Научная статья на тему 'Модернизации системы оказания противотуберкулезной помощи в России'

Модернизации системы оказания противотуберкулезной помощи в России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
169
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУБЕРКУЛЕЗ / ТУБЕРКУЛЕЗНАЯ ИНФЕКЦИЯ / РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ТУБЕРКУЛЕЗА / ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНАЯ ПОМОЩЬ / TUBERCUBSIS / TUBERCUBSIS INFВCTIОN / PRВVАLВNCВ ОF TUBERCUBSIS / АNTI-TUBВRCULОSIS CАRВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гребенёв Е.В., Мешалкина С.Ю., Слободенюк Е.В.

За последние 10 лет в Российской Федерации отмечается снижение заболеваемости лиц, которые находятся в бытовом контакте с туберкулезной инфекцией, снижение показателей смертности и летальности населения от туберкулеза, а также уменьшение распространенности туберкулеза в пенитенциарных учреждениях. При этом высокими остаются показатели заболеваемости туберкулезом у детей и низкими некоторые показатели, которые характеризуют качество лечения пациентов с туберкулезом. Эпидемическая ситуация по туберкулезу в РФ в целом остается напряженной. Изменение политики в сфере здравоохранения, влияние модернизации, а также новая нормативная база, требуют от службы изменения организационной модели. Необходимость выполнения научных и инвестиционных проектов; потребность в межведомственной координации государственных структур различного уровня и негосударственных организаций. Значительное влияние на совершенствование системы противотуберкулезной помощи оказали международные проекты по борьбе с туберкулезом. Международная поддержка при реализации проектов по борьбе с туберкулезом в России позволила достичь: повышения информированности населения и органов власти о туберкулезе и мерах борьбы с ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гребенёв Е.В., Мешалкина С.Ю., Слободенюк Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MОDERNIZАTЮN ОF THE SYSTEM ОF АЭТ1-TUBERCULОSIS CАRE IN RUSSIA

Over the past 10 years in the Russian Federation, there has been a decrease in the incidence of people in domestic contact with tuberculosis infection, death rates and lethality of the population from tuberculosis, and the prevalence of tuberculosis in penitentiary facilities has decreased. At the same time, tuberculosis incidence in children remains high and some indicators characterizing the quality of treatment for patients with tuberculosis are low. In general, the epidemic situation of tuberculosis in the Russian Federation continues to remain tense. Changes of a policy in sphere ofpublic health services, influence of modernization, and also new normative base, demand from service of change of organizational model. The need to carry out scientific and investment projects; the need for interagency coordination of government agencies at various levels and non-governmental organizations. Significant impact on improving the tuberculosis care system has had international projects to combat tuberculosis. International support for the implementation of projects to combat tuberculosis in Russia made it possible to: raise awareness of the population and authorities about tuberculosis and measures to combat it.

Текст научной работы на тему «Модернизации системы оказания противотуберкулезной помощи в России»



http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2019-21-10-63-70

МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ

Гребенёв Е.В., Мешалкина С.Ю., Слободенюк Е.В.

ФГБОУ ВО МЗ РФ «Дальневосточный государственный медицинский университет»,

г. Хабаровск, Российская Федерация

MОDERNIZАTIОN ОF THE SYSTEM ОF АЭТЬ TUBERCULОSIS CАRE IN RUSS^

Grebenev E. V., Meshalkina S. Yu., Slobodenyuk E. V.

Far eastern state medical university, Khabarovsk, Russian Federation

Аннотация: За последние 10 лет в Российской Федерации отмечается снижение заболеваемости лиц, которые находятся в бытовом контакте с туберкулезной инфекцией, снижение показателей смертности и летальности населения от туберкулеза, а также уменьшение распространенности туберкулеза в пенитенциарных учреждениях. При этом высокими остаются показатели заболеваемости туберкулезом у детей и низкими некоторые показатели, которые характеризуют качество лечения пациентов с туберкулезом. Эпидемическая ситуация по туберкулезу в РФ в целом остается напряженной.

Изменение политики в сфере здравоохранения, влияние модернизации, а также новая нормативная база, требуют от службы изменения организационной модели. Необходимость выполнения научных и инвестиционных проектов; потребность в межведомственной координации государственных структур различного уровня и негосударственных организаций. Значительное влияние на совершенствование системы противотуберкулезной помощи оказали международные проекты по борьбе с туберкулезом. Международная поддержка при реализации проектов по борьбе с туберкулезом в России позволила достичь: повышения информированности населения и органов власти о туберкулезе и мерах борьбы с ним.

Ключевые слова: туберкулез, туберкулезная инфекция, распространенность туберкулеза, противотуберкулезная помощь.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Аnnоtаtiоn: Over the past 10 years in the Russian Federation, there has been a decrease in the incidence of people in domestic contact with tuberculosis infection, death rates and lethality of the population from tuberculosis, and the prevalence of tuberculosis in penitentiary facilities has decreased. At the same time, tuberculosis incidence in children remains high and some indicators characterizing the quality of treatment for patients with tuberculosis are low. In general, the epidemic situation of tuberculosis in the Russian Federation continues to remain tense.

Changes of a policy in sphere ofpublic health services, influence of modernization, and also new normative base, demand from service of change of organizational model. The need to carry out scientific and investment projects; the need for interagency coordination of government agencies at various levels and non-governmental organizations.

Significant impact on improving the tuberculosis care system has had international projects to combat tuberculosis. International support for the implementation of projects to combat tuberculosis in Russia made it possible to: raise awareness of the population and authorities about tuberculosis and measures to combat it.

Keywоrds: tuberculosis, tuberculosis infection, prevalence of tuberculosis, anti-tuberculosis care.

REFERENCES

[1] Кучеров, А.Л. Эпидемиология туберкулеза / А.Л. Кучеров // Пробл. туберкулеза. - 1990. - № 3. - С. 54 - 58.

[2] Лечение туберкулеза. Рекомендации. Четвертое издание. ВОЗ, 2010, с. 152.

[3] Медико-социальная характеристика больных туберкулезом легких на Стационарном этапе лечения / Ш.Ш. Арсланов, А.А. Визель, М.Э. Гуры-лева, М.Ф. Яушев, И.Я. Шпанер, Е.И. Ванькова, Л.В. Гончарова, Г.А. Ибрашимова, З.З. Зиганшина // Пробл. туберкулеза. - 1996. -№ 3. - С. 16 - 18.

[4] Михайлова, Л.А. О реализации федеральных целевых программ во фтизиатрии: докл. на конф. «Совершенствование медицинской помощи больным туберкулезом» 20-22.10.2011 г. [Электронный ресурс] / Л.А. Михайлова. - Режим доступа: https ://pharmstd. ru/news3 files/sovershenstvovanie medizinskoi pomochi bolnim tuberkulezom.pdf

[5] Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»: постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 294 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW

162178/

[6] О республиканской целевой программе «Предупреждение и борьба заболеваниями социального характера (2002-2004 годы)»: постановление кабинета министров Чуваш. Респ. от 18.02.2002 г. № 36 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.lawmix.ru/zakonodatelstvo/1556572 /

[7] Резолюция WHA44.8. Программа борьбы с туберкулезом [Электронный ресурс] // Сборник резолюций и решений сессий Всемирной ассамблеи здравоохранения и Исполнительного комитета / ВОЗ. - 3-е изд. - Женева, 1993. - Т. 3. -(WHA44/1991/REC/1). - Режим доступа: https://apps.who.int/iris/handle/10665/203002?show =full

[8] О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения: указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rsr-online.ru/doc/2012 06 25/6.pdf

[9] М-ва здравоохранения Российской Федерации от 26.05.2003 г. № 210 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.medprаvо.ru/PRICMZ/PricMZ2003/210/ 210.htm /

[10] Развитие здравоохранения: гос. программа Российской Федерации [Электронный ресурс].-Ре-жим доступа: http://static. government. ru/media/files/hJJb4XgcAxh afiBW27EyseBZmtCra0RH.pdf /

[11] Резолюция WHA44.8. Программа борьбы с туберкулезом [Электронный ресурс] // Сборник резолюций и решений сессий Всемирной ассамблеи

_здравоохранения и Исполнительного комитета /

[1] Kucherov, A.L. Epidemiologiya tuberkuleza / A.L.

Kucherov // Probl. tuberkuleza. - 1990. - № 3. - S.

54 - 58.

[2] Lechenie tuberkuleza. Rekomendacii. CHetvertoe izdanie. VOZ, 2010, s. 152.

[3] Mediko-social'naya harakteristika bol'nyh tuberkulezom legkih na Stacionarnom etape lecheniya / SH.SH. Arslanov, A.A. Vizel', M.E. Guryleva, M.F. YAushev, I.YA. SHpaner, E.I. Van'kova, L.V. Goncharova, G.A. Ibrashimova, Z.Z. Ziganshina // Probl. tuberkuleza. - 1996. -№ 3. - S. 16 - 18.

[4] Mihajlova, L.A. O realizacii federal'nyh celevyh programm vo ftiziatrii: dokl. na konf. «Sovershenstvovanie medicinskoj pomoshchi bol'nym tuberkulezom» 20-22.10.2011 g. [El-ektronnyj resurs] / L.A. Mihajlova. - Rezhim dostupa:

https://pharmstd.ru/news3files/sovershenstvo-vanie medizinskoi pomochi bolnim tuberkulezom.pdf.

[5] Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie zdra-voohraneniya»: postanovlenie Pravitel'stva Ros-sijskoj Federacii ot 15 aprelya 2014 goda № 294 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http ://www.consultant.ru/docu-

ment/cons doc LAW 162178/

[6] O respublikanskoj celevoj programme «Preduprezhdenie i bor'ba zabolevaniyami so-cial'nogo haraktera (2002-2004 gody)»: post-anovlenie kabineta ministrov CHuvash. Resp. ot

18.02.2002 g. № 36 [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://www.lawmix.ru/za-konodatelstvo/1556572 /

[7] Rezolyuciya WHA44.8. Programma bor'by s tuberkulezom [Elektronnyj resurs] // Sbornik rezol-yucij i reshenij sessij Vsemirnoj assamblei zdra-voohraneniya i Ispolnitel'nogo komiteta / VOZ. -3-e izd. - ZHeneva, 1993. - T. 3. -(WHA44/1991/REC/1). - Rezhim dostupa: https://apps.who.int/iris/han-dle/10665/203002?show=full /

[8] O sovershenstvovanii gosudarstvennoj politiki v sfere zdravoohraneniya: ukaz Prezidenta Ros-sijskoj Federacii ot 7 maya 2012 goda № 598 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http ://www .rsr-online. ru/doc/2012_06_25/6 .pdf/

[9] M-va zdravoohraneniya Rossijskoj Federacii ot

26.05.2003 g. № 210 [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.medpravo.ru/PRICMZ/PricMZ2003/ 210/210.htm /

[10] Razvitie zdravoohraneniya: gos. programma Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs].-Rezhim dostupa: http://static.government.ru/me-dia/files/hJJb4XgcAxhafiBW27EyseBZmt-Cra0RH.pdf/_

ВОЗ. - 3-е изд. - Женева, 1993. - Т. 3. -(WHA44/1991/REC/1). - Режим доступа: https://apps.whoint/iris/handle/10665/203002?show =full

[12] Решение коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.02.2002 года №4 «О ходе реализации Федеральной целевой программы «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1998 - 2004 гг.» в 2001 году» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.lawmix.ru/med/9132/

[13] Стерликов С. А., Тестов В. В., Васильева И. А. Результаты лечения пациентов с множественной и широкой лекарственной устойчивостью возбудителя, зарегистрированных в 2012 г. в Российской Федерации и в мире // Туб. и болезни легких. -2016. - Т. 94, No 1. - С. 22-27.

[14] Шилова, М.В. Туберкулез в России в 2013 году / М.В. Шилова. - М., 2014. - 244 с. 1

[15] Stybto, K. Tubercutosis сап be соШто1^ with exsist-ing techmtogies: evidence. Pаris: Tubercutosis Sur-veilknce Reseаrch Unit Progress: герой: / K. Stybto, R. Bumgаrner // Intern. Un. аgаinst Tuberc. Lung Dis.-2001. - No 5. - P. 213 - 215.

[11] Rezolyuciya WHA44.8. Programma bor'by s tu-berkulezom [Elektronnyj resurs] // Sbornik rezol-yucij i reshenij sessij Vsemirnoj assamblei zdra-voohraneniya i Ispolnitel'nogo komiteta / VOZ. -3-e izd. - ZHeneva, 1993. - T. 3. -(WHA44/1991/REC/1). - Rezhim dostupa: https://apps.who.int/iris/han-dle/10665/203002?show=full

[12] Reshenie kollegii Ministerstva zdravoohraneniya Rossijskoj Federacii ot 26.02.2002 goda №4 «O hode realizacii Federal'noj celevoj programmy «Neotlozhnye mery bor'by s tuberkulezom v Ros-sii na 1998 - 2004 gg.» v 2001 godu» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.lawmix.ru/med/9132/

[13] Sterlikov S. A., Testov V. V., Vasil'eva I. A. Re-zul'taty lecheniya pacientov s mnozhestvennoj i shirokoj lekarstvennoj ustojchivost'yu vozbuditelya, zaregistrirovannyh v 2012 g. v Rossijskoj Federacii i v mire // Tub. i bolezni legkih. -2016. - T. 94, No 1. - S. 22-27.

[14] SHilova, M.V. Tuberkulez v Rossii v 2013 godu / M.V. SHilova. - M., 2014. - 244 s. 1

[15] Styblo, K. Tuberculosis can be controlled with exsisting technologies: evidence. Paris: Tuberculosis Surveillance Research Unit Progress: report / K. Styblo, R. Bumgarner // Intern. Un. against Tu-berc. Lung Dis.-2001. - No 5. - P. 213 - 215.

Начиная со второй половины 80-х - начала 90-х гг. минувшего столетия отмечалось ухудшение эпидемической ситуации по туберкулезу, связанное с социальными потрясениями, ухудшением экономической ситуации, влиянием социально-демографических факторов, ухудшением работы противотуберкулезных МО [2]. В 1991-1994 гг. заболеваемость туберкулезом повысилась с 34,0 до 48,2 на 100 тыс., т.е. на 41,8% [12]. Непрерывно ухудшалась работа по этиологической диагностике туберкулеза. В 1991 соотношение числа впервые выявленных пациентов с бактериовыделением, к числу пациентов с деструкцией легочной ткани составляло 1,055. К 1995 году оно стало менее 1. В 1998 - 1999 гг. этот показатель составлял 0,962 -0,961 [8]. В 1997 г. было принято обращение Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации «К правительству Российской Федерации о чрезвычайных мерах по борьбе с туберкулезом в Российской Федерации» [15]. Федеральная целевая программа «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1998 - 2004 годы» предусматривала достижение целевых показателей: снижение смертности с 17 до 12 на 100 тыс. населения, снижение заболеваемости с 67,5 до 50 на 100 тыс. населения, в т.ч. заболеваемости детей с 13,2 до 8,0 на 100 тыс. детского населения, выявление при профилактических осмотрах не менее 65 - 70% впервые заболевших туберкулезом, излечение 85% впервые выявленных пациентов с туберкулезом, сокращение расходов на стационарное лечение до 60%.

Достигнуть целевых показателей планировалось в результате развития материально-технической базы противотуберкулезных МО, проведения мероприятий по своевременному выявлению и лечению пациентов с туберкулезом, подготовки кадров, проведения лечебно-профилактических мероприятий среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных в

учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС), мероприятий по профилактике заболевания туберкулезом сельскохозяйственных животных, организации отечественного производства ПТП и вакцин [1].

Заложенный для реализации программы объем финансирования составил (в ценах 1998 года) 17,5 млрд. р., в т.ч. 7,7 млрд. - из федерального бюджета. Во всех субъектах Федерации, кроме Чеченской Республики, были разработаны и утверждены региональные программы по борьбе с туберкулезом. В 2000 г. продолжалась закупка рентгенодиагностического оборудования и фибробронхоскопов; программа была профинансирована в полном объеме. Однако, уже тогда отмечали недостаточность выделяемых средств, дальнейшее ухудшение эпидемической ситуации. Было предложено усилить межведомственное взаимодействие, в том числе

- за счет сотрудничества с Российским обществом Красного Креста [15]. На коллегии Минздрава России от 26 февраля 2002 г. [17] было указано, что доля финансирования мероприятий федеральной целевой программы субъектами Федерации составляет всего 25% при рекомендуемом объеме 80 %. В регионах недостаточно активизирована работа общей лечебной сети (ОЛС) по раннему выявлению пациентов с туберкулезом Медленно проводится внедрение экономически эффективных форм оказания противотуберкулезной помощи и реструктуризация коечного фонда противотуберкулезных МО. Оптимизация системы в рамках этой программы практически не предусматривалась. Значительную часть средств планировалось выделить из бюджетов субъектов Федерации, не исполнявших финансовые обязательства. Перечисленные проблемы не уникальны, и характерны для реформирования здравоохранения в условиях политической нестабильности в целом [9]. Программа была свернута до планируемого срока ее завершения.

13 ноября 2001 года была принята Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 - 2006 годы)» [14, 16]. Общая сумма финансирования мероприятий по борьбе с социальнозначимыми заболеваниями должна была составить 92 млрд. р., в т.ч. из федерального бюджета - 19,7 млрд., из них на реализацию мероприятий по подпрограмме «Туберкулез» - 33 824,94 млн., в т.ч. 9292,58 млрд.

- из федерального бюджета.

Объем и структура затрат в рамках подпрограммы «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России» был следующим: санитарно-просветительская работа - 6,24 млн. р., в т.ч. 1,04 - из федерального бюджета; профилактические мероприятия - 5832,2 млн. р., в т.ч. 922 млн. - из федерального бюджета; обеспечение ПТП - 18 972,5 млн. р., в т.ч. 5 174,95 - из федерального бюджета; лечение пациентов в УИС - 2030 млн. р., в т.ч. 1450 млн. р. - из федерального бюджета; проведение мероприятий по профилактике туберкулеза в животноводческих хозяйствах - 2300 млн. р., в т.ч. 96 млн. р. - из федерального бюджета; строительство и реконструкция зданий противотуберкулезных МО гражданского сектора - 2487,29 млн. р., в т.ч. 651,29 - из федерального бюджета; строительство и реконструкция зданий противотуберкулезных учреждений УИС - 214,2 млн. р., все - из федерального бюджета; оснащение МО гражданского сектора оборудованием - 1645,31 млн. р., в т.ч. 445,87 - из федерального бюджета; оснащение оборудованием МО УИС - 319,8 млн. р. - из федерального бюджета; производство туберкулина, ПТП и субстанций - 10,4 млн. р. из федерального бюджета; вакцин - 5,2 млн. р. из федерального бюджета; подготовка кадров - 1,88 млн. р. из федерального бюджета.

В ходе этой целевой программы были выделены зоны ответственности профильных институтов туберкулеза и фтизиопульмонологии, позволяющие осуществлять кураторскую работу в регионах России [15].

Почти во всех регионах (за исключением республик Ингушетия и Чечня) были разработаны программы борьбы с социально-значимыми заболеваниями, однако в 2004 г. финансировалось только 72,3 % из них [12].

Целевые показатели программы не были достигнуты, однако во время реализации подпрограммы «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России» улучшились показатели, характеризующие диагностику и лечение пациентов с туберкулезом. Заболеваемость туберкулезом снизилась с 88,5 на 100 000 населения в 2001 году до 82,6 на 100 000 населения в 2006 году, в том числе среди детей 0-14 лет - с 19,1 до 16,2 на 100 000 детей. С 2002 года проявились первые признаки стабилизации эпидемической ситуации. При этом показатель смертности от туберкулеза продолжал расти и достиг в 2005 году 22,5 на 100 000 населения. Основная причина - летальность пациентов с хроническими формами туберкулеза, развившихся вследствие дефектов обеспечения ПТП [8].

В ходе реализации программы была показана целесообразность использования программно-целевого подхода для борьбы с туберкулезом, а также необходимость комплексного решения задач, обусловленная рядом следующих причин [13]: сложность и многообразие методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при социально значимых заболеваниях (это предполагает разработку и реализацию комплекса мероприятий, взаимосвязанных по целям, ресурсам, ответственным исполнителям и срокам реализации); необходимость выполнения научных и инвестиционных проектов; потребность в межведомственной координации государственных структур различного уровня и негосударственных организаций. Значительная часть причин недостаточной эффективности подпрограммы «Туберкулез» изложена в письме «О результатах рейдовой проверки фтизиатрических учреждений» [10]: в 7 регионах программы по борьбе с туберкулезом отсутствовали или не финансировались; в остальных регионах отмечался дефицит их финансирования; несоответствие противотуберкулезных МО санитарным требованиям по набору помещений и площади; В капитальном ремонте нуждались 59,9% учреждений, централизованного водоснабжения не имели 8,9% стационаров, в помещениях 21,3% учреждений не было подводки горячей и/или холодной воды, канализация отсутствовала в 11,6% учреждений; дефицит и изношенность оборудования (41,8% учреждений); отсутствие должной изоляции пациентов с лекарственно-устойчивым (ЛУ) туберкулезом в 43,3% стационаров.

В 2010 - 2011 годах в Национальном проекте «Здоровье», реализация которого начата в январе 2006, появился раздел «Туберкулез». Продолжается централизованное обеспечение страны ПТП резервного ряда. Закупаются комплексы оборудования, позволяющего выполнять современные операции на органах дыхания, и компьютерные томографы.

Значительное влияние на совершенствование системы противотуберкулезной помощи оказали международные проекты по борьбе с туберкулезом.

В 2001 г. Международная федерация Красного креста и Красного полумесяца начала работу по программе «Всесторонняя модель программы по борьбе с туберкулезом на территории Российской Федерации». Проекты были начаты в Псковской, Белгородской областях,

Республике Хакасия и продолжены в Хабаровском крае, Республике Адыгея, Еврейской АО. Программа базировалась на принципах ВОЗ, с выделением значительных финансовых средств на программы мотивации пациентов к лечению (закупка продуктовых наборов, организация горячего питания, юридическая и психологическая помощь) [3].

Международная поддержка при реализации проектов по борьбе с туберкулезом в России позволила достичь: повышения информированности населения и органов власти о туберкулезе и мерах борьбы с ним. Это способствовало увеличению финансирования мероприятий по борьбе с туберкулезом; повышения качества этиологической диагностики туберкулеза; внедрения мониторинга результатов химиотерапии пациентов с ТЛ с использованием когорт-ного анализа; предоставления противотуберкулезным МО нового оборудования и транспорта; повышения качества обучения сотрудников, участвующих в выявлении, диагностике, лечении пациентов с туберкулезом, расширение их кругозора; повышения мотивации сотрудников; привлечения дополнительных финансовых средств.

Вместе с тем отмечается ряд недостатков и угроз, связанных реализацией основных компонентов указанных программ: выявление пациентов преимущественно по обращаемости методом бактериоскопии мокроты приводит к их выявлению на стадии деструктивных и фиброзных изменений, что снижает эффективность лечения; игнорирование комплексного подхода к лечению - патогенетической и коллапсотерапии, хирургического и санаторного лечения; нежелательные явления, возникающие из-за избыточного следования стандартной схеме лечения без учета индивидуальной особенности пациентов; оценка эффективности химиотерапии только по негативации мазка мокроты не давало полного представления об эффективности лечения пациентов; отсутствие программы профилактики туберкулеза для населения; строгое следование принципу Directly Observed ТгеаШеП;, Shоrt-cоurse (DOTS) может повышать риск рецидива туберкулеза.

Началом масштабных программ по модернизации системы организации противотуберкулезной помощи с участием международных организаций можно считать проект, проводившийся по займу МБРР с 03.04.2003 г. по 30.04.2009 г., общей суммой 216 млн. долларов США. Работа по подготовке этого проекта началась в 2000 году [13] с создания рабочей группы по подготовке проекта.

13.08.2003 г. Правительство и руководство МБРР одобрило решение о займе по проекту на 150 млн. долларов [15]. Рабочая группа Минздрава по реализации этого проекта была создана в конце 2003 года [10]. В нее вошли представители Минздрава, Минюста, Минфина, Минэкономразвития, Минпромнауки России, Федерального центра проектного финансирования, фонда «Российское здравоохранение» и других заинтересованных Индикаторами проекта были приняты: стабилизация показателя заболеваемости туберкулезом или его снижение на 1% к базовому уровню (83,8 на 100 000 населения) до 2010 г, повышение охвата DOTS с 36,2 до 100% к 2007 г.; повышение частоты выявления случаев с 42% до 80%; доля впервые выявленных случаев ТЛ с бактериовыделением, подтвержденным микроскопией мокроты, с эффективным курсом химиотерапии (КХТ) - 61,6%, с неэффективным КХТ - 13,2%, умерших от туберкулеза - 8%, выбывших - 3,8%, прервавших КХТ - 8,5% [5].

К 2008 году из 100 млн. долл. США было освоено 89,6 млн., выполнены 16 из 23 индикаторов проекта. 5 субъектов выполнили все установленные индикаторы, 6 субъектов были

близки к выполнению всех индикаторов, 8 субъектов не выполнили 3-4 индикаторов, в 30 регионах-участниках отмечалась положительная динамика, а в 18 регионах прогресс отсутствовал [5,8].

Другой значимый проект по модернизации системы организации противотуберкулезной помощи населению России - развитие стратегии лечения населения Российской Федерации, уязвимого к туберкулезу, проводимый с 01.12.2005 г. фондом «Российское здравоохранение» по гранту Глобального Фонда по борьбе с туберкулезом, малярией и ВИЧ/СПИДом (ГФ), учрежденного как инициатива G8 в 2001 г., в Генуе [109]. В 2003 году был создан консультативный центр по проблемам ВИЧ/СПИД Минздрава России [11] и национальный совет по участию Российской Федерации в ГФ [10]. Общий бюджет первой и второй фаз проекта, проводимых в течение пяти лет, составил 91,1 млн. долларов США [8].

Целью программы было снижение числа больных туберкулезом, снижение смертности от туберкулеза. Это планировалось осуществить за счет повышения эффективности раннего выявления и лечения туберкулеза в гражданском секторе и УИС, повышения эффективности выявления, диагностики и лечения туберкулеза с МЛУ возбудителя (МЛУ-ТБ), повышения потенциала и развития партнерства борьбы с туберкулезом, развития системы профилактики туберкулеза и оказания помощи людям, живущим с ВИЧ/СПИД. Основные мероприятия включали обучение специалистов, укрепление материально-технической базы противотуберкулезных МО, совершенствование лабораторной диагностики туберкулеза, создание центров передового опыта на базе профильных НИИ для лечения пациентов с МЛУ-ТБ, совершенствование инфекционного контроля, обеспечение ПТП резервного ряда, обеспечение социальной поддержки пациентов, улучшение оказания помощи пациентам с сочетанной патологией «туберкулез + ВИЧ», обеспечение информационной и санитарнопросветительской работы [8]. Основные индикаторы проекта к 2010 г., достигнуты частично [10].

Причина недостаточного выполнения индикаторов проекта, прежде всего, завышенные ожидания, не учитывающие инерционность системы и возможность проведения качественной кураторской работы. Кроме того, не были учтены особенности совместного индикативного сопровождения проектов. Работа по улучшению раннего выявления пациентов с туберкулезом способствовала снижению доли впервые выявленных пациентов с ТЛ, имеющих положительный результат бактериоскопии мокроты, а повышение качества культуральной диагностики туберкулеза способствовало росту доли впервые выявленных пациентов с МЛУ МБТ [15]. Несмотря на то, что ряд индикаторов не был достигнут, проект привел к повышению качества противотуберкулезной помощи, оказал положительное влияние на эпидемическую ситуацию по туберкулезу, а также на эффективность работы по выявлению и диагностике туберкулеза. Подводя итоги обзору мероприятий по борьбе с туберкулезом в современной России, можно отметить выраженный позитивный эффект программноцелевого подхода к совершенствованию противотуберкулезной работы. Большую роль играет привлечение широкого круга инвестиций, включая международные. Вместе с тем, важно отметить, что надежды, возлагаемые на финансирование мероприятий по борьбе с туберкулезом из средств региональных бюджетов, часто не оправдываются. В большинстве программ отсутствовал научный подход к определению индикаторов; в ряде ранних проектов имело место использование только индикаторов воздействия; индикаторам процесса и результатов уделялось недостаточное внимание. В

результате, система противотуберкулезной помощи населению все еще нуждается в модернизации и оптимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.