Научная статья на тему 'Модернизация как стратегическое конкурентное преимущество развития региона в условиях кризиса'

Модернизация как стратегическое конкурентное преимущество развития региона в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
региональное развитие / модернизация / экономика / кризис. / regional development / modernization / economy / crisis

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кошкарев Максим Владимирович, Меньков Феликс Владимирович

Статья посвящена актуальным вопросам, связанным с особенностями проведения модернизации на уровне региона, как эффективного инструмента, обеспечивающего стратегическое конкурентное преимущество его развития в условиях нестабильности и турбулентности. В процессе исследования обозначены причины и их контекстное содержание, которые привели к тому, что сущность региональной модернизации на современном этапе имеет не только национальную, но и глобальную компоненту. Кроме того, отдельное внимание уделено приоритетным направлениям реформ в контексте составляющих модернизации регионального развития, в числе которых выделены: эколого-экономическая инновационно-инвестиционная, кластерная и стабилизационная. Также формализованы конкретные этапы и инструменты проведения модернизации. Особый акцент сделан на целевых установках модернизации, позволяющих повысить конкурентоспособность региона в национальном и международном масштабах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization as a strategic competitive advantage of the development of the region in a crisis

The article is devoted to topical issues related to the features of modernization at the regional level, as an effective tool that provides a strategic competitive advantage of its development in conditions of instability and turbulence. In the process of research, the reasons and their contextual content are identified, which led to the fact that the essence of regional modernization at the present stage has not only a national, but also a global component. In addition, special attention is paid to the priority areas of reform in the context of the components of modernization of regional development, among which are highlighted: environmental and economic innovation, investment, cluster and stabilization. Specific stages and tools for modernization are also formalized. Particular emphasis is placed on modernization targets, which make it possible to increase the regional competitiveness on a national and international scale.

Текст научной работы на тему «Модернизация как стратегическое конкурентное преимущество развития региона в условиях кризиса»

Модернизация как стратегическое конкурентное преимущество развития региона в условиях кризиса

о см о см

О Ш

т

X

<

т О X X

Кошкарев Максим Владимирович

соискатель, Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина, Федеральный исследовательский центр Кольский научный центр Российской академии наук, karakas@inbox.ru

Меньков Феликс Владимирович

магистрант, Военная академия генерального штаба Российской Федерации, menkov72@mail.ru.

Статья посвящена актуальным вопросам, связанным с особенностями проведения модернизации на уровне региона, как эффективного инструмента, обеспечивающего стратегическое конкурентное преимущество его развития в условиях нестабильности и турбулентности. В процессе исследования обозначены причины и их контекстное содержание, которые привели к тому, что сущность региональной модернизации на современном этапе имеет не только национальную, но и глобальную компоненту. Кроме того, отдельное внимание уделено приоритетным направлениям реформ в контексте составляющих модернизации регионального развития, в числе которых выделены: эколого-экономическая инновационно-инвестиционная, кластерная и стабилизационная. Также формализованы конкретные этапы и инструменты проведения модернизации. Особый акцент сделан на целевых установках модернизации, позволяющих повысить конкурентоспособность региона в национальном и международном масштабах.

Ключевые слова: региональное развитие, модернизация, экономика, кризис.

Сегодня развитие многих стран мира осуществляется под влиянием геополитических и внутренних вызовов, в условиях перманентно развивающихся кризисных явлений, роста открытости экономики [1]. Данные обстоятельства в свою очередь сопровождаются постоянной социально-экономической и политико-законодательной нестабильностью, наращиванием кризисных явлений, дисбалансом и диспропорциями в региональном развитии, что предопределяет необходимость разработки конкретных мероприятий в рамках реализации социально-экономических реформ развития регионов [2]. Кроме того, процессы децентрализации, которые были запущены и получили в настоящий момент дополнительный импульс, требуют от региональных органов власти формирования и проведения более активной политики, направленной на внедрение прогрессивных технологий производства и организации труда, комплексное использование человеческого капитала.

Как следствие, на сегодняшний день тема повышения стратегической конкурентоспособности регионов в условиях социально-экономической неравномерности их развития является одной из самых обсуждаемых в мире.

В связи с постоянными внешними и внутренними угрозами, а также необходимостью преодоления их последствий, региональная политика сегодня остро нуждается в модернизации, которая выступает залогом формирования приоритетов развития, способом совершенствования инструментов и методов реализации мо-дернизационных преобразований, направленных в целом на повышение конкурентных преимуществ регионов [3]. Использование именно механизма модернизации в условиях ужесточения конкурентной борьбы базируется на следующих потребностях современных регионов: необходимость преодоления большой инерции в механизмах общественных преобразований; эффективная организация территориального управления в меняющихся условиях политической и экономической интеграции стран в мировое пространство на качественно новых, современных принципах; повышение институциональной и ресурсной способности регионального звена управления; снижение социально-экономических диспропорций между общинами и районами.

Базовыми предпосылками для реализации обозначенных мероприятий являются объективные политико-управленческие, экономические и социально-демографические явления и процессы, происходящие в глобальном, макро- и мезо пространстве, которые в совокупности формируют основу для системного понимания процессов региональной модернизации [4].

Итак, вышеуказанное определяет теоретико-методологическую сущность модернизации региональной экономики, при этом являясь одним из наиболее актуальных и дискуссионных вопросов регионального развития и управления, что в целом и обуславливает выбор темы данной статьи.

В настоящее время наблюдается увеличение количества исследований и публикаций, посвященных решению проблем модернизации отдельных направлений экономического, институционального, социального развития на территориальном уровне. Большая часть исследований по теории модернизации появилась в конце 60-х - начале 70-х годов XX в.

Из числа адептов проблематики модернизации регионального развития следует отметить научные достижения теоретического и методологического характера И. Дунаева, Ю. Карпенко, Г. Коротеева, К. Лисунець, М. Ми-хальченко, М. Пашкевича, С. Штефан и др.

Проблеме экономической модернизации регионов посвящены труды таких отечественных авторов как: Опальский А.П., Кошкарёв М.В., Дмитриев Н.Д., Матю-кин С.В., Фокин А.Е., Зубаревич Н.В., Сафронов С.Г. и др.

Теоретические и практические вопросы модернизации механизма государственного управления региональным развитием нашли отражение в трудах С. Вар-налия, В. Воротина, Ю. Гладкого, Т. Голиковой, А. Гран-берг, М. Нижнего.

Однако, несмотря на накопленное научное наследие и опыт, на сегодняшний день основы модернизации управления региональным развитием в условиях кризисных явлений требуют более углубленного анализа и обсуждения. Современные потребности динамичного, прогрессивного развития регионов нуждаются в повышении уровня правового, институционального, методологического обеспечения, а также в фундаментальных научных разработках всех важных элементов региональной политики модернизации, которая должна эффективно сочетать международные закономерности и национальные особенности развития регионов.

Таким образом, цель статьи заключается в исследовании теоретических и практических особенностей модернизации в процессе обеспечения стратегического конкурентного преимущества развития региона в условиях кризиса, а также инструментов и способов ее реализации.

Современные проблемы сущностной региональной модернизации и в том числе модернизации региональной экономической политики сегодня имеют не только национальную, но и глобальную компоненту. Главными причинами таких преобразований, по мнению автора, являются следующие:

1. Сосуществование различных экономических укладов в субнациональном пространстве. Сегодня не подлежит сомнению тот факт, что успех модернизаци-онных преобразований регионов в постиндустриальную эпоху определяется не столько достигнутой стадией развития, сколько связями и положением в экономическом пространстве [5].

2. Асинхронный и неравномерный характер мировой и региональной модернизации по странам и их регионам.

3. Усиление влияния пространственной динамики результатов традиционных макро-, мезо и микроэкономических решений. С середины ХХ века экономические регионы мира перестали быть просто «географической локацией» для экономической деятельности, а превратились, во-первых, в экономические системы со сложными внутренними и внешними взаимодействиями, и, во-вторых, стали «рынками с границами, определяемыми межрегиональной конкуренцией».

В результате под влиянием выше представленных явлений сегодня научные исследования фиксируют двумерный подход к формированию сущностных признаков модернизации развития региона, который предполагает модернизацию на уровне государства в целом, а также на уровне отдельно взятого региона [6]. Указанное выступает залогом сбалансированного территориального развития и повышения конкурентоспособности регионов в условиях кризисных явлений, а также позволяет эффективно реализовать комплекс реформационных мероприятий, которые внедряются на региональном уровне и в пределах всей страны.

В целях обеспечения большей согласованности государственной и региональной политики модернизации это означает, что региональная политика может реально существовать только как система решений, направленных на реализацию приоритетов по распределению общественных ресурсов, причем государственный приоритет будет достигаться через декомпозицию его на пространственные составляющие, а уже потом - через интеграцию результатов и синтез на государственном уровне [7].

Рассматривая более подробно практические аспекты проведения модернизации в контексте повышения стратегической конкурентоспособности регионов в условиях нестабильности и неопределенности в экономической системе, по мнению автора, прежде всего, следует сосредоточить внимание на таких ее составляющих как: эколого-экономическая, инновационно-инвестиционная, кластерная, мобилизационная, стабилизационная. Содержание и приоритетные направления данных составляющих представлены в таблице 1.

Таблица 1

Приоритетные направления реформ в контексте составля-

Составляющие модернизации Приоритетные направления реформ

Эколого-эконо-мическая Развитие производственной и социальной инфраструктуры общегосударственного и международного значения. Реформирование административно-территориального устройства. Внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий и т.д.

Инновационно-инвестиционная Реструктуризация экономической базы региона и создание условий для диверсификации на новой техно-погической основе. Повышение конкурентоспособности за счет благоприятного инвестиционного климата. Поддержка малого и среднего предпринимательства. Развитие и модернизация инфраструктуры для повышения инвестиционной привлекательности и т.д. Содействие созданию и внедрению инноваций, распространение современных технологий для уменьшения рисков возникновения техногенных катастроф. Активизация сотрудничества в сфере образования и науки. Развитие наукоемкого и высокотехнологичного производства и т.п.

Кластерная Развитие туризма и рекреации. Расширение межрегионального экономического взаимодействия. Развитие трансграничного и сотрудничества. Расширение финансово-экономических возможностей территориальных общин и т.д.

Стабилизационная Устойчивое развитие. Обеспечение полной занятости трудоспособного населения. Обеспечение опережающего развития и экспортной ориентации ведущих отраслей промышленности, логистики, высоких технологий. Рациональное использование и восстановление природных ресурсов, охрана окружающей среды. Реформирование ЖКХ. Внедрение передовых технологий в образовании, медицине, области связи и телекоммуникаций и т.д.

X X О го А С.

X

го т

о

ю

2 О

м о

о es о es

in

О Ш

m

X

<

m О X X

Преследуя цель повышения стратегической конкурентоспособности региона модернизация должна быть нацелена на:

- усиление внутренней мотивации на региональном (местном) уровне к поддержке и участию в обеспечении социально-экономического роста;

- создание на региональном уровне эффективных хозяйственных структур, ориентированных на интенсификацию использования имеющегося на местах ресурсного потенциала [8];

- формирование на региональном (и межрегиональном) уровне конкурентных производственных систем инновационного типа;

- первоочередное удовлетворение внутренних потребностей территорий за счет собственных и привлеченных ресурсов.

Также в контексте вышеизложенного, представляется целесообразным выделить конкретные этапы, проведения модернизационных мероприятий на региональном уровне, каждый из которых имеет свои отличительные особенности, выражающиеся в доминировании определенных инструментов и механизмов, приоритетов и направлений региональной политики. Этапы модернизации различаются по условиям, факторам, рисками и приоритетам. Трансформации, которые будут происходить на каждом этапе требуют проведения качественного мониторинга и оценки экономического состояния и конкурентоспособности региона, на основании которых с определенной периодичностью следует проводить корректировку выбранных приоритетов, задач и направлений модернизации.

На первом этапе модернизация должна быть направлена на обеспечение расширения и реализацию экономико-производственных конкурентных преимуществ, рост качества человеческого капитала и формирование предпосылок значительного роста конкурентоспособности.

На втором - процессы модернизации, которые уже дали первые результаты, будут способны запустить модель роста конкурентоспособности. На этом этапе должны быть сформированы институциональные условия для технико-технологического, инновационного, интеллектуального и профессионального развития.

Третий этап обеспечит заметный рост конкурентоспособности экономики и социальной сферы, на основе перехода на новую индустриальную модель развития, значительного улучшения качества человеческого потенциала и социального пространства, проведения структурной модернизации экономики в сторону цифровой трансформации, превращение человека и инноваций в ведущие факторы экономического роста.

Таким образом, подводя итоги, отметим, что региональная политика была и остается сферой непрерывных поисков механизмов и направлений развития, способных задействовать инструменты и стимулы, соответствующие принципиально новым условиям и задачам повышения конкурентоспособности в условиях нестабильности. Это задачи позволили обосновать основные этапы и направления модернизации регионального развития, включающие в себя эколого-экономическую инновационно-инвестиционную, кластерную и стабилизационную составляющие.

Литература

1. Дмитриев Н.Д. Роль цифровой трансформации в информатизации менеджмента качества // Материалы

Всероссийской научно-практической конференции «Информационно-телекоммуникационные системы и технологии. Кемерово: Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева. 2019. С. 80-81.

2. Карсунцева О.В., Гагаринская Г.П., Косякова И.В. Научно-производственная кооперация как основа модернизации экономики региона // Финансовая экономика. 2019. №11. С. 663-669.

3. Дмитриев Н.Д., Зайцев А.А. Применение налогового стимулирования инвестиций с целью инновационного развития производственного сектора // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы развития национальной экономики в условиях глобальных инновационных преобразований». 2019. С. 50-54.

4. Кошкарев М.В. Конкурентоспособность региона (на примере мурманской области) и ее развитие в условиях перехода к цифровой экономике // Материалы XIV международной научной конференции «Актуальные проблемы современного общества и пути их решения в условиях перехода к цифровой экономике». 2018. С. 214-230.

5. Опальский А.П., Кошкарёв М.В. Социально-экономическая политика развития региона крайнего севера (на примере мурманской области) // Материалы международной научно-практической конференции «Институциональные основы экономики опережающего развития». 2019. С. 13-20.

6. Киварина М.В. Региональная политика: приоритеты и экономическая безопасность // Материалы национальной научно-практической конференции с международным участием «Современный менеджмент и экономика: проблемы и перспективы развития». 2019. С. 67-72.

7. Мурадова С.Ш., Горбачева А.А. Модернизация систем управления персоналом предприятий реального сектора экономики региона в условиях инновационной экономики // Экономика и предпринимательство. 2019. №7(108). С. 495-498.

8. Киварина М.В. Региональные аспекты социального управления // Материалы IV международной научно-практической конференции «Наука, бизнес, власть - триада регионального развития». 2019. С. 82-86.

9. Попова Е.В. Меры по стимулированию инновационного развития России (результаты научных исследований) // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2006. № 10. С. 4-12.

10. Попова Е. Проблемные вопросы развития национальной инновационной системы в Российской Федерации // Общество и экономика. 2007. № 9-10. С. 123-139.

11. Янковская В.В. Влияние инновационной модели управления на развитие регионов РФ: монография / Германия, 2015.

12. Безпалов В.В. Особенности и проблемы диагностики при проведении мероприятий по реструктуризации региональной системы управления // Экономика и менеджмент систем управления. 2014. Т. 11. № 1-2. С. 207-216.

13. Lochan S.A., Fedyunin D.V., Bezpalov V.V., Petrosyan D.S. Theoretical issues of the formation of the industrial policy of enterprises // International Journal of Economies and Financial Issues. 2015. Т. 5. № 3S. С. 274280.

14. Голубев М.П., Безпалов В.В. К вопросу реструктуризации системы управления промышленным предприятием // Интеграл. 2012. № 6. С. 92-93

Modernization as a strategic competitive advantage of the development of the region in a crisis

Koskarev M.V., Menkov F.V.

Federal Research Center Kola Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. Russian defense academy of general staff

The article is devoted to topical issues related to the features of modernization at the regional level, as an effective tool that provides a strategic competitive advantage of its development in conditions of instability and turbulence. In the process of research, the reasons and their contextual content are identified, which led to the fact that the essence of regional modernization at the present stage has not only a national, but also a global component. In addition, special attention is paid to the priority areas of reform in the context of the components of modernization of regional development, among which are highlighted: environmental and economic innovation, investment, cluster and stabilization. Specific stages and tools for modernization are also formalized. Particular emphasis is placed on modernization targets, which make it possible to increase the regional competitiveness on a national and international scale.

Keywords: regional development, modernization, economy, crisis.

References

1. Dmitriev N.D. The role of digital transformation in the informatization of quality management // Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference "Information and Telecommunication Systems and Technologies. Kemerovo: Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev. 2019.S. 80-81.

2. Karsuntseva OV, Gagarinskaya G.P., Kosyakova I.V. Scientific-

industrial cooperation as the basis for the modernization of the region's economy // Financial economy. 2019. №11. S. 663669.

3. Dmitriev N.D., Zaitsev A.A. The use of tax incentives for investments for the innovative development of the manufacturing sector // Materials of the All-Russian scientific-practical conference "Problems of the development of the national economy in the context of global innovative transformations." 2019.S. 50-54.

4. Koshkarev M.V. The competitiveness of the region (on the example of the Murmansk region) and its development in the context of the transition to the digital economy // Materials of the XIV international scientific conference "Actual problems of modern society and ways to solve them in the transition to the digital economy". 2018.S. 214-230.

5. Opalsky A.P., Koshkaryov M.V. Socio-economic policy of the

development of the region of the far north (on the example of the Murmansk region) // Materials of the international scientific-practical conference "Institutional foundations of the economy of accelerated development". 2019.S. 13-20.

6. Kivarina M.V. Regional policy: priorities and economic security //

Materials of the national scientific-practical conference with international participation "Modern management and economics: problems and development prospects". 2019.S. 6772.

7. Muradova S.Sh., Gorbacheva A.A. Modernization of personnel

management systems of enterprises in the real sector of the region's economy in the context of an innovative economy // Economics and Entrepreneurship. 2019.No.7 (108). S. 495498.

8. Kivarina M.V. Regional aspects of social management // Materials of the IV international scientific-practical conference "Science, business, power - the triad of regional development". 2019.S. 82-86.

9. Popova E.V. Measures to stimulate the innovative development

of Russia (results of scientific research) // Intellectual property. Industrial property. 2006. No. 10. P. 4-12.

10. Popova E. Problematic issues of the development of the national innovation system in the Russian Federation // Society and Economics. 2007. No. 9-10. S. 123-139.

11. Yankovskaya V.V. The impact of the innovative management model on the development of the regions of the Russian Federation: monograph / Germany, 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Bezpalov V.V. Features and problems of diagnostics during the restructuring of the regional management system // Economics and management systems management. 2014.Vol. 11. No. 12. S. 207-216.

13. Lochan S.A., Fedyunin D.V., Bezpalov V.V., Petrosyan D.S. Theoretical issues of the formation of the industrial policy of enterprises // International Journal of Economics and Financial Issues. 2015. V. 5. No. 3S. S. 274-280.

14. Golubev M.P., Bezpalov V.V. To the issue of restructuring the management system of an industrial enterprise // Integral. 2012. No 6. S. 92-93

X X

O

00 >

c.

X

00 m

o

2 O ho o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.