Ихсанов Руслан Афлисович, научный сотрудник, [email protected], Россия, Химки, ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России»,
Сарасеко Владислав Владимирович, научный сотрудник, [email protected], Россия, Химки, ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России»
ON THE ASSESSMENT OF THE LABOR INTENSITY OF THE SCIENTIFIC RESEARCH AND EXPERIMENTAL DESIGN WORKS IN THE FIELD OF CIVIL DEFENSE PLANNED FOR
PERFORMANCE
R.A. Ikhsanov, V.V. Saraseko
This article is a logical continuation of the study of the problems of labor intensity assessment, considered in the previous works of the author. This article offers a method for assessing the labor intensity of R & d in the field of civil defense at the stage of planning scientific activities for the upcoming period.
Key words: scientific and technical activities, scientific work, planning, labor intensity, labor
costs.
Ikhsanov Ruslan Aflisovich, researcher, [email protected], Russia, Khimki, Civil Defence Academy EMERCOMof RUSSIA,
Saraseko Vladislav Vladimirovich, researcher, [email protected], Russia, Khimki, Civil Defence Academy EMERCOM of RUSSIA
УДК 629.113
DOI: 10.24412/2071-6168-2022-3-520-526
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССНОЙ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА АВТОСБОРОЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Д.И. Благовещенский, В.Н. Козловский, Д.И. Панюков, Д.В. Айдаров
В статье представлены результаты модернизации процессной модели системы менеджмента качества автосборочного предприятия в рамках реализации комплексной программы улучшений.
Ключевые слова: комплексные программы улучшений, автомобильная промышленность, конкурентоспособность, качество, эксплуатация, автомобиль.
Анализ данных, полученных при исследовании сложившихся систем управления качеством на предприятиях крупнейших национальных автопроизводителей, позволил выделить значительную проблему.
Проблема эта исходит из известного в экспертном сообществе мнения, что в настоящее время наиболее значимые проблемы в системах менеджмента качества предприятий (СМК) кроются не внутри процессов, а находятся на стыках между процессами. Действительно, если рассмотреть процессы СМК традиционных российских автопроизводителей, то в рамках их «ландшафтов» раскрываются только связи и преобразования, относящиеся собственно к процессам. Межпроцессная связь в таких СМК слабо выражена. И если существует задача проведения анализа эффективности взаимодействия процессов, то необходимо проведение трудоемких исследовательских аудитов сразу по нескольким процессам, пример крупнейших отечественных автопроизводителей показан на рис. 1.
520
Процессная модель и «ландшафт» процесса производства автомобилей, действующие в АО «АВТОВАЗ», представлены на рис. 2. Подобные модели являются устойчивой практикой ведения СМК на отечественных предприятиях автомобильной отрасли. Они в полной мере соответствуют требованиям международного стандарта ISO 9001:2015 и его российского аналога ГОСТ Р ИСО 9001-2015.
Г Система менеджмента качества АО "АВТОВАЗ"
I (СМК АО "АВТОВАЗ")
I
Цели Процедуры
Требования
Отчетность '<
Результаты выполнения требований
/ Все этапы жизненного цикля
I .' ||
I
г,
ш
Маркетинг | i СМК j | свптр ; Закупки
-----------f-Tf
МтП, ПрП, ППИ, : МСЛ, СКП, ОПП :
Сбыт и техническое обслуживание
СМК поставщиков
СМК дилеров и ПССС
и m
О о
> s i m »
m я —
i
IT —
н
I X m m о
Е i
—
ПРОЦЕССЫ МЕНЕДЖМЕН ТА АО (АБТОвАЗ»
АВТОМОБИЛЕЙ I АС А
е-едже т.* до
■А0ТЭДАЗ» И АНАЛИЗ СГОИСТОПМСНЛЯ
ЗЕ
БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ АО «АВТОВАЗ»
7Y
НкАицтмн
ПРОЦЕССЫ МЕНЕДЖМЕНТА РЕСУРСОВ АО «АВТОВАЗ»
ПЕРСОНАЛОМ
б
OS«nt4iHHt ОЬстчгат Обеспечение Инструментально» Метрологически
<й>егпеченн< » ооеепечение
шергетнческогв
оборудовании оборудования
Рис. 1. Модели СМК крупнейших российских автопроизводителей: а, б - схема структуры СМК АО «АВТОВАЗ»; в - ландшафт процессов СМК ПАО «КАМАЗ»
521
а
в
При этом недостаток представленных моделей в свете выделенной проблемы очевиден. Во всех случаях межпроцессные связи не представлены либо представлены в слабо выраженном виде. Соответственно возрастают риски, связанные с недостаточной эффективностью работы СМК на межпроцессном уровне [1 - 3]. Эти риски в сложившихся условиях сложно просчитываются. Этот аспект в виде несоответствий довольно часто фиксируется в протоколах по результатам проведения аудитов различного уровня.
Еще одной значимой проблемой, на которой необходимо остановиться, является то, что в настоящее время практически все отечественные предприятия автомобильной промышленности проходят этапы или уже в полной мере интегрированы в международные консорциумы, альянсы, клубы автопроизводителей. Происходит диверсификация бизнеса, целью которой является повышение конкурентоспособности и качества продукции национального автопрома. Нередкими в настоящее время являются соглашения о совместной разработке и производстве новых моделей автомобилей или лицензионные соглашения на проведение омологации и производство автомобильной техники, созданной на платформах иностранных компаний. При этом в традиционных СМК возникают естественные сложности, связанные с необходимостью встраивания новых видов деятельности в существующие процессы, и требуется сопутствующая актуализация нормативно-технической документации. Необходимы более гибкие СМК для реализации совместных программ развития бизнеса, а также интеграция в СМК новых видов деятельности, связанных с совместным ведением работ.
ПОСТАВЩИКИ ПРОЦЕССА
I &01
_Р^П!
_ш±
СМК СВГТТР
Отчпы (жгы] о р«1угот!
Р, Т ^СЩ
Протокол ам-агиаа ВМК _
Производство автомобилей
I ^ II г°г I
| БР5
[-•-!-"• . г•.- -л . • г .:-.■. I _ г _ -. . . . ■-, ; , .
Пролрвмма проиааадетвл
ПОТРЕБИТЕЛИ ПРОЦЕССА
I Р02
ГВ5Т
СМИ
Пэсчдлссы СМК Е04, Р01, РС2
РП
б
Рис. 2. Процессная модель производства автомобилей: а - процессная модель;
б - ландшафт процесса
а
Представляется, что ответом на существующие серьезные вызовы, связанные с необходимостью обеспечения эффективности СМК на всех этапах, включая стыки процессов, учетом развития (диверсификации) бизнеса на основе партнерских отношений в рамках альянсов или стратегического партнерства и т.д., а также для повышения гибкости сложившихся систем менеджмента требуется разработка нового подхода для проектирования СМК [4 - 6].
В отличие от традиционно сложившегося на отечественных предприятиях похода к проектированию моделей и ландшафтов процессов системы менеджмента в рамках нового подхода требуется обеспечить сквозную прослеживаемость всех основных видов деятельности в пределах одной процессной модели. Также необходимо учесть развитие партнерских связей между различными компаниями-автопроизводителями их ресурсного и информационным обеспечения в виде интеграции в процессные модели соответствующих входов и выходов. Таким образом, решаются задачи, связанные с улучшением и идентификацией связей, которые будут рассматриваться уже не как межпроцессные (стыковые), а как внутренние связи единого интегрированного пространства процесса. Также решаются задачи, связанные с ориентацией инструментария процессного управления на решение перспективных задач развития бизнеса, в данном случае - реализации партнерских связей с различными компаниями отрасли.
В рамках нового подхода предлагается развивать процессную модель на базе основных видов деятельности организации, в нашем случае - производство автомобилей. В новом процессе в едином интегрированном виде должны быть представлены все составляющие бизнес-процесса создания нового автомобиля, включая проектирование, производство, реализацию и обслуживание. То есть, еще раз обращаясь к рис. 2, необходимо синтезировать модель, реализующую новый поход к разработке процесса, в рамках которого нужно учесть все необходимые сопутствующие виды деятельности в едином интегрированном пространстве.
На рис. 3 представлена разработанная на основе предлагаемого подхода процессная модель производства автомобилей.
Стандарты Компании автопроизводителя
[Стандарты Компании партнера)
Образцы определений автомобиля Маркетинговые данные План продаж Заказы покупателей
Производство автомобиля
ИС Компании
(Компания (ИС Компании
автопроизводителя автопроизводителя партнер)
—► Автомобили произведенные
бухгалтерская отчетность
Экономический анализ производства
Рис. 3. Процессная модель производства автомобиля, разработанная на основе предлагаемого подхода
На входе ландшафтной модели производства нового автомобиля (рис. 4): образцы определения автомобиля - нормативный документ, определяющий основные свойства, функции и технические параметры продукции; маркетинговые данные - маркетинговые отчеты, отражающие процессы формирования требований к продукту и его целевые установки сегментации на конкурентном рынке; план продаж - оценочный анализ и план продажи автомобилей в целевом сегменте конкурентного рынка; заказы покупателей - обобщенные данные, отражающие заинтересованность потребительской среды в приобретении новой модели автомобиля. Выходы процесса: произведенные автомобили; бухгалтерская отчетность; экономический анализ производства.
Входы управления - корпоративные стандарты автопроизводителя, и в случае, если продукт совместный, то также входом управления является комплекс необходимых стандартов компании партнера (информация в скобках). Ресурсные входы: все необходимые ресурсы и информационные системы (ИС) компании автопроизводителя. Если продукт совместный (информация в скобках), то к ресурсным входам добавляется компания-партнер и ее ИС.
Список литературы
1. Благовещенский Д.И. Разработка методологии и инструментария комплексной программы улучшений для повышения конкурентоспособности машиностроительных (автосборочных) предприятий : дис. ... д-ра техн. наук : 05.02.23 / Благовещенский Дмитрий Иванович ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Самар. гос. техн. ун-т. Самара, 2021. 600 с.
2. Заятров А.В., Козловский В.Н. Анализ и оценка взаимосвязей между традиционными показателями надежности и показателями, используемыми ведущими производителями легковых автомобилей // Электроника и электрооборудование транспорта. 2012. № 1. С. 41-43.
3. Козловский В.Н., Заятров А.В. Проблема стратегического планирования улучшения качества и надежности системы электрооборудования автомобилей // Электроника и электрооборудование транспорта. 2012. № 1. С. 44-47.
4. Козловский В.Н., Антипов Д.В., Заятров А.В. Методология анализа и прогнозирования качества автомобилей в эксплуатации // Актуальные проблемы экономики. 2016. Т. 186. № 12. С. 387-398.
5. Petrovski S.V., Kozlovski V.N., Petrovski A.V., Skripnuk D.F., Schepinin V.E., Telitsyna E. Intelligent diagnostic complex of electromagnetic compatibility for automobile ignition systems // Reliability, Infocom Technologies and Optimization (Trends and Future Directions). 6th International Conference ICRITO. 2017. P. 282-288.
6. Панюков Д.И. Эффективное применение метода анализа видов, последствий и причин потенциальных дефектов (FMEA) в автомобилестроении / Панюков Д.И., Козловский В.Н.: Монография. Самара, 2016. 202 с.
Благовещенский Дмитрий Иванович, канд. техн. наук, доцент, директор, [email protected], Россия, Тула, ФБУ «Тульский ЦСМ»,
Козловский Владимир Николаевич, д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой, [email protected], Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,
Панюков Дмитрий Иванович, канд. техн. наук, доцент, заведующий кафедрой, [email protected], Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,
Айдаров Дмитрий Васильевич, д-р техн. наук, профессор, [email protected], Россия, Самара, Самарский государственный технический университет
MODERNIZATION OF THE PROCESS MODEL OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF A
CAR ASSEMBLY ENTERPRISE
D.I. Blagoveshchenskiy, V.N. Kozlovsky, D.I. Panyukov, D.V. Aidarov
The article presents the results of the modernization of the process model of the quality management system of a car assembly plant as part of the implementation of a comprehensive improvement program.
Key words: comprehensive improvement programs, automotive industry, competitiveness, quality, operation, car.
Blagoveshchenskiy Dmitry Ivanovich, candidate of technical sciences, docent, director, [email protected], Russia, Tula, FBU«Tula CSM»,
Kozlovsky Vladimir Nikolaevich, doctor of technical sciences, professor, head of the department, [email protected], Russia, Samara, Samara State Technical University,
Panyukov Dmitry Ivanovich, candidate of technical sciences, docent, head of the department, [email protected], Russia, Samara, Samara State Technical University,
Aidarov Dmitry Vasilievich, doctor of technical sciences, professor, adv_tol@,mail. ru, Russia, Samara, Samara State Technical University