Научная статья на тему 'Модернизация и расширение функциональных возможностей валочно-трелевочных машин на базе интеллектуальной собственности'

Модернизация и расширение функциональных возможностей валочно-трелевочных машин на базе интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
245
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛОЧНО-ТРЕЛЕВОЧНАЯ МАШИНА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ЛЕСОСЕЧНЫЕ РАБОТЫ / ТОПЛИВНАЯ ЩЕПА / ЛЕСОВОЗНЫЕ УСЫ / FELLING-SKIDDING MACHINE / MODERNIZATION / EFFICIENCY IMPROVEMENT / LOGGING OPERATIONS / FUEL CHIPS / LOG SPURS

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Скрыпник В.И., Кузнецов А.В.

В работе приводится описание и анализ модернизированной валочно-трелевочной машины (ВТМ). Предлагается комплекс технических решений по повышению эффективности работы и расширению сферы применения ВТМ, в том числе при производстве топливной щепы и строительстве лесовозных усов из древесных отходов. Создание ВТМ с расширенными функциональными возможностями обеспечивает частичное импортозамещение машин для сортиментной заготовки леса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Скрыпник В.И., Кузнецов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The felling-skidding machines functionality modernization and expansion based on intellectual property

The paper presents description and analysis of the upgraded felling-skidding machine (FSM). It offers a range of technical solutions for efficiency improvement and FSM using expansion, including fuel chips production and log spurs construction with the wood waste. The creation of FSM with advanced features provides the partial import substitution of machines for CTL logging.

Текст научной работы на тему «Модернизация и расширение функциональных возможностей валочно-трелевочных машин на базе интеллектуальной собственности»

Модернизация и расширение функциональных возможностей валочно-

трелевочных машин на базе интеллектуальной собственности

В. И. Скрыпник, А. В. Кузнецов Петрозаводский государственный университет

Аннотация: В работе приводится описание и анализ модернизированной валочно-трелевочной машины (ВТМ). Предлагается комплекс технических решений по повышению эффективности работы и расширению сферы применения ВТМ, в том числе при производстве топливной щепы и строительстве лесовозных усов из древесных отходов. Создание ВТМ с расширенными функциональными возможностями обеспечивает частичное импортозамещение машин для сортиментной заготовки леса. Ключевые слова: валочно-трелевочная машина, модернизация, повышение эффективности, лесосечные работы, топливная щепа, лесовозные усы.

Валочно-трелевочные машины (ВТМ) предназначены для валки-трелевки, валки-пакетирования и валки деревьев, а также для выравнивания комлей в штабелях и уплотнения штабелей. База ВТМ - гусеничные и колесные трелевочные тракторы, оснащенные кониками, манипуляторами и захватно-срезающими устройствами (ЗСУ).

Сыктывкарским и Онежским тракторными заводами (ОТЗ) выпускались ранее на базе тракторов ТБ-1 ВТМ ЛП-17 и ВП-80. На ОТЗ был спроектирован и изготовлен опытный образец ВТМ на базе колесного трактора ТЛК-02. Концерн «Тракторные Заводы» и ГНЦлесопром разработали ВТМ ЛЗ-285 и Л-3 на базе тракторов ТТ-4423К-01 и ТБ-1М-15 [1 - 3].

В настоящее время ввиду снижения уровня и объема выпуска отечественных лесозаготовительных машин, а также преобладания сортиментной заготовки с использованием харвестеров и форвардеров зарубежного производства, в России ВТМ выпускаются ООО «Онежский тракторный завод» в единичных количествах. В тоже время, в Канаде и США, где преобладает заготовка леса в хлыстах, ВТМ используются в

основном на базе машин с колесным движителем, характерной машиной является ВТМ ТшЪегРТо ТБ840 [3].

Анализ показал, что при расширении функциональных возможностей ВТМ их применение может быть эффективно. Примером расширения функциональных возможностей лесозаготовительных машин может быть разработка и выпуск харвардеров [3]. Эти машины производят валку, обрезку сучьев, раскряжевку деревьев - функции харвестера и погрузку сортиментов на платформу, трелевку, сортировку, штабелевку сортиментов - функции форвардеров [2, 3].

Функционально-технологические возможности ВТМ могут быть расширены с обеспечением выполнения функций харвестера, ВТМ и валочно-трелевочно-процессорной машины на базе гусеничных тракторов «Онежец 300» и «Онежец 400», отличающихся повышенной мощностью двигателя, наличием гидростатической трансмиссии и т.д. [3]. Выбор машин с гусеничным движителем обусловлен, тем, что за последние годы в России не строится достаточное количество лесовозных дорог, а у дорог лес, произрастающий в благоприятных условиях, как правило, вырублен. Освоить в этих условиях весь лесной фонд, произрастающий на площадях с тяжелыми по проходимости условиями [4 - 8], в зимний период времени машинами с колесным движителем сложно.

При оборудовании ВТМ на базе «Онежец 300» или «Онежец 400» вместо ЗСУ харвестерной головкой и бортовым компьютером, автоматизированной системой управления она может успешно работать в режиме харвестера.

Технология работы ВТМ в этом режиме не отличается от технологии работы харвестера [3, 9]. На участках с низкой несущей способностью грунтов производится укладка лесосечных отходов на волок с целью повышения проходимости и обеспечению нескольких проходов форвардера

по волоку. ООО «Онежский тракторный завод» выпускается машина Онежец 350 с манипулятором и колесным полуприцепом [2, 3], фактически это форвардер. Модернизированная ВТМ может работать в комплексе с указанной погрузочно-транспортной машиной. В настоящее время существует большое количество небольших лесозаготовительных предприятий, работающих на условиях субподряда. Имея сравнительно небольшие объемы заготовки леса, они не имеют возможности приобретать лесозаготовительную технику зарубежного производства и порой используют на лесосечных работах устаревшую технику отечественного производства. В дальнейшем на этих предприятиях целесообразно использовать указанные комплексы машин.

При работе модернизированной ВТМ на валке-трелевке её производительность будет не менее чем на 30-40% выше, чем ВТМ со стандартной системой управления и механической трансмиссией, так как валка деревьев харвестерной головкой производится быстрее, чем ЗСУ, устанавливаемыми в настоящее время на ВТМ. Быстрее будет наводка манипулятора на дерево и укладка деревьев в коник с использованием системы пропорционального управления технологическим оборудованием; гидростатическая трансмиссия позволяет уменьшить затраты времени на технологические переезды. Процесс набора пачки деревьев ускоряется благодаря использованию возможности повала деревьев и укладки их в коник с обеих сторон по ходу движения, а не с одной, как при проведении этих операций с использованием стандартных ЗСУ, уменьшается время набора пачки, снижается расстояние набора пачки и увеличивается ее средний объем.

При рассмотрении в качестве внедряемого варианта на валке модернизированной ВТМ с расширенными технологическими возможностями, на базе гусеничных тракторов «Онежец 300» и «Онежец

400», удельные капитальные и приведенные расходы на заготовку сортиментов ниже, чем в базовом варианте (харвестер и форвардер) в 2-2,5 раза.

В Петрозаводском государственном университете (ПетрГУ) обоснована конструкция валочно-трелевочно-процессорной машины (ВТПМ) и технология ее работы [10 - 12]. ВТПМ состоит из базовой машины, платформы и манипулятора. На платформе установлен зажимной коник с гидроприводом, а на манипуляторе установлена харвестерная головка для использования в качестве захватно-срезающего и процессорного устройства. Как следует из изложенного, конструкция модернизированной ВТМ полностью соответствует этому описанию и полученному патенту [11, 12]. Технология работы ВТПМ описана в работах [9, 11].

Проведено имитационное моделирование работы ВТПМ при заготовке сортиментов в производственных условиях [9]. Анализ показал, что производительность на чел. - день при использовании ВТПМ на 18-20 % выше, чем комплекса машин харвестер-форвардер.

На предприятиях, где имеется дефицит дорожно-строительных материалов для укрепления в летнее время проезжей части временных дорог, могут успешно использоваться древесные отходы (ветки, сучья, вершины деревьев) [13]. Однако, на доставку древесных отходов и укладку их в покрытие, при современной технологии лесозаготовки требуются большие затраты времени.

Наиболее рационально для создания покрытия усов из древесных отходов на участках с низкой несущей способностью грунтов использовать ВТПМ. Технология работы при строительстве усов по предлагаемому способу описана в работах [13, 14]. Затраты на устройство покрытия уса из древесных отходов с применением ВТПМ снижаются в 2-2,5 раза.

Дополнительно эффект от применения модернизированной ВТМ могут получить лесозаготовительные предприятия, которые планируют производить заготовку топливной щепы из лесосечных отходов.

Заготовка щепы с использованием модернизированной ВТМ производится по следующей технологической схеме. Вначале ВТМ производит на пасеке валку, трелевку деревьев и обрезку сучьев, раскряжевку на погрузочной площадке или вдоль дороги, сортименты укладываются комлем (рис. 1) к дороге. После вывозки сортиментов остаются древесные отходы в концентрированном виде. Рубительная машина, двигаясь вдоль дороги, перерабатывает их в щепу, после наполнения бункера накопителя щепа укладывается в кучи, из которых производится погрузка щепы в автопоезда щеповозы (рис. 1)

1 - лесовозный ус, 2 - граница пасек, 3 - размеченный волок, 4 - полупасека до рубки, 5 - подрост, 6, 6А - модернизированная ВТМ, 7 - разработанный волок, 8 - пень, 9

- поваленное дерево, 10 - разработанная пасека, 11 - щеповоз, 12 - куча щепы, 13 -штабеля деревьев, 14 - автопоезд-сортиментовоз, 15 - штабеля сортиментов, 16 - сучья, вершины, откомлевки, 17, 17А - рубительная машина.

Рис. 1. - Технологическая схема работы модернизированной ВТМ в комплексе с рубительной машиной

Анализ показал, что при заготовке щепы по традиционным технологиям слишком высоки затраты машинного времени на доставку древесных отходов с лесосеки на погрузочную площадку и их концентрацию там [3, 9, 15, 160].

В предлагаемом варианте древесные отходы доставляются на погрузочную площадку, в процессе основной работы по заготовке сортиментов на эту операцию не требуется дополнительных затрат машинного времени, поэтому удельные эксплуатационные затраты на заготовку топливной щепы по предполагаемой технологии с использованием модернизированной ВТМ и рубительной машины в 2,2-2,5 раза ниже, чем при использовании других комплексов машин. Таким образом, создание модернизированной ВТМ на базе отечественных гусеничных машин обеспечивает частичное импортозамещение зарубежных машин для сортиментной заготовки леса.

К сожалению ООО «Онежский тракторный завод» не использует имеющиеся в настоящее время возможности по созданию агрегатных многофункциональных машин для сортиментной заготовки и широких перспектив в импортозамещении в связи с девальвацией курса рубля. В целях дальнейшего совершенствования подобных машин необходимо освоение выпуска описанного выше технологического оборудования, что потребует значительных затрат, на которые ни одно предприятие, находящееся в частной собственности не пойдет, так как не заинтересовано в значительной мере в долговременных вложениях в эти разработки. Поэтому считаем целесообразным включить в план импортозамещения создание соответствующего зарубежным образцам технологического оборудования, в частности: харвестерных головок, бортовых компьютеров и систем пропорционального электрогидравлического управления. Только при

выполнении этого условия можно полностью избавиться от импорта лесозаготовительных машин, увеличить производство и занятость населения, снизить затраты на изготовление машин, перестать копировать зарубежные образцы, создать условия для внедрения новой российской технологии лесозаготовок.

Литература

1. Виногоров Г.К. Лесосечные работы. М.: Лесная промышленность, 1981. 272 с.

2. Патякин В.И., Григорьев И.В., Иванов В.А., Редькин А.К., Пошарников Ф.В., Шегельман И.Р., Ширнин Ю.А. Технология и машины лесосечных работ. СПб: СПбГЛГУ, 2012. 362 с.

3. Шегельман И.Р., Скрыпник В.И., Питухин А.В., Галактионов О.Н. Производство лесосечных работ: технология и техника. Петрозаводск: ПетрГУ, 2015. 367 с.

4. Галактионов О.Н., Кузнецов А.В. Исследование взаимосвязи технологической проходимости лесозаготовительных машин с параметрами лесной среды // Инженерный вестник Дона, 2012, № 4-1. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4t1y2012/1145.

5. Шегельман И.Р., Галактионов О.Н., Кузнецов А.В. Состояние нагруженности волоков при функционировании комплексных лесосечных систем // Вестник МАНЭБ. 2009. № 14(1). С. 68-72.

6. Шегельман И.Р., Скрыпник В.И., Кузнецов А.В. Анализ показателей работы и оценка эффективности лесозаготовительных машин в различных природно-производственных условиях // Ученые записки ПетрГУ. 2010. № 4. C. 66-75.

7. Sauder B.J., Myles D.V. Low-ground-pressure tires for skidders // Information Report DPC-X-20 Research and Technical Services Canadian Forestry Service Ottawa. 1985. 26 р.

8. Agherkakli B., Najafi A., Sadeghi S.H. Ground based operation effects on soil disturbance by steel tracked skidder in a steep slope of forest // Journal of forest science. 2010. Volume 56 (6). Pp. 278-284.

9. Скрыпник В.И., Кузнецов А.В., Степанищев О.Э. Имитационные испытания и моделирование работы валочно-трелевочно-процессорной машины в реальных природных условиях // Тракторы и сельхозмашины. 2013. №. 3. C. 26-28.

10. Шегельман И.Р., Скрыпник В.И., Кузнецов А.В., Васильев А.С. Методика оптимизации процесса валки деревьев агрегатной машиной // Инженерный вестник Дона, 2013, № 4. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/1905.

11. Пат. 94111 Российская федерация, МПК7 A01G23/02. Валочно-трелевочно-процессорная машина / Шегельман И.Р., Скрыпник В.И. / заявитель и патентообладатель Петрозаводский государственный университет. - № 2009144754/22; заявл. 02.12.2009; опубл. 20.05.2010, Бюл. № 14.

12. Пат. 2426303Российская федерация, МПК7 A01G23/00. Способ выполнения лесосечных работ агрегатной машиной / Шегельман И.Р., Будник П.В., Скрыпник В.И., Баклагин В.И. / заявитель и патентообладатель Петрозаводский государственный университет. - № 2009109914/21; заявл. 18.03.2009; опубл. 27.09.2010, Бюл. № 23.

13. Шегельман И. Р., Скрыпник В. И., Кузнецов А. В. Минимизация затрат при строительстве усов с покрытием из древесных отходов // Перспективы науки. 2012. № 1(28). C. 103-106.

14. Пат. 2479200 Российская федерация, МПК7 A01G23/02. Способ создания покрытия усов на участках с низкой несущей способностью грунтов / Шегельман И.Р., Скрыпник В.И., Кузнецов А.В. / заявитель и

патентообладатель Петрозаводский государственный университет. -№ 2011126487/13; заявл. 27.06.2011; опубл. 20.04.2013, Бюл. № 11.

15. Шегельман И.Р., Скрыпник В.И., Кузнецов А.В. Исследование затрат на транспортировку топливной щепы с лесосеки // Перспективы науки. 2013. № 2 (41). C. 70-73.

16. Шегельман И.Р., Скрыпник В.И., Кузнецов А.В. Анализ технологической цепочки производства топливной щепы, с учетом транспортно-переместительной составляющей // Известия СПбГЛТА. 2013. №. 203. C. 67-75.

References

1. Vinogorov G.K. Lesosechnye raboty [Logging activities]. M.: Lesnaya promyshlennost', 1981. 272 p.

2. Patyakin V.I., Grigor'ev I.V., Ivanov V.A., Red'kin A.K., Posharnikov F.V., Shegel'man I.R., Shirnin Yu.A. Tekhnologiya i mashiny lesosechnykh rabot [Technology and machines of logging activities]. SPb: SPbGLGU, 2012. 362 p.

3. Shegel'man I.R., Skrypnik V.I., Pitukhin A.V., Galaktionov O.N. Proizvodstvo lesosechnykh rabot: tekhnologiya i tekhnika [Production logging activities: technology and engineering]. Petrozavodsk: PetrGU, 2015. 367 p.

4. Galaktionov O.N., Kuznetsov A.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012, № 4-1. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4t1y2012/1145.

5. Shegel'man I.R., Galaktionov O.N., Kuznetsov A.V. Vestnik MANEB.

2009. № 14(1). Pp. 68-72.

6. Shegel'man I.R., Skrypnik V.I., Kuznetsov A.V. Uchenye zapiski PetrGU.

2010. № 4. Pp. 66-75.

7. Sauder B.J., Myles D.V. Low-ground-pressure tires for skidders. Information Report DPC-X-20 Research and Technical Services Canadian Forestry Service Ottawa. 1985. 26 p.

8. Agherkakli B., Najafi A., Sadeghi S.H. Ground based operation effects on soil disturbance by steel tracked skidder in a steep slope of forest. Journal of forest science. 2010. Volume 56 (6). Pp. 278-284.

9. Skrypnik V.I., Kuznetsov A.V., Stepanishchev O.E. Traktory i sel'khozmashiny. 2013. №. 3. Pp. 26-28.

10. Shegel'man I.R., Skrypnik V.I., Kuznetsov A.V., Vasil'ev A.S. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, № 4. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/1905.

11. Pat. 94111 Rossiyskaya federatsiya, MPK7 A01G23/02. Valochno-trelevochno-protsessornaya mashina [Felling and skidding-processor machine]. Shegel'man I.R., Skrypnik V.I. zayavitel' i patentoobladatel' Petrozavodskiy gosudarstvennyy universitet. - № 2009144754/22; zayavl. 02.12.2009; opubl. 20.05.2010, Byul. № 14.

12. Pat. 2426303Rossiyskaya federatsiya, MPK7 A01G23/00. Sposob vypolneniya lesosechnykh rabot agregatnoy mashinoy [A method for performing logging operations aggregate machine]. Shegel'man I.R., Budnik P.V., Skrypnik V.I., Baklagin V.I. zayavitel' i patentoobladatel' Petrozavodskiy gosudarstvennyy universitet. № 2009109914/21; zayavl. 18.03.2009; opubl. 27.09.2010, Byul. № 23.

13. Shegel'man I.R., Skrypnik V.I., Kuznetsov A.V. Perspektivy nauki. 2012. № 1(28). Pp. 103-106.

14. Pat. 2479200 Rossiyskaya federatsiya, MPK7 A01G23/02. Sposob sozdaniya pokrytiya usov na uchastkakh s nizkoy nesushchey sposobnost'yu gruntov [A method for providing a coating whisker plots with low load-bearing capacity of soils] Shegel'man I.R., Skrypnik V.I., Kuznetsov A.V. zayavitel' i patentoobladatel' Petrozavodskiy gosudarstvennyy universitet. № 2011126487/13; zayavl. 27.06.2011; opubl. 20.04.2013, Byul. № 11.

15. Shegel,man 1.Я., Skrypnik VI., Kuznetsov A.V. Perspektivy nauki. 2013. № 2 (41). Рр. 70-73.

16. Shegel,man 1.Я., Skrypnik VI., Kuznetsov A.V. Izvestiya SPbGLTA. 2013. №. 203. Рр. 67-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.