Научная статья на тему 'Модернизационный потенциал молодёжи (региональный аспект)'

Модернизационный потенциал молодёжи (региональный аспект) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
260
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценности / модернизация региона / жизненные стратегии / социально-экономическое развитие / модерни- зационный потенциал / инновационное мышление / values / modernization of region / life strategies / socio-economic development / modernization potential / innovative thinking.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Котельникова Ольга Вячеславовна

Данная статья посвящена теме модернизационного потенциала старшеклассников. Именно цели и ценности молодёжиопределяют их жизненные установки. Обладая вышеперечисленными ценностными ориентациями, ставя перед собой цели до-стижения материального и семейного благополучия, старшеклассники выступают элементом развития региона, его модерниза-ции. В статье рассмотрены ценностные ориентации старшеклассников Ульяновской области в аспекте модернизации региона.Ценности молодёжи являются элементом формирования инновационного мышления, способствующего модернизации региона.Молодёжь выступает наиболее эффективным источником модернизационного потенциала региона, именно поэтому ценност-ным ориентациям старшеклассников необходимо уделять особое внимание. Эмпирические данные приведены из материаловсоциологического исследования «Ценностные ориентации школьников Ульяновской области» (2014 г.). По результатам иссле-дования составлен рейтинг жизненных целей и ценностей старшеклассников. Современные школьники-старшеклассники дос-таточно уверены в реализации своих жизненных планов, в которые входят в первую очередь получение престижной работы,приобретение жилья и воспитание хороших детей. По ответам респондентов, чтобы достичь поставленных целей, необходимообладать такими качествами, как амбициозность, целеустремлённость, «готовность идти на всё». Через 10 лет большинствошкольников хотят видеть себя с крепкой семьёй, хорошо обеспеченным материально и здоровым, чуть меньше респондентоввыбрали ответ «культурно образованным». Школьники придают большую значимость материальным ценностям, но в целяхобеспечения благополучия своей семьи. Ценность образования вообще не стоит в числе первых. Наблюдается некое несоот-ветствие между целями, которые ставят школьники в своей дальнейшей жизни и их ценностями. В рейтинге ценностей старше-классников лидирующую позицию занимает свобода. Таким образом, прагматические цели в жизни старшеклассников ценныдля них не сами по себе, а как средство реализации других целей (семья, здоровье, образование).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION POTENTIAL OF YOUTH (REGIONAL ASPECT)

This article is about modernization potential of seniors, about the goals and values of young people determine their attitudes. With the above values, having a set goals of achievement financial and family wealth, youth are the element of the region's development, its modernization.This article is about value orientations of senior pupils as a factor of region modernization. The values of youth are the part of the formation of innovative thinking, which contributes to the modernization of the region. Youth is the most effective source of modernization potential of the region, so the value orientations of seniors need special attention. Empirical data are taken from the survey «Value orientations of pupils of the Ulyanovsk region» (2014). According to the study there was compiled a rating of life goals and values of seniors. Modern seniors are confident enough in the realization of their life plans, including, first of all, the prestigious works, the purchase of housing and raising good children. According to respondents, in order to achieve these goals, it is necessary to possess such qualities as ambition, purposefulness, «willingness to go at all». After 10 years, the majority of students want to see themselves with a strong family, financial wealthy and healthy, slightly fewer respondents chose the answer «culturally educated». Seniors attach great importance to material values, but in order to ensure the well-being of their family. The value of education in general is not among the first priorities. There is some discrepancy between the goals that the seniors put in their future life and their values. In the ranking of the values of seniors the freedom has the leading position. Thus, the pragmatic goals in life of seniors are valuable to them as a means of realizing other goals (good family, health, education).

Текст научной работы на тему «Модернизационный потенциал молодёжи (региональный аспект)»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 3. С. 208-212. УДК 316.346.32 - 053.6: 316.422

МОДЕРНИЗАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЁЖИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ) MODERNIZATION POTENTIAL OF YOUTH (REGIONAL ASPECT)

О.В. Котельникова O.V. Kotelnikova

Ульяновский государственный университет Ulyanovsk State University

Статья поступила в редакцию 9 июля 2015 г.

Данная статья посвящена теме модернизационного потенциала старшеклассников. Именно цели и ценности молодёжи определяют их жизненные установки. Обладая вышеперечисленными ценностными ориентациями, ставя перед собой цели достижения материального и семейного благополучия, старшеклассники выступают элементом развития региона, его модернизации. В статье рассмотрены ценностные ориентации старшеклассников Ульяновской области в аспекте модернизации региона. Ценности молодёжи являются элементом формирования инновационного мышления, способствующего модернизации региона. Молодёжь выступает наиболее эффективным источником модернизационного потенциала региона, именно поэтому ценностным ориентациям старшеклассников необходимо уделять особое внимание. Эмпирические данные приведены из материалов социологического исследования «Ценностные ориентации школьников Ульяновской области» (2014 г.). По результатам исследования составлен рейтинг жизненных целей и ценностей старшеклассников. Современные школьники-старшеклассники достаточно уверены в реализации своих жизненных планов, в которые входят в первую очередь получение престижной работы, приобретение жилья и воспитание хороших детей. По ответам респондентов, чтобы достичь поставленных целей, необходимо обладать такими качествами, как амбициозность, целеустремлённость, «готовность идти на всё». Через 10 лет большинство школьников хотят видеть себя с крепкой семьёй, хорошо обеспеченным материально и здоровым, чуть меньше респондентов выбрали ответ «культурно образованным». Школьники придают большую значимость материальным ценностям, но в целях обеспечения благополучия своей семьи. Ценность образования вообще не стоит в числе первых. Наблюдается некое несоответствие между целями, которые ставят школьники в своей дальнейшей жизни и их ценностями. В рейтинге ценностей старшеклассников лидирующую позицию занимает свобода. Таким образом, прагматические цели в жизни старшеклассников ценны для них не сами по себе, а как средство реализации других целей (семья, здоровье, образование).

This article is about modernization potential of seniors, about the goals and values of young people determine their attitudes. With the above values, having a set goals of achievement financial and family wealth, youth are the element of the region's development, its modernization.This article is about value orientations of senior pupils as a factor of region modernization. The values of youth are the part of the formation of innovative thinking, which contributes to the modernization of the region. Youth is the most effective source of modernization potential of the region, so the value orientations of seniors need special attention. Empirical data are taken from the survey «Value orientations of pupils of the Ulyanovsk region» (2014). According to the study there was compiled a rating of life goals and values of seniors. Modern seniors are confident enough in the realization of their life plans, including, first of all, the prestigious works, the purchase of housing and raising good children. According to respondents, in order to achieve these goals, it is necessary to possess such qualities as ambition, purposefulness, «willingness to go at all». After 10 years, the majority of students want to see themselves with a strong family, financial wealthy and healthy, slightly fewer respondents chose the answer «culturally educated». Seniors attach great importance to material values, but in order to ensure the well-being of their family. The value of education in general is not among the first priorities. There is some discrepancy between the goals that the seniors put in their future life and their values. In the ranking of the values of seniors the freedom has the leading position. Thus, the pragmatic goals in life of seniors are valuable to them as a means of realizing other goals (good family, health, education).

Ключевые слова: ценности, модернизация региона, жизненные стратегии, социально-экономическое развитие, модерни-зационный потенциал, инновационное мышление

Key words: values, modernization of region, life strategies, socio-economic development, modernization potential, innovative thinking.

Введение. Социально-экономическая стабилизация и дальнейшее развитие в России возможно сегодня только при условии проведения грамотной, базирующейся на рекомендации передовых ученых, государственной политики. Опорой данной политики являются социальные силы общества, способные осознанно проводить ее в жизнь [1].

Молодёжь выступает социально и экономически активным слоем, который в любом обществе является источником физического и рационального потенциала для всевозможных преобразований. Старшеклассников нужно выделить в особую группу как не только субъект, но и объект модерниза-ционных преобразований в регионе. Одним

© О.В. Котельникова, 2015

Модернизационный потенциал молодежи (региональный аспект)

209

словом, молодежь - важный фактор поступательного развития страны, тот стратегический резерв, который определяет, какой быть России уже через несколько лет [1]. Рыночные преобразования, происходящие в экономике сегодня, зависят в значительной степени от участия в них молодого поколения. Именно системе ценностей выпускников школ необходимо уделять наибольшее внимание, так как они, во-первых, являются наиболее активной частью населения в контексте поиска возможностей для реализации своего потенциала; во-вторых, служат интересам региона в качестве потенциальных источников развития и, в-третьих, выступают активными потребителями услуг, предоставляемых в конкретном регионе. Кроме вышеперечисленных преимуществ, данная категория является ключевой в формировании уровня социально-экономического развития региона: от выбора выпускника школы (работать или учиться, и если учиться, то по какой специальности) зависит в дальнейшем ситуация на рынке образовательных услуг, на рынке труда. Это влечёт за собой социальную дифференциацию, что в итоге определяет уровень качества жизни населения.

Система ценностей человека служит определяющим фактором его жизнедеятельности; от неё зависит выбор карьерного пути, формирование брачно-семейных отношений, организация и проведение досуга, выстраивание межличностных коммуникаций и т. д.

Изучение ценностных ориентаций старшеклассников в статике показывает сегодняшнее состояние самого общества: модели поведения и нормы, признанные социумом. Тенденции, прослеживаемые в ценностных ориентациях школьников, являются показателем трансформационных и модер-низационных процессов, происходящих в социуме и отражают готовность молодёжи к модернизационным изменениям.

Кроме того, ценности молодёжи - старшеклассников и студентов - играют непосредственную роль в формировании их инновационного мышления.

Обзор литературы. Вопрос о взаимосвязи ценностей и модернизации является актуальным сегодня. В качестве примера можно привести доклад «Культурные факторы модернизации» (2011 г.), в котором говорится о создании «институционального устройства среды, способствующего модернизации и самореализации российского человека» [2]. Необходимо заметить, что модернизация ре-

гиона - системный и комплексный процесс, происходящий не одномоментно. И система ценностей, транслируемая старшеклассниками, может быть реализована на практике только при условии наличия соответствующего институционального устройства региона.

В 2014 г. Московским государственным университетом культуры и искусства был выполнен «Отчёт о выполнении работ по теме "Разработка программы социокультурной модернизации России"», в котором внимание уделено человеческому потенциалу как источнику модернизации. «Рассмотрение человеческого потенциала как источника социокультурных изменений и социально-модер-низационных процессов имеет тесную взаимосвязь с научным осмыслением процесса перехода общества от общества индустриального к информационному обществу, когда роль человека в обществе и социальная стратификация всё больше осуществляются не на основе имущественного, родового и других признаков, а на основе потенциала, которым обладает каждый индивид» [3].

Ценности неразрывно связаны с возможностями и потенциалом отдельного человека, они являются ориентиром, существенной мотивацией на пути к цели, постановка и достижение которой зависит от нравственных ценностей самого индивида [4]. Именно поэтому важно говорить о том, что ценностные ориентации каждого отдельного старшеклассника определяют его жизненную стратегию, оказывая непосредственное влияние на развитие региона, т. е. формируют его мо-дернизационный потенциал. В общем смысле модернизационный потенциал - совокупность социально-экономических, нравственных, культурных, идейно-политических ресурсов слоёв и групп населения общества, которые могут быть реализованы в ходе мо-дернизационного проекта [5].

Жизненные стратегии отдельного человека характеризуют его способность к самостоятельному построению своей жизни, к осмысленному её регулированию в соответствии с кардинальным направлением жизнедеятельности. Жизненная стратегия выбирается в соответствии с ценностными ориентациями личности. В то же время жизненные стратегии являются своеобразным «социальным характером», отражением той среды, в которой происходит их формирование.

Э. Фромм, рассуждая о социальном характере, отмечает, что функция социального характера заключается в выработке определен-

210

О. В. Котельникова

ных способов поведения, соответствующих требованиям социальной и культурной среды, и в то же время удовлетворяющих самого человека. Социальный характер формирует и направляет человеческую энергию внутри данного общества во имя продолжения функционирования данного общества [6].

В статье С.Ю. Белоконева, Е.В. Бродовской и А.А. Лавриковой «Особенности мо-дернизационного потенциала российской молодёжи» авторы пишут о критериях, по ко-

торым можно судить о наличии модерниза-ционного потенциала молодёжи: готовность самореализовываться, оптимизировать своё социальное пространство, участвовать в мо-дернизационных процессах страны [7].

Говоря о показателях модернизации в Ульяновской области, нужно отметить, что, согласно исследованиям 2000-2010 гг., экономический и социальный индекс постоянно росли, в отличие от индекса знаний (см. табл.) [8].

Показатели интегрированной модернизации Ульяновской области

Индекс Год

2000 2005 2008 2009 2010

Экономический 37 43 46 46 54

Социальный 71 73 77 77 77

Знаниевый 53 67 69 71 60

Гипотезы и методы исследования.

В качестве практического примера ценностных ориентаций старшеклассников в данной статье использованы данные социологического опроса, проведённого в период с 13 октября по 20 ноября 2014 г. кафедрой философии, социологии и политологии Ульяновского государственного университета. В исследовании приняли участие 576 школьников 9, 10, 11 классов, использована целевая выборка.

В анкете, представленной респондентам, было выделено 7 блоков вопросов, одним из которых был блок «Основные жизненные стратегии старшеклассников».

Результаты исследования. Среди опрошенных школьников 46,5 % (большинство) абсолютно уверены в благополучном будущем своей семьи и только 29,5 % уверены в реализации своих жизненных планов, в то время как 43 % «скорее уверены в реализации своих жизненных планов». По результатам опроса был составлен рейтинг целей школьников в жизни. Первые места в рейтинге заняли (в порядке уменьшения):

- престижная работа,

- приобретение жилья,

- воспитание хороших детей,

- образование,

- счастливая семья,

- интересная работа,

- карьерный рост,

- любимое дело.

Потребности в уважении занимают последние места в рейтинге.

Опрошенные школьники уверенно считают, что смогут добиться этих целей.

Обращаясь к данным социологического опроса 2013 г., отметим, что большинство респондентов среди молодёжи хотят много работать и хорошо зарабатывать, а не иметь спокойную работу со стабильным заработком [9]. То же показывает и данный опрос: престижная работа значительно опережает любимую и интересную работу. На вопрос «Что, по Вашему мнению, поможет Вам достичь наиболее важных целей?» большинство респондентов отметили, что главным являются личные способности, знания и характер человека (31,3 %), что говорит о преобладании индивидуалистических настроений среди школьников.

Представленный выше рейтинг жизненных целей респондентов позволяет спрогнозировать их возможные жизненные стратегии. Выпускник школы, имеющий главной целью престижную работу, будет, вероятно, стремиться получить «престижное» образование. Этим объясняется сложившийся спрос на рынке образовательных услуг.

Также по результатам опроса был составлен рейтинг ценностей респондентов:

- свобода,

- здоровье,

- семья,

- дружба,

- справедливость и др.

Ценности карьеры и любимой работы не входят в число первых.

Исходя из ответов на вопрос «Кем Вы хотели бы видеть себя через 10 лет» сложился следующий образ. Это прежде всего человек с крепкой семьей (25,1 %), хорошо обеспеченный материально (20,3 %). Также здо-

Модернизационный потенциал молодежи (региональный аспект)

211

ровый и физически сильный (12,7 %), образованный и культурный (12,5 %). Также 7,4 % респондентов отметили критерий профессионализма и хотели бы видеть себя с высоким социальным статусом (6,4 %), свободным и независимым (5,9 %), надежным другом (4,3 %) и человеком с чистой совестью (2,4 %).

Среди опрошенных те, кто хотят через 10 лет видеть себя человеком с крепкой семьей, выделяют такие индивидуальные факторы успеха в жизни, как целеустремленность (29,1 %), профессионализм в своем деле (18,3 %), доброта и любовь к людям (14,7 %), честность (13,1 %), умение достичь своих целей любыми средствами (12,2 %).

Те, кто хотят быть материально обеспеченными, выделяют: целеустремленность (30,4 %), профессионализм (20,6 %), умение достичь своих целей любыми средствами (14,6 %).

Те, кто хотят быть профессионалом, выделяют такие качества, как целеустремленность (28,6 %), профессионализм в своем деле (21,6 %), стремление получать больше знаний (13 %), честность (12,3 %), доброта и любовь к людям (11,9 %), стремление достичь своих целей любыми средствами (10,8 %).

Те, кто хотят быть человеком с высоким социальным статусом, выделяют: целеустремленность (31,7 %), профессионализм в своем деле (19,5 %), стремление достичь своих целей любыми средствами (14,9 %), равный процент набрали качества честности и стремления получать больше знаний (10,9 %), последнее место набрала доброта и любовь к людям (9,5 %).

Современных старшеклассников больше всего привлекают такие сферы деятельности, как частное предпринимательство, спорт, искусство, образование.

У современных старшеклассников явно преобладают либеральные ценности, на базе которых они строят свои жизненные планы. Тем не менее школьники соотносят их с прагматическими целями. Такое сочетание вполне обосновано: необходимо быть свободным (в понимании школьников) и здоровым, чтобы иметь престижную работу и приобрести жильё. Школьники считают, что успех в жизни зависит от личностных качеств человека: его амбиций, способностей и готовности пойти на всё. В чём-то такие предположения характеризуют школьников как слишком самоуверенных, но, возвращаясь к первому вопросу, можно увидеть, что это не совсем так.

При соотнесении рейтинга жизненных целей и ценностей школьников можно заметить диссонанс: ценность карьеры не присутствует в числе первых. На этом основании можно говорить о достаточной амбициозности школьников, не имеющей под собой весомых оснований. Молодёжь имеет масштабные цели (престижная карьера, собственное жильё), но не соотносит их со своими реальными ценностями. Но в целом такая ситуация характерна для людей, не имеющих опыта работы и специального образования.

Заключение. Таким образом, результаты практических исследований и теоретического обзора указывают на необходимость мониторинга системы ценностей старшеклассников и создание институциональной системы для реализации жизненных стратегий выпускников школ. Старшеклассники, обладающие перечисленными целями и ценностями, могут выступать движущим элементом развития региона при наличии соответствующих условий. В условиях происходящих в стране социально-экономических изменений внимание к исследованию ценностей становится всё более пристальным, поскольку ценностные ориентиры старшеклассников, которые складываются в настоящем, должны проявиться в будущем [10]. Амбициозность и самоуверенность старшеклассников, их готовность «пойти на всё, ради достижения цели» можно рассматривать как источник инновационных преобразований. Молодым людям легче создать что-то новое, чем заимствовать ранее сформированные идеи, технологии, социокультурные практики. Отсутствие боязни совершить ошибку - важнейшая черта инновационного поведения молодёжи [11].

В качестве конкретных практических рекомендаций можно указать следующие:

1. Создание условий для полноценной реализации потенциала выпускников школ.

2. Предоставление возможности старшеклассникам на практике ознакомиться с желаемыми профессиями/специализациями, чтобы иметь полноценное представление о будущей деятельности.

3. Разработка комплексных мер по сотрудничеству школ и вузов, школ и ССУЗов.

4. Привлечение старшеклассников к активной инновационной деятельности по развитию региона, учитывая их возможности и целевые установки (участие в инновационных проектах и т. п.).

212

О. В. Котельникова

1. Акулинина А. М. Молодежь как стратегический ресурс развития современного российского общества // Проблемы современной экономики. - 2008. - № 3 (27). -С.566-569

2. Культурные факторы модернизации / А. А. Аузан, А. Н. Архангельский, П. С. Лунгин и др. - М.; СПб., 2011. - 221 с.

3. Мазин К. А. Отчёт о выполнении работ по теме «Разработка программы социокультурной модернизации России». - М., 2014. - 308 с.

4. Суворова М. И. Культурно-нравственный потенциал молодёжи и его влияние на развитие регионов России // Эволюция регионов России и стратегии их социокультурной модернизации : материалы IX Всерос. науч.-практ. конф. по программе «Социокультурная эволюция России и ее регионов» (г. Вологда, 23-26 октября 2013 г.): в 3 ч. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2013. - Ч. III. - С. 677-683.

5. Кошарная Г. Б., Рожкова Л. В. Мо-дернизационный потенциал студенческой молодёжи // Интеграция образования. - 2012. -№ 2.- С. 86-90.

6. Апгунова В. Н. Жизненные стратегии населения как условие реализации инновационного потенциала региона // Модерниза-ционный потенциал регионов : сб. докл. и тез. Междунар. науч.-практ. конф. (Иваново, 14-15 октября 2010 г.). - Иваново : Иван. гос. ун-т, 2011. - 476 с.

7. Белоконев С. Ю., Бродовская Е. В., Лаврикова А. А. Особенности модернизаци-

онного потенциала российской молодёжи // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. История и политология. - 2012. - № 4.

- С. 99-107.

8. Галкина Е. П., Кадничанская М. И. Региональная модернизация Ульяновской области в начале 21 века // Проблемы модернизации в социокультурных портретах регионов России : сб. материалов VIII Всерос. науч.-практ. конф. по программе «Социокультурная эволюция России и её регионов»: 2225 октября 2012 г. / Ин-т соц.-полит. и правовых исследований Республики Башкортостан. - Уфа : AH РБ, Гилем, 2012. - 472 с.

9. Галкина Е. П., Кадничанская М. И. Мотивация трудовой деятельности молодежи как аспект модернизации региона // Эволюция регионов России и стратегии их социокультурной модернизации : материалы IX Всерос. науч.-практ. конф. по программе «Социокультурная эволюция России и ее регионов» (Вологда, 23-26 октября 2013 г.): в 3 ч.

- Вологда : ИСЭРТ РАН, 2013. - Ч. III. -С. 643-650.

10. Кошарная Г. Б., Рожкова Л. В. Трансформация базовых ценностей современной студенческой молодёжи // Вопросы современной науки и практики. - 2012. -№ 3 (41). - С. 291-296.

11. Морозов С. И., Черных Н. С. Студенческая молодежь как инновационный потенциал политической модернизации в России // Власть. - 2013. - № 9. - С. 47-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.