Научная статья на тему 'Модернизационный потенциал краудсорсинга в современной публичной политике'

Модернизационный потенциал краудсорсинга в современной публичной политике Текст научной статьи по специальности «Теория политических систем. Внутренняя политика»

CC BY
986
174
Поделиться
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА / ЦИФРОВАЯ ДЕМОКРАТИЯ / КРАУДСОРСИНГ

Аннотация научной статьи по политике и политическим наукам, автор научной работы — Мирошниченко И. В.

В статье рассматривается краудсорсинг как форма взаимодействия власти и сетевого гражданского общества, способствующая внедрению инноваций в публичной политике, а также решению задач модернизации государства.

Modernisation potential of croudsourcing in contemporary public policy: Russian experience and foreign practice

The article considers croudsourcing as the form of cooperation between power and network civil society, contributing to introducing innovations in public policy and solution the problems of modernisation of the state.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Модернизационный потенциал краудсорсинга в современной публичной политике»

Модернизационный потенциал краудсорсинга в современной

/**’' С/ _ С/ С/

публичной политике: российский опыт и зарубежные практики1

И.В. Мирошниченко

Социально-экономическая и политическая модернизация современной России тесно связана с процессами глобализации технических и коммуникативных сетей и формированием постинформационного общества. На федеральном уровне обозначенные модернизационные ориентиры были закреплены в Государственной программе РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)»2 и ряде правительственных нормативно-правовых актов3, которые направлены на создание условий для развития информационно-коммуникативных технологий и расширение «поля» возможностей для взаимодействия граждан и власти на основе принципов gov 2.0.

Согласно заявленным целям Государственная программа РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)» должна обеспечить условия для «получения гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе»4.

1 Проект выполнен в рамках гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук «Социальные сети как ресурс модернизации современного российского общества: концептуальные основы и методология межрегиональных сравнений» № МК-2122.2011.6.

2 Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р «Государственная программа РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)» // http://fcp. economy. gov.ru/cgi-bin/cis/fcp. cgi/Fcp/

ViewFcp/View/2012/369/.

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 370 «Об оказании поддержки проведения федеральными органами исполнительной власти и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации административной реформы в 2011 году» // http://www.rg.ru/2011/05/25/reforma-dok. html/.

Распоряжение от 12 февраля 2011 г. № 176-р «Об утверждении плана мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот при организации внутренней деятельности» // http://government.ru/gov/results/14167/.

Распоряжение Правительства от 15 апреля 2011 г. № 654-р «О базовых государственных информационных ресурсах» // http://government.ru/gov/results/14909/.

4 Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р «Государственная программа РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)» // http://fcp. economy. gov.ru/cgi-bin/cis/fcp. cgi/Fcp/ ViewFcp/View/2012/369/.

Развитие онлайн пространства публичной политики на федеральном уровне посредством проектирования информационно-коммуникативных систем создает новые возможности для реализации принципов «цифровой демократии», представляющей собой сетевое взаимодействие граждан и политических акторов в принятии политико-управленческих решений и предполагающей участие сетевой гражданской общественности как в формировании, так и в реализации публичной политики.

«Цифровая демократия» нашла свое практическое воплощение в технологиях web 2.0 и web 3.05, которые основываются на принципах открытости власти в принятии политических решений на всех уровнях (национальном, региональном, местном) и встречного доверия к ней граждан. На сегодняшний день в мировой практике gov 2.0 реализуется через построение эффективных коммуникативных площадок между обществом и властью; интеграцию госструктур и приход чиновников в социальные сети и блогосферу; образование сообществ, где госструктуры контактируют с гражданами; создание блогов, где представлены и обсуждаются государственные услуги; доступ граждан к действующим и проектирующимся законам в режиме онлайн; прямую отчетность чиновников перед гражданами; оперативное обсуждение и решение возникающих в стране, регионах, муниципальных образованиях проблем в режиме онлайн и через другие сетевые практики6.

Важно, что социальные сети получают развитие в глобальном масштабе. Статистика зарегистрированных пользователей LiveJournal.com выглядит следующим образом: США — 4 775 400, Россия — 1 464 116, Великобритания — 433 303, Канада — 425 021, Украина — 23 1 93 77.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На фоне усиливающейся роли социальных сетей и развития информационно-коммуникативных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека появляются новые формы взаимодействия власти и граждан, к числу которых относится и краудсорсинг. Краудсорсинг представляет собой, согласно терминологии американского экономиста Э. фон Хиппеля (Eric von Hippel), «инновацию с расчетом на пользователя», когда происходит «передача определенных производственных функций неопределенному кругу лиц на основании публичной оферты, не подразумевающей заключение трудового договора»8.

В мире бизнеса краудсорсинг стал новой реалией современной экономической жизни, которая меняет привычные взгляды на бизнес. Термин crowdsourcing (CTowd — толпа и sourcing — использование ресурсов) впервые введен писателем Джеффом Хауи (Jeff Howe) и редактором журнала Wired Марком Робинсоном (Mark Robinson) и был использован для описания модели бизнеса, которая основывается на привлечении простых потребителей, пользователей Интернета и добровольцев к производству и распространению товаров и услуг, генериро-

5 Название данной технологии было предложено американским писателем и консультантом правительства Биллом Эггерсом в 2005 г.

6 Социальные сети в политике // http://www. sarafannoeradio. org/analitika/304-gov-2-0-ili-sotsialnie-seti-v-politike. html/.

7 Федотченко Ю.И. Социальные сети: вчера наступает сегодня // Реклама. Теория и практика. 2010. № 2.

8 Crowdsourcing. Материал из Википедии // http://ru. wikipedia. org/wiki/Crowdsourcing) http://ru;

wikipedia. org/wiki/Crowdsourcing/.

ванию идей и решений9. В современной литературе сложилось понимание краудсорсинга как целого «пучка» решений, основанных на привлечении усилий открытого сетевого сообщества к решению тех или иных задач10. Для известных мировых корпораций краудсорсинг стал одной из самых популярных технологий менеджмента, позволяющей переложить решение проблем на плечи тысячи онлайн-пользователей.

Например, известная компания Threadless привлекает пользователей своего сайта к разработке фирменного дизайна своих футболок11. Примером успешного краудсорсингового предприятия является создание прототипа нового армейского вездехода компанией Local Motors, получившей подряд Управления перспективных исследований Министерства обороны США (DARPA). Участникам, представлявшим свои проекты, нельзя было править или дополнять чужие, зато победитель определялся голосованием допущенных к конкурсу участников. DARPA, сделавшее краудсорсинг при проектировании непременным условием предоставления концессии, получило в свое распоряжение действующий вездеход менее чем через год после начала проекта. Конструктор-победитель Виктор Гарсиа, придумавший многофункциональный колесный аппарат FLYmode, получил приз $10 00012.

Особенность технологии краудсорсинга в публичной политике заключается в том, что органы власти (в отличие от экономических субъектов) полагаются на пользователей не только в вопросе формулировки потребностей, но и в определении эффективных управленческих практик, которые бы удовлетворили эти потребности с использованием информационных технологий. Перефразируя фон Хиппеля, можно сказать, что это направление создано в расчете на предполагаемое желание граждан бесплатно или за небольшую цену поделиться своими идеями с властями, исключительно из интереса увидеть эти идеи воплощенными в публичной практике. На сегодняшний день можно выделить три вида краудсосринговой деятельности в публичной политике:

- создание краудсорсинговых ресурсов в условиях чрезвычайных ситуаций;

- законотворческий краудсорсинг;

- вики-сотрудничество органов власти и гражданского общества в регионах и муниципальных образованиях.

Использование краудсорсинговых ресурсов в современной публичной политике началось с создания информационной программы «Ушахиди» («свидетельство») в 2007 г. в Кении. В ходе президентских выборов эту страну охватили вооруженные межэтнические конфликты между сторонниками и противниками президента Кибаки. Официальные власти блокировали работу многих СМИ, в результате чего население оказалось в информационном вакууме, который попытались восполнить несколько блоггеров. Одна из блоггеров, Ори Около, обратилась к гражданам с просьбой присылать сообщения о событиях,

9 Краудсорсинг становится распространенной формой организации проектных работ // http://sci-ence. compulenta.ru/623499/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Geerts S. Discovering Crowdsourcing. Theory, Classification and Directions for use. Eindhoven, 2009.

11 Что такое краудсосринг // Режим доступа: http://beprime.ru/chto-takoe-kraudsorsing/.

12 Краудсорсинг становится распространенной формой организации проектных работ // http://sci-ence. compulenta.ru/623499/.

происходящих рядом с ними. Поток информации был систематизирован программой, впоследствии получившей название «Ушахиди». На сегодняшний день «Ушахиди» — система менеджмента информации, которая позволяет обрабатывать сообщения из разных источников: от блоггеров, традиционных СМИ, от международных наблюдателей — и представлять все полученные данные в сети Интернет с помощью карты, где каждое событие связано с определенной географической точкой13.

Научный руководитель «Ушахиди» и один из главных идеологов краудсорсинга П. Меер продолжил реализацию своих научных разработок при ликвидации последствий землетрясения 2010 г. на Гаити. Совместно со студентами-добровольцами он создал оперативный мониторинговый центр. «Ушахиди» позволяла реконструировать события на каждой улице Порт-о-Пренса. При этом наиболее популярным способом передачи сообщений, как и в Африке, стали мобильные телефоны — каждый мог послать текстовое сообщение на специальный короткий номер, который был озвучен по местному радио, однако большая часть поступающей информации была на креольском языке. Разрешить данную проблему снова помог краудсорсинг: П. Меер организовал всемирную сеть добровольцев, знающих креольский, в основном жителей США и Европы, которые быстро переводили сообщения. В настоящий момент П. Меер активно сотрудничает с ООН, а также с сетями раннего предупреждения кризисов. Так, с 1 августа интернет-платформа «Ушахиди» мониторит и российские пожары. Специалисты Гарварда и российские общественные деятели запустили сайт http://russian-fires.ru14.

За три с половиной года с момента возникновения «Ушахиди» ее платформа использовалась в десятках различных кризисных ситуаций, требующих сложного мониторинга разных источников информации. Например, телеканал «Аль-Джазира» применил «Ушахиди» для освещения боевых действий в секторе Газа. В США программа была использована для сбора информации во время снегопада в районе Вашингтона и для мониторинга спасательных работ после взрыва нефтяной скважины в Мексиканском заливе.

За последние годы политический краудсорсинг демонстрирует свою эффективность именно в условиях чрезвычайных ситуаций: японцы создавали кра-удсорсинговый ресурс для сбора сведений о радиационном фоне в различных регионах страны; американцы интегрировали социальные сети в процесс предупреждения и ликвидации различного рода чрезвычайных ситуаций15 и т. д.

Помимо чрезвычайных ситуаций еще одной наиболее распространенной сферой политического краудсорсинга стала законотворческая деятельность. В качестве примера можно привести «европейские случаи». Экономический кризис в Исландии под воздействием глобальных событий в 2008 году спровоцировал масштабные гражданские выступления с призывами переписать конституцию, которая была принята в 1944 г., когда страна получила независимость от Дании. В 2010 г. был создан Конституционный совет (инициативная группа

13 «Ушахиди» спасает людей. Теперь — и в России // Новая газета, 2010. № 85. Июнь 2008.

14 Там же.

15 Goodwin Jacob. б. г. Integrating social networks onto GIS maps for emergency planners // http://www. gsnmagazine. com/node/21218/.

из 25 граждан в сети Интернет), который разработал и опубликовал в апреле 2011 г. на своем сайте (http://stjornlagarad.is/frettir/lesa/item35451/) первый проект, а затем позволил гражданам комментировать его через страницу Facebook (https://www. facebook. com/Stjornlagarad). Члены совета были также активны в Twitter, размещали видео в YouTube и распространяли изображения в Flickr. Итоговый проект конституции был представлен в августе 2011 г. в исландский парламент. Теперь проект может быть вынесен на референдум без рассмотрения парламентом16.

Таким образом, краудсорсинговый проект конституции позволил решить в Исландии две политические проблемы: с одной стороны, государственная власть разделила политические риски от разработки и принятия нового конституционного проекта с гражданской общественностью, которая приняла участие в написании правил собственного бытия; с другой стороны, увеличила долю лояльного к своей деятельности населения, поскольку большинство граждан осознало, что их мнение значимо.

В Великобритании единая краудсорсинговая платформа Jolitics.com была создана основателем социальной сети Bebo Майклом Бирчем (Michael Birch) для оптимизации законотворческой деятельности политическими активистами и представителями лобби17. Ресурс копирует модель работы британского парламента — на нем предусмотрены стадии внесения проекта, его обсуждения и голосования. Изначально платформа позволит вносить только предложения в сфере общегосударственной политики, однако впоследствии планируется с ее помощью обсуждать и вопросы местного значения.

Пользователи Jolitics смогут опубликовать на сайте предложение (аналог законопроекта) длиной не более 140 символов (аналогично записям в Twitter-микроблогах), а также его краткое описание. Остальные пользователи могут обсуждать «законодательную» инициативу в течение четырех недель, после чего она выставляется на голосование. Если предложение одобряют более 50% голосующих, оно может быть отослано члену парламента с указанием числа проголосовавших за него пользователей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На данный момент в Jolitics действует система закрытой регистрации — чтобы зарегистрироваться, необходимо получить приглашение от ее действующего участника либо записаться в лист ожидания и получить оповещение, когда сеть станет публичной. Участникам, присоединившимся к сети на ранней стадии, предоставляется возможность передавать свои голоса друзьям с похожими политическими взглядами, а также менять свое решение в голосовании18.

Краудсорсинг постепенно внедряется в практику электронных правительств ряда государств для организации постоянного вики-сотрудничества органов власти и гражданского общества в регионах и муниципальных образованиях. Так, в США краудсорсинговые проекты объединены в рамках ресурса

16 Исландия представила конституцию, написанную краудсорсингом // http://habrahabr.ru/blogs/ crowdsourcing/125264/.

17 Jolitics: Bebo founder’s political social network launches// http://www. telegraph.co.uk/technology/ social-media/8394883/Jolitics-Bebo-founders-political-social-network-launches. html/.

18 Социальная сеть для лоббистов Jolitics запущена в Великобритании // http://ria.ru/science/ 20110321/356394695.html/.

«Центр новых медиа и вовлечения граждан США» (http://www. howto. gov/), где не только ведется таймлайн основных событий в мире gov 2.0, но и создан путеводитель по разработке, планированию и имплементации сетевых гражданских проектов, направленных на эффективное взаимодействие с органами власти на федеральном, региональном и местном уровнях.

В России идея практической актуализации краудсорсинга в системе политического менеджмента стала продолжением популяризации использования социальных сетей главой государства Д. Медведевым. Поэтому инициатива внедрения политического краудсорсинга в основном исходит «сверху». Так, весной 2010 г. по инициативе Минкомсвязи была запущена специализированная социальная сеть «Регионалочка» (http://regionalochka.ru/) для чиновников, «ответственных за информатизацию, административную реформу и переход на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде». В июне 2011 г. в рамках реализации Государственной программы РФ «Информационное общество (2011— 2020 годы)» была запущена социальная сеть «ГосБук» (http://www. gosbook.ru/) для российских чиновников и специалистов, «готовых и способных участвовать в предметном обсуждении актуальных для российского общества вопросов». Регистрация в ней также осуществляется либо по приглашению действующего участника, либо после верификации данных администрацией сети.

В качестве пилотного краудсорсинга в российской законотворческой деятельности стала онлайн платформа общественной экспертизы и доработки Закона «Об образовании». Совершенствование проекта закона проводилось силами открытого сетевого сообщества, в которое вошли эксперты в области образования, работники сферы общего образования (как учителя, так и администраторы, методисты), родители, а также юристы, чиновники. В ходе этой работы члены сообщества осуществляли экспертизу и оценивали предложенный проект, комментировали положения проекта и предлагали свои идеи и формулировки отдельных пунктов для его улучшения.

Рассматриваемая сетевая инициатива «Общественная экспертиза закона об образовании» стала доступной для участников 1 июня 2010 г. по адресу http:// edu. crowdexpert.ru/. В рамках данного проекта была принята следующая политика включения участников в коллективную деятельность:

- любой желающий может прочитать все материалы проекта;

- полноценное участие в проекте (голосование, комментирование и создание собственных версий) возможно только после регистрации и полного заполнения профайла;

- решение о делегировании прав участнику принималось модератором на основании просмотра данных профайла.

Платформа общественной экспертизы сработала достаточно эффективно, благодаря методике проекта, который подготовили разработчики. При формировании сетевого сообщества, во-первых, были заложены принципы репрезентативности, чтобы сформировать сбалансированную выборку на уровне самостоятельного притока заинтересованных участников и не получить «учительский» или «родительский закон». Во-вторых, обеспечивалось постепенное включение участников в совместную деятельность через следующую последовательность шагов:

- от чтения проекта закона к комментированию отдельных пунктов — зарегистрированные участники могут оставлять свои комментарии;

- от комментирования к оцениванию — участники, показавшие заинтересованность и компетентность, получают возможность положительно или отрицательно оценивать отдельные пункты статей закона и получают статус соавторов общественной версии закона;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- от оценивания к самостоятельному творчеству — возможность для каждого участника предложить собственную авторскую версию каждого пункта статьи закона.

Важным мотивационным моментом (помимо собственно заинтересованности в результатах проекта) стала реализованная соревновательность авторов: в рамках предлагаемой методики оценивается вклад каждого участника в комментирование, оценивание, создание собственных версий, что приводит к росту его рейтинга. Также в проекте была предусмотрена возможность привлечения наиболее конструктивных и продуктивных участников к дальнейшей работе над законопроектом уже в составе коллектива официальных экспертов, занятых в традиционных оффлайн-процессах законотворческой деятельности. В системе было реализовано автоматическое создание улучшенной версии проекта закона: по результатам голосований участников по пунктам статей закона и авторским версиям этих пунктов система формирует новый совокупный вариант, в который отбираются версии, получившие наиболее высокую оценку сообщества19.

Тренд с публичным обсуждением законопроектов на основе краудсорсинга был закреплен в феврале 2011 г. Указом Президента РФ «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов», а с 1 июня 2011 г. предоставлена возможность народного комментирования законопроектов сайте Правительства (Ы1р://§оу-§оу.ш/?р=2187).

Краудсорсинговые проекты, исходящие «снизу», в России, как и в других государствах, актуализировались в условиях чрезвычайных ситуаций. Так, волна летних пожаров, охвативших большинство регионов России в 2010 г., продемонстрировала, что в государстве отсутствует система менеджмента информации, которая позволила бы органам власти и гражданам своевременно принимать эффективные решения в условиях чрезвычайной ситуации. Данную функцию взяли на себя социальные сети и блоггеры: они не только предложили общественности свидетельства очевидцев, фотографии и видеоролики трагических событий и т. д., но и на их основе были созданы онлайн-проекты, позволяющие координировать организацию гражданских инициатив в оказании помощи пострадавшим. После обсуждения блоггерами возможности оперативно оказывать помощь пострадавшим в августе 2010 г. была сформирована команда программистов20, которые в кратчайшие сроки запустили сайт «Карта помощи» (http://russian-fires.ru). Основой для сайта послужила адаптированная система «Ушахиди».

19 Буров В.В. Использование технологии краудсорсинга в законотворческой деятельности // Бис-нес-информатика. 2011. № 2 (16). С. 12-20.

20 Вражина А. Пожарный случай // Режим доступа: http://lenta.ru/columns/2010/08/05/fires/.

На сегодняшний день большинство экспертов в области внедрения IT-технологий в сферу публичной политики весьма высоко оценивают перспективы реализации краудсорсинговых проектов в России и возлагают большие надежды на «Конкурс проектов на базе открытых данных и краудсорсинга Apps4Russia», который позволит реализовать идеи коллективного творчества в таких сферах, как городская инфраструктура, ТСЖ и тарифы, государственные финансы и услуги, экология, преобразования и/или визуализация исторических данных21.

Основа конкурса — создание открытых данных, которые на сегодняшний день в полной мере реализуются в практике gov. 2.0 правительств США, Сингапура, Великобритании, Европейского Союза и других стран.

Анализируя зарубежные и отечественные практики, можно отметить, что краудсорсинг в сфере публичной политики решает одновременно несколько важных задач. Во-первых, способствует консолидации и активизации «сетевого гражданского общества» в решении реально существующих социальных проблем. По мнению Ю. Хабермаса, главными характеристиками сетевого гражданского общества являются «открытость» как «установление широких, многомерных связей коммуникации», а также «спонтанность» — «свободное формирование, текучесть, постоянное изменение» структуры22. Под влиянием сетевых технологий формируется «open space»-пространство, в котором открываются новые возможности для развития гражданского общества, преодоления личностной изоляции граждан, фрагментации общества, ангажированности органов государственной власти и неразвитости социальных коммуникаций. В свою очередь, сетевая организация общественных структур способствует трансформации принципов эффективного взаимодействия органов власти и публичного управления.

Второй важной задачей краудсорсинга в сфере публичной политики является инициирование и внедрение инноваций в систему политического менеджмента. В данном случае имеется в виду инструментальный характер социальных сетей как системообразующей основы краудсорсинга. Онлайн социальные сети становятся организованными структурами в процессе принятия политических решений, инструментами осуществления целей и намерений политических субъектов23. Краудсорсинг позволяет интегрироваться членам социальных сетей в экспертное политическое сообщество и продуцировать инновационные проекты, способствующие не только распространению эффективных управленческих практик, но и модернизации отдельных сфер жизнедеятельности человека.

Перспективы же применения политического краудсорсинга зависят в первую очередь от успешности достижения модернизационных ориентиров развития современной России: преодоления «цифрового неравенства», внедрения технологий web. 2.0 и web. 3.0 в политическую практику и развития gov 2.0.

21 Конкурс проектов на базе открытых данных и краудсорсинга Apps4Russia // http://www. polit.ru/ article/2011/06/23/konkurs/.

22 Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность // Московские лекции и интервью. Академия, М. 1995. С. 245.

23 Шуберт К. Логика структуры, логика субъектов и логика инновации: концепции сетей и анализ сфер политики // Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории. Комментированное введение / Сост.: Н. Конеген, К. Шуберт. М.: РОССПЭН, 2004. С. 220.

На сегодняшний день специфика реализации российских вариантов краудсорсинговых проектов демонстрирует в большинстве своем их неэффективность, что связано с инициированием краудсорсинга «сверху» и созданием «неработающих» краудсорсинговых проектов органами власти. «Работающие» краудсор-синговые ресурсы основаны на сетевых гражданских инициативах, что прослеживается в опыте зарубежных стран.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В то же время активизация вики-сотрудничества в Рунете, например в период пожаров, демонстрирует наличие мобилизационного потенциала викисотрудничества. Если же интересы сетевого гражданского общества в сфере публичной политики не будут актуализированы в различных формах сотрудничества с органами власти, то модернизационные ориентиры найдут свое отражение в других сетевых политических практиках, которые будут уже носить протестный характер.