Попова Е.С., Туякова З.С.
Оренбургский государственный университет Е-mail: ogubua@mail.ru
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ЭЛЕМЕНТА СИСТЕМЫ ОТРАСЛЕВЫХ СТАНДАРТОВ
В статье рассматриваются основные направления модернизации плана счетов бухгалтерского учета для строительных организаций как одного из ключевых элементов системы отраслевых стандартов. Обоснованы предложения авторов по введению новых синтетических счетов, открытию новых субсчетов в составе счетов по учету производства, дополнению номенклатуры статей прямых расходов в строительстве, совершенствованию порядка отражения и обобщения доходов и расходов по договорам строительного подряда.
Ключевые слова: план счетов бухгалтерского учета, договор строительного подряда, синтетические счета, субсчета, аналитические счета.
Обобщение учетной информации, характеризующей финансово-хозяйственную деятельность организации, производится в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета. Однако единый подход к группировке счетов бухгалтерского учета, принятый в действующем плане счетов, не отражает специфику деятельности организаций различной отраслевой направленности.
Для решения указанной проблемы одни авторы предлагают расширение действующего счетного плана и его приспособление к ведению финансового и управленческого учета, другие рекомендуют принятие нового плана счетов с подразделением счетов синтетического учета на три группы: счета финансового учета, счета управленческого учета и счета забалансового учета [9, с. 152]. Третья группа авторов считает возможным решение этой проблемы через формирование рабочего плана счетов на уровне экономического субъекта с группировкой информации на счетах различных видов учета (финансового, налогового, управленческого) [4, с. 143]. В частности, О.А. Красноперова считает, что «рабочий план счетов организации призван служить основой для каждого из направлений бухгалтерского учета» [2, с. 28].
По нашему мнению, целесообразно решение данной проблемы не на уровне экономического субъекта, а на уровне отрасли. Это приобретает особую актуальность с вступлением в силу с 1 января 2013 года нового Федерального закона «О бухгалтерском учете», в соответствии с логикой которого, план счетов бухгалтерского учета включен в систему стандартов бухгалтерского учета. Так, в новом законе указывает-
ся, что федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения [6, ст. 21, п. 3]. Поэтому план счетов для организаций конкретной отрасли можно считать одним из элементов отраслевых стандартов бухгалтерского учета.
Необходимость модернизации плана счетов бухгалтерского учета для обобщенной характеристики строительной деятельности обусловлена тем, что строительные организации, специализирующиеся на выполнении строительных, монтажных и иных работ, зачастую не используют многие счета, предусмотренные в едином плане счетов бухгалтерского учета. В то же время действующий перечень счетов не позволяет систематизировать информацию, характерную для организаций данной отрасли.
Экономические субъекты в соответствии с действующим порядком разрабатывают рабочий план счетов с утверждением его в качестве самостоятельного нормативного документа или в качестве приложения к учетной политике организации. Однако организации при этом самостоятельно могут устанавливать только перечень аналитических счетов, открываемых для детализации информации синтетических счетов (счетов первого порядка) или субсчетов - счетов второго порядка, а открытие новых синтетических счетов и субсчетов возможно только по согласованию с Министерством финансов РФ.
Таким образом, прерогативой экономического субъекта является ведение аналитического учета. В то время как применение рациональной структуры синтетических счетов и субсчетов как эффективного инструмента повышения качества
учетной информации применительно к отдельным видам экономической деятельности возможно на основе отраслевой стандартизации бухгалтерского учета. Поэтому разработка плана счетов в той или иной отрасли экономики существенно дополнит систему современных отраслевых стандартов, недостаток в которых испытывают многие отрасли производства. Это имеет особое значение для такой динамично развивающейся отрасли, как строительство.
В строительных организациях учет затрат, непосредственно связанных выполнением договоров строительного подряда, осуществляется на счете 20 «Основное производство».
По нашему мнению, для повышения аналитичности и оперативности учетной информации о расходах, связанных с выполнением работ по договорам строительного подряда, необходимо совершенствование внутренней структуры данного счета, которое представлено на рисунке 1.
На первом уровне группировки прямых расходов строительной организации осуществляется их обобщение в разрезе договоров строительного подряда.
Второй уровень детализации основан на единой укрупненной группировке расходов по пяти экономическим элементам, применяемой организациями всех отраслей экономики (материальные затраты, оплата труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие расходы).
Следующий уровень детализации по счетам-субконто «статьи калькуляции» необходим для группировки расходов по статьям или видам расходов.
В настоящее время прямые расходы в строительстве подразделяются на: материалы, оплату труда, расходы на содержание строительных машин и механизмов и прочие расходы.
Позиция авторов статьи по дополнению и уточнению указанного номенклатурного перечня калькуляционных статей прямых расходов в строительстве представлена в таблице 1.
Рекомендации по разукрупнению статьи калькуляции «материалы» и выделению из ее состава новых статей основаны на следующих суждениях.
Необходимость статьи «строительные конструкции и детали» связана с внедрением в практику строительных работ методов сборного строительства и осуществлением на строительных площадках монтажа готовых конструкций и деталей промышленного изготовления и значительным удельным весом этих затрат в структуре себестоимости строительных работ.
Выделение статьи «транспортные расходы по доставке материалов» связано с неподвижностью строительной продукции и разъездным характером осуществления строительных работ. Именно эта особенность отрасли является основной причиной наличия в структуре расходов строительной организации значительного удельного веса расходов на транспортировку материалов.
В целях разграничения расходов на оплату труда и отчислений во внебюджетные фонды из статьи «расходы на оплату труда» предлагается выделить в отдельную статью «страховые взносы во внебюджетные фонды».
В условиях специализации строительного производства определенные виды работ (мон-
Рисунок 1. Структура счета 20 «Основное производство» для учета договоров строительного подряда
тажные, проектные, земляные), а также работы по электрификации и прочие виды работ и услуг, стали функциями самостоятельных специализированных субподрядных организаций.
К выполнению указанных и других видов работ строительная организация привлекает соисполнителей, которая в данном случае выступает в роли генерального подрядчика. В настоящее время работы и услуги, выполненные соисполнителями, составляют порой около половины общего объема строительных работ.
В этой связи представляется целесообразным выделение в отдельную статью «работы и услуги, выполненные соисполнителями», что позволит упорядочить учет указанных затрат.
Действующая практика учета в строительстве не предусматривает выделения в самосто-
ятельную статью потерь от брака, затрат на переделку некачественно выполненных работ и других непроизводительных потерь.
Растворение потерь и непроизводительных затрат в общей сумме расходов на строительство существенно снижает аналитическую ценность данных калькуляционного учета. Поэтому выделение данных затрат в самостоятельную статью будет способствовать повышению качества управления себестоимостью строительной продукции.
Одной из особенностей строительной деятельности является необходимость проведения на завершающей стадии строительства пусконаладочных работ - комплекса работ, выполняемых в период подготовки и проведения индивидуальных испытаний и в период комплек-
Таблица 1. Рекомендуемая номенклатура статей прямых расходов в учете строительных организаций
Рекомендуемые статьи калькуляции Содержание статей калькуляции
1. Строительные материалы Стоимость стройматериалов, используемых в производстве строительной продукции
2. Строительные конструкции и детали Стоимость сборных строительных конструкций и готовых деталей
3. Топливо и энергия на технологические цели Затраты на все виды топлива и энергии, используемых в технологическом процессе
4. Расходные материалы Стоимость спецодежды, инструмента, инвентаря и пр.
5. Транспортные расходы по доставке материалов Затраты по транспортировке материалов до места строительства
6. Расходы на оплату труда производственных рабочих Расходы на оплату труда основного производственного персонала, включающие основную часть заработной платы и установленные дополнительные выплаты и премии
7. Страховые взносы во внебюджетные фонды Суммы страховых взносов органам социального страхования и социального обеспечения от начислений оплаты труда производственного персонала
8. Расходы на содержание и эксплуатацию строительных машин и механизмов (СМиМ) как собственных, так и арендованных - оплата труда рабочих, занятых управлением СМиМ; - затраты на техническое обслуживание и диагностирование СМиМ; - затраты на проведение всех видов ремонтов СМиМ, производственных приспособлений и оборудования; - затраты на перебазирование СМиМ; - затраты на перевозку и перемещение материалов и строительных конструкций в пределах стройки.
9. Работы и услуги, выполненные соисполнителями Выплаты субподрядным организациям за выполненные работы по проектированию, по изучению местности под строительство, по электрификации и др.
10. Расходы по обеспечению качества работ Затраты по предупреждению брака и предотвращению ошибок; на проведение контрольных мероприятий за качеством строительной продукции на всех стадиях производства; затраты, связанные с устранением различных несоответствий техническим условиям.
11. Потери и непроизводительные затраты Потери от брака и переделок некачественно выполненных работ, простои и прочие непроизводительные затраты
12. Прочие производственные расходы Командировочные расходы, связанные с заключением и выполнением договора строительного подряда, проверка приборов, генподрядные услуги и все другие производственные расходы, не отраженные в предыдущих статьях
13. Услуги по пуско-наладочным работам Затраты по обследованию объекта строительства, определению соответствия технических характеристик объекта строительства установленным требованиям, комплексному апробированию и наладке и пр.
сного апробирования оборудования, которые подразделяются на работы «вхолостую» и работы «под нагрузкой».
Расходы по пусконаладочным работам «вхолостую» связаны с доведением объекта до состояния, пригодного для использования, которые отражаются в учете как расходы капитального характера.
Пусконаладочные работы «под нагрузкой» учитываются, как правило, как расходы некапитального характера, поскольку проводятся они после формирования первоначальной стоимости объекта строительства и отражаются в связи с этим в составе прочих расходов, хотя и не являются таковыми, по сути.
Для устранения указанных противоречий в отражении данных расходов предлагается выделить в самостоятельную статью «услуги по пуско-наладочным работам».
Ведение учета по рекомендуемым статьям прямых расходов позволит определить характер производимых затрат и повысить в конечном итоге объективность формирования в учете информации о себестоимости объектов строительства.
Следующим уровнем детализации расходов является ведение учета по счетам-субконто «места возникновения затрат», которое способствует обобщению информации в разрезе структурных подразделений строительной организации.
Выделение счетов - субконто «составные части объекта строительства» обусловлено технологическим процессом строительства и необходимостью группировки затрат по стадиям строительства (проведение строительных, монтажных, пуско-наладочных и иных видов работ, предусмотренных договорами строительного подряда).
В большинстве случаев строительные организации привлекают специализированные организации для выполнения отдельных видов строительных работ. Поэтому для разделения расходов строительной организации, выполненных собственными силами, и расходов на оплату услуг сторонних субподрядных организаций предлагается введение нового синтетического счета 22 «Работы и услуги, выполненные соисполнителями» с отражением указанных сумм по дебету и списанием их по кредиту счета в конце месяца на себестоимость работ.
Ведение аналитического учета по данному счету в разрезе соисполнителей с дальнейшей их детализацией по носителям затрат - договорам строительного подряда позволит должным образом осуществлять контроль за этими расходами.
Для обобщения расходов на содержание и эксплуатацию строительных машин и механизмов, задействованных для выполнения работ по договору строительного подряда, рекомендуется открытие счета 24 под одноименным названием. Основным назначением этого счета является накопление информации в разрезе видов строительных машин и механизмов с подразделением их на собственные или арендованные машины и механизмы, а также технологических процессов и т. д.
Расходы, учтенные по дебету счета 24 «Расходы на содержание и эксплуатацию строительных машин и механизмов» в конце месяца списываются с кредита этого счета на расходы по выполнению работ по договорам строительного подряда пропорционально отработанным часам.
Накладные расходы в строительстве, также как и в других отраслях производственной сферы учитываются на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».
На первом счете отражаются, как правило, расходы, связанные с обслуживанием и управлением процесса строительства на уровне подразделений или участков строительства, которые не могут быть прямо отнесены на строительство конкретного объекта, например, затраты на транспортировку строительных материалов и механизмов, а также производственных рабочих до места нахождения строительных объектов.
Счет 26 «Общехозяйственные расходы» применяется для учета расходов, связанных с обслуживанием и управлением строительной организации в целом. Например, на этом счете отражаются затраты по содержанию общехозяйственного персонала, амортизационные отчисления по основным средствам общехозяйственного назначения, затраты на текущий ремонт указанных объектов, на оплату информационных, аудиторских, консультационных и прочих услуг.
В соответствии с особенностями состава накладных расходов организации строитель-
ной отрасли к счету 26 «Общехозяйственные расходы» предлагается открытие субсчетов:
26-1 - содержание административно-управленческого персонала;
26-2 - расходы на организацию работ на строительных объектах;
26-3 - содержание объектов общехозяйственного назначения;
26-4 - расходы на обслуживание работников строительства;
26-5 - содержание охраны;
26-6 - расходы, связанные с членством в СРО;
26-7 - расходы на экологию;
26-8 - прочие общехозяйственные расходы.
Ведение учета по указанным субсчетам существенно повысит аналитичность учетной информации и эффективность принимаемых решений на ее основе заинтересованными пользователями.
В частности, ведение учета по седьмому субсчету связано с повышением ответственности экономических субъектов за проведение природоохранных мероприятий. Строительные организации наряду с другими промышленными предприятиями оказывают существенное влияние на загрязнение окружающей среды. При этом ни один строительный проект в настоящее время не может быть реализован без положительного заключения экологической экспертизы. Поэтому отдельное выделение экологических расходов является основой получения информации для их прогнозирования, осуществления контроля за проведением природоохранных мероприятий и определения экономической эффективности этих мерприятий, а также оценки экономического ущерба от причинения загрязнений окружающей среды.
Одним из важнейших факторов повышения конкурентоспособности строительной организации является соблюдение качества строительства. Однако в современном российском учете отсутствует однозначный подход к составу и классификации затрат на обеспечение качества строительной продукции, недостаточно разработаны методы их учета и распределения.
В частности, А.С. Наринский предлагает введение балансового счета «расходы и доходы, связанные с повышением качества строительства» с отражением по дебету счета расходов на мероприятия, направленные на повышение ка-
чества, по кредиту - доходов, полученных от повышения качества строительной продукции [5, с. 106].
По нашему мнению, рекомендации ученого по обособленному ведению учета доходов, получаемых от повышения качества строительных работ, является достаточно сложным и труднореализуемым на практике. В то же время считаем целесообразным ведение учета расходов на обеспечение качества строительства.
В результате осуществления таких расходов строительные организации могут получить дополнительные преимущества. Например, привлечение дополнительных инвестиций, увеличение объемов работ и снижение их себестоимости, совершенствование системы управления качеством за счет повышения эффективности принимаемых решений, улучшение качества строительства, что справедливо отмечается С.И. Цер-пенто [13, с. 186-187].
Для ведения учета затрат, связанных с соблюдением качества строительных работ, строительным организациям можно рекомендовать новый счет 27 «Затраты на обеспечение качества строительства» с открытием в его составе следующих субсчетов:
27-1 - затраты, понесенные для соблюдения качества строительства;
27-2 - затраты на предупреждение брака и предотвращение ошибок;
27-3 - затраты на проведение контрольных мероприятий;
27-4 - затраты по устранению несоответствий.
На счете 27-1 учитываются затраты, связанные с оценкой качества проектно-сметной документации, с проверкой специальных измерительных приборов, различных видов материалов, используемых при этом и т. д.
На счете 27-2 предлагается отражать затраты, связанные с планированием работ по улучшению качества, на подготовку и обучение персонала, составление рабочих инструкций, приобретение измерительных средств, техническое обслуживание оборудования, на проведение анализа результатов предупредительных действий.
На счете 27-3 учитываются затраты, связанные с контролем качества работ, выполненных по договорам подряда, с проверкой полноты контрольно-измерительных обследований, соблюдения технологии строительных работ.
Счет 27-4 предназначен для учета затрат по устранению брака, дефектов, и затрат, связанных с переделкой отдельных видов работ или их части, с ремонтом и устранением неисправностей.
Ведение учета брака в строительных организациях предлагается в разрезе следующих субсчетов:
28-1 - расходы по устранению неисправностей и брака по не принятым заказчиком работам;
28-2 - расходы по устранению неисправностей и брака в течение гарантийного срока эксплуатации объектов.
Для организаций строительной отрасли характерны особенности не только в ведении учета расходов по договорам строительного подряда, но для отражения и признания доходов от выполнения работ по этим договорам.
В частности одной из особенностей строительной деятельности является выполнение работ по долгосрочным договорам, предусматривающих этапы работ. Указанная специфика является объективной основой ведения учета выручки «по мере готовности» до полного завершения работ (или определенного их этапа) по отдельной позиции как «не предъявленная к оплате начисленная выручка» [8, п. 26].
Таблица 2. Формирование доходов и расходов в разрезе этапов выполнения работ по договору строительного подряда
Содержание хозяйственных операций Корреспонденции счетов бухгалтерского учета Дебет | Кредит Сумма, тыс. руб.
Ноябрь 2011 г.
Отражены расходы ООО Фирма «Газпромавтоматика» на выполнение работ по договору №36/112 от 15.09.11 г. 20 02, 10, 23,25,60, 69,70 и т. д. 10 407
Отражена начисленная выручка по выполненной части этапа работ 47 90/1 13 459
Учтен отложенный НДС с начисленной выручки (13 459 тыс. руб./118*18) 90/3 76/отл. НДС 2 053
Списаны признанные по договору расходы 90/2 20 10 407
Декабрь 2011 г.
Отражены расходы ООО Фирма «Газпромавтоматика» на выполнение работ по договору №36/112 от 15.09.11 г. 20 02, 10, 23,25,60, 69,70 и др. 18 896
Отражена начисленная выручка по выполненной части этапа работ 47 90/1 24 214
Учтен отложенный НДС с начисленной выручки (24 214 тыс. руб./118*18) 90/3 76/отл. НДС 3 694
Списаны признанные по договору расходы 90/2 20 18 896
Отражена стоимость принятых заказчиком работ по первому этапу 46 47 24 214
Отражена стоимость принятых заказчиком законченных по первому этапу работ, предъявленных к оплате 62 46 30 568
Начислен НДС к уплате в бюджет 76/отл. НДС 68 4 663
Получена от заказчика оплата по первому этапу выполненных работ 51 62 30 568
Январь 2012 г.
Отражены расходы ООО Фирма «Газпромавтоматика» на выполнение работ по договору №36/112 от 15.09.11 г. 20 02, 10, 23,25,26,60, 69,70 и др. 10 161
Признана оставшаяся часть доходов по договору 47 90/1 13 273
Учтен отложенный НДС с начисленной выручки (13 273 тыс. руб./118*18) 90/3 76/отл. НДС 2 025
Списаны признанные по договору расходы 90/2 20 10 161
Отражена стоимость принятых заказчиком работ по второму этапу 46 47 13 273
Отражена стоимость принятых заказчиком работ по второму этапу работ, предъявленная к оплате 62 46 20 378
Начислен НДС к уплате в бюджет 76/отл. НДС 68 3 109
Получена от заказчика оплата работ по второму этапу 51 62 20 378
Действующим планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению не предусмотрен счет для учета этих сумм, хотя правилами ПБУ 2/2008 они должны отражаться как «отдельный актив».
Неоднозначным является подход современных авторов к решению данной проблемы. В частности, для этой цели рекомендуется открытие отдельного субсчета в составе счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» [10], [11], применение счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» [12], или счета 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» [1], [12], [13].
По нашему мнению, решение указанной проблемы возможно при совершенствовании структуры плана счетов или стандартизации учета строительной деятельности в современных условиях.
Предлагаемый вариант обобщения расходов и доходов в разрезе этапов выполняемых работ представлен в таблице 2, составленной по материалам строительной организации Оренбургской области.
Порядок учета на счете 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам», заложенный в действующем Плане счетов, требует внесения определенных коррективов. Это связано с тем, что оплата этапов работ заказчиком, предусмотренная в Инструкции по применению плана счетов как условие признания выручки, приводит к нарушению принципа временной определенности фактов хозяйственной деятельности» [7, с. 62].
Принятие заказчиком законченных этапов работ означает переход права собственности на результаты этих работ. Однако порядок исполь-
зования счета 46 предполагает отражение в учете подрядной организации дебиторской задолженности заказчиков только после завершения всех работ по договору с отражением поступающей оплаты за переданные результаты работ как авансов полученных, что приводит к искажению информации о дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерском учете участников строительства.
Поэтому для решения указанной проблемы предлагается открытие нового счета 47 «Начисленная выручка по выполненной части этапа работ по договору» с отражением по дебету счета указанных сумм выручки и их списанием с кредита счета при завершении этапа работ в корреспонденции со счетом 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».
Использование рекомендуемого счета с ведением аналитического учета выполненных работ в разрезе технологических этапов строительства, заказчиков и договоров строительного подряда позволит оперативно получать информацию для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Предлагаемый план счетов учитывает специфику учета договоров строительного подряда в современных условиях, является достаточно гибким и не исключает возможность добавления отдельных счетов, например счетов-экранов для удовлетворения потребностей инвесторов и управленческого персонала строительной организации.
Таким образом, рекомендуемый подход к модернизации плана счетов бухгалтерского учета применительно к строительной деятельности восполнит существенно пробел в системе отраслевых стандартов бухгалтерского учета.
17.11.2012
Список литературы:
1. Илышева Н. Н., Бельских В. Б. Модель бухгалтерского учета как инструмент управления строительными организациями: международный опыт и российская практика // Международный бухгалтерский учет. - 2010. - № 8. - С. 7-16.
2. Красноперова, О. А. Учетная политика организаций на 2010 год. - М.: ГроссМедиа, 2010. - 424 с.
3. Куликова, Л. И. Профессиональное суждение бухгалтера при ведении учета по договорам строительного подряда / Л. И. Куликова // Бухгалтерский учет. - 2010. - № 6. - С. 35-41.
4. Малявкина Л. И., Богатырева В. И. Методика отражения на счетах бухгалтерского учета доходов и расходов организации // Научные записки ОрелГИЭТ. - 2010. - № 2. - С. 140-148.
5. Наринский, А. С. Калькулирование себестоимости продукции в строительстве. - М.: Финансы и статистика, 1988. - 191 с.
6. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: федер. закон от 06 дек. 2011 г. №402-ФЗ.
7. План счетов бухгалтерского учета. - М.: ИнФРА-М,2007. - 128 с.
8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008): приказ Минфина РФ от 24.10.2008 г. №116н.
9. Садыкова, Т. М. Методические подходы к формированию учетной информации о деятельности центров ответственности // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2011. - № 5 (39). - С. 151-155.
10. Соколов, П. А. Учет по договорам строительного подряда и договорам на оказание услуг в строительстве в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008) // Все для бухгалтера. - 2009. - № 3. - С. 14—20.
11. Соколов, С. П. Учет доходов, расходов и финансовых результатов строительных организаций в соответствии с ПБУ 2/ 2008 // Современный бухучет. - 2009. - № 2.
12. Хабарова, Л. П. ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» [Электронный ресурс СПС «Консультант +»] // Бухгалтерский бюллетень. - 2009. - № 2.
13. Церпенто, С. И. Бухгалтерский учет в строительстве: учебное пособие / С. И. Церпенто, Н. В. Игнатова. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Кнорус, 2008.
Сведения об авторах:
Туякова Зауреш Серккалиевна, заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита Оренбургского государственного университета, доктор экономических наук, профессор Попова Елена Сергеевна, преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6509, 6510, e-mail: ogubua@mail.ru
UDC 657.4:624 Tyakova Z.S., Popova E.S.
Orenburg state university, e-mail: ogubua@mail.ru
MODERNIZATION OF THE CHART OF ACCOUNTS FOR CONSTRACTION ORGANIZAITIONS AS ELEMENT OF BRANCH STANDARTS SYSTEM
The article considers the main directions of modernization of the chart of accounts for the building organizations as one of the key elements of the branch standards system. Author’s proposals about introduction of new synthetic accounts, opening of the new sub accounts in the account to record production, addition of nomenclature of articles of the direct costs in the construction, improvement of the order of reflection and synthesis of income and expenses of construction contract are justified.
Key words: chart of accounts, construction contracts, synthetic accounts, sub accounts, analytical accounts
Bibliography:
1. Ilysheva N. N., Belskih V. B. Model of accounting as a tool of management of construction organizations: the international experience Russian practice // International accounting. - 2010. - № 8. - P. 7-16.
2. Krasnoperova, O. A. Accounting policy of organizations for 2010. - M.: Grossmedia, 2010. - 424 p.
3. Kulikova, L. I. The professional judgment of the accountant in the management of accounting for construction contracts / L. I. Kulikova // Accounting. - 2010. - № 6. - P. 35-41.
4. Malyavkina L. I., Bogatyrev V. I. The method of reflection on the accounts incomes and expenditures of the organization // Scientific notes of OrelGIET - 2010. - № 2. - P. 140-148.
5. Narinckii, A. S. Calculation of the cost of products in construction. - M.: Finance and statistics, 1988. - 191 p.
6. About accounting [Electronic resource]: the Federal law from 06.12.2011. № 402.
7. Chart of accounts. - M.: INFRA-M, 2007. - 128 p.
8. Accounting Regulations «Accounting for construction contracts» (PBU 2/2008): the order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 24.10.2008 № 116n.
9. Sadykov, T. M. Methodical approaches to formation of accounting information about activities of the centers of the responsibility // the Bulletin of the Saratov state socio-economic University. - 2011. - № 5 (39). - P. 151-155.
10. Sokolov, P. A. Accounting for construction contracts and agreements for the provision of services in construction in accordance with the Accounting Regulations «Accounting for construction contracts» (PBU 2/2008) // All for the accountant. - 2009. -№ 3. - P. 14-20.
11. Sokolov, S. P. Accounting for income, expenses and financial results of the building organizations in accordance with PBU 2/2008 // Modern accounting. - 2009. - № 2.
12. Habarova, L. P. PBU 2/2008, «Accounting for construction contracts» [Electronic resource of the reference-search
system «Consultant +»] // Accounting Bulletin. - 2009. - № 2.
13. Serpento, S. I. Accounting in construction: textbook / S. I. Serpento, N. V. Ignatova. - M.: Knorus, 2008.