Научная статья на тему 'Модернизация экономики: обоснование и экономическая эффективность'

Модернизация экономики: обоснование и экономическая эффективность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
412
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ЭНДОГЕННЫЙ КАЧЕСТВЕННЫЙ РОСТ ЭКОНОМИКИ / СИСТЕМНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чалдаева Л.А.

Рассматриваются вопросы, характеризующие современное направление развития экономики на основе модели эндогенного качественного экономического роста. Определены направления модернизации с применением процедуры мониторинга инновационных идей с использованием информационной базы данных и последующим построением концепции модели системной модернизации экономики, в состав которой включается постановка целей и задач, расчет необходимых денежных средств и определение источников финансирования проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация экономики: обоснование и экономическая эффективность»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

25 (82) - 2010

модернизация экономики: обоснование и экономическая эффективность

л. а. чалдаева,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и антикризисного управления E-mail: chaldaeva45@mail.ru

Финансовый университет при Правительстве РФ

Рассматриваются вопросы, характеризующие современное направление развития экономики на основе модели эндогенного качественного экономического роста. Определены направления модернизации с применением процедуры мониторинга инновационных идей с использованием информационной базы данных и последующим построением концепции модели системной модернизации экономики, в состав которой включается постановка целей и задач, расчет необходимых денежных средств и определение источников финансирования проектов.

Ключевые слова: модернизация, инновации и инновационное развитие, эндогенный качественный рост экономики, системная модернизация, экономический эффект, информация, информационные технологии.

Современное состояние экономики России характеризуется необходимостью ее модернизации на основе модели эндогенного качественного экономического роста, которая способна обеспечить конкурентоспособность национальной экономике и устойчивость социально-экономического развития [7]. Вопрос о целесообразности модернизации экономики становится все более актуальным. Серьезность намерений реформирования экономики на основах модернизации отмечает Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев. Он уверен, что «без перехода к модернизации у нашей экономики нет будущего, даже несмотря на то, что она опирается на огромные природные богатства нашей страны. Они кормили и наших предков, и нас кормят. Но нельзя все время проедать природные богатства, хотя у нас их много» [5]. Таким образом, по мнению академика Евгения Примакова, очевидно, что Россия находится перед выбором: либо перейти на новую экономическую

модель, к чему призывает лозунг модернизации, либо пытаться сохранить «относительное благополучие», которое обеспечивало бы ей положение «энергетической сверхдержавы» [2].

Представляется, что современная модернизация экономики [3] не сводится только к развитию техники и технологии производства. Вопрос не в этом, а в социуме, способном их воспроизводить и использовать себе во благо. Вопрос также и не в зарубежном опыте и его использовании с учетом российской специфики, а в формировании или кардинальном реформировании в конкретных условиях базовых социальных институтов, образующих каркас будущего общества модерна. В числе указанных институтов: система массового образования, охватывающая широкие слои населения и способствующая развитию научно-технического творчества; правовая система, закрепляющая ответственность, права, обязанности, мотивацию и стимулы участников процесса модернизации; государственная и административная система, способствующая повышению эффективности и ответственности органов исполнительной власти на всех уровнях, а также система международного сотрудничества, развивающая и взаимообогащаю-щая, во всех отношениях способствующая модернизации экономики.

Таким образом, цели модернизации экономики реализуются на основе организационных, материальных и финансовых ресурсов, мобилизующих творческие и интеллектуальные способности трудовых ресурсов. В России развитие экономики и решение проблем ее модернизации, по сути дела, затрагивают все стороны деятельности, кардинально меняя отношение к организации законо-

дательной базы, науке и научному обслуживанию, образованию, материальному и финансовому обеспечению, ориентации общества и бизнеса на формирование интеллектуального потенциала и социально активного общества. При этом следует отметить, что приращение интеллектуального потенциала в России зарубежные аналитики и предприниматели оценивают высоко и ставят в один ряд с результатами, сравнимыми по масштабу с отдачей от сырьевых ресурсов страны. Стратегической целью развития общества должно стать создание «умной» экономики, удовлетворяющей интересы и потребности широких слоев населения страны. Однако эту цель можно достичь посредством только лишь системной модернизации экономики. При этом системная модернизация, дающая эндогенный качественный рост экономики, должна сводиться к тому, чтобы Россия сменила приоритеты с преимущественно сырьевого пути развития на производство и поставку продукции и услуг если не законченного цикла производства, то как минимум первичной обработки. С этой целью необходимо:

• развитие системообразующих отраслей;

• диверсификация производства и экспорта;

• развитие образования, культуры, науки и научного обслуживания, связи и информационных коммуникаций;

• привлечение иностранных и отечественных инвестиций;

• развитие государственно-частного партнерства;

• развитие малого и среднего бизнеса;

• реформирование финансовой системы;

• развитие системы социальной защищенности — пенсионной, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства. Представляется, что преобразования в данных

направлениях в полной мере могут быть реализованы на инновационной основе, что в дальнейшем обеспечит модернизацию экономики.

Однако относительно такого вывода в современных научных и общественно-политических публикациях существуют и согласованные, и противоречивые высказывания. Так, в данной полемике участвовали и высказали свое мнение Е. Примаков, А. Аганбегян, А. Шохин, В. Евтушенков, Б. Титов и А. Бабаков, а также представители других направлений [2—6]. Обобщая различные точки зрения относительно таких понятий, как модернизация и инновации, следует отметить следующее.

Во-первых, необходимо теоретическое обоснование процесса модернизации экономики. Очевид-

но, что модернизация представляет собой создание фундаментальных предпосылок развития общества и его устройства на основе инноваций, так как инновации есть продукт-новшество, который в конечном итоге приводит к экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Во-вторых, экономика модернизации должна опираться на хорошо организованную финансовую систему, ориентированную на всемерную поддержку прогрессивных преобразований, используя возможности кредитования, займов, гибкой налоговой системы, правовых гарантий.

В-третьих, модернизация любого объекта, будь то техника, технология, экономика, предполагает наличие образца, а поскольку в природе нет идеального образца, приоритетным направлением модернизации следует выбрать наилучший образец в других странах и в последующем, таким образом, из совокупности кластерных элементов сформировать собственную модель модернизации экономики, соответствующую установленным параметрам и срокам исполнения.

Из всего этого следует, если модернизация экономики — двигатель прогресса во всех ее сферах, в том числе и в общественном, и в социальном устройстве страны, то в совокупности с инновациями они представляют собой звенья единой системы, способной оказать существенное влияние на развитие страны в целом. Поэтому ни разделять, ни тем более противопоставлять их друг другу нет смысла. Напротив, их влияние обоюдное, поскольку инновации стимулируют модернизацию экономики, а это, в свою очередь, формирует потребности в развитии инновационных процессов. Что касается сущностного содержания, то, безусловно, понятие «модернизация экономики» шире, так как модернизация есть системный процесс, необходимым этапом которого является процесс инновационного развития. Однако вместе с тем необходимо, чтобы ценность инновационной экономики осознанно поддерживало общество, и на основе этого происходила не только модернизация экономики, но и модернизация общества.

Доказательством этого служит то, что ресурсная поддержка инновационного направления развития будет обеспечиваться за счет экстенсивных и интенсивных факторов роста, но данное предложение носит несколько абстрактный характер. Поэтому, например, уменьшение ассигнований в добывающие отрасли экономики может привести к потере темпов в экономическом развитии, а альтернативное предложение — увеличить добычу природных ресурсов и ускорить подачу их на меж- 25

Рис. 1. Виды эффективности инвестиционных проектов

дународный рынок сырья, может вызвать приток денежных средств, которые можно направить на развитие инновационных процессов. Однако в силу того, что существует временной лаг во вложении средств в экономику и получением реального результата, то данный вариант решения проблемы не даст желаемого результата.

Следовательно, необходимо к выполнению задачи модернизации экономики подходить комплексно, путем использования различных источников: государственных ресурсов, ресурсов частнособственнического предпринимательства, политической и общественной поддержки. Это приведет к решению задачи модернизации экономики на основе системы, что позволит осуществить системную модернизацию в целом страны.

Таким образом, необходимо построение концепции модели системной модернизации экономики, модели эндогенного качественного экономического роста, в состав которой включаются постановка целей и задач, расчет необходимых денежных средств и определение источников финансирования, а также объема необходимых инвестиций, сроков решения поставленной задачи и эксертная оценка результатов или оценка по аналогам на основе показателя экономического эффекта. Эффект от модернизации экономики должен оцениваться на основе вклада участников в решение поставленной задачи и удовлетворять таким критериям

26 -

эффективности, как экономическая, так и социально-общественная эффективность.

Это приводит к тому, что появляется потребность в мониторинге инвестиционных идей. Кроме того, с целью получения положительного экономического результата и минимизации рисков необходимо разработать соответствующую совокупность отборочных критериев, которые основываются на эффективности инвестиций, вкладываемых в инвестиционные проекты [1] (рис. 1). В их составе необходимо учесть такие критерии, как виды эффективности и принципы оценки эффективности, денежные потоки и дисконтирование денежных потоков, а также совокупность показателей эффективности инвестиций.

Эффективность инвестиционного проекта опирается на понятие целесообразности его осуществления. И если его осуществление положительно влияет на основные показатели экономики страны или хозяйствующего субъекта, например, увеличивает внутренний валовой продукт (ВВП), прибыль и рентабельность производства, то оценить результат можно на основе эффективности проекта в целом или эффективности от участия в проекте.

Это означает, что эффективность проекта в целом оценивается не только с целью определения его потенциальной привлекательности и обоснования источников финансирования, но и расчета социально-экономической и коммерческой эффективности в количественных и качественных показателях с учетом влияния на развитие общества в целом и каждого структурного элемента.

Что касается показателей коммерческой эффективности проекта, то в этом случае следует оценивать финансовые последствия от его реализации для каждого участника в отдельности, предполагая, что он несет не только расходы с целью завершения проекта, но имеет доступ и пользуется результатами в конечном итоге.

Показатели эффективности проекта в целом характеризуют с экономической точки зрения технические, технологические и организационные проектные решения. Эффективность участия в проекте определяется для оценки вероятности его выполнения и степени заинтересованности в этом всех участников.

В основу оценок эффективности инвестиционного проекта положены следующие основные принципы [1]:

• расчет эффективности проекта в течение жизненного цикла;

моделирование денежных потоков; сопоставимость условий сравнения различных вариантов проекта;

принцип положительности и максимума эффекта;

учет фактора времени; учет предстоящих затрат и поступлений; сравнение эффективности «с проектом» и «без проекта»;

учет всех существенных последствий проекта; учет интересов участников проекта; учет влияния на эффективность проекта потребности в оборотном капитале; учет влияния инфляции; учет (в количественной форме) влияния неопределенностей и рисков, сопровождающих реализацию проекта.

Это приводит к тому, что появляется потребность в мониторинге инвестиционных идей. Мониторинг инвестиционных идей строится на информационной базе данных, которые составляют основу технической модели наблюдения. Открытия, изобретения, научно-техническая информация, лицензирование и патентоведение являются элементами информационной среды и объектом наблюдения, систематизации и предоставления в пользование.

Содержание информационной среды определяется ее инфраструктурой, способной создавать условия для формирования информации, сбора и предоставления ее пользова-

телям, регулирующей инвестиционные отношения (рис. 2). Причем современное состояние экономики и финансов требует соблюдения определенных мер предосторожности, поскольку степень влияния рисков в данной ситуации многократно усиливается. Как показывает практика, разнообразие рисков насчитывает порядка 500 видов различных модификаций и нюансов проявления, в частности, только на инвестиционную деятельность приходится более половины.

Таким образом, информация как продукт обмена сведениями оказывает решающее влияние на принятие решения о реализации инвестиционного процесса. Суть дела сводится к тому, что информация при всем ее разнообразии не является продуктом равнодоступным и одинаково воспринимаемым. Асимметричность информации в этом процессе сказывается на результатах инвестиционных решений, тем более в условиях кризиса или посткризисного периода. Причинами такого состояния является то, что:

• информация — дорогостоящий продукт, требующий определенных затрат;

• достоверность информации требует неопровержимых доказательств;

• потребителю информации необходима только та ее часть, которая позволяет удовлетворить определенную потребность и решить поставленные задачи;

• квалификация потребителя должна соответствовать качеству потребляемой информации, позволяющей адекватно ее подобрать и переработать.

Рис. 2. Информационная среда инвестиционных отношений

При этом неполная информация — асимметричная информация — способствует злоупотреблениям в бизнес-процессах из-за неравенства условий для его участников. Это приводит к снижению активности, чрезмерной осторожности и необоснованной конкуренции на рынке. К тому же, из-за того, что для выработки и принятия управленческого решения требуется переработать значительное количество информационных источников, этот процесс становится сложным и трудоемким. Ошибки в этом случае неизбежны, поскольку обработкой информации определенного профиля занимаются управленцы, работающие в соответствующем направлении, и поставляют ее выше по организационной структуре. И если таких уровней управления в организации несколько, то вероятность ошибок увеличивается. Избежать такой ситуации возможно с применением новейших информационных технологий.

С этой целью целесообразно использовать комплексные информационные системы автоматизации учета и управления (ERP-систем), столь распространенные за рубежом. Применение этих систем позволяет автоматизировать бизнес-процессы и обобщать информацию для персонала различного уровня управления. Но практическое применение отечественными предприятиями комплексных информационных систем автоматизации учета и управления предъявляет к ним ряд существенных требований, так как внедрение информационных систем является трудоемким и затратным процессом, который влечет увеличение штата высококвалифицированных специалистов, ограничение доступа к информации о деятельности компании, нарушает информационную безопасность системы, что действительно затрудняет применение данных систем, но может быть устранено самой компанией-пользователем. Однако сложность технического устройства системы автоматизации учета и управления является серьезным препятствием ее распространения. Вместе с тем для эффективного управления производственными процессами и антикризисного управления данные системы являются одним из важнейших условий устойчивого функционирования.

Таким образом, модернизация экономики на основе инновационного развития обоснована объективными обстоятельствами, которые формируют побудительные мотивы перехода к экономике модели эндогенного качественного роста, способной повысить уровень общественного устройства, социального обеспечения, материального состояния и конкурентного противостояния на международной арене.

Список литературы

1. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: утверждены Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике 21.06.1999 № ВК 477.

2. Модернизация экономики России: реальные проектировки или умозрительное словоблудие? URL: http: //www.kapital-rus.ru/articles/article/176234.

3. Модернизация экономики РФ: помочь бизнесу и привлечь инвесторов // Информационное агентство РИА Новости. М., 2010. URL: http:// www.rian.ru/economy/20100121/205663149.html.

4. Никитаев В. Модернизация vs. Инновация // Русский журнал, 22.03.2010. URL: http://www. russ.ru/pole/Modernizaciya-vs.-Innovaciya.

5. Новый курс: модернизация российской экономики // Аналитический вестник Аппарата Государственной Думы. Выпуск № 3 (2). 2010. Серия: экономическая политика. URL: http:// wbase.duma.gov.ru:8080/law?d&nd=981605703& mark=4981600006.

6. Пономарев И., Ремизов М, Карев Р., Бакулев К. Модернизация экономики как построение нового государства: независимый экспертный доклад // Агентство политических новостей. М. , 2009. URL: http://www. apn.ru/publications/ article22100.htm.

7. Формирование модели эндогенного качественного экономического развития: теория, методология, практика: монография / под общ. ред. Л. А. Кормишкиной. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009.

г \

ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:

www.dilib.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.