Е. в. калимова
модерн в архитектуре каталонии
В XIX в. в Каталонии возникает новое художественное направление - модерн, оказавший влияние на развитие различных областей искусства, но наибольшего успеха добившийся в архитектуре. Одними из самых известных архитекторов каталонского модерна являются Луис Доменик-и-Монтанер (1849-1923) и Хосе Пуиг-и-Кадафалк (1867-1957), рассмотрению творчества которых и посвящена, в значительной степени, данная статья. Ключевые слова: архитектура; модерн; Барселона; декоративные элементы; синтез искусств; Пуиг-и-Кадафалк; Доменик-и-Монтанер.
E. V. Kalimova Modern in the Catalan Architecture
In the XIX century a new art movement appeared in Catalonia. It was Art Nouveau which had a great influence on developments in the different fields of art but biggest success was in the field of architecture. The most famous Catalans architects are Luis Domenech-i-Montaner (1849-1923) and Hose Puig-i-Cadafalch (1867-1957). This article is devoted mostly to an examination of their creativity.
Key words: architecture; modern; Barcelona; decorative elements; synthesis of arts; Puig i Cadafalch; Domenech i Montaner.
XIX столетие в Испании было насыщено драматическими событиями. Стране довелось пережить финансовый кризис, подъем анархистского движения, народные волнения, пять буржуазных революций, многолетние гражданские войны, свержение и реставрацию
монархии. Но именно на эти годы приходится период экономического развития Каталонии. Барселона активно развивалась, как в промышленном, так и в культурном отношении. Не в испанской столице, а в Барселоне стала издаваться первая на полуострове газета, была построена первая железная дорога, первая электростанция, а по количеству промышленных предприятий она считалась главным индустриальным центром Испании, фактически, отсюда началась индустриализация всей страны.
К концу XIX в. Барселона вступила в пору экономического расцвета, что, в свою очередь, вызвало приток нового населения и породило урбанистический кризис. Насущную актуальность приобрела проблема перепланировки города. В 1859 г. в результате конкурса на новую застройку вне города победил проект архитектора Идельфонсо Серда. Спланированная на его основе грандиозная зона в виде четкой сетки пересекающихся улиц получила название Эшампла - расширение. В общих чертах, Эшампла можно определить как проект развития Барселоны и ее объединения с небольшими соседними поселениями.
Но в течение еще достаточно долгого времени в архитектуре Испании доминировали распространенные в начале XIX в. стилевые вариации, а большинство зданий строилось в принятой еще несколько столетий назад манере. Представители буржуазии, ставшие к этому моменту основными заказчиками архитектурных, впрочем, как и скульптурных и живописных, произведений, особенное внимание обращали на внешнее убранство, отказываясь при этом от любых конструктивных новшеств, воспринимаемых ими как посягательство на национальную культуру и традицию.
Жилой дом этого времени представляет собой функциональный объект, лишенный индивидуальности. Здание, как правило, было в три-четыре этажа, включая полуподвал. Сбалансированный фасад, сложенный из оштукатуренного кирпича, имел, в среднем, ширину около четырнадцати метров, с тремя-пятью балконами и дверью в центре. Балконы могли выступать только на 80 сантиметров. Крыша была плоская, с балюстрадой поперек фронтона. Таким образом, забегая вперед, можно сказать, что модернизм внес значи-
тельные изменения в конструкции и внешний декор сооружений, проявив крайнюю изобретательность при декорировании и украшении фасадов и, особенно, гребней крыш и парапетов.
Другим катализатором, подтолкнувшим развитие всех областей искусства, стала прошедшая в 1888 г. Всемирная выставка, подготовка к которой вызвала появление нового каталонского стиля - модерна, получившего на национальной почве название мо-дернизмо и представлявшего собой местную ветвь международного течения, известного во Франции как Ар Нуво, в Италии как стиль Либерти, а в Германии как Югендштиль. И хотя он нашел отражение во всех областях искусства, особой славы каталонский модерн добился в архитектуре.
Необходимо отметить, что наибольшее выражение он нашел в Барселоне, так как в других городах архитектура ориентировалась больше на эклектику, основывающуюся на использовании форм традиционных испанских стилей. Как отмечает Д. В. Сарабьянов: «Испанский модерн имел существенное отличие: он возникал как бы на пересечении эклектики и модерна. Последний не отменял первой» [2; с. 161], при этом подчеркивая, что для южноевропейских стран модерн был не особенно типичен.
Испанский модерн характеризуется смешением разнообразных стилей и архитектурных форм, а также обилием и вариативностью декоративных элементов, украсивших фасады зданий убранством из камня, керамики, металла и стекла. К тому же минимально употреблялись современные достижения в строительстве - техника и материалы, широко распространенные в Западной Европе. При этом его значимость для развития каталонского зодчества рубежа веков можно определить, как считают некоторые исследователи (С. Хворостухина [3; с. 70]) двумя критериями: по степени выразительности создаваемых произведений и по их количеству.
Модерн, который часто называют творческим стилем отдельных личностей, прославил имена целой группы мастеров, создавших в Барселоне свои произведения. Это: Доменик-и-Монтанер, Билазека, Пуиг-и-Кадафалк, Гранель, Сагньер, Басегода, Марто-рель и другие. Творчество этих мастеров обладает, при всей их
индивидуальности, рядом общих черт, таких как: повышенная экспрессивность, свобода в использовании архитектурной формы, активное применение цвета и т.д.
Своеобразным предвестником или даже прототипом более поздних сооружений барселонского модернизмо является «Замок трех драконов»(1888) архитектора Луиса Доменика-и-Мунтанера (1849-1923) (илл. 10). Зубцы и щиты, в соответствии с названием, придают ему средневековый характер, маскируя более прозаичную суть - на самом деле, это сооружение является кафе-рестораном. Как отмечает Р. Хьюз: «Именно зазор между средневековьем и модернизмом - причем первое входит в состав второго - делает его своеобразной вехой раннего периода модернизма» [4; с. 509]. Возведенное сооружение вызвало негативную реакцию критиков и журналистов. Оно было выполнено из кирпича, что служило своеобразным вызовом, поскольку, хотя многие архитекторы и использовали этот материал, но в дальнейшем покрывали его штукатуркой, имитируя камень. К тому же, кирпич был, можно сказать, «бедным» материалом, его использовали, в основном, при строительстве крестьянских домов. Доменик же отказался от подобных «прикрас», в результате чего это сооружение стало провозвестником полихромии, неизвестной до этого времени, но проложившей дорогу модернизму. Особо стоит отметить и декоративные элементы, которыми оно было украшено, представляющие собой белые гербы с синим рисунком, работы Александра де Рикера-и-Инглады. Доменик провел много времени, изучая геральдику, но не применил эти знания при проектировании, никакого значения с точки зрения геральдики они не имеют. Напротив, в качестве объектов, изображенных на этих гербах, он использовал растения, животных, представителей морской фауны, а также напитки и блюда, которые можно было заказать в самом ресторане, таким образом, элементы декора были призваны служить своеобразной наружной рекламой. Оригинальность же Доменика заключается в соединении рационалистических принципов архитектуры с традиционными формами, исторических элементов с новыми техническими достижениями, серьезной, даже скрупулезной работы и ироничного к ней отношения.
Самой декоративной из работ мастера считается дом Лео Мо-реро (1906), оплетенный, как кружевом, каменными украшениями. К сожалению, современные фотографии не в состоянии передать первоначальный облик здания, изуродованный в 1943 г. при перестройке дома под помещения ювелирного магазина. Поскольку на первом этаже помещалась студия модного в то время фотографа Пау Адуардо, архитектор решил украсить этот этаж скульптурами, символизирующими электрический свет, фотографию, телефон, фонограф. К сожалению, они не сохранились. Зато сохранились изображения двух девушек (они находятся на втором этаже, а потому при переделке их не затронули), держащих в руках фотоаппарат и электрическую лампочку. В данном случае, как и в здании «Замка трех драконов», Доменик обращается к скульптуре и декору как средству наружной рекламы.
Среди работ Доменика особенный интерес представляет госпиталь Сан-Пабло (1910), расположенный в Барселоне. Архитектора волнует проблема синтеза искусств, весьма популярная среди представителей модерна тема. Это самый крупный из всех архитектурных проектов модернизма. Соперничать с ним может разве что Саграда Фамилия, но Доменик, в отличие от Гауди, закончил свою работу.
К началу ХХ в. в Барселоне существовала всего одна больница, построенная, к тому же, почти пять столетий назад. Так что возникла насущная необходимость в строительстве современного, оснащенного всеми техническими достижениями, госпиталя. Для своего проекта Доменик использовал 360 акров, что соответствовало девяти блокам Эшампла, создав своеобразный город-сад внутри города-сетки. В результате получился огромный комплекс, внутри которого находится множество павильонов, соединенных между собой подземными переходами и даже мини-дорогами, позволяющими небольшим автомобилям останавливаться у того или иного строения. Чтобы избавиться от гнетущей атмосферы, свойственной больницам, зодчий заполняет пространство, свободное от больничных павильонов, деревьями, садами, а сами здания неповторимы в своем цветовом решении и декоративном убранстве.
Как вспоминал сын Доменика: «Он считал, что все, что способствует улучшению настроения больного, обладает терапевтическим эффектом» [4; с. 518].
Архитектор продумывает буквально каждую деталь. Фасад здания украшает мозаика, изображающая историю больницы от Средних веков до настоящего момента. Внутри находятся восьмигранные колонны с цветочными капителями - характерная черта архитектуры Доменика - стеклянные витражи с крестами, разнообразные скульптурные элементы, выполненные двумя выдающимися мастерами того времени - Эусебио Арнау и Пабло Гар-гальо, наполнившими больницу образами святых, ангелов, героев и рыцарей, аллегориями милосердия, благотворительности, науки, портретами выдающихся врачей. Все здания украшены керамикой, с образами животных и растений, так что живые цветы соседствуют с изображенными. Здесь невозможно найти одинаковые корпуса, каждый из них оригинален.
Не меньший интерес представляет и Дворец Музыки (илл. 11), архитектура которого выдержана в стиле модерн. Как отмечает С. Хворостухина: «Дворец Музыки считается наиболее совершенным с точки зрения выразительности и следования установкам современного искусства творением испанского зодчего» [3; с. 69].
Построенный между 1905 и 1908 гг. для хорового общества «Орфео Катала», он представляет собой один из самых интересных концертных залов. Разноцветное, украшенное изображением цветов и растений, оно напоминает волшебные замки из народных каталонских сказок, при этом являясь чудом архитектурного моделирования, в котором соседствуют конструктивная смелость, символическая значимость и изобразительное богатство.
При его сооружении архитектор использовал типичные для модерна строительные материалы и декоративные элементы, такие как живописные витражи, светильники из стекла и металла, мозаичные панно и облицовка из изразцов, выполненные по эскизам архитектора.
Нижние этажи здания занимают административные помещения и репетиционные залы, над ними находится концертный зал,
подвешенный, по выражению Хьюза, как огромный мыльный пузырь в коробке. Его убранство поражает воображение - длинные стены, так же, как и верхние арки хоров органа, сделаны из разового цветного стекла. На потолке огромное окно-витраж, наполняющее зал разноцветным сиянием. Весь костяк здания - стальной. Так что пространство внутри становится стеклянной коробкой, пронизанной светом.
Для Доменика это здание было воплощением всех надежд, связанных с каталонской культурой, с помощью символики и аллегории он представляет своеобразный текст, в который вписаны культурные ценности каталонизма.
На фасаде с помощью мозаики Луиса Бру изображены представители общества «Орфей», распевающие гимны на вершине горы Монсеррат. Некто вроде королевы празднества (вероятно, здесь присутствует намек на ежегодные поэтические состязания), сидит на высоком троне, украшенном тканью с красно-желтыми полосами каталонского флага. Внизу бюсты композиторов - Баха, Бетховена, Вагнера. На углу здания аллегория каталонской народной песни. Она представляет собой собрание народных типов: это и старик с мальчиком, рыбак, крестьянин, они собрались вокруг фигуры девушки, олицетворяющей гений народной песни, а охраняет их Святой Георгий.
Другим архитектором - последователем модерна был Хосе Пуиг-и-Кадафалк (1867-1957), прославившийся рядом сооружений, в облике которых нашли отражении черты неоготики, муде-хара и модерна. При этом каждой его работе присуща необыкновенная духовная выразительность и индивидуальность.
Пуиг всегда оставался традиционалистом. Хьюз отмечает: «Будучи по духу глубоко каталонским архитектором, он скептически воспринимал постулат международного модернизма, что прошлое следует преодолеть и оставить позади» [4; с. 520]. Особенно его привлекала готика. «Эти прогрессивные, с их претензией на собственный стиль, - говорил он об архитекторах-модернистах, -даже не представляют, насколько прогрессивно и ново готическое искусство, средневековое искусство, создавшее собор - самую
интеллектуальную структуру, когда-либо существовавшую в камне, искусство, наиболее приспособленное к достижениям современных технологий» [4; с. 520].
Кроме того, Пуиг был известен и как пламенный патриот, борец за права Каталонии, что нашло отражение в такой его постройке как дом Террадас (1903-1905), второе название которого - Ка-са да лес Пуншес (Дом точек), представляющей собой сплав средневековой архитектуры, испанской национальной традиции и патриотических идей (илл. 12). Здание имеет четыре круглые башни с причудливыми завершениями, стены напоминают о готике, а их декор (преимущественно растительные мотивы, к тому же выпуклые, чтобы лучше были видны с земли) говорит и о влиянии модерна. На вершине фронтона помещено изображение Святого Георгия и дракона, а рядом надпись: «Святой покровитель Каталонии, верни нам нашу свободу». Ее наличие вызвало скандал, а журналисты дали Пуигу прозвище «Пропагандист ненависти».
Но самой известной постройкой архитектора является Дом Аматлер (1898). Это классическое каталонское сооружение, построенное по традиционному плану - плоская стена, обращенная на улицу, большой центральный двор - но техника, в которой выполнен фасад и его декор, говорит о поисках архитектора в области новых форм и мотивов. При оформлении была применена техника сграффито, позднее к ней стали обращаться и другие архитекторы, таким образом, Пуиг по сути ввел ее в моду. Форма фронтона напоминает о северном Ренессансе, он выложен голубой, кремовой, розовой плиткой с вкраплением гранатовых цветков, что, в свою очередь, говорит об обращении к каталонской национальной архитектуре, чьим основным принципом была полихромия. Особого внимания заслуживают декоративные элементы здания. Пуиг привносит народный юмор средневекового гротеска в самое аристократическое из городских зданий [4; с. 527].
Пуиг хотел застроить Эшамла зданиями в оригинальном стиле, похожими на пряничные домики или декоративные шкатулки, выступая, таким образом, против скучного единообразия плана Серда. Многие архитекторы оказались с ним в этом солидарны,
в результате между 1890-1910 гг. в Эшампле велись непрерывные работы, превратившие этот участок города в музей оригинальности, эксцентричности и безграничного воображения. Недаром его называют Золотым кварталом, поскольку он известен самой большой в Европе концентрацией построек в стиле модерн.
Благодаря политической и социальной ситуации, сложившейся в Каталонии на рубеже Х1Х-ХХ вв., модернистское движение оказало на эту область больше влияния, чем на остальную территорию Пиренейского полуострова. Характерными особенностями каталонского модерна можно назвать преобладание изогнутых линий, активную роль цвета, использование природных форм, а также, - это отличает его от западноевропейского, - поиски национального стиля, обращение к истории и культуре страны, эклектизм, использование каталонской архитектурной традиции, богатство декора, совмещенные с безграничной фантазией и стремлением к оригинальности.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Сарабьянов Д. В. Модерн. История стиля. М. : Галарт, 2001.
2. Хворостухина С. А. Шедевры Гауди. М. : Вече, 2003.
3. Хьюз Р. Барселона. История города. М. : Эксмо ; СПб. : Мид-гард, 2008.
4. Permanyer L. Barcelona. A modernista landscape. Barcelona : Ediciones poligrafa, 1993.