Научная статья на тему 'Модернизационные процессы в контексте человеческого измерения'

Модернизационные процессы в контексте человеческого измерения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
179
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТЫ / ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / УГРОЗЫ И РИСКИ / ПОЛИТИКА / МОДЕРНИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РЕФОРМИ-РОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВО / ВЛАСТЬ / ПРАВА / ОБЩЕСТВО / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / КОНЦЕПЦИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ишеков Константин Анатольевич

В данной статье автором освещаются основные современные пути мо-дернизации государства, власти и общества Российской Федерации и Республики Казах-стан. Особое внимание уделено процессу формирования ценностных ориентиров россий-ского и казахстанского государства, власти, права и общества, преодолению назревших проблем теории и практики. По мнению автора, процессы модернизации ключевых госу-дарственных, правовых и общественных институтов должны проходить в русле челове-ческого измерения, с позиций общепризнанных демократических ценностей и гуманисти-ческих начал. В статье указывается, что модернизация является комплексным процессом, Исходя из обобщенного политико-правового анализа развития государства, общества, права, обосновывается необходимость проведения единой в масштабах всего государства эффективной модернизационной политики. Одним из действенных путей автор видит при-нятие в Российской Федерации концептуального документа определяющего стратегию и тактику обеспечения модернизационной политики. Обосновывая значимость разработки концепции правового обеспечения модернизационной политики в Российской Федерации, ав-тор статьи отмечает, что данный научно обоснованный программный документ позво-лит закрепить наиболее общие стратегические направления, приоритеты, цели, средства, способы и политико-правовой жизни российского общества в условиях его всесторонней модернизации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ишеков Константин Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизационные процессы в контексте человеческого измерения»

УДК 342.1; 342.3;342.5;

МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ИЗМЕРЕНИЯ

Ишеков Константин Анатольевич

Главный научный сотрудник Центра научных исследований

Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), д.ю.н., доцент, г. Москва, Российская Федерация; е-таП: [email protected]

Ключевые слова: реформа; модернизация; государственная деятельность; субъекты; правовые отношения; угрозы и риски; политика; модернизационная политика; реформирование; государство; власть; права; общество; конституционные принципы; социальное государство; концепция; человеческое измерение.

Аннотация. В данной статье автором освещаются основные современные пути модернизации государства, власти и общества Российской Федерации и Республики Казахстан. Особое внимание уделено процессу формирования ценностных ориентиров российского и казахстанского государства, власти, права и общества, преодолению назревших проблем теории и практики. По мнению автора, процессы модернизации ключевых государственных, правовых и общественных институтов должны проходить в русле человеческого измерения, с позиций общепризнанных демократических ценностей и гуманистических начал. В статье указывается, что модернизация является комплексным процессом, Исходя из обобщенного политико-правового анализа развития государства, общества, права, обосновывается необходимость проведения единой в масштабах всего государства эффективной модернизационной политики. Одним из действенных путей автор видит принятие в Российской Федерации концептуального документа определяющего стратегию и тактику обеспечения модернизационной политики. Обосновывая значимость разработки концепции правового обеспечения модернизационной политики в Российской Федерации, автор статьи отмечает, что данный научно обоснованный программный документ позволит закрепить наиболее общие стратегические направления, приоритеты, цели, средства, способы и политико-правовой жизни российского общества в условиях его всесторонней модернизации.

АДАМИ ЭЛШЕМ Т¥РГЫСЫНДА ЖАЦГЫРТУ ПРОЦЕСТЕР1 Константин Анатольевич Ишеков

Букшресейлт мемлекеттгк эдглет университетI

(Ресей Эдшет министрлгггтц цуцыцтыц ацадемиясы)

Гылыми зерттеулер орталыгыныц бас зылыми цызметкерг,

з.г.д., доцент, Мэскеу цаласы, Ресей Федерациясы; е-таИ: [email protected]

ТYйiн свздер: реформа; жацару; мемлекеттш цызмет; субъектшер; цуцыцтыц цатынастар; цауып-цатер жэне тэуекел; саясат; жацару саясаты; реформалау; мем-лекет; бил1к цуцыцтар; цогам; конституциялыц цагидаттар; элеуметтт мемлекет; тужырымдама; адам влшемг.

Аннотация. Аталган мацалада автор Ресей Федерациясында жэне Цазацстан Респу-бликасында мемлекеттг, билгктг, цогамды жацартудыц неггзгг жолдарын ашып кврсетедг. Ресей жэне Цазацстан мемлекеттертдегг, билгктщ, цщыцтыц, цогамныц цундылыц басымдылыцтарын цалыптастыру удершне, теория мен практиканыц мэселелерш ше-шуге айрыцша кещл бвлшген. Автордыц птршше, басты мемлекеттгк, цщыцтыц жэне цогамдыц институттарды жацарту удергстерг адам влшемг аясында, жалпы мойындалган демократиялыц цундылыцтар мен ¡згшк бастауы тургысынан втуг тшс. Мацалада жацарудыц кешендг удергс екендт кврсетыген. Мемлекеттщ, цогамныц, цщыцтыц дамуын жан-жацты саяси-цуцыцтыц талдау неггзшде букгл мемлекет квлемтде тшмдг жацару са-ясатын ЖYргiзу цажеттыт дэйектеледг. Ерекше ыцпалды тэсыдердщ бгрг реттде автор Ресей Федерациясында жацару саясатын цамтамасыз етудщ стратегисы мен тактикасын айцындайтын тугырнамалыц цужатты цабылдау деп санайды. Ресей Федерациясындагы жацару саясатын цщыцтыц цамтамасыз ету тужырымдасын жасау мацыздылыгын дэлелдей отырып, мацала авторы аталган гылыми негiзделген багдарламалыц цужаттыц жан-жацты жацару жагдайындагыресейлт цогамныц жалпы стратегиялыц багыттарын, мацсаттарын, эдю-тэсыдерш бектуге мумкшдж беретшн атап кврсетедi.

MODERNIZATION PROCESSES IN THE CONTEXT OF THE HUMAN DIMENSION

Ishekov K.A.

Senior researcher, scientific research center of Russian state

University ofjustice (RPA of the Ministry ofjustice of Russia),

doctor of legal Sciences, associate Professor; Moscow, Russian Federation;

e-mail: [email protected]

Keywords: reform; modernization; state activity; subjects; legal relations; threats and risks; policy; modernization policy; reforming; state; power; rights; society; constitutional principles; social state; concept; human measurement.

Abstract. In this article the author covers the main modern ways of modernization of the state, power and society of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan. Special attention is paid to process of formation of valuable reference points of the Russian and Kazakhstan state, power, the right and society, overcoming the imminent problems of the theory and practice. According to the author, processes of modernization of key state, legal and public institutes have to take place in the course of human measurement, from positions of the conventional democratic values and the humanistic beginnings. It is specified in article that modernization is complex process, Proceeding from the generalized political and legal analysis of development of the state, society, it is right, need of carrying out uniform effective modernization policy in scales of all state is proved. One of effective ways the author sees adoption in the Russian Federation of the conceptual document defining strategy and tactics of providing modernization policy. Proving the importance of development of the concept of legal support of modernization policy in the Russian Federation, the author of article notes that this evidence-based program document will allow to fix the most general strategic directions, priorities, the purposes, means, ways and political and legal life of the Russian society in the conditions of his comprehensive modernization.

Вступив во второе десятилетие XXI века, многие современные государства вновь оказались перед необходимостью всесторонней модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. О модерни-зационном процессе говорят руководители и иные политические деятели государств, представители международных организаций. Модернизации подчинены программы политических партий и общественных объединений. К обсуждению данных проблем активно подключились ученые.

Исследования проблем модернизации имеют большую популярность в государствах Евразийского экономического сообщества, в частности России и Республике Казахстан. О необходимости технологической модернизации некоторых отраслей хозяйственной деятельности неоднократно упоминалось в посланиях Президента Российской Федерации В.В. Путина [1, 2]. С отдельным Посланием, посвященным очередному этапу модернизации Казахстана, в 2017 году обратился к народу Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев [3].

Процесс модернизации начинается с осознания кризиса, в котором находится общество, с поисков путей и средств его разрешения, которые специфичны для каж-

дого общества и начинаются с перемен в духовной сфере, в области культуры. Прежде всего важно выработать критерии, которым должны соответствовать преобразованные государство, власть, право и общество. Как видится, процессы модернизации ключевых государственных, правовых и общественных институтов должны проходить в русле человеческого измерения, с позиций общепризнанных демократических ценностей и гуманистических начал. Концепция человеческого измерения достаточно широка по своему объему и содержанию. Ее основу составляют идеи о правах человека, демократии, уважении, свободе, равенстве, личной неприкосновенности, качестве жизни и др.1.

Так, приоритет прав человека по отношению к политике неизменно связан с системой оценок социального развития страны или ее отдельного региона. В контексте анализа результативности деятельности субъектов властвования, особенно с учетом уровня жизни населения, система оценок работает не всегда эффективно, она нуждается в совершенствовании. Также следует согласиться с тем, что критерии эффективности находятся в тесном взаимодействии с модернизацией правовых норм, так как цели правовых норм, по мнению отдельных авторов,

1 Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 г. [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

и являются критерием оценки их эффективности [4, с. 22; 5, с. 75-79; 6, с. 21; 7, с. 501].

Человеческое измерение модерниза-ционной деятельности - это объективная и разумная оценка человеческого бытия. Данное измерение является основной составной частью теории модернизации, которая относится к важнейшим достижениям мировой науки. Конечная цель всех модерни-зационных процессов неизбежно связана с качеством жизни граждан, состоянием прав человека, безопасностью населения.

Человеческое измерение имеет несколько граней, внешних проявлений своей сущности. По справедливому мнению А.С. Мордовца, в качестве наиболее значимых можно выделить три аспекта человеческого измерения: как нормативно-ценностное свойство; как социально-юридическая конструкция; как оценочный критерий, некий стандарт модернизации сфер общества [8, с. 50].

Таким образом, одно из значений человеческого измерения заключается в возможности и способности субъекта оценить состояние социального явления, каковым в настоящем исследовании является модернизация, результаты модернизационной деятельности [9, с. 50]. Человеческое измерение - это конкретное направление в определении прогресса государственности, оцениваемое признанием универсальности прав человека и возможностей их соблюдения и защиты.

Нельзя не отметить, что модернизация основных направлений государственной деятельности и общественной жизни может иметь негативные последствия для субъектов правовых отношений в случае, если политические и экономические преобразования будут осуществляться необдуманно и спонтанно. Важнейший ориентир реформирования государства, власти, права и общества составляют конституционные принципы, имеющие нормативное установление в высших актах государства, всеобщее признание и обязательность для исполнения. Ценно то, что основные начала отличаются стабильностью и остаются неизменными даже в условиях коренных преобразований государственности.

При этом достаточно распространены мнения о том, что многие конституционные принципы носят декларативный оттенок, окончательно не сформированы и могут рассматриваться лишь как определенный недостижимый идеал, к которому необходимо стремиться, но в реальности вряд ли можно достичь. В числе подобного рода базовых начал - конституционный принцип правового государства. Применительно к правовому государству указанная позиция справедлива лишь отчасти: при рассмотрении институтов

правовой государственности на концептуальном уровне, в качестве ценностного ориентира. В действительности же отдельные характеристики правового государства уже реализованы или находятся на стадии осуществления. Достаточно сказать об устойчивой тенденции по реализации принципа разделения властей как в Российской Федерации, так и в Республике Казахстан, который не только провозглашен в форме конституционной декларации, но и фактически действует.

Несмотря на невозможность достижения всех характеристик идеальной правовой государственности в современных условиях, этот базовый конституционный принцип не только декларируется, но и частично реализуется в современной конституционной практике. Для приближения к идеальному состоянию правовой государственности требуется коренная перестройка правосознания общества и представителей государства, что может быть реализовано только путем эволюционного, планомерного внедрения основ правового государства в правовую жизнь. Конечным итогом, свидетельством фактического построения правового государства может стать достижение такого состояния защищенности человека, его прав и свобод, которое в полной мере будет соответствовать гуманистическим установлениям Основных Законов государств [10, с. 7-10].

Отдельный вопрос в юридической науке и практике связан с воплощением в жизнь постулатов социального государства. Человечество прошло долгий путь, пока социальные функции государства приобрели масштабный характер и стали доминирующими. Это длительный, сложный и противоречивый процесс, который предполагает не только создание современной экономики, но и системную модернизацию государственности, всех сфер функционирования общества, когда главными являются не макроэкономические оценки, не абстрактный рыночный показатель, а уровень, качество жизни людей. Это - кардинальное изменение в отношениях между государством и гражданином. Как отмечается в литературе, становление социального государства означает решение многих проблем реформирования, в числе которых: модернизация и технологическое обновление всей производственной сферы, сокращение бедности, снижение напряженности на рынке труда, создание новых рабочих мест, повышение пенсий, выполнение предусмотренных государством социальных гарантий в сфере здравоохранения, обеспечения жильем, в области ЖКХ.

На данном этапе развития можно говорить лишь о создании необходимых пред-

посылок для формирования первичных условий для становления социального государства. Вместе с тем нацеленность на построение социального государства, о чем свидетельствуют программные документы Российской Федерации и Республики Казахстан, а также фактическая реализация отдельных направлений социальной политики сами по себе являются воплощением социально-правовой государственности.

Стоит подчеркнуть, что многих современников интересуют не только личные блага. Доминирующим настроением граждан становится стремление поднять государственный авторитет, создать сильное государство, с которым связываются надежды общества на наведение порядка, активизацию борьбы с преступностью, установление мира и благополучия. Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию РФ отмечал, что Конституция соединила два базовых приоритета - высочайший статус прав, свобод граждан и сильное государство, - подчеркнув их взаимную обязанность - уважать и защищать друг друга [11]. Вопросы состояния безопасности, без которой невозможно реальное обеспечение прав и свобод личности, как мериле сильного и дееспособного государства, были озвучены в Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана 31 января 2017 г.

Однако стоит отметить, что стремление к сильному государству исходит не только от политической элиты и близких к ней слоев общества, но и от народа, стремящегося к самоорганизации и исторической самодостаточности. При этом понятие сильного государства абсолютно не противоречит таким его характеристикам, как правовое и демократическое. Напротив, будучи слабым, государство не сможет обеспечить подлинное

народовластие, защитить права и свободы человека и гражданина, создать условия для нормального развития рыночной экономики, обеспечить мир и безопасность. Государство не может быть сильным и демократическим без тесного партнерства с гражданским обществом. При отсутствии эффективно действующих институтов гражданского общества государство будет представлять опасность, а не благо для собственного народа и мирового сообщества в целом [12, с. 198].

Сильное государство во взаимодействии с личностью, дееспособным гражданским обществом выступает в качестве важнейшего условия успешной модернизации всего современного общества. Эту миссию государство в состоянии выполнить только в неразрывной, органической взаимосвязи с правом, которое является ядром и нормативной основой государственности, ее связующим и цементирующим звеном. Государство сильно тогда, когда оно становится правовым; государство слабеет, если подменяет управление на базе права администрированием, бюрократическими методами.

Сила государства определяется, прежде всего, тем, насколько эффективно оно выполняет свои функции, насколько результативна проводимая им политика. Проще говоря, это эффективное, полноценное, авторитетное и уверенное в себе государство, четко выполняющее все свои функции и социальное назначение, использующее демократические методы государственного управления.

Принимая во внимание, что модернизация является комплексным процессом, включающим сдвиги в политической, социальной, культурной, правовой сферах, одним из важнейших ее аспектов выступает адекватное реагирование на возникающие противоречия в обществе, недопущение подходов

1PEIЬЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ КАЗАХС1 A-iÄ: 1 ПОВАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

к их разрешению с позиции силы. Данный аспект представляется одним из основных индикаторов модернизации, свидетельствующим о состоянии всех сфер современного общества.

Выявленные проблемы теории и практики модернизации различных сфер функционирования государства, власти, права и общества подтверждают, что модернизаци-онный процесс, в основе которого находятся демократические преобразования, вызывает острую необходимость правового обеспечения развития общества, без чего невозможно решение актуальных общегосударственных проблем, напрямую обусловленных проведением единой в масштабах всего государства эффективной модернизационной политики.

Нужна концептуализация научного знания о стратегии и тактике правового регулирования модернизационных правоотношений. В Республике Казахстан подобного рода задачу успешно решают документы стратегической важности. Создание последнего из них было анонсировано в Послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 31 января 2017 г. «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». Он будет иметь название «Национальная технологическая инициатива Казахстана» и по сути будет представлять собой стратегический план развития до 2025 года по Третьей модернизации страны.

В России на протяжении последних лет был принят целый ряд концепций и стратегий по приоритетным направлениям внутренней и внешней политики, но, к сожалению, до сих пор отсутствует единый доктринальный юридический документ о модернизации государства, власти права и общества, в роли которого могла бы выступить концепция правового обеспечения модернизационной политики в Российской Федерации - научно обоснованный программный документ, закрепляющий наиболее общие стратегические направления совершенствования правового регулирования модернизационных правоотношений, основные приоритеты, цели, средства, способы и направления развития политико-правовой жизни российского общества в условиях его всесторонней модернизации.

Концепция должна учитывать, что сегодня России нужна сильная, дееспособная власть, выстраивающая свою деятельность на основе эффективных законов, которые бы связывали, «держали в границах порядка» саму власть, начиная от процесса ее формирования. Речь идет о политике, которая обеспечивает легитимность власти, ее эффективное функционирование, а в конечном счете - и поддержание политической стабильности в стране, построение правовой государственности, активного гражданского общества и на данной основе - достижение целей модернизации. В этом заключается смысл модернизационной политики. Ведь право, без максимального задействования ресурсов которого никакая модернизация невозможна, всегда предполагает принудительный фактор, а потому оно должно опираться на твердую, легитимную, авторитетную власть. В то же время власть, официальная политика призваны уважать и защищать нормы права, правильно использовать их возможности. Модернизационная политика, как и любая иная, не должна быть неправовой, самоуправной.

Концепция - доктринальный документ, который призван стать ориентиром для структур гражданского общества как участников выстраивания и осуществления модернизационной политики, органов государственной власти и должностных лиц в их политической работе, взаимодействии с общественными организациями и гражданами, при подготовке модернизационных мероприятий, в процессе участия в их проведении, согласования интересов различных социальных групп, поддержания таким путем политической стабильности в стране. Концепция, таким образом, направлена на то, чтобы российская политическая система и отечественная демократия стали более работоспособными.

В целом проведение эффективной мо-дернизационной политики на современном этапе развития общества является одним из определяющих факторов дальнейшего совершенствования демократических институтов, укрепления основ правового государства, обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина.

ЛИТЕРАТУРА

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 г. // Российская газета. 2015. 4 дек.

2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 г. // Парламентская газета. 2016. 8 дек.

3. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 31 января 2017 г. «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». Офи-

циальный сайт Президента Республики Казахстан. URL: http://www.akorda.kz /ru/addresses / addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-31-yanvarya-2017-g (датаобращения: 14.03.2017).

4. Эффективность правовых норм. М. : Юрид. лит., 1980.

5. Сибилев Ю.Н. Критерии эффективности деятельности как основные ориентиры системы оценки Федеральной службы судебных приставов / Ю.Н. Сибилев // Вестник Российской правовой академии. - 2015. - № 1.- С. 75-79.

6. Тепляшин И.В. Критерии эффективности государственного механизма: общетеоретический анализ / И.В. Тепляшин, Г.Г. Фастович // Проблемы модернизации правовой системы современного российского общества: сб. докладов Междунар. науч. конф. (r. Красноярск, 30 сентября - 1 октября 2010 г): в 2 т. Красноярск: Центр информации, 2011. Т. 1.

7. Мордовец А.С. Социально-юридическая конструкция человеческого измерения прав человека/ А.С. Мордовец // Юридическая техника. - 2013. - № 7 (ч. 2). - С. 500-509.

8. Мордовец А.С. Человеческое измерение прав человека: нормативно-ценностный аспект / А.С. Мордовец // Гражданское общество и правовое государство. - 2013. - Т. 1. -С. 50-53.

9. Ишеков К.А. Правовое государство как основа конституционно-правового развития современной России / К.А. Ишеков // Правовое государство: теория и практика. - 2014. -№ 4. - С. 7-11.

10. Плешаков А.П. Правовая культура гражданского общества и ее влияние на развитие социально-правовой государственности и системы российского права / А.П. Плешаков, А.А. Шаповалов, К.А. Грандонян // Правовая культура. - 2015.- № 2. - С. 20-26.

11. Послание Президента Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 г. // Российская газета. 2013. 13 дек.

12. Затонский В.А. Сильное государство: ключевые вопросы теории и модернизационной политики / В.А. Затонский, М.П. Петров // Ленинградский юридический журнал. - 2005. -№ 3. - С. 192-206.

REFERENCES

1. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniju ot 3 dekabrja 2015 g. // Rossijskaja gazeta. 2015. 4 dek.

2. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniju ot 1 dekabrja 2016 g. // Parlamentskaja gazeta. 2016. 8 dek.

3. Poslanie Prezidenta Respubliki Kazahstan N. Nazarbaeva narodu Kazahstana ot 31 janvarja 2017 g. «Tret'ja modernizacija Kazahstana: global'naja konkurentosposobnost'». Oficial'nyj sajt Prezidenta Respubliki Kazahstan. URL: http://www.akorda.kz /ru/addresses /addresses_of_president/ poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-31-yanvarya-2017-g (data obrashhenija: 14.03.2017).

4. Jeffektivnost' pravovyh norm. - M. :Jurid. lit., 1980.

5. SibilevJu.N. Kriteriij effektivnosti dejatel'nosti kak osnovnye orientiry sistemy ocenki Federal'noj sluzhby sudebnyh pristavov / Ju.N. Sibilev // Vestnik Rossijskoj pravovoj akademii. -2015. - № 1.-P. 75-79.

6. Tepljashin I.V. Kriteriij effektivnosti gosudarstvennogo mehanizma: obshhe teoreticheskij analiz/ I.V Tepljashin, G.G. Fastovich // Problemy modernizacii pravovoj sistemy sovremennogo rossijskogo obshhestva : sb. Dokladov Mezhdunar. nauch. konf. (g. Krasnojarsk, 30 sentjabrja -1 oktjabrja 2010 g.) : v 2 t. Krasnojarsk : Centrinformacii, 2011. T. 1.

7. Mordovec A.S. Social'no-juridicheskaja konstrukcija chelovecheskogo izmerenija prav cheloveka / A.S. Mordovec // Juridicheskaja tehnika. - 2013. - № 7 (ch. 2). - P. 500-509.

8. Mordovec A.S. Chelovecheskoe izmerenie prav cheloveka: normativno-cennostnyj aspekt / A.S. Mordovec // Grazhdanskoe obshhestvo i pravovoe gosudarstvo. - 2013. - T. 1. - P. 50-53.

9. Ishekov K.A. Pravovoe gosudarstvo kak osnova konstitucionno-pravovogo razvitija sovremennoj Rossii / K.A. Ishekov // Pravovoe gosudarstvo: teorija i praktika. - 2014. - № 4. - P. 7-11.

10. Pleshakov A.P. Pravovaja kul'tura grazhdanskogo obshhestva i ee vlijanie na razvitie social'no-pravovoj gosudarstvennosti i sistemy rossijskogo prava / A.P. Pleshakov, A.A. Shapovalov, K.A. Grandonjan // Pravovaja kul'tura. - 2015.- № 2. - P. 20-26.

11. PoslaniePrezidentaFederal'nomuSobranijuot 12 dekabrja 2013 g. // Rossijskajagazeta. 2013. 13 dek.

12. Zatonskij V.A. Sil'noe gosudarstvo: kljuchevye voprosy teorii i modernizacionnoj politiki / V.A. Zatonskij, M.P. Petrov // Leningradskij juridicheskij zhurnal. - 2005. - № 3. - P. 192-206.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.