Научная статья на тему 'Модернизация инфраструктуры подготовки научно-инновационных кадров для отраслей глубокой переработки углеводородов'

Модернизация инфраструктуры подготовки научно-инновационных кадров для отраслей глубокой переработки углеводородов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИННОВАЦИОННЫЕ КАДРЫ / БАЗОВЫЕ КАФЕДРЫ / СЕТЕВОЙ ПОДХОД / ПРОЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕЖВУЗОВСКИЕ КОМАНДЫ / SCIENTIFIC AND INNOVATION STAFF / BASIC DEPARTMENTS / NETWORK APPROACH / DESIGN AND ACTIVITY-TRAINING / INTERUNIVERSITY TEAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шинкевич А.И., Зарайченко И.А.

Рассматриваются проблемные сферы и направления совершенствования существующей системы подготовки научно-инновационных кадров в отраслях глубокой переработки углеводородов. Рассматриваются основные концепции модернизации: создание базовых кафедр, реализация сетевого подхода в образовании, проектно-деятельностное обучение, создание межвузовских команд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шинкевич А.И., Зарайченко И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Considered issues and ways of improving the existing system of training of scientific and innovation staff in the deep processing of hydrocarbon industries. The basic concept of modernization: the creation of basic departments, implementation of the network approach to education, design and activity-training, creation of interuniversity teams.

Текст научной работы на тему «Модернизация инфраструктуры подготовки научно-инновационных кадров для отраслей глубокой переработки углеводородов»

УДК 338.2

А. И. Шинкевич, И. А. Зарайченко

МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННЫХ КАДРОВ

ДЛЯ ОТРАСЛЕЙ ГЛУБОКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ УГЛЕВОДОРОДОВ

Ключевые слова: научно-инновационные кадры, базовые кафедры, сетевой подход, проектно-деятельностное обучение,

межвузовские команды.

Рассматриваются проблемные сферы и направления совершенствования существующей системы подготовки научно-инновационных кадров в отраслях глубокой переработки углеводородов. Рассматриваются основные концепции модернизации: создание базовых кафедр, реализация сетевого подхода в образовании, проектно-деятельностное обучение, создание межвузовских команд.

Keywords: scientific and innovation staff, basic departments, network approach, design and activity-training, interuniversity teams.

Considered issues and ways of improving the existing system of training of scientific and innovation staff in the deep processing of hydrocarbon industries. The basic concept of modernization: the creation of basic departments, implementation of the network approach to education, design and activity-training, creation of interuniversity teams.

Существующая инфраструктура подготовки кадров для экономики страны требует пересмотра и модернизации, об этом неоднократно было заявлена на всех уровнях государственного управления, в контексте поиска эффективных инструментов инновационного развития, об этом говорят работодатели, находящиеся в поисках и не удовлетворенные качеством предложения на рынке труда, от этого страдают сами работники, которые не имеют возможность раскрыть свой потенциал в силу институциональных факторов негибкости образовательной среды. Слабая ориентация существующей институциональной среды образования на раскрытие творческого потенциала, устойчивое неприятие сотрудниками и работодателями концепции непрерывного образования, не позволяют сформировать и реализовать эффективную программу

модернизации. Реализуемые в последние годы пошаговые реформы, масштабные финансовые вливания в науку не дает значимого экономического эффекта. Как и прежде сколь бы то ни было значимые отечественные разработки не получают признания в России и уходят за рубеж, где реализуются в виде успешных

конкурентоспособных проектов. Отечественная научная школа стабильно теряет свои позиции на мировом рынке труда, за редким исключением единиц мощных российских вузов, которые при этом занимают далеко не лидирующие позиции в мировых рейтингах, сколь бы скептически мы не относились к последним.

Негативные тенденции в сфере подготовки кадров для науки подтверждаются эффективностью работы аспирантуры и докторантуры. Удельный вес защитившихся аспирантов (не превышает 7,5%) и докторантов (максимум 12% в 2005 г. с тенденцией к снижению) свидетельствует об очень низкой результативности институтов, при этом далеко не все из них идут дальше заниматься научной деятельностью.

Структура выпуска аспирантуры по отраслям науки также не утешает: 21,15%

приходится на технические науки, 18,38% -экономические, 10,97% - медицинские.

Говоря о качестве научных кадров ключевую роль в последние годы отводят среднему возрасту исследователей (рис.1) В целом наблюдается относительная стабильность среднего возраста (колебания в 1 год можно отнести к влиянию случайных факторов), в то же время нельзя не отметить достаточно большое значение этой величины, столь зрелый средний возраст говорит о старении научных кадров, о чем неоднократно заявлялось на совещаниях всех уровней по вопросам развития науки.

2000 2002 2004 2006 2008 2010 2011

Рис. 1 - Средний возраст исследователя [1]

Говоря о качестве научно-инновационных кадров нельзя не отметить их результативность, выраженную традиционно в количестве патентов и новых технологий. Несмотря на устойчивый рост обоих показателей некоторый застой в 2010-2012 гг. свидетельствует о низкой эффективности реализуемых мероприятий по стимулированию инновационной активности.

Положение России на мировой арене по патентной активности наглядно демонстрирует рейтинг по количеству патентов (Россия на 7 месте), где наблюдается сильнейшее отставание России от мировых лидеров (Китай, США и Япония), а также отставание от таких интенсивно развивающихся стран как Южная Корея и Индия, что определяет необходимость поиска моделей и механизмов стимулирования патентной активности

отечественной науки.

Таким образом, можно выделить ряд проблем существующей системы подготовки

научно-инновационных кадров в России: во-первых, это общее снижение численности исследователей, во-вторых, слабое взаимодействие системы подготовки кадров с реальным сектором, как в части целевой подготовки кадров, так и в части финансирования и реализации исследовательских проектов, кроме этого, в-третьих, недостаток молодежи в науке, который выражается как в «устаревании» научных кадров, так и в малой доле защит диссертаций от общей численности выпуска аспирантуры и докторантуры, в-четвертых, следствием вышеназванных проблем является общая низкая патентная активность российской науки, что снижает совокупную

конкурентоспособность России на мировом рынке.

На решение выделенных проблем ориентирована Федеральная целевая программа (ФЦП) «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 г. В рамках программы проводились исследования

коллективами научно-образовательных центров (НОЦ) под руководством как российских остепененных ученых, так и под руководством ведущих приглашенных зарубежных ученых, были организованы и проведены всероссийские и международные молодежные научные конференции, школы, олимпиады и конкурсы, осуществлялись стажировки молодых ученых в НОЦ. Объем финансирования программы составил 85 млрд. руб., из них 16 млрд. руб. - из внебюджетных источников. Реализация этой программы позволила существенно повысить мотивацию к научной деятельности для молодежи, кроме этого появились возможности осуществлять продуктивное взаимодействие в рамках научных проектов с крупнейшими зарубежными центрами и т.д. В целом положительные результаты реализации программы привели к появлению ей на смену ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 гг., принятой в мае 2013г. Значительному изменению подверглась система финансирования новой программы: теперь финансирование из средств ФЦП будет ориентировано на поддержку прикладных исследований, в то время как фундаментальные исследования будут финансироваться в форме грантов из средств Российского научного фонда на конкурсной основе. Такая структура финансирования, с одной стороны, позволит науке в большей степени сконцентрироваться на существующих потребностях реального сектора, тем самым обеспечит более тесное взаимодействие с предприятиями, но с другой, по некоторым опасениям, снизит прозрачность распределения средств.

На более тесное взаимодействие и чуткое отслеживание потребностей предпринимательского сектора в сфере инноваций и подготовки кадров направлена реализация сетевого подхода в образовании. Согласно ст.15 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «Сетевая форма реализации образовательных

программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими

образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой».

Базовая кафедра представляет собой площадку, территориально обособленную от головного вуза, находящаяся на предприятии. Задачами базовой кафедры является подготовка кадров и выполнение НИР для предприятия-партнера. Финансирование и материальное обеспечение функционирования кафедры осуществляется на паритетной основе вузом и предприятием.

Положительным результатом

функционирования базовых кафедр для вуза является более тесное взаимодействие с представителями реального сектора, что проявляется в совершенствовании учебного процесса, включении в него лучших практик ведущих компаний, в более полном соответствии результата образовательного процесса потребностям экономики и общества. Для предприятия-партнера выгода заключается в подготовке кадров «под ключ» с учетом специфики и особенностей деятельности компании и требуемых компетенций выпускников [2].

Преимущества создания базовых кафедр:

1 разработка новых практико-ориентированных образовательных программ;

2 повышение мотивации студентов к обучению;

3 современная материально-техническая база вновь создаваемых подразделений;

4 возможность выбора для студентов индивидуальных образовательных траекторий;

5 увеличение количества стратегических партнеров университета;

6 совместное проведение сотрудниками базовой кафедры и предприятия НИР, НИОКР, внедренческих работ с участием обучающихся.

Возможные проблемы, связанные с созданием функционированием базовых кафедр:

1 частичное ослабление традиционных кафедр за счет перераспределения кадровых и материальных ресурсов;

2 дублирование направлений и профилей подготовки;

3 дополнительные финансовые расходы университета;

4 проблемы организации качественного образовательного процесса на территориально удаленных базовых кафедрах;

5 отсутствие или малый объем НИР базовых кафедр.

В целом реализация сетевого подхода в образовании достаточно успешно применяется как российскими, так и зарубежными вузами, поэтому такая модель модернизации системы подготовки научно-инновационных кадров представляется достаточно перспективной с учетом специфики российской действительности.

Продолжением сетевого подхода, но уже внутри вуза является реализация концепции проектно-деятельностного обучения. Реализация данной образовательной технологии требует формирования особого образовательного формата, обеспечивающего своеобразную надстройку над специализированными кафедрами вуза, что обусловлено необходимостью обеспечения следующих требований к подготовке кадров со стороны работодателей:

- гибкость технологического профиля вуза в ответ на изменение требований работодателей в отношении подготовки кадров;

- непрерывность формирования проектного мышления у обучающегося за счет перехода от «модельного» (фундаментального) образования к практическому обучению на материально-технической базе предприятий;

- совместная разработка образовательных программ подготовки кадров вузами и промышленными предприятиями, позволяющих максимально учитывать существующие и перспективные требования к выпускнику.

Таким образом, если в рамках отдельных специальностей подготовки студенты получают фрагментарные знания в конкретных специализированных областях, то указанная организационная единица собирает их воедино под конкретную задачу «от молекулы до потребителя» и формирует практические навыки решения проблем предприятий. В рамках проектов формируются практические навыки работы в команде, решения административных и производственных задач, принятия оперативных управленческих и технологических решений и оценки их адекватности и эффективности.

В результате продуктом такой образовательной системы формируется специалист, обладающий навыками технологического решения поставленных перед ним проблем (задач) собственником предприятия, способный создавать для предприятия проект «под ключ», организовывать и координировать совместную работу с другими участниками проекта.

Таким образом, реализация проектно-деятельностного подхода позволяет решить ряд коммерческих и производственных задач:

- повышение инновационного уровня промышленных предприятий на основе оптимизации затрат на исследования и разработки, осуществляемые совместно с ведущими вузами;

- улучшение качества подготовки молодых кадров, имеющих в багаже помимо теоретических знаний практические навыки реализации производственных проектов на базе особенностей конкретного производства;

- вузы получают возможность развивать свой научный и материально-технический потенциал, что существенно повышает его конкурентоспособность, тем самым формируя качественную конкурентную среду в образовательной системе страны.

Следует отметить, что данный подход в подготовке кадров в настоящее время активно применяется в передовых мировых образовательных учреждения (Нью-Йоркский университет, Стэнфордский университет, Билефельдский университет и др.) и весьма успешно зарекомендовал себя в качестве эффективного рычага повышения

конкурентоспособности системы образования не только на внутреннем рынке, но и в рамках международной системы подготовки кадров [3].

Аналогичной формой подготовки кадров является формирование межвузовских команд. Данный подход также основан на синтезе компетенций профильных вузов. Основная идея -создать на стыке разных высших школ (технических и гуманитарных) систему подготовки команд и специалистов для выполнения инновационных проектов. Систему предлагается построить таким образом, чтобы каждый вуз готовил специалистов по своему профилю и, в то же время, студенты разных вузов получали практику взаимодействия и реализации совместных проектов со студентами других вузов.

Каждая из выделенных концепций предполагает свои положительные стороны и возможные сложности реализации, кроме этого их реализация требует учета особенностей развития и становления российской системы подготовки научных кадров, что определяет необходимость поиска эффективных механизмов синтеза выделенных подходов с целью максимизации полезности их внедрения.

Литература

1. Индикаторы науки: 2013. НИУ «ВШЭ». Москва. 2013. 400.

2. И.А. Зарайченко, Вестник КНИТУ, 13, 223-226 (2013).

3. А.И. Шинкевич, А .А. Э.А. Варданян, Вестник КНИТУ, 1, 307-311 (2013).

© А. И. Шинкевич - д-р экон. наук, проф., зав. каф. логистики и управления КНИТУ, ashinkevich@mail.ru; И. А. Зарайченко - асп., асс. той же кафедры, irina-zar@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.