Научная статья на тему 'Модернизация промышленности региона с позиции системного подхода'

Модернизация промышленности региона с позиции системного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
352
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РЕГИОН / КОНКУРЕНЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Идзиев Г.И.

В регионах начинать модернизацию необходимо с глубоких преобразований в экономике, с возрождения промышленности на новой технологической основе, с формирования ее воспроизводственной структуры. Внутренние и внешние условия вынуждают региональные власти проводить ее комплексно, одновременно и в короткие сроки, охватывая все сферы общественной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация промышленности региона с позиции системного подхода»

10 (313) - 2013

Стратегия развития региона

УДК 332.14

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА С ПОЗИЦИИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА*

Г. И. ИДЗИЕВ,

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник E-mail: textima@mail. ru Институт социально-экономических исследований Дагестанского НЦ РАН

В регионах начинать модернизацию необходимо с глубоких преобразований в экономике, с возрождения промышленности на новой технологической основе, с формирования ее воспроизводственной структуры. Внутренние и внешние условия вынуждают региональные власти проводить ее комплексно, одновременно и в короткие сроки, охватывая все сферы общественной жизни.

Ключевые слова: инновационное развитие, промышленность, регион, конкуренция, модернизация, промышленная политика.

Современная ситуация в экономике говорит о том, что за промышленностью сохраняется роль ведущей сферы материального производства. Промышленность до сих пор является основным производителем товаров производственного и личного потребления, от степени развития которой зависят темпы научно-технического обновления и рост производительности труда в других сферах и отраслях. Поэтому формирование обдуманной промышленной политики и улучшение механизмов ее реализации выступают стержневым моментом перехода к модернизации всей экономики, устойчивому ее развитию.

Выход российского крупного бизнеса на мировые рынки, а также увеличивающаяся открытость

* Работа выполнена при финансовой поддержке Международного научного фонда экономических исследований академика Н. П. Федоренко. Проект № 2011-114.

экономики России, продолжающаяся дискуссия вокруг условий вступления России в ВТО сделали формы и цели промышленной политики государства предметом активных обсуждений как в органах государственной власти, так и внутри делового сообщества. Многими российская экономика признана рыночной, однако некоторые институты рынка недостаточно развиты, и, если мы хотим, чтобы нас признавали в мире, власти еще предстоит развивать их. Это делает актуальным вопрос об эффективности государственного управления промышленностью.

Сложившиеся в настоящее время экономические условия объективно требуют от государства новых механизмов реализации промышленной политики, ориентированных на экономический рост, основанный на инновациях как на макро-, так и на мезоуровнях экономики. Без высокотехнологичной промышленности инновации не станут реальным товаром. Эти проблемы могут быть решены только на основе ускоренной комплексной технологической модернизации промышленности, особенно на уровне региона. В этих условиях особенно актуальным становится исследование вопросов, связанных с развитием отраслей, производящих наукоемкую, высокотехнологичную продукцию. В первую очередь это предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК), которые могут стать «локомотивами», тянущими за собой остальные отрасли промышленности.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорпя -и ЪР^тжгсх*

63

В условиях же значительного перераспределения экономических полномочий от федерального центра к регионам, серьезной трансформации межбюджетных отношений, развивающимся процессом регионализации особо важен учет региональных аспектов промышленного производства. Когда говорим о регионализации, то имеем в виду не только промышленный комплекс отдельного региона -субъекта Федерации, а объективно складывающиеся промышленные комплексы нескольких граничащих и экономически тесно взаимосвязанных регионов, т. е. речь идет о мезоуровне [9].

Необходимость формирования новой концепции инновационного развития в качестве приоритета национальной промышленной политики является все более очевидной. В этом вопросе существует острая потребность не только в определении четких стратегических ориентиров для открытой экономики, имеющей гетерогенный характер и значительный накопленный интеллектуальный капитал, но и в тактике их достижения. Необходимо формирование нового подхода к системе, формирование национального альянса на региональном и федеральном уровнях, создаваемого под достижение вполне конкретных стратегических целей. Необходимо формирование сети между региональными командами профессиональных менеджеров, а также координация их действий в рамках всего экономического пространства. Необходимо формирование новой высокопрофессиональной элиты. Только в этом случае на смену старой системе будет постепенно в процессе замещения приходить новая, более здоровая и более конкурентоспособная система. Конкурентоспособность на нынешнем этапе оказывается главным источником устойчивого экономического роста, а основой конкурентоспособности, в свою очередь, является инновационная активность бизнеса. Успех, особенно глобальный, во все большей степени связан с обновлением технологий, освоением новых рынков и институциональными инновациями (нововведениями организационного характера) [5].

Современная реальность такова, что инновационная активность российских предприятий остается на довольно низком уровне. Недостаточно используется инновационный потенциал российской науки и системы образования. Однако в последнее время правительство прилагает усилия для воспитания у хозяйствующих субъектов стимулов к инновациям.

В то же время в условиях расширения применения программно-целевых методов в управлении

социально-экономическим развитием общества необходим более явный упор на стимулирование инновационной активности бизнеса. Приоритетом политики государства должна стать активная поддержка инноваций на различных уровнях.

Инновационное развитие, по мнению автора, надо рассматривать с двух позиций. Во-первых, это активное внедрение и продвижение на рынок продуктовых инноваций, а во-вторых, расширенное воспроизводство капитала предприятия, основанное на применении технологических инноваций, переход к новой технологической основе. Ускоренная смена технологий в основных отраслях приведет к образованию большого количества модификаций и сокращению инновационных циклов.

Новейшая технологическая база определяется техникой и технологией пятого и шестого технологических укладов. При этом под технологическим укладом понимается совокупность технических систем и технологических процессов, выражающих определенное поколение (уровень) научно-технического развития.

Создание гибкой и быстро реагирующей на негативные изменения внешней среды экономической системы с сильными внутренними связями, способной к быстрой смене внутренних настроек в зависимости от глубины и длительности внешних и внутренних воздействий, является чрезвычайно сложной задачей. Особенно, если речь идет о России, стране с высокой диверсификацией внутренних ресурсов, разнообразием региональных «сравнительных преимуществ» и многообразием национального «инновационного входа», широким спектром исследований и разработок и осуществляемой подготовки кадров высшей квалификации.

Мировой опыт показывает, что грамотный выбор стратегии концентрации ресурсов имеет очень важное значение для устойчивого, инновационно ориентированного развития. Такая стратегия должна определяться в рамках промышленной политики.

Промышленная политика направлена на решение вполне конкретных проблем национального развития - на преодоление экономической зависимости за счет улучшения платежного баланса по текущим операциям, на снятие барьеров в виде ресурсных ограничений, к примеру, в связи с резким удорожанием энергоресурсов, к повышению устойчивости частного национального бизнеса в условиях усиления открытости национальной экономики и т. д. Поскольку конкретные ситуации

64

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те чемкюехА

в многогранной современной мировой экономике порой прогнозировать довольно сложно, то одним из основных принципов промышленной политики является принцип «изучать действуя».

Промышленная политика не является только государственной, это политика национальная. В ее формировании и осуществлении на равных принимают участие частные национальные компании, федеральный центр и регионы.

В России должно происходить формирование промышленной политики первоначально на уровне регионов, что позволит определить перспективные направления концентрации региональных сырьевых, финансовых и, главное, интеллектуальных ресурсов. И только на этой основе возможно формирование общенациональной промышленной политики, основным содержанием которой станет координация межрегиональных промышленных стратегий. Такой должна быть стратегия промышленного развития сложной экономической системы.

Одним из основных элементов промышленной политики региона является выбор перспективных отраслей. Такой выбор строится на основе принципа «сравнительных преимуществ» и с учетом условий планируемых рынков сбыта промышленной продукции. Постепенное увеличение доходности от избранных направлений промышленного развития, расширение процесса реинвестирования в эти направления и действие эффекта мультипликатора инвестиций позволяют достичь мощного эффекта. При этом другой стороной выбора приоритетных отраслей является одновременно выбор и структурно неперспективных отраслей, которым должно быть рекомендовано постепенное перепрофилирование на производство новой, более технологичной, продукции. Подобное одновременное сосуществование перспективных и отживших отраслей создает угрозу успешной реализации промышленной политики.

Главное в промышленной политике региона -это эффективная и быстрая реструктуризация, перемещение ресурсов от старых, отживших отраслей к новым, создаваемым на основе принципиально новых технологий (особенно создаваемых «на стыке» научных дисциплин) и позволяющим замещать выводимую из производства продукцию более дешевым импортом.

То, в каком состоянии находится производственная структура, имеет огромное значение для развития экономики: чем она гибче, тем успешнее ее развитие. Именно эффективные структурные

изменения, направленные на повышение конкурентоспособности, являются сегодня условием поступательного экономического роста любого региона.

Рассмотрим для примера такой некогда индустриальный, а теперь находящийся в глубокой депрессии регион, как Республика Дагестан. На отраслевую структуру промышленности республики оказали влияние несколько факторов: во-первых, политика бывшего Советского Союза и особенности структуры экономики современной России; во-вторых, запасы имеющихся природных ресурсов и их структура (нефть, газ, пищевое сырье, строительные материалы); в-третьих, исторический характер региона (развитие различных народных промыслов); в-четвертых, геополитическое и социально-экономическое положение региона. Наличие отраслей, поставляющих топливо, различное сырье, определенные орудия труда, дает основание говорить об экономической самостоятельности республики. Но из-за нехватки финансовых ресурсов ее уровень достаточно низкий, о чем свидетельствует дотаци-онность регионального бюджета [2].

Резкое сокращение госзаказов оборонным предприятиям региона в процессе конверсии, проводимой в 1980-1990-е гг., оказалось пагубным для экономики республики, примерно 70 % объема производства которой составляла продукция для нужд министерства обороны. В результате распада Советского Союза произошло разрушение прежних производственных и торговых связей, либерализация экономики на рыночной основе вызвала в регионе структурные проблемы качественно нового уровня, отрицательное влияние которых усиливалось узкоотраслевой специализацией производства, а также значительной удаленностью от основных рынков, слабой социальной защищенностью работников. В ряд таких проблем можно отнести: снижение финансовых ресурсов (доходов от предпринимательской деятельности), острый кризис платежеспособности, потерю конкурентоспособности многих производств и экономических связей из-за опережающего роста транспортных и энергетических тарифов, увеличение дифференциации районов республики по уровню доходов населения. Данные негативные явления переходного периода наиболее остро показывают себя в горных районах Республики Дагестан, а также в городах и районах с наибольшей концентрацией депрессивных отраслей или предприятий (например в п. Дагестанские огни).

Образованный в результате дисбаланс между имеющимся экономическим потенциалом и уровнем

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>ЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4

65

промышленного производства предопределил одно из основных противоречий современной фазы кризиса: неиспользуемый производственный потенциал составляет примерно 4/5 от имеющихся возможностей производства. Закономерным результатом такого падения общественного производства стали не только вывод из строя значительной части производственного потенциала, но и повсеместный обвал уровня рентабельности его еще функционирующей части. К концу 1999 г. удельный вес убыточных предприятий реального сектора экономики достиг 57 % (1990 г. -3 % всех предприятий); размеры прибыли и амортизационных фондов подавляющего большинства другой половины предприятий этого сектора не обеспечивают нормальных условий не только для расширенного, но и для простого воспроизводства [2].

На нынешнем этапе развития «регионализация» экономической политики, и в частности инновационная, связана с характером инновационного развития мировой экономики. Уже уходит в прошлое время крупного производства, основанного на стандартных технологиях, где доминируют огромные транснациональные компании, целью которых является крупномасштабный сбыт и объемные капиталовложения. В этом случае технологическая и инновационная политики были направлены на осуществление «процессных технологий» для снижения затрат, а также создание необходимого международного разделения труда, при этом вывоз капитала осуществлялся в страны с низкими издержками (в том числе по стоимости рабочей силы), что давало дополнительные преимущества. Приходит новое время, время так называемого нестан-дартизированного, инновационного наукоемкого производства, где решающее значение в усилении конкурентных позиций на мировом рынке приобретает способность к непрерывному обновлению продукции и товаров за счет внедрения «продуктовых инноваций», а не масштабы производства и сбыта. В этих условиях малый и средний бизнес будут играть преобладающую роль как наиболее приспособленные к скорой смене технологий и продуктов, которые могут производить конкурентоспособную продукцию при более низких затратах и он может быть достаточно конкурентоспособным даже при росте традиционных издержек за счет высокой добавленной стоимости продукции. В такой экономике инноваций местные союзы ученых, бизнесменов и местной администрации являются важным фактором достижения успеха на рынке [7].

Региональная специализация предполагает присутствие соответствующего вектора образовательных услуг в рассматриваемом регионе (это снижает затраты на подготовку и переподготовку «непрофильных» кадров), многие предприятия специализируются на изготовлении материалов, производстве товаров и оборудования в пределах представленной специализации, имеется достаточный опыт управления на производстве в пределах данной специализации и продвижения товаров на рынок. Все это существенно сокращает затраты на внедрение и последующее продвижение новых технологий предприятиями региона. Кстати, как следствие, происходит значительное увеличение суммарного экономического (в том числе и коммерческого) эффекта для экономики региона, поскольку эффект от освоения новой технологии преумножается на количество успешных предприятий региона, которые применяли данную технологию (именно поэтому одним из наиболее важных элементов национальной инновационной политики становится создание условий для максимально быстрой диффузии технологий в рамках определенной специализации).

Кроме этого необходимо различать региональное и отраслевое инновационное развитие с точки зрения давления преобладающей промышленной специализации территории. К примеру, те регионы, где было развито стандартизированное промышленное производство, регионы, экономика которых основана на развитии базовых отраслей, основными характеристиками которых являются крупные капиталовложения, огромные материальные фонды, масштабное производство и сбыт, высокая социальная нагрузка и высокий уровень влияния на бюджеты регионов, в меньшей степени способны инноваци-онировать в сравнении с теми регионами, в которых такая структура не получила развития.

То, какую стратегию развития промышленности выберет регион, будет зависеть от конкретных экономических условий функционирования предприятий на его территории. В некоторых случаях возможно смешивание стратегий различного уровня.

С учетом тенденций развития основных отраслей промышленности Республики Дагестан можно определить следующие направления промышленной политики региона:

• реструктуризация промышленных предприятий

и повышение эффективности их функционирования;

66

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ

• определение приоритетных отраслей промышленности в регионе;

• привлечение инвестиционных ресурсов в промышленный сектор экономики региона;

• кадровая политика и создание системы непрерывной подготовки и переподготовки кадров для промышленности;

• мотивация и обеспечение инновационной деятельности на предприятиях;

• повышение конкурентоспособности продукции промышленных предприятий в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию.

Концепцию промышленного развития региона в современных условиях целесообразно дополнить концепцией территориального развития. Важнейшим инструментом территориального развития является территориальное планирование, целью которого является достижение достаточного уровня общественного согласия путем формирования эффективных городских систем и транспортно-телекоммуникаци-онных сетей, путем восстановления депрессивных территорий, сохранения региональной самобытности и многообразия местных сообществ.

Для эффективного управления экономикой региона необходим комплекс инструментов и концепций, объединяющих федеральный уровень планирования с региональным уровнем, учитывающим интересы бизнеса и общественных институтов региона. Другими словами, надо, чтобы организации частного сектора, общественные институты, а также местные власти в регионах учитывали и принимали во внимание федеральные задачи [6].

В современных условиях отношения государства и бизнеса часто требуют выработки общей позиции и координации действий. Одним из примеров такого рода взаимодействия является реализация крупномасштабного проекта транспортного коридора «Север-Юг», ключевым звеном которого является территория Республики Дагестан. Данный проект призван связать значительные пространства нашей страны и ближнего зарубежья и послужить толчком развития территории. Подобные проекты характеризуются значительными сроками реализации и большими затратами средств, оправдать которые можно в случае соразмерности пропускной способности нового маршрута и потенциала экономических центров, которые он будет связывать. Масштабность такого проекта требует координации и согласования интересов широкого круга потенци-

альных и действующих агентов, включая федеральную, региональную и муниципальную власть. Если такая координация отсутствует, то проект обречен на неудачу, что и наблюдаем с проектом транспортного коридора «Север-Юг» [3].

На взгляд автора, на сегодняшний день есть сомнения, что региональные власти могут самостоятельно построить достаточно эффективную систему взаимодействия с представителями регионального бизнеса, так как у них отсутствует понимание необходимости такого взаимодействия, нет общих целей и их координации. В связи с этим решение этой проблемы видится в использовании наиболее эффективного, на взгляд автора, инструмента, такого как концепция пространственного территориального развития. Именно пространственное развитие как концепция, «собирающая» на себе развитие территории, региональное развитие, развитие инфраструктурной связности, различные меры по повышению инвестиционной привлекательности региона, а также механизмы взаимодействия между властями и бизнесом, может послужить основой для согласования целей и совместного и взаимовыгодного решения общегосударственных задач.

В последнее время наблюдается развитие государственно-частных партнерств (ГЧП). Под термином «государственно-частное партнерство» понимается использование государством различных механизмов, стимулирующих участие частного бизнеса в инновационной деятельности. Государственно-частные партнерства позволяют объединять ресурсы участников, распределять прибыли и риски, такая форма способствует возникновению здоровой конкурентной среды и вместе с тем более эффективному использованию финансовых средств бюджета.

Практика применения государственно-частных партнерств в западноевропейских странах показывает, что данный механизм используется там, где государство и бизнес имеют взаимодополняющие интересы, но при этом не в состоянии действовать полностью самостоятельно и независимо друг от друга. В научно-технологической и инновационной сферах чаще всего встречаются такие формы ГЧП, как софинансирование научно-исследовательских проектов на доконкурентной стадии (и тогда стимулом для участия промышленности является передача прав на результаты исследований и разработок для их дальнейшей коммерциализации); софинансирова-ние ранних стадий коммерциализации («посевное», венчурное финансирование); создание совместных

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>теЯ те ЪР*?жгеЪ4

67

исследовательских центров в областях, которые традиционно находятся в зоне ответственности государства (здравоохранение, охрана окружающей среды, оборона). Управление ГЧП достаточно сложное, поэтому изначально важно определить зоны ответственности государства и частного бизнеса и предусмотреть механизмы их пересмотра, не подвергающие существенному риску ни одну из сторон [1].

Таким образом, развитие регионального промышленного сектора на инновационной основе необходимо рассматривать как функцию многих переменных. Бесспорно, разработка и эффективное внедрение инноваций предполагают наличие высокотехнологичных производств в регионе, однако не менее важным фактором инновационного развития является, по мнению автора, качество управления.

Низкие уровень и культура управления развитием региона обусловлены тем, что многие регионы РФ не соответствуют характеристикам эффективных хозяйствующих субъектов и не всегда имеют достаточно ресурсов (в основном финансовых) для активного воздействия на инновационное развитие региональной промышленности.

Если в целом по стране еще как-то сохранился промышленный потенциал, который позволяет начать преобразования, основанные на инновациях, то в таком ныне депрессивном регионе, как Республика Дагестан, произошла деиндустриализация. Если доля промышленного сектора в ВВП РФ в настоящее время составляет примерно 33 %, то в республике доля промышленности в ВРП упала за годы реформ с 29 до 8 %. К тому же, не происходило систематического обновления основных фондов, которые на сегодня изношены на 65-70 %, объем ВРП на одного жителя в республике более чем в 2,7 раза меньше среднероссийского показателя, заработная плата в промышленности - в 2,2 раза. По обеспеченности объектами социальной инфраструктуры республика находится на одном из последних мест в Российской Федерации [2]. Руководству республики для начала необходимо предпринять реальные действия по выводу своей промышленности из глубокой депрессии, а для этой цели необходимо использовать региональные конкурентные преимущества, которых достаточно. Без эффективного использования экономических преимуществ нельзя возродить промышленность и создать предпосылки инновационной модели.

Подытоживая сказанное, следует отметить, что даже в таком депрессивном регионе, как Республика

Дагестан, уже предпринимаются шаги по формированию инновационной модели развития. Более того, модернизация не будет идентичной той, которая была поэтапно по мере вызревания условий осуществлена в индустриально развитых странах. Внутренние и внешние условия вынуждают республику проводить ее комплексно, одновременно и в короткие сроки, охватывая все сферы общественной жизни. Начинать модернизацию придется с глубоких преобразований в экономике, с возрождения промышленности на новой технологической основе, с формирования ее воспроизводственной структуры, с обновления социальной сферы и подтягивания ее к решению модернизационных задач, развития демократических основ политической системы и формирования движущей силы инновационных преобразований.

Список литературы

1. Зельднер А. Г. Концептуальные основы становления и функционирования государственно-частного партнерства. М.: Институт экономики РАН, 2010.

2. Идзиев Г. И. Промышленный комплекс Республики Дагестан: состояние и проблемы реструктуризации // Региональные проблемы преобразования экономики. 2007. № 1.

3. Ларин С. Н., Хрусталёв Е. Ю. Новые тенденции в организации партнерских отношений государства и бизнеса в инновационной сфере // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 34.

4. Макаров Ю. Н., Хрусталёв Е. Ю. Механизмы реструктуризации наукоемких производств (на примере ракетно-космической промышленности) // Экономика и математические методы. 2010. Т. 46. № 3.

5. Матерое И. Факторы развития «новой экономики» России // Экономист. 2003. № 2.

6. Медведев Ю. Кулибины на холостом ходу // Российская газета. 2004. № 96 (3473).

7. Сдасюк Г. В. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. М.: Изд-во КМК, 2002.

8. Стрельникова И. А., Хрусталёв Е. Ю. Организационно-экономический механизм управления инвестиционной деятельностью промышленного предприятия // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 5.

9. Хрусталёв Е. Ю., Боташева А. С. -Х. Сетевое планирование и управление региональным развитием как важнейший фактор обеспечения национальной безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 4.

68

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРЛЖгеЫ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.