МОДЕРНИЗАЦИЯ МОЕЧНОГО УЧАСТКА (НА ПРИМЕРЕ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ГОРОДСКОЙ СТО «АВТОМИГ», Г. БОЛЬШОЙ КАМЕНЬ)
© Варзарь М.К.*
Филиал Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Артем
Развитие автомобильного парка способствует и развитию предприятий по техническому обслуживанию автомобилей. Созданные на первом этапе развития рыночных отношений малые и средние предприятия автосервиса практически не располагали зданиями и современным технологическим оборудованием, большинство из них выполняли ТО и ремонт в мало приспособленных помещениях (гаражах, ветхих постройках и т.п.). В настоящее время тенденции развития автомобилестроения и автотехобслуживания требуют нового подхода к проектированию и модернизации СТО.
Ключевые слова моечный участок, модернизация, автомобили.
Необходимо учитывать новейшие достижения науки и техники, чтобы предприятие, построенное по данному проекту, к моменту ввода его в действие было технически передовым, имело высокие показатели производительности труда, обеспечивало высокое качество услуг, низкую себестоимость и должные условия труда для работающих на станции [1].
В этой связи становятся актуальными вопросы модернизации и реконструкции СТО с учетом востребованности видов и объемов услуг по ТО и ремонту. В связи с актуальностью данного вопроса целью возможной модернизация моечного участка универсальной городской СТО «АвтоМиг» г. Большой Камень. Годовой объем уборочно-моечных работ СТО
^ = 2,7 • 1,05 • 1,2 = 3,4 чел. ч / 1000 км
^ 33340-1000 ПОА .
Мп =-= 980 а/м
0 10000 • 3,4
Тщ^р = 980 • 12 • 0,25 = 2940 чел./ч
При выборе автомойки клиенты прежде всего обращают внимание на качество мытья машины, а также отсутствие очереди. Ценовой фактор реже назывался в числе ведущих, и для наиболее активных потребителей он является менее значимым. Основные работы, заказываемые при посещении автомоек - мытье кузова и ковриков. Спрос на работы по чистке салона значительно выше в группе владельцев дорогих иномарок и активных потреби-
* Студент.
телей. Около половины среди последних при посещении автомоек стремятся заказать сразу весь комплекс работ по обслуживанию автомобиля. По данным маркетинговых исследований видно, что в среднем, автовладелец посещает автомойку раз в месяц [2]. Есть и те, кто моет свой автомобиль еженедельно, и те, кто предпочитает автомойке ведро с водой и тряпку.
■ Раз в нед^лю
■ Раз в месяц
■ Раз в 2 месяца
■ Раз в полгода
■ Не посещают
Рис. 1. Частота посещений автомоек в г. Большой Камень
Тем не менее анализ динамики спроса на услуги автомоек показывает, что он находится в прямой зависимости с ростом автопарка, который имеет положительную динамику. На рис. 2 приведен анализ объема спроса за 2011-2014 годы.
800000 780000
760000 740000 720000 700000 680000 660000 640000 620000
Рис. 2. Анализ спроса на услуги автомоек в г. Большой Камень, тыс. руб.
Доля каждой услуги в общем объеме оказываемых услуг на автомойках представлена на рис. 3.
По результатам анализа можно сделать следующий вывод: рынок услуг по автомобильной мойке в г. Большой Камень не перенасыщен предложениями. Основными параметрами при выборе автомойки являются качество мытья и скорость обслуживания. Этим параметра будет удовлетворять автоматическая щеточная мойка. Т.к. в городе нет аналогичных предложений,
2011 2012 2013 2014
Технические науки
53
то данный вид услуг привлечет клиентов, а дальнейшем хорошее качество мытья, быстрота обслуживания и конкурентоспособные цены позволят удержать первых клиентов и в дальнейшем увеличить клиентскую базу.
■ Мойка кузова
■ Уборка салона
■ Химическая чистка салона
■ Полировочныеуслуги
■ Дополнительные услуги
Рис. 3. Количество оказываемых услуг в день
Но, в настоящее время требуется модернизация моечного участка включающая в себя установление системы вентиляции и дополнительной очистки воды. Основным источником загрязнения от поста мойки являются сточные воды. Сточные воды предприятий - это воды, изменившие после использования в технологическом процессе свои физико-химические свойства и требующие отведения, последующей очистки, охлаждения.
Интенсивное загрязнение сточных вод взвешенными веществами и нефтепродуктами происходит в результате очистки и обезжиривания поверхностей деталей и узлов машин с помощью щелочных и кислотных растворов, синтетических моющих средств (СМС), скипидара, жиров, формальдегида. Вместе с тем максимум загрязнений сточных вод связан с мойкой машин.
Расчет количества вредных веществ, поступающих в атмосферу рабочей зоны, определяется по формулам, приведенным в документе: «Методика проведения инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферу для АТП расчетным методом». Расчет воздухообмена производится по зависимости для каждого компонента, чтобы выявить наиболее опасный, формула (1):
V= G / 0,8 ПДК-0,001, (1)
где V - количество воздуха необходимое для поддержания нормативной концентрации предельных углеводородов.
За расчетный воздухообмен принимаем максимальный, т.е. VCo = = 4225 м3/ч.
Выбор системы вентиляции производим через коэффициент кратности по формуле (2)
п = V / V (2)
" * рас/ * пом?
где Vpac - расчетное количество воздуха необходимое для поддержания нормативной концентрации предельных свинцов;
VnoM - объем помещения, м3.
п = 4225 / 216 = 19,6
Модернизация моечного участка универсальной городской СТО «Ав-тоМиг», г. Большой Камень позволит не только оказывать более качественно свои услуги, но и способствовать решению экологических задач, в частности снижение загрязнения воздуха и воды в рабочей зоне и на территории прилегающей к предприятию.
Список литературы:
1. Клебанов Б.В. Проектирование производственных участков авторемонтных предприятий. - М.: Транспорт, 1975. - 283 с.
2. Рынок автомоек юга Приморского края: маркетинговые исследования // МА <^етатк». - Владивосток, 2014. - 40 с.
СОВРЕМЕННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ
© Гуменюк С.В.*
Филиал Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Артем
Техническое обслуживание является предупредительным мероприятием, направленным на предупреждение возникновения и развития неисправностей, аварийных износов и поломок деталей. Таким образом, обеспечивается надежность и эффективная эксплуатация автомобилей. Использование автомобилей требует от их владельцев в течение всего срока службы бесперебойного обеспечения их запасными частями, ТО, ремонтными услугами.
Ключевые слова техническое обслуживание, ремонт, автомобиль.
Система технического обслуживания подвижного состава является планово-предупредительной, и все работы, предусмотренные для каждого обслуживания, являются обязательными к выполнению в полном объеме. Она способствует постоянному поддержанию автомобилей и прицепов в работоспособном состоянии и в надлежащем внешнем виде, уменьшению интенсивности износа деталей, предупреждению отказов и неисправностей, снижению расхода топлива и смазочных материалов, своевременному выявлению и устранению неисправностей и в конечном итоге повышению надежности и безопасности эксплуатации, продлению срока службы автомобилей и прицепов и увеличению пробега автомобилей до ремонта.
Контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, заправочные, регулировочные, электротехнические и уборочно-моечные работы, проводи-
* Студент.