Научная статья на тему 'Модернизация отрасли животноводства - веление времени'

Модернизация отрасли животноводства - веление времени Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация отрасли животноводства - веление времени»

Ханмагомедов С. Г., Алиева П. И, Алиева О. Ю.

Модернизация отрасли животноводства - веление времени.

В программном Послании Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года, впервые на столь высоком уровне прозвучало признание о том, что финансовый кризис в России оказался более глубоким, чем в большинстве развитых стран. Эксперты считают - это результат докризисных иллюзий влиятельного круга чиновников, будто структурные реформы в экономике страны и её регионов не так важны, они могут подождать и достаточно воспользоваться благоприятной на сегодня конъюнктурой рынка на сырьевые ресурсы.

Уход государства из экономики, не рассчитанные на эволюционную перспективу институциональные изменения в отраслях народного хозяйства, отмена монополии внешней торговли и другие субъективные меры 90-х годов прошлого столетия привели к дезорганизации всего народнохозяйственного комплекса, включая и АПК, массовому импортозамещению потребительского спроса населения, снижению конкурентоспособности отечественной продукции, хищническому вывозу природных ресурсов, развитию коррупционных механизмов, социальному неблагополучию. Уменьшение государственных финансовых средств в поддержку сельского хозяйства, либерализация цен на продовольственные товары, высокий уровень диспаритета цен на продукцию агро-производства и приобретаемые сельхозорганизациями средства производства сопровождался спадом производства и реальных доходов сельского хозяйства, высокой безработицей и инфляцией, упадком ВВП и накоплений. Только из-за диспаритета цен аграрная отрасль народного хозяйства ежегодно не недополучала более 100 млрд. руб. при реализации своей продукции. Получилось, что сельское хозяйство проигрывало в цене и как покупатель, и как продавец продукции.

Разработанные за последние годы приоритетный национальный проект «Развитие АПК» и Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» сопровождаются улучшением государственной финансовой помощи сельскому хозяйству, оживлением инвестиционных притоков, некоторым сглаживанием межотраслевых ценовых отношений, ростом темпов ВВП и реальных денежных доходов населения, общественным интересом к проблемам села, процессами восстановления аграрного сектора экономики на инновационной и современной научно-технологической и социальной основе.

В период мирового кризиса произошли нарушения позитивных тенденций развития аграрной экономики (хотя в меньшей мере, чем в других отраслях народного хозяйства), включая низкий потребительский спрос населения на высококалорийные продукты питания. Важную роль аграрной сферы производства в формировании устойчивой экономики страны отметил в беседе с министром сельского хозяйства РФ Е. Б. Скрынник (26 августа 2009 г.) Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Сельское хозяйство может быть одним из локо-

мотивов, способных вывести страну из кризиса, в котором мы оказались» ..., что сельское хозяйство - это «реальное использование ресурсов, которое нам Бог даёт, это не виртуальная, а самая что ни на есть жизненная, реальная экономика», ... что «Россия стала великой державой, будучи аграрной державой» и успехи в сельском хозяйстве будут означать «общие национальные успехи» (журнал «Экономика сельского хозяйства России», 2009, № 10, с. 5).

Президент РФ Д. Медведев в своём Послании Федеральному Собранию страны, акцентируя внимание на государственную политику поддержки села, подчеркнул: «У нас есть все возможности, чтобы сделать сельское хозяйство одним из лидеров экономического роста на годы вперёд».

Учитывая запредельно возрастающую импортозависимость страны от завоза продукции животноводства, приоритетным направлением вышеназванной Госпрограммы на 2008-2012 годы является развитие животноводства и стимулирование малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальных предпринимателей. Этой программой предусматривается увеличение доли отечественной животноводческой продукции по ресурсам мяса до 70 и молока - более 80 процентов.

Отдавая важную роль крупным сельхозорганизациям в решении основных программных задач в аграрной отрасли, следует отметить, что без развития и стимулирования малых форм хозяйствования сегодня невозможно решать проблемы занятости селян и сохранения сельского уклада жизни, устойчивости экономики сельских территорий, более качественного обеспечения населения продовольствием, урегулирования демографии и экологического равновесия на селе.

Благоприятные природно-экономические условия, наличие значительных площадей кормовых угодий в виде летних и зимних отгонных пастбищ и исторически сложившийся уклад жизни горцев обусловили традиционно особое место овцеводства в отрасли животноводства и в целом аграрной экономике Дагестана.

Дагестан сегодня по абсолютному поголовью и темпам роста численности овец и коз занимает первое место в России (табл. 1).

Таблица 1

Динамика и темпы роста численности овец и коз в хозяйствах всех категорий (на начало ^ года, тыс. голов, %)

Наименование 2000 2005 2008 2009 2009г.в % и ПП к 2000г.

Численность овец и коз

Российская Федерация 14776 18078 21503 21554 145,9

темпы роста 100 122,3 145,5 145,9 +45,9

Южный Федеральный Округ 6603 10809 13889 13905 210,6

темпы роста 100 163,7 210,4 210,6 +110,6

Республика Дагестан 2148 4287 5002 4856 226,1

темпы роста 100 199,5 232,8 226,1 126,1

Доля поголовья овец и коз Республики Дагестан в их общей численности в:

- Российской Федерации 14,5 23,7 23,4 22,5 +8,0

- Южном Федеральном округе 32,5 39,7 36,0 34,9 +2,4

Прирост численности овец и коз в 2009 по сравнению с 2000 г. в Республике Дагестан (РД) составил 126,1 процентов, а в Российской Федерации (РФ) и в Южном Федеральном округе (ЮФО) его средний уровень значительно ниже (45,9 и 110,6%). Доля овцепоголовья РД в общей их численности в РФ и ЮФО за тот же период увеличилась соответственно на 8 и 2,4 процентных пункта.

Удельный вес товарной продукции овцеводства в её объёме по отрасли животноводства в сельхозорганизациях РД составляет ныне в среднем лишь 28 процентов (в РФ - 0,4%), а в регионах ЮФО, занимающих после Дагестана второе и третье места по численности овец и коз - Республике Калмыкия и Ставропольском крае соответственно - 49 и 6 процентов. Это объясняется наблюдающейся тенденцией высоких темпов увеличения численности овцепого-ловья в крестьянских (фермерских) хозяйствах Дагестана (табл. 2 и 3).

Так, в 2008 г. по сравнению с 2000 г. в структуре численности овец и коз по категориям хозяйств её доля в крестьянских (фермерских) хозяйствах республики увеличилась на 38,8 процентных пункта (по РФ - на 23,6 пп), в сельхо-зорганизациях и хозяйствах населения соответственно на 6,4 и 32,4 процентных пункта (по РФ в среднем - на 13,5 и 10 пп). Рост абсолютной численности овцепоголовья за тот же период составил по РД в 10,2 раза (по РФ - в 7,6 раза).

В крестьянских (фермерских) хозяйствах (КФХ) РД сосредоточено 40,4 процентов от среднероссийского и 44,7 процента от уровня численности овец и коз в ЮФО. Незначительное снижение её удельного веса в 2008 году (на 0,5 пп) по отношению к среднему уровню в ЮФО обусловлено определённым увеличением темпов роста поголовья в фермерских хозяйствах других регионов округа с традиционно развитым овцеводством (Калмыцкая Республика, Ставропольский край).

Таблица 2

Структура поголовья овец и коз по категориям хозяйств (в % от поголовья в хозяйствах всех категорий на начало года)

2008г.в

Наименование 2000 2005 2007 2008 % и пп

к 2000г.

Сельскохозяйственные организации

Крестьянские (фермерские) хозяйства

Российская Федерация Южный Федеральный округ Республика Дагестан_

5,5 8,3 11,6

19,4 29,4 40,3

25,8 36,6 48,0

Российская Федерация 32,6 25,5 20,6 19,1 -13,5

Южный Федеральный округ 40,1 27,1 22,1 20,1 -20,0

Республика Дагестан 24,8 20,8 19,1 18,4 -6,4

Хозяйства населения

Российская Федерация 61,8 55,1 53,5 51,8 -10,0

Южный Федеральный округ 51,6 43,5 41,3 39,3 -12,3

Республика Дагестан 63,6 39,0 32,9 31,2 -32,4

29,1 40,6 50,4

+23,6 +32,3 +38,8

Таблица 3

Численность овец и коз в крестьянских (фермерских) хозяйствах

(на начало года, тыс. голов)

Наименование 2000 2005 2006 2007 2008 2008г.в к 2000г.

Российская Федерация % - к предыдущему периоду Южный Федеральный округ % - к предыдущему периоду Республика Дагестан % - к предыдущему периоду 817,0 100 547,9 100 247,4 100 3514,2 430,1 3172,4 579,0 1726,1 697,7 4550,3 129,5 4153,6 130,9 2218,2 128,5 5219,1 114,7 4744,9 114,2 2378,4 107,2 6249,6 119,7 5640,8 118,9 2522,4 106,1 в 7,6 р. х в 10,3 р. х в 10,2 р. х

Доля овцепогол -Российской Федерации -Южном Федеральном округе овья в К 30,3 45,2 ФХ Респу 49,1 54,4 блики Да 48,7 53,4 гестан в: 45,6 50,1 40,4 44,7 +10,1п п -0,5пп

Таблица 4

Валовой выпуск и структура продукции сельского хозяйства

Категории хозяйств Выпуск продукции в сопоставимых ценах (к предыдущему году) Структура продукции (в действующих ценах)

2000 2008 откл. 2000 2008 откл.

Сельскохозяйственные 114,8 98,3 -16,5 17,1 10,0 -7,1

организации

Хозяйства населения 107,0 105,8 -1,2 77,8 80,4 +2,6

Крестьянские (фермерские)

хозяйства 93,2 108,4 +15,2 5,1 9,6 +4,5

Хозяйства всех категорий 107,7 105,1 -2,5 100 100 х

За анализируемый период (2000-2008 гг. ) в республике доля КФХ в структуре валового выпуска продукции сельского хозяйства возросла на 15,2 процентных пункта, тогда как по сельхозорганизациям и хозяйствам населения отмечено её снижение соответственно на 16,5 и 1,2 процентных пункта (табл.4).

Рост доли объёма сельскохозяйственной продукции в КФХ составил 4,5 процентных пункта при незначительном снижении в сельхозорганизациях (на 7,1 пп), а на производство мяса овец и коз (в убойном весе) в общей массе выращенного мяса скота и птицы по хозяйствам всех категорий приходится 29-30 процентов. Более одной третьей части производства мяса баранины в республике также осуществляется в КФХ. Аналогичное положение и с производством шерсти (табл.5).

В КФХ республики производится шерсти около 38 процентов от среднероссийского и более 41 процента от среднего уровня по субъектам ЮФО. За период с 2000г. по 2008 г. доля производимой в КФХ Дагестана шерсти увеличилась на 25,9 процентных пункта, тогда как в сельхозорганизациях и хозяйствах населения этот показатель уменьшился соответственно на 1,5 и 24,4 процентных пункта.

Таблица 5

Производство шерсти по категориям хозяйств в Республике Дагестан

тонн)

2008г.к

Категории хозяйств 2000 2005 2006 2007 2008 2000г.в

% , пп

Сельскохозяйственные организации 1292 1840 1965 1957 1814 140,4

доля, % 14,6 12,8 12,6 13,9 13,1 -1,5

Хозяйства населения 6738 7649 7295 7537 7175 106,5

доля, % 76,2 53,1 46,8 53,6 51,8 -24,4

Крестьянские(фермерские)хозяйства 813 4904 6342 4555 4873 599,4

доля, % 9,2 34,1 40,6 32,4 35,1 +25,9

Хозяйства всех категорий 8843 14393 15602 14049 13862 156,8

% 100 100 100 100 100 х

Следует отметить, что абсолютный рост объёмов производства мяса овец и коз, а также шерсти всех категорий хозяйств (в 2008 г. по сравнению с 2000 г. абсолютный прирост баранины и шерсти составил соответственно 8 тыс. тонн и 5 тыс. тонн) в основном связан с экстенсивной формой развития отрасли (увеличением численности овец и коз), а не с улучшением такого важнейшего показателя как продуктивность, характеризующего уровень интенсивности и эффек-

тивности ведения овцеводства. В 2008 г. уровень продуктивности овец и коз в сельхозорганизациях республики по среднему настригу шерсти и выращенному мясу на одну голову овцепоголовья, выходу молодняка (приплода) на 100 голов овцекозематок составил в среднем соответственно 2,0 кг, 6,0 кг и 70 голов, что ниже, чем в среднем по РФ и ЮФО.

В Дагестан, где сосредоточено около 16 процентов овцепоголовья сельхо-зорганизаций России, производится менее 8 процентов товарной баранины и шерсти, хотя государственная поддержка овцеводства из федерального и регионального бюджетов значительно превышает её среднероссийский уровень (более 20 % средств на развитие овцеводства из федерального бюджета ежегодно выделяется для РД).

До 90-х годов прошлого столетия экономика овцеводства, да и всей отрасли животноводства республики, во многом определялась объёмами производства и реализации шерсти. Доля шерсти в стоимости товарной продукции овцеводства составляла около 60 процентов. Закупочная цена одного килограмма однородной мериносовой шерсти в 6-7 раз превышала цену килограмма (баранины или говядины).

Таблица 6

Эффективность развития овцеводства в сельхозорганизациях _Республики Дагестан*___

Наименование 2000 2007 2008 2008г. в % к 2000г.

Полная себестоимость 1 ц реализованной

продукции (руб.):

мяса овец и коз 1013 2767 2849 281,2

шерсти 2138 2892 3241 151,6

Реализационная цена 1 ц продукции (руб.):

мяса овец и коз 1203 3349 3637 302,3

шерсти 2108 1775 2180 103,4

Прибыль, убыток (-) от реализации 1 ц

продукции (руб.):

мяса овец и коз 190 582 788 414,7

шерсти -30 -1117 -1061 353,7

Рентабельность, убыточность(-) реализации (%):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мяса овец и коз 18,8 21,0 27,7 +8,9

шерсти -1,4 -38,6 -32,7 -31,3

* В расчётах: мясо овец и коз - в живой массе, шерсть - в физическом весе

Происшедшие в последствии значительные объёмы импорта относительно дешёвых шерстяных изделий (в основном из Китая и Турции) и переход российской армии (основного потребителя шерсти) на изделия из других материалов (хлопка и синтетики), недостаточная по активности и качеству маркетинговая деятельность производителей отечественной шерсти и шерстяных изделий и другие непродуманные процессы привели к резкому сокращению поголовья овец и соответственно производства овечьей шерсти в стране, потере рынка и конкурентоспособности экономики отрасли.

Из-за хронической невостребованности отечественной шерсти отраслями лёгкой промышленности, снижения конкурентного потенциала на внутреннем и региональном рынках шерсть остаётся убыточной продукцией овцеводства и в Дагестане (табл. 6).

Так, только за период с 2000 г. по 2008 г. размер убытков от каждого реализованного центнера шерсти хозяйства увеличился на 1031 рублей или более чем в 3,5 раза, убыточность её выросла на 31, 3 процентных пункта, тогда как реализационная цена на шерсть стала выше лишь на 3,4 процента.

Другая, более благоприятная ситуация с реализацией мяса овец и коз. За анализируемый период (2000-2008 гг.) размер прибыли на каждый реализованный центнер мяса (баранины) увеличился более чем в 4 раза, а уровень рентабельности мясной продукции овец и коз стало больше на 8,9 процентных пункта.

Следует отметить и то, что в последние годы в стране растёт спрос на молодую баранину (включая города Москва и Санкт-Петербург). Это объясняется и снижением объёмов и доли производимой баранины в России (составляет лишь около 3% в общем объёме мяса всех видов сельскохозяйственных животных), низким уровнем потребления баранины в стране на душу населения (в среднем менее 2 кг в год), хотя она относится к наиболее ценным видам мясной продукции.

Для высокоэффективного функционирования и модернизации отрасли овцеводства в Дагестане в нынешних рыночных условиях стало целесообразным и приоритетным разработать долгосрочную программу перевода овцеводства на мясо-шерстное направление производства с обеспечением всех необходимых составляющих его технологической цепи. Наиболее важными в этой цепи являются: эффективная и целенаправленная селекционно-племенная работа и более полное использование генетического породно-продуктового потенциала овец и коз; обеспечение круглогодичного полноценного кормления путём рационального использования пастбищных угодий и создания достаточной по зоотехническим нормам кормовой базы; организация раннего ягнения и выращивание мясного молодняка для реализации его до конца календарного года; создание оптимальных зооветеринарных условий содержания и ухода; формирование кадрового потенциала, способного адаптироваться к передовым технологиям развития отрасли; повышения конкурентоспособности овцеводческой продукции за счёт конкурентных преимуществ региона; государственная поддержка развития интеграционных и инновационных процессов в овцеводстве.

Требуют своего решения и вопросы создания сезонных убойных пунктов вблизи больших и основных пастбищных массивов (земель) для минимизации потерь живой массы овец и коз при их перегоне в мясокомбинаты, расположенные в городах республики, а также развития интеграционных связей сельскохозяйственных формирований с предприятиями по переработке мяса, шерсти и овчин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.