Научная статья на тему 'Модернизация программы элективного курса физики в рамках довузовской подготовки в физико-математических классах лицея'

Модернизация программы элективного курса физики в рамках довузовской подготовки в физико-математических классах лицея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ / ФИЗИКА В ШКОЛЕ / ОБЩАЯ ФИЗИКА / СТАРШИЕ КЛАССЫ / ПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИКА В ВУЗЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимов Иван Александрович, Матрончик Алексей Юрьевич, Синицына Галина Александровна

В работе рассматривается программа элективного курса по физике для 11 физико-математического класса лицея как элемент профильной и довузовской подготовки учащихся. Подробно дается учебный план программы. Рассмотрено место курса в общей системе профильной довузовской подготовки. Обсуждается вопрос необходимости развития образного и понятийного понимания учащимися тем курса физики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация программы элективного курса физики в рамках довузовской подготовки в физико-математических классах лицея»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного занятия с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.

На сегодняшний день значение информационных технологий в изучении иностранного языка растет столь стремительно, что игнорировать это явление просто невозможно. Остается подключиться к общему процессу информатизации.

Список использованной литературы:

1. Бухаркин М.Ю. Использование новых информационных технологий - М, 1994.

2. Ефремов О.Ю., Пантелеева Н.Е. Педагогическая диагностика в процессе изучения иностранных языков: Инновационный подход. - Инновации в образовании, 2007, №2.

3. Озимов Э .Г. Теория и методика компьютерных и информационных технологий в обучении иностранному языку - М, 1995.

4. Савицкая Э.Д. Современные педагогические технологии на уроках иностранного языка. / Условия повышения качества иноязычного образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Казань, 2007.

© А.Т. Галиахметова, 2016

УДК 37.02.

Герасимов Иван Александрович

ассистент кафедры «Физика лазерного термоядерного синтеза» Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

г. Москва, РФ e-mail: ropoger@yandex.ru Матрончик Алексей Юрьевич доцент кафедры «Общая физика» Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

г. Москва, РФ e-mail: matronchik2004@mail.ru Синицына Галина Александровна Студент, 4-ый курс

ФГБОУ ВПО "Московский государственный технический университет

им. Н. Э. Баумана" г. Москва, РФ e-mail: icekuc@mail.ru

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ФИЗИКИ В РАМКАХ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ КЛАССАХ ЛИЦЕЯ

Аннотация

В работе рассматривается программа элективного курса по физике для 11 физико-математического класса лицея как элемент профильной и довузовской подготовки учащихся. Подробно дается учебный план

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

программы. Рассмотрено место курса в общей системе профильной довузовской подготовки. Обсуждается вопрос необходимости развития образного и понятийного понимания учащимися тем курса физики.

Ключевые слова

Физико-математический лицей, физика в школе, общая физика, старшие классы, профильная подготовка,

физика в ВУЗе.

Ранее уже во многих работах отмечалась важность профильной, предпрофильной и довузовской подготовки учащихся. В основном, эта необходимость вызвана тем, что для успешного обучения в престижных ВУЗах, таких как Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ), Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана и т. д., необходимо формирование определенного типа мышления. Цель такой подготовки состоит не только в том, чтобы дать детям конкретные знания, а в том, чтобы способствовать развитию понятийного и образного мышления, а также адаптировать учащихся к обучению в ВУЗе [1, с. 18].

Ранее нами были приведены краткие описания соответствующих схем, разработанных для реализации этих видов подготовки в ГБОУ лицей № 1547 [2, с. 45]. Довузовская подготовка существует в лицее с 2007 года, и включает в себя несколько этапов. Первый этап, состоящий из ряда программ дополнительного образования и летней практики, направлен на ознакомление с различными направлениями обучения. Этот этап помогает учащемуся попробовать себя в различных направлениях - физико-математическом, социально-экономическом и т. д. В результате учащийся делает осознанный выбор профиля дальнейшего обучения. Далее, в рамках физико-математического профиля, кроме основных курсов физики и математики, в программу 9-11 классов включены специальные элективные курсы по физике и математике (физика МИФИ и математика МИФИ), являющиеся элементами довузовской подготовки. Занятия проводятся преподавателями ВУЗа-партнера НИЯУ МИФИ 1 час в неделю. В 2014/2015 учебном году для более успешного формирования у учащихся понятийного и образного типов мышления в совокупности была модернизирована программа девятого класса. Подробно этот вопрос описан в [3, с. 111]. Около половины времени, отведенного на изучение тем курса в девятом классе, шло на решение простых качественных задач, помогающих сформировать необходимый «образ» в сознании учащегося и закрепить его. Далее была модернизирована программа курса физика МИФИ для десятого класса. Она направлена на решение задач повышенного уровня сложности. Кроме этого в программу было решено включить ряд тем, выходящих за рамки общеобразовательной программы по физике в школе. Необходимость включения таких элементов обусловлена тем, что они с большим трудом даются студентам первого курса. Поэтому понятийно-образное понимание данных вопросов целесообразно начинать уже в десятом классе в рамках элективного курса. Считается, что к этому моменту навык понятийно-образного мышления уже начал активно формироваться за время изучения элективного курса по физике за девятый класс. Учебный план курса за десятый класс представлен в [4, с. 51]. В основном программа направлена на изучение раздела «Механика».

Программа 11 класса подытоживает проделанную работу. Она призвана завершить элемент профильной довузовской подготовки по физике, сформированный специальными элективными курсами. Поэтому она не только дает углубленное знание ряда вопросов физики, дополняя и расширяя школьную программу. Аттестация по данному курсу проходит по системе, аналогичной той, с которой учащиеся столкнуться при изучении курсов общей физики на младших курсах ВУЗа. Зачет ставится в случае, если учащийся отчитался по всем разделам курса. По окончании изучения каждого раздела происходит сдача зачета по разделу в рамках текущего контроля успеваемости по курсу.

Программа курса 11 класса выглядит так:

Раздел I. Молекулярная физика и термодинамика. Плотность. Давление. Давление жидкости, газа и твердого тела. Удельная теплоемкость. Фазовые превращения при нагреве и охлаждении. Колебания

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

атомов в кристаллической решетке. Уравнение теплового баланса. Макропараметры в молекулярной физике. Идеальный газ. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Изопроцессы. Закон Дальтона. Первое начало термодинамики. Коэффициент полезного действия. Тепловой двигатель. Принцип Ле-Шателье.

Раздел II. Электростатика. Основные законы электростатики. Закон Кулона. Электрическое поле. Потенциал электрического поля. Емкость проводника. Конденсаторы. Емкость конденсатора. Параллельное и последовательное соединение конденсаторов. Напряженность поля как производная от потенциала.

Раздел III. Электродинамика. Основы электродинамики. Закон Ома. Сопротивление проводников. Металлическая связь в кристаллах. Классическая модель электронного газа. Параллельное и последовательное соединение проводников. Электродвижущая сила. Закон Джоуля-Ленца. Основы электродинамики. Закон Ома.

Раздел IV. Магнитное поле. Электромагнитные колебания. Источники магнитного поля. Влияние магнитного поля на заряды. Сила Ампера и сила Лоренца. Поток вектора магнитной индукции. Электромагнитная индукция. Самоиндукция. Колебательный контур. Переменный ток. Электромагнитная волна.

Как видно, в курс включены темы из разделов общей физики, а также элементы физики твердого тела. Как показывает практика, если по мере возможности такие темы включать в программу элективного школьного курса на образно-понятийном уровне, их дальнейшее более детальное и глубокое изучение в ВУЗе будет проходить гораздо легче. Однако при включении таких тем следует обратить внимание на один важный факт - их изложение должно быть тесно связано с темой школьной физики, которую в данный момент учащие проходят на углубленном уровне в рамках элективного курса. В этом случае в сознании учащегося формируются необходимые логические связи между школьным курсом физики и более специальными разделами физики. Таким образом, с помощью модернизации программы элективного курса 11 класса планируется:

1. Адаптировать учащихся к системе аттестации путем сдачи разделов курса в ВУЗе (согласно ФГОС

3+).

2. Установить ряд важный логических связей между школьным курсом физики и разделами общей физики, изучаемыми в ВУЗе.

3. Укрепить навык образно-понятийного мышления.

Список использованной литературы:

1. Л.А. Ясюкова. Реформирование образования: цели и проблемы // Школьные технологии. 2011 г. № 5. -Москва: Издательство «Научно-исследовательский институт школьных технологий», 2011. - с. 7-19.

2. И.А. Герасимов, Е.И. Ильинчева, И.А. Солодкий. Довузовская подготовка в физико-математическом лицее. // Тенденции развития психологии и педагогики: Сборник статей Международной научно-практической конференции (20 марта 2015 г., г. Уфа) - Уфа: Аэтерна, 2015. - с. 45-48.

3. И.А. Герасимов, А.Ю. Матрончик, Г.С. Богданов. Модернизация довузовской подготовки в физико-математическом лицее. // Динамика развития современной науки: Сборник статей Международной научно-практической конференции (3 августа 2015 г., г. Уфа) - Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. - с. 110-112.

4. И.А. Герасимов, Г.А. Синицына, А.В. Лащинский. К вопросу о довузовской подготовке в физико-математических классах лицея. // Психология и педагогика: Прошлое, настоящее и будущее: Сборник статей Международной научно-практической конференции (10 октября 2015 г., г. Челябинск) - Уфа: АЭТЕРНА, 2015. - с. 50-52.

© И.А. Герасимов, А.Ю. Матрончик, Г.А. Синицына, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.