Научная статья на тему 'Модернизация налоговых органов на основе их информатизации'

Модернизация налоговых органов на основе их информатизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
MODERNIZATION / INFORMATIZATION / TAX AUTHORITIES / TAX REFORMS / IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерзин Айрат Маратович, Филиппова Наталья Алексеевна

В статье рассматривается модернизация налоговых органов как процесс совершенствования средств сбора, обработки, хранения и распространения информации, повышения интеллектуального потенциала кадрового состава налоговой службы путем внедрения информационных коммуникационных технологий. обозначены задачи модернизации налоговых органов, направленные на повышение как собираемости налогов, так и эффективности работы налоговых органов при имеющихся ресурсах. Представлен процесс модернизации и информатизации налоговых органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация налоговых органов на основе их информатизации»

УДК 336.221.24 Экономические науки

Ерзин Айрат Маратович, студент 5 курса специальности «Налоги и налогообложение» ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» Филиппова Наталья Алексеевна, д.э.н., профессор кафедры

«Финансов и кредита» ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»

МОДЕРНИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ НА ОСНОВЕ ИХ

ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Аннотация: В статье рассматривается модернизация налоговых органов как процесс совершенствования средств сбора, обработки, хранения и распространения информации, повышения интеллектуального потенциала кадрового состава налоговой службы путем внедрения информационных коммуникационных технологий. обозначены задачи модернизации налоговых органов, направленные на повышение как собираемости налогов, так и эффективности работы налоговых органов при имеющихся ресурсах. Представлен процесс модернизации и информатизации налоговых органов.

Ключевые слова: модернизация, информатизация, налоговые органы, налоговые реформы, совершенствование.

Abstract: The article deals with the modernization of the tax authorities as a means of improving the process of collecting, processing, storage and dissemination of information, enhance the intellectual potential of the staff of the Tax Service through the introduction of information and communication technologies. Designated task of modernization of the tax authorities, to improve both tax collection and the effectiveness of tax authorities with the resources available. Presented by the process of modernization and informatization of the tax authorities.

Keywords: modernization, informatization, tax authorities, tax reforms, improvement.

На сегодняшний день налоговые органы представляют собой разветвленную и четко отлаженную систему. Но все достигнутые результаты процесса становления

и развития налоговых органов на данный момент ещё не совершенны. До того момента, пока будет существовать уклонение от налогов, целесообразно вести дальнейшую работу по совершенствованию и эффективности работы налоговых органов. Исходя из этого, во всех налоговых органах России, а также управлениях и инспекциях должна постоянно и неизменно вестись работа по совершенствованию налогового администрирования [6].

Итоги нынешнего состояния налоговых органов позволяют сделать вывод, что для улучшения системы налоговых органов подобает учитывать особенности, тенденции и перспективы его развития. Для начала надлежит оценить работу налоговых органов России, для того чтобы выявить нужные механизмы и пути ее совершенствования и преобразования.

Для решения данных проблем, которые имеются в сфере информатизации и модернизации налоговых органов, необходимы не только существенные капитальные вложения, однако и дальнейшие научные теоретические разработки.

Важнейшими целями плана модернизации налоговых органов на нынешнем этапе представляются [4, с. 31]:

1. оптимизация и уменьшение трудозатратности и ресурсоемкости исполнения бизнес-процессов (нагрузки на рядовых сотрудников Инспекций) за счет увеличение уровня автоматизации деловых процессов и организации подразделений по отдельным процедурам обработки и подготовки информации.

2. Повышение открытости налоговых органов, уровня и качества доступности налоговых услуг, оказываемых плательщикам.

3. Комплексное применение накопленной на сегодняшний день информации.

4. Повышение уровня внутреннего контроля деятельности налоговых органов -соблюдения регламентных операций и сроков, установленных законодательством

[4].

Реформирование и модернизация всей налоговой системы должно происходить постепенно на основе продолжительного и тщательного анализа ситуации со сбором налогов [3, с. 8].

Дальнейшее развитие налоговых органов и действенное функционирование определяется не только от развития системы налогового администрирования и

законодательной базы, а также добросовестного отношения плательщиков к собственным обязанностям по уплате налогов. Также стоит отметить, что значительная часть плательщиков допускает налоговые правонарушения в зависимости от непонимания тех или иных законов, а также их неверного использования, высокой трудоемкости в подготовке необходимой документации [5, с. 17].

Само понятие «модернизация» возникло ещё в западной науке в 1960 годы, под ним подразумевается модификация, совершенствование. Некоторые из авторов под данным термином понимают реформы и преобразования, остальная же часть авторов считает, что модернизация — это синоним слову «развитие», когда общество переносится из одного качественного состояния в другое, с новыми качествами и смыслами.

На наш взгляд стоит согласиться с приверженцами первого подхода, которые подразумевают модернизацию никак саморазвитие, а изменения, которые произошли наряду с современными запросами и нормами.

В связи с этим под термином «модернизацией государственного налогового администрирования» стоит изучать комплекс мероприятий, обращённых на проведение структурных и функциональных реформ налоговых органов, трансформированием убеждений работы должностных лиц. Осуществление предоставленных преобразований вероятно лишь при обширном употреблении современных информационных технологий, разрешающих автоматизировать полный процесс проведения налогового администрирования [1, с. 52-53].

Модернизация - это совершенствование существующих институтов и технологий [2].

Сущность процесса модернизации состоит в изменении позиций налоговых органов. Подобных как - принцип отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками. Осуществляемая налоговая реформа позволит сделать значительную «прозрачность» налогоплательщиков, улучшить качество работы налоговых органов, уменьшить область возможностей для уклонения от уплаты платежей [2, с. 30].

Все процессы модернизации налоговых органов были приняты ещё в начале 2001 года в соответствии с реализацией Постановления Правительства России от 21 декабря 2001 года «о федеральной целевой программе «Развитие налоговых органов 2оо2-2оо4 годы», которая продолжает реализовывать и по сей день.

Осуществление процессов по модернизации осуществляется на 2х уровнях, -первый уровень - это центральный аппарат ФНС, а второй региональные и местные органы, включая инспекции [2, с. 34].

Так, на первом уровне происходит рост эффективности, усиление внутреннего контроля, стандартизация правил и процедур, которые используются в главных направлениях работы, которые едины на всей территории.

Второй уровень модернизации - региональные инспекции, где главная их задача заключается в усилении эффективности работы в области регистрации и учета налогоплательщиков, обработка и проверка налоговых деклараций, выездные и камеральные налоговые проверки, различные услуги, оказываемые плательщикам.

За все годы осуществления Федеральной программы «Развитие налоговых органов» удалось решить существенные недостатки и ряд проблем, которые были в предшествующие годы, главным во всем этом, стало использование новых информационных технологий и систем современного ведения технологических процессов.

Результатом реализации данной Программы стали [3]:

- трансформация структуры налоговых органов, что способствовало укрупнению инспекций;

- переход территориальных налоговых органов на функциональный принцип организации деятельности;

- значительное сокращение одинаковых функций и полномочий различных налоговых инспекций;

- конкретные зафиксированные полномочия закрепленными за сотрудниками налоговых органов;

- отделение приема налоговых деклараций от их камеральной проверки;

- появление экспертов, которые ответственны за информирование плательщиков;

- разделение всех плательщиков на обусловленные группы;

- сокращение объема ручной работы, которая осуществлялась сотрудниками налоговых органов.

Развитие и модернизация налоговых органов немыслимо без применения передовых технологий, на основе данных информационных технологий, под которым следует понимать социально-экономический и научно-технический процесс обеспечения потребностей налоговых органов, в получении необходимых им сведений, ориентированные на базе информационных систем [5, с. 127].

Совершенствование налоговых органов, должно быть объединено с модернизацией налоговой среды, которое было бы направлено на изменение информационного взаимоотношения с налогоплательщиками.

Так, в частности, с 2о15 года, у налогоплательщиков-физических лиц появится обязанность уведомлять налоговую инспекцию о своем имуществе в случае отсутствия налогового уведомления, отмена обязанности налогоплательщиков-предпринимателей уведомлять налоговые органы об открытии или закрытии счетов в банке, усовершенствование информационное взаимодействие между налоговыми и другими государственными органами.

Реалии сегодняшнего дня требуют совершенствования технологий, критерий и условий налогового администрирования. Кроме того, нужна оптимизация численности территориальных налоговых органов и центрального аппарата. В то же время для сокращения издержек на налоговое администрирование, повышения его качества и исключения основы для коррупционной составляющей работы налоговиков необходимо развивать автоматизированные процессы администрирования и бесконтактные методы взаимодействия с налогоплательщиками.

Основными проблемами, не позволяющими в полной мере достичь целей модернизации налоговых органов, являются:

1. Сосредоточение существенной информации на уровне налоговых инспекций. На сегодняшний день вся информация содержится в инспекциях, в

вышестоящие органы представляются только сводные данные. Качество информации зависит от квалификации и добросовестности инспектора. Это приводит к неполноте и противоречивости информации о налогоплательщике, создаёт основу для злоупотреблений, не позволяет вести детальный статистический анализ [4].

2. Не всегда достаточная квалификация сотрудников налоговых органов, приводит к возникновению конфликтов между налоговыми органами и плательщиками.

Исходная цель роста качества услуг, предоставляемых плательщикам, содержится в решении очень важной задачи - переломить негативное отношение налогоплательщиков к налоговым органам и повысить налоговую дисциплину. Обращаясь в налоговые органы граждане должны быть уверенны на получение квалифицированной помощи независимо от того, подают они свою налоговую декларацию или осуществляют налоговый платёж [4].

3. Линейно-функциональное построение на уровне территориальных налоговых органов обладает рядом существенных недостатков:

- жёсткая структура, которая с трудом реагирует на какие-либо изменения;

- взыскательная профессиональная специализация сотрудников затрудняет их взаимозаменяемость;

4. ведение тщательной работы по анализу существующих схем ухода от уплаты налогов, используя для этого информацию от внешних источников (МВД РФ, ГИБДД, таможни, банки и т.д.);

Каждый субъект взаимодействия опирается в своей деятельности на свою отдельную информационную систему, функционирование которой обусловлено задачами, стоящими перед тем или иным ведомством.

Для того чтобы реализовать процесс совершенствования и модернизации налоговых органов нужно выполнение следующих мероприятий [4]:

1) формирование комплексной системы налогового образования граждан России;

2) упрощение процедур заполнения и подачи налоговых деклараций и прочих документов;

3) оказание плательщикам консультационных услуг;

4) развитие системы досудебного разбирательства в налоговых органах спорных вопросов с плательщиками с целью сокращения числа их обращений в судебные инстанции.

5) введение в работу инспекций форм и методов информационно-разъяснительной работы с плательщиками с использованием современных технических средств, в том числе, изучение опыта и разработка предложений по организации сети телефонного консультирования;

На данный момент по-прежнему высока доля ручного труда на этапах формирования и рассылки налогоплательщикам требований и уведомлений на уплату налогов и сборов, планирования и подготовки выездных налоговых проверок, учета платежей и составления статистической отчетности [1, с. 54].

Одним из главных принципов изменения форм работы с налогоплательщиками является уход от закрепления организаций и предпринимателей за определенным инспектором.

Одним из важных направлений является правовое взаимодействие Налоговых органов России и Казначейства РФ. Их совместная работа по учету поступающих от налогоплательщиков платежей в бюджет, а также осуществление возврата по представлению налоговых органов излишне взысканных и уплаченных сумм налогов и других платежей является важным направлением налоговой политики государства.

На современном этапе развития налоговых органов существует ряд системных проблем, решить которые можно лишь с помощью эффективного использования информационных технологий. основной упор, по-нашему мнению, следует сделать на:

- обеспечение стабильности налогового законодательства;

- снижение документооборота в налоговых органах;

- уменьшение трудозатрат на обработку налоговых документов;

- повышение эффективности контрольной работы; снижение объемов основной налоговой информации на уровне налоговых инспекций;

-сокращение количества процедур налогового администрирования, осуществляемых на уровне инспекции [2, с. 18].

По оценкам многих экспертов, сайт налоговой службы является самым востребованным, информативным и посещаемым среди сайтов государственных органов власти. Ежемесячно его посещает почти 3 млн пользователей. На сайте ФНС можно найти подробную информацию о правах и обязанностях налогоплательщиков, налоговой отчетности, налоговом контроле и другие сведения. Разобраться в налогах поможет также рубрика «Помощь налогоплательщику», где представлены все последние изменения в налоговом законодательстве, а также актуальные вопросы налогоплательщиков и ответы на них специалистов налоговой службы.

С каждым годом совершенствуются онлайн-сервисы на сайтах налоговых органов. Сегодня действуют такие как: «обращение в УФНС России»; «Адрес Вашей инспекции»; «Заполнить платежное поручение»; «Вакансии»; «Сведения из Единого государственного реестра юридических лиц»; «Личный кабинет налогоплательщика» и другие.

Также следовало бы, создать единый счёт налоговой службы с установлением ежедневного зачисления налоговых платежей на счета бюджетов разных уровней, что позволило бы избавиться от ведения параллельного учёта налоговых платежей в налоговых органах.

Сделав выводы по улучшению организации деятельности налоговых органов, можно сказать, что должно проводиться дальнейшее совершенствование программных продуктов и технических средств, обеспечивающих передачу отчетных данных налогоплательщиков в информационные системы налоговых инспекций, также вестись работы по улучшению взаимосвязи между налогоплательщиками и налоговыми органами, создание консультационных услуг для налогоплательщиков. Важным условием эффективной работы является создание в инспекциях операционных залов, обеспечивающих инспекторов

комфортабельными условиями работы, а налогоплательщиков - наличием всей необходимой информации [62, с. 142].

Итак, в ближайшее время намечается существенное изменение практики работы налоговых органов, перераспределение полномочий между структурами налоговой службы, развитие взаимодействия как с прочими государственными органами и ведомствами, так и с налогоплательщиками. Реализация данных мероприятий невозможна без использования передовых информационных технологий, поэтому основным направлением процесса модернизации налоговых органов является их информатизация.

Список использованных источников

1. Исаев А.К., Погосян Р.Р., Карпова O.K. оптимизация организационной структуры налоговых органов // Финансы и кредит. - 2о14. - № 10. - С. 51-62.

2. А. И. Пономарев, А. М. Пономарева Модернизация налогового администрирования в современной России // Налоги и налогообложение. - 2о12. -№3. - C. 30 - 37.

3. Интервью А. Г. Силуанова «Российской Бизнес-газете» «о трансформации налоговой системы» //Российская Бизнес-газета. -2013. -5 марта (№ 886 (8)). -С. 8.

4. Соколов М. М. основные направления налоговых реформ в России и их результаты // Все о налогах. - 2012. - № 11. - С. 11-24.

5. Мишустин М. В. Информационно-технологические основы государственного налогового администрирования в России: монография / М. В. Мишустин. - М.: Юнити-Дана, - 2012. - 156с.

6. Тимошенко В. А. Развитие организационных структур налоговых органов / В. А. Тимошенко // Право и экономика. - 2012. - № 4. - С. 52-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.