Научная статья на тему 'Modern journalism in the context of communitarianism'

Modern journalism in the context of communitarianism Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
345
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИТАРИЗМ / ЛИБЕРАЛИЗМ / МАССМЕДИА / СМИ / СООБЩЕСТВА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / СОMMUNITARIANS / LIBERALISM / MASS-MEDIA / COMMUNITIES / SOCIAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мельник Галина Сергеевна

Aвтор рассматривает роль СМИ с позиции теории коммунитаризма, согласно которой массмедиа выступают выразителем интересов различных сообществ. В статье рассмотрены теоретические подходы к созданию гражданской журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Modern journalism in the context of communitarianism»

Политика и правовое государство

Г. С. МЕЛЬНИК

СОВРЕМЕННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В КОНТЕКСТЕ КОММУНИТАРИЗМА

Ключевые слова:

коммунитаризм, либерализм, массмедиа, СМИ, сообщества, социальные сети

Автор рассматривает роль СМИ с позиции теории коммунитаризма, согласно которой массмедиа выступают выразителем интересов различных сообществ. В статье рассмотрены теоретические подходы к созданию гражданской журналистики.

Key words:

сommunitarians, liberalism, mass-media, communities, social networks

The author examines the role of mass media from the perspective of the theory of communitarism, according to which mass media are the spokesmen of the interests of different communities. The paper considers theoretical approaches to the creation of civil journalism that can answer public interests at best.

Коммунитаризм, как и многие дискурсивные идеологические комплексы, появился в конце XX в. в результате «диверсификаций и модификаций классических идеологий, таких как либерализм, консерватизм»1. Идеология стремится к сильному гражданскому обществу, основой которого являются не отдельные личности, а местные сообщества (общества единомышленников) и неправительственные общественные организации. Сторонники

1 Кайгородов С. В. Посттоталитарные режимы: левые и правые. [Электронное издание] // Вторая Международная научнопрактическая конференция, посвященная памяти Жана Бодрийяра: доклады 21 ноября — 14 декабря 2007 г. Екатеринбург: Дискурс ПМ, 2007. Т. 2. С. 12-13. т: http://discGurse-pm.ur.ru/bGoks/book2. рИр. (дата обращения: 15.03.2011).

коммунитаризма продвигают идеи «всеобщей солидарности», которые несут в себе «чувство глубокой ответственности», являющееся «нормативным языком для воспитания морального единства в век изоляции людей друг от друга» [8, с. 24, 253].

Возникновение идеологии связывают с появлением в США движения интеллектуалов под названием «коммунитарная сеть», которое возглавил А. Этциони, а также с выпуском ежеквартального журнала коммунитарного движения «Ответственная коммюнити: права

и обязанности» и созданием центра коммунитарных исследований в университете Джорджа Вашингтона. Ключевая категория «коммюнити» — сообщества (братство)2.

2 Кайгородов С. В. Посттоталитарные режимы: левые и правые...

В основу взаимоотношений сообществ, ассоциаций идеологи ком-мунитаризма закладывают универсальные ценности: формирование гражданского потенциала и гражданской ответственности, сохранение и защита прав личности, добродетель и др. Одно из самых новых идеологических течений развивалось также в трудах У. Кимлики, Д. Белла, А. Макинтайра, М. Уол-цера.

Все главные идеологии в той или иной степени испытали сильнейшее влияние идеалов Великой французской революции — свободы, равенства, братства. Однако во всех идеологиях идеал братства был понят по-разному: в либерализме — как свободное и равное гражданство, в консерватизме — как национально-культурная идентичность, в марксизме — как солидарность трудящихся и эксплуатируемых классов. При этом объединяющим здесь было понимание коммунита-ристского идеала как общества, где нет асимметрии между доминирующими индивидуальными правами и редуцированной социальной ответственностью.

Суть коммунитаризма — обсуждение и разработка различных аспектов братства как состояния общества и общественного идеала. Цель — перевести процветание общин в центр политического дискурса посредством перенесения в публичную сферу ценностей общины

[11]. Здесь массмедиа вышли на первый план как средство артикуляции интересов общины.

Приверженцы коммунитаризма критиковали «современный либерализм» за подмену понятия справедливости принципом дифференциации общества, которая обеспечивает подлинное социальное партнерство. Коммунитаристы попытались доказать, что такие дилеммы, как «справедливость или свобода», «коллективизм или индивидуализм», «социальная стабильность или социальный динамизм», являются изначально ложными1, и утверждали, что устойчивое общественное развитие возможно лишь на основе «локальной демократии» и «социальной экологии».

На пути воплощения данного идеала коммунитаристы ставят и решают ряд взаимосвязанных задач:

— тотальная критика современного общества — в его капиталистической и социалистической форме, включая все его институты, отношения и ценности (государство, партия, демократия, справедливость, демократическая личность и др.). Все они используются в манипулятивных целях и уводят людей от челове-

1 Идеология солидаризма и коммунитариз-ма. [Электронный ресурс] // История мира. Новейшее время. URL:http://www.istmira. com/novejshaya-istoriya/1494-ideol.ogiya-solidarizma-i-kommunitarizma.html. (дата обращения: 15.03.2011).

Мельник Г. С. Современная журналистика в контексте коммунитаризма

Политика и правовое государство

ческих добродетелей, составляющих основу счастливой жизни;

— отбрасывание главных политических идеологий современности, поскольку они породили множество непредвиденных последствий на практике. Вообще, вся современная общественная наука (экономика, социология, политология и др.) должна быть заново переписана — под углом зрения ошибок и фальсификаций, а не успехов;

— обоснование значимости идеала братства1.

Исследователи коммунитаризма акцентируют внимание на таких магистральных направлениях развития данной идеологии, как:

1. Критика свободной рыночной экономики.

2. Признание того, что развитие отдельного человека бессмысленно рассматривать в отрыве от состояния социальной среды.

3. Признание возможности сосуществования разных цивилизаций и необходимости культурной диверсификации.

4. Выдвижение в качестве системообразующего понятия «сообщества».

5. Отторжение либерального индивидуума и приверженность ценностям сообщества («коммуны»)

1 Политология. [Электронный ресурс] // Политология как она есть. Теория политики. URL: http://feelosophy.narod.ru/content/9_ 94.html (дата обращения: 15.03.2011).

как устойчивого объединения людей, связанных общими традициями, историей и моралью2.

Таким образом, коммунитаризм выступает системой общинных воззрений. В 19S0—1990-е гг. и в начале XXI в. обозначилась тенденция сочетания коммунитаризма и либерализма [2; 3; 6; 13]. Возник либеральный коммунитаризм, ставший фундаментом теорий американского мультикультурализма («American Multiculturalism»), рассматривающих вопрос, как объединить правовую концепцию справедливости и прав человека, на которых строится гражданство в либеральном обществе, с правами национальных, религиозных, сексуальных и других меньшинств, каждое из которых выступает как отдельная коммуна3. Однако теория мультикультурализ-ма оказалась нежизнестойкой. Например, по мнению некоторых французов, мусульманское сообщество во Франции не может ассимилироваться во французское общество, т. к. опирается на ислам, самобытную патриархальную куль-

2 Пирогов Г. Г. Идеи и принципы коммунитаризма в конце ХХ — начале XXI века. [Электронный ресурс] || Нетда: информационное агентство. URL: http:||www.netda.ru| belka|texty|pirog1.htm (дата обращения:

15.03.2011).

3 Сморгунова В. Ю. Теории американского мультикультурализма и проблемы развития гражданского общества. [Электронный ресурс] || Портал «Слово». URL: http:||www. portal-slovo.ru| (дата обращения:

15.03.2011).

туру, чуждую французским ценностям [8]. У. Кимлика обозначил контуры проблем в социальных практиках коммунитаризма:

1. Приводимое сторонниками данной теории суждение о необходимости поддержания разнообразия в социокультурном пространстве нуждается в обосновании. Из него не ясно, почему государство (общество) должно поддерживать какое-то особое культурное или этнокультурное своеобразие.

2. Следует ли изучать какие-либо языки иммигрантов, наряду с общегосударственным языком?

3. Наконец, проблема гражданства. Известно, что не каждый человек, желающий иметь статус гражданина, может им стать. Реальность показывает, что миллионы людей пытаются получить гражданство, но им в этом отказывают в самых крупных либеральных демократиях. Проблема в том, что либеральные теоретики всегда начинают говорить о моральном равенстве личности, но заканчивают разговорами о равенстве граждан, не замечая подмену понятий. Потому-то и происходит ограничение института гражданства, что выражается в предоставлении прав гражданина не всем представителям конкретной группы, а только тем, кто это право «заслужил» [12].

Коммунитаризм неизменно связывается с проблемой справедливости [9]. Конфликт ценностей бла-

госостояния с другими ценностями выражается в формировании добровольных кодексов поведения (представления о чести и справедливости), видов обмена (персонифицированного, неперсонифици-рованного, контролируемого государством) и форм правления (авторитарного, бюрократического, парламентарного). Все указанные кодексы, виды и формы имеют достоинства и недостатки. В государстве коммунитаристы видят главный источник аномалий, трансакционных издержек, неэффективности экономики и институтов1.

Опираясь на опыт человечества, можно понять ограниченность или преимущество теоретических посылов и социальных практик. Реформирование общества по пути ком-мунитаризации означает «локализацию демократии», т. е. передачу власти как сверху вниз — от государства к регионам, так и снизу вверх — от государства к наднациональным образованиям (пример — политико-правовое устройство Европейского союза). При таком общественном устройстве индивид приобретает двойственную гражданскую идентичность — «он лоялен и государству, и региональному сообществу (местному или наднациональному). В случае конфликтной ситуации подобная двойствен-

Пирогов Г. Г. Идеи и принципы коммунита-ризма...

Мельник Г. С. Современная журналистика в контексте коммунитаризма

Политика и правовое государство

ная структура гражданских отношений исключает политическое и правовое насилие со стороны любого института»1.

Платформы либерализма, ком-мунитаризма и либерал-коммуни-таризма находятся в онтологическом противоречии, расходятся в понимании природы социальной жизни. Либерализм базируется на платформе методологического индивидуализма, исходит из примата личности и индивидуальных прав. Коммунитаризм, соответственно, предполагает противоположные установки, отправляясь от социального целого и объективно необходимых ему благ. Либерал-коммуни-таризм связан с попыткой синтеза этих двух установок — индивидуализма и холизма [1, с. 24].

Сторонниками концепции ли-берал-коммунитаризма являются ученые, журналисты-теоретики и журналисты-практики, которые считают традиционную американскую журналистику, основанную на свободе воли, непродуктивной или даже вредной для общества. Новый коммунитаризм (от англ. community — община) рассматривается в связи с формированием основ гражданской журналистики, означающей служение интересам сообщества. Гражданское общество, в свою очередь, характеризу-

Идеология солидаризма и коммунита-ризма...

ется тремя существенными признаками:

— многообразием элементов, в том смысле, что существует множество организаций, в которых люди на путях самоопределения могут реализовать свои жизненные интересы;

— автономия этих организаций, т. е. их независимость от власти государственного центра (причем даже тогда, когда они финансируются государством);

— готовность взять на себя решение каких-либо задач и не ожидать, что ответственность за их решение возьмет кто-либо другой, главным образом государство.

Гражданское общество способно создать возможности самовыражения для этнических меньшинств и маргинальных групп и противодействовать властным структурам, детерминированным политикой партий. Идея гражданского общества опирается на аналитическое различение общества и государства, где сферы общественной жизни формируются не для граждан, но самими гражданами2. По мнению коммуни-таристов, политический либерализм,

Сусименко Е. В. Теоретико-методологические посылки к исследованию эффекта пат-зависимости. [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. и 131.: http://teoria-practica.ru/index.php/-2-2008/137-2009-07-20-15-13-02/2372009-07-21-13-29-12 (дата обращения:

15.03.2011).

особенно на фоне постмодернистского плюрализма ценностей, сводит идею демократии к простым правилам взаимодействия и ведет к атомизации общества. При этом ответственность граждан за общество в целом совершенно лишается всякой субстанции, что становится экзистенциально опасным1.

Основной тезис коммунитариз-ма таков: интеграция политического сообщества возможна только на основе культурно-нравственной общности. Отсюда магистральная задача массмедиа, функционирующих на платформе коммунитаризма, заключается в формировании новых ценностей, ориентированных на общее благо. СМИ призваны не только развить «элементарные свойства самостоятельного индивида», но и выработать механизмы формирования в человеке социально значимых нравственных качеств, транслировать базовые ценности, повышать ответственность людей за последствия своих индивидуальных и коллективных действий [4; 14]2, особенно в условиях глобализации экономики и политики (что

1 Пирогов Г. Г. Идеи и принципы коммунита-ризма...

2 См. также: Шмидт Д. Какое гражданское

общество существует в России? [Электронный ресурс] / Socpolitika.ru: Информационно-аналитический портал. НКО в социальной политике. Исследования. ШИЗ!.: http://www.socpolitika.ru/rus/ngo/re-search/document184.shtml (дата обращения: 15.03.2011).

не предполагает проявлений либерализма, который лишь выполняет охранные функции индивида и отрицает социальные добродетели).

Как считает Дж. Мэррил, комму-нитаризм является здоровой тенденцией в журналистике. Он ставит объединение людей или сообщество выше индивидуума, а их обязанности — выше прав [7].

Апологеты этого направления выступают против «просветительского либерализма», индивидуализма и приверженцев концепции свободы воли (либертарианства). Коммунитаристы ратуют за подчинение редакционной политики целям гражданского общества; стремятся к тому, чтобы народ, а не журналисты, определял профессиональную повестку дня в СМИ3. Вместо индивидуализма, гражданских прав и свобод коммунитари-сты предлагают и отстаивают более ответственное отношение СМИ к своей роли, при которой журналисты и работники СМИ приносят в жертву личную свободу слова и самовыражения ради общественного блага. При этом идеи Локка, Милля и Вольтера признаются устаревшими и называются «негативной свободой».

Коммунитарианцами практически создан манифест, согласно которому журналисты должны:

Сморгунова В. Ю. Теории американского мультикультурализма...

Мельник Г. С. Современная журналистика в контексте коммунитаризма

Политика и правовое государство

— публиковать материалы, которые объединяют людей, а не разъединяют;

— отказаться от устаревшей концепции профессиональной автономии и редакционной независимости, а также индивидуализма;

— освещать новости точно, с учетом разных точек зрения, по существу и полно;

— придерживаться «незыблемых» нормативных принципов правдивого изложения фактов и соблюдать право общественности на информацию;

— понимать, что «моральные принципы универсальны и абсолютны» [5].

Коммунитарная (гражданская, общественная) журналистика превыше всего ценит этические нормы, продвигает позитивные и полезные для общества новости, презирает негативизм и индивидуализм в материалах СМИ. В результате этого общество, а не средства информации, формирует темы общественной дискуссии, и это позитивно сказывается на точности и глубине освещения событий, приводит к всеобщей солидарности [5, с. 258—259].

Внешне коммунитарная концепция выглядит привлекательно, т. к. предлагает новый путь, следуя которым журналистика станет по-настоящему гражданской и сможет наилучшим образом соответствовать общественным интересам. Од-

нако при этом выхолащивается творческая природа журналистского труда, сужается поле авторской журналистики. В этом случае журналисту как субъекту коммуникации отказано в возможности аккумулировать смыслы, генерировать идеи, комментировать события. Его роль сводится к простой задаче сбора информации от ньюсмейкеров и ее распространению. Всесторонний анализ ситуации заменяется презентацией всех точек зрения, кроме журналистской.

Фиксируя негативные тенденции, связанные с функционированием современной журналистики, сторонники коммунитаризма предлагают ей альтернативу — формирование российского политико-информационного пространства на основе межгрупповой коммуникации, транслирующей общественные интересы, принимающие общенациональный масштаб.

С одной стороны, коммунита-рианцы отмечают тенденцию монополизации основной части российского медиапространства государством, с другой — неспособность СМИ выступать в роли центра гражданской коммуникации, с помощью которой граждане могут вести диалог. Действительно, политико-информационное пространство заполнено сообщениями, имеющими основной своей целью легитимизацию власти их отправителя либо инициатора. Тем самым «нивелиру-

ется публичный потенциал политико-информационного пространства, что сводит публичную коммуникацию не к уровню диалога различных социальных интересов и соответствующих им программ, а к уровню столкновения политических лидеров» [10, с. 25].

Для создания равноправного информационного обмена между институтами общества и государства предлагается расширение социальных сетей и блоггерства1.

Условия такого информационного обмена просты: члены коммуны регистрируются в «центре» и получают код доступа в информационную систему. Коммуна строится на основе сбора и обработки информации о членах коммуны: что они хотят получить и какие услуги могут предоставлять. Коммуна берет на себя ответственность за достоверность информации и репутацию рекомендуемых членов коммуны2. Таким образом достигается многоуровневая и сетевая агрегация. Идею можно было бы назвать прогрессивной. Но такие сети фактически не имеют

массовой аудитории, а, следовательно, не являются СМИ в полноценном смысле слова. Вместе с тем, нельзя не заметить, что средства массовой информации по-прежнему остаются влиятельной силой в формировании общественного сознания, имеют огромную аудиторию, кроме того, являются важнейшим инструментом информационной власти, с помощью которого крупный капитал удерживает политическое, а, следовательно, и экономическое господство. При этихусловиях социальные сети и блоггерство не могут пока вытеснить официальную журналистику, которая при всех издержках, ангажированности и зависимости от финансовых и политических структур в той или иной мере отражает интересы различных сообществ. Рынок российских массмедиа насыщен, верифицирован [8]: на нем присутствуют издания различных типов — универсальные, общественно-политические, корпоративные, муниципальные, специализированные и узкоспециализированные.

1 Майков А. В. Новости без СМИ, или Как де-

мократизировать четвертую власть. [Электронный ресурс] // Механизм народовластия. ШИЗІ.: http://www.mexnap.info/articles. рІлр?агЬ'сІ.е_і<1=675 (дата обращения:

15.03.2011).

2 Там же.

Мельник Г. С. Современная журналистика в контексте коммунитаризма

Политика и правовое государство

1. Винокуров Е. Ю. Политическая философия Канта в современных зарубежных философских дискуссиях о глобальном политическом устройстве: автореф. дисс. ... канд. философ. наук. Калининград, 2001.

2. Волкова Т. П. Либералы и коммунитаристы: дискуссия о социальной справедливости продолжается // Вестник МГТУ. 2004. Т. 7. № 2.

3. Волкова Т. П. Теория мультикультурализма как синтез философских концепций либерализма и коммунитаризма: автореф. дис. ... канд. философ. наук. Мурманск, 2006.

4. Гражданский форум: Год спустя / под ред. Н. М. Дорошевой. М., 2003.

5. Дзялошинский И. М. Журналистика соучастия: как сделать СМИ полезными. М., 2006.

6. Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ / под ред. В. С. Малахова и В. А. Тишкова. М., 2002.

7. МэриллДж. Беседы о масс-медиа. М., 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Рац М. Какое общество нам нужно: открытое? Информационное? Гражданское? // Роль прессы в формировании в России гражданского общества. М., 1999.

9. Ролз Д. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

10. Скоробогатов В. В. Коммуникационное взаимодействие институтов гражданского общества и государственной власти в политико-информационном пространстве современной России: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2010.

11. Communitarianis. A New Public Ethic / ed. by M. Daly. Belmont, California: Wadsworth Publishing Company, 1999. P. XIII.

12. Kymlicka W., Banting K. Immigration, Multiculturalism, and the Welfare State // Ethics & International Affairs. 2006. Vol. 20. № 3. P. 281-304.

13. Sundstrom L. M., Henry L. A. Russian Civil Society: Tensions and Trajectories // Russian Civil Society: A Critical Assessment / A. B. Evans, Jr. et al (eds). Armonk: M. E. Sharpe, 2006.

14. Taylor Ch. Multiculturalism and the «Politics of Recognition». Princeton, 1992.

References

1. Vinokurov E. Ю. Politicheskaya filosofiya Kanta v sovremennykh zarubezhnykh filosofskikh diskussi-yakh o globalnom politicheskom ustroystve: avtoref. diss. ... kand. filosof. nauk. Kaliningrad, 2001.

2. Volkova T. P. Liberaly i kommunitaristy: diskussiya o sotsialnoy spravedlivosti prodolzhaetsya // Vestnik MGTU. 2004. T. 7. № 2.

3. Volkova T. P. Teoriya multikulturalizma kak sintez filosofskikh kontseptsiy liberalizma i kommunita-rizma: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. Murmansk, 2006.

4. Grazhdanskiy forum: God spustya / pod red. N. M. Doroshevoy. M., 2003.

5. DzyaloshinskiyI. M. Zhurnalistika souchastiya: kak sdelat SMI poleznymi M., 2006.

6. Multikulturalizm i transformatsiya postsovetskikh obschestv / pod red. V. S. Malakhova i V. A. Tish-kova. M., 2002.

7. Merill Dzh. Besedy o mass-media. M., 1997.

8. Rats M. Kakoe obschestvo nam nuzhno: otkrytoe? Informatsionnoe? Grazhdanskoe? // Rol pressy v formirovanii v Rossii grazhdanskogo obschestva. M., 1999.

9. Rolz D. Teoriya spravedlivosti. Novosibirsk, 1995.

10. Skorobogatov V. V. Kommunikatsionnoe vzaimodeystvie institutov grazhdanskogo obschestva i gos-udarstvennoy vlasti v politiko-informatsionnom prostranstve sovremennoy Rossii: avtoref. dis. ... kand. polit. nauk. M., 2010.

11. Communitarianis. A New Public Ethic / ed. by M. Daly. Belmont, California: Wadsworth Publishing Company, 1999. P. XIII.

12. Kymlicka W., Banting K. Immigration, Multiculturalism, and the Welfare State // Ethics & International Affairs. 2006. Vol. 20. № 3. P. 281-304.

13. Sundstrom L. M., Henry L. A. Russian Civil Society: Tensions and Trajectories // Russian Civil Society: A Critical Assessment / A. B. Evans, Jr. et al (eds). Armonk: M. E. Sharpe, 2006.

14. Taylor Ch. Multiculturalism and the "Politics of Recognition". Princeton, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.