Научная статья на тему 'Модерн в России: искусство преобразования действительности'

Модерн в России: искусство преобразования действительности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
169
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ИСКУССТВА / МОДЕРН / АРХИТЕКТУРА / ЭСТЕТИКА / ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ / THEORY OF ART / ART NOUVEAU / ARCHITECTURE / AESTHETICS / FUNCTIONS OF CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Терехина Ю.А.

В статье рассматриваются эстетические основания жизнестроительства как основополагающей идеи художественной программы модерна. Предпринимается попытка осмысления социальных функций архитектуры в историческом контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART NOUVEAU STYLE IN RUSSIA:THE ART OF TRANSFORMING REALITY

Attention is focused on the Art Nouveau idea of total environment and making art a way of life based on the belief in spiritual renewal through beauty. The article contributes to the research on social functions of architecture taken in their historical context.

Текст научной работы на тему «Модерн в России: искусство преобразования действительности»

УДК 008+7.011 Ю. А. Терехина

аспирант кафедры мировой культуры ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: j.teryokhina@mail.ru

МОДЕРН В РОССИИ: ИСКУССТВО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются эстетические основания жизнестроительства как основополагающей идеи художественной программы модерна. Предпринимается попытка осмысления социальных функций архитектуры в историческом контексте.

Ключевые слова: теория искусства; модерн; архитектура; эстетика; функции культуры.

Teryokhina Y. A.

Postgraduate in the Department of World Culture of the Institute of International Relations and Social and Political Sciences, MSLU; e-mail: j.teryokhina@mail.ru

ART NOUVEAU STYLE IN RUSSIA: THE ART OF TRANSFORMING REALITY

Attention is focused on the Art Nouveau idea of total environment and making art a way of life based on the belief in spiritual renewal through beauty. The article contributes to the research on social functions of architecture taken in their historical context.

Key words: theory of art; Art Nouveau; architecture; aesthetics; functions of culture.

Рассматривая социально-функциональные аспекты архитектуры, ее социальный смысл, кажется неправильно говорить о социальном влиянии на архитектуру, поскольку это явление не стоит в стороне от общества и людей, создающих пространство для жизни. Скорее, речь должна идти о «реальной социальной жизни этого явления» [3, с. 326]. Человеческое общество - это образование, системность которого отражается в формах культуры и в событиях истории. Конкретные сферы социальной практики порождают новые представления о возможностях социальной самореализации человека. Поиск новых оснований социальной справедливости характерен для индустриальной эпохи, когда идеи самодостаточности человеческой личности, ее права на любые формы социальной самореализации вели к формированию новых и переосмыслению прежних технологий социальных

действий и взаимодействия [6]. Одна из функций культуры - создание «программы» нормативного социального взаимодействия людей, в том числе с помощью искусства. Образно-символическая система, демонстрируя идеальные образцы, объединяет людей общей мечтой, выстраивает мировоззрение человека и учит его одобряемой упорядоченности жизни [7].

Эстетика модерна выражение коренного перелома в представлениях об общественной роли искусства. В модерне идея самоценности красоты является основополагающей. Искусство ценно не потому, что оно служит интересам действительности, и не потому, что оно незаинтересованно творит красоту. Искусство - это сама действительность, одна из форм ее проявления и существования и вместе с тем - результат специфической человеческой деятельности. Пониманию природы искусства, как нераздельности полезного и прекрасного, способствовали труды таких мыслителей, как Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев и Л. Н. Толстой [3].

По Достоевскому, красота полезна, «потому что в человечестве -постоянная потребность красоты, искусство не оставляет человека, «всегда будет жить с человеком его настоящею жизнию» [1, с. 102]. Достоевский так отвечает на вопрос о сути искусства: «...искусство всегда современно и действительно, никогда не существовало иначе и, главное, не может иначе существовать ... Иначе оно не настоящее искусство ... уклонения и ошибки могут быть, но, повторяем, они преходящи ... Поймите же нас: мы именно желаем, чтоб искусство всегда соответствовало целям человека . чем свободнее оно в своем развитии, тем полезнее оно человеческим интересам» [1, с. 98, 101]. Модерну созвучно понимание человеческой сущности, выраженной в творчестве Достоевского, считавшего, что в душе не прекращается борьба противоположных начал. Красота может быть доброй, «положительной», но может быть злой или «странной», совмещающей оба начала. Мир, по Достоевскому, спасется красотой доброй: «Без идеалов, то есть без определенных хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности» [2, с. 75].

Идея «жизнестроительства» искусства представлена в философской концепции В. С. Соловьева. Достойное бытие, то, что должно быть, человеку «является не как данная действительность, а как идеал, лишь отчасти осуществленный и осуществляемый; в этом смысле он становится окончательною целью и безусловною нормою наших

жизненных деятельностей: к нему стремится воля как к своему высшему благу, им определяется мышление как абсолютною истиною, он же частию ощущается, частию угадывается нашими чувствами и воображением как красота» [4, с. 78]. Человек, как «самое сознательное природное существо» из результата природного процесса сам становится «деятелем мирового процесса и тем совершенно соответствует его идеальной цели - полному и взаимному проникновению и свободной солидарности духовных и материальных, идеальных и реальных, субъективных и объективных факторов и элементов вселенной» [4, с. 74]. Конечное торжество добра как цели и завершения мирового процесса не может быть достигнуто без помощи искусства, одухотворяющего и тем самым пересоздающего действительность. «Совершенное искусство в своей окончательной задаче должно воплотить абсолютный идеал не в одном воображении, а и в самом деле, - должно одухотворить, пресуществить действительную жизнь. Если скажут, что такая задача выходит за пределы искусства, то спрашивается, кто установил эти пределы?» [4, с. 89]. Творческое, созидательное начало искусства, по Соловьеву, неотделимо от его полезной и нравственной миссии. Они слиты неразрывно и с материальным миром: «Безусловное отчуждение нравственного начала от материального бытия пагубно никак не для последнего, а для первого. Самое существование нравственного порядка в мире предполагает его связь с порядком материальным, некоторую координацию между ними ... вещественное бытие может быть введено в нравственный порядок только через свое просветление, одухотворение, то есть только в форме красоты. Итак, красота нужна для исполнения добра в материальном мире.» [4, с. 75].

Большой вклад в разработку теории самоценности искусства внес Л. Н. Толстой. Он также исходит из представления о нераздельности пользы и красоты в искусстве. Его отрицание искусства - не отрицание искусства вообще, а только искусства для избранных, утонченного для утонченной публики. Толстой видит в искусстве одно из условий человеческой жизни и средство общения людей между собой. «Как слово, передающее мысли и опыты людей, служит средством единения людей, так точно действует и искусство. Особенность же этого средства общения . состоит в том, что словом один человек передает другому свои мысли, искусством же люди передают друг другу свои чувства». Цель искусства, по Толстому, - в «заражении» людей

идеалами добра и справедливости: «Вызвать в себе раз испытанное чувство и, вызвав его в себе посредством движений, линий, звуков, образов, выраженных словами, передать это чувство так, чтобы другие испытали то же чувство, - в этом состоит деятельность искусства» [5, с. 79]. Л. Н. Толстой считает истинным искусством искусство христианское, поскольку, в отличие от любого другого, оно объединяет всех людей, а не определенную группу.

По мнению Е. И. Кириченко, популярное в отечественной философии понятие соборности коренится именно в понимании искусства как новой религии, всезначимой, внеклассовой и внесословной. Мысль Толстого об искусстве будущего, как о христианском искусстве, объясняет обращенность зодчества рубежа веков к наследию отечественного и западноевропейского Средневековья и вообще к архитектуре всех эпох, характер структурных связей которых основывался на органической целостности. «Языческий культ красоты и силы как всего далекого от мещанства, обыденности, ставится на службу целям, по видимости, христианским, но низведенным на землю - создать царство божие для всех здесь, в посюстороннем мире. Его своеобразие -в средствах, которые он ставит на службу переустройству мира - красота и духовность искусства» [3, с. 284].

Художественная программа модерна как идеал жизнеустройства сосредоточена на созидательной функции искусства. На первый план выдвигаются искусства, непосредственно апеллирующие к чувствам (музыка, поэзия) и организующие и образующие среду его существования: архитектура и непосредственно связанные с нею прикладные и оформительские искусства. Ф. О. Шехтель формулирует тезис о бесполезной полезности искусства: «Искусство окончательно завоевало все общественные слои; оно властно волнует и празднично украшает жизнь большинства людей, жаждущих красоты и умиротворяющего забвения от будничной прозы». В синтезе искусств видели средство слияния искусства с жизнью, а тем самым и преобразования последней. Создание новой пространственной среды - средство создания определенного «настроения», направленного на духовное пересоздание личности. Нужно «ввести зрителя в то настроение, которое отвечает назначению здания . Таким образом оправдается наша волшебная сказка о трех сестрах, взявших на себя благородную задачу -украсить наше существование, дать радость нашему глазу и повысить тонус нашей жизни» [8, с. 21-22].

Художественной программе модерна чужда утилитарность, непосредственно практическая польза, хотя модерн чрезвычайно внимателен к бытовым удобствам, он ценит комфорт, уют, гигиену и другие проявления чисто материальной полезности. Специфическая «бесполезная полезность» искусства - в его художественно-эстетическом начале, подчеркнутой декоративности утилитарных форм. Кириченко цитирует статью из журнала «Зодчий» за 1912 год: «В любом стиле можно построить и доходный дом, и особняк, и стилем выразить назначение. Но во всех ли случаях будет уместно такое выражение? По современным условиям вы принуждены жить в коробке, разделенной на множество клеток и потому лишенной многих удобств. Зачем же выражать фасадом то, что ваш дом - густо заселенный курятник, что ваши комнаты низки, что всюду вы окружены близким соседством скучных людей, что вы, скорее, узник, чем свободный жилец. Вполне резонно поступают те архитекторы, которые делят фасад на крупные части, создающие фиктивное представление о просторе расположения, о большом количестве воздуха, света и большом количестве удобств. Кому повредит такой обман? И точно ли можно назвать обманом стремление возбудить в человеке приятные ощущения?» [3, с. 307].

Жилой дом - основная тема и самое полное воплощение раннего модерна. Преобразование среды начинается с преобразования сферы пребывания человека - его вещей, его дома, где достигается единство окружения с духовным миром его обитателя. «Восхищение недавно появившимися благами современной цивилизации (водопроводом, паровым отоплением, электричеством и электрическим звонком, телефоном, лифтом, автомобилем), значительным ростом удобств планировки и гигиеничности сооружений - всем тем, что суммирует слово «комфорт», сообщает ему эстетические качества, возвышая поэтику благоустроенного быта до одной из важных духовных ценностей» [3, с. 241]. Возвышенность, воздушность устремлений, с одной стороны, высокий уровень бытового комфорта, функциональность, с другой - качества, слитые в модерне воедино. Одухотворенность, поэтизация обыденного входят непременной частью в понятие комфорта, комфорта духовного, связанного как с чувством покоя, так и с удовлетворенностью обстановкой, в которой сознаешь себя приобщенным к красоте.

Исключительная роль, отводимая искусству в деле преобразования мира, связана с неприятием революции как средства пересоздания

жизни. В 1890-е гг. марксизм переживает подъем, архитектура модерна в своей программе из искусства, обрамляющего пространство, превращается на рубеже веков в искусство, организующее его, выбрав путь изменения действительности, преображения человека и преобразования окружающей его среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: в 30 т. - Т. 18. Статьи и заметки 1845-1861 / ред. В. А. Туниманов, Г. М. Фридлендер. - Ленинград : Наука, 1979. - 372 с.

2. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: в 30 т. - Т. 22. Дневник писателя за 1876 год / ред. Е. И. Кийко, Г. М. Фридлендер. - Ленинград : Наука, 1981. - 408 с.

3. Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830-1910 гг. - М. : Искусство, 1978. - 400 с.

4. Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика / сост., вступ. статья Р. Гальцевой, И. Роднянской. - М. : Искусство, 1991. - 701 с.

5. Толстой Л.Н. Что такое искусство? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rvb.ru/tolstoy/01text/vol_15/01text/0327.htm (дата обращения 30.11.2014)

6. Флиер А. Я. Культура как «фабрика» по производству смыслов: историческая динамика / Культура культуры. - 2014. - № 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cult-cult.ru/kulitura-kak-fabrika-po-proizvodstvu-smyslov-istoricheskaya-dinamika

7. Флиер А. Я. Культура как социально-регулятивная система и ее историческая типология / Культура культуры. - 2014. - № 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cult-cult.ru/culture-as-social-regulatory-system-and-its-historical-typology

8. Шехтель Ф. О. Сказка о трех сестрах: живописи, скульптуре и архитектуре // Мастера советской архитектуры об архитектуре: в 2 т. - Т. 1. - М. : Искусство, 1975. - 544 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.