Овчинников В.В.
д.э.н., д.т.н., директор центра глобальной экспертизы Глобального индустриального центра производственных
сетей в странах Европы, Латинской Америки и КНР
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПО-КИТАЙСКИ ИЛИ ЧЕМУ МЫ МОЖЕМ НАУЧИТЬСЯ У НИХ
Введение
Как заявил Первый Заместитель Председателя КНР Си Цзиньпин «...Мир нуждается в новых формах мотивации к сотрудничеству эффективных чиновников и предпринимателей, мотивации, основанной на механизмах разделения труда, делегирования полномочий и ответственности, обмена опытом и приобретения конкурентных преимуществ на уездных, окружных, провинциальных и глобальных рынках». В этом высказывании одного из лидеров Китая отражена программа действий, направленных на освоение нового технологического порядка, с помощью которого Китай намеревается стать уже в текущем десятилетии лидером мировой экономики, обойдя по экспорту США. Германию, Японию и другие страны мира, лидирующие в разных сферах мировой экономики.
Китайцы давно осознали, что мировая экономика нуждается в модернизации, направленной на переход к новой технологической структуре экономики, основанной на создании платформ, обеспечивающих глобальную конкуренцию в сфере тиражируемых информационных услуг и наукоемких товаров. Созревание подобной новой технологической структуры экономики занимает десятилетия. Она может быть достигнута с помощью индустриализации производства и потребления знаний, являющихся целью модернизации любой стремящейся к экономическому лидерству страны. Естественно, что для этого нужно освоить более эффективное управление производством и потреблением знаний, а также иметь значительные человеческие ресурсы.
Мировой опыт свидетельствует, что лидирует в модернизации и в экономике знаний мировая плоская экономика, состоящая из интернациональных сетей инновационных и финансовых супермаркетов и производственных сетей предприятий и банков (ПСП), перешагнувших многие государственные границы и не раз доказавших свою живучесть в самых экстремальных условиях жизни человеческого общества. Плоская экономика использует новую природу целей, функций, задач и структуры управления хозяйственной деятельностью ПСП. Она применяет новые подходы к глобализации платформ систем управления знаниями, финансового менеджмента, основанного на применении глобальных инвестиционных стандартов, а также к независимой от чиновников экспертизе инновационных проектов, основанной на международном и глобальном разделении труда, использовании лучших стандартов и постоянном обмене лучшим мировым опытом.
1. Свет и тень модернизации китайской экономики
Для того, чтобы понять тектонические сдвиги, происходящие в экономике Китая, нужно осознать, что китайская модернизация - это сложнейший общественно-политический процесс, как правило, проходящий очень болезненно и уходящий корнями в тысячелетнее прошлое формирования истоков китайского национал-социализма конфуцианского вида. Такой процесс представляет собой коренное изменение общественных отношений, надстроек, ценно -стей, изменение логики, в которой живет китайская малодетная семья, общество, а также коренную институциональную перестройку. Именно благодаря национал-социализму с рыночным лицом Китай смог сконцентрировать и направить свои устремления в направлении мирового господства и получить при этом убедительную поддержку своих планов гегемонии широкими слоями населения, жизненный уровень которых пока еще оставляет желать лучшего. Большинство населения страны готово терпеть огромные трудности (как, впрочем, и население Советского Союза во время и после Второй мировой войны) ради реализации идеи мирового лидерства страны и процветания в будущем детей и внуков нынешнего поколения, создающего экономику Великого Китая. К этому нужно добавить, что Китай обладает самым крупным в мире человеческим капиталом, в большинстве своем избавленным от иждивенчества, способным в целях достижения «Великой идеи» добросовестно трудиться с полной отдачей сил, осваивать самые современные технологии и постоянно учиться у всего мира каким образом ставить перед собой личные стратегические цели и добиваться их исполнения. Инновации в китайской политике служат индикаторами и фундаментом модернизации и представляют собой творческие процессы, охватывающие и социальную сферу. Инновации реализуются как в области производства, так и в области общественного управления.
Известно, что модернизация экономики в любой стране и особенно в Китае осуществляется с конкретной целью приобрести новые конкурентные преимущества государства и бизнеса на местном, национальном или глобальном рынках. Причем не только в товарах, но и в умах и компетенциях предпринимателей, рабочих, инженеров и чиновников. Такая модернизация не может быть успешно проведена без учета мотивации власти и общества к модернизации, мотивации, подкрепленной грамотным управлением и честным беспристрастным судом. Китай в отличие от Запада и России быстро сумел приблизиться к высокой планке требований к работе чиновников и к справедливой судебной системе, обеспечивших высокий уровень доверия как своих, так и иностранных инвесторов.
Модернизация китайской экономики на деле предполагает радикальное увеличение производительности прежде всего за счет международного разделения труда и захвата мировых рынков. Это значит, что китайские предприятия объединяют свои усилия со своими иностранными партнерами, направленные на производство высококачественной продукции, востребованной мировым рынком, с минимальными издержками. Для этого многим китайским менеджерам по инновациям пришлось изучить мировой инновационный опыт и применить на практике лучшие методы гло-
бальных трансферов целых платформ технологий между предприятиями в разных странах и вовлечь в процессы трансферов множество (десятки тысяч) маленьких частных предприятий во всем мире, единственные приоритеты которых заключены во взрывном характере инновационной деятельности.
Множество таких предприятий смогло освоить сложнейшую наукоемкую продукцию и производить ее по лучшим мировым стандартам, но с значительно меньшими затратами, чем у крупных предприятий. Такие продукты оказались востребованы в любой стране мира и повлекли за собой огромное количество инноваций, обеспечивающих модернизацию экономики КНР. Это доказывает то, что в отличие от своих российских коллег законодатели и власти КНР научились определять индикаторы предприятий, доказывающие их инновационную деятельность. Тем самым, в отличие от остальных предприятий инновационные предприятия, доказавшие свои инновационные возможности, получают помощь государства при реализации инновационных проектов. Например, к индикаторам планирования инновационной деятельности предприятий в Китае относят такие известные индикаторы, как публикации, патенты, известность и авторитет в научном мире исполнителей проектов и др. Предприятиям, обладающим такими индикаторами, властями КНР создаются различные преференции и уменьшаются налоги, о них слагают песни и о них сообщают народу все средства массовой информации. Как говорится в одной известной песне, народ гордится своими героями -изобретателями, учеными, инженерами, инновационными менеджерами. В меньшей степени при этом испытывают гордость финансисты (как в недавнем прошлом СССР).
Но если бы национальный бизнес Китая не был так заинтересован в использовании инноваций своих китайских предприятий для осуществления проектов глобальных трансферов целых платформ технологий, тогда китайский бизнес неизбежно стал бы работать на западный бизнес, и страна не получила бы многомиллиардных инвестиций и новых наукоемких производств так, как это происходит в России. В связи с этим, надо признать, что законодатели и власти Китая приняли одно из лучших в мире трансфертных законодательств, предусматривающее жесткий контроль за трансферами платформ различных сложных электронных систем. Так, например, если в соответствующем контракте на трансфер технологий в КНР предусматривается поставка готовой платформы и проводится ее адаптация к китайскому рынку, то трансфертное законодательство КНР запрещает это делать, поскольку такая готовая платформа заранее закладывает отставание поставляемых в КНР технологий, которые уже невозможно потом продавать на глобальном рынке.
Законодатели КНР ввели в трансферное законодательство нормы конкурентных преимуществ, которые требуют поставлять платформы, разработанные для глобального рынка с учетом требований китайских предприятий, которые в этом случае приобретают глобальные конкурентные преимущества, поставляя с помощью глобальной платформы высокие технологии на мировые рынки. С этой точки зрения, например, заключение соглашения, подобного соглашению между центром «Сколково» и корпорацией Майкрософт, предусматривающего создание центра для адаптации готовых платформ Майкрософт для российского рынка, стало бы невозможным.
К сожалению, при всех достоинствах, как и в других странах, у модернизации по-китайски есть свои «скелеты в шкафу». Как говорят в Китае, «невидимая рука рынка - это невидимая рука местных партийных тиранов». Тех самых тиранов, охотно изучающих и берущих на вооружение хозяйственный опыт гауляйтеров Третьего рейха, которые принимают партийные решения, обязательные для бизнеса, на уровнях провинциального, окружного, городского, уездного и даже волостного масштабов. Подобные реалии хорошо приживаются в современном китайском обществе, но не могут быть восприняты нынешним обществом и властями России, большей частью настроенными на социальное иждивенчество и проедающими наследие СССР. Во всяком случае, является бесспорным то, что россияне не смогут воспринять китайский национал-социализм, хотя и с рыночным лицом, поскольку это означает возврат к старой тоталитарной системе, заставляющей граждан трудиться с полной отдачей сил и при этом за очень невысокую зарплату.
Китайский рынок, национализировавший не частную собственность, а ее владельцев-капиталистов, приняв их в Коммунистическую партию Китая и подчинив тем самым партийной дисциплине, без демократии, без многопартийной системы и без эффективной системы социального обеспечения многих слоев населения для России означает высокую вероятность краха многих либеральных идей и развала страны. Надо учитывать и то, что в Китае многие ученые и специалисты в последнее время стали задаваться вопросом, оправдывает ли поставленная властями КНР цель -добиться в кратчайшие сроки мирового лидерства в экономике - те усилия, которые прилагает для этого нынешнее китайское общество. Тем не менее, наиболее значимые достижения модернизации экономики Китая нужно изучать и внедрять в российской практике.
2. Успехи Китая в модернизации технологической структуры страны на основе экономики знаний
Опыт Китая при проведении модернизации, безусловно, заслуживает изучения, поскольку в КНР был осуществлен быстрый переход от отсталой во всех отношениях страны к развитому государству, захватившему за последние 15 лет основные рынки Европы, США, Африки и Латинской Америки. Причем основную долю в экспорте составляют наукоемкие товары. Китайская бизнес-элита оказалась более заинтересована в технологическом прогрессе, а российская - в приватизации и завышении рыночной цены своих активов.
Подъем Китая предполагал сохранение в госсобственности имевшихся предприятий и высвобождение частной инициативы при создании новых предприятий, склонных к инновациям и к коллективному творчеству. В результате в Китае произошло быстрое развитие передовых отраслей. В 1997-2009 гг. добыча нефти выросла на 38%, выплавка стали - в 4,3 раза, зато выпуск автомобилей - в 12,1 раза, компьютеров и оргтехники - в 18,8, мобильных телефонов -в 34 раза. В России за это время нефти добыли больше на 72%, стали выплавили - на 44%, но рост в отечественном
автомобилестроении составил 24%, а производства компьютеров, оргтехники и средств мобильной связи как не было, так и нет.
Китайская модернизация основана на привлечении прямых иностранных инвестиций и технологий. К 2008 г. накопленные в стране (включая Гонконг) прямые иностранные инвестиции достигли $964 млрд. (в РФ - $264,6 млрд.). В стране созданы производственные мощности 132 из 200 крупнейших индустриальных компаний мира, вклад которых в промышленное производство в 2007 г. составил 30,9%. Фондовый рынок стал развиваться с 1996-1997 гг., но до конца 2005 г. не играл особой роли: на 1 января 2006 г. его капитализация составляла $284 млрд. (в России -$675 млрд.). Бурный рост начался после того, как Китай вошел в первую пятерку экономик мира, и ныне фондовые индексы китайских бирж втрое превышают уровни начала 2006 г., хотя российские с тех пор почти не выросли.
Современный Китай - это страна с плоской, территориальной государственной системой управления и разными формами управления в разных уездах, округах и провинциях, которая скорее напоминает экономическую (но не политическую) конфедерацию территориально независимых хозяйствующих субъектов. Одно дело экономически отсталые районы Китая, такие как западные провинции, и совсем другое дело самые развитые провинции Гуандун, зоны Шень-чжень, Чжухай, Шаньтоу. Это совершенно разные в экономическом смысле страны. Нечто аналогичное мы наблюдали в шестидесятые годы в СССР, когда проводились реформы, связанные с внедрением территориальных принципов управления экономикой и с созданием знаменитых хрущевских совнархозов. Региональным руководителям в Китае делегирована значительная власть в обмен на ответственность, в том числе и партийную. Национализированы не частные предприятия, а их владельцы.
Китайская бизнес-элита изначально была заинтересована в технологическом прорыве страны на мировые рынки с помощью разработки целых платформ систем управления знаниями через свободные экономические зоны, соответствующие международным требованиям к праву, уровню коррупции, к глобальным инвестиционным и технологическим стандартам. Такой технологический прорыв состоялся вследствие высвобождения инициативы в области экономики знаний при создании новых плоских инновационных предприятий, интегрированных с аналогичными предприятиями на Западе и заменивших импорт готовых платформ на их экспорт (платформы Восток - Запад). Значительную роль в прорывах на мировые рынки сыграли плоские сети предприятий (производственные сети), состоящие из тысяч парцелл (независимых небольших предприятий, выпускающих комплектующие для крупных сборочных организаций).
В настоящее время Китай является бесспорным мировым лидером в области инноваций и претендует на первое место в мире по экспорту наукоемкой продукции (70% готовых изделий), обойдя ЕС и Японию. Китайские банки не жалеют усилий и денег на финансирование инноваций. Они действуют агрессивно и отдавая себе отчет в том, что возможно только один из десяти проектов будет успешным, но он покроет все их издержки по остальным неудачным проектам. Точно также поступают американские Голливуд, крупные корпорации, финансирующие мелкие предприятия в Силиконовой долине. У финансистов этот метод называется «огнем по площадям».
У России, к сожалению, пока 41% экспорта составляет нефть, газ, металлы. Открыв для себя западных покупателей, китайцы реализовали стратегию массового инновационного копирования товаров с улучшением их качества и с использованием инновационных супермаркетов для выхода с этими товарами на зарубежные рынки. Тем самым они избежали проектов «лучшей в мире мышеловки», действующих по принципу «Если создать лучшую в мире мышеловку, то мыши придут в нее сами».
Через 3-5 лет после появления в стране западных предприятий по производству электронной техники, оборудования и автомобилей возникали китайские заводы, выпускавшие аналогичные товары. Посмотрим для примера на автопром. В 2000-2002 гг. в КНР работало девять западных автосборочных заводов, собиравших 1,7 млн. машин в год. Сейчас 13 таких заводов выпускают 2,1 млн. машин, а китайские - 7,3 млн. В России же за время появления десятка иностранных сборочных предприятий «АвтоВаз» не внедрил ни одной новой платформы, а его доля на рынке упала с 67-68% до 24,3%.
Китайцы давно поняли, что эффективная модернизация немыслима без продвижения своих товаров на мировой рынок на основе открытия новых покупателей. Главным элементом китайской модернизации стало развитие инфраструктуры связи, скоростных автомобильных и железных дорог, уплотнивших пространство Китая.
Данной цели была подчинена и внутренняя, и внешняя политика: от поддержания нерыночного курса юаня до ускоренного вступления в ВТО. Был создан механизм кредитования экспортеров под залог экспортных контрактов. Была проведена подготовка высококвалифицированных кадров по учету рыночных рисков при поставках продукции китайских предприятий на зарубежные рынки. К этому нужно добавить огромный объем выполненных работ по адаптации китайских банков к современной рыночной экономике с ее кредитными рисками, сопровождающими трансферы новых технологий и стандартов. Начиная с середины 1990-х гг. главным элементом китайского модернизационно-го проекта стало развитие дорожной и коммуникационной инфраструктуры. С 1995 по 2009 г. протяженность автомобильных дорог выросла в 4,2 раза (на 916 000 км), железнодорожных путей - на 46% (на 36 000 км), объем электрогенерации - в 3,6 раза (в России соответственно - на 11 200 км, 520 км и на 18%). За последние пять лет построено 4,4 млрд. кв. м жилья (в России - 232 млн.). Страна располагает соответственно 17 и 6 из 50 крупнейших морских торговых портов и аэропортов мира (российские объекты не входят ни в один из этих списков), а также владеет 11% тоннажа мирового торгового флота. В результате создания таких комфортных условий для бизнеса за 10 последних лет экспорт промышленной продукции из КНР вырос в 7,4 раза (из России — в 2,7 раза) и сегодня превышает российский более чем в 20 раз.
Государство в Китае отторгает демократию западного типа, но уделяет большое внимание эффективности управления в особых экономических зонах и активно сотрудничает с парцеллами (единичными городскими и
сельскими хозяйствами, обладающими участками земли). Тысячелетние традиции отбора чиновников все чаще основываются на их заслугах и профессиональных качествах. Жертвами борьбы с коррупцией становится до 45 000 госслужащих и до 20 000 работников силовых структур в год. Из членов политбюро ЦК КПК и правительства КНР образца 2008 г. сегодня посты аналогичного уровня занимает менее 1/4 чиновников. Обновление элит постоянно связано с острой конкуренцией и затрагивает все этажи и эшелоны власти. Огромные человеческие и материальные ресурсы позволили Китаю осуществить быстрое развитие передовых отраслей.
В значительной степени успех китайской экономики был достигнут благодаря накоплениям, притягательности огромного внутреннего рынка, инвестиционному климату, обеспечившему приток сотен миллиардов долларов в созданные на побережье КНР особые экономические зоны, выстроенные по модели инновационных супермаркетов, плюс дешевая и добросовестная рабочая сила, способная безупречно работать на современном оборудовании и по новым технологиям. Одновременно, для стран СНГ и многих других стран существуют высокие риски того, что если Китай уменьшит сбыт продукции на мировых рынках хотя бы на один процент, это неизбежно повлечет за собой рост безработных, дешевых и добросовестных специалистов, способных работать на самом современном оборудовании, на несколько миллионов человек в год и готовых мигрировать в страны с дефицитом таких специалистов, к которым, к сожалению, пока относятся многие страны, в том числе и Россия.
Выдающийся политолог Чарльз Тилли в свое время установил, что возможные стратегии развития государств укладываются в достаточно ограниченный спектр — от полностью капиталистических, как в коммерческих городах-государствах, до полностью принудительных, как в военно-административных империях. Выбор страной той или иной конкретной стратегии определяется в первую очередь ее ресурсами. Там, где высокий уровень экономики обеспечивал достаточные и сконцентрированные ресурсы для содержания административного аппарата, задачей элит было договориться об организованном и предсказуемом изъятии ресурсов в виде денежных налогов. Парламентаризм и либеральная политика первоначально возникли в этих государствах именно как механизмы компромисса между предпринимательским сообществом и бюрократическими элитами.
Там же, где государство и правящие элиты имели дело с распыленными ресурсами (например, крестьянством, рассредоточенным по множеству деревень) как в Китае, принуждение выдвигается на главную роль, и государство само становится основным предпринимателем и реформатором. Если такому государству в текущий момент не угрожают войны и эффективная оборона не является главной заботой правителей, основным источником доходов становятся не налоги, о которых надо постоянно торговаться с населением, а иностранные займы и экспортно-импортные операции более или менее контрабандного толка. Поэтому о трудной и хлопотной работе по обеспечению рациональной эффективности власти здесь даже речь не идет. Китай сумел найти золотую середину и реализовать эффективную политику, направленную на сочетание принуждения с помощью чиновников крупного государственного и частного бизнеса к производству вооружений и другой сложной наукоемкой продукции, имеющей общегосударственное значение, а также к строительству инфраструктуры, и стимулировать свободное творчество масс небольших распыленных производственных сетей предприятий, обеспечивающее инновационные прорывы товаров, экспортируемых на мировые рынки.
Опыт Китая показывает, что проведение подобной политики реально, хотя и ценой высочайших требований к эффективности работы чиновников и постоянной борьбы с коррупцией. Большое количество производств, создавших китайское чудо, построено на деньги частных инвесторов, своих и иностранных. Но для этого инвестиционный климат в стране должен быть принципиально изменен. Сегодня предпринимателю в России нужно преодолеть массу сложностей - найти деньги, получить кучу разрешений, подвести коммуникации и так далее. Чтобы количество новых бизнесов увеличилось в десятки раз, как того требует российская экономика, нужен некий глобальный конвейер. Этот конвейер образуется сетями предприятий и управляется с помощью трансфертных образований в лице инновационных супермаркетов и индустриальных центров. Пока только Китай решил эту проблему.
Индустриальные центры помогают малым частным предприятиям в создании инфраструктуры, обеспечивающей коммуникации, логистические склады, транспорт. Если индустриальный центр помимо дорожной инфраструктуры и коммуникаций имеет еще и производственные помещения, то время запуска инноваций сокращается в несколько раз. В России инвестору, как правило, приходится начинать бизнес в чистом поле - с нуля строить завод, электростанцию к нему и прочее, и, к примеру, трехмиллионный инвестиционный проект сразу дорожает раза в три. Для того чтобы предприниматель мог начать бизнес в кратчайшие сроки, индустриальный центр должен брать на себя вопросы, связанные с получением разрешений, лицензий, согласований, и прочие хозяйственные и сервисные вопросы.
Индустриальный центр должен быть частным и зарабатывать деньги на своих услугах предприятиям, входящим в производственную сеть. В индустриальном центре происходит реализация частно-государственного партнерства. Государство может выделить лишь небольшие инвестиции, которые можно потратить только на один аспект бизнеса, например, направить их в инфраструктуру. Участие государства должно проявиться только на первоначальном этапе в стимулировании создания производственной сети в округе, в уезде или в провинции, в формировании промышленной политики, дотаций и налогов.
3. Последние стратегические инициативы КНР по материалам международных школ и финансового форума «Луцзяцзуй» в КНР в июне-июле 2010 в Пекине, Лхасе (Тибет) и в Шанхае
С 16 по 20 июня 2010 года в Пекине по инициативе Пекинского университета технологий и бизнеса состоялся очередной проектный семинар в рамках восьмой летней международной школы менеджеров среднего и высшего звена. В качестве ведущих модераторов семинара по финансовому менеджменту и руководителей занятий выступили
ведущие политики, бизнесмены и ученые из 8 стран мира, в том числе и нобелевские лауреаты. Семинар был организован для специальной группы менеджеров китайских компаний, изучающей новые нормы финансового менеджмента (глобальные инвестиционные стандарты).
Семинар был посвящен исследованиям опыта, накопленного в разных странах мира в разное время в области успешного применения производственных сетей. Особенно много дискуссий на семинаре было проведено в области изучения опыта инновационных прорывов и приобретения предприятиями, входящими в производственные сети, международных или глобальных конкурентных преимуществ.
В качестве наиболее значимых событий на семинаре следует отметить занятия по мастер-классу, которые провел нынешний совладелец корпорации «Вольво» Ли Шуфу, ознакомивший участников семинара с стратегией покупки и развития первой приобретенной китайцем крупной западной компании, трансформирующейся в производственную сеть. Ли Шуфу утверждает, что он никогда бы не добился такого успеха, если бы не продемонстрировал своим западным партнерами свой личный успешный опыт по управлению инновациями в предыдущих компаниях. Этот опыт следует учесть многим российским предпринимателям, стремящимся приобретать иностранные компании.
Именно такой подход станет отличительной чертой корпорации Nokia среди других производителей отдельных, изолированных решений, - заявил бывший президент и генеральный директор Nokia Олли-Пекка Калласвуо: «Мы верим, что новая плоская организация в полной мере воспользуется открывающимися возможностями, позволяя нам повысить эффективность наших инвестиций с помощью глобальных инвестиционных стандартов».
Согласно новой структуре инновационные кросс-бизнес-группы и основные подразделения Nokia в Китае в области создания новых платформ трансформированы в три независимых индустриальных центра, каждый из которых обладает собственной производственной сетью: Devices, который занимается разработкой самой широкой на рынке платформы линейки устройств; Services & Software, отражающий стратегическое стремление Nokia к расширению платформ в области технологий Интернет-сервисов, корпоративных решений и программного обеспечения; и Markets, отвечающий за управление цепочками поставок, каналами продаж и маркетинговой деятельностью Nokia. Кроме того, Nokia создаст индустриальный центр разработок Chief Development Office, на который будут возложены задачи по стратегической оптимизации возможностей компании, увеличению потенциала роста и поддержке оперативного взаимодействия между всеми производственными сетями совместно с президентом Nokia.
Большой интерес участников семинара вызвала лекция, прочитанная на круглом столе Президентом IT- корпорации Леново Ян Яюанцином, посвященная вопросам выстраивания стратегии IT международной компании на основе «организации солидарности действий свободных предпринимателей в достижении новых ценностей». Действий, основанных на доверии и высочайшей ответственности по выполнению взятых на себя обязательств предпринимателей перед государством и перед своими акционерами.
Многие европейские, американские и китайские участники обсудили на сессии главную текущую проблему Европы - проблему бюрократической зарегулированности и негибкости европейской экономики. Даже если Европа справится с сегодняшним кризисом и создаст новые институты, обеспечивающие бюджетную дисциплину, без серьезных структурных реформ ее ожидает медленное, но неизбежное угасание.
Приглашенные китайские чиновники из различных ведомств, участвовавшие в работе семинара, подчеркнули, что Китай готов выступать от имени развивающихся стран и отстаивать их интересы перед развитыми державами. «В апреле 2010 года доля Китая во Всемирном банке увеличилась с 2,77 до 4 процентов. Очень скоро вес КНР вырастет и в рамках Международного валютного фонда, мы готовы использовать свое растущее влияние в интересах всего развивающегося мира. Китай в состоянии взять на себя лидирующую роль в разработке новых правил для мировой финансовой системы», — заявил на семинаре заместитель управляющего Народного банка Китая И Ган.
Мнение большинства участников семинара, которые констатировали, что у этих успехов Китая горький привкус, хорошо отразил в своем выступлении Чарльз Дженкинз, региональный директор по Западной Европе исследовательского центра Economist Intelligence Unit. Он заявил, что большинство ответственных за ошибки Запада, повлекшие негативные последствия для китайских и других банков, фактически остались безнаказанны. ФРС, Казначейство США, Центробанк Великобритании, Управление по финансовым услугам, Европейская комиссия, Европейский ЦБ и частные банки так и не признали свои промахи. Банки, действия которых потрясли мировую экономику, отказываются делать то, что сейчас необходимо. Хуже того, они получили помощь ФРС, которую по идее надо было бы предоставлять куда осторожнее, учитывая масштаб допущенных ошибок и то, что они явно были в интересах банков, которые ФРС призвана регулировать. Примерно те же ошибки совершила и продолжает совершать российская власть, осуществляя вливания финансов в предприятия- банкроты.
Помешать исправлению ошибок способна скудость внутренних трудовых резервов. «Нам может не хватить собственных талантливых специалистов, обладающих необходимыми компетенциями для выполнения новых задач, особенно в сфере обмена приобретенным опытом, международного разделения труда, сотрудничества и перехода на лучшие мировые стандарты», признает И Ган.
По словам представителей различных китайских компаний из свободных экономических зон, они активно привлекают на работу бывших сотрудников крупных западных корпораций и финансовых институтов. Китайское правительство в связи с нехваткой опытных кадров планирует привлечение до 100 тысяч компетентных специалистов из-за рубежа с опытом работы в инновационной сфере. Особое значение по мнению многих выступавших на семинаре имеет подготовка своего инженерного корпуса нового поколения, способного к использованию при реализации проектов новейших многомерных систем моделирования и проектирования. Таких инженеров готовят в Китае достаточно много, но все равно их всюду не хватает. Без таких инженеров невозможно решить ни одну из проблем перехода китай-
ской экономики к инновационной. Нужно повсеместно внедрять новые формы глобализации стратегического управления и финансового менеджмента.
В работе семинара приняли активное участие другие представители китайского бизнеса, которые заявили о готовности к экспансии своей продукции как на китайский рынок, так и за рубеж. «Получается интересная вещь: китайские предприниматели одновременно идут и за границу, и в глубь Китая»... «Еще два года назад я ездил между Пекином и Шанхаем, теперь в моем списке двадцать китайских городов, а также Лондон, Берлин и Нью-Йорк», - утверждает декан Шанхайского университета финансов и экономики Ван Цзян.
С 14 по 18 июля 2010 года на высокогорном Тибете в Лхасе стартовала четвертая международная школа-семинар для творческой молодежи. Занятия в этой школе-семинаре проводились группой профессоров и преподавателей Пекинских университетов.
Первый цикл занятий в школе-семинаре в рамках мастер-класса был посвящен тематике создания единого информационного пространства современных производственных сетей и выполнения с помощью информации из этого пространства действий, направленных на постоянные технологические обновления и экономические достижения в области наукоемкой продукции.
Второй цикл занятий по программе проектного семинара был посвящен генерации идей и их воплощению в процессах международного или глобального разделения труда, включенных в высокоинтеллектуальный и международный или глобальный конвейер производственной сети для инновационного копирования лучших товаров.
Выступивший на пленарном заседании школы профессор, известный китайский экономист, доктор философии Чикагского университета Джастин Линь Ифу (главный экономист Всемирного банка), подчеркнул, что единое информационное пространство дает редкую возможность для свободного движения капитала и кадров внутри производственной сети. В ней «успех предпринимательства зависит от учета в своих действиях, направленных на достижение экономической выгоды, ценного опыта других стран мира в области использования производственных сетей разного назначения. Оно (пространство) демонстрирует, у какой страны, когда были достигнуты лучшие результаты, был лучше проект и сильнее команда».
Многие выступавшие утверждали, что информационное пространство объективно определяет значение таких качеств предпринимателей, как самостоятельность, компетентность, ответственность, а также способность взвешивать краткосрочные и долгосрочные риски. Эти качества позволяют организовать с помощью производственной сети некий международный или даже глобальный конвейер, состоящий из множества процессов, рассредоточенных по предприятиям, странам. Каждый из процессов обычно принадлежит какому-то предприятию и направлен на выпуск разных деталей или на сборку из этих деталей готовой продукции на другом предприятии.
«Правовая природа производственных сетей еще требует своего переосмысления и основана на том, что предприятия могут работать с разными, в том числе и с собственными нормами и стандартами. Но для всех предприятий существует общая технологическая тенденция проявления солидарности, заключающаяся в добровольном принятии предпринимателями на себя обязательств использовать технологии изготовления деталей и готовых изделий на оборудовании с числовым программным управлением (ЧПУ) в многомерном пространстве по заданному цифровому макету детали. В свою очередь, цифровой макет детали в формате компьютерной программы передается от предприятия-потребителя или его уполномоченного органа (индустриального центра) к предприятию-изготовителю нужной детали. Причем благодаря единому информационному пространству в большинстве производственных сетей каждая деталь изготавливается точно в заданный срок и направляется к потребителю на сборку, фактически минуя склад». Так прокомментировал развитие многомерных систем автоматизации проектирования в производственных сетях президент DS Solid Works Corp. Джефф Рэй, рассказавший о сетевой производственной сети DS Solid Works Corp и о действиях компаний с маркой Solid.
Он отметил в своем выступлении успешное создание «единого конвейера, охватывающего множество предприятий, объединенных в производственную сеть. Этот конвейер требует унификации процессов, норм и вытекающих из этих норм стандартов, касающихся генерации и хранения различных цифровых макетов деталей и изделий». Кроме того, с помощью единого подхода к применению стандартов со стороны поставщиков и потребителей продукции достигается снижение неопределенностей при определении доли участия каждого предприятия в производстве продукции. Такая доля может быть отображена в виде определенного коэффициента связи в матрице «затраты на изготовление детали с помощью процесса Х - процесс сборки изделия Y».
Руководитель консалтингового подразделения Cisco IBSG Дэйв Эванс в своем выступлении на заключительном заседании школы отметил, что все открытия, сделанные человечеством за последние восемь тысяч лет, «ничто по сравнению с тем, что мы увидим на протяжении следующих двух десятилетий».
Финансовый форум «Луцзяцзуй», состоявшийся в Шанхае в конце июля 2010 года, показал, что Китай сейчас находится в центре мировой экономической системы, но при этом не строит иллюзий относительно своих и успехов других стран в финансовой сфере. Практически все участники из Китая констатировали ухудшение положения банков в более, чем 36 странах мира, и прежде всего в США, странах ЕС, развивающихся странах. Китайцы весьма скептически относятся к соглашениям БАЗЕЛЬ-2 и справедливо полагают, что европейская и американская природа банковских систем не способствуют выходу их из кризиса, а действия международных финансовых институтов пока не дают результатов и не снижают рисков новых обвалов.
У китайских банков также много проблем. При всей видимой финансовой, политической и экономической активности за рубежом, Китай погружен в себя и свои проблемы. Он стремится добиться того же самого, что и США, то есть хочет обладать надежной политической и финансовой системой и высоким военным потенциалом, достаточным для предотвращения внешнего давления со стороны стран Европы и США.
Китай хочет мирового лидерства и одновременно боится его. Стране, которая добилась получения доходов в основном за счет экспорта путем реализации принципа «инновационного копирования» трудно стать полноценным лидером, прокладывающим путь к высоким технологиям другим странам. Так прокомментировала подход китайской экономики к реформе производства наукоемкой продукции и банковской системы страны заместитель министра иностранных дел КНР Фу Ин.
В кулуарах и на сессиях многочисленные китайские чиновники и бизнесмены наперебой указывали на недочеты надзора за действиями западных финансовых институтов, но воздерживались от дачи конкретных обязательств в устранении недостатков. При этом на внутреннем финансовом фронте у Китая не все ладно — банковская реформа, отложенная из-за мирового финансового кризиса, вновь на повестке дня. Финансовые власти КНР настроены решительно в своих действиях, направленных на перевод банковской системы КНР на новые стандарты взимания комиссии за качество менеджмента по обслуживанию счетов. Для финансовых властей КНР по-прежнему неочевидна и ситуация с курсом юаня, особенно механизмы его будущей «отвязки» от доллара и скорость превращения юаня в свободно конвертируемую валюту.
Китаю остается утешаться тем, что новая мировая финансовая мода вполне соответствует общей идеологии китайских властей. Фраза из коммюнике G20, выпущенного по итогам встречи «большой двадцатки» в Канаде: «Финансовый сектор должен сделать справедливый и значительный вклад в оплату любых расходов, связанных с государственным вмешательством...» - звучит так, как будто она слетела с уст китайского финансового чиновника.
Участники Форума лишь договорились о необходимости сокращения дефицита бюджетов во всех странах, что сделать Евросоюзу будет невероятно сложно. Но для Китая форум прошел в целом удачно - китайский центральный банк уже объявил об отказе от жесткой привязки курса юаня к доллару США.
По мнению известного китайского экономиста, управляющего директора Rosetta Stone Capital Limited Энди Се, китайские власти сами не заинтересованы в скорой конвертируемости юаня. «Таким образом они потеряют значительную часть контроля за экономикой», — поясняет он. Понятно также, что в ближайшее время мы не увидим листингов иностранных компаний на Шанхайской фондовой бирже. По словам участников Форума, решение о создании международной секции на шанхайском фондовом рынке уже принято, но реально она появится не раньше конца 2011 года.
По мнению президента Bank of Communications Ню Симина, сейчас удобный момент для экспансии. «Китайские банки должны играть большую роль на мировом финансовом рынке, после кризиса мы смогли создать образ надежных организаций, особенно на фоне западных конкурентов, и этим нужно пользоваться», - утверждает он. В то же время Ню Симин признает, что китайские банки во многом отстают от иностранных: «Мы должны быть инновационными и учиться у коллег, в первую очередь контролю за рисками и работе с новыми финансовыми продуктами». Пока основной бизнес Bank of Communications за границей сконцентрирован в узкой нише - банк обслуживает зарубежных китайцев или китайские компании, работающие за рубежом.
Заключение
Новая зарождающаяся экономика Китая требует от каждого китайского предприятия достижения новых конкурентных преимуществ в области тиражирования услуг и наукоемких товаров за счет четкой стратегии, выбора лучших стандартов, проведения эффективного маркетинга, выбора, осуществления и администрирования международных механизмов трансферов технологий в глобальном экономическом пространстве. Выполнить эти требования можно только при сближении и гармонизации мотиваций китайского бизнеса, власти и общества КНР в целом. В свою очередь, сближение и гармонизация мотиваций власти, бизнеса и общества КНР происходит за счет глобального разделения труда между китайскими многочисленными малыми предприятиями и иностранными предприятиями, а также использования глобального информационного пространства. В этом случае как крупный, так и малый бизнес Китая становится остро заинтересованным в приобретении инноваций и все свободные средства вкладывает в интеллектуальную собственность. Создается новая корпоративная культура бизнеса, ставящая во главу угла знания и инновации.
Наиболее эффективное разделение труда между предприятиями Китая достигается с помощью объединения предприятий в производственную сеть (глобальный производственный конвейер) и передачи функций координации индустриальным и глобальным индустриальным центрам, учитывающим как интересы бизнеса, так и интересы государства. Использование в экономике производственных сетей предприятий и банков требует от чиновников очень высокой эффективности во взаимодействии с индустриальными центрами. Цель такого взаимодействия заключается в координации государственных интересов и малого бизнеса. Кроме того, такое взаимодействие предусматривает делегирование полномочий и ответственность бизнеса и власти перед населением.
При модернизации экономики с помощью международного и глобального разделения труда Китай изначально имел ряд конкурентных преимуществ по сравнению с другими экономиками мира: наличие огромных человеческих и природных ресурсов, достаточно высокий образовательный потенциал широких слоев населения, значительные земельные и водные ресурсы, сохранение частного предпринимательства. В отличие от России все эти преимущества используются на сто процентов. Образовательный потенциал осваивается внутри Китая, предотвращена невозвратная утечка мозгов, повышена эффективность чиновников всех уровней, снижен уровень коррупции, снижены налоги на инновационный бизнес, возрождена тяга населения страны к частному предпринимательству.
Экономика знаний в Китае уже сейчас вносит значительный вклад в ВВП страны, поскольку растет производство знаний, с одной стороны, и потребление этих знаний предпринимателями и инженерами, с другой стороны. В стране освоены эффективные новые технологии, способные превращать фундаментальное знание в деньги. Природа
таких технологий заключается в консолидации усилий изобретателей, предпринимателей и инвесторов с учетом требований международных стандартов. Такая консолидация создает синергетический эффект быстрее, чем с помощью инноградов типа «Сколково», поскольку действует в национальном масштабе.
Что нужно сделать для преодоления опасности дезинтеграции и значительного отставания России от Китая в области высоких технологий и ухода от сложившейся сырьевой модели экономики? Прежде всего, вывести экспертизу проектов на новый качественный глобальный уровень так, как это сделали китайцы. Для этого необходимо разработать и внедрить новые четкие профессиональные критерии для вертикальных, горизонтальных, локальных, международных и глобальных категорий компетенций экспертов и менеджеров, участвующих в независимом рецензировании проектов.
Нужно внедрить системы управления знаниями на предприятиях, в госучреждениях так, как это делается в китайских глобальных инновационных супермаркетах, гарантирующих высокое качество преобразования знаний в коммерческую продукцию. Совместными мерами власти и общества нужно сделать невозможным существование компаний, выпускающих неконкурентную продукцию с невысокой добавленной стоимостью и не использующих знания о проектах шестой технологической волны.
Нужно перевести банки и иные финансовые институты, осуществляющие инвестиции в экономику, на работу с системами эффективного контроля инвестиций с помощью глобальных инвестиционных стандартов. Необходимо усилить взаимодействие экономик разных стран, направленное на увеличение вклада в ВВП за счет производства знаний, с одной стороны, и потребления этих знаний предпринимателями и инженерами, с другой стороны.
Для выполнения этих условий нужно использовать китайский инновационный опыт стартапов и инновационных супермаркетов. К этому нужно добавить настрой на успех модернизации страны гражданского общества, усиление борьбы с коррупцией, высокую мотивацию инновационных менеджеров к модернизации, дешевую и добросовестную рабочую силу, способную работать на современном оборудовании и эффективную государственную бюрократию.
Список литературы
1. Хакен Г. Синергетика / Пер. с англ. - М., 1985.
2. Шустер Г. Детерминированный хаос / Пер. с англ. - М., 1988.
3. Эйген М., Винклер Р. Игра жизнь. - М.: Наука, 1979. - С. 53.
4. Моисеев Н.Н. Человек. Среда. Общество. - М., 1982.
5. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. - М., 1974.
6. Николае Г. Самоорганизация в неравновесных системах. - М., 1979.
7. Овчинников В.В. Глобальная конкуренция. - М.: ИНЭС, 2008.
8. Материалы Всемирного экономического форума. - Давос. 2001-2010.
9. Овчинников В.В. Системы управления в плоских сетевых структурах. Учебное пособие для инновационных менеджеров. - Пекин: Университет бизнеса, 2009.
10. Овчинников В.В. Финансовый менеджмент. Учебное пособие для международных проектных семинаров «Финансовый менеджмент с использованием международных инвестиционных стандартов». - М.: ИНЭС, 2009.
11. Овчинников В.В. Менеджмент качества. Учебное пособие. - М.: ИНЭС, 2009.
12. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. - М.: Вильямс, 2001.
13. Кристенсон К. Дилемма инноватора. - Осло: ИРПР, 2008.
14. Материалы докладов на Пекинском проектном семинаре в рамках восьмой летней международной школы менеджеров среднего и высшего звена Китая, четвертой международной школы-семинара для творческой молодежи Китая и Финансового форума «Луцзяцзуй».
Оноприенко В.И.
к.э.н., доктор философии (Grand PhD), профессор, с.н.с. Института экономики РАН Батурин В. С.
д.филос.н., профессор Карагандинского государственного университета
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УКРЕПЛЕНИЯ ИНСТИТУТА СОБСТВЕННОСТИ - НАДЕЖНЫЙ ОРИЕНТИР РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОГО МИРА1
Задача переосмысления сущности и особенностей функционирования основополагающих социальных институтов, особо причастных к разразившемуся кризису, к числу которых по праву можно отнести и институт собственности, - это не только чисто теоретическая, но и важнейшая практическая проблема, стоящая сегодня перед всем мировым сообществом. Именно институт личной собственности, отражающий собой уже давно реально существующие экономические отношения, основанные на личной собственности как во всем мире, так, собственно, и на всем постсоветском пространстве, независимо от того, признают его официально или нет, таит в себе, поистине неисчерпаемые возможности для проявления всевозможного рода социальных коллизий, наглядным примером чему может служить и сегодняшний экономический кризис.
1 Примечание- адрес электронной почты - [email protected]
125