ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES
№ 27 2012
УДК 930
МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВСЕДНЕВНУЮ ЖИЗНЬ ГОРОЖАН В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ.
(НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ПЕНЗЫ)
© А. В. ПЕРВУШКИН Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, кафедра новейшей истории России и краеведения e-mail: [email protected]
Первушкин А. В. - Модернизационные процессы в России и их влияние на повседневную жизнь горожан в конце XIX - начале ХХ вв. (на примере города Пензы) // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 27. С. 888-890. - В статье показан процесс модернизации губернского города Пензы, на рубеже XIX-XX вв. Выявлена взаимосвязь изменений в городской инфраструктуре с процессами, которые происходили в среде горожан в указанный период.
Ключевые слова: Пенза, городские реформы, губернатор, городская дума.
Pervushkin A. V. - Modernization processes in Russia and their influence on everyday life of townspeople in the late XIX - early ХХ centuries (evidence from the city of Penza) // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im. V.G. Belinskogo.
2012. № 27. P. 888-890. - The process of modernization of a provincial city of Penza, at the turn of XIX-XX centuries is covered in the article. The interrelation between the changes in the city infrastructure and the processes, which occurred among townspeople during the specified period is revealed.
Keywords: Penza, city reforms, governor, municipal duma.
Во второй половине XIX в. Пензенская губерния являлась преимущественно земледельческой, а удаленность губернского города Пензы, от столиц и крупных промышленных центров, ставило ее в весьма невыгодное положение. Кроме того, отсутствие сплавных рек и железнодорожных путей затрудняло торговлю, что сказывалось на экономическом благосостоянии населения. Из всех отраслей промышленности в Пензенской губернии можно было выделить суконную, писчебумажную и спичечную [8].
Организация хозяйственной работы в губернском городе представляла важное значение, т.к. в отличие от других губернских городов Среднего Поволжья, Пенза имела свои особенности. Город не располагал большими доходами и принадлежал к числу беднейших губернских городов империи. Он также не являлся крупным промышленным центром, в нем преобладали в основном мелкие и средние промышленные предприятия. В 1872 г. общее число пензенских фабрик и заводов составляло 34, на всех этих предприятиях было занято около 1900 человек [8].
Реформа 1870 г. застала городское хозяйство города Пензы в весьма плачевном состоянии. Пензенский губернатор Н. Д. Селиверстов, при открыли городской думы в декабре 1870 г., прямо заявил, что гласным придется приложить немало усилий, чтобы
поднять благосостояние городских жителей и привести городское хозяйство в порядок. В городе постоянно ощущался большой недостаток воды, улицы плохо освещались, многие из них не были вымощены, мостовые и тротуары требовали ремонта, пожарный обоз был неисправен. Все эти недостатки по городскому благоустройству необходимо было устранять в условиях крайней ограниченности и недостатка городских средств.
В этой связи, начавшиеся в стране преобразования, вызванные реформами центральной власти, рационально были использованы Пензенским городским самоуправлением. В 1870-х гг. в губерниях Среднего Поволжья началось активное строительство железных дорог. Это масштабное строительство затронуло и Пензенскую губернию. Пензенская городская дума прекрасно понимала выгоду от включения города в сеть железных дорог России. Прокладка Моршанско-Сызранской железной дороги явилось первым крупным хозяйственным мероприятием городской думы. В октябре 1872 г. она бесплатно предоставила около 70 десятин городской земли под линию железной дороги и устройство вокзала на Ярмарочной площади (ныне ул. Октябрьская - А. П.) [4]. Выбор места не был случаен: на этой площади проводились три ярмарки в год, в том числе крупнейшая - Петропавловская.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>
Строительные работы начались весной 1873 г., а уже в октябре 1874 г. было торжественно открыто движение поездов по железной дороге от Моршанска до Сызрани [1]. В 1890-е гг. через Пензу было проложено еще ряд железнодорожных путей: Московско-Казанская и Рязано-Уральская железная дорога.
Следующим по значимости капитальным сооружением в городе Пензе явилось строительство водопровода. До его открытия воду развозили водовозы в деревянных бочках. качество воды вызывало недовольство населения города. Необходимость его устройства обуславливалась в первую очередь опасностью пожаров, которая всегда существовала в городе, застроенным деревянными домами. Так, при поддержке городской думы в городе появился водопровод, который был открыт в торжественной обстановке 22 ноября 1898 г.
Следующим важным шагом по модернизации городской среды стало решение Пензенской городской думой, широкого круга вопросов, связанного с мощением городских улиц и площадей. Этому направлению деятельности уделялось много внимания. С введением Городового положения 1870 г., ремонт и приведение в порядок городских улиц стали составлять одну из крупных статей расхода городского бюджета. Ежегодно на наружное благоустройство города тратилось от 12,5 до 40 тысяч рублей. Содержание улиц в чистоте и исправности являлось прямой обязанностью городского общественного управления. уже в октябре
1871 г. Пензенская городская дума поручила управе выяснить, какие улицы города нуждаются в ремонте и выделила для этого три тысячи рублей. Осмотр показал, что в самом плачевном состоянии находится улица Поповка (ныне ул. В. О. Ключевского - А. П.), во всю ширину которой растянулась непроходимая трясина. для ее благоустройства полотно улицы было засыпано щебнем. В 1873 г. губернатор А. А. Татищев обратился в городскую думу с просьбой устроить деревянные тротуары на самых грязных улицах города. дума охотно откликнулась на предложение губернатора. Так, в ноябре 1874 г. управа соорудила подобный тротуар возле вокзала на ярмарочной площади (ныне ул. Октябрьская) [3; 5].
Ежегодно по распоряжению городской думы, определялись места и улицы города, подлежащие замощению. В 1874 г. было запланировано замостить городские улицы на общую сумму в 19777 рублей, но, из-за нехватки средств, пришлось ограничиться устройством мостовой лишь на Троицкой улице (ныне ул. Кирова - А. П.), израсходовав около шести тысяч рублей [5]. В 1875 г. было решено замостить Базарную (ныне пл. В. И. Ленина - А.П.) и Ярмарочную (ныне ул. Октябрьская - А. П.) площади, постоянно затапливаемые водой, а в некоторых местах устроить тротуары. на ремонтные работы требовалось 30 тысяч рублей. За неимением денег, городская дума поручила особой комиссии определить те места, которые нуждались в первоочередном замощении. В августе 1876 г. инженер Щукин представил в городскую думу проект замощения всех улиц и площадей нижней части горо-
да. Проект был составлен на 10 лет вперед и требовал затрат на общую сумму в 106 тысяч рублей. При этом в первый, 1877 г., было решено замостить всю Базарную площадь, а в дальнейшем планировалось ежегодно расходовать по 10 тысяч рублей, из городского бюджета. для наблюдения за производством работ по общественным постройкам и замощению улиц городская дума учредила особую совещательно-наблюдательную комиссию из шести гласных. В целом, задуманное удалось осуществить: были частично замощение улицы Московская, Селиверстовская (ныне ул. Каракозова - А. П.), Лекарская (ныне ул. Володарского - А. П.), Предтеченская (ныне ул. Бакунина - А. П.), а также полностью Ярмарочная (ныне ул. Октябрьская - А. П.) и Базарная (ныне пл. В.И. Ленина - А. П.) площади.
В 1888 г. Пензенская городская дума решила продолжить благоустройство города. Был разработан новый проект замощения улиц города, также рассчитанный на 10 лет. На этот раз городской управе при производстве работ по мощению улиц не удалось выполнить намеченный план. Это было вызвано с недостатком средств в городском бюджете.
Решавшаяся Пензенской городской думой проблема городского благоустройства не ограничивалась лишь замощением улиц. Помимо этого, еще одним мероприятием по городскому благоустройству являлось освещение города. Правительство, в конце XIX в., приняло на себя обязанность освещать улицы городов, что было прогрессивным явлением того времени, т.к. начиная с середины XVIII столетия, освещение считалось роскошью и предоставлялось на усмотрение самих горожан. до городской реформы 1870 г. Пенза освещалась 433 фонарями. Подрядчик был обязан освещать город в течение 8 месяцев, фонари горели согласно установленного времени. После введения Городового Положения освещение города стало постепенно улучшаться: в 1872 г. в Пензе было уже 457 фонарей. Освещение городских улиц отдавалось в подряд частным лицам. Фонари были керосиновые и зажигались каждую ночь в течение целого года. Освещение улиц в
1872 г. стоило городу 5503 рубля, а в 1874 г. - 5785 рублей [4; 5; 7]. С 1877 г. городская управа стала устанавливать фонари по заказу самих жителей, взимая плату в 10 рублей за каждый фонарь. Городская дума не оставляла без внимания вопрос об освещении города и, постепенно увеличивая число уличных фонарей. В 1894 г. их количество составило 679, а в конце 1905 г. главную улицу города - Московскую - осветили электричеством [6].
Следующим большим хозяйственным проектом губернского города стало устройство телефонной связи. Телефон в России появился в 1881 г., т.е. через пять лет после его изобретения, Нижнем Новгороде. В последующие годы телефонная сеть продолжала расширяться, и к концу XIX в. телефоны были практически во всех губернских городах. Впервые вопрос об устройстве в Пензе телефонной сети рассматривался на заседании городской думы 8 октября 1896 г. А уже через год телефонные линии вошли в строй. Торжественное открытие телефонной сети состоялось 2 октября
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Гуманитарные науки ♦ № 27 2012 г.
1897 г. На торжестве присутствовали: вице-губернатор К.П. Перцов, городской голова Н. Т. Евстефеев и др. Открывшаяся телефонная сеть была протяженностью около 20 км., а по числу абонентов, в момент открытия, Пенза опережала Самару, Воронеж и Симбирск. Телефонные аппараты были установлены в важнейших городских зданиях: в городской управе, полицейском управлении, в обеих полицейских частях, на вокзале Сызрано-Вяземской железной дороги и т. д. [2].
Говоря о модернизации Пензы в конце XIX -начале ХХ в, следует отметить, что внешний облик и инфраструктура города приобрели качественно новый вид, с характерными чертами современного города. Здесь можно выделить такие решения как создание водопровода, который отвечал потребностям горожан; превращение города в крупный железнодорожный узел, что повлекло за собой активизацию торговли и расширение всевозможных сфер услуг; а также телефонизация и благоустройство улиц в соответствии с техническими характеристиками того времени.
улучшение инфраструктуры города и усложнение городского хозяйства выдвигало на первый план новые широкомасштабные проекты. Следуя примеру других губернских городов России, Пензенская городская дума на рубеже веков ходатайствовала об устрой-
стве в городе электрического освещения и даже трамвайного движения, но революционные события 1905 г. помешали ей это сделать.
В целом, несмотря на постоянную нехватку денежных средств в городском бюджете, удалось достигнуть определенных положительных успехов в городском хозяйстве. Немаловажную роль в развитии городского хозяйства играла четкое и слаженное взаимодействие губернской администрации и городского самоуправления. Подобная совместная работа, позволяла оперативно решать наиболее важные вопросы городского хозяйства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 5. Оп. 1. Д. 5078.
2. ГАПО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 6894.
3. ГАПО. Ф. 108. Оп. 1. Д. 650.
4. ГАПО. Ф. 108. Оп. 1. Д. 651.
5. ГАПО. Ф. 108. Оп. 1. Д. 652.
6. ГАПО. Ф. 108. Оп. 1. Д. 660.
7. ГАПО. Ф. 108. Оп. 1. Д. 691.
8. Обзор Пензенской губернии за 1872 год. - Пенза, 1873.
9. Пензенские губернские ведомости. 1897. 4 октября.