Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ СБЕРБАНКА'

МОДЕРНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ СБЕРБАНКА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
134
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБС / ДБО / СБЕРБАНК / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / СБЕРБАНК БИЗНЕС ОНЛАЙН / КЛИЕНТ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бранчуков А.Д., Секлетова Н.Н.

В данной статье рассмотрены основные принципы модернизации и развития автоматизированных систем Сбербанка. Проанализированы особенности обслуживания физических и юридических лиц в системах дистанционного банковского обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ СБЕРБАНКА»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ

УДК 336

Бранчуков А.Д. студент

факультет Информационных систем и технологий ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет

телекоммуникаций и информатики»

Россия, г. Самара

Секлетова Н.Н., кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры Информационных систем и технологий ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет

телекоммуникаций и информатики»

Россия, г. Самара

МОДЕРНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ СБЕРБАНКА

В данной статье рассмотрены основные принципы модернизации и развития автоматизированных систем Сбербанка. Проанализированы особенности обслуживания физических и юридических лиц в системах дистанционного банковского обслуживания.

Ключевые слова: АБС, ДБО, Сбербанк, банковская система, Сбербанк бизнес онлайн, клиент, физическое лицо, юридическое лицо

Сбербанк является самым крупным и активно развивающимся банком в России. Уровень доверия к банку достаточно высокий, большинство юридический и физических лиц предпочитают вести финансовые операции именно с этим банком.

Развитие информационных технологий неразрывно связано с совершенствованием банковской системы. Сбербанк стремится стать ИТ -корпорацией со стопроцентно автоматизированными процессами.

Для управления большинством финансовых процессов Сбербанк ввел автоматизированную банковскую систему - АБС. АБС необходима для автоматизации банковских процессов, уменьшения времени проведения операций, централизации и снижении затрат и представляет собой комплекс программного и технического обеспечения.

АБС Сбербанка основана на нескольких централизованных платформах: одна внешняя разработка, другая - внутренняя. Это обусловлено тем, что операций в Сбербанке более ста миллионов в день. Можно предположить, что ни одно решение в России или за рубежом не может выдержать такую нагрузку. Постепенно будет вводиться централизованный аппарат - собственная разработка компании, которой занимаются в дочерней

фирме Сбербанк-Технологии. Конечным результатом должно быть единое ядро АБС.

Необходимость в усовершенствовании АБС и масштабных реформах диктуется тем, что у банка представлено очень много программных продуктов как для физических лиц, так и для юридических. Каждый продукт управляется различными системами, что порой вызывает огромные трудности. В связи с этим централизация всех процессов сейчас самое важное направление в Сбербанке, так как это мешает внедрению более современных технологий и инноваций.

АБС Сбербанка контролирует все переводы и платежи физических и юридических лиц. Прогресс, достигнутый при оказании услуг физическим лицам, позволяет моментально проводить банковские операции. Управлять своим счетом и совершать переводы средств можно с помощью единого приложения Сбербанк Онлайн, создан сайт и современное приложение для мобильных устройств на разных платформах. Если возникают какие-либо трудности, можно обратиться на горячую линию, где специалисты имеют возможность управлять программой и видеть информацию внутри банковской системы. Таким образом, подавляющее число проблем можно решить дистанционно. Кроме того необходимую информацию можно получить в контактном центре.

Совершенно другая ситуация происходит с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (ИП). Их обслуживание с помощью систем Дистанционного банковского обслуживания (ДБО) началось гораздо раньше, чем обслуживание физических лиц. Изначально велись разработки систем для различных регионов, еще с тех пор, когда банк не был централизован. Приверженность клиентов к этим технологиям долгие годы не позволяла Сбербанку перевести своих клиентов на более современное программное обеспечение.

В настоящее время Сбербанк для обслуживания юридических лиц и ИП использует систему ДБО Сбербанк бизнес онлайн (СББОЛ). Разработка данного программного продукта должна была совершить революцию в сфере обслуживания клиентов банка, а также призвана заменить старое программное обеспечение. До ввода СББОЛ в активное использование клиентов годами подключали на «толстый» клиент (программа работающая локально на компьютере) «Клиент-Сбербанк», одновременно используя старые региональные программы ДБО. Несмотря на то, что СББОЛ постоянно совершенствуется, до сих пор очень много клиентов остаются не совсем довольны услугой на базе данной программы. Процесс перевода с изученного программного обеспечения всех клиентов в обязательном порядке на ДБО внес замешательство в отношения банк - клиент. Консерватизм юридических лиц, отсутствие у ряда клиентов навыков компьютерной грамотности вызывает проблемы при использовании СББОЛа, учитывая, что большинство

клиентов привыкло использовать Клиент-Сбербанк, поддержка которого прекратилась.

Система Сбербанк бизнес онлайн представляет собой «тонкий» клиент, работающий в браузере. Существует два варианта работы: с помощью электронного ключа - токена, а также посредством смс-уведомлений. Оба варианта дают возможность выполнять определенные действия в системе, например, для подписи платежного поручения.

Если при работе с системой у клиента возникают какие-либо трудности, то он может обратиться по номеру горячей линии СББОЛ и получить всю необходимую информацию сразу от первого оператора. Соединившись со специалистом, клиент может получить техническую информацию об использовании программы.

Также небольшие проблемы могут возникнуть при использовании клиентами самой системы. Дело в том, что программа регулярно обновляется. После очередного обновления может возникнуть программное «зависание», что вызывает недоступность ряда сервисов. Техническая поддержка Сбербанка прикладывает все усилия для оказания своевременных услуг клиентам. Не всегда это получается сразу, есть на сегодняшний день вопросы и проблемы, но над их решением работает слаженная и оперативная команда сотрудников информационных отделов.

Небольшое недопонимание случается от отсутствия у клиентов навыков компьютерной грамотности. Так как эта система находится на сервере банка, за успешную работу на компьютере клиента отвечает стабильность соединения и правильность настройки компьютера клиента который, ошибочно считает, что, обратившись по номеру поддержки, им могут восстановить систему. В связи с отсутствием у клиента практики владения компьютером бывают ситуации, когда сложно ему объяснить какие действия необходимо произвести, чтобы настроить систему.

В последствии, для того, чтобы клиент имел возможность выбора была предоставлена версия системы в виде «толстого» клиента, но она менее распространена чем СББОЛ.

Сегодня Сбербанк активно работает с системой СББОЛ и существуют вопросы с которыми необходимо работать и решать возникающие проблемы, а именно:

• сильная защита системы иногда тормозит работу клиентов. Мониторинг платежных поручений приостанавливает выборочное исполнение платежа для проверки сотрудником банка;

• для мобильных устройств разработано мобильное приложение, однако его использование целесообразно лишь при отправке документам уже подписанным контрагентам через компьютерную версию;

• нет возможности отзыва платежного поручения в случае, если клиент допустил ошибку в нем;

• если система будет заблокирована, для ее разблокировки необходимо обратиться в отделение банка, что может вызвать сложности. Со временем появилась возможность дистанционной разблокировки, она требует регистрации в самой системе, а не при заключении договора;

• время проведения платежей ограничено операционным временем.

Вместе с тем преимуществами системы СББОЛ являются:

• отсутствие необходимости в посещении банка для оплаты платежей;

• возможность использования системы на любом компьютере;

• постоянное обновление системы добавляет новые возможности, исключающие поход в банк для совершения каких-либо операций;

• безопасность. Система устроена таким образом, что даже если злоумышленник получит доступ к логину и паролю, он не сможет совершить кражу денежных средств без телефона клиента;

• круглосуточный доступ в систему: можно просматривать информацию без посещения банка;

• тарифы по операциям в системах ДБО ниже, чем при стандартном банковском обслуживании;

• возможность совершения операции несколькими пользователями;

• е-invoicing - универсальная система электронного документооборота.

УДК 004.942

Закурдаева Н.А. студент магистратуры кафедра «Информационные системы» Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева

Россия, г. Орёл

ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ОПТИМИЗАЦИИ КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Аннотация. Применение имитационного моделирования для оптимизации кредитного портфеля коммерческого банка. Разработка модели банка, составляющей рейтинг наиболее выгодных сделок с расчетом их прибыльности и уровня риска. Применение теории принятия решения при оптимизации кредитного портфеля коммерческого банка.

Ключевые слова: теория принятия решения, имитационное моделирование, кредитный портфель, коммерческий банк.

Последние годы стали испытанием для российской экономики и, как следствие, для банковского сектора. Россия - одна из интегрирующих стран, для которых характерно влияние государства на кредитную политику банков. В следствие кризиса 2015-2016 гг. и изменившейся внешнеэкономической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.