ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ПО ПРОФИЛЮ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Захаревич Владлена Алексеевна, Южный федеральный университет, г. Ростов - на - Дону
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы подготовки студентов бакалавриата к практической деятельности по профилю «Дошкольное образование». Одним из путей модернизации содержания практики является введение в ее программы социально - педагогического практико -ориентированного модуля. Его составляющие отвечают требованиям ФГОС 3+ и профессионального стандарта «Педагог» (в сфере дошкольного образования).
Ключевые слова: высшее образование, практика, практическая деятельность, модернизация, социальные компетенции, социально -педагогический модуль, профессиональный стандарт.
В «Стратегии инновационного развития России на период до 2020г.» обращается внимание на быструю, всеобъемлющую, качественную подготовку современных специалистов во всех сферах производства, экономики, управления. «Стратегия» ориентирует вузы на выпускника нового поколения, способного противостоять вызовам 21 века, конкурентоспособного, мобильного, что требует изменения Российского образования в целом.
Заметно повышается его социальная роль, главной ценностью его признается человек, способный к постоянному поиску и усвоению новых знаний. Появляется новая тенденция в образовании - «обучение в течение всей жизни», которая в отличие от узкоспециализированного образования в прошлом, направлена на подготовку компетентного специалиста, способного «к работе с будущим» (Е.В. Бондаревская), к инновационной деятельности.
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Для этого необходимо уже в вузе формировать и развивать базовые компетенции, которые потом могут быть специализированы, профессионализированы в рамках подготовки по конкретному направлению (профилю). Все вышесказанное требует от вузов изменений как формы организации, так и содержания образовательных программ, в том числе и программ практики.
Уровневое образование (бакалавриат, магистратура, аспирантура) в современном образовательном пространстве опирается на новую методологию. Раскроем кратко ее сущность. Это, во - первых, компетентностная основа профессиональной подготовки (А.В. Белоцерковский, И.А. Зимняя, В.В. Рябов, В.С. Сенашенко, А.А. Шехонин и др.); во - вторых интеграция компетентностного, модульного и деятельностного подхода в проектировании содержания образования (С.Я. Батышев, О.Г. Фабрикантова, П.А. Юцявичене и др.); в - третьих, целостный подход к теоретической и практической направленности профессиональной подготовки (Е.В. Бондаревская, Е.И. Исаева, В.И. Слободчиков и др.).
Эти методологические положения рассматриваются нами как основные в • организации и содержании подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Дошкольное образование») в современном вузе. Педагогическое образование, по мнению Е.В. Бондаревской, относится к таким социокультурным феноменам, которые определенным образом влияют на развитие всех сторон жизнедеятельности общества, страны в целом. Изменения типа образования с приоритетами функциональности, целостности, интеграции теоретической и практической подготовки направлено на формирование у студентов бакалавриата «образа и смыслов» педагогической профессии, профессиональных умений, компетентностей [1,354]. Компетентностный подход ориентирует систему подготовки студентов бакалавриата по профилю «Дошкольное образование» на формирование профессиональных и личностных компетенций, рассматривая студента как активного субъекта профессиональной деятельности. Овладение необходимыми компетенциями невозможно без приобретения опыта будущей профессиональной деятельности. (О.Г. Фабрикантова).
В социально - трудовой деятельности, к которой относится педагогическая в области дошкольного образования, по мнению ряда ученых, ключевую роль играют социальные компетенции. Это актуализирует проблему их формирования и развития не только в процессе теоретической, но и практической подготовки бакалавров. На страницах журнала «Высшее образование в России» (2015г.) развернута дискуссия об использовании при подготовке специалистов требований не только ФГОС 3+, но и профессиональных стандартов [2;3].
27
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Профессиональные стандарты, по мнению А.В. Белоцерковского, представляют очень конкретное, детальное описание трудовых функций, относящихся к той или иной профессиональной деятельности и необходимых для квалифицированного ее осуществления [2,29]. Ученые считают, что необходимо логическое и целесообразное согласование этих двух важнейших документов, на которые следует опираться при построении образовательного процесса в вузе. Раскрывая сущность профессиональных стандартов, А.В. Белоцерковский подчеркивает их роль в разработке примерных основных образовательных программ по конкретным дисциплинам, особенно имеющих прикладной характер.
Обратимся к профессиональному стандарту «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [4] с позиций подготовки студентов бакалавриата по профилю «Дошкольное образование». В нем представлены трудовые действия, профессионально значимые компетенции педагогов, реализующих требования Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Раскроем содержание • профессионального стандарта педагогической деятельности в области дошкольного образования в той его части, которая относится к сфере социального взаимодействия педагога с различными субъектами социума. Так, в этом документе указаны следующие трудовые действия: организовывать детско-взрослые сообщества детей, родителей и педагогов, участвующих в образовательном процессе; формировать и развивать образцы социального поведения; организовывать взаимодействия детей в различных видах деятельности; организовывать образовательный процесс на основе непосредственного общения с каждым ребенком, признавая его достоинство, уважая его личность и др.
Все вышеизложенные положения рассматриваются нами как методологическое обоснование необходимости модернизации практики, расширения практической составляющей при подготовке бакалавров по профилю «Дошкольное образование».
Студенты проходят различные виды практики в дошкольной образовательной организации (ДОО), которая выступает средой формирования их трудовых действий, компетенций, умений. В реальном образовательном пространстве ДОО студенты имеют возможность овладевать опытом социальных коммуникаций, адаптироваться в профессиональной среде, познавать и создавать индивидуальные стили педагогической деятельности. Особо следует подчеркнуть роль практики в становлении социальных компетенций, которые связаны с характером деятельности педагога: общение,
28
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
взаимодействие с субъектами, сотрудничество. В основе социальной компетенции лежат духовные, нравственные идеалы, знания общих закономерностей развития психики, умение понимать других людей, иерархию их отношений, умения организовывать поведение в социальной среде. Исходя из этого, представляется необходимым введение в содержание программ по всем видам практики социально - педагогического практико - ориентированного модуля, который расширяет практическую составляющую образовательного процесса на бакалавриате.
Модуль, по определению Н.А. Вербицкого и В.Д. Нечаева, представляет своего рода проект деятельности, направленный на формирование у студентов определенных компетенций. Под модулем понимается часть образовательной программы, имеющей определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям образования и образовательным результатам [5,3-4]. В обозначенном нами модуле смоделированы виды деятельности, способы взаимодействий в социальных сообществах (детских, родительских, профессиональных), направленные на трансфер теоретических знаний в конкретные виды деятельности, на формирование социальных компетенций, • интеллектуальных и практических навыков и универсальных умений. Таким образом, можно выделить еще один важный методологический аспект -модульный подход.
Раскроем более подробно содержание социально - педагогического практико - ориентированного модуля в программах учебных и педагогических практик по указанному профилю. Обозначение цели модуля учитывает многомерность образовательной реальности, усложнение по мере включения студентов в тот или иной вид практики. Так, в учебной практике в группах детей раннего возраста на втором курсе эта цель обозначена как изучение социально -педагогического аспекта деятельности педагога ДОО. В процессе педагогической практики студентов третьего и четвертого курсов в группах детей младшего и старшего дошкольного возраста цель модуля состоит в формировании устойчивого опыта проявления социальных компетенций в различных социальных сообществах (детских, профессиональных, родительских). Соответственно трансформируются задачи модуля, содержание и формы организации деятельности студентов в процессе той или иной практики.
Изложим принципы социально - педагогического аспекта содержания всех видов практик:
- принцип интеграции педагогического и социального контентов;
- принцип педагогической мобильности и гибкого реагирования на социальные проявления субъектов образования в различных социальных сообществах;
29
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
- принцип активного включения студентов средствами диалога в различные виды деятельности педагога;
- принцип целостности и непрерывности, последовательности формирования социальных компетенций;
- принцип учета квалификационных требований к овладению трудовыми функциями, представленными в Профессиональном стандарте «Педагог», в требованиях к педагогическим компетенциям, отраженным в ФГОС ДО.
Раскроем более подробно содержание модуля в каждом из видов практики. Так, в процессе учебных практик (ознакомительной, в группах детей раннего возраста, культурно - просветительской) студенты совместно с педагогами ДОО наблюдают социальные проявления детей. По мере необходимости они включаются в образовательный процесс, концентрируя свое внимание на объектах наблюдения - дети, педагоги, родители, на способах взаимодействия в диадах: «ребенок - педагог», «ребенок - ребенок», и т.д. Принимая участие в играх - занятиях с детьми, экскурсиях и др., в работе педагогического сообщества (семинары, педсоветы и т.д.), родительского сообщества (консультации, родительские собрания), студенты приобретают определенные • социальные компетенции, осваивают знания о деятельности современного педагога ДОО, его правах, обязанностях, накапливают опыт общения, взаимодействия.
Содержание социально - педагогического модуля в учебных видах практики раскрывает особенности социокультурной и образовательной среды ДОО, влияющей на характер взаимодействия субъектов образования - детей, педагогов, родителей. Это содержание актуализирует знания студентов, полученные в процессе обучения в вузе, побуждает к освоению способов наблюдения и анализа ситуации и особенностей взаимодействия в различных сообществах, стимулирует к творческой рефлексии.
Содержание социально - педагогического модуля педагогической практики в группах детей младшего и старшего дошкольного возраста связано с комплексом учебных дисциплин («Педагогика», «Психология», дисциплины по выбору и т.д.), а также с профессиональной деятельностью педагогов конкретного ДОО, в котором проходят практику студенты. Оно обеспечивает первоначальный этап становления профессионального мастерства личности на основе ее активного включения в реальный образовательный процесс. Студент уже выступает в роли полноправного субъекта образовательного процесса, задает свою траекторию профессиональной деятельности. Так, он самостоятельно определяет содержание видов педагогической деятельности в детском, профессиональном и родительском сообществах, используя различные технологии. Студенты разрабатывают различные проекты: например, проект для
30
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
родителей «Организация социальной ситуации развития ребенка»; проект педагогического совета «Игровая деятельность как средство социализации детей»; проект для детского сообщества «Встречаем нового мальчика», проект самообразования и саморазвития социальных компетенций. Студенты составляют «социальные портреты» детей, педагога, родителя, в которых представлены социальные компетенции каждого из субъектов: что должны знать, уметь, понимать, чем владеть (какими способами социального взаимодействия, общения, трудовыми умениями - для педагогов). Эти социальные портреты ориентируют студентов на конкретную деятельность по приобретению опыта социальных отношений, на установление гармоничных связей в производственной деятельности.
Целостный подход в подготовке студентов к практической деятельности обеспечивался не только модернизацией содержания всех видов практик (учебных и педагогических) на основе введения социально - педагогического модуля, но и разработкой необходимого методического сопровождения. Оно может быть представлено педагогическим кейсом. Кейс содержит набор информационного, методического материала, необходимого для • самостоятельной практической деятельности студента в роли педагога -воспитателя, в том числе, рекомендации к проведению различных мероприятий, к решению реальных проблем, примеры содержания деятельности студентов в различных сообществах, памятки для составления «социальных портретов» и др.
Таким образом, можно отметить, что содержание социально -педагогического модуля ориентирует студентов на самостоятельную творческую деятельность по преобразованию образовательной среды ДОО, овладению требованиями профессионального стандарта «Педагог» в сфере дошкольного образования. Данный модуль позволяет студенту активно выступать в процессе педагогической практики в разных социальных ролях - партнера с педагогами, единомышленника с родителями, помощника и соучастника совместной деятельности с детьми. Итак, в современной подготовке студентов бакалавриата по профилю «Дошкольное образование» практика является составной частью образовательного процесса вуза. Социально - педагогический практико -ориентированный модуль является одним из направлений ее модернизации.
Литература:
1. Бондаревская Е.В. Стратегия модернизации педагогического образования в университете // Развитие личности в образовательных системах: материалы докладов XXX международных психолого - педагогических чтений. - Ростов-на -Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2011. - Ч. 2. - С. 352-358.
31
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
2. Белоцерковский А.В. К вопросу о согласованности образовательных и профессиональных стандартов // Высшее образование в России. - 2015. - № 6. -С. 26-30.
3. Сенашенко В.С. О соотношении профессиональных стандартов и ФГОС высшего образования // Высшее образование в России. - 2015. - №6. - С. 31-35.
4. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]: Утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н. - Режим доступа: URL: http:// www.rosmmtrud.ru/docs/mmtmd/orders/129
5. Нечаев В.Б., Вербицкий А.А. Через контекст к модулям: опыт МГГУ им. М.А.Шолохова // Высшее образование. - 2010. - № 6. - С. 3-11.
32