несоответствие системы подготовки таких кадров потребностям развития инновационной экономики. Существенно сдерживает решение этой проблемы недостаток профессиональных преподавателей и низкий уровень зарплаты имеющегося преподавательского состава. Так, в начальном профобразовании средняя заработная плата преподавателей в настоящее время ниже 10 тыс. руб., а в среднем профобразовании составляет немного больше 15 тыс. руб.

Решение этих и других проблем в настоящее время особенно актуально в связи с вступлением России в ВТО, которое затронет все отрасли промышленности, а в особенности - машиностроительную индустрию. После присоединения к ВТО в связи с принятием определенных тарифных обязательств те меры, которые наша страна могла предпринимать с точки зрения защиты отечественного производителя, будут значительно ограничены, в частности, нельзя будет произвольно повышать ставки ввозных таможенных пошлин на аналогичные импортируемые машины и оборудование.

В целом же нефтегазовые добывающие отрасли, ориентированные на экспорт от присоединения к ВТО, безусловно, выигрывают. Те отрасли, которые поставляют сырьевые товары на внешний и внутренний рынки, особых изменений не почувствуют. Проблемы возникнут у производителей с высокой степенью переработки, в том числе и у машиностроителей, ориентированных на внутренний рынок в связи с обострением конкуренции. Последствия этого известны - резкое (в разы) сокращение рабочих мест и увеличение количества безработных с вытекающими отсюда негативными острыми социальными проблемами для страны.

В связи с чем, важнейшей задачей сегодня в условиях вступления России в ВТО представляется разработка государственной промышленной политики и соответствующего законодательства на основе перспективных НИОКР с использованием накопленного научного потенциала оборонно-промышленного комплекса и аэрокосмической промышленности как базы инновационной экономики. Необходима государственная поддержка модернизации отечественного машиностроения, формирование механизма перераспределения средств и оптимизации налогообложения в отношении развития современного конкурентоспособного обрабатывающего сектора промышленности с созданием защитных мер нетарифного государственного протекционизма в интересах национальных производителей машиностроительной продукции.

ЛИТЕРАТУРА

1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ru.rg, 2011-2012 гг.

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://business.rg.ru, 2011-2012 гг.

3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/innovacii, 2011-2012 гг.

4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg/ru/zakony, 2011-2012 гг.

5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/nalog, 2011-2012 гг.

6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/banki, 2011-2012 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.