Сали м ХАН
Глава департамента экономики Блумсбургского университета, США
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
В глобализирующемся мире традиционные образовательные
системы настоятельно требуют модернизации с позиций современного общественного развития. Образовательные проблемы в России еще более сложны в силу политического переустройства
страны.
Высшие учебные заведения в мире не уделяют должного внимания международным и национальным аспектам учебных программ. Это замечание справедливо и в отношении экономического образования. Предлагаемые вузами программы замечательны, но они, к сожалению, не имеют отношения к проблемам преодоления всеобщей бедности, ухудшения окружающей среды, массовой неграмотности. Мало примеров тому, что такие темы появляются в программах, планах и учебных материалах. Обычно им отводится второстепенная роль на занятиях и в исследованиях. В целом качество образовательного продукта может быть улучшено включением региональных, национальных и международных аспектов развития.
Многие вузы в обучении и исследованиях придерживаются подхода
«специалист», делая упор на теорию, навыки и тренировку. При таком подходе высшие учебные заведения выпускают молодых специалистов, недостаточно информированных с точки зрения международных проблем. С учетом этого замечания основной вопрос, который встает перед руководством вуза, заключается в понимании того, что такое качество образования? Что значит быть образованным человеком в глобальной экономике и какой вклад может внести образование в дело созидания и прогресса? Это является задачей образовательных институтов и указывает на необходимость пересмотра и модернизации образовательной системы в мире.
Экономическое образование часто критикуют, - например, Ли Боллинджер, президент Колумбийского университета, указывает на использование слишком больших интеллектуальных и финансовых ресурсов для создания абстрактных моделей, далеких от решения насущных проблем современного мира и имеющих только частичное отношение к экономическим проблемам развитого и развивающегося мира. Такое образование ориентировано на совершенствование
теории и избегает тех областей, где факты и цифры очевидно противоречивы.
Все эти и подобные вопросы определяют характер изменений и образовательных задач, в частности в науке экономики и современном экономическом образовании. В настоящее время геополитические, геоэкономические и технологические изменения на мировой арене создают множество новых проблем и основательно влияют на характер и состояние мировой экономики.
Окончание холодной войны, качественный прорыв в области средств коммуникации, небывалый рост торговли и рынков, эксперименты с демократией, политические свободы бурным потоком обрушились на нас. Сегодня человечество фактически пребывает в состоянии конфликта «в отношении исконных человеческих верований и смешения культур и народов на беспрецедентном уровне». Кроме этого повсеместная безграмот-
ность населения отсталых регионов, слабая экономика во многих странах Африки и Азии, проблемы окружающей среды, бедность, нищета и невежество, приводящие к столкновению культур, быстро распространяющийся спид и ВИЧ-инфекции - все это угрожает прогрессу в будущем.
Высшая школа сегодня должна модернизировать систему образования в контексте экономических перспектив XXI века, демократического будущего и соблюдения прав
человека. Образовательной сфере принадлежит важная роль в повышении человеческого потенциала, достижении экономического процветания, социальной справедливости и культурного разнообразия, прогресса и стабильности в глобализирующейся экономике.
Приведенные выше тенденции являют собой как возможности, так и риски, и в этом не слишком оптимистическом сценарии только образование внушает надежды на будущее. Возможности, предоставляемые современным образованием, могут выявить огромный человеческий и творческий потенциал. Усовершенствованная среда для обучения и потоки научной информации свидетельствуют о возрастающей роли знаний в экономической деятельности. Экономика, основанная на знаниях, связанная с торговлей, рынками и предпринимательством и сулящая народам благосостояние наряду с демократическим порядком, являет собой самую большую надежду стран и народов. И если мы в высшей школе не будем заниматься этими проблемами, мы рискуем получить будущее, не отвечающее чаяниям людей, возрастающую незащищенность и насилие по всему миру...
С точки зрения обучения экономическое образование является непростой задачей. Перманентно изменяющийся характер экономической политики и экономического анализа требует постоянного пересмотра. В недавние времена вплоть до середины ХХ века имело место очевидное прямолинейное
понимание экономики как науки. Экономические принципы были достаточно просты, как и обучение им.
С течением времени экономика стала более сложной наукой, включающей различные модели и обобщения, и поэтому имеет различные измерения и параметры. В настоящее время деловая активность национальных фирм, структура движения товаров и услуг через границы, международные потоки капитала, миграция рабочий силы, прямые инвестиции, освоение новых технологий являются гранями современной глобализации.
Межотраслевые связи конкурирующих международных компаний и множественность регулятивных и операционных рамок, в которых происходит глобальная экономическая деятельность, приобретают новые черты. Все это привносит дополнительные трудности в образовательный процесс.
Позвольте вернуться к вопросам, с которых я начал свое выступление. Что же следует понимать под качественным продуктом в образовании? Что означает быть образованным человеком в глобальной экономике? Как образование может способствовать прогрессивному преобразованию мира? Трудно дать точное определение качественному экономическому образованию и его продукту, особенно с точки зрения догматической науки и тех ученых, которые склонны к чрезмерным абстракциям. В то же время бесспорно, что качество продукта будет зависеть от общего
процесса разработки учебных планов по экономике, методики обучения, среды обучения, преподавательского опыта и всего процесса в целом.
Для осуществления обучения на хорошем качественном уровне необходимы следующие составляющие: учебные планы, предусматривающие глубокое изучение международных проблем и опыта, совершенствование навыков межнационального общения и знание иностранных языков, межкультур-ное взаимодействие; применение интерактивных методов обучения с акцентом на критическое мышление и обмен мнениями; благоприятная обучающая среда, способствующая свободным дискуссиям по теоретическим и практическим вопросам; разносторонний педагогический опыт, не ограниченный только книжными знаниями и узкими профессиональными интересами.
Процесс обучения должен давать студентам возможность лучше понимать сложности изменяющегося мира, разнообразие национальных культур и традиций. Обучение должно помочь им избавиться от черт «человека одного измерения» и воспитать в них черты «человека мира».
Непросто дать определение образованному человеку и четко сформулировать, как именно образование может усилить воздействие на современную экономическую
жизнь. Однако бесспорно, что образованный человек в глобальную
эпоху должен обладать научными и практическими знаниями, которые выходят за рамки формального образования; владеть специальными навыками, обладать интеллектом и широким мышлением; понимать общечеловеческие ценности и своеобразие различных культур.
С точки зрения прогрессивных перемен в мире роль экономического образования общепризнанна. Охватывая международные отношения, мировую историю и культуру, преобразование окружающей среды, экономическое образование усиливает выгоду для национального и международного сообщества. Это безусловное благо, и его распределение обогащает общество социально-экономическими достижениями, которые сглаживают неравенство и усиливают доверие между людьми. Таким образом, оно становится мощным инструментом социального взаимодействия и взаимопонимания между нациями и народами и закладывает фундамент мира, прогресса и надежды.
Недавние исследования в Гарварде по образованию привели к выводу, что «в быстроизменяющемся мире студентам необходимы знания по более широкому кругу проблем с более глубоким осмыслением предметов науки и большим охватом международных явлений». Рекомендовано проведение серьезного пересмотра учебных планов для студентов вузов, чтобы предоставить больший объем знаний по международным аспектам предметов, а также дать углубленные знания иностранного языка тем, кто
будет работать в международной сфере. Молодые специалисты
должны понимать различные культуры, уметь адаптироваться в других странах и работать в составе международных групп.
Таково в общих чертах видение основных направлений в модернизации экономического образования.
Для продвижения вперед в решении задач по совершенствованию экономического обучения и обучения бизнесу, а также для обучения студентов в аспекте международных стандартов и глобальной среды многое было сделано Финансовой академией и Блумсбургским университетом. Хотелось бы отметить большой личный вклад ректора Аллы Георгиевны Грязновой и президента Джессики Козлофф. Инициативы и действия г-жи Гряз-новой в этой области могут служить примером для всех. Под ее руководством были инициированы разработки и осуществлены программы двойного диплома по экономике с различными европейскими университетами, а также с Блумсбургским университетом. Президент Дж. Козлофф полностью поддержала шаги департамента экономики нашего университета в этом направлении. Подобные инициативы придают многосторонний характер продвижению международного образования, повышают статус наших учебных заведений, способствуют росту взаимопонимания и профессионализма наших выпускников.
Мы в Блумсбургском университете стараемся отслеживать динамику глобальной экономики и экономического образования, регулярно пересматриваем, исправляем, модернизируем наши программы и учебные планы, усиливая их международную ориентацию. Мы прививаем нашим студентам способ-
ность широко и перспективно мыслить, мы учим их быть компетентными с точки зрения глобального развития, восприимчивыми к мировым культурам, лояльными к обычаям и традициям, учим их понимать окружающий мир. С ними мы связываем наши надежды на будущее.