Научная статья на тему 'Модернизационные процессы в политической сфере современного общества'

Модернизационные процессы в политической сфере современного общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1172
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРОГРЕССИВИЗМ / ТРАНЗИТОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ТРАДИЦИИ / НОВАЦИИ / MODERNIZATION / PROGRESSIVISM / TRANSIT MODEL / TRADITIONS / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Оноприенко Алеся Васильевна

В статье рассматриваются актуальные проблемы модернизационных процессов в политической сфере современного общества. Автор определил признаки модернизации в отдельных сферах общества; выделил агенты модернизации и показал противоречивость этого процесса в «Западных» и «не-Западных» обществах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with urgent problems of modernization processes in the political sphere of modern society. The author has identified the signs of modernization in some spheres of the society and agents of modernization as well as pointed out the controversial character of this process in the «Western» and «non-Western» societies.

Текст научной работы на тему «Модернизационные процессы в политической сфере современного общества»

УДК323.2/.3

А. В. Оноприенко

МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

В статье рассматриваются актуальные проблемы модернизационных процессов в политической сфере современного общества. Автор определил признаки модернизации в отдельных сферах общества; выделил агенты модернизации и показал

противоречивость этого процесса в «Западных» и «не-Западных» обществах.

Ключевые слова: модернизация, про-грессивизм, транзитологическая модель, традиции, новации.

А. V. Onoprienko

MODERNIZATION PROCESSES IN THE POLITICAL SPHERE OF MODERN SOCIETY

The article deals with urgent problems of modernization processes in the political sphere of modern society. The author has identified the signs of modernization in some spheres of the society and agents of modern-

B своих идейных истоках теоретики модернизации восходят к идее прогрессивиз-ма, где история, общественно-политический процесс понимались как предопределенное объективными социально-экономическими факторами движение от так называемого традиционного общества к обществу переходному, а затем - к современному (модерному).

Можно отметить следующие признаки модернизации в отдельных сферах общества: экономическими характеристиками модернизации выступают преобразование способа производства и укладов хозяйствования в современную равновесную рыночную систему открытого типа с господством в ней частного сектора, сосуществующего с другими секторами: государственным, кооперативным, смешанными капиталами, трудовой акционерной собственности и др.

В социальной сфере модернизация связана с формированием устойчивой равновесной социальной стратификации общества, становлением среднего класса, а также достижением массового потребления, высокого уровня и продолжительности жизни, наконец, появлением и развитием полнокровного

ization as well as pointed out the controversial character of this process in the «Western» and «non-Western» societies.

Key words: modernization, progressiv-ism, transit model, traditions, innovations.

гражданского общества и всех его основных социальных институтов. Социально-политическим следствием данного обстоятельства выступает становление и укрепление «государства благосостояния или благоденствия», или социального государства.

В сфере культуры и духовной жизни в целом модернизация характеризуется распространением грамотности среди населения, секуляризацией образовательной системы, религиозно-конфессиональной толерантностью, распространением либеральных ценностей, плюрализмом гуманитарных течений в науке, художественном творчестве, искусстве и т.д.; появлением автономной свободной личности.

В политической сфере модернизация характеризуется становлением и укреплением национальных суверенных государств, правовых структур государственности, реального разделения основных ветвей власти, политической демократии. Она связана с реальной активизацией политического участия населения, развития многопартийности, становлением и развитием открытых плюралистических политических систем.

Гуманитарные и юридические исследования

СКФУяеЕ;

Модернизация выступает в виде систематического процесса эпохальных и долгосрочных изменений, захватывающего вслед за индустриально развитыми странами также полупериферию современного мира.

В структуре модернизирующихся обществ существуют особые социальные институты, которые выполняют роль каналов социальной и политической модернизации. Человек традиционной культуры, оказавшись в сфере влияния этих институтов, включается в процесс интенсивной адаптации кусловиям и требованиям современного общества. Такими каналами, на наш взгляд, являются:

• система формального образования, которая, в отличие от традиционного образования, ориентирует индивида не на жизнь в локальном семейном, этническом или каком-то подобном коллективе, а на всеобщие для данного сообщества стандарты. Она воспитывает гражданина способного взаимодействовать с институтами современного общества, вырабатывает модернизированный комплекс политических ценностей;

• работа на индустриальных предприятиях современного типа;

• проживание в современном городе.

Главным агентом модернизации, по

мнению А. С. Панарина [2], является правящий слой. В рамках теории модернизации неважно, какого он происхождения. Главные критерий эффективности правящего слоя - способность мобилизовать общественные ресурсы для накопления и индустриального рывка.

Таким образом, под модернизацией понимается процесс, предполагающий:

• во-первых, расширение и упорядочивание административно-политических границ, образование национальных или федеративных государств, усиление центральной власти, и в то же время разделение властей;

• во-вторых, способность государства к структурным изменениям в экономике, политике и социальной сфере при сохранении стабильности и сплоченности общества;

• в-третьих, включение широких масс населения в политический процесс;

• в-четвертых, установление политической демократии или хотя бы популистского управления, изменение способов легитимизации власти.

Под политической модернизацией понимается возрастание способности политической системы адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые виды институтов, обеспечивающих развитие социальной системы. Этот процесс обусловлен как объективными (социально-экономическими и культурными), так и субъективными (способность политического руководства осуществить более или менее эффективное изменение политической системы) факторами.

Выделим следующие цели политической модернизации: создание новых политических институтов для решения постоянно расширяющегося круга социальных и экономических проблем; изменение политических ориентаций элиты и лидеров на открытую борьбу; формирование рациональной бюрократии.

На наш взгляд, политическая модернизация сталкивается с двумя основными группами противоречий:

• первая группа связана с конфронтацией универсальных стандартов и местных (традиционных) ценностей (универсальные стандарты, по мнению теоретиков политической модернизации, необходимы для экономической эффективности, а традиционные ценности определяют политическую лояльность и национальное единство). Вступление на путь модернизации приводит к росту технократических требований к экономике, технологии и принципам эффективности, ассоциируемым с рациональной общественной политикой. Рациональным силам противостоит фундаменталистская вера в коллективную уникальность национального единства, его чувства общности и соответствующие патронируемые государством каналы для самоидентификации;

С »СЕЕЕИЖИНИЗС»*

КФУ=г

• вторая группа связана с противоречивым взаимодействием между процессом дифференциации (специализацией ролей и функций в политической системе), императивами равенства (политическое участие, равенство в требованиях распределения ресурсов) и возможностями политической системы к интеграции (эффективность принимаемых политических и административных решений). Вторая группа противоречий получила название «синдрома модернизации». Политическая модернизация осуществляется на протяжении длительного периода, в рамках которого общество характеризуется особым качественным состоянием, отличающимся нестабильностью и кризисами. В современных исследованиях выделяется пять основных кризисов: идентичности, легитимности, участия, проникновения, распределения, сопровождающих процесс политической модернизации [3].

Общей причиной этих кризисов является характерное для переходного состояния общества противоречие между новыми универсальными стандартами и старыми традиционными ценностями, сосуществование новых демократических политических институтов с прежними, рост неудовлетворенности населения.

Кризис идентичности связан с проблемой политической и национальной идентификации социального субъекта (индивида, группы, социального слоя). В условиях политической идентификации выделяются три основных типа кризиса идентичности. Первый тип характеризуется требованиями национального или территориального самоопределения, что мы сейчас часто наблюдаем в современной России. Второй тип характеризуется социальной дифференциацией общества, когда резкие социально-классовые различия препятствуют национальному объединению. Модернизация социально-экономической системы общества приводит к качественному изменению социального статуса различных групп населения. Многие прежние группы разрушают-

ся, резко растет численность маргинальных слоев общества. Это приводит к тому, что люди, утрачивая свой прежний социальный статус, не знают, к какому социальному слою они принадлежат, не осознают своих интересов, не имеют четких представлений о новых правилах политической игры. Подобная ситуация наблюдается в настоящее время и в нашей стране. Третий тип характеризуется конфликтом между этнической и гражданской принадлежностью.

Кризис легитимности в своей основе, по мнению С. Липсета, имеет два условия:

• первое - в процессе преобразования социальной структуры не все основные группы получают доступ к сфере принятия политических решений или, во всяком случае, после того, как только они выдвинут свои политические требования;

• второе - статус основных традиционных институтов подвергается угрозе в процессе структурных изменений [1, с. 233].

Кризис участия связан, с одной стороны, с ростом групп интересов, а с другой -с неспособностью политической системы переходного периода интегрировать и удовлетворить их основные требования. В таких случаях политический протест населения может вылиться в различного рада радикальные насильственные действия. Предотвращение и разрешение кризиса участия возможно: всеобщим подавлением политической оппозиции путем насилия; совершенствованием политических институтов и учета ими требований различных групп населения; признание оппозиции не только формальной, но и сотрудничество с ней в процессе принятия важных политических решений.

Кризис распределения возникает при неспособности правительства обеспечить приемлемый для граждан уровень потребления вследствие экономических трудностей, чрезмерно непропорционального распределения доходов, поляризации богатства и бедности.

Кризис проникновения проявляется в неспособности правительства реализовы-вать принятые решения.

Гуманитарные и юридические исследования

СКФУяеЕ;

В период социальных трансформаций перечисленные раньше кризисы имеют тенденцию к их комплексному проявлению, что вызывает эффект аккумуляции. Данный эффект резко усиливает дезорганизацию власти, ведет к парализации государственного управления и обострению конфликтов. Все это может привести к политической дестабилизации и смене режима правления.

Современный этап развития политических систем связан с проявлением в жизни не западных обществ все более явных признаков отторжения чуждых ценностей, образа жизни, стандартов потребления и поведения. Кроме этого, появилось множество подтверждений тому, что демократизацию нельзя рассматривать как необходимое условие экономического роста. На первый план выступает проблема политической стабильности, без решения которой трудно рассчитывать на социально-экономический прогресс. Национальная политика в модернизирующихся не западных обществах сосредоточена главным образом в крупных городах, в которых (и прежде всего в столицах) формируются своеобразные элитарные сообщества. Между городскими и сельскими сообществами существует большой разрыв в уровне жизни, что вызывает широкомасштабную миграцию сельских жителей в города, превышающую возможность их трудоустройства. В городах формируются большие социальные группы, ориентирующиеся на политическую культуру протеста. Процесс коммерциализации и индустриализации не способствует социальной интеграции или появлению политически значимого среднего класса. Измененная процессом модернизации социальная структура, тем не менее, не обеспечивает социальной и политической интеграции в обществе. Все эти следствия процесса модернизации связаны со следующими условиями:

• разные страны, сталкиваясь с вызовами модернизации, располагают неодинаковыми объемами ресурсов, доступных для модернизации и институционального строительства;

• разнообразный фон исторических традиций;

• многообразие стартовых условий, связанных с социально-экономической структурой;

• разнообразные формы воздействия сил современности на то или иное традиционное общество, поливари-антна структура ситуации перемен, в которой они захвачены;

• существование организационных и культурных различий между национальными элитами, что определяет неодинаковое восприятие ими возможностей выбора в данной исторической ситуации, и различия в способности усвоить содержание, социокультурный смысл ситуации выбора.

Выделим следующие структурные компоненты традиционных обществ, накладывающие наиболее значительный отпечаток на характер политической модернизации:

• в политической сфере - природа выдвижения и принятия социальных инноваций, а также характер центров принятия политических решений; тип отношений между центром и периферией; приверженность элит тому или иному типу активности центра; тип правительственной политики; некоторые аспекты политической борьбы и политической организации;

• в сфере стратификации особое значение имеют следующие структурные элементы: атрибуты, утверждающие основу общественной оценки различных социальных групп и их иерархии; степень автономности отдельных социальных групп в структуре общественного взаимодействия от того, насколько доступными для них оказываются центры распределения политической власти и иных форм влияния в обществе; степень общественного взаимодействия относительно близких социальных групп.

Процесс модернизации может осуществляться различными способами с использованием различных механизмов. Выделим универсальные составляющие политической модернизации: создание дифференцированной политической структуры с

С »СЕЕЕИЖИНИЗС»*

КФУ=г

высокой специализацией политических ролей и институтов; создание современного государства, обладающего суверенитетом; усиление роли государства, расширение сферы действия и усиление роли закона, связывающего государство и граждан (лиц с гражданскими и политическими правами), расширение включенности в политическую жизнь социальных групп и индивидов; возникновение и увеличение рациональной политической бюрократии, превращение рациональной деперсонифицированной бюрократической организации в доминирующую систему управления и контроля, ослабление традиционных элит и их легитимности, усиление модернизаторских элит.

Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на современную критику те-

ории модернизации и транзитологических моделей, сценарий модернити является основным вектором мирового политического развития. Выработанная логика транзитологических моделей может быть применима к любому переходному обществу с одной оговоркой, что процесс демократизации есть ситуация неопределенности, в которой необходимо учитывать разные по силе воздействия факторы: ци-вилизационные особенности, экономическое состояние и т. д. Следовательно, говоря о политическом транзите, можно точно быть уверенным в примерно одинаковых условиях старта (тоталитаризм, авторитаризм), но конечная точка развертывания событий для исследователя остается неопределенной.

Литература

1. Основы политологии / под ред. В. П. Пугачева. - М.,1992.

2. Панарин А. С. Философия политики. - М., 1996.

3. Политология / под ред. М. Н. Марченко. - М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.