Из истории управления
Никитина Т.В.
Модернизация Греции: внутренняя политика правительства
А. Папандреу (1981-1989)
Никитина Татьяна Васильевна — кандидат исторических наук, доцент, исторический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: agdaik@mail.ru SPIN-код РИНЦ: 1115-1472
Аннотация
В статье рассматривается модернизация Греции в 1980-е годы на основе концепции «третьего пути» развития страны, провозглашенной А. Папандреу и созданным им движением ПАСОК. Изучены реформы двух администраций А. Папандреу, направленные на переустройство страны в рамках социально ориентированной модели, курс «независимого развития» и политика относительно ЕЭС и НАТО, новая стратегия ПАСОК по «выживанию экономики» и результаты модернизации страны.
Ключевые слова
Греция, А. Папандреу, ПАСОК, «третий путь», модернизация, реформа, социальная политика.
В новой и новейшей истории Греции четко прослеживаются три основных фактора, которые в той или иной степени определяли весь ход событий в стране. Это борьба за национальное освобождение, перманентная модернизация и зависимость от сильных европейских держав, в силу важного стратегического положения страны1.
Отставая в своем развитии от других стран Западной Европы, Греция нуждалась в изменении всех сторон общественной жизни, с тем, чтобы приблизиться к уровню европейских стран. Экономическое влияние европейских держав, которое испытывало небольшое балканское государство с момента обретения независимости, во второй половине ХХ в. сменилось сильным военным, политическим и экономическим давлением со стороны США, в сфере интересов которых оказалась Греция. Экономический подъем, начавшийся в конце 1950-х годов, был во многом обусловлен американской финансовой помощью, которой сопровождалось стремление США установить в Греции «стабильное» правительство. Однако уже в 1960-1970-е гг. греческими политиками начинают активно разрабатываться программы развития страны, учитывающие ее специфику и ориентированные на внутренние ресурсы модернизации экономики и политической системы. Это «шоковая терапия» и индустриализация в период первой администрации К. Караманлиса (1955-1963 гг.), модернизация политической системы и восстановление
1 См.: Никитина Т.В. Греческие либералы и создание «Великой Греции» в первой трети ХХ века // Греция. Национальная идея, общество, государство. ХУП-ХХ вв. М.: Путь, 2002. С. 193.
демократии в Греции правительством К. Караманлиса после падения военной диктатуры в 1970-е годы, и, наконец, так называемый «третий путь» развития Греции А. Папандреу (1919-1996 гг.). Концепция «третьего пути», своеобразный греческий «социалистический эксперимент», нашла отражение во внутренней политике правительства А. Папандреу в 1981-1989 гг. Среди политиков, которые внесли самый большой вклад в развитие Греции в ХХ в., А. Папандреу занял четвертое место (46%) после Э. Венизелоса (65%), Г. Папандреу (54%) и К. Караманлиса (52%)2.
А. Папандреу родился на Хиосе в семье известного политического деятеля Греции — Георгиоса Папандреу, которого в стране называли «отцом демократии». Будучи студентом юридического факультета Афинского университета, он вступил в одну из подпольных организаций, боровшихся против военного режима И. Метаксаса (19361941 гг.), за что был арестован. Однако в 1941 г. ему удалось выехать в США, попав в качестве волонтера в американский флот, где он служил санитаром. В 1943 г. А. Папандреу поступил в Гарвардский университет, где получил экономическое образование. Став американским гражданином, он продолжил свою академическую карьеру, работая в университетах Миннесоты и Калифорнии3. В 1959 г. преуспевающий профессор А. Папандреу отправился в Грецию по линии фонда Фулбрайта для изучения местной экономики и выработки экономической модели управления хозяйством страны. С 1961 г. он уже постоянно жил в Греции. При поддержке греческого правительства К. Караманлиса и ряда американских учреждений (фондов Рокфеллера и Форда, Калифорнийского университета) он создал и возглавил Центр экономических исследований в Греции. В 1964 г., отказавшись от американского гражданства, А. Папандреу стал депутатом парламента от партии Союз Центра, основанной еще в 1961 г. его отцом Георгиосом Папандреу, а затем и членом правительства Георгиоса Папандреу, заняв пост министра-координатора, отвечавшего за планирование экономики. Сам А. Папандреу как-то признал, что, оказавшись однажды в Греции, он был раз и навсегда вовлечен в политику4.
Свою задачу как члена правительства А. Папандреу видел в превращении греческой экономики в «современную, смешанную», а греческого гражданина — в «современного гражданина Европы»5. В апреле 1967 г., после установления диктатуры
2 Kourvetaris Y.A., Dobratz B.A. A Profile of Modern Greece in Search of Identity. Oxford: Clarendon Press, 1987. P. 90.
3 См.: ПараокеиожоиЛодП. Av5pea^ nanavSpeou. A0^va, 1997. T. 1-3.
4 Papandreou A. Democracy at Gunpoint: The Greek Front. New York: Doubleday, 1970. P. 105.
5 Ibid. P. 127.
«черных полковников», А. Папандреу был арестован и до декабря 1967 г. находился в тюрьме. Освобожденный из тюрьмы благодаря вмешательству американских академических кругов, он покинул Грецию. Находясь за границей, в 1968 г. А. Папандреу создал «Всегреческое освободительное движение» (ПАК) для борьбы с военным режимом в Греции. Руководящий орган этого движения находился в Стокгольме. Период 19671974 гг. стал для Греции временем второго Сопротивления (по аналогии с Национальным сопротивлением в годы II Мировой войны).
В августе 1974 г., после падения диктаторского режима, А. Папандреу вернулся в Грецию, где 3 сентября объявил о создании «Всегреческого социалистического движения» (ПАСОК), провозгласив известную «Декларацию 3 сентября», которая стала одним из программных документов ПАСОК. Целью движения называлось создание новой Греции, а фундаментальными принципами признавались — национальная независимость, народный суверенитет, социальное освобождение и демократическое развитие. Национальная независимость связывалась с «освобождением от контроля иностранного капитала», что могло быть достигнуто выходом страны из НАТО. Декларация ПАСОК провозглашала борьбу за «Грецию, которая будет принадлежать грекам», а само движение «выражало желания и нужды простых греков, крестьянина, рабочего, ремесленника, служащего»6. По сути, программа намечала создание в Греции социального государства, подобного современным ей западным. В то же время, такие лозунги как «социализация» (национализация), участие рабочих в управлении, развитие различных форм кооперации предполагали создание новой (социалистической) Греции. Однако главной особенностью программы было использование традиционного лозунга — «национальная независимость», только теперь имелась в виду независимость от транснациональных корпораций.
ПАСОК приобрело большое число сторонников в Греции, и в этом сыграла важную роль как личность самого А. Папандреу, так и его концепция «третьего пути», которая объективно отражала настроения в обществе. Идея переустройства Греции в рамках модели, которая отличалась бы от «традиционных», предлагавшихся, с одной стороны, правыми, а с другой — коммунистами, становилась все более актуальной. Ключевое значение в выработке теоретических концепций «третьего пути» имел сам А. Папандреу. В своих академических трудах «Политический фактор в экономическом развитии» (1966 г.), «Демократия под прицелом» (1970 г.), «Патерналистский капитализм» (1972 г.) он разработал «теорию истеблишмента», «патерналистского
6 Дшкпри^п PaciKœv apxœv Kai cxoxœv [ПАЕОК]. Мжакоуш-vvqç П. Avaxo^ia xrçç eUnviKrçç noXixiKqç. A0rçva, 1977. E. 319.
капитализма», которая препятствовала независимому развитию Греции. Поэтому борьбу за независимое развитие и модернизацию страны должна была возглавить партия, не связанная с традиционным политическим истеблишментом, а ведущая роль отводилась лидеру партии, который должен был обладать качествами «борца» и «героя»7. Взгляды А. Папандреу на социально-экономическое развитие страны выражались в требовании справедливого участия в распределении национального продукта в пользу «непривилегированных слоев» и борьбы против бюрократии за демократические преобразования. Устранение диспропорций греческой экономики, решение проблемы безработицы и отсталости сельского хозяйства государство должно было решать путем планирования. Таким образом, А. Папандреу придавал важное значение политическому фактору. Неслучайно впоследствии американский экономист Д. Гэлбрейт назвал А. Папандреу «хорошим экономистом и очень хорошим политическим аналитиком»8.
Условия для претворения в жизнь идей А. Папандреу были чрезвычайно благоприятны. В 1970-е годы мир заговорил о так называемом греческом экономическом чуде; по темпам экономического роста Греция опережала другие европейские страны. Это был результат структурных изменений экономики правительством К. Караманлиса еще в 1960-х гг. Однако этого было недостаточно, чтобы изменить основу производства или обеспечить условия для роста, обусловленного внутренними факторами9. Высокой была занятость населения, сохраняясь на уровне более 95% на протяжении 1960-1970-х гг. По официальным данным, в 1981 г. не работало всего 2,8% экономически активного населения10. Большую роль в экономике играли морские перевозки. Греция, обладая одним из самых крупных торговых флотов (7,2% флота и пятое место в мире с учетом судов, плавающих под греческим флагом; 14,1% и второе место — суда всех греческих судовладельцев), успешно конкурировала с ведущими мировыми перевозчиками11. Экономический рост способствовал проведению социально ориентированной политики. Благоприятной оказалась и политическая ситуация; результатом восстановления демократии в Греции правительством К. Караманлиса было принятие в 1975 г. новой Конституции, которая установила в стране парламентско-президентскую республику. В этих условиях сложилась концепция Движения и ПАСОК смогла стать массовой партией.
7 См.: ПрокопчукА.А. Представление о государстве в концепциях А. Папандреу 1950-х — начала 1970-х гг. // Греция. Национальная идея, общество, государство. XVII-ХХ вв. М.: Путь, 2002. С. 236.
8 Gailbraith J.K. A Life in Our Times. Boston: Houghton Mifflin, 1981. P. 459.
9 The Greek Economy in the 20th Century / Ed. by A.F. Freris. London: Croom Helm, 1986. P. 158.
10 Statistical Yearbook of Greece. Athens, 1982. P. 55.
11 Statistical Yearbook of Greece. Athens, 1984. P. 439.
В процессе мобилизации масс большое значение, безусловно, имела и харизма А. Папандреу.
Последствия кризиса конца 1970-х гг. хотя и не ощущались так, как в странах Западной Европы, тем не менее существенно повлияли на ситуацию в Греции накануне выборов 1981 г. Сохранялась зависимость страны от внешних рынков, особенно в области сельского хозяйства. С принятием Греции 1 января 1981 г. в ЕЭС эта организация стала играть значимую роль в экономике страны. Зависимость экономики была главным аргументом в пользу необходимости перемен.
К началу 1980-х гг. ПАСОК выдвинуло политический лозунг — «Перемена!», который подразумевал изменения всех сторон общественной жизни в стране, а во внешней политике — отказ от участия в НАТО и в ЕЭС. Во время парламентских выборов 18 октября 1981 г. программа ПАСОК была изложена в 100-страничном буклете под названием «Договор с народом», где ставка делалась на усиление социальных гарантий для средних слоев, так называемых «непривилегированных» групп населения12. Триумфом ПАСОК и самого А. Папандреу стала победа на выборах 1981 г. на волне «духа перемен». Главный лозунг «Перемена!» отвечал настроениям в обществе. Повышение радикализма населения отразилось в позиции по вопросу о членстве страны в НАТО. За полный выход из этой организации в 1980 г. выступало 45,2%, в 1981 г. — 55,1% населения13.
В 1981 г. правительство А. Папандреу было вынуждено решать сложную проблему: в условиях последствий мирового экономического кризиса не только догонять западные страны в экономической и социальной областях, но и начать развитие в собственном («независимом») направлении. Догоняющую модернизацию следовало совместить с «третьим» путем к социализму. В программе правительства был предложен ряд первоочередных социально-экономических мер. Обещали увеличить пенсии, особенно работавшим в сельском хозяйстве, поднять заработную плату14, а также провести ряд реформ в области социального законодательства, здравоохранения, образования. Программа самостоятельного развития экономики предполагала изменения в системе взаимоотношений государства и частного бизнеса, налоговой, ценовой и инвестиционной политике. Основными принципами здесь являлись децентрализация экономической деятельности, планирование развития, контроль со стороны государства, самоуправление на предприятиях. Одной из приоритетных задач правительства становилась борьба с
12 nanavôpsov A. Aaoç. ПАХОК cx^v e^oucia. OpAieç тои npoeSpou тои ПАХОК Ä.nanavSpeou. Äö^va, 1981. Е. 5.
13 AovÀyç Г.Н Kpicn t^Ç noXiTiK^ç GT^V EHaSa. 1980-1995. Äö^va, 1995. Е. 21.
14 Oi npoypa^aTiKeç S^œceiç t^ç K^epvnanç A0rçva, 1981. Е. 30.
монополиями, так как именно они являлись препятствием на пути «независимого развития». Ряд налоговых мер был направлен против крупных состояний15. Перед промышленностью ставились задачи технологической модернизации, повышение прибыльности, создание новых высокотехнологичных производств16. Таким образом, «независимый подъем» включал задачи «подтягивания» греческой промышленности к уровню стран Западной Европы. Важно отметить, что А. Папандреу, рассчитывая, прежде всего, на внутренние силы страны, считал желательными иностранные инвестиции в промышленность.
В ноябре 1981 г. намеченные мероприятия начали воплощаться в жизнь. Как и обещалось, были увеличены пенсии работавшим в сельском хозяйстве и заработная плата низшим категориям служащих. С 1 января 1982 г. вступала в действие автоматическая индексация заработной платы. Она должна была происходить каждые 4 месяца17. Важными составляющими реформы были усиление контроля со стороны государства в финансовой сфере, изменения в области налогообложения. В первую очередь это касалось «теневой экономики», которая составляла 15-20% от национальной. Увеличивались налоги на крупные состояния, на прибыль, недвижимость, биржевые операции, снижались — на средние и мелкие производства, уменьшались налоговые ставки для крестьян, наемных рабочих. Несмотря на то, что такая налоговая политика удовлетворяла интересы основной электоральной базы ПАСОК, она не решала стратегических задач экономики. В 1982-1983 гг. в налоговой системе продолжали доминировать непрямые сборы, составляя 43-48% от суммы прямых, что являлось особенностью Греции — в отличие от стран Западной Европы. При этом в структуре непрямых налогов 53-57% составляли налоги на потребление18. В конце 1982 г. стали очевидны некоторые просчеты правительства в экономической сфере. Инфляция хотя и уменьшилась, но оставалась достаточно высокой (20%), продолжался рост цен. Рост зарплаты покрывал рост цен, но уровень доходов оставался ниже докризисного. По официальным данным, в 1982 г. безработица составила 6%, то есть увеличилась на 2% по сравнению с 1981 г.19 Увеличение денежной массы не привело к росту промышленного производства внутри страны, зато стимулировало импорт из-за границы дорогих товаров. Торговый баланс
15 Ol проурадда-nKeç Sn^œceiç x^ç K^epvnanç E. 31-34.
16 Eto iSio. E. 40.
17 Eto iSio. E. 28.
18 Statistical Yearbook of Greece. Athens, 1987. P. 396.
19 Ibid. P. 76.
283
продолжал оставаться пассивным, со значительным преобладанием импорта20. Все это вынудило правительство скорректировать курс; в январе 1983 г. было объявлено о 15% девальвации драхмы, что должно было сделать греческие товары более конкурентоспособными на мировом рынке. Определенные успехи были достигнуты: удалось до некоторой степени поднять промышленное производство. С 1983 г. начался рост ВВП и за три года (1983-1985 гг.) он опередил уровень 1980 г. на 7,6%. Однако эти скромные успехи не были результатом внутреннего подъема экономики. Государству приходилось субсидировать большинство принадлежавших ему предприятий и заниматься «проблемными» предприятиями частного сектора. С этой целью в 1983 г. была создана Организация экономического восстановления предприятий. Правительство старалось снизить дефицит бюджета, но реальные доходы отставали от запланированных: так, в 1985 г. удалось получить вместо 1,768 млрд драхм всего 1,12521. Катастрофически увеличивался государственный долг. За 4 года его рост составил почти 350%, при этом внешний долг вырос почти в 2 раза (с 7,9 до 15,7 млрд долларов)22.
Неудачи правительства были обусловлены рядом причин. Слабая и зависимая от дотаций греческая экономика не могла обойтись без государственного финансирования. Большой проблемой оставалась зависимость Греции от международной конъюнктуры. Кризис ударил по важнейшим отраслям греческой экономики: туризму и морским перевозкам. Поток европейцев, привлеченных дешевым отдыхом в начале 1980-х, заметно снизился, и уровень 1980 г. был восстановлен только в 1984 г.23 Потери в сфере морских перевозок только в 1982 г. составили 2,5 млрд долларов, уменьшилось количество судов, плавающих под греческим флагом24. Не оправдались надежды А. Папандреу на иностранные инвестиции, более того, недоверие к социалистам вызвало отток капитала из страны25. Ударом для греческой экономики стало возвращение из-за границы множества греческих рабочих, вызванное экономическим кризисом; это привело к уменьшению валютных поступлений и увеличило безработицу. Важнейшими статьями дохода были займы и гранты ЕЭС на поддержание греческого сельского хозяйства, которое не могло соперничать с развитым европейским животноводством и даже теряло свои позиции в
20 Statistical Yearbook of Greece. Athens, 1984. P. 19.
21 Statistical Yearbook of Greece. Athens, 1987. P. 393.
22 Ibid. P. 399.
23 Statistical Yearbook of Greece. Athens, 1987. P. 374; Statistical Yearbook of Greece. Athens, 1986. P. 366; Statistical Yearbook of Greece. Athens, 1984. P. 370.
24 Statistical Yearbook of Greece. Athens, 1992. P. 419.
25 The Economist. 01.10.1983. № 7309. P. 17.
традиционных отраслях; рос дефицит в торговле сельскохозяйственной продукцией с другими странами ЕЭС, чему способствовал импорт фруктов из стран Латинской Америки.
В условиях стагнации экономики правительство А. Папандреу было вынуждено проводить социальные реформы. Поддержка «непривилегированных» слоев снижением налогов, увеличением пенсий и зарплат, индексацией доходов была дополнена реформами в области социального законодательства, образования, здравоохранения.
Первые преобразования коснулись Гражданского кодекса, по которому брак признавался действительным, если он был заключен православным священником (статья 1367) или согласно нормам иной религии (статья 1371). Внецерковный брак не был предусмотрен. Новое законодательство предполагало возможность альтернативы церковному браку в виде гражданского брака, заключаемого мэром26. Теперь оба брака (церковный и гражданский) признавались действительными. Православие по Конституции являлось государственной религией, поэтому традиционные ценности оставались определяющими. Показательным являлся тот факт, что в 1983-1985 гг. лишь 10% браков были заключены в мэрии. Изменение Гражданского кодекса и семейного законодательства были исключительно важны для установления равенства полов.
Реорганизация коснулась и системы образования; в 1982 г. была проведена университетская реформа. Греческие университеты оставались довольно консервативными учреждениями. Политика правых правительств, а также режим «черных полковников» способствовали оттоку прогрессивной интеллигенции за границу. Кроме того, образование, полученное за рубежом, всегда считалось престижным в Греции. Необходимость реформирования старой системы образования диктовалась еще и тем, что греческое студенчество в 1970-1980-е гг. было одним из самых активных в Европе. Закон предполагал изменение структуры университетов, системы управления и обучения в них. Реформа коснулась и принципов преподавания. Вместо обязательных курсов больший упор делался на возможность выбора студентом индивидуальной программы с обязательством сдать ряд базовых дисциплин. Реформа приблизила высшее образование в Греции к европейскому. Ее результатами стали новые факультеты, университет Эгейских островов. Увеличилось число студентов, причем вдвое выросло количество обучающихся в технических вузах27.
8 сентября 1984 г. в Министерстве национального образования и культов Греции состоялось совещание по борьбе с неграмотностью в стране. По данным доклада министра
26 The Greek Civil Code. London, 1982. P. 332-333.
27 The Greek Socialist Experiment: Papandreous' Greece, 1981-1989. New York: Pella, 1992. P. 325.
образования А. Какламаноса, 8,6% греков старше 10 лет (707 000 чел.) были полностью неграмотны, 15,6% населения Греции (1 282 839 чел.) имели неполное начальное образование28. В связи с этим увеличились затраты на образование с 2,9% до 4,0% ВВП, но в основном за счет сокращения других издержек: в общей структуре расходов по министерствам расходы министерства национального образования и религии даже уменьшились с 11,57% (1980 г.) до 10,06% (1985 г.)29.
Большое значение имели преобразования в области здравоохранения. Для этого в первую очередь было необходимо унифицировать систему социального страхования. В Греции существовало множество фондов социального страхования, разница в расходах на одного застрахованного могла быть очень существенной. В 1982 г. было создано министерство Социального страхования, которое вместе с Центральным советом здравоохранения должно было контролировать средства фондов и равномерно распределять их по регионам30. Ранее застрахованные в одних фондах могли позволить себе лечиться в частных клиниках, а застрахованные в других — нет; кроме того, большинство государственных больниц было расположено в Афинах, а жители сельской местности не получали адекватной помощи. Именно эти проблемы попыталось решить правительство, провозглашая программу строительства Центров здоровья для оказания экстренной помощи, особенно там, где раньше люди были ее лишены (в сельской местности). Государство ставило под свой контроль строительство новых больниц и запрещало совмещать работу в государственных и частных клиниках31. Принятием в 1983 г. закона о Национальной системе здравоохранения правительство пыталось приблизить возможности получения медицинской помощи самых бедных слоев населения к более обеспеченным. Хотя расходы на социальное страхование и возросли с 15% (1980 г.) до 23% (1985 г.) от валового национального дохода, но доля министерств социального страхования и здравоохранения даже снизилась с 10,8% (1980 г.) до 9,5% (1985 г.) от государственных расходов32. Как и в случае с реформой образования, правительство столкнулось с проблемой нехватки финансов.
Важным актом правительства А. Папандреу стало официальное признание Движения Национального сопротивления в Греции в годы Второй мировой войны, т. е. за ветеранами Греческого Национально-освободительного фронта (ЭАМ) и Народно-
28 Архив внешней политики РФ (АВП РФ). Ф. 167. ОП. 51. П. 76. Д. 2. Л. 51.
29 Statistical Yearbook of Greece. Athens, 1986. P. 398.
30 Socialism in Greece: The First Four Years / Ed. by Z. Tzannatos. Aldershot: Gower, 1986. P. 159.
31 Ibid. P. 160.
32 Statistical Yearbook of Greece. Athens, 1986. P. 398.
освободительной армии (ЭЛАС) отныне признавались те же права, что имели участники других групп сопротивления времен Второй мировой войны, которые, однако, не участвовали в событиях Гражданской войны на стороне левых сил. 18 августа 1982 г. Парламент Греции принял закон о признании Движения Национального сопротивления 1941-1944 гг., а 26 декабря 1982 г. А. Папандреу объявил о решении правительства разрешить беспрепятственное возвращение в Грецию всем без исключения политэмигрантам, покинувшим страну в период гражданской войны 1946-1949 гг.33 Признавая права ветеранов ЭАМ-ЭЛАС, правительство реабилитировало на официальном уровне деятельность левого (коммунистического) сопротивления, сыгравшего огромную роль в освобождении страны, но подвергшегося гонениям в период после окончания Гражданской войны (1949 г.). Стремление к национальному единству повысило авторитет А. Папандреу в обществе.
В 1985 г. вторая администрация А. Папандреу начала работу в сложных условиях, связанных как с неблагоприятной для Греции международной экономической и политической обстановкой, так и с непреодоленными последствиями кризиса внутри страны. Во второй половине 1980-х гг. правительство ПАСОК уже отказалось от проведения широких социальных реформ и остановилось на закреплении достигнутого. Главной проблемой было неблагополучное состояние греческой экономики и финансов; дефицит платежного баланса составил 2,6 млрд долларов, а внешний долг вырос до 17 млрд долларов (43% ВВП) в 1986 г.34 Займы и гранты (безвозмездная помощь) ЕЭС, направляемые на поддержание греческого сельского хозяйства, не всегда эффективно расходовались, и оно продолжало сильно зависеть от колебаний международной конъюнктуры. Снизилось сельскохозяйственное производство; если в 1982 г. его индекс составлял 119%, то в 1985 г. всего 103%35. ВВП в расчете на душу населения в 1985 г. составил 80% от уровня 1980 г. Высокой оставалась безработица — более 7%36. Ситуация в стране вызывала беспокойство до такой степени, что обсуждалась даже возможность вмешательства Международного валютного фонда37. От правительства ждали новых мер по укреплению экономики, и они последовали. В своем телевизионном обращении к народу и речи в парламенте в качестве главной задачи А. Папандреу выдвинул
33 ABn P®. 167. On. 49. n. 71. ß. 2. .H. 34, 53.
34 The Economist. 07.09.1985. № 7410. P. 66.
35 Statistical Yearbook of Greece. Athens, 1987. P. 457.
36 Statistical Yearbook of Greece. Athens, 1992. P. 528.
37 The Economist. 07.09.1985. № 7410. P. 66.
287
«стабилизацию», а важнейшим ее элементом должна была стать борьба с инфляцией38. 11 ноября 1985 г. была объявлена стабилизационная программа, одним из главных разработчиков которой был министр экономики К. Симитис. Суть ее заключалась в проведении 15 %-ной девальвации драхмы, введении новой схемы индексации заработной платы, которая учитывала бы не реальную, а предполагаемую инфляцию, увеличении ряда налогов и регулировании цен, уменьшении роста процентных ставок по кредитам. Заявлялось о необходимости до конца 1 985 г. принять меры по борьбе с безработицей, но в то же время активнее решать проблему предприятий-должников через их закрытие. Таким образом, новая экономическая программа ПАСОК не столько отразила активно распространяемые в 1980-е гг. неоконсервативные рецепты, сколько стала результатом развития представлений ПАСОК о роли государства, частного сектора и социальной поддержки в Греции в первой половине 1980-х гг. Программа 1985 г. имела определенный успех. На 2,5% уменьшился дефицит бюджета, который теперь составлял 10,5% ВВП, в основном за счет увеличения прямых налогов, в том числе на собственность — на 26%. Несколько снизилась безработица, с 7,8% в 1985 до 7,3% в 1986 г.39 Для этого пришлось принять ряд мер, в частности, ограничить труд пенсионеров и работу во внеурочное время. Удалось создать 37 тыс. новых рабочих мест. Рост ВВП в 1986 г. по сравнению с 1985 г. составил 1,73%40. Тем не менее, эти успехи были ограниченными, что стало особенно заметно в 1987 г., когда ситуация на международных рынках вновь ухудшилась, а сельское хозяйство Греции пострадало от заморозков. Падение производства наблюдалось как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Уровень безработицы остался прежним. Продолжал расти внешний долг страны. Правительство было вынуждено сократить расходы на социальные нужды. Однако главной задачей государства было не допустить критического ухудшения состояния экономики и финансов, которое сделало бы необходимым вмешательство международных организаций.
В этих условиях А. Папандреу приступил к модернизации политической системы; были внесены поправки в статьи Конституции 1975 г., касающиеся власти Президента в стране. К снижению значения роли Президента, который имел возможность распустить правительство, подтолкнули А. Папандреу сложные взаимоотношения с К. Караманлисом. Установка ПАСОК на выход из НАТО и ЕЭС, ухудшение отношений с США
38 OIKOVO^KO^ Тахи5роцо^. 13.06.1985. № 1623. Е. 12.
39 Statistical Yearbook of Greece. Athens, 1987. P. 76.
40 Statistical Yearbook of Greece. Athens, 1992. P. 502.
противоречили внешнеполитической концепции К. Караманлиса, который выступал за тесный альянс с ними. В 1985 г. выборы в Парламент совпадали с президентскими, и К. Караманлис выдвинул свою кандидатуру на второй срок. Однако за несколько дней до выборов А. Папандреу объявил, что поддержит другого кандидата — судью Х. Сардзедакиса, что заставило К. Караманлиса снять свою кандидатуру и уйти в отставку. А. Папандреу связал свое решение с желанием внести поправки в Конституцию 1975 г., касающиеся роли Президента, а так как К. Караманлис был автором этой Конституции, то теперь А. Папандреу не видел оснований в переизбрании К. Караманлиса.
6 марта 1986 г. греческое правительство завершило процедуру частичного пересмотра Конституции Греции. Большинством голосов парламент утвердил изменения к отдельным статьям Конституции, определяющим, главным образом, компетенцию президента Республики, а также предложение о переводе текста Конституции на новогреческий язык «димотики»41.
В соответствии с поправками президент избирался не тайным, а открытым поименным голосованием в парламенте (статья 31.1)42. В новой редакции Конституции президент лишился права распускать парламент, если он «находится в разногласии с общественным мнением» (статья 41.1), при этом сохранялось право роспуска парламента в «случаях исключительной национальной важности» правительством (статья 41.2). Упразднялся Совет республики, который ранее санкционировал роспуск парламента (статья 41.1 изменена, статья 39 отменена). До 1986 г. президент был председателем этого органа. Президент лишался права утверждать назначение премьер-министра, равно как и прекращать действия полномочий правительства (статья 37.2). Ограничения коснулись и права президента ставить вопрос о референдуме, теперь этим правом обладало правительство (статья 44.2). Президент не мог направлять послания народу, а также лишался прерогативы давать амнистию за политические преступления (статьи 44.3 и 47.3). Таким образом, ограничение прав президента происходило за счет расширения прерогатив парламента и правительства, а политическая система Греции приобретала черты парламентской республики, в которой президент был наделен лишь номинальными представительскими функциями. Так А. Папандреу обеспечил ПАСОК лидирующие позиции в политической системе Греции: президент республики, правительство, парламент — все ключевые посты в госаппарате занимали люди «круга ПАСОК».
41 АВП РФ. Ф. 167. ОП. 53. П. 82. Д. 2. Л. 30.
42 Ештауда in? eUosck; 1975/1986. Та EU^viKa Ештаудата 1822-1975/1986. Aönva, 1998. Е. 287-375.
В декабре 1986 г., выступая с речью на 20-м Пленуме ЦК ПАСОК, А. Папандреу заявил, что ПАСОК оказалось «у самого критического рубежа» своей истории, который характеризовался кризисом доверия рядовых граждан. Он указал на то, что в развитии движения наступил этап, когда необходимы новые действия и поиск других форм связей с народом, так как «народ не оправдает возврат к традиционным политическим образованиям, <...> он надеется и полагается на возрожденное ПАСОК»43. Анализируя деятельность своего правительства, он отметил, что за 5 лет правления страной ПАСОК серьезно изменило политическую и социальную реальность страны, но при этом «постепенно растеряло свои характерные черты и начало превращаться в некий посреднический механизм»44. Это следовало изменить, чтобы восстановить веру народа в ПАСОК как носителя социалистических перемен. А. Папандреу призывал на страницах печатных органов начать открытый диалог между членами и друзьями движения, привлекая крупных греческих и иностранных социологов, историков, экономистов и политологов с целью разработать такие направления идеологии, которые обогатили бы теорию ПАСОК и приблизили ее к греческой действительности. Он также предлагал обновить кадровый состав движения с тем, чтобы провести подготовку к очередному съезду ПАСОК.
Однако больше всего волновала А. Папандреу проводимая им экономическая политика, которая, по его словам, была неприемлема для социалистического движения. Эта политика была очень жесткой из-за большого дефицита торгового баланса страны. Но это, заявил премьер-министр, было характерно для греческой экономики на протяжении всего послевоенного периода. Проблема платежного баланса решалась в Греции за счет невидимых статей доходов (валюты, переводимой эмигрантами, торгового судоходства, туризма), а также за счет поступлений от частного капитала. Достигнув особой остроты в последний год правления Новой Демократии, эта проблема была унаследована ПАСОК, которая пыталась преодолеть ее. Более всего волновало А. Папандреу состояние промышленности. «Вы знаете о нашей борьбе за проблематичные предприятия, знаете, как трудно принимаются решения о закрытии фирм, особенно учитывая безработицу, <.. .> у нас, учитывая наше участие в ЕЭС, мало времени, в течение которого должен быть изменен облик греческой промышленности, сталкивающейся с трудностями как на внешнем, так и на внутреннем рынке как только отменяются все ограничения на
43 АВП РФ. Ф. 167. ОП. 53. П. 82. Д. 2. Л. 203.
44 Там же. Л. 204.
импорт из стран Сообщества»45. А. Папандреу подчеркнул, что от того, что произойдет в последующие 5 лет, будет зависеть, какой будет Греция в третьем тысячелетии. Для того, чтобы Греция стала конкурентоспособной и технологически развитой страной с высоким и возрастающим доходом на душу населения, правительство, считал А. Папандреу, должно осуществить коренную реконструкцию промышленности на современной технологической основе с правильным выбором отраслей, в которых страна могла бы иметь сравнительные преимущества. «Это большая битва, отметил А. Папандреу, которая не относится к социализму, это битва экономики за выживание»46. В этом выступлении лидера ПАСОК была заявлена необходимость выработать новую стратегию, в которой были бы совмещены основные («старые») принципы партии с новыми международными и внутренними реалиями. Так, например, учитывая роль Греции как части Европы, концепция «независимого развития» уже не соответствовала требованиям времени. К задаче модернизации страны 1980-х гг. до уровня развитого индустриального общества добавилась необходимость создания общества, где решающую роль играют новые технологии, в том числе и в сфере информации. При этом сохранялась идея смешанной экономики47. Таким образом, проблема «выживания экономики» требовала от правительства выработки новой политической стратегии.
Новой стратегии ПАСОК была посвящена статья А. Папандреу «Может ли социализм?», опубликованная в газете «Вима» 23 октября 1987 года. В ней он признавал, что капитализм в большей степени, чем социализм, создает новые изобретения — от микроэлектроники до сверхпроводников, которые резко увеличивают производительность. Централизованное планирование, жесткий контроль и бюрократия стали в действительности препятствиями к переменам в технологии48. А. Папандреу был готов принять тот факт, что потребительская сторона экономики лучше регулируется с помощью рынка, однако он считал, что такая сторона капитализма, как безработица, лучше преодолевается запланированным накоплением капитала и инвестициями. Постоянная безработица миллионов людей — наихудший вид неравенства. Неравенство увеличилось также и между развитыми странами и странами третьего мира. В Греции, подчеркнул А. Папандреу, основной упор делается на поддержку граждан путем децентрализованного планирования. В качестве примера он привел Джона Кейнса, который в 1936 г., развивая теорию эффективного спроса, дал решение проблем
45 АВП РФ. Ф. 167. ОП. 53. П. 82. Д. 2. Л. 210.
46 Там же. Л. 211.
47 Statistical Yearbook of Greece. Athens, 1992. P. 414.
48 АВП РФ. Ф. 167. ОП. 54. П. 84. Д. 1. Л. 278.
безработицы в национальных границах государств, однако международное разделение труда все изменило. «Если мы — писал А. Папандреу, — увеличим покупательную способность в Греции, тем самым мы создадим рабочие места в Италии и Германии. Поскольку мы являемся членом ЕЭС и не можем обеспечивать самих себя, наши потребители покупают итальянскую обувь или лучшие немецкие автомашины и тем создают проблему греческому платежному балансу. Сегодня один сторонник Кейнса привел бы Грецию к банкротству через 2 года»49. Для того, чтобы укрепить экономику страны сегодня, необходимо производить товары, потребление которых ограничивается внутренним рынком. Европа признает в целом эту проблему, но не предлагает решений. Уже тогда А. Папандреу предостерегал, что ЕЭС столкнется с серьезными трудностями, если не решится субсидировать слабые страны. «Если мы не направим с Севера на более бедный Юг Европы дополнительное финансирование и технологию, то вместо единого будем иметь разнородный европейский уровень благосостояния. Это чревато взрывоопасной ситуацией в будущем. Мы можем просто оказаться большим единым рынком для японской продукции»50. В условиях острой межгосударственной конкуренции большое значение, писал А. Папандреу, имеет рост производительности труда. «Если Греция рассчитывает стать "государством благоденствия" с системой здравоохранения, образования и социального обеспечения, то мы должны бороться за повышение производительности труда, <...> без осознания этого обстоятельства трудящимися <...> мы проиграем битву»51. Таким образом, в новых условиях первоочередными задачами правительства являлись борьба с безработицей, децентрализованное планирование и повышение производительности труда. Однако, имея смешанную экономику, Греция также испытывала потребность в большем притоке капиталовложений. Причины отсутствия инвесторов были разнообразны. Первое, на что указал А. Папандреу — зависимость греческих предприятий от кредитного капитала, соотношение которого к собственному капиталу составляло 5 к 1. Эту ситуацию социалистическое правительство собиралось изменить созданием рынка акций. Второе, что выделил в своей статье премьер-министр, это чрезмерно разбухший государственный аппарат. Сотрудники госаппарата — самые преуспевающие люди в Греции. Голубая мечта рядового грека — стать госслужащим, который имеет самую высокую зарплату, пенсионные пособия, лучшую систему здравоохранения и отдыха. Разбухший госаппарат был создан в период
49 АВП РФ. Ф. 167. ОП. 54. П. 84. Д. 1. Л. 279-280.
50 Там же. Л. 281.
51 Там же. Л. 282.
военной диктатуры, когда 90% всех услуг в стране, начиная от авиаобслуживания и заканчивая банками и электроснабжением, были государственными. Сейчас, отметил А. Папандреу, достаточно половины того персонала, который мы имеем. Страдает частное предпринимательство, за счет которого кормится разбухший госаппарат. «Может потребоваться 10 или 15 лет, чтобы нам, социалистам, решить трудную задачу: поставить под контроль расширение госаппарата и одновременно увеличить его производительность»52. А. Папандреу также отметил, что нужно больше внимания уделять пожеланиям зарубежных предпринимателей, чтобы привлечь иностранные капиталовложения. Предприниматель желает иметь право приема на работу и увольнения персонала, аргументируя это тем, что без этого рабочие не проявляют заинтересованности в результатах труда и поэтому снижается его производительность. Несмотря на то, что это требование противоречит социалистическому принципу гарантированного обеспечения занятости, А. Папандреу признал его небезосновательным. Инвесторы также жаловались на налоговую политику, которая снижала их прибыль. «Весь вопрос в прибыльности, и это вопрос выживания греческой экономики. Если Греция не сможет привлечь иностранные капиталовложения для финансирования своего участия в технологической революции, мы обречены остаться туристической страной. Наша молодежь поедет за рубеж, и останутся в стране только старики, обслуживающие гостиницы»53. Удивительно пророческими оказались эти слова А. Папандреу, который считал, что выход нации из тупика может обеспечить только правительство социалистов путем налаженного планирования и здоровой смешанной экономики. «Только таким путем мы добьемся раскрепощения, модернизации и развития производительных сил»54.
Чем ближе к выборам, тем чаще стали появляться в прессе статьи А. Папандреу, посвященные так называемой национальной стратегии эллинизма. В своей статье «ПАСОК перед настоящим и будущим Греции», опубликованной в газете «Эксормиси» 24 июля 1988 г., он писал: «От периода отсутствия исконно национальной стратегии сейчас мы перешли в тот период, когда можно вести речь о постоянных координатах всеобъемлющей национальной стратегии эллинизма. Мы платили и продолжаем платить до сих пор дорогую цену за многостороннюю зависимость и положение в роли сателлита "Западного союза"»55. Желая подчеркнуть заслуги своего правительства, А. Папандреу заявил, что в первые годы перемен Греция приобрела собственный национальный голос и
52 АВП РФ. Ф. 167. ОП. 54. П. 84. Д. 1. Л. 282.
53 Там же. Л. 283.
54 Там же. Л. 283.
55 АВПРФ. Ф. 167. ОП. 55. П. 86. Д. 2. Л. 186.
отказалась подчиняться решениям «извне». А затем с изрядной долей патетики, которая так близка сердцу каждого грека, он заявил: «Сегодня мы можем реализовывать национальную стратегию эллинизма наступательного характера и вокруг ее основополагающих направлений выковать единый национальный фронт. Мир и сотрудничество, Европа, территориальная целостность и национальный суверенитет, новые производственные планы, возрождение культуры и образования страны — таковы направления общей стратегии»56.
К выборам 1989 года А. Папандреу не удалось укрепить ни экономику, ни свою популярность, ни единство партии, а рейтинг ПАСОК заметно упал. Ряд скандалов, связанных с коррупцией в высших эшелонах власти, а также ухудшение здоровья премьера (он перенес серьезную операцию на сердце) предопределили поражение А. Папандреу на выборах 1989 г.; ПАСОК сменила «Новая Демократия».
Главная причина поражения правительства А. Папандреу заключалась в результатах модернизации страны. Греческой экономике не удалось добиться «независимого» подъема, она переживала кризис на протяжении всех 1980-х гг. Уровень ВВП к 1989 г. увеличился всего на 18,5% по сравнению с 1980 г. — после двух сильных спадов в 1981 и 1987 г.57 При этом структура хозяйства осталась почти неизменной с некоторым увеличением доли сферы услуг. Не удалось обеспечить развитие новых отраслей промышленности, таких как химическая металлообработка, производство электротехники; преобладали традиционные отрасли (текстильное, пищевое, обувное производство). Снизилась инвестиционная активность западного бизнеса, который отпугивал греческий социализм. Мировой кризис вызвал возвращение греков, работавших в Европе и обеспечивавших приток дополнительных средств в страну вместе со снижением уровня безработицы. От кризиса пострадала и другая важная для Греции отрасль — морские перевозки. С 1980 по 1989 г. число судов, плавающих под греческим флагом, уменьшилось в два раза, танкеров — на 35%58. Важной оставалась проблема зависимости экономики. Так, греческая армия оснащалась в значительной степени за счет американской военной помощи, от которой правительство А. Папандреу не захотело отказаться. Особую проблему представляли взаимоотношения с ЕЭС, которое поддерживало лишь греческое сельское хозяйство. Со времени вступления Греции в ЕЭС в 1981 г. доля стран — членов сообщества в торговле с Грецией достигла к 1989 г.
56 АВПРФ. Ф. 167. ОП. 55. П. 86. Д. 2. Л. 187.
57 Statistical Yearbook of Greece. Athens, 1992. P. 502.
58 Ibid. P. 419.
62% импорта и 65% экспорта (в 1980 г. — 40 и 48% соответственно), а торговый баланс продолжал оставаться отрицательным59. Безусловно, ответственность за состояние экономики несло правительство, которое допустило ряд просчетов. Тем не менее, 1980-е годы еще раз показали ограниченность возможностей Греции как небольшого и недостаточно развитого государства, состоящего в ЕЭС. Выступление А. Папандреу против участия в НАТО и ЕЭС создало ему имидж защитника независимости страны. Однако реалии греческой действительности не позволили ему осуществить эти намерения. Будучи прагматиком, А. Папандреу изменил свое отношение к ЕЭС, выдвинув требование создания «особого режима» отношений, а именно — предоставления Греции дополнительной помощи для перестройки и глубокого реформирования экономики. С 1988 г. Греция стала открыто выступать в поддержку Евросоюза, продолжая оставаться в НАТО, что привело к недовольству в обществе.
Много критических оценок получили социальные реформы правительства. Важную роль в деятельности правительства сыграли вопросы политической тактики. Поправки к Конституции 1986 г. создали в Греции парламентскую систему, что содействовало стабильности в стране, а преодоление последствий Гражданской войны (признанием заслуг Национального Сопротивления в Греции) консолидировало общество.
Если оценить в целом внутреннюю политику правительства А. Папандреу, то она подразумевала изменение общества в результате не ломки старых элементов, а постепенной их эволюции. Программа национального и социального освобождения с широким спектром реформ, по сути, не выходила за рамки социального государства Запада, хотя и была достаточно радикальной для Греции. Новая модель, так называемый «третий путь», связанная с социалистическим идеалом и не ограниченная классовым подходом, отражала объективные настроения в обществе, недовольном господством консерваторов в греческой политике после Гражданской войны. В рамках этой модели предполагалось решить целый комплекс проблем. Стратегическими задачами являлись достижение западного уровня в социальной и экономической сферах путем «независимого развития» и установление «народной власти» («демократии участия»). При этом А. Папандреу использовал в своей концепции и деятельности такие традиционные элементы политической жизни Греции, как лозунг национальной независимости и традицию клановости. Используя свой талант лидера, А. Папандреу создал уникальную систему взаимоотношений лидера и его приверженцев, число которых постоянно росло. Правда, в отличие от традиционной системы клиентелизма, А. Папандреу обращался к
59 Statistical Yearbook of Greece. Athens, 1992. P. 366-367
«народу» напрямую, используя систему массовых организаций на местах. Созданное на основе организаций сопротивления военному «режиму полковников» движение приобрело черты национальной партии, которая сумела привлечь в свой состав различные социальные силы, включающие в основном наемных рабочих и мелких собственников села и города. Широкие социальные реформы укрепили образ ПАСОК как партии «непривилегированных». Следует отметить, что, придя к власти, именно ПАСОК обратило внимание на вопрос соотношения государственного и частного сектора в экономике. Не отказавшись от лозунга национализации («социализации»), ПАСОК дополнило его признанием ключевого значения частной инициативы в Греции, где государственный сектор был намного больше частного — в отличие от большинства развитых стран. В свою очередь, защита предпринимателей ограничивала социальную политику, которая была основополагающим фактором модернизации Греции.
Тем не менее, ПАСОК в 1980-е гг. стало одной из доминирующих партий на греческой политической арене. Ключевую роль в этом сыграли установки в процессе модернизации на сочетание традиционных элементов (апелляция к национальным чувствам греков, использование патерналистских традиций лидерства) с новыми для Греции функциями массовой партии, выступающей за радикальные перемены. Признаком жизнеспособности ПАСОК было и то, что впоследствии она еще не раз становилась правящей партией.
В январе 1993 г. А. Папандреу вернулся к власти, но из-за ухудшения здоровья в январе 1996 г. ушел в отставку, заявив, что решение проблем страны не терпит отлагательств. Пост премьер-министра он передал своему преемнику — Константину Симитису, который позже возглавил ПАСОК. 23 июня 1996 г. оборвался жизненный путь А. Папандреу, который вошел в историю как основатель «Всегреческого социалистического движения», инициатор «Перемен» и популист, а время его правления назвали «десятилетием популизма». Однако именно в это время Греция прочно встала на путь европейской интеграции.
Список литературы:
1. Архив внешней политики РФ (АВП РФ). Ф. 167. ОП. 49. П. 71. Д. 2.
2. АВПРФ. Ф. 167. ОП. 51. П. 76. Д. 2.
3. АВПРФ. Ф. 167. ОП. 53. П. 82. Д. 2.
4. АВПРФ. Ф. 167. ОП. 54. П. 84. Д. 1.
5. АВПРФ. Ф. 167. ОП. 55. П. 86. Д. 2.
6. Никитина Т.В. Греческие либералы и создание «Великой Греции» в первой трети ХХ века // Греция. Национальная идея, общество, государство. XVII-XX вв. М.: Путь, 2002. С. 193-208.
7. Прокопчук А.А. Представление о государстве в концепциях А. Папандреу 1950-х — начала 1970-х гг. // Греция. Национальная идея, общество, государство. XVII-XX вв. М.: Путь, 2002. С. 236-256.
8. Gailbraith J.K. A Life in Our Times. Boston: Houghton Mifflin, 1981.
9. Kourvetaris Y.A., Dobratz B.A. A Profile of Modern Greece in Search of Identity. Oxford: Clarendon Press, 1987.
10. Papandreou A. Democracy at Gunpoint: The Greek Front. New York: Doubleday, 1970.
11. Socialism in Greece: The First Four Years / Ed. by Z. Tzannatos. Aldershot: Gower, 1986.
12. Statistical Yearbook of Greece. Athens, 1982.
13. Statistical Yearbook of Greece. Athens, 1983.
14. Statistical Yearbook of Greece. Athens, 1984.
15. Statistical Yearbook of Greece. Athens, 1986.
16. Statistical Yearbook of Greece. Athens, 1987.
17. Statistical Yearbook of Greece. Athens, 1992.
18. The Greek Civil Code. London, 1982.
19. The Greek Economy in the 20th Century / Ed. by A.F. Freris. London: Croom Helm, 1986.
20. The Greek Socialist Experiment: Papandreous' Greece, 1981-1989. New York: Pella, 1992.
21. The Economist. 01.10.1983. № 7309.
22. The Economist. 07.09.1985. № 7410.
23. Аои^пя Г.Н крюп тп^ лоХткп^ gt^V ЕХХаба. 1980-1995. A9nva, 1995.
24. MnaKoyiavv^g П. AvaTopia тп^ sX^nvixn^ лоХткп^. A9nva, 1977.
25. OtKovo^iKO^ Taxu5pop,o^. 13.06.1985. № 1623.
26. Oi лроураццат1К8^ Sn^WGSi^ тп^ KnßspvnGn^. A9nva, 1981.
27. nanavöpsov A. Aao^. nAEOK GTnv 8^ouGia. Op,iXi8^ TOU npo8Öpou TOU nAEOK A.narcav5p8Ou. A9nva, 1981.
28. napaoKsvonovlogП. Av5p8a^ nanav5p80U. A9nva, 1997. T. 1-3.
29. Euvrny^a тп<; EMa5a<; 1975/1986. Ta Elvira Euvrny^arn 1822-1975/1986. A9nva, 1998.
Nikitina T.V.
Modernization of Greece: Domestic Policy of the A. Papandreou Government
(1981-1989)
Tatiana V. Nikitina — Ph.D., Associate Professor, Faculty of History, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: agdaik@mail.ru
Annotation
The paper is devoted to the 1980s modernization of Greece, which was based on the Third Way Concept proclaimed by the leader and founder of the PASOK political movement, A. Papandreou. The author focuses on the reforms carried out by A. Papandreou's two administrations aimed at restructuring the country within the framework of a socially oriented economic model. The concept of "independent development" and the policy towards EEC and NATO, the new PASOK strategy for "survival of the economy" and the results of the country's modernization are critically discussed too.
Keywords
Greece, A. Papandreou, PASOK, "third way", modernization, reform, social policy.