Научная статья на тему 'Modern approaches to training of norses for general practice'

Modern approaches to training of norses for general practice Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
51
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Modern approaches to training of norses for general practice»

Тезисы

лять наиболее слабые стороны своей профессиональной подготовки и откорректировать их к концу курса.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ

Е.П.Мартынюк

ГОУ СПО «Санкт-Петербургский медицинский

колледж № 2»

MODERN APPROACHES TO TRAINING OF NURSES FOR GENERAL PRACTICE

E.P.Martynyuk

St-Petersburg nursing college № 2

В связи с переходом отечественного здравоохранения к принципиально новой организации первичной медико-санитарной помощи населению (создание отделений общей врачебной практики) возникла необходимость подготовки новых специалистов: врача общей практики и семейной медицинской сестры.

По инициативе Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга в октябре 1993 г. в нашем колледже было открыто отделение повышения квалификации для подготовки семейных медицинских сестер.

Последипломное образование осуществляется по двум направлениям:

• Повышенный уровень образования — 4-й год обучения с получением второго диплома.

• Переобучение через отделение повышения квалификации практикующих медицинских сестер на рабочих местах, со сроком обучения 6 месяцев, по окончании которого выдается сертификат.

Программа подготовки включает не только отработку ма-нипуляционной техники, но и большой блок гуманитарных, социальных, экономических дисциплин. Уделяется большое внимание педагогике, медицинской психологии, психологии общения.

Базисом сестринского образования и практики является сестринский процесс — научно обоснованный метод организации сестринской помощи пациенту.

Сегодняшнее образование позволяет семейной медсестре не только выполнять назначения врача, но и самостоятельно выполнять профилактические мероприятия в офисе и на дому, осуществлять психологическую поддержку пациента и его семьи, обучать пациентов и их родственников практическим навыкам ухода, оказывать больным и пострадавшим первую доврачебную помощь, обеспечивать инфекционную безопасность и многое другое.

Подготовка семейной медсестры с 1995 г. велась по авторским программам, разработанным с учетом международного опыта. В 1999 г. в России введен Государственный образовательный стандарт подготовки семейной медицинской сестры на повышенном уровне образования. С 2004 г. введен Государственный стандарт нового поколения.

Занятия повышенного уровня проводят наиболее опытные преподаватели колледжа, Высшей школы, в первую очередь Медицинской академии последипломного образования, а также специалисты-практики ведущих лечебных учреждений Санкт-Петербурга.

При подготовке семейных медсестер широко используются научно-практические базы города: отделения общей врачебной практики, медико-генетический центр, городской медико-социальный гериатрический центр, центр репродуктивного здоровья подростков «Ювента», хосписы, клиники СПбМАПО, Центры социального обслуживания населения и др.

Налажено тесное творческое сотрудничество с отделениями общей врачебной практики города:

— потребности отделений общей врачебной практики учитываются при разработке учебных программ колледжа;

— медицинские сестры-менеджеры и практикующие сестры отделения привлекаются к преподаванию, участию во внеаудиторных студенческих мероприятиях, работе Государственной аттестационной комиссии, международной деятельности колледжа;

— студенты проходят практическое обучение в отделениях ОВП, где выполняют исследовательские дипломные работы.

Цели исследования определяются нуждами практического здравоохранения и посвящены, как правило, определению потребностей пациента и семьи в целом, планированию долгосрочной медико-социальной помощи семье, обучению пациента и членов семьи уходу. Результаты дипломных работ используются в отделениях врачей общей практики в виде памяток и рекомендаций для пациентов.

Новым направлением сотрудничества колледжа и ЛПУ явилось открытие Школ для пациентов. Организация работы по типу клубов включает тематические встречи с целью вторичной и третичной профилактики различных заболеваний, расширения социальных контактов и способности к самообслуживанию.

Для более эффективной организации работы команды «врач и семейная медицинская сестра» проводятся тренинги, практические занятия и семинары для медицинских сестер и врачей совместно с преподавателями колледжа и МАПО. Полученный опыт может быть интересен и практическому здравоохранению.

Изучать, оценивать и внедрять новые технологии в учебный процесс и в практику помогло многолетнее сотрудничество с Ливерпульским университетом имени Джона Моора (Великобритания) и учебными заведениями Финляндии.

В современных условиях возникла идея кооперации действий медицинской и социальной служб для более эффективной организации помощи нуждающимся семьям. В результате этого сформированы и работают команды, включающие врача, семейную медицинскую сестру, социального работника. Благодаря сотрудничеству этих команд и преподавателей колледжа возможно адресное оказание медико-социальной помощи с учетом приоритетов, определение сроков, вида и объема медико-социальных услуг каждому жителю микрорайона в течение длительного времени. Модель команды жизнеспособна и перспективна в развитии. Многообразие форм интеграции неисчерпаемо.

В колледже организовано тематическое усовершенствование для практикующих медицинских сестер:

— семейная медицинская сестра (сертификационный цикл);

— актуальные вопросы оказания медико-социальной помощи взрослым и детям;

— актуальные вопросы оказания медико-социальной помощи лицам пожилого возраста;

— социальный работник-младшая медицинская сестра по уходу за больными;

— менеджмент в сфере оказания медико-социальных услуг;

— первичная медико-санитарная помощь;

— эргономика и безопасное перемещение пациента.

В настоящее время практически во всех отделениях общей

врачебной практики Санкт-Петербурга работают наши выпускники. Единый подход к подготовке специалистов семейного дела в СПбМАПО и колледже, единое видение целей и задач этой службы позволяют успешно взаимодействовать семейным врачам и медсестрам, подготовленным в стенах этих учебных учреждений. Накопленный опыт широко распространяется не только в районах нашего города, но и на Северо-Западе.

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ

Е.Ю.Жарова, В.В.Фризин, Н.Ю.Данилова

Министерство здравоохранения Республики Марий Эл, ГОУ ВПО Казанский государственный медицинский

университет

CHALLENGES AND SOLUTIONS IN TRAINING FOR GENERAL PRACTITIONERS IN REPUBLIC OF MARIY EL E.Yu.Jarova, V.V.Frizin, N.Yu.Danilova

Ministry of Health of Republic Mariy El, Kazan State

Medical University

Решение вопросов подготовки врачебных кадров в Республике Марий Эл до 2005 г. вызывало определенные сложности в связи с тем, что в республике нет медицинского вуза. Из-за отсутствия звена последипломной подготовки и переподготовки врачей Министерство здравоохранения Республики Марий Эл вынуждено ежегодно проводить выездные циклы для подготовки и переподготовки специалистов с привлечением преподавателей ведущих медицинских вузов России и направлять не менее 80 врачей на учебу за пределы республики. Ежегодно на выездных циклах проводится обучение более 550 врачей, расходы по отрасли «Здравоохранение» на эти цели составляют более 2,5 млн рублей в год.

Благодаря реализации договора о сотрудничестве между Министерством здравоохранения Республики Марий Эл и Казанским государственным медицинским университетом созданы клинические базы в республиканских лечебных учреждениях Республики Марий Эл для обучения врачей на кафедрах Казанского государственного медицинского университета. Это позволяет проводить подготовку и переподготовку врачей общей практики, участковых терапевтов и педиатров, а также врачей других специальностей на базе республиканской клинической больницы. В составе кафедр задействованы ведущие специалисты здравоохранения республики в качестве ассистентов, прежде всего для проведения практических занятий. При их подборе учитывался стаж работы по специальности и организации здравоохранения, научная деятельность и опыт работы по последипломному образованию врачей.

Организация подготовки и переподготовки врачей общей практики, осуществляемая за счет реализации республиканской целевой программы «Медицинские кадры», на клинических базах Республики Марий Эл силами кафедр Казанского государственного медицинского университета позволит значительно сэкономить средства, расходуемые на эти цели.

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ

Т.А.Карапетян, Н.В.Доршакова, О.Н.Конева

ГОУ ВПО Петрозаводский государственный

университет

DEVELOPMENT OF GENERAL PRACTICE IN REPUBLIC OF KARELIA

T.A.Karapetyan, N.V.Dorshakova, O.N.Koneva

Petrozavodsk State University

В 1992 г. с приказа Минздрава РФ № 237 «О поэтапном переходе к организации первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)» в России началось реформирование первичного звена здравоохранения. Необходимость развития общей врачебной практики на территории России более быстрыми темпами привела к появлению приказа Минздрава РФ № 84 «О порядке осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача)» и Национального проекта «Здоровье».

Подобные изменения затронули и Карелию. Нужно отметить, что республика одной из первых приняла в 2000 г. Закон «Об общей врачебной (семейной) практике в Республике Карелия». Это связано с чрезвычайно высокой актуальностью развития семейной медицины в регионе. Для Карелии, как для северных территорий России в целом, характерно наличие специфических особенностей, которые влияют на организацию и характер оказания первичной медико-санитарной помощи населению и должны учитываться: характер расселения; географический фактор; климато-погодные условия, формирующие в том числе и наиболее распространенную среди населения патологию; экономические и социальные условия; характер труда; диспропорция в распределении средств на здравоохранение; высокий уровень заболеваемости, особенно в удаленных от центра районах с тенденцией к росту так называемых «социально обусловленных заболеваний» и болезней органов дыхания наряду с высокой смертностью трудоспособного населения от травм и отравлений, когда оказание грамотной медицинской помощи жизненно важно. Растут и требования населения Карелии к медицине: житель республики хочет получать максимально возможные виды медицинских услуг непосредственно по месту жительства, лечиться у квалифицированного врача и получать в необходимом объеме медико-социальную помощь. Решить эти проблемы поможет развитие службы семейной медицины на территории республики.

Кадры врачей для Республики Карелия готовит медицинский факультет Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ). С 1996 по 1998 гг. на его базе при содействии программы ТАСИС «Поддержка реформ здравоохранения и социальной защиты в Республике Карелия» прошли двухгодичную очно-заочную последипломную переподготовку 11 ста-жированных врачей из сельских медицинских учреждений Карелии с присвоением им квалификации «Врач общей практики (семейный врач)». Это были первые специалисты в области семейной медицины, которые начали развивать общую врачебную практику в районах республики. Следующим шагом в этом направлении стал отказ в 1998 г. медицинского факультета от субординатуры для студентов VI курса по так называемым «узким» специальностям (терапия, хирургия и др.), так как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.