Научная статья на тему 'Модернизация дополнительного профессионального образования: социально-педагогический контекст'

Модернизация дополнительного профессионального образования: социально-педагогический контекст Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное профессиональное образование / ожидания работодателей / специалисты социальной сферы. / continuous professional education / expectations of employers / social workers.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куканова Елана Вениаминовна

В статье рассматривается организация дополнительного профессионального образования для специалистов социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of additional professional education for social workers is considered in the article.

Текст научной работы на тему «Модернизация дополнительного профессионального образования: социально-педагогический контекст»

МОДЕРНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Е. В. Куканова

В статье рассматривается организация дополнительного профессионального образования для специалистов социальной сферы.

Organization of additional professional education for social workers is considered in the article.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, ожидания работодателей, специалисты социальной сферы.

Key words: continuous professional education, expectations of employers, social workers.

Модернизация системы дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) представляется нам прежде всего как политика ускоренного развития данной образовательной структуры с целью преодоления застоя и обеспечения уровня образования, отвечающего национальным интересам, целям и стратегиям прогресса. Реформы российской экономики актуализировали проблему качества профессиональных кадров, и, как следствие, расширение требований к компетентности работников. В этих условиях наблюдается изменение ожиданий работодателей от результата повышения квалификации кадров: они ориентированы на развитие базовых компетенций в той или иной профессиональной отрасли, необходимых для осуществления деятельности в новых условиях. Вместе с тем следует учитывать специфику системы послевузовского образования: оно ориентировано на взрослых потребителей образовательных услуг, которые, как правило, имеют сформированную жизненную позицию, профессиональное кредо, сложившееся мировоззрение. Поэтому современное ДПО невозможно рассматривать в отрыве от социально-психологического и социально-педагогического контекстов.

В связи с вышесказанным представляется актуальным анализ оснований модернизации системы дополнительного профессионального образования. Современная социокультурная ситуация характеризуется высокими темпами социальной, экономической и аксиологической трансформации. Если в предыдущих поколениях ценилась стабильность в профессиональной деятельности, а большинство людей всю жизнь отдавали родному предприятию и в почете были профессиональные династии, то сегодня не только смена места работы, но и смена профессии признается вполне обычным явлением, а футурологи прогнозируют, что будущие поколения будут менять вид профессиональной деятельности до 4-5 раз за жизнь. В таких условиях дополнительное профессиональное образование становится ведущим видом образования, ресурсом развития свободы личности.

К 2015 г. доля занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и профессиональную переподготовку, должна достичь 37 %. По экспертной оценке Н. М. Золотаревой, в развитых европейских странах доля экономически активного населения, участвующего в дополнительном профессиональном образовании, составляет 60-70 % [1]. По

239

всем направлениям ДПО в России обучаются от 5 до 11 % работающих граждан (по данным Росстата и Минобрнауки). Причем это касается в основном представителей информационных, экономических и инженерных профессий. Социальные профессии сильно отстают и от этих показателей.

В Постановлении Правительства от 15.04. 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования» на 2013-2020 годы”» [2] поставлена цель: сформировать гибкую, подотчетную обществу систему непрерывного профессионального образования, развивающую человеческий потенциал, обеспечивающую текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации. Перед системой образования стоит задача: охватить взрослое трудоспособное работающее население в население в возрасте 25-65 лет программами непрерывного образования.

Дополнительное профессиональное образование мы рассматриваем как социально-педагогический феномен, поскольку оно создает условия для непрерывного обучения и развития, в том числе саморазвития человека. Его цели и содержание не предусмотрены государственными образовательными стандартами, но при этом имеют важное значение для развития личности и общества, позволяют взрослому человеку реализовывать возникающие в процессе жизни потребности, удовлетворять новые интересы. Принципиально важной в понимании данного контекста и целей дополнительного профессионального образования выступает тенденция ориентации образования на социализацию личности. Являясь объектом исследования различных наук, социализация в междисциплинарном контексте понимается как процесс интеграции индивида в общество. При этом существуют некоторые различия в оценке роли активности социализирующейся личности в данном процессе. Достаточно полный анализ концепций социализации дал А. В. Мудрик, в работах которого обоснованно выделяются два подхода к трактовке содержания данного явления. Первый подход назван субъект-объектным, он признает приоритет активности общества над человеком в процессе социализации, трактует процесс интеграции индивида в систему социальных отношений преимущественно как адаптацию к существующим нормам и правилам. Второй подход - субъект-субъектный - ориентирован на преимущественную активность самой личности, в рамках данного подхода социализация рассматривается как процесс взаимопроникновения индивидуальных и социальных установок. На наш взгляд, оба данных подхода вполне применимы к объяснению сущности процесса социализации ребенка, но если говорить о социализации взрослого человека, то здесь за основу следует брать субъектсубъектное толкование природы социального развития. Вместе с тем, по нашему мнению, тенденции глобализации, интернационализации и интеграции образования, существенное усиление в мировом образовании гуманитарных аспектов смещают акценты в образовании взрослых с вещественносоциальной организации образовательного процесса на его ценностносмысловую составляющую. В контексте идей непрерывного образования дополнительное профессиональное образование может быть определено как социально-педагогический феномен, связанный с созданием необходимых условий для свободного и сознательного жизнепроявления человека в образовании.

240

В законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Таким образом, закон создает базу для целевой ориентации системы ДПО на удовлетворение существующих социальных запросов. Вместе с тем никакая современная система не может развиваться, если не работает на опережение.

Результирующей составляющей ДПО является не только рост профессиональной компетенции обучающихся, но и ряд социальных эффектов. Значимым социальным эффектом дополнительного профессионального образования является мобильность личности как одна из ценностей постиндустриального общества. А современное общество нуждается в людях, подготовленных к жизнедеятельности в постоянно и интенсивно изменяющихся условиях. Только такие профессионалы смогут успешно самореализоваться и чувствовать себя комфортно в современном обществе. Применительно к социальному образованию это означает, что подготовка изначально должна быть ориентирована на формирование профессиональной готовности к изменению своего профессионального статуса, ротации в профессиональной среде, на возможность и способность успешно переключаться на новые виды деятельности и условия труда.

Традиционно в качестве основного эффекта образования любого уровня рассматривается формирование возможностей для повышения социального статуса индивида. Образование способствует снижению уровня маргинализации. Вместе с тем современный работодатель меньше обращает внимание на то, где, чему и сколько времени обучался потенциальный работник, и даже наличие профессионального образования постепенно переходит в категорию императива. Тенденцией развития рынка труда становится конкретизация требований к работникам, приоритет вопроса «Что Вы умеете?» над вопросом «Что Вы изучали?». В связи с этим многие отмечают снижение роли образования как социального лифта. На наш взгляд, массовое образование, в том числе и высшее, на сегодняшний день играет роль скорее «фундамента», чем «лифта», поскольку сам факт наличия документа о высшем образовании перестал быть конкурентным преимуществом, но без него ценность работника на рынке труда минимальна. При этом важно подчеркнуть, что дополнительное образование взрослых в этом смысле не утрачивает своих позиций.

Не менее важным эффектом, чем предыдущие, можно назвать развитие личности слушателей курсов дополнительного профессионального образования. Вроде бы актуальность личностного роста снижается с возрастом: человек, занявший некую профессиональную нишу, в большей степени стремится сохранить сущее, чем приобрести новое, но условия современной культуры диктуют приоритет прогностического развития. Современный человек вынужден «жить на опережение», уметь строить перспективу, планировать изменения социокультурной, профессиональной и личностной ситуации. И именно дополнительное профессиональное образование, на наш взгляд,

241

может стать мощным источником личностного роста образования. Ценностносмысловое профессионально-личностное саморазвитие (трансформация старых и порождение новых, более высоких профессионально-личностных смыслов, смысловых ориентаций) как функция ДПО обеспечивает потенциал постоянного развития, самообновления и самосовершенствования профессионально-смысловой сферы личности, определяя ее способности к смыслотворчеству.

Дополнительное профессиональное образование, помимо прочего, влечет еще один эффект - социальной компенсации. По нашему мнению, ДПО обладает также широкими возможностями компенсации недостатков профессионального общения. Как показывает наш опыт, курсы повышения квалификации для многих слушателей прежде всего ценны возможностью общения с коллегами, обмена опытом, расширением круга профессионального сообщества. И если предметное содержание деятельности слушателей курсов ДПО проектировать как систему проблемных ситуаций и задач, приближенных к реалиям профессиональной среды, к своему прототипу, заданному в модели деятельности специалиста, компенсирующим ресурсом становится социальное содержание обучения, реализующееся через формы совместной деятельности, предполагающие обмен профессиональным опытом, профессионально-личностное общение.

Таким образом, дополнительное профессиональное образование имеет ряд социальных эффектов: (а) оно способствует развитию профессиональной и академической мобильности личности; (б) играет роль «социального лифта»; (в) создает условия для социального развития и компенсации «пробелов» предыдущих этапов социализации. Но все эти эффекты значимо выражены лишь тогда, когда процесс дополнительного профессионального образования уходит от формализма, обусловлено актуальными социальноэкономическими и индивидуально-психологическими детерминантами, исходит от личности, востребовано ею и является источником саморазвития.

Таким образом, под влиянием обозначенных тенденций складывается новая социальная реальность, определяющая и трансформацию цели дополнительного профессионального образования. В обществе востребован новый тип личности: не всесторонне и гармонически развитый по некоему идеальному образцу индивид, а человек, идентичный самому себе, несущий образ себя во всем богатстве отношений с окружающим миром. Все это влечет за собой пересмотр не только содержания и форм образования, но и отказ от многих устоявшихся ценностей в области образования. Условия сложившейся культурной ситуации требуют развивать и обогащать ценностные ориентации взрослых обучающихся, и прежде всего, ценностные ориентации в собственно образовательной (и самообразовательной) деятельности.

Список литературы

1. Золотарева Н. М. О приоритетных направлениях государственной политики в сфере дополнительного профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. - 2013. - № 1. - С. 2-3.

2. URL: http://www.consultant.rU/document/cons_doc_LAW_162182/#p15

242

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.