Научная статья на тему 'Модернизация как идеология трансформации общественного развития'

Модернизация как идеология трансформации общественного развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
274
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИДЕОЛОГИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИОРИТЕТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кравченко М. В.

В статье рассматривается модернизация как современная идеология трансформации общественного развития. Приведены примеры успешной модернизации разных стран. Анализируются задачи и пути модернизации Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация как идеология трансформации общественного развития»

УДК 316.422(477)

Кравченко М.В.,

доцент кафедры социальной и гуманитарной политики Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, кандидат наук по государственному управлению, доцент (Украина)

МОДЕРНИЗАЦИЯ КАК ИДЕОЛОГИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

В статье рассматривается, модернизация как современная, идеология, трансформации общественного развития. Приведены. примеры, успешной модернизации, разных стран. Анализируются, задачи и. пути модернизации. Украины..

Ключевые слова: модернизация, идеология, общественное развитие, направления и. приоритеты, модернизации.

В условиях глобализации мировые тенденции развития оказывают мощное влияние на каждую страну. С каждым десятилетием мир становится все более сложным и взаимозависимым. Нынешняя социально-экономическая ситуация в мире свидетельствует о том, что многие государства вошли во второе десятилетие ХХ1 ст. в состоянии системного кризиса, который поразил все подсистемы их жизнедеятельности — политическую, экономическую, социальную, демографическую, экологическую, духовную и культурную. Углубляется неравенство как между бедными и богатыми странами, так и внутри государств; увеличивается бедность во всем мире. По прогнозам, в ближайшем будущем это состояние усилится, учитывая последствия первого глобального финансово-экономического кризиса [1], и значительно изменит привычные представления о качестве жизни к середине ХХ1 века [2].

Украинские и зарубежные ученые полагают, что нынешний мировой финансово-экономический кризис актуализировал

необходимость коренного переосмысления роли государства в регулировании социально-экономических процессов. Кризис выявил, что существующие возможности интеграции общества на основе либеральной модели развития исчерпались. Современный мир нуждается в новой социальной стратегии (доктрине), которая будет давать адекватную оценку существующему социальному состоянию, будет определять предпосылки и пределы возможностей социальных изменений, устанавливать принципиальные подходы к долгосрочному социальному развитию, а также задавать ожидаемые результаты [3].

Другими словами, актуальным является поиск новой идеологии общественного развития. Как отмечает украинский ученый П. Сытник, «государственно-управленческая стратегия должна опираться на конкретную идеологию как систему целей, ценностей и норм, назначением которой является объединять людей для совместной деятельности в государстве» [4].

Многие ученые считают, что именно модернизация должна стать современной идеологией трансформации общественного развития.

В настоящее время модернизация трактуется как сознательная попытка государства осуществлять качественные преобразования в обществе с учетом опыта ведущих стран мира. Вместе с тем современная теория рассматривает процесс модернизации в том или другом обществе как осознанную установку государства на осуществление качественных превращений не слепым копированием опыта ведущих стран, а путем сочетания наиболее распространенных политических структур, институтов, ценностей, которые имеют универсальный, общий характер, с традиционной спецификой определенных обществ [5].

Следует подчеркнуть, что модернизация не является новым понятием. Во многих странах в разные периоды истории стратегическая программа общественного развития предусматривала осуществление их модернизации. Примером могут быть реформы Петра I в России, План ГОЭЛРО в СССР, План Маршалла, проекты модер-

низации Японии в XIX и ХХ вв., «Новый курс» Т. Рузвельта, модернизация Китая в XX и XXI вв. и др.

Последовательность процессов модернизации можно рассматривать таким образом:

• внутреннее развитие стран Западной Европы и Северной Америки, которое относится к европейскому Новому времени;

• догоняющая модернизация, которую практикуют страны, не принадлежащие к странам первой группы, но которые хотят их догнать;

• современные инновационные процессы, характерные для стран, которые принадлежат к западной цивилизации [6].

Существуют две модели модернизации — имперская и либеральная. Различают также технологическую, функциональную и глобальную модернизации, разнообразные интерпретации стадий модернизации в отдельных странах [7].

Концепцию модернизации развивали и продолжают развивать такие ученые, как С. Липсет, Ф. Катрадт, Г. Алмонд, Д. Аптер, Дж. Лапаламбара, С. Верба, Ф. Ригтс, У. Ро-стоу, Д. Растоу, А. Лейпхарт, Т. Карозерса и другие ученые.

Среди основных научных школ модернизации выделяются следующие [8]:

• модернизация как дихотомия между примитивными и развитыми обществами (Г. Мен, Ф. Теннис, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, О. Конт);

• понимание модернизации как эволюционизма и функционализма, цивилиза-ционный модернизм С. Xантингтона («Политический порядок в обществах, которые изменяются»);

• неомодернизм П. Штомки («Социология социальных изменений»);

• теория постмодернизации Дж. Алек-сандера;

• теория экологической модернизации Э. Гидденса («Последствия модернити»);

• теория модернизации У. Бека («Общество риска: на пути к другому модерну»).

В контексте нашей темы приведем высказывания ученых, которые трактуют модернизацию как основную идею трансформации общественного развития.

Российские ученые рассматривают понятие «модернизация» как качественный

прыжок в развитии той или инои страны (В. Красильщиков) [9], как мобилизационный процесс, который вводится в тех или других странах для сокращения отставания от государств-конкурентов (В. Иноземцев) [10], как рационализацию общественной организации и социокультурной активности (И. Кравченко) [11].

Академик НАН Украины В. Геец считает, что современная модернизация общества обеспечивается опережающим развитием и проводится на основе креативных действий в сферах науки, образования и инноваций. Она должна осуществляться как в экономике, так и в социальном конструировании, в их институционном обеспечении, с использованием новых форм и методов управления, которые включают эффективный корпоративный и государственный менеджмент [12].

Украинский социолог Ю. Сурмин трактует модернизацию государства как определенную систему изменений, которая возникает, если завершается и перестает действовать предыдущая парадигма (модель) государства или тормозится ее дальнейшее развитие. Изменения призваны привести государство в соответствие с имеющимися в современном мире достижениями государственного строительства, тенденциями развития государственности, а также потребностями, особенностями и достижениями национального развития. При этом модернизация государства предусматривает осуществление мероприятий в соответствии с определенной желательной базовой моделью государства, с ее содержанием и критериями эффективности модернизации [13].

На данном этапе примерами успешной модернизации развития общества можно назвать экономически и социально успешные азиатские государства — Китай, Южную Корею, Сингапур, а также некоторые европейские страны.

Анализируя современные успехи КНР, эксперты связывают их с идеологией модернизации, которая приобрела статус национальной идеи. Модернизация образования и науки стала стратегическим курсом с 1997 года под амбициозным лозунгом: «Наука и образование приведут

страну к расцвету». Ежегодное увеличение инвестиций в образование становится для КНР первым государственным приоритетом. Успехи поражают [14], приведем лишь один пример: в настоящее время 7 университетов Китая входят в рейтинг «200 лучших университетов мира», Пекинский университет занимает 17-е место в мире. При этом следует напомнить, что еще 15 лет тому назад в селах подавляющее количество людей были безграмотными, на 10 тыс. населения приходилось около 50 студентов (тогда как в США — 500), ВВП на душу населения был лишь 750 дол. (в США — 33 тыс. дол.), а весь бюджет высшей школы Китая был равнозначным расходам на образование Гарвардского, Оксфордского и Кембриджского университетов; из 200 рейтинговых университетов 59 мест принадлежали США и ни одного — Китаю. Таким образом, достигнутые успехи подтверждают правильность избранной идеологии общественного развития.

Украина также ищет пути общественного развития, которые дадут возможность адекватно противостоять современным вызовам, и поэтому стратегической целью своего развития избрала модернизацию.

Хотя Украина отказалась от господствующей идеологии, задекларировав плюрализм идеологий, следует понимать, что общество не может существовать и развиваться, когда отсутствует официальная идея общественного развития. Государственное управление должно базироваться на одном направлении идей, определять магистральные пути государственной политики во всех сферах.

Как показывает отечественная практика, плюрализм идеологий ведет к противоречивому общественному развитию, тормозит его, ведь конкурирующие между собой идеологии влияют деструктивно на украинское общество, усложняют консолидирующие процессы, нивелируют позитивные достижения. Такое состояние порождает недоверие, пессимистические настроения, что формирует у населения позицию пассивного наблюдателя, разуверенного и безразличного гражданина. Теряются национальная идентичность, принципы независимого государства.

С нашей точки зрения, модернизация страны как идеология должна стать единой для всего украинского общества и на данном этапе его развития может быть национальной идеей.

Идеологический базис нынешних общественно-экономических преобразований Украины определен в нескольких знаковых документах.

В Национальном докладе «Новый курс: реформы в Украине. 2010 — 2015» изложено сформированное украинской академической наукой концептуальное видение принципиально нового курса осуществления в Украине назревших реформ, конкретных заданий и механизмов их реализации. Доклад, подготовленный большим коллективом ученых, представляет собой стратегический и одновременно практический документ, направленный в будущее, в котором достаточно аргументированно и взвешенно изложена идеология трансформации общественного развития. Она предполагает технологическую модернизацию, модернизацию государственного управления экономикой и модернизацию социогу-манитарной сферы [15].

Программа экономических реформ на 2010 — 2014 годы «Общество высокого благосостояния, конкурентоспособная экономика, эффективное государство» охватывает широкий спектр стратегических преобразований по направлениям:

1. Создание базовых предпосылок экономического роста путем стабилизации государственных финансов и создания стойкой финансовой системы.

2. Формирование режима максимального содействия бизнесу путем уменьшения роли государства в экономике, снижения административных барьеров для бизнеса, реформирование налоговой системы, углубление международной экономической интеграции Украины.

3. Модернизация базовых секторов экономики путем устранения проблем в энергетической, угольной, нефтегазовой отрасли, в ЖКX, а также развитие транспортной инфраструктуры и рынка земли.

4. Сохранение и развитие человеческого и социального капитала путем повышения эффективности и стабильности

социальной защиты населения, улучшения качества и доступности образования и медицинского обслуживания.

5. Повышение эффективности государственного управления путем реформирования государственной службы и исполнительной власти [16].

Идеология модернизации определена в Послании Президента Украины к Украинскому народу в 2011 году: «Модернизация Украины — наш стратегический выбор» [17]. Новая стратегия предусматривает четыре базовых приоритета.

Первый приоритет — создание современного, конкурентоспособного государства, определяющими характеристиками которого являются верховенство права и развитая правовая культура, сбалансированная представительская демократия, сильное самоуправление, дисциплинированный и мобильный государственный менеджмент.

Второй приоритет — гуманизация развития, которая предполагает прежде всего увеличение социальных инвестиций в человеческий капитал, формирование современной инфраструктуры жизнеобеспечения. Следовательно, приоритетами реформирования определены модернизация систем образования и здравоохранения, повышение социальных стандартов, становление культуры творческого использования свободного времени и развитие национальной индустрии в сфере культуры.

Третий приоритет — внедрение прогрессивной модели развития, которая совмещает тактику реформационных изменений со стратегическими ориентирами и приоритетами социально-экономического развития с целью обеспечения эффекта «непрерывной модернизации».

Четвертый приоритет — внешняя политика утверждения национальных интересов в глобализированном мире. Ее основой является стремление к развитию равноправных отношений с партнерами на принципах международного права, отказ от участия в военно-политических блоках, интеграция с Европейским союзом и развитие отношений стратегического партнерства с Российской Федерацией, США и странами «Большой двадцатки».

Независимые украинские эксперты также рассматривают модернизацию как идеологию, вокруг которой строятся конкретные реформы, ведущие к масштабным качественным изменениям [18].

Учитывая резкое обострение политических, экономических, социальных и демографических проблем, можно утверждать, что неосуществление реформ может привести к деградации общества и института государства.

На наш взгляд, если рассматривать модернизацию как общую идеологию трансформации общественного развития, то трактовка модернизации видится как комплексный процесс реформирования существующих и создания новых политических, правовых, экономических, социальных, общественных институций на принципах демократии, верховенства права и прав человека, социальной рыночной экономики, социального государства, устоявшихся международных норм сосуществования граждан и стран; заимствование тех культурных ценностей и норм, которые отвечают лучшим стандартам и ценностям развитых демократических стран; как целостную систему взглядов на сбалансированность гуманистического, социального, экономического и экологического развития страны.

Следовательно, системная модернизация Украины должна стать идеологической доктриной, которая выражает общие интересы преобладающей части общества и ценности которой разделяются большинством граждан.

Конечной целью модернизации как идеологии трансформации общественного развития является превращение государства в систему, способную к саморазвитию и постоянному обновлению своих механизмов, приведение в соответствие с требованиями времени [8].

С нашей точки зрения, к результатам модернизации общества следует также отнести:

• реформирование системы государственного управления и местного самоуправления;

• развитие отечественной экономики и осуществление технологической модернизации;

• развитие финансово-экономических институтов;

• повышение уровня благосостояния граждан;

• обеспечение социальной справедливости и достойной социальной защиты всех слоев и категорий населения.

Подводя итоги, следует акцентироваться на том, что в современных условиях единый путь выхода стран на траекторию стабильного развития — это решительные и всеобъемлющие реформы, которые на основе общепринятой идеологии позволят модернизировать страну.

Библиографический список

1. Арсеенко А.Г., Малюк А.Н., Толстых Н.В. Вызовы глобализации и Украина. — К.: Институт социологии НАН Украины, 2011. 417 с.

2. Мир после кризиса. Глобальные тенденции — 2025: меняющийся мир. Доклад Национального разведывательного совета США. М.: Издательство «Европа», 2011.

3. Експертна допов^дь Нащонального шституту стратепчних досл^джень до По-слання Президента Украши. — К.: Н1СД, 2010. С. 98-99.

4. Ситшк П.К., Дербак А.П. Пробле-ми формування нацюнально! св^домост в УкраЫ: Моногр. - К.: Н1СД, 2004. 226 с.

5. Мiхненко А. Управлшня сусшльним розвитком // Енциклопедiя державного управлшня: у 8 т. / Нац. акад. держ. упр. при Президентовi Украши; наук.-ред. колепя: Ю.В. Ковбасюк (голова) та ш. К.: НАДУ, 2011. - Т. 1: Теорiя державного управлшня / наук.-ред. колепя: В.М. Князев (сшвголова), 1.В. Розпутенко (сшвголова) та ш. 2011. 748 с. С. 680-681.

6. Zap W., Habich R., Bulmanh Т., Del-hey J. The case of Germany: Transformation through unification // Sisyphus. W-wa, 2001. Vol. 15. P. 13.

7. Розпутенко I. Теорiя модертзацп // Енциклопедя державного управлшня: у 8 т. / Нац. акад. держ. упр. при Президентовi Украши; наук.-ред. колепя: Ю.В. Ковбасюк (голова) та ш - К.: НАДУ, 2011. - Т. 1: Тео-рiя державного управлшня / Наук.-ред. колепя: В.М. Князев (сшвголова), I.B. Розпутенко (сшвголова) та ш 2011. 748 с. С. 648.

8. Радченко О. Модершзащя // Енци-клопедiя державного управлiння: у 8 т. / Нац. акад. держ. упр. при Президентовi Украши; наук.-ред. колепя: Ю.В. Ков-басюк (голова) та ш. — К.: НАДУ, 2011. — Т. 1: Теорiя державного управлiння / Наук.-ред. колепя: В.М. Князев (сшвго-лова), 1.В. Розпутенко (спiвголова) та iн. 2011. 748 с. С. 393-394.

9. Красильщиков В.А. Зарубежный опыт и уроки для России // Сб. науч. трудов «Модернизация России: условия, предпосылки, шансы» (Под. ред. В.Л. Иноземцева). Вып. 1. Стратегические проблемы модернизации. — М.: Центр исследования постиндустриального общества, 2009. С. 1.

10. Иноземцев В. Доклад на научном семинаре «Модернизация России в контексте глобализации» в ИМЭМО РАН // Мировая экономика и международные отношения. — 2010. — № 2. — С. 90.

11. Кравченко И.И. Модернизация сегодняшней России // Этатистские модели модернизации. — М.: ИФРАН, 2002. С. 16—17.

12. Геець В. Конфнуращя геополггично! карти св^ та И проблемшсть // Економжа Украши. — 2011. — № 1. — С. 4—15.

13. Сурмш Ю. Модершзащя держави // Енциклопед1я державного управлшня: у 8 т.

/ Нац. акад. держ. упр. при Президентовi Украши; наук.-ред. колепя: Ю.В. Ковбасюк (голова) та ш - К.: НАДУ, 2011. - Т. 1: Теорiя державного управлшня / Наук.-ред. колепя: В.М. Князев (сшвголова), 1.В. Розпутенко (сшвголова) та ш. 2011. 748 с. С. 394-396.

14. Фшун А. Економiчний прорив Китаю: досягнення, перспективи та пробле-ми // Економжа Украши. — 2011. — № 5.

- С. 84-92.

15. Новий курс: реформи в Украшь 2010-2015. Нащональна доповщь / За заг. ред. В.М. Гейця [та ш.]. - К.: НВЦ НБУВ, 2010. 232 с.

16. Заможне сусшльство, конкуренто-спроможна економжа, ефективна держава. Програма економiчних реформ на 20102014 роки / [Електронний ресурс] // [сайт] [2010]. URL: http://www.president.gov.ua/ docs/Programa_reform_ FINAL_1.pdf

17. Модершзащя Украши - наш стра-тепчний вибiр : Щорiчне Послання Президента Украши до Верховно! Ради Украши.

- К., 2011. 416 с.

18. Модершзащя Укра!ни: прюритети реформ [Електронний ресурс] // «Дзер-кало тижня» [сайт] [2010]. URL: http:// dt.ua/SCIENCE/modernizatsiya_ukrayini_ prioriteti_reform-59771.html (дата обращения 10.04.2010).

Kravchenko M.V., e-mail: milenaua@ukr.net

Associate professor of social and humanitarian policy of the National Academy of Public Administration under the President of Ukraine, Candidate of Science in Public Administration, Associate Professor (Ukraine) MODERNIZATION AS IDEOLOGY OF TRANSFORMATION OF SOCIAL DEVELOPMENT

The article deals with modernization as a modern ideology of transformation of social development. The examples of successful modernization of different countries are mentioned. Aims and ways to modernize Ukraine are analyzed.

Key words: modernization, ideology, social development, directions and priorities of modernization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.