EURASIAN JOURNAL OF ACADEMIC RESEARCH
Innovative Academy Research Support Center UIF = 8.1 | SJIF = 5.685 www.in-academy.uz
МОДЕРНИЗАЦИЯ КОНТАКТОРОВ ТЕПЛОВОЗОВ МАРКИ КПМ-114, ПУТЁМ ОСВОЕНИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОНТАКТОВ Б.Т.Кулманов О.Р.Рустамов У.И.Абдулатипов О.Э.Эргашев Б.Х.Эркинов
Ташкентский государственный университет транспорта, Ташкент,
Узбекистан
https://www.doi.org/10.5281/zenodo.10511666
ARTICLE INFO
ABSTRACT
Received: 05th January 2024 Accepted: 12th January 2024 Online: 13th January 2024 KEY WORDS
Тепловоз, контактор,
контакт, дизель,
электрическая схема.
В данной статье подробно описано модернизация контактора тепловозов марки КПМ-114 путем освоения изготовления его дополнительных контактов. Приведены чертежные размеры составляющих, необходимых для изготовления блока дополнительных контактов. Приведена
последовательность изготовления дополнительных контактов и сборка самого контактора. Анализированы надежность и безотказная работа модернизированного контактора марки КПМ-114 непосредственно установив его на тепловозе.
Практически на всех магистральных тепловозах механическая энергия двигателя передаётся колёсным парам с помощью электрической передачи [1].
В таких передачах легко обеспечивается изменение частоты вращения и без особого усилия меняется направления вращения, обеспечивается плавное трогание в начале движения. Кроме того, в случаях необходимости распределения передаваемой мощности между нескольких ведущих осей, эта задача легко осуществляется [5,6]. На электрических передачах имеется возможность расположить тягового генератора практически в любом месте тепловоза независимо от расположения ТЭД (тяговый электродвигатель) и не имеется ограничение (в пределах возможности гибкости силовых кабелей) изменения расположения тяговых электродвигателей относительно основного генератора и значительно повышается простота, надёжность экипажной части. Такая передача имеет относительно большой коэффициент полезного действия и достаточно легко ремонтируется путем замены тяговых электрических машин [1,3].
Кроме того, для полноценной работы дизель-генераторной установки требуется дистанционно коммутировать цепи дополнительных и силовых электрических машин и оборудований, для запуска двигателей внутреннего сгорания и приведения в движения целого подвижного состава. Для коммутации больших токов на всех эксплуатируемых магистральных тепловозах применяются электрические контакторы
ё
Щу,
Рисунок 1. Общий вид заготовки с размерами
Собираем остальные детали дополнительных контактов. После этого, устанавливаем на контактор и проверяем работоспособность и качества коммутации. Весь процесс изготовления последовательно показано на рисунке 2.
EURASIAN JOURNAL OF ACADEMIC RESEARCH
Innovative Academy Research Support Center UIF = 8.1 | SJIF = 5.685 www.in-academy.uz
вырезы
1. Заготовка основы
4. Сверлим отверстия на основе
Установим неподвижные контакты
10. Собранный вид
Выравниваем ушки
5. Текстолитовый изолятор
Установим крепежные болты
11. Подготовка контактора
6. Уберем буртик
9. Собираем с основой
12. Готовый контактор
Рисунок 2. Последовательность осуществления модернизации Установленные контакты являются универсальными и долговечными. Освоение изготовления дополнительных контактов контактора марки КПМ 114 позволило улучшить качества ремонта тепловозов и обеспечило безопасности движения поездов, охраны труда и техники безопасности. Установленный вид модернизированного контактора на тепловозе приведен на рисунке 3.
é
Ws,
References:
1. Вилькевич, Б. И. Автоматическое управление электрической передачей и электрические схемы тепловозов: учебное пособие / Б. И. Вилькевич. - Москва : Транспорт, 1987. - 272 с.
2. Grishenko, A.V. Lokomotivlarning elektr apparatlari: Kasb-hunar kollejlari uchun o'quv qo'llanma/A.V.Grishenko, Sh.S. Fayziboyev, V.T. Fayziyev. O'zbekiston Respublikasi oliy va o'rta maxsus ta'lim vazirligi, O'rta maxsus kasb-hunar ta'limi markazi. - Toshkent : Yangi nashr, 2007 - 144 b.
3. Сергеев, П. С. Электрические машины: учебное пособие / П. С. Вилькевич. - М. - Л., Госэнергоиздат, 1962. - 280 с.
4. Мажидов, С. Электротехника: у;ув ;улланма / С. Мажидов. - Тошкент : "Ук;итувчи" нашриёти, 2000 - 262 б.
5. Jamilov, S., Ergashev, O., Abduvaxobov, M., Azimov, S., & Abdurasulov, S. (2023). Improving the temperature resistance of traction electric motors using a microprocessor control system for modern locomotives. In E3S Web of Conferences (Vol. 401, p. 03030). EDP Sciences.
6. Ergashev, O. E., Abduvakhabov, M. E., Khamidov, O. R., Tursunov, N. K., & Toirov, O. T. (2022). INCREASING THE DURABILITY OF GEAR TRANSMISSIONS OF ASYNCHRONOUS TORSION ELECTRIC MOTORS. Web of Scientist: International Scientific Research Journal, 3(10), 1030-1036.