Научная статья на тему 'Модерн и архаика: к проблеме ритмических взаимодействий как структурного начала текста'

Модерн и архаика: к проблеме ритмических взаимодействий как структурного начала текста Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
143
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ритм / структура текста / Композиция / "Книга перемен" / Познание / индивидуализация / "The I-Ging" / Rhythm / text structure / composition / Cognition / Individualization

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Денисов Денис Викторович

В статье даётся авторская концепция взаимодействия ритмических факторов, определяющих композицию художественного текста. Ритмологическому определению подвергаются такие факторы, как естественные и познавательные циклы, рассматривается вопрос инвариантной константности текстовых структур в рамках физической модели расширяющейся вселенной и нумерологической основы китайского научно-философского знания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article introduces a unique concept of rhythmical relationship, influencing the text structure. On the one hand the circles of topic development divided into even natural and odd self-knowledge circles establish a constant model of rhythmical relations, which can repeat many times in one text. On the other hand text structure is presented as a broadening model of the Universe with increasing amount of levels and vertical relationship structure. Positions of one level correspond to appropriate positions of preceding levels, which have the same ordinal number. ";The I-Ging" helps to analyze the characteristics of these positions and levels. Every level adds only one new position at which the author has to choose a new direction impacting all the events of the next level.

Текст научной работы на тему «Модерн и архаика: к проблеме ритмических взаимодействий как структурного начала текста»

МОЛЕРН И АРХАИКА В ЛИТЕРАТУРНОЙ ТЕОРИИ

МОДЕРН И АРХАИКА:

К ПРОБЛЕМЕ РИТМИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ КАК СТРУКТУРНОГО НАЧАЛА ТЕКСТА

© Д. В. Денисов

Денисов Денис Викторович

германист, индолог, кандидат культурологии преподаватель кафедры философии и культурологии Самарский государственный медицинский университет

В статье лается авторская концепция взаимолей-ствия ритмических факторов, опрелеляюших композицию хуложественното текста. Ритмологическому опрелелению полвергаются такие факторы, как естественные и познавательные циклы, рассматривается вопрос инвариантной константности текстовых структур в рамках физической молели расширяюшей-ся вселенной и нумерологической основы китайского научно-философского знания.

Ключевые слова: ритм, структура текста, композиция, «Книга перемен», познание, индивидуализация.

1.1. Общая схема ритмических взаимодействий Ритм — это одно из явлений, которое пронизывает все сферы жизнедеятельности и которое в меньшей степени подвергается «приватизации» той или иной научной методологией. Человек сталкивается с проявлениями ритма на каждом шагу, поэтому понимание ритмических закономерностей жизненно важно для его успешной деятельности и гармоничного развития. Художественный текст — это один из самых благодатных материалов для выявления ритмологических закономерностей, их изучения и моделирования, обладающий всей совокупностью ритмологических закономерностей.

Относительно функционального назначения ритмов выделим две категории микроциклов: естественный цикл (природный цикл и цикл развития человека) и познавательный

цикл, отличающийся от естественного струк-турно реализованным выделением сферы познания, а также две категории макроциклов, построенных по модели сужающейся и расширяющейся вселенной (дидактический цикл и цикл индивидуализации соответственно).

Внешним признаком естественных циклов является четное число элементов, составляющих эти циклы. Нечетность становится внешним признаком каждого познавательного цикла. Макроциклы развиваются по модели расширяющейся вселенной в различных направлениях: от общего к частному (дидактический цикл) и от частного к общему (цикл индивидуализации). Взаимодействие этих двух циклов определяется взаимоотношением обратной пропорциональности.

1.2. 4-, 8- и 16-элементный природный (повествовательный) цикл

Согласно выявленному в статье «Принцип четверичности в пространственной организации текста»1 принципу циклического развития, любой естественный процесс в обязательном порядке вписывается в восьмиэлементную матрицу, состоящую из четырех этапов нисходящей дуги (от общего к частному) и четырех этапов восходящей дуги (от частного к общему). В архаической символике это четыре фазы убывающего и четыре фазы растущего Солнца (а также Луны), символизируемые двумя разнонаправленными свастиками.

В четырехэлементном природном (повествовательном) ритме сначала на первом этапе вводится предмет или тема развития (1), и только затем включается в действие трехчленная модель: начало развития (2), его середина (3) и завершение (4). С введением темы (экспозиция) этапы «начало развития» (завязка) и «завершение» (кульминация) соответственно оказываются на чцтных позициях, т.е. происходит реверсия сильных и слабых позиций. В этом можно увидеть причину того, что В. Я. Пропп не выделил в своей формуле волшебной сказки «Информацию», первый ее элемент, как функцию.

1.3. 12-элементный цикл: 6- элементный ритм

индивидуального развития и общественного взаимодействия

Переход от 8-элементной основы естественного цикла к циклу индивидуального развития (индивидуализации) и социального взаимодействия осуществляется благодаря учету аспекта внутренней структуры, позволяющего учитывать ценностное различие четырех этапов одной фазы познавательного цикла. Внутренняя структура передается убывающе-возрастающей прогрессией, имеющей своей основой священную декаду Пифагора, но учитывающую, согласно древнеиндийской концепции познания, переходные периоды между четырьмя уровнями на уровне десятичных значений:

«(40'8+30'6+20'4+10'2)+(10'2+20'4+30'6+40'8)» (12+12=24 эл.) [4: 229].

Цифрами данной записи обозначается количество элементов, составляющих каждую фазу цикла.

1 См.: Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Фило-

логия». 2007. № 1

Упрощенное объяснение 12-ричность получает благодаря структурному представлению каждого элемента этой структуры во временной про-тяжцнности: 1=1а+1Ъ+1е; 2=2а+2Ъ+2е; 3=3а+3Ъ+3е и т. д. (где «а»

обозначает начало, «Ъ» — середину и «с» — конец, а также 1Ъ=2а, 1с=2Ъ=3а; 2с=3Ъ=4а). Такое дискретное представление позволяет выбирать наиболее оптимальный уровень анализа. В применении к прогрессии «4-3-2-1» анализ относительно начальной стадии формирования явления протекает в рамках 10-ричной системы, анализ относительно стадии развития импульса — в рамках 11-ричной системы, анализ относительно стадии выявления импульса вовне — в рамках 12-ричной системы. Дискретное представление 10-го элемента прогрессии «4-3-2-1» определяет стадию его развития — как 11-ый элемент или этап 1*. Наиболее эффективным является анализ относительно точки выявления импульса, соответствующей 12-му этапу или этапу 2*.

Систематика 12-элементного ритма была детально проиллюстрирована В. С. Непомнящим в статье «Космос Пушкина» на примере анализа симметрических отношений в стихотворении Пушкина «Осень» (1833) [4: 228-229]. Непомнящий, вписав содержание стихотворения в систему координат, рассматривает шестой элемент (6-ю строфу) Пушкина как «предельно возможный для нравственно здорового человека низ», лишенный характеристик относительно оси Х («Играет на лице еще багровый цвет, / Она жива еще сегодня, завтра нет»). Двенадцатый элемент (12-я строфа) понимается как «абсолютная вертикаль», направленная вверх, на которой «человеческие слова бессильны и не нужны», что и определяет незаконченность 12 строфы.

Выявленная Непомнящим систематика давно уже стала предметом педагогических исследований, результатом которых стала система триместров в школах англоязычных стран, в которых каждая шестая, неделя является каникулярной. Представить действие 6-элементного ритма можно, проведя различие между тремя сферами познания и жизнедеятельности. Первая сфера — это сфера личности и индивидуального развития, вторая сфера — сфера взаимодействия и общего развития, третья сфера — это высшее (мистическое) познание (см. в качестве примера [2: 134-136]).

Обратимся к интерпретации 12-элементного ритма традиционной астрологией, помещающей все аспекты, связанные с характеристикой личности, в 1-ый дом гороскопа, а в 6-ой дом гороскопа — аспекты, связанные, с одной стороны, с обязанностями, работой, служением и, с другой стороны, с болезнями, старением и смертью. Логика такого расположения проста: завершение цикла индивидуального развития должно сопровождаться отказом от всего личностного: желаний, устремлений, привязанностей, предпочтений и привычек. Выбор при этом не очень широк: или путь служения общему благу, или болезни, старение и кончина.

В сфере взаимодействия и общего развития, включающей дома гороскопа с 7-го по 12-ый, действует такая же логика. Социальное взаимодействие открывает дом партнерства (7-ой), в котором содержатся характеристики взаимодействующих сторон. Закрывает сферу взаимодействия

дом изоляции и мистического познания (12-ый дом). Соответственно, цель социального взаимодействия может считаться достигнутой тогда, когда, попав в ситуацию ограничения и изоляции, человек, во-первых, не ощущает себя одиноким и, во-вторых, сохраняя самообладание и спокойствие, развивает в себе способность взаимодействия с третьей сферой жизнедеятельности, т. е. со своим высшим Я, являющимся источником всего знания2.

Структура 6-элементного ритма дополняется, в отличие от 4-эле-ментного, описанного выше, наличием ещц одного предваряющего дополнительного этапа (1-й этап), представляющего субъект познания. Это дополнение смещает событийный ряд «тема-начало-середина-конец» на еще одну позицию назад по отношению к природному 4-элементному алгоритму (на позиции со 2 по 5). В результате восстанавливается тождество сильных и слабых позиций, нарушаемое в 4-элементном ритме. Результат получается на 5-ом этапе, на 6-ом проверке подлежит истинность намерений субъекта познания, являющаяся необходимым условием для перехода к фазе социального взаимодействия (зачет), а на 12-ом проверяется наличие самообладания и способность к познанию глубины явлений (экзамен). Общий алгоритм получает следующий вид:

Индивидуальная фаза развития Общественная фаза развития

1) Субъект познания; 1) Субъекты взаимодействия (7);

2) Тема, предмет, сфера познания; 2) Тема, предмет, сфера взаимодействия (8);

3) Начало развития (а); 3) Начало взаимодействия (9 / а);

4) Процесс развития (Ь) ; 4) Процесс взаимодействия (10 / Ь);

5) Результат познания (с); 5) Результат взаимодействия (11 / с);

6) Проверка личностных качеств 6) Переход к качественно иному способу

человека (зачёт). мировосприятия, позволяющий субъекту совершить

прорыв к вечности, к высшему Я человека, к истине (12 / экзамен).

1.4. 7-элементный цикл познания сути явлений,

а также цикл самопознания

Моделирование цикла, направленного на познание сути явлений, опирается на 8-элементный естественный цикл, логика которого предполага-

2 Следующий перечень позволит составить некоторое представление о наиболее частом содержании каждой 12-ой главы (12-я, 24-я, 36-я). Этот перечень составлен на материале 20 произведений русской классической и советской литературы, 2/3 из которых — романы, некоторые в нескольких частях. Арабскими цифрами обозначается количество глав, приходящихся на ту или иную заявленную рубрику.

I. НАРУШЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ: погружение в бездну — 2; переход от сознательного состояния к бессознательному — 3; погружение в бездну страстей, переживаний + неадекватное поведение — 14; погружение в бездну социальных потрясений — 3; погружение в бездну природной стихии и преодоление стихии — 5;

II. ОКОНЧАНИЕ К.-Л. ПРОЦЕССА — 11;

III. ВОССОЕДИНЕНИЕ С ТЕМ, ЧТО БЛИЗКО: погружение в родную стихию — 7; просьба — 2; погружение в Божественное / музыку — 6.

ет достижение обобщенного результата на седьмой стадии и переход на восьмой стадии в новую сферу познания [4: 224-225]. Ритм самопознания сохраняет эту структуру, но отличается тем, что завершающий восьмой этап каждого из его циклов не расширяет, а сужает сферу познания, делая предметом анализа первый этап этого же цикла. Такое ограничение приводит к структурным изменениям в цикле, поскольку восьмой (8), завершающий этап цикла, имея своим содержанием начало этого же цикла (1), оказывается тождествен начальному этапу следующего цикла (1*). Формула, учитывающая два таких цикла, имеет следующий вид: 1-7 + (8=1*) + 2*-8*. Подтверждают такую интерпретацию слова Св. Василия Великого, сказанные в отношении семидневной недели: «Седмица, исчисляющая движение времени, всегда круговращалась сама на себя, а также и седмицу наполнял один день, семикратно на себя возвращающийся. А образ кругов таков, что сам он себя начинает и сам в себе оканчивается» [8: 76].

Замыкание сферы познания может иметь результатом процесс самопознания. Иллюстрацию этого мы имеем в восьмеричном срединном пути Будды. Первая стадия срединного пути — Истинное воззрение (Башуад dRsTi «взгляд»), а восьмая — Истинное сосредоточение (Башв^1 «концентрация»). Оба этапа относятся к одному уровню, содержание которого — созерцание. Если мы захотим предметом сосредоточения сделать начальную стадию становления истинного воззрения, то мы замкнем цикл, исключив иные объекты познания.

В соционике первый этап информационного метаболизма личности образует программная функция, а восьмая, т.е. завершающая функция, определяется как демонстративная [12: 74-75, 81]. Программная функция характеризуется как главенствующая, но неосознаваемая человеком и его окружением, воспринимают человека по творческой функции, являющейся второй. В результате объединения первого и восьмого этапов должно происходить и объединение первой и восьмой функций. Следствием этого становится осознание своей программной функции, поскольку становится возможным выявление ец содержания с помощью демонстративной функции восьмого этапа.

Классическими примерами тут могут являться седьмая глава первой части романа Л. Н. Толстого, в которой Константин Левин подключается к беседе о жизни после смерти, а также седьмая глава «Сказа о Левше» Н. С. Лескова, в которой о тульских мастерах, отправившихся перед началом работы на молебен, говорится как о знатоках религии.

1.5. 5- и 10-элементный цикл логической активности

Этот цикл структурно тождественен циклу самопознания, но базируется не на 8-элементном природном, а на 6-элементном индивидуальном цикле развития. Традиционно в целях выявления каузальных взаимосвязей объединению подвергаются конец первой событийной триады и начало второй событийной триады: а1+Ъ1+(е1=а2)+Ъ2+е2 [2: 124-125] [3: 107]. С другой стороны, в практике судебной аргументации 5-ым шагом должно

быть дано решение проблемы, содержащейся в посылке (1 шаг аргументации) [9: 275]. Это и есть пример замыкания познавательной спирали на один объект, интересующий субъекта познания. В случае 5-элементного ритма и 10-элементного цикла предмет познания имеет внешнематериальную природу, а в случае 7-элементного и соответственно 14-элемент-ного циклов — духовную природу явлений и человека.

2.1. Суперструны или функционально-тематические коридоры

мегасистемы ценностей

Ступени познания неисчислимы, они пронизывают как деятельность человека, так и такое пространственное образование, как текст. Эти ступени могут быть объединены в единую модель, построенную по принципу бесконечно расширяющейся вселенной3. Один из вариантов такой расширяющейся структуры мы имеем в интерпретации Е. Лазаревым внутренней формы треугольного числа семь в виде семиступенчатой пирамиды: с семью элементами на нижнем, одним — на верхнем уровне пирамиды и общим количеством элементов, равным 28 [6: 53]. Для определения внутренней структуры 12-ти священных камней (ступеней) Небесного Иерусалима Е. Лазарев продолжает пирамиду, добавляя к ней еще пять уровней. Внутренняя структура 12-уровневой системы, которую мы определим как мегасистема, передается с помощью 78 элементов, соответствующих 78 Арканам карт Таро [7: 60, 65].

Как отметил Г. Э. Хенгстенберг, в плане синхронии отдельные целевые ступени неизменно стоят одна над другой или одна под другой: на ступени I — явления Еа, ЕЪ, Ее, и т. д., на ступени II — Еа, ЕЪ, Ее [10: 239]. Реализуем этот принцип на уровне структурного анализа, определив пространство, создаваемое позициями, имеющими одинаковые порядковые номера относительно разных уровней, как пространство синхронии. В практическом плане это означает, что позиция с одинаковым порядковым номером соответствующего уровня становится частью особого информационного канала, например, каждая вторая позиция 16-ти уровней мегасистемы, например: позиции 3, 5, 8, 12, 17, 23, 30, 38, 47, 57, 68, 80, 93, 107 и 122. Роман А. Н. Толстого, включающий 125 глав, пронизывают 15 таких каналов. На эти функционально-тематические коридоры указывает в таблице выделение жирным шрифтом.

Особенность позиций, объединенных в один такой коридор, заключается в том, что, находясь с формальной точки зрения в строгом вертикальном отношении (т. к. каждая из перечисленных глав занимает вторую позицию соответствующего уровня) в условиях расширяющегося пространства мегасистемы, они в совокупности образуют некое подпространство, пронизывающее художественное произведение «по диагонали». Функционирование этих каналов обеспечивается способностью каждой позиции мегасистемы «запоминать» характеристики соответствующей позиции предшествующих уровней, т. е. характеристики позиций, имеющих на предшествующих уровнях аналогичный порядковый номер. Под функционально-тематическим коридором (который также можно обозначить современ-

ным модным физическим термином «суперструна») следует понимать способность мегасистемы образовывать в постоянно расширяющемся пространстве информационные каналы, обеспечивающие ец когерентность (взаимосвязанность) на основе единого инварианта.

2.2. Уровни мегасистемы ценностей как этапы познания Рассмотрим в настоящей статье уровни мегасистемы, образуемые циклом индивидуализации (правая колонка таблицы), соотнеся их с первыми 16-ю этапами познания китайской «Книги перемен» [11: 260-334]. Так, день, на который Гариным был намечен взрыв анилинового завода, становится известным в 55-ой главе, последней главе десятого уровня, охватывающего главы с 46 по 55-ую. Это вполне соответствует характеристике 10-го этапа «Поступь» (КП-10), на котором подготовительная фаза заканчивается и все готово к движению вперед — период, в который следует быть очень осторожным.

Шестнадцать первых уровней мегасистемы ценностей романа А. Н. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» (главы 1-125)

«Книга перемен» (КП 1-16) дидактический цикл ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ цикл индивидуализации ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ

1. Творчество. 01-02-03-04-05-06-07-08-09-10-11-12-13-14-15 1

2. Исполнение. 16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29 2-3

3. Начальная трудность. 30-31-32-33-34-35-36-37-38-39-40-41-42 4-5-6

4. Недоразвитость. 43-44-45-46-47-48-49-50-51-52-53-54 7-8-9-10

5. Необходимость ждать. 55-56-57-58-59-60-61-62-63-64-65 11-12-13-14-15

6. Суд (самопроверка). 66-67-68-69-70-71-72-73-74-75 16-17-18-19-20-21

7. Войско. 76-77-78-79-80-81-82-83-84 22-23-24-25-26-27-28

8. Приближение. 85-86-87-88-89-90-91-92 29-30-31-32-33-34-35-36

9. Воспитание малым. 93-94-95-96-97-98-99 37-38-39-40-41-42-43-44-45

10. Наступление. 100-101-102-103-104-105 46-47-48-49-50-51-52-53-54-55

11. Расцвет. 106-107-108-109-110 56-57-58-59-60-61-62-63-64-65-66

12. Упадок. 111-112-113-114 67-68-69-70-71-72-73-74-75-76-77-78

13. Родня. 115-116-117 79-80-81-82-83-84-85-86-87-88-89-90-91

14. Владение многими. 118-119 92-93-94-95-96-97-98-99-100-101-102-103-104-105

15. Смирение. 120 106-107-108-109-110-111-112-113-114-115-116117-118-119-120

16. Вольность. 121-122-123-124-125

Далее, 56-66 главы соответствуют этапу «Расцвет» (КП-11). В этом пространстве Гарин получает от своего учителя геолога Манцева результаты исследований вулканической деятельности на Камчатке, жизненно необходимые Гарину.

Взрывает Гарин завод в пространстве глав 67-78, которое соответственно определяется как «Упадок» (КП-12), здесь действуют, согласно «Книге перемен», только низкие люди.

Этап «Родня» (КП-13), характеризуемый также как «с новыми друзьями на новом месте», соответствует периоду освоения Гариным необитаемого острова и превращения его в Золотой остров (гл. 79-91).

Во время действия этапа «Владение многими» (КП-14) Гарин противопоставляет свою силу Америке: Зоя грабит пассажирский лайнер, а Гарин топит американскую эскадру. Истинная сущность этапа «Владение многими» проявляется в том, что Шельге удается заручиться поддержкой рабочих Золотого острова в борьбе против Гарина (гл. 104).

Пятнадцатый этап — «Смирение» (КП-15; гл. 107-121). Такая характеристика указывает на то, что всц на данном этапе достигнуто и что дальнейшее развитие возможно только через сближение «низших» и «высших». Гарин, став в этом пространстве диктатором Америки, переходит в статус «высших», но честолюбие, т. е. отсутствие качества смирения, становится причиной того, что в этом же пространстве он, из-за начавшейся на Золотом острове мировой революции, теряет все, чего достиг. И сама мировая революция есть один из аспектов сближения «высших» и «низших».

Шестнадцатый этап характеризуется как «Вольность» — отсутствие ограничений, в качестве единственно возможного ограничения рассматривается самодисциплина. Гарину и Зое удалось бежать — в этом проявляется отсутствие ограничений, их самодисциплина — это их судьба, забросившая их двоих на новый необитаемый остров.

2.3.Функционально-тематическийкоридор«Исполнители»

Рассмотрим особенности функционально-тематического коридора, свойственного второй позиции. Общая характеристика второй позиции может быть позаимствована из характеристики второго этапа «Книги перемен», определяемого как «Исполнение». Если Гарин сам по себе воплощает идею, то те, кто попадают в пространство «Исполнение», должны своими личностными качествами предоставлять в распоряжение Гарина средства для достижения цели, поставленной Гариным.

• Тема двойника Гарина появляется в 3-ей, 5-ой и 23-ей главах (см. табл.): в 3-ей Гарин и двойник прибывают на Васильевский остров, в 5-ой об этом сообщается, а в 23-ей в Париже Ленуар становится двойником Гарина. В содержании 8-ой главы в несколько ином виде присутствует тема двойственности, поскольку здесь Гарин беседует со следователем Шельгой, представившись вымышленным именем.

•Главы 12, 17, 23 и 30 содержат следующие элементы начального взаимодействия персонажей романа в Париже: 1) описание Роллинга в его кабинете (гл. 12); 2) Зоя выслушивает сообщение своего агента о Гарине (гл. 17); 3) Ленуар — двойник (гл. 23) и, наконец, 4) Гарин, Рол-линг и Зоя случайно встречаются в 30-ой главе.

В число «исполнителей» Гарина, т. е. его помощников, попадают, во-первых, двойники, во-вторых, Зоя и Роллинг, являющиеся на этом этапе пока ещц врагами, переход к сотрудничеству произойдет на последующих уровнях: Зоя будет помогать идейно, а Роллинг будет финансировать предприятие Гарина. В-третьих, помощниками Гарина являются Шельга, которого Гарин сам вызвал в Париж с целью противодействия Роллингу, и Манцев, которому Гарин обязан идеей добычи жидкого золота.

• В 37-ой главе (IX уровень) Роллинг узнает, что Зоя ушла к Гарину.

• В 47-ой (X уровень) Шельга вспоминает, как договаривались о сотрудничестве Гарин и Роллинг. Очнувшись от видения-воспоминания, Шельга увидел перед собой профессора Хлынова, вызванного из Берлина, а в 68-ой главе (XII уровень) профессора Хлынов и Вольф расклеивают в городе, где находится анилиновый завод, листовки-предупреждения о предстоящей трагедии. Здесь профессора выступают как помощники Шельги.

• В 80-ой главе (XIII уровень) Гарин спасает Шельгу в открытом море, потому что Шельга ему нужен.

• Линия Манцева прослеживается в главах 57 и 93 (уровни XI и XIV): в 57-ой главе Гарин, обыскивая портмоне Шельги, находит фотографию Ивана с посланием от Манцева, а в 93-ей главе читает записи Манцева о геологическом строении земли, срочно доставленные с Камчатки.

• В 107-ой главе (уровень XV) Гарин и Роллинг договариваются инициировать девальвацию золота на короткий срок с целью скупки всех предприятий, железных дорог, всего воздушного и морского флота и т. д.

• Реализуя этот план, Гарин становится диктатором Америки, но восстание на Золотом острове, поднятое Шельгой в 122-ой главе, занимающей на XVI-ом уровне, так же как и все приведцнные выше главы, вторую позицию, сводит его успех на нет.

Выводы

Описанные выше 6-элементный цикл индивидуального развития и 8-элементный природный ритмы образуют динамический каркас пространственной структуры, в рамках которой посредством 7-элементного ритма осуществляется процесс самопознания. Статичность каркаса, создаваемого 6- и 8-элементным циклами, создацтся за счцт того, что эти два ритма имеют общие ключевые точки. Они образуют два центра вращения, взаимодействие которых имеет результатом создание некоей эклиптики, в пространстве которой по аналогии с семинедельным ритмом отмеряется деятельность человека, направленная на самопознание.

Статичность этой динамической системы заключается в том, что она циклически закономерно повторяется бесконечное количество раз, создавая пространство для развития. Координация этих двух ритмов происходит в точках их пересечения, например, в рамках 48-элементной структуры: 12х4=8х6=48. 49-ый этап - познание своего высшего Я — оказывается за рамками этой системы. Возможно, что в этом акте самопознания кроется причина того, что «Книга перемен» говорит о 49-ом этапе познания как о «Смене», т. е. преддверии появления новых сил и начала нового цикла развития. В этом контексте становится понятным, что цель, преследуемая Шельгой, в 49-ой главе романа А.Н. Толстого («Аппаратом Гарина должен владеть СССР...») формулируется на этапе, который функционально поддерживает и обеспечивает достижение этой цели. Особый познавательный статус этого подпространства хорошо характеризует фраза Хлынова относительно первобытного пращура, духовно превосходящего

современного человека: «А мне нравится ду-у-у-умать, я вот сижу и уважаю мой гениальный мозг. Мне бы хотелось проткнуть им вселенную.»

Проведенный анализ функционально-тематических коридоров («суперструн») доказал возможность рассмотрения текста как мегасистемы ценностей, построенной по модели расширяющейся вселенной. Эти коридоры, которые можно также определить как каналы инвариантной информационной системы, сочетают в себе функцию сохранения и воспроизведения ранее имевшейся информации с функцией включения нового материала. В самом общем смысле данная модель есть пространство, представленное необходимостью, которая вытекает из вертикальной синхронии текста, и пространством свободы, измеряемым на каждом уровне мегасистемы только одной, а именно завершающей позицией уровня.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Денисов Д В. Архаические парадигмы как фактор исторического развития // Социальные инновации в культурном процессе стратегии развития и преобразования / Межд. нар. науч. конф : сб. ст. ; под ред. А. Ф. Малафеева. Т. II. Самара: Изд-во Моск. гос. ун-та в г. Самаре, 2007. С. 37—48.

2. Денисов Д. В. К вопросу о структурно-смысловой и ритмической целостности произведения («Хаджи Мурат» Л.Н. Толстого, «Белая Гвардия» М.А. Булгакова и «Тамас» Бхишма Сахни /Индия/) / Яснополянский сборник-2006: Статьи, материалы, публикации. Тула : Изд. дом «Ясная Поляна», 2006. С. 122—139.

3. Денисов Д. В. Переплетение ритмов: Пространственная ориентация и средства выражения чувств и эмоций в «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина // Вторые Ознобишенские чтения : сб. матер. Юбилейной международ. науч.-практ. конф. (14-15 мая 2004 года). Т. 1 / под ред. О. М. Буранка, В. Н. Шкунова. Инза ; Самара : Изд-во СГПУ : Изд-во «НТЦ», 2006. С. 107—117.

4. Денисов Д. В. Принцип четверичности в пространственной организации текста: к вопросу о геометрическо-онтологических основах художественного мышления // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». 2007. № 2. С. 220—238.

5. Денисов Д. В. Рама и число: пространственная организация художественного текста в свете философско-мифологических парадигм // Поэтика рамы и порога: функциональные формы границы в художественных языках [Границы и опыт границы в художественном языке. Вып. 4] / науч. ред. Н. Т. Рымарь. Самара : Изд-во «Самарский университет», 2006. С. 173—193.

6. Лазарев Е. Ключ к тайнам Атлантиды // Наука и религия. 1991. ц 4. С. 53—55.

7. Лазарев Е. Мистерия Таро // Наука и религия. 1992. № 2. С. 60—61.

8. Паршин А. Н. Средневековая космология и проблема времени // Вопросы философии. 2004. № 12. С. 70—88.

9. Филиппов К. А. Лингвистика текста. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. 336 с.

10. Хенгстенберг Г. Э. К ревизии понятия человеческой природы // Это человек : антология / сост., вступ. ст. П. С. Гуревича. М. : Высш. шк., 1995. С. 211—250.

11. Щуцкий Ю. К. И-цзин: Книга перемен / перев. с кит. и ком. Ю. К. Щуцкого.

М. : Эксмо ; СПб. : Мидгард, 2006. 640 с.

12. Якубовская Т. Соционика: как разобраться в себе и других: От общения к

пониманию. М. : Астрель : АСТ, 2007. 288 с.

Modernity and archaics: rhythmical relationship as the text structure base

D. Denisov

The article introduces a unique concept of rhythmical relationship, influencing the text structure. On the one hand the circles of topic development divided into even natural and odd self-knowledge circles establish a constant model of rhythmical relations, which can repeat many times in one text. On the other hand text structure is presented as a broadening model of the Universe with increasing amount of levels and vertical relationship structure. Positions of one level correspond to appropriate positions of preceding levels, which have the same ordinal number. "The I-Ging" helps to analyze the characteristics of these positions and levels. Every level adds only one new position at which the author has to choose a new direction impacting all the events of the next level.

Key words: : rhythm, text structure, composition, "The I-Ging", cognition, individualization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.