Научная статья на тему 'Модернизация приводов подач токарных станков с ЧПУ на базе микропроцессорного электропривода серии CSD'

Модернизация приводов подач токарных станков с ЧПУ на базе микропроцессорного электропривода серии CSD Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
586
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ / MOTOR / ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА / ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД / VALVE ELECTRIC DRIVE / ТОКАРНЫЙ СТАНОК С ЧПУ / CNC LATHE / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / DC ELECTRIC DRIVE

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Федонин Олег Николаевич, Петрешин Дмитрий Иванович, Агеенко Алексей Владимирович, Хандожко Виктор Александрович

Предложен способ модернизации приводов подач токарных станков с ЧПУ. Проведен сравнительный анализ электропривода постоянного тока и вентильного электропривода. Предложена функциональная схема системы управления приводами подач токарно-револьверного станка с ЧПУ модели 1В340Ф30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Федонин Олег Николаевич, Петрешин Дмитрий Иванович, Агеенко Алексей Владимирович, Хандожко Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features modernization feed drives of CNC lathes

This article proposes a method for modernizing feed drives of CNC lathes. The features of the application of the tracking actuator on the basis of DC brush motors for CNC lathes. The advantages of the electric servo valve to the dc drive. The features of the modernization drive supply turret CNC machine model 1B340F30 under the Department "Automated technological systems" Bryansk State Technical University. Proposed a functional block diagram of the control system drives innings this machine. Rational choice of scheme management system to avoid the effect of some factors on the accuracy of the actuator supply. The use of the electric servo valve possible to reduce the size of the drive and increase the ratio of power-to-weight.

Текст научной работы на тему «Модернизация приводов подач токарных станков с ЧПУ на базе микропроцессорного электропривода серии CSD»

УДК 681.5

О.Н. Федонин, Д.И. Петрешин, А.В. Агеенко, В.А. Хандожко

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРИВОДОВ ПОДАЧ ТОКАРНЫХ СТАНКОВ С ЧПУ НА БАЗЕ МИКРОПРОЦЕССОРНОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА СЕРИИ CSD

Предложен способ модернизации приводов подач токарных станков с ЧПУ. Проведен сравнительный анализ электропривода постоянного тока и вентильного электропривода. Предложена функциональная схема системы управления приводами подач токарно-револьверного станка с ЧПУ модели 1В340Ф30.

Ключевые слова: электродвигатель, электропривод постоянного тока, вентильный электропривод, токарный станок с ЧПУ, модернизация.

Анализ станочного парка предприятий Российской Федерации показывает, что большинство токарных станков с числовым программным управлением (ЧПУ) - это станки 80-х гг. выпуска, имеющие как физический, так и моральный износ, снижающий их точность. Кроме того, в процессе эксплуатации токарного станка с ЧПУ происходит изменение его состояния и, как результат, частичная потеря его точности [1, 6].

Если физический износ механической части можно устранить проведением капитального ремонта, включающего восстановление направляющих, замену деталей шпиндельного узла, ходовой части приводов и т.д., то моральный и физический износ систем управления можно устранить только модернизацией, включающей замену системы управления приводами подач [7].

В качестве системы управления приводами подач в токарных станках с ЧПУ использовался следящий электропривод на базе коллекторного двигателя постоянного тока (ДПТ). Например, на токарно-револьверном станке с ЧПУ модели 1В340Ф30 установлен следящий тиристорный электропривод типа ТКР [4]. В состав данного электропривода входят электродвигатель серии РЕ 4-К7712 и система управления этим электродвигателем типа ZSO, состоящая из тиристорного преобразователя, блока контактной аппаратуры управления, защиты и сигнализации, силового трансформатора, уравнительных дросселей. Структурная схема электропривода представлена на рис. 1.

Техническая характеристика электродвигателя РЕ 4-К7712:

Номинальный момент, Н-м...............................................................................10

Номинальный ток, А.....................................................................................15,7

Номинальное напряжение, В...........................................................................133

Максимальный момент при заторможенном вале, Н-м.......................................116,62

Максимальный динамический ток электродвигателя

при скорости вращения, близкой к нулю, А.........................................................125

Номинальная частота вращения, об/мин.............................................................600

Максимальная частота вращения, об/мин..........................................................1500

Момент инерции, кг-м2..............................................................................0,0214

Масса двигателя, кг.........................................................................................27

Преобразователь выполнен по одноконтурной схеме с регулятором. Предусмотрены нелинейное токоограничение, ограничение максимальной величины тока якоря, защита от пропадания фаз силового питающего напряжения.

Высокомоментный ДПТ соединен с ходовым винтом через ременную передачу с передаточным отношением 1 и соединительную муфту. Шаг ходового винта привода продольных подач - 10 мм, а привода поперечных подач - 5 мм.

Рис. 1. Структурная схема следящего электропривода типа ТОТ: РС - регулятор скорости; ИНВ - инвертор; К1, К2 - ключи; СИФУ - система импульсно-фазового управления; БНТО - блок нелинейного токоограничения; УТ - усилитель тока; Sh -шунт; РВТ - регулятор максимальной величины тока; БЗ - блок защиты; ТП - тиристорный преобразователь; ТР - силовой трансформатор; L - уравнительный дроссель; Я -электродвигатель; ТГ - тахогенератор

2=30

Движение от ходового винта передается на продольный и поперечный суппорты через шарико-винтовую передачу (ШВП) (рис. 2). С ШВП через муфту соединен датчик положения (ДП). В качестве ДП используется оптический инкрементный датчик ЛИР158А [5], преобразующий угловое перемещение винта в последовательность импульсов. Импульсы передаются в устройство ЧПУ модели КС201М.

Частота вращения якоря ДПТ с возбуждением от постоянных магнитов регулируется изменением напряжения питания. Для регулирования величины напряжения питания изменяют длительность проводящего состояния тиристора путем изменения фазового угла открывания тиристора [2]. Эту задачу решает СИФУ (рис. 1).

Преимущество использования коллекторного ДПТ - создание высокого момента на валу электродвигателя. Также в качестве преимуществ необходимо отметить достаточно высокую жесткость электромеханической характеристики ДПТ (рис. 3) и, как следствие, достаточно высокую стабильность скорости.

тттттггнттттттггт

М, Нм

К недостаткам коллекторного ДПТ относятся:

1. Нестабильность параметров двигателя, вызванная изменением состояния ще-точно-коллекторного контакта.

2. Невысокая надежность и ресурс. В среднем 25% отказов у коллекторных ДПТ происходит из-за выхода из строя щеточно-коллекторного узла.

3. Возможность искрения на коллекторе [2].

Как видно, все недостатки использования ДПТ связаны с наличием коллектора.

Исключение указанных недостатков возможно путем замены электроприводов на базе ДПТ следящими вентильными электроприводами.

В состав вентильного следящего электропривода входят преобразователь и вентильный электродвигатель (ВД). В ВД отсутствует механический коллектор, его функции выполняет полупроводниковый инвертор, а функцию щеток - датчик положения ротора. Функциональная схема ВД представлена на рис. 4.

В ВД ротор должен вращаться син-

0

п, об/мин

Рис. 3. Зависимость момента от частоты вращения ДПТ

И ЭМ

Ип Иф

и

Л

СУ ДПР

ф

М,п

Рис. 4. Функциональная схема ВД: И - инвертор; ЭМ - электромеханическая машина; СУ - система управления; ДПР - датчик положения ротора; ип - питающее напряжение; и - напряжение СИФУ; иу - управляющее напряжение; М - момент на валу ВД; п - частота вращения вала ВД; ф -угол поворота вала ВД

хронно с вращающимся полем статора. Для вращения поля статора необходимо переключать фазные обмотки статора в такой последовательности, чтобы вектор потока статора вращался перед потоком ротора.

Чтобы знать, какую фазу нужно подключать к источнику питания, необходимо знать текущее положение полюсов ротора (вектора потока возбуждения) относительно осей фаз. Эта информация поступает с ДПР.

Информация с ДПР обрабатывается системой управления, и формируются сигналы управления ключами, которые и обеспечивают включение и отключение ключей и соответствующих фаз в нужной последовательности.

Таким образом, при повороте ротора происходит переключение обмоток, вектор потока статора поворачивается на следующий шаг, и ротор продолжает вращаться синхронно с полем [2].

Силовые ключи могут быть выполнены на ЮВТ - транзисторах, которые представляют собой комбинацию биполярного и полевого транзисторов. В качестве ДПР может использоваться фотоэлектрический датчик [8].

Для управления переключением силовых ключей используется микропроцессорное управление на базе контроллера, имеющего управляющую программу.

Таким образом, ВД сохраняет все преимущества коллекторного ДПТ, в том числе характеристики (рис. 3), и устраняет его недостатки.

В связи с этим в условиях кафедры «Автоматизированные технологические системы» Брянского государственного технического университета была проведена модернизация

приводов подач токарно-револьверного станка с ЧПУ модели 1В340Ф30. Вместо следящих тиристорных электроприводов ТЫР были установлены следящие вентильные электроприводы CSD-DH16-165NYS-L-20-16,0, имеющие следующие основные параметры:

Вид преобразователя.....................................................................Транзисторный

Обратная связь .............................................................По скорости, по положению

Направление движения.......................................................................Реверсивный

Диапазон регулирования скорости ...............................От 1000 до 10000 включительно

Датчик обратной связи...........................Комбинированный инкрементный оптоэнкодер

Период оборота:

ДПР........................................................................................................3Р

датчика скорости..........................................................................3000 имп/об

Вход управления................................................................Аналоговый, цифровой

Связь с персональным компьютером.............................................Интерфейс RS-232

В состав электропривода входит вентильный электродвигатель серии NYS. Техническая характеристика электродвигателя 165NYS-L-20-16:

Номинальный момент, Н-м.............................................................................18,9

Номинальный ток, А.........................................................................................8

Напряжение питания привода, В.......................................................................380

Максимальный момент, Н-м..............................................................................84

Максимальный ток, А......................................................................................40

Номинальная частота вращения, об/мин...........................................................2000

Номинальная мощность, кВт..............................................................................4

Момент инерции, кг-м2..............................................................................0,00524

Масса двигателя, кг........................................................................................18

Следящий вентильный электропривод может обеспечивать работу в трех режимах: контроль по положению, контроль по скорости и контроль по току (моменту). Функциональная схема электропривода приведена на рис. 5. Регулирование по положению возможно с помощью инкрементного оптоэнкодера, установленного на валу ротора электродвигателя. Оптоэнкодер может выполнять функции как ДПР, так и датчика угловых перемещений. При этом оптоэнкодер преобразует измеряемое перемещение в последовательность электрических сигналов, которая несёт в себе информацию о величине и направлении перемещения.

УЧПУ

ЗП

Электропривод

Серия импульсов

РП

РС

ДП

ДС

У

?

§1

Рис. 5. Функциональная схема электропривода в режиме контроля по положению: ЗП - задание позиции; РП - регулятор позиции; РС - регулятор скорости; У - усилитель; ДС - датчик

скорости; ДП - датчик положения

Данную схему целесообразно применять, когда электродвигатель устанавливается непосредственно на ходовом винте ШВП (рис. 6). Если электродвигатель устанавливается в соответствии с рис. 2, то такая схема (рис. 5) дает дополнительную погрешность, вносимую ременной передачей. Эта погрешность непосредственно скажется на точности позиционирования приводов подач станка.

Так как кинематическая схема станка 1В340Ф30 соответствует рис. 2, то в данном случае целесообразно применять функциональную схему системы управления приводами подач станка, показанную на рис. 7.

М ДП

Рис. 6. Размещение электродвигателя на ходовом винте ШВП: М - электродвигатель; ДП -датчик положения

УЧПУ

ЗП

РП

Нр{>

ДП

Электропривод

РС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

>

У

ДС

а!

Рис. 7. Функциональная схема электропривода в режиме контроля по скорости

В этом случае скорость регулируется с помощью электропривода, а положение привода - с помощью устройства числового программного управления (УЧПУ). Положение

винта ШВП контролируется с помощью фотоэлектрического датчика, установленного на винте посредством соединительной муфты.

На рис. 8 представлена система управления приводами подач токарно-револьверного станка с ЧПУ модели 1В340Ф30.

В качестве магнитного материала ротора ВД используется высоконасыщенный сплав NdFeB. Применение данного материала позволяет значительно повысить магнитную проницаемость воздушных зазоров и получить оптимальные скоростные характеристики. Всё это позволяет уменьшить габариты двигателя, понизить его массу и повысить соотношение мощность - масса. Так, условно для коллекторного ДПТ на 1 кг массы двигателя приходится 0,06 кВт мощности, а для ВД - 0,22 кВт мощности.

Рис. 8. Модернизированная система управления приводами подач станка с ЧПУ модели 1В340Ф30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агеенко, А.В. Методика настройки параметров УЧПУ токарных станков для обеспечения заданной точности контура детали / А.В. Агеенко // Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии. - Орел: ГУ-УНПК, 2011. - №5.- С.67-73.

2. Гульков, Г.И. Системы автоматизированного управления электроприводами: учеб. пособие / Г.И. Гуль-ков, Ю.Н. Петренко, Е.П. Раткевич, О.Л. Симоненкова. - Минск: Новое знание, 2004. - 384 с.

3. Техническая документация на станок 1В340Ф30.

4. Тиристорные приводные системы с сервомеханизмами серии ТЫР/С, управляющие устройства (коман-доаппараты) для станков серии 280/С. Эксплуатационно-техническая документация.- Польша: Bielsko-Biata, 1984. - Ч.2. - 45 с.

5. Федонин, О.Н. Модернизация металлообрабатывающих станков, применяемых в условиях автоматизированного производства / О.Н. Федонин, Д.И. Петрешин, В.А. Хандожко, А.В. Агеенко // Вестн. Брян. гос. техн. ун-та. - 2009.- №3.- С.57-59.

6. Федонин, О.Н. Повышение точности токарных станков с ЧПУ / О.Н. Федонин, Д.И. Петрешин, В.А. Хандожко, А.В. Агеенко // Наукоемкие технологии в машиностроении. - М.: Машиностроение, 2012.-№5 .- С.36-43.

7. Федонин, О.Н. Учет погрешностей системы управления в балансе точности токарного станка с ЧПУ / О.Н. Федонин, Д.И. Петрешин, А.В. Хандожко, А.В. Агеенко // Вестн. Брян. гос. техн. ун-та. - 2013.-№3.- С.55-57.

8. Электроприводы серии С8Б-БИ-ЫУ8. Руководство по эксплуатации. - СПб.: Балт-Систем, 2013. - 60 с.

Материал поступил в редколлегию 11.11.14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.