Научная статья на тему 'Модернизация: экономика знаний'

Модернизация: экономика знаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация: экономика знаний»

Особенностью современного этапа развития инновационной деятельности как зарубежных, так и российских ТНК является наличие больших возможностей для использования информационных технологий, которые обеспечивают формирование и эффективное функционирование сетевых структур. Экономические субъекты в условиях инновационной экономики включены в переплетающиеся деловые сети, в рамках которых они не только наблюдают за действиями конкурентов, но и непосредственно взаимодействуют друг с другом. Это позволяет участникам инновационного процесса соотносить и корректировать стратегии своего развития. Новые условия конкуренции, новые технические возможности предпринимательской деятельности, использование новых инструментов управления компаниями создают предпосылки для развития бизнеса в новом формате, который предусматривает применение новых бизнес-моделей на основе использования различных схем взаимодействия, включая использование прогрессивных Интернет-технологий, связывающих в режиме реального времени всех участников инновационного процесса. Развитие сетевого бизнеса позволяет компаниям использовать в своей работе идеи потребителей и других участников инновационного процесса. Получение ценной информации об адаптации и использовании инновационного продукта потребителями дает возможность предприятию генерировать новые инновационные идеи и принимать правильные решения по их усовершенствованию и модификации, по планированию каналов распространения и созданию маркетинговых инноваций, что в практической деятельности способствует ускорению диффузии инноваций и создает возможности для открытого обмена знаниями, технологиями, идеями, компетенциями между различными предприятиями.

На период 2010 г. в бюджете Российской Федерации зарезервировано 10 млрд. руб. для реализации технологических инициатив, сформулированных Комиссией по модернизации и технологическому развитию1. Запланировано формирование системы предоставления бюджетных грантов (субсидий) крупным предприятиям по приоритетным направлениям инновационной деятельности (ядерные, космические и медицинские технологии, стратегические информационно-коммуникационные технологии и энергоэффективность), включая проведение НИОКР, разработку и проектирование новых образцов инновационной промышленной продукции, компенсацию затрат на патентование за рубежом.

Особую стратегическую важность приобретает в сложившихся условиях выдвижение иностранным инвесторам встречных требований, касающихся передачи технологий, лицензий, размещения в стране помимо производственных подразделений научно-исследовательских центров. В решении этой задачи крупный инновационный бизнес призван сыграть ключевую роль, формируя стратегические альянсы, создавая совместные предприятия, привлекая к реализации инновационных проектов зарубежных инвесторов из числа компаний - технологических лидеров. Крупные компании в инновационной сфере должны разработать корпоративные программы инновационного развития и осуществить их реализацию, причем планируется формирование долгосрочных программ технической политики в области госзакупок, что является действенной мерой в условиях выхода российской экономики из кризиса. Такая стратегия должна дать толчок собственному технологическому развитию госкомпаний и обеспечить ориентиры для предприятий реального сектора при планировании ими разработки и выпуска новой продукции. Таким образом, активизация инновационной деятельности крупных компаний при государственной поддержке позволит осуществить комплекс мероприятий по выводу национальной экономики из кризиса.

Овчинников В.В.

д.э.н., д.т.н., директор центра глобальной экспертизы Глобального индустриального центра производственных

сетей в странах Европы, Латинской Америки и КНР

МОДЕРНИЗАЦИЯ: ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ Введение

Мир нуждается в модернизации, направленной на переход к новой технологической структуре экономики, основанной на глобальной конкуренции в сфере тиражируемых информационных услуг. Созревание подобной технологической структуры экономики, называемой часто экономикой знаний является целью модернизации любой стремящейся к экономическому лидерству страны и основано на более эффективном управлении производством и потреблением знаний. Лидирует в этой сфере плоская экономика, состоящая из сетей инновационных и финансовых супермаркетов и производственных сетей предприятий и банков (ПСП), не раз доказавших свою живучесть в самых экстремальных условиях жизни человеческого общества. Плоская экономика использует новую природу целей, функций, задач и структуры управления хозяйственной деятельностью ПСП. Она применяет новые подходы к глобализации систем управления знаниями, финансового менеджмента, а также к независимой от чиновников экспертизе инновационных проектов, основанной на международном и глобальном разделении труда, использовании лучших стандартов и постоянном обмене лучшим мировым опытом.

1. Модернизация и инновации, вытекающие из экономики знаний

Модернизация (М) - это общественно-политический процесс. Он представляет собой коренное изменение общественных отношений, изменение логики, в которой живет общество, институциональную перестройку. Инновация

1 http://www.economy.gov.ru - официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации.

401

- процесс технологический, внедрение любой новой технологии. Она может быть реализована как в области производства, так и в области общественного управления. Известно, что М экономики в любой стране осуществляется с конкретной целью приобрести новые конкурентные преимущества государства и бизнеса на местном, национальном или глобальном рынках. Причем не только в товарах, но и в умах и компетенциях предпринимателей, рабочих, инженеров и чиновников. Такая М не может быть успешно проведена без учета мотивации власти и общества к модернизации, мотивации, подкрепленной грамотным управлением и честным судом.

Иногда М проводится насильственно при мотивации власти к войне. Так поступали СССР и Германия в тридцатые годы и даже демократические США и Великобритания в период Второй мировой войны. Насильственная М в России всегда сопровождалась жестокими репрессиями (вспомните борьбу Столыпина с общиной, опричнину Ивана Грозного или индустриализацию «по-сталински»). В этом случае общество подчиняется власти, которую мотивация общества не интересует. Решающим фактором М. выступает преодоление, а также замена традиционных ценностей, препятствующих социальному изменению и экономическому росту, на ценности, мотивирующие хозяйствующих субъектов на производство и потребление знаний, создание систем управления знаниями, обеспечивающих разработку, создание и распространение новых технологий и генерирование новых организационно-экономических отношений.

Экономика знаний - это, прежде всего, система производства знаний, пользующихся спросом, и управления знаниями. Система управления знаниями создается на основе фундаментальных наук, а также усилий менеджеров и инженерного корпуса, способных измерять спрос на знания и осуществляющих коммерческое применение знаний. Вопрос о том, является ли экономика знаний новой эрой общественного развития, пришедшей на смену аграрной и индустриальной эпохам, остается открытым. Ряд экспертов считает, что экономика знаний существенно отличается от экономики индустриального типа, когда накопление богатства было связано с материальными активами. По мнению других, это всего лишь следующая фаза индустриальной эпохи, благосостояние по-прежнему определяется производственными процессами, а нематериальные активы повышают конкурентоспособность, не более того.

В экономике знаний производство знаний должно служить одним из основных источников роста экономики и уровня жизни населения. Цена знаний служит истинной оценкой полезности знаний. Весьма интересным фактом является то, что 90% востребованных экономикой знаний создано за последние 30 лет, а 90% ученых являются нашими современниками. В США вклад в ВВП отраслей экономики, потребляющих знания, составляет 42%, в Китае - приближается к 30%. В российской экономике этот показатель пока несущественен и не превышает 2,26%. Такой показатель объясняется низкой эффективностью управления знаниями в России и падением (примерно в 9 раз за 15 лет) производства знаний при росте затрат на НИОКР, уже превышающих в ряде случаев аналогичные затраты Китая и США.

Что такое - управление знаниями? Например, компания British Petroleum (ВР) озаботилась тем, что уровень добычи нефти на одинаково технически оснащенных глубоководных скважинах значительно различается. Компания установила, что дело в различном уровне знаний специалистов, работающих на этих скважинах. Причем эти знания не были задокументированы, т.е. находились главным образом в головах сотрудников. Обнаружив это, менеджмент ВР принял решение распространить ценные знания среди сотрудников отстающих скважин. Результатом стал значительный подъем уровня производительности труда и прибыльности компании. В дальнейшем ВР была разработана программа управления знаниями (Knowledge Management - KM). В общем КМ можно определить как создание и управление интеллектуальными активами компании. В сфере изучения КМ находятся следующие основные вопросы: производство интеллектуальных активов компании; распространение ценных знаний (ЦЗ) среди сотрудников компании и передача ЦЗ новым сотрудникам; концентрация ЦЗ для решения нестандартных, в т.ч. и инновационных задач; повышение уровня знаний компании и генерирование, новых знаний

2. Развитие экономики знаний, обусловливающей переход от одного технологического

уклада к другому

Экономика знаний прошла несколько революционных этапов развития, каждый из которых был связан с выдающимися открытиями человечества. К первому этапу следует отнести открытие химического кода выдающимся российским ученым Д.И. Менделеевым. Работая над трудом «Основы химии», Д.И. Менделеев открыл в феврале 1869 года один из фундаментальных законов природы - периодический закон химических элементов, который сохраняет актуальность до сих пор.

Ко второму этапу, безусловно, следует отнести открытия в области кодов молекулярной генетики, которая начинается с появившихся в 1940-1950-х гг. работ, доказавших ведущую роль дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) в передаче наследственной информации. Важнейшими шагами стали расшифровка структуры ДНК, триплет -ного кода, описание механизмов биосинтеза белка, обнаружение важнейших модификаций ДНК, геномов человека. Все это вместе взятое позволяет конструировать живые организмы и иные биологические системы. Третий этап, который еще только вызревает, связан с синтезом технологий на основе модели конвергенции. По сути дела этот этап характеризуется выдающимся открытием технологического кода, положившего начало применения конвергентных технологий, объединяющих возможности нанотехнологий, биотехнологий, информационных и когнитивных технологий. Такие наиболее значимые открытия всякий раз при своем появлении оказывали и продолжают оказывать существенные влияния на становление, рост зрелости и упадок экономики и на обусловленные этим финансовые, экономические и социальные кризисы. Всякий раз становление новых экономических порядков, неизбежно знаменует смену очередного технологического уклада.

Смена знаний происходит периодически вследствие падения спроса на «старые»и роста спроса на «но-вые»знания. Достаточно обратить внимание на циклы экономики, связанные с инновационными прорывами и выявленные российским ученым Н.Д. Кондратьевым, которые состоят из чередующихся фаз относительно высоких и относительно низких темпов экономического роста за счет возникающих потребностей в новых знаниях. Исследования и выводы Н.Д. Кондратьева основывались на эмпирическом анализе большого числа экономических показателей различных стран на довольно длительных промежутках времени, охватывавших 100-150 лет. Эти показатели включали в себя индексы цен, государственные долговые бумаги, номинальную заработную плату, показатели внешнеторгового оборота, добычи угля, золота, производства свинца, чугуна и т. д. Циклы Н.Д. Кондратьева наглядно демонстрируют характер смены одного технологического уклада мировой экономики другим.

Технологический уклад [tenor of technology] как понятие теории научно- технического прогресса, введенное в науку отечественными экономистами Д.С. Львовым и С.Ю. Глазьевым, означает совокупность сопряженных производств (взаимосвязанных технологических цепей), имеющих единый технический уровень и рассматриваемых как некая альтернативная по отношению к отраслевой, структурная подсистема экономики. Производства, входящие в один технологический уклад, вследствие их сопряженности развиваются синхронно: изменения в одном из элементов технологического уклада вызывают изменения в остальных и в циклах экономики. Смена доминирующих в экономике технологических укладов предопределяет, по мнению авторов, неравномерный ход научно-технического прогресса.

История свидетельствует, что водяные двигатели и текстильные машины составили основу первого технологического уклада (с преобладанием текстильного машиностроения). Паровые двигатели для транспортных средств (паровозов и пароходов) сформировали ядро второго технологического уклада, а электрические машины - третьего технологического уклада. Четвертый технологический уклад в СССР и в Германии был создан с помощью принудительной модернизации и обеспечил конвейер массового производства автомобилей, самолетов, тяжелого машиностроение и большую химию. Основные достижения пятого технологического уклада составили компьютеры, малотоннажная химия, телекоммуникации, электроника и Интернет. Шестой технологический уклад еще только зарождается с помощью конвергентных технологий, основанных на синтезе технических систем с биосистемами с помощью нанотехнологий, на проектировании живых организмов, новом природопользовании и робототехнике, новой медицине, а также на высоких гуманитарных технологиях и проектировании различных видов менеджмента. Те страны, которые добиваются убедительных успехов в своем развитии в области новых технологий следующего технологического уклада, доминируют над остальными в росте экономики.

В умах ученых уже зарождается образ седьмого технологического уклада, конструирующий совершенно иные подходы к глобальным коллективным компетенциям, социальной среде и идентификации общества на основе синтеза знаний в разных областях науки. К сожалению, пока экономика России демонстрирует существенное отставание от других стран тем, что большинство ее промышленных предприятий использует технологии четвертого технологического уклада (до 60%), и лишь 10% предприятий, главным образом в сфере оказания услуг, применяет технологии пятого технологического уклада, импортируемые в Россию. Справочно: Китай за десять лет добился того, что свыше 50% промышленных предприятий освоили технологии пятого технологического уклада собственного производства.

3. Глобальная конкуренция на рынках знаний

Для того чтобы успешно провести М с приобретением глобальных конкурентных преимуществ, означающих позиционирование на мировом рынке, компании, государству нужно совершать инновационные прорывы и нужно знать, для чего они нужны.

В этой связи глобализация конкуренции характеризует революционные изменения в принципах «открытия мирового покупателя». При реализации данного принципа к ресурсам следует отнести не только материальные и нематериальные ресурсы, но и компетенции (знания) ученых, менеджеров и инженеров, проектная идентификация которых является необходимым условием для развития принципа «открытия глобального покупателя», известного из работ по экономической теории С. Бланка. Под компетенциями здесь понимается совокупность характеристик ученого, эксперта, менеджера и инженера, определяющих эффективность его способов достижения цели, в том числе лидерские качества, аналитические способности, целеустремленность, творческий подход к решению задач «открытия местных, национальных, международных и глобальных покупателей», умение оказывать влияние на результативность, умение получать и обрабатывать информацию о покупателях инновационной продукции.

В этом смысле открытие глобального покупателя охватывает все потенциальные возможности и усилия ученых, менеджеров и инженеров из разных стран, направленные на коллективное использование с помощью эффективных коммуникаций некоего глобального ресурса на рынках знаний, услуг по трансформации идей в коммерческие продукты для «найденного» покупателя и труда (массового международного разделения производства новой продукции) для многих «найденных» покупателей. Такой глобальный ресурс сложился исторически на развалинах мощнейшей в свое время системы финансовых коммуникаций Global Custody. Этот ресурс может быть освоен только с помощью новых компетенций ученых, менеджеров, и самое главное, инженерного корпуса, обладающего принципиально новыми знаниями и навыками своевременных корректирующих и предупреждающих действий при реализации сложнейших проектов будущего.

Для глобальной конкуренции нужно правильно выбрать баланс в экономике между предприятиями с разными видами экономической деятельности, уровнями и способами управления при осуществлении инновационной деятельности. Здесь наиболее эффективной зарекомендовала себя гибридная экономика, состоящая из плоских и иерархи-

ческих предприятий, наделенных самостоятельностью своих действий в обмен на ответственность при выполнении взятых на себя обязательств. Примером может служить глобальная система, состоящая из плоских сетей небольших предприятий и групп физических лиц, образующих так называемые поисковые стартапы в Израиле. Эти стартапы регистрируются в облегченном режиме (часто без образования юридического лица) и действуют в рамках совместных проектов всемирной паутины Solid Works. Стартапы из разных стран взаимодействуют с крупными иерархическими транснациональными компаниями в США (General Electric) или одновременно с плоскими и иерархическими структурами в Китае, главным образом в свободных экономических зонах (СЭЗ). При этом знания оформляются в некоторые оцифрованные предметы экспорта Израиля в США, где они капитализируются и осваиваются крупными компаниями, забирающими основную прибыль от коммерческой деятельности (до 80%), остальное «подбирает» Китай, заполняя рынки Европы, США и многих других стран своей готовой наукоемкой продукцией (до 70% готовых изделий в экспорте страны).

4. Основные виды предприятий, обеспечивающих модернизацию многоукладной экономики,

с помощью систем управления знаниями

Экономика знаний должна строиться на основе предприятий, способных к инновационной деятельности, то есть к переработке идей, изобретений и открытий в конкретную продукцию, обладающую новыми ценностями для потребителей. В связи с этим, различают небольшие плоские (с небольшим числом уровней управления) предприятия и компании с большим числом уровней управления. Хорошим примером плоских предприятий служат небольшие, но многочисленные мобильные предприятия Китая (парцеллы), которые своей деятельностью создают плоскую экономику, осуществляющую быстрое инновационное копирование лучших моделей изделий, имеющих мировую известность, одновременно с приобретением китайской продукцией новых ценностей для потребителей.

В то же время операционная экономика (заводы, фабрики с многоуровневым управлением) нацелена, прежде всего, на массовое производство продукции и не может соревноваться с плоскими структурами в области темпов инновационных прорывов. Оба вида предприятий ведут между собой постоянный обмен информацией, цифровыми моделями, компетенциями ученых, менеджеров, экспертов и инженеров и другими ресурсами с целью создания новых технологий следующего технологического уклада.

При этом каждый вид предприятий применяет разные структуры и способы управления. Операционная экономика состоит из множества иерархических предприятий, действия которых направлены на достижение хорошо известных результатов - операций. На предприятиях операционной экономики востребованы, главным образом, менеджеры и инженеры по операциям. Для них кислородом служит логика действий и прибыль. Для менеджеров этого типа бизнес-модель должна быть направлена на постепенное внедрение новшеств и основана на жесткой иерархии управления, на хорошо отработанных процессах, но на старых знаниях. Отсюда, они должны обладать достаточной вертикальной и локальной компетенцией по операциям. Таких менеджеров готовят в больших количествах, в том числе и со степенью МВА. Все действия менеджеров основаны на минимуме неопределенности между поставщиком на входе и потребителем на выходе процесса копирования.

В то же время, предприятия плоской экономики лучше приспособлены к конвергентным технологиям и нацелены на инновационные прорывы в междисциплинарных нишах. На таких предприятиях работают менеджеры совершенно иного типа, чем в операционной экономике. Такие менеджеры лучше приспособлены к творческому процессу, плохо переносят бюрократию и им делегируются значительные полномочия. Такая экономика требует подготовки кросс-функциональных междисциплинарных команд менеджеров с горизонтальной, международной или глобальной когнитивными компетенциями. Проблема экономики этого типа заключается в неопределенности, возникающей между поставщиком знаний на входе процесса и потребителем знаний на выходе процесса, трансформирующего объект интеллектуальной собственности (ОИС) в коммерческий продукт. Чем больше неопределенность, тем более необходимо применять конвергентные технологии.

5. Синергетический эффект ускорения модернизации путем опережающего развития плоской экономики знаний

Плоская экономика, структура которой показана на рис. 1, способна создавать значительный синергетический эффект при инновационных прорывах. Для этого она должна обеспечить когерентность действий менеджеров с ресурсами. Под ресурсами понимаются все материальные и нематериальные ресурсы (объекты интеллектуальной собственности и информация), которыми обладают предприятия в сети, включая компетенции менеджеров и исполнителей процессов. Ресурс компетенций рассматривается как единый для всей сети плоских предприятий в целом. Иногда он концентрируется в индустриальных центрах, объединяющих плоские предприятия. Это означает, что каждый менеджер или иной работник может работать над проектом, привлекая посредством индустриальных центров услуги другого менеджера из сторонней организации и из другой страны. Например, менеджер китайской строительной компании может с помощью новейших коммуникаций, использовавшихся ранее для финансовых инноваций, воспользоваться услугами дизайнера из Германии, а архитектора из США и осуществить цифровое макетирование строительного объекта с разработкой всей необходимой документации во Франции. Все эти менеджеры и специалисты образуют кросс-функциональную команду из людей, живущих и работающих в разных странах и берущих на себя обязательства выполнять по договору требования единых для сети стандартов и нормативных актов. Тем самым обеспечивается эффективное коллективное творчество, ускоряющее М.

Инновационная синергетика плоской структуры

Плоская структура Иерархическая структура

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (А1 и А2)

ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

(ТРАНСНАЦИОНАЛЬ НЫЕ КОМПАНИИ

Рисунок 1

Процессный подход предусматривает преобразование действий менеджеров и персонала предприятия в совокупность процессов, которые сортируются по признаку известного и неизвестного результата. Процессы с известным результатом передаются в управление менеджерам по операциям, а процессы с неизвестным результатом -менеджерам по инновациям. Первый тип менеджеров осуществляет действия, направленные на массовое производство продукции с целью захвата рынков, главным образом, зарубежных. Здесь главное - скорость разработки и освоения рынка. Второй тип менеджеров занимается творческой когнитивной деятельностью по преобразованию изобретений в макетные или экспериментальные образцы наукоемкой продукции. Обычно, менеджеры по инновациям стремятся копировать известную в мире продукцию и дополняют ее новыми ценностями.

Синергетика - это подход, рассматривающий возникновение новых свойств, качеств, стратегий в сложных системах, элементы которых таковыми не обладают. Этот подход означает появление новых продуктов на базе скопированных, но обладающих новыми ценностями для потребителей. При этом, основные риски возникают при стремлении повысить синергетический эффект вследствие недостатка компетенций менеджеров и персонала и могут привести плоскую структуру в хаотическое состояние. Для снижения таких рисков определяются с помощью специальных классификаторов основные категории (уровни) компетенций. Среди таких категорий можно выделить вертикальные компетенции (например, чиновников из государственных учреждений и менеджеров в крупных частных компаниях) и предпринимателей заводов и фабрик (менеджеров по операциям). В случае использования плоских управляющих структур особое значение приобретают горизонтальные компетенции, означающие ответственность, которую предприниматели берут на себя в обмен на делегирование им полномочий от руководства компаний. Точно также можно выделить локальные компетенции менеджеров по инновациям (специалистов, которые хорошо разбираются внутри предприятия), международные (умение работать на зарубежных рынках) и глобальные компетенции (глобальные конкурентные преимущества).

Совместную деятельность множества плоских и иерархических предприятий необходимо регулировать с помощью специальных уполномоченных органов. Иначе эта система может пойти вразнос. То же самое касается компетенций. Если уровни компетенций менеджеров или экспертов существенно различаются, то растет вероятность флук-туаций уровней компетенций. С целью снижения рисков от недостаточной компетентности менеджеров и инженеров и защиты плоской экономики от недопустимых флуктуаций в плоских структурах используют техническое регулирование уровня колебаний компетенций, показанное на рис. 2. В качестве механизма регулирования используют действия сетевых органов классификации, сертификации и стандартизации компетенций.

Классификаторы определяют вид деятельности по производству продукции или оказанию услуг и соответствие этого вида деятельности потребностям общества. В качестве примера действий классификатора можно привести классификацию категории отелей и вытекающие из этих категорий отелей требования к инфраструктуре, менеджерам и персоналу. Органы сертификации определяют соответствие уровня компетентности специалиста требованиям стандартов в конкретном виде деятельности. Например, экспертов или менеджеров можно отнести к определенной категории компетентности А1 или А2.

6. Способы технического регулирования разных видов деятельности предприятий

плоской экономики

техническое регулирование компетенций

классиф вида де иннова1 компан:

структура плоских сетей предприятий в сша, израиле и китае

сетевой орган

сертификации компетенций

сетевой орган стандартизации компетенций

Рисунок 2

Органы стандартизации в плоских структурах определяют требования, рекомендации или руководства, обеспечивающие международное разделение труда. Таким образом, классификаторы определяют вид деятельности, сертификаты подтверждают соответствие компетентности менеджера или эксперта требованиям стандартов сети предприятий, а стандарты позволяют осуществить международное разделение труда.

Основным органом, организующим трансферт технологий и консолидирующим глобальный ресурс компетенций и разрешающим конфликты интересов между менеджерами с разными уровнями компетенций при М, служит инновационный супермаркет (ИС). Инновационным супермаркетом называется форма торгового сетевого сотрудничества между владельцами интеллектуальной собственности, предпринимателями и инвесторами, обладающими достаточным уровнем компетенций и ресурсов для приобретения новых конкурентных преимуществ, важных для М. Инновационный супермаркет создается с целью проектной идентификации и консолидации сетевой совместной деятельности плоских структур по созданию технологий и продукции, обладающих новыми ценностями для потребителей.

С помощью такой идентификации и консолидации предприниматель с помощью ИС должен открыть инвестору и ученому покупателя на продукцию, созданную на основе знаний. Здесь исключена классическая цепочка МВА, когда нужно сначала что-то придумать, затем разработать и внедрить устройство или способ, затем превратить все это в коммерческую продукцию, а затем ее попытаться продать. В этом заключалась основная многолетняя ошибка подготовки менеджеров, экспертов, инженеров, когда считалось, что «достаточно построить лучшую в мире мышеловку, а мыши придут туда сами». Такая практика была метко названа Кристинсоном К. в книге «Дилемма инновато-ра» проектом «лучшей мышеловки».

Природа инновационного супермаркета исключает проекты «лучшей мышеловки» и заключается в консолидации глобального сетевого ресурса компетенций для открытия покупателей инновационной продукции. Инновационный супермаркет сглаживает неизбежные флуктуации компетенций, возникающих между менеджерами с разными уровнями компетенций из различных компаний, образующих плоскую сеть для создания конкурентной продукции. Созданный новый глобальный ресурс обеспечивает мощный синергетический эффект открытия покупателей за счет снижения неопределенности между требованиями поставщиков на входах процессов и заказчиков (покупателей) на выходах процессов, а также за счет встраивания корректирующих и предупреждающих действий в процессы преобразования объектов интеллектуальной собственности в коммерческие продукты, востребованные покупателями.

Для достижения поставленной цели каждый инновационный супермаркет коммутирует в одном месте и в одно время множество компетенций поставщиков объектов интеллектуальной собственности, предпринимателей, способных превратить эти объекты в конкретные коммерческие продукты, а также возможности финансовых супермаркетов, состоящих из банков и фондов, способных финансировать инновации с помощью глобальных инвестиционных стандартов. Для этого инновационный супермаркет обладает целой гаммой инструментов классификации, сертификации, регистрации и стандартизации объектов интеллектуальной собственности и компетенций по «открытию покупателей». Супермаркеты устанавливаются на стыках входов и выходов процессов плоских сетей и иерархических структур, где наблюдаются наиболее высокие флуктуации компетенций и вытекающие из них высокие риски невыполненных обязательств. Это делается для того, чтобы сгладить флуктуации ресурсов, то есть инновационные супермаркеты играют роль некоего демпфера между плоскими сетями, снижающего вероятность и последствия перехода структур в хаотическое состояние.

Функции инновационного супермаркета (ИС) показаны на рис. 3 и образуют фундамент, обеспечивающий достижение цели с помощью финансовых супермаркетов, оперирующих как с венчурным, так и с иным капиталом, а

7. Инновационные супермаркеты

также с помощью глобальных инновационных менеджеров и экспертов, обладающих соответствующей компетенцией А1 или А2 в своем профиле деятельности. В основные функции ИС входят разные способы переработки интеллектуального сырья (изобретений, открытий и идей) в инновации. Это становится возможным в случае использования глобальных индустриальных центров, объединяющих необходимые ресурсы для реализации проектов. Взаимодействие разных ИС становится возможным в случае использования идентичных международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и глобальных инвестиционных стандартов, обеспечивающих эффективный контроль инвестиций в нематериальные активы на балансе компаний.

ИННОВАЦИОННЫЕ СУПЕРМАРКЕТЫ

Глобальные венчурные Глобальные инновационные эксперты;;^^

Профиль

инвесторы

Уровень компетентности А1 или А2

Интеллектуальное сырье Бухучет нематериальных

активов на балансе компании

Глобальные индустриальные центры

Глобальные предприниматели (инновационные менеджеры)

Коммерческие продукты

инновационного супермаркета ►

Рисунок 3

Задачи инновационного супермаркета заключаются в расширении ассортимента продукции, обладающей новыми и привлекательными для потребителей ценностями, и рынков сбыта за счет глобального взаимодействия плоских структурных подсистем, осуществляющих инновационные прорывы в новый технологический уклад с помощью плоских стартапов (небольших компаний, состоящих из нескольких человек, но обязательно включающих в свой состав владельцев интеллектуальной собственности, предпринимателей (инновационных менеджеров, а также инвесторов), иногда не регистрирующихся как юридическое лицо и иерархических структур, осуществляющих массовое производство новой продукции. Инновационный супермаркет позволяет добиться существенных инновационных прорывов путем обмена инновационным опытом, четкого разделения труда между различными предприятиями в сети, установления хорошо продуманных норм сетевых стандартов и наделен для этого механизмами классификации, сертификации и стандартизации сети предприятий.

Общая схема превращения денег в знания и знаний в деньги в инновационном супермаркете достаточно стандартна. Сгенерированная в некоей творческой атмосфере стартапа идея сначала должна трансформироваться в объект интеллектуальной собственности, быть признана в качестве нематериального актива на балансе предприятия. Далее она должна пройти профессиональную экспертизу у компетентного эксперта. Оцениваются необходимые затраты и потенциальная прибыль, скорость оборота средств, конкуренция с другими техническими решениями, риски.

При положительных результатах экспертизы идея моделируется (оцифровывается) и в формате трехнаправлен-ного цифрового макета модели предлагается инновационному супермаркету или физическому лицу - инвестору. Инвестор, вкладывающий деньги, проверяет общую концепцию и проводит экономический анализ с учетом спроса как внутри производственной сети, так и вне нее и требуемых ресурсов. Затем инженеры продукт разрабатывают, маркетологи выводят на рынок, и начинаются продажи новой технологии - новые знания наконец-то превращаются в деньги.

Например, программист в компании-стартапе в Израиле создает некий программный продукт (ПП). Этот программный продукт в комплекте с компанией в инновационном супермаркете (ИС) за $10000 покупает американский предприниматель и продает права на ПП и на компанию транснациональной компании (ТНК) США в ИС уже за $1 млн. ТНК получает выручку, продавая ПП своим многочисленным потребителям, $15 млрд. Далее, ТНК продает лицензию некоторой китайской компании, которая берет на себя обязательства выждать некоторое время перед выходом на рынок и удовольствуется выручкой в несколько $ млрд. и перспективной возможностью выхода на мировые рынки. Для того чтобы эти сделки состоялись, каждый из участников должен признать и учитывать на своем балансе нематериальный актив из ПП.

Практически у каждой исследовательской группы в США, Израиле и в Китае есть связи с инновационными супермаркетами и в соседнем помещении своя частная компания, работающая по модели «стартапа», задача которой в случае успеха исследовательского этапа немедленно капитализировать его и начать приносить доход. То есть преоб-

разовать знания в бизнес. В инновационных супермаркетах нет государственных чиновников, но работают хорошо подготовленные юристы, защищающие права ученых, а также эксперты, тщательно отслеживающие ситуацию на рынке знаний и инвестиций. Там находятся компании, которые моментально из своих денег готовы обеспечить любые лаборатории и экспериментальные площадки, любые материалы и приборы для ученых. Кого там точно нет - это бюрократов. Там нет откатов и взяток, людей с печатями и машин с мигалками.

На рис. 4 показана примерная структура ИС, которая состоит из подсистем определения критериев объектов интеллектуальной собственности (ОИС), регулирования действий менеджеров и экспертов ИС, взаимодействия с другими плоскими структурами и с финансовыми супермаркетами, а также контроля эффективности инвестиций.

Финансовые супермаркеты

S6J

Инновационный супермаркет

Рыночная Справедливая стоимость стоимость

► Критерии ОИС в стартапах

Балансовая стоимость

Себестоимость

Контроль эффективности инвестиций (глобальные инвестиционные стандарты)

Классификация Сертификация

Инструменты регулирования

£

К другим плоским структурам (стартапам)

Регистрация

V

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зация

Консолидация глобального сетевого ресурса компетенций

Встраивание корректирующих и предупреждающих действий в процессы

Анонимная проверка качества и соответствия

Снижение флуктуаций компетенций

е,

Модели поиска ©г

несоответствий

V-

Синергетический эффект

Рисунок 4

Подсистема определения критериев включает в свой состав стандарты, способы признания и оценки разных видов стоимости нематериальных активов. Подсистема взаимодействия с другими плоскими структурами использует методы и алгоритмы консолидации глобального сетевого ресурса компетенций на основе его проектной идентификации. Такая идентификация стабилизирует флуктуации на определенном безопасном уровне с сохранением достаточного синергетического эффекта. Подсистема регулирования включает в свой состав описанные выше механизмы идентификации соответствий (классификацию, сертификацию, регистрацию и анонимную проверку соответствий) с помощью цифровых моделей диагностики несоответствий. Данная подсистема включает в свой состав также механизмы встраивания в процессы необходимых корректирующих и предупреждающих действий с целью предупреждения и устранения выявленных в результате проверки несоответствий. Подсистема связи с другими финансовыми супермаркетами использует сложившиеся в мире финансовые коммуникации банковских (SWIFT) и других небанковских систем. Подсистема контроля эффективности инвестиций применяет механизмы финансового менеджмента, основанные на глобальных инвестиционных стандартах.

8. Проектная идентификация глобального ресурса компетенций ученых, менеджеров и инженерного корпуса при М с помощью экономики знаний

Наибольшего синергетического эффекта можно добиться при оптимальном сочетании иерархических структур производства массовой продукции и инновационных плоских структур, осуществляющих технологический

прорыв. При этом и те, и другие структуры могут взаимодействовать в разных странах мира с помощью глобальных компетенций потребителей ресурсов.

Компетенции ученых эффективнее действуют там, где лучше инфраструктура для научных исследований и патентования их результатов, а компетенции операционных менеджеров там, где выше дух предпринимательства и можно быстрее наладить серийное производство с минимальными издержками. Примером может служить тандем: Израиль (идеи и изобретения) и США (крупные транснациональные компании и преобладание среди населения пред-

принимателей). При этом Израиль поставляет интеллектуальное сырье (изобретения), а США организуют производство коммерческой продукции с помощью транснациональных компаний (ТНК). Таким образом, сформировался кластер ИС, где Израиль (лаборатория) постоянно пополняет новинками «полки» супермаркета, предприниматели и финансисты из США, превращают новинки «на полках» в коммерческие товары, а Китай, как крупнейший экспортер мира (фабрика), быстро копирует новые товары и продает их в другие страны мира.

Важным признаком экономики знаний является проектная идентификация глобальных компетенций менеджеров, осуществляющих реализацию новых наукоемких изделий из идей или изобретений, показанная на рис. 5.

Глобальный ресурс компетенций менеджеров в преобразовании интеллектуальной собственности в коммерческую продукцию

Менеджер-инициатор (Израиль)

ГЕНЕРИРУЕТ ИДЕИ

И УПРАВЛЯЕТ ПРОЕКТАМИ В ОБЛАСТИ ВОЕННОЙ И БЫТОВОЙ ЭЛЕКТРОНИКИ

Менеджер-предприниматель плоской структуры в Китае ОПРЕДЕЛЯЕТ ПОТРЕБНОСТЬ В НОВОЙ ПРОДУКЦИИ

Ме не дже р-адм инистратор крупной компании США

ОТВЕЧАЕТ ЗА ПРИБЫЛЬ И ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА КОМПАНИИ

Менеджер-интегратор (ЕС)

ИНТЕГРИРУЕТ ПРИОБРЕТАЕМЫЕ ПРОЦЕССЫ И АКТИВЫ С ЦЕЛЬЮ РАСШИРЕНИЯ РЫНКА СБЫТА, ОРГАНИЗУЕТ ПЕРЕДАЧУ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ОТ ВЛАДЕЛЬЦЕВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ МЕНЕДЖЕРАМ

Рисунок 5

Проектная идентификация глобального ресурса заключается в том, что менеджера-инициатора лучше брать из Израиля, менеджера-предпринимателя - в Китае, менеджера-администратора - в США, а менеджера-интегратора, в качестве которого может выступать инновационный супермаркет - в одной из стран Европейского Союза. В своих действиях менеджеры из разных стран используют цифровое моделирование как способ исследования реальных явлений, процессов, устройств, систем и др., основанный на изучении их математических моделей (математических описаний) с помощью компьютеров. Программа, выполняемая компьютером, также является своеобразной моделью исследуемого проекта. При этом цифровое моделирование к настоящему времени охватывает авиакосмическую, автомобилестроительную, судостроение, промышленное оборудование, строительство, энергетику, товары широкого применения, упаковку, фармацевтику и более точно моделирует реальность, чем физические макеты. Среди других сетей предприятий, использующих цифровое моделирование объектов на рынке трехмерных систем автоматизации проектирования PLM - Product Lifecycle Management лидирует сеть компаний Solid Works. Помимо обыкновенного трехмерного моделирования в проекты инженерами закладывается важная конструкторская и технологическая информация.

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕНЕДЖЕРОВ

СОЗДАНИЕ В ГОЛОВЕ ЦЕЛЛОСТНОИ КАРТИНЫ БИЗНЕСА ИЗ ОТРЫВОЧНЫХ ДЕТАЛЕЙ

«

ИЗУЧЕНИЕ ДЕЙСТВИИ КОНКУРЕНТОВ И ЗАКОНОДАТЕЛЕЙ И ПРИОБРЕТЕНИЕ ЗНАНИЙ О ЦЕННОСТЯХ, ВЕРБАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ

ЛОКАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРИНЯТИЯ КОМПЕТЕНЦИИ РЕШЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ СЕТЕЙ ПЕТРИ

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

УРОВНЯ СИНЕРГЕТИКИ

ВЫЯВЛЕНИЕ ФЛУКТУАЦИЙ

КОМПЕТЕНЦИЙ

МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ, АНАЛИТИЧЕСКИ ПРОДУМАННЫХ ПРОГРАММ И ПРОЦЕДУР ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ СЛОВЕСНОЙ ИНФОРМАЦИИ

ВЕРТИКАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Технология проектной идентификации ученых, менеджеров, экспертов и инженеров показана на рис.6. Она основана на умении и навыках учитывать достижения конкурентов (для менеджеров) и создавать целостную картину бизнеса с планированием и определением стратегической цели. Далее технология предусматривает разделение компетенций на локальные (конкретное предприятие), горизонтальные (в плоских структурах), вертикальные (в иерархических системах управления, в том числе для чиновников и менеджеров в госкомпаниях), международные (в совместной деятельности предприятий из разных стран) и глобальные (глобальные действия менеджеров). Если технология идентификации компетенций показывает высокий уровень флуктуаций компетенций по отношению к конкретным проектам, то следует применить на основе моделей процессов принятия решений соответствующие корректирующие и предупреждающие действия, снижающие синергетический эффект и, как следствие, уровень флуктуаций компетенций.

9. Конвергенции технологий будущего

Большинство экспертов считает, что конвергенция технологий является единственным шансом для многих стран, отстающих от лидеров в освоении технологий шестого технологического уклада, вырваться в лидеры. Но для этого нужно многое сделать и для начала разработать стратегию технологического будущего. На рис. 7 показаны основы конвергенции технологий, позволяющие с помощью синергетического эффекта сделать инновационный прорыв в будущее.

Прежде всего нужно осуществить стратегическую проектную идентификацию компетенций ученых, менеджеров и экспертов, подготовить новое поколение инженерного корпуса, способного применять инструменты моделирования искусственного интеллекта и атомно-молекулярного конструирования биоробототехнических систем. Фактически предстоит переход к подготовке кадров, способных работать с белком, состоящим из сотен тысяч атомов, в то время как сейчас инженеры имеют дело с элементами компьютеров из кремния, состоящего из 8 атомов.

Конвергентные волны технологического развития N810 ( ^нано- 8- био-1- инфо- 0- когно)

©о

Моделирование искусственного интеллекта, нейронауки, атомно- молекулярное конструирование биоробототехнических систем (белок - сотни тысяч атомов, кремний ( 8 атомов)

Человеческий мозг и компьютер

Инновационные междисциплинарные управленцы и эксперты

Математика

Лингвистика

Психология

Философия

Экономика

Теория

информации

Медицина/ Биология

Информационные технологии

Биотехнологии/ нанотехнологии (синтез наноразмерных микроэлектронных устройств, интегрированных в живые организмы)

Рисунок 7

Далее инновационным междисциплинарным менеджерам и экспертам предстоит научиться решать задачи конвергенции таких наук, как математика, лингвистика, психология, философия, экономика, теория информации с информационными технологиями, биологическими системами, изучаемыми в настоящее время медициной и биологией и на основе еще не разработанных технологий конвергенции создавать системы мозг человека - компьютер, способные к мышлению.

Очевидно, здесь у России есть шанс занять подобающее место, поскольку уже есть многолетний опыт конвергенции технологий в прошлом и унаследованные от советского прошлого остатки научных школ в этой области. В частности в 70-х годах прошлого века был накоплен значительный опыт в области исследований нейрофизиологии различных организмов и использования этого опыта при построении технических систем в рамках крупных амбициозных проектов, подобных ядерному, космическому, противоракетному проектам. Известный экономист, лауреат Нобелевской премии Д. Стиглиц утверждает, что М в России «способствует солидное научное наследие, возможность

генерировать внутренний спрос на инновации, но есть слабые стороны: осталось мало времени для возрождения научных традиций, низкие зарплаты ученых, сокращающееся население и «массовая всепоглощающая бюрократия».

10. Технологии роста качества изобретений способов и устройств

В Советском Союзе за год подавалось свыше 190 тыс. заявок на изобретения. Государство в этот период брало на себя патентование изобретений за границей и помогало изобретателям оформлять заявки и осуществлять патентную экспертизу. Одновременно между государством и изобретателем заключался общественный договор, который предусматривал небольшие выплаты за изобретение в обмен на передачу прав на изобретение государству. Поэтому с переходом к рыночной экономике государство отказалось от прав на изобретения и возложило все затраты на патентование изобретения на самих изобретателей. Результат не замедлился сказаться. Число заявок снизилось до 29 тыс. в год.

На этом фоне практически незамеченной осталась новость, что Китай начиная с 2011 г. должен выйти на первое место по заявкам на получение международных патентов, опередив не только Японию, но и США. Безусловно, заявки -это еще не сами патенты: по числу действующих патентов Китаю с его 134 000 еще далеко и до Японии почти с 2 млн., не говоря уже о США с 14 млн. патентов. Более того, по данным Всемирного банка, из $184 млрд. мирового оборота отчислений за использование прав интеллектуальной собственности в 2008 г. на долю США приходилось $91,6 млрд. (половина), а Японии - $25,7 млрд. У Китая несравнимо меньше: всего $570,5 млн. - 0,3% мирового рынка. Но важно другое: тренд роста этого показателя у Китая - экспоненциальный: в 2007 г. он обогнал Россию и вышел на первое место среди стран БРИК, оставив далеко позади Индию, где технопарки принесли стране лишь $147 млн. (падение с $206 млн. в 2005 г.). Если этот тренд сохранится, Китай действительно сможет обойти Японию уже до 2020 г.

Китай, завоевывая себе нишу в мировой экономике, обошелся в свое время без инноградов (Силиконовых долин), сделав ставку на расширение потенциала освоения изобретений производственными сетями небольших предприятий. Пекин стимулировал спрос на инновационные технологии через развитие инфраструктуры и включение своих береговых территорий с их дешевой рабочей силой в глобальные технологические цепочки. Иностранные инвесторы приносили с собой технологии, обучали персонал и тем самым стимулировали рост производительности труда. Но сейчас, оставаясь по-прежнему нетто-импортером - легальным и нелегальным - объектов интеллектуальной собственности и удовлетворяя прежде всего внутренний спрос на разработки, Китай постепенно превращается в мировой центр изобретений и инноваций.

Технологии оформления изобретений в экономике знаний, показанные на рис. 8, основаны на рыночной природе знаний и используют различные нормы требований к новизне, полезности и востребованности рынком изобретений. Эти технологии перекладывают ответственность за качество изобретений на самих изобретателей, которые вправе нанимать для оформления заявок и проверки патентных фондов специально подготовленных для этого патентных поверенных. Изобретатель или поверенный должны выявить все несоответствия, влияющие в худшую сторону на новизну и полезность изобретения и устранить эти несоответствия. Одновременно рядом стран, развивающих экономику знаний, приняты законодательные акты о необходимости подтверждать полезность изобретения с помощью создания цифровой модели устройства или способа изобретения. Такая цифровая модель позволяет наглядно продемонстрировать действие устройства или способа без его физического макетирования. Особенно это важно для стартапов, не обладающих достаточными средствами для макетирования изобретения.

Технологии повышения качества изобретений в глобальном инвестиционном стандарте FT146/SR02-9

Требования:

Потребность в наборе исключительных Градация:

прав на изобретение в возможно большем Сп°с°б или устройство

числе стран и востребованность рынком ^ изобретения изобретения

Качество изобретения: степень соответствия

Возможности:

способность цифровой модели ОИС

новизны, полезности и реализуемости изобретения своевременно осуществлять

перспективам спроса на него

корректирующие и предупреждающие действия по устранению несоответствий, влияющих на качество изобретения

Удовлетворенность потребителей изобретения: Цифровая модель, доказывающая соответствие заявленной сущности изобретения требованиям коммерциализации изобретения в разных странах

Важным критерием успешного трансферта технологий с помощью инновационных супермаркетов служит количество международных патентных заявок по процедуре PCT (Patent Cooperation Treaty). Всего в 2009 г. было подано 155 900 заявок: 46 079 (29,6%) поступило из США, 29 807 (19,1%) - из Японии и 16 732 (10,7%) - из Германии. Из России было подано всего 662 заявки, что ниже показателей Индии (835 заявок) и значительно ниже показателей Китая (7906 заявок). Статистика среди корпораций выявила лидерство Panasonic Corporation (1891 заявка), китайской Huawei Technologies (1847 заявок) и немецкой RobertBosch (1586 заявок). Среди университетов лидируют Калифорнийский университет (321 заявка) и Массачусетский технологический институт (145 заявок).

Россия привлекает международных заявителей как потенциальный рынок применения современных технологий: в 2008 г. они перевели на национальную фазу в России через процедуру PCT 11 499 заявок. Это значительно меньше, чем 83 576 заявок, переведенных на национальную фазу через европейское патентное ведомство, 61 122 -через патентное ведомство США и 57 641 - через патентное ведомство Китая. Данный паритет объективно отражает привлекательность рынков новых технологий для международных заявителей. Поэтому не вызывает сомнений, что на территории Сколково должна быть создана инфраструктура поддержки международной патентной защиты.

Еще одна важная задача состоит в том, чтобы ввести эффективный механизм внедрения результатов интеллектуальной деятельности в гражданско-правовой оборот. Принятый летом 2009 г. 217-й федеральный закон, открывший перед бюджетными учреждениями возможность вкладывать права на интеллектуальную собственность в уставный капитал стартапов, стал по-своему революционным для России. Однако он все еще требует значительных доработок, поскольку не вполне соответствует современным мировым практикам трансфера технологий. Не имея реальных стимулов для развития и коммерциализации технологий, многие ученые попросту не подают патентных заявок и не заинтересованы в создании стартап-компаний.

11. Глобальная экспертиза проектов в экономике знаний

Экспертное заключение по проекту новой технологии, нового устройства или способа доказывает возможность реализации проекта. Поэтому, чем оно качественнее, тем с большей вероятностью проект становится успешным. В условиях глобализации экспертное заключение может носить локальный, международный и глобальный характер. На рис. 9 показана схема глобальной экспертизы проекта. Она состоит из нескольких уровней. На первом уровне эксперты обслуживают проекты конкретных предприятий в плоской сетевой структуре. Для примера таких предприятий в производственных сетях может быть несколько тысяч. Все эти предприятия выпускают продукцию на принципах разделения труда.

Глобальная экспертиза проектов

Персонал ВЭФ, приглашенные политики, ученые, эксперты

Индустриальные центры (560) (комиссии по экспертизе проектов)

Всемирный экономический форум (ВЭФ) (2300 участников)

Группа партнеров из учредителей Центра глобальных индустрий и глобальных индустриальных центров (1200)

Глобальные индустриальные центры-6000 экспертов из 86 стран мира

Проектные семинары с сертификацией компетентности А1 или А2 (118 в год)

Предприятия плоской сети (1960)

Вход в экспертную

систему

Login

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пароль

Банковский

депозит

Рисунок 9

Предприятия могут быть зарегистрированы в разных странах, обслуживаются экспертами с определенной категорией компетентности (А1 или А2), доказательство которой содержится в специальных сертификатах, выдаваемых индустриальными центрами на основе результатов прохождения проектных семинаров по определенным видам деятельности и проверки квалификационных работ экспертов, подтверждающих или не подтверждающих уровень компетенций экспертов. Индустриальные центры образуют сеть, управление которой возлагается на глобальный индустриальный центр. В самом простом случае эксперты индустриальных центров обслуживают плоские предприятия на территории одной страны, а эксперты глобальных индустриальных центров - территории нескольких стран или всего мира.

В качестве примера на схеме на рис. 9 глобальные индустриальные центры объединяют компетенции 6000 анонимных экспертов из 86 стран мира и могут дать более точный прогноз рынков потребления знаний в 86 странах мира. Глобальные индустриальные центры могут делегировать своих экспертов в крупнейшие международные организации (ООН или Всемирный экономический форум в Давосе), причем такие эксперты способны определить качество знаний на глобальном уровне и проверить их с помощью крупнейших ученых мира, а также, в случае необходимости лоббировать продвижение полезных идей, изобретений в экономику на самом высоком политическом и экономическом уровнях.

12. Опыт Китая в модернизации технологической структуры на основе экономики знаний

Как заявил Первый Заместитель Председателя КНР Си Цзиньпин «...Мир нуждается в новых формах мотивации к сотрудничеству эффективных чиновников и предпринимателей, мотивации, основанной на механизмах разделения труда, делегирования полномочий и ответственности, обмена опытом и приобретения конкурентных преимуществ на уездных, окружных, провинциальных и глобальных рынках».

Опыт Китая при проведении М, безусловно, заслуживает изучения, поскольку обеспечил быстрый переход от отсталой во всех отношениях страны к развитому государству, захватившему за последние 15 лет основные рынки Европы, США, Африки и Латинской Америки. Причем основную долю в экспорте составляют наукоемкие товары.

Современный Китай - это страна с плоской, территориальной государственной системой управления и разными формами управления в разных уездах, округах и провинциях и скорее напоминает конфедерацию территориально независимых органов в экономике. Региональным руководителям делегирована значительная власть в обмен на ответственность, в том числе и партийная. Национализированы не частные предприятия, а их владельцы. Китайская бизнес-элита изначально была заинтересована в технологическом прорыве страны на мировые рынки с помощью экономики знаний через свободные экономические зоны, соответствующие международным требованиям к праву, уровню коррупции, к глобальным инвестиционным и технологическим стандартам. Такой технологический прорыв состоялся вследствие высвобождения инициативы в области экономики знаний при создании новых плоских инновационных предприятий, интегрированных с аналогичными предприятиями на Западе. Значительную роль в прорывах на мировые рынки сыграли плоские сети предприятий (производственные сети), состоящие из тысяч парцелл (независимых небольших предприятий, выпускающих комплектующие для крупных сборочных организаций).

В настоящее время Китай является бесспорным лидером в области инноваций и претендует на первое место в мире по экспорту наукоемкой продукции (70% готовых изделий), обойдя ЕС и Японию. У России пока 41% экспорта составляет нефть, газ, металлы. Открыв для себя западных покупателей, китайцы реализовали стратегию массового инновационного копирования товаров с улучшением их качества и с использованием инновационных супермаркетов для выхода с этими товарами на зарубежные рынки. Тем самым они избежали проектов «лучшей в мире мышеловки».

Китайцы давно поняли, что эффективная модернизация немыслима без продвижения своих товаров на мировой рынок на основе открытия новых покупателей. Главным элементом китайской модернизации стало развитие инфраструктуры связи, скоростных автомобильных и железных дорог, уплотнивших пространство Китая. Государство отторгает демократию западного типа, но уделяет большое внимание эффективности управления в особых экономических зонах и активно сотрудничает с парцеллами. Тысячелетние традиции отбора чиновников все чаще основываются на их заслугах и профессиональных качествах. Жертвами борьбы с коррупцией становится до 45 000 госслужащих и до 20 000 работников силовых структур в год. Из членов политбюро ЦК КПК и правительства КНР образца 2003 г. сегодня посты аналогичного уровня занимает менее 1/4 чиновников. Обновление элит постоянно связано с острой конкуренцией и затрагивает все этажи и эшелоны власти.

Огромные человеческие и материальные ресурсы позволили Китаю осуществить быстрое развитие передовых отраслей. В 2003 - 2009 годах выпуск автомобилей увеличился в 11 раз, компьютеров и оргтехники - в 16 раз, мобильных телефонов - в 26 раза. В СНГ в это время добыли нефти больше на 62%, выплавили стали - на 35%, но рост в национальном автомобилестроении составил 21%, а своего производства компьютеров, оргтехники и средств мобильной связи было, так и нет.

В значительной степени успех китайской экономики был достигнут благодаря накоплениям, притягательности огромного внутреннего рынка, инвестиционному климату, обеспечившему приток сотен миллиардов долларов в созданные на побережье КНР особые экономические зоны, выстроенные по модели инновационных супермаркетов плюс дешевая и добросовестная рабочая сила, способная безупречно работать на современном оборудовании и по новым технологиям. Одновременно, для стран СНГ и многих других стран существует высокие риски того, что если Китай уменьшит сбыт продукции на мировых рынках хотя бы на один процент, это неизбежно повлечет за собой рост безработных, дешевых и добросовестных специалистов, способных работать на самом современном оборудовании, на несколько миллионов человек в год и готовых мигрировать в страны с дефицитом таких специалистов, к которым, к сожалению, пока относятся многие страны, в том числе и Россия.

Заключение

При модернизации Россия изначально имеет ряд конкурентных преимуществ по сравнению с другими экономиками: наличие природных ресурсов, образовательный потенциал и значительные земельные и водные ресурсы. Од-

нако эти преимущества фактически не используются. Образовательный потенциал уходит в виде утечки мозгов, неэффективность доходов от природных ресурсов иллюстрируется тем, что дополнительные доходы от нефти почти исчерпаны и при этом повышаются налоги.

Экономика знаний сможет внести значительный вклад в ВВП страны только тогда, когда будет расти производство знаний, с одной стороны, и потребление этих знаний предпринимателями и инженерами, с другой стороны. Для выполнения этого условия нужны новые технологии, способные превращать фундаментальное знание в деньги. Природа таких технологий заключается в консолидации усилий изобретателей, предпринимателей и инвесторов с учетом требований международных стандартов. Такая консолидация создает синергетический эффект быстрее, чем с помощью инноградов.

Что нужно сделать для преодоления опасности дезинтеграции и значительного отставания России от многих стран в области высоких технологий и ухода от сложившейся сырьевой модели экономики? Прежде всего, вывести экспертизу проектов на новый качественный глобальный уровень. Для этого необходимо разработать и внедрить новые четкие профессиональные критерии для вертикальных, горизонтальных, локальных, международных и глобальных категорий компетенций экспертов и менеджеров, участвующих в независимом рецензировании проектов.

Нужно внедрить системы управления знаниями на предприятиях, в госучреждениях так, как это делается в глобальных инновационных супермаркетах, гарантирующих высокое качество преобразования знаний в коммерческую продукцию. Совместными усилиями власти и общества нужно сделать невозможным существование компаний, выпускающих неконкурентную продукцию с невысокой добавленной стоимостью и не использующих знания о проектах шестой технологической волны.

Нужно перевести банки и иные финансовые институты, осуществляющие инвестиции в экономику, на работу с системами эффективного контроля инвестиций с помощью глобальных инвестиционных стандартов. Необходимо усилить взаимодействие экономик разных стран, направленное на увеличение вклада в ВВП за счет производства знаний, с одной стороны, и потребления этих знаний предпринимателями и инженерами, с другой стороны.

Для выполнения этих условий нужно использовать мировой инновационный опыт стартапов и инновационных супермаркетов. К этому нужно добавить настрой на успех модернизации страны гражданского общества, усиление борьбы с коррупцией, высокую мотивацию инновационных менеджеров к М, дешевую и добросовестную рабочую силу, способную работать на современном оборудовании и эффективную государственную бюрократию.

Список литературы

1. Арнольд В.И. Теория катастроф. - М., 1990.

2. Кондратьев Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения - избранные труды. - М.: Экономика, 2002.

3. Мун Ф. Хаотические колебания / Пер. с англ. - М., 1990.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946.

5. Хакен Г. Синергетика / Пер. с англ. - М.,1985.

6. Шустер Г. Детерминированный хаос / Пер. с англ. - М., 1988.

7. Эйген М., Винклер Р. Игра жизнь. - М.: Наука, 1979. - С. 53.

8. Моисеев Н.Н. Человек. Среда. Общество. - М., 1982.

9. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. - М., 1974.

10. Николае Г. Самоорганизация в неравновесных системах. - М., 1979.

11. Овчинников В.В. Глобальная конкуренция. - М.: ИНЭС, 2008

12. Материалы Всемирного экономического форума. - Давос. 2001-2010.

13. Овчинников В.В. Системы управления в плоских сетевых структурах. Учебное пособие для инновационных менеджеров. - Пекин: Университет бизнеса, 2009.

14. Овчинников В.В. Финансовый менеджмент. Учебное пособие для международных проектных семинаров «Финансовый менеджмент с использованием международных инвестиционных стандартов». - М.: ИНЭС, 2009.

15. Овчинников В.В. Менеджмент качества. Учебное пособие. - М.: ИНЭС, 2009.

16. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. - М.: Вильямс, 2001.

17. Кристенсон К. Дилемма инноватора. - Осло: ИРПР, 2008.

Плакиткина Л. С.

к.т.н., зав. лабораторией Института энергетических исследований РАН

ПРИМЕНЕНИЕ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Формы индикативного планирования и индикативных планов

Индикативное планирование (от лат. «indicator» - указатель) - это советующее, ориентирующее планирование на государственном уровне, которое является способом вовлечения самостоятельных субъектов рынка на паритетных началах с государством в разработку и реализацию программ развития. Индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы параметров (индикаторов), которые характеризуют состояние и развитие как отдельных отраслей, так и экономики страны в целом, соответствующие государственной социально-экономической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.