Научная статья на тему 'Модерирование совместного образовательного пространства при взаимодействии в системе учитель - ученик'

Модерирование совместного образовательного пространства при взаимодействии в системе учитель - ученик Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРЫ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КУЛЬТУРНО-НРАВСТВЕННОЕ МОДЕРИРОВАНИЕ / ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО РЕЗОНАНСА / CULTURE / OBJECT OF CULTURE / INTERACTION / CULTURALLY-MORAL MODERATION / PHENOMENON OF CULTURAL RESONANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трофимова Н. Б.

В статье приведены уточнения смысловой категории «взаимодействие». Вводится понятие «культурно-нравственное модерирование». Подробно разбираются условия эффективного взаимодействия по воспроизведению и присвоению объектов культуры, и на этой основе вводится понятие «явление культурного резонанса».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERATION OF COMMON EDUCATIONAL FIELD UNDER INTERACTION IN THE SYSTEM OF TEACHER - STUDENT

More precise definitions of semantic category of «interaction» are provided in the article. The notion of «culturally-moral modération» is introduced. The conditions for effective interaction in reproduction and assignment of cultural objects are explored in detail. The matter serves as a basis for introduction of notion of «phenomenon of cultural resonance».

Текст научной работы на тему «Модерирование совместного образовательного пространства при взаимодействии в системе учитель - ученик»

МОДЕРИРОВАНИЕ СОВМЕСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В СИСТЕМЕ УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК

Н.Б. Трофимова (Воронеж)

Аннотация. В статье приведены уточнения смысловой категории «взаимодействие». Вводится понятие «культурно-нравственное модерирование». Подробно разбираются условия эффективного взаимодействия по воспроизведению и присвоению объектов культуры, и на этой основе вводится понятие «явление культурного резонанса».

Ключевые слова: культура, объекты культуры, взаимодействие, культурно-нравственное модерирование, явление культурного резонанса.

В настоящее время в проблемном поле обсуждения педагогов и психологов оказываются вопросы гуманизации образования, проявляющиеся в виде все более устойчивых внутренних тенденций развития педагогической науки и практики. При этом традиционные проблемы получили новые векторы развития в постановке проблем и в поиске плодотворных путей их решения. Своеобразной точкой отсчета является проблема личности ученика как субъекта образования, человека, самостоятельно, свободно и ответственно определяющего свой жизненный путь. Соответственно этой выступает и проблема личности учителя, который предстает не как исполнитель административных и методических рекомендаций, а как профессионал, готовый и способный в педагогических целях выходить за рамки программных требований и проявлять себя более универсально, как целостная личность, и воздействовать на воспитанников через своеобразие своей индивидуальности.

Сегодня катастрофически снижается уровень духовно-нравственного потенциала субъектов образования. Это приводит к необходимости возрождения процесса воспитания в школе, акцентированию внимания на его нравственном компоненте. Нравственные и духовные ценности составляют ядро культуры, в связи с чем весь процесс воспитания требуется соотносить с культурным потенциалом общества и личности. По определению В.Н. Котляра, нравственное воспитание -это управление межличностным поведением и познанием людей с целью воспроизведения в их личности нравственной культуры [5]. Культура «задает» человеку нормы, примеры отношения к жизни, образцы поведения, которые становятся социальными, морально-нравственными регуляторами. Культура, философские концепции культуры представляют круг «предельных оснований», к которым человек обращается в поисках решений профессионального, методологически-мировоззренческого, личностного характера. Этот нормативный уровень существования человека в культуре предполагает его открытость миру, возможность и способность творческого «пересотворения», индивидуального восприятия, видения и чувствования.

Современные попытки расширить задачи учителя - транслятора культурных объектов до уровня учителя - созидателя адаптивного, вариативного, многофункционального совместного образовательного пространства, к сожалению, не предлагают ясной модели деятельности педагога в образовательных учреждениях различных уровней. На наш взгляд, подобный профессиональный рост возможен лишь при дополнении задач учителя функциями культурного модератора (координатора) перманентной передачи мира культуры потребителям в рамках совместного образовательного пространства, а это связано с массовой переподготовкой. Очевидно, что он-тологизация педагогического процесса потребует введения относительно новой фигуры в традиционном образовании - культурно-нравственного модератора. Наличие такой новой педагогической службы в любом образовательном учреждении позволит проводить независимую (например, от качественного уровня педагогического персонала, кардинальных изменений политических ориентиров в обществе, снижения уровня нравственных ценностей во внешкольной жизни) позитивную воспитательную деятельность на различных этапах формирования образовательного пространства. Культурно-нравственное модерирование поможет осуществить запуск механизма преобразования культуры в мир личности и порождения в процессе развития личности мира культуры [17].

Современное представление о культурном развитии личности предполагает, что уровень развития зависит от того, какая концепция и модель развития заложены в образовательный стандарт, какие подходы и методы реализуются в практике преподавания в конкретном учебном заведении, а также от профессиональной культуры учителя. Учитель (воспитатель) предъявляет ученикам различные объекты культуры, а ученик (воспитуемый) воспринимает их как предмет влечений. Однако примитивизация форм подачи объектов при невыраженной мотивации и отсутствии явных ориентиров в обществе для подтверждения предлагаемой культурной концепции

сводит действенность подобной схемы до уровня информационного обмена, из которого полностью исключен воспитательный момент. При наличии в составе педагогического персонала модератора культурно-нравственного образования стандарты обучения будут представлены в совершенно новой роли. Это связано с тем, что модерации будут подвергаться все учебные планы и мероприятия внеклассного взаимодействия. В задачи модератора будет входить доработка учебного материала и плана индивидуальной работы с учениками в части усиления культурно-нравственного компонента и сбалансированности обязательных и вариативных объектов познавательного пространства.

Человек вступает в жизнь с нулевым уровнем культурного развития. Ему противостоит огромное скопление культурных ценностей, которые становятся непременным условием его существования. Все предметы потребления (пища, одежда, жилище) предстают в культурном виде. «Голод есть голод, - писал К. Маркс, - однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов» [10. С. 718]. От натурального потребления постепенно отпочковывается процесс присвоения культуры как общественной формы существования вещей. Способ использования ложки, стакана, тарелки, одежды - всех предметов быта - это культура. «Присвоение способа использования вещей переходит в присвоение способа их производства. Так формируется деятельность присвоения культуры, которая сначала саморегулируется, а затем самоуправляется человеком. Ее вариантами становятся учение, самообразование, самовоспитание, которые существуют и как самостоятельные виды деятельности, и как моменты труда, поведения. Продуктом, результатом присвоения культуры является личность, которая представляет собой индивидуально-психологическую форму культуры» [10. С. 718], при этом «погружаясь» в культуру и усваивая разные жизненные смыслы.

Педагогическая деятельность как раз и направлена на отбор, переработку и включение в деятельность других людей объектов культуры с целью их воспроизводства. Таким образом, с точки зрения В.Н. Котляра, суть педагогической деятельности заключается в управлении присвоением культуры; эта деятельность содержит в себе идеологическую направленность, помогающую осуществить отбор содержания воспитания из обилия культурных ценностей [5].

С данным утверждением нельзя не согласиться. Рассматривая процесс взаимодействия в качестве основополагающего элемента педагогической деятельности в системе учитель - ученик, можно утверждать, что процесс взаимодействия всегда имеет воспитатель-

ное воздействие, сутью которого должно стать воспроизведение культуры в личности человека. Взаимодействие превращается в воспитание по мере того, как предъявление объектов культуры и их присвоение становятся целенаправленными. В результате воспитание можно охарактеризовать как процесс управления присвоением культуры человеком.

В справочной литературе взаимодействие определяется как философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие определяется и через более широкое понятие «связь». В сущности, оно и есть отражение связей человек - общество, человек - Другой, человек - люди.

В психологии взаимодействие определяется как процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Особенностью взаимодействия является его причинная обусловленность: каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны. В процессе взаимодействия реализуется не только социальный, но и психологический контакт, связанный с психическим состоянием взаимодействующих субьектов и выражающийся в их взаимовосп-риятии, взаимовлиянии друг на друга, взаимопонимании или же непонимании.

Педагогическое осмысление категория «взаимодействие» получила в работах Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, Л.А. Левшина, Х.И. Лийметса и др. Раскрытию педагогического содержания процесса воспитательного взаимодействия посвящены исследования В.М. Коротова, И.С. Марьенко, А.В. Мудрика, В.Д. Семенова, С.В. Петериной, А.Я. Розенберга и др. Взаимодействие воспитателя и воспитанника авторы рассматривают как развивающий, формирующий личность воспитанника процесс.

Ю.К. Бабанский писал: «... в советской педагогике при раскрытии сущности воспитания прежде всего подчеркивают... целеустремленное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, организацию определенных отношений между ними, развитие активности воспитуемых, ведущей к усвоению значимого социального опыта» [12. С. 273-274]. В этом случае воспитание становится процессом, развивающим способности человека, вооружающим его концептуальными, опорными знаниями, обобщенными умениями.

Мы придерживаемся положения, что воспитание способствует превращению человека из объекта культуры в её субъект, когда осознается личностный смысл культуры и её значение для жизни в обществе. Культура определяет характер, цель и содержание

воспитания. В то же время культура является универсальной характеристикой деятельности, предопределяет её направленность и смысл.

Деятельность учителя по управлению присвоением культуры развивается через идеальную представленность в другом человеке. Культурный феномен, «бытие ценности в культуре», это всегда приглашение к соавторству, стремление личности к самореализации для другого, к продлению себя, воплощению себя в другом [18]. Таким образом, развитие личности учителя совершается «во внутреннем пространстве личности» [2], и это пространство связи с другими людьми - коллегами и учениками.

Во взаимодействии учителя с учениками В.Я. Ля-удис выделяет «единое смысловое поле совместного учения» [9], которое выступает ценностными основаниями совместной деятельности, содержанием которого выступают смыслы и реализующие их цели. Регуляция деятельности происходит со стороны субъекта. Если внешняя сторона регуляции деятельности учителя осуществляется в соответствии с нормативными требованиями к профессии, социальными ожиданиями общества, то внутренняя сторона основывается на смыслообразующей активности субъекта [18], его способности к внутренней саморегуляции.

Смысл заполняет пространство культуры, «...смысл есть такое дискретное состояние переживающего сознания, которое способно быть объективировано в форме того или иного культурного кода» [13. С. 130]. В соотнесении с культурой «.смысл -это факт сознания, становящийся посредством семи-отизации фактом культуры, поскольку семиотический эквивалент всякого субъективного ментального акта носит интерсубъективный характер, это синкретический квант ментально-культурного пространства» [14. С. 64]. И сама культура определяется как пространство смыслов, т.е. пространство, заключающее осмысленное отношение субъекта к действительности.

В образовательном процессе основной задачей должно стать создание условий для становления «витальной онтологии» (С.Л. Рубинштейн), или «многомерного мира человека» (В.Е. Клочко), что возможно при условии модерирования образовательного пространства, посредством которого «учитель окажется способным работать над формированием смысловых полей своих учеников» [3].

Таким образом, взаимодействие состоится тогда, когда смыслы и ценности участников, ценностносмысловое содержание их сознания, их жизненные миры будут соотносимы друг с другом. Это означает, что люди взаимодействуют в одном совмещенном смысловом пространстве, когда их смыслы частично пересекаются, совпадают, образуя совмещенную психологическую систему и общую психологическую

ситуацию. В этом случае имеет место явление культурного резонанса. Под культурным резонансом мы понимаем явление периодического, интенсивного присвоения объектов культуры субъектами образования в создаваемом едином смысловом образовательном пространстве.

Периодичность явления культурного резонанса зависит в первую очередь от профессионализма учителя, уровня его культуры, нравственного сознания и поведения, которое определяет способ решения образовательных задач, стиль межличностного взаимодействия, отвечает за выбор педагогических средств и предлагаемых педагогом объектов культуры. Даже в условиях самой современной школы при высоком уровне оплаты труда учителя, соответствующем положении его в обществе освоение всего вышеперечисленного культурно-нравственного многообразия каждым учителем невозможно. В свою очередь без передачи этого многообразия в виде парадигм и свободной информации нравственное становление представляется проблематичным. Это доказывает необходимость реализации нашей концепции о нравственно-культурном моделировании учебного процесса до уровня устойчивого культурного резонанса.

Основой межличностного взаимодействия является, по мнению многих исследователей, та особенность, что в нем эмпирически достоверно лишь присутствие самих взаимодействующих сторон (личностей, индивидов); что же касается предмета деятельности, то он уходит вглубь, скрываясь за поведенческим фасадом взаимодействия [8]. Следовательно, истинная граница воздействия на ученика, осознаваемая учителем, скрыта за его внешним поведением; именно исследование поведения поможет обосновать практически эту границу, ускорить резонансные проявления субъектов образования. Как отмечает Д.А. Леонтьев, различные исследователи стремятся снять противоречие общения и деятельности, предусматривая включенность процессов общения в процесс деятельности и процесс деятельности в процесс общения, или, признав принципиальную обратимость этих процессов (А.В. Петровский), включить деятельность в структуру человеческой активности. В этом случае отношение человека к предмету опосредовано его отношением к другому человеку и наоборот, отношение человека к другому человеку опосредовано его отношением к предмету. Бытие личности обнаруживает предметный и общественный смысл, поскольку реализуется через предметные условия, создаваемые другим человеком (другими людьми), и выступает условием бытия другого человека (других личностей, общества) [8].

Можно предположить, что существует внутренний регулирующий механизм, определяющий имманентный смысл поведения, зависимый от личностно-

го поведения. Следовательно, имманентный смысл, т.е. субъективно подразумеваемый смысл, воплощаясь в деятельности, позволяет судить о духовно-нравственном состоянии личности, т.к. определяет цель и ценность поведения. Необходимо разграничить деятельность и поведение, их смысловая ценность очень часто не совпадает, что выражается в рассогласовании чувств, устремлений, ожиданий и действий учителя с чувствами, стремлениями, ожиданиями и действиями учеников. Это приводит к замедлению восприятия учеником объектов культуры. Модерация же соответствующего взаимодействия в системе учитель - ученик снижает количество возникающих барьеров и улучшает уровень присвоения знаний, а также позволяет снизить имеющиеся рассогласования.

Следовательно, внутренний (имманентный) смысл, т.е. субъективно подразумеваемый, определяет сущность профессиональной деятельности учителя. Внутренний смысл переживаний и действий превращает поведение в действие с определенной ценностной наполненностью, т.к. связывается действующим индивидом с конкретным субъектным смыслом. Смысл же задается через соотнесение с ценностью, позволяющей артикулировать индивидуальные цели и норматиро-вать сами ценности. Постигаются ценности в процессе взаимодействия учителя с учеником в совместном образовательном, но обязательно модерируемом пространстве.

Результат совместной деятельности в модерируе-мой системе учитель - ученик можно характеризовать частотой возникновения явления культурного резонанса и рассматривать как взаимодействие субъектных значений и смыслов в совместном образовательном пространстве. В этом случае образование выступает как всеобщая культурно-историческая форма развития человека, а пространство предстает как показатель порождения мира, его образование, а не отражение [3].

Учитель в последние два десятилетия находится в новой социокультурной ситуации, значительно отличающейся от той, которая сложилась и существовала длительное время в нашем обществе. Культурологический подход к осмыслению процессов воспитания и обучения - это прежде всего мировоззрение педагога, методологическое осмысление им педагогических реалий и неразрывно связанное с этим его профессиональное развитие и сохранение соответствующего потенциала этого развития. «В перипетиях бытия XX века, - пишет В.С. Библер,- в онтологизации и всевозрастающей всеобщности смыслов культуры трудно и мучительно назревает особый тип сознания человека нашего времени. В интенциях и напряжениях этого нового типа сознания (сознания своего бытия, бытия мира, своего со-бытия с другими людьми и миром) формируется новый тип мышления, новая его устрем-

ленность, складывается Разум культуры» [1. С. 258]. Увидеть проблематику современного бытия и современного человека в контексте культуры означает прозреть, почувствовать проблему и пути становления, образования личности.

В школе латентным образом происходит «конструирование» смыслового пространства образовательной среды, а также объектов культуры, в основе которых находится система ценностных ориентаций и установок учителя, его личностные и индивидуальные смыслы, поэтому смысловое пространство ценностей и объектов культуры в совместном образовательном пространстве создается и задается главным образом учителем.

Как известно, человек существует в перспективе своего развития, т.е. своих возможностей (кем он может быть и должен стать). Следовательно, в сознании должен существовать образ как цель или как идеал развития. Так, с личностью учителя связан высокий уровень культуры поведения, нравственный идеал, которому в профессиональной деятельности должен соответствовать каждый учитель. Кроме того, в общественном сознании продолжает существовать устойчивая система социальных ожиданий по отношению к личности учителя, его уровню культуры, профессиональной деятельности, характеру взаимодействия с учениками. Образ учителя для многих продолжает оставаться образом носителя культурных, нравственных ценностей, эталоном для подражания, образцом социального поведения.

Этот идеальный образ лежит в основе профессиональной культуры взаимодействия между учителем и учеником, создает благоприятную ситуацию для явления культурного резонанса и является идеальным нравственным пределом возможностей учителя и ожиданий ученика. Символ давно стал идеалом культуры настолько всеобщим, что вошел в повседневное мышление субъекта о самом себе, стал элементом, через который субъект спонтанно, непосредственно вырабатывает представление о своих поступках вместе с совершением этих поступков [6].

В деятельности педагога-модератора должны быть следующие ориентиры:

- эффективность процесса взаимодействия в системе учитель - ученик по своевременному присвоению объектов культуры;

- создание единого смыслового пространства, являющегося основанием для явления культурного резонанса;

- сохранение целостности смыслового пространства объектов культуры, поддержание явления культурного резонанса, ценностей учителя и ребенка, которые проявляются в культурно-нравственном содержании профессиональной деятельности учителя.

Развитие профессионально-личностного смысла педагогической деятельности учителя и актуализа-

ция проблемы взаимодействия в системе учитель - странства, открывают новые возможности совершен-

ученик, приобретающие особый смысл в условиях ствования процесса разработки идей по созданию

модерируемого совместного образовательного про- ситуаций для явления культурного резонанса.

Литература

1. Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры. М., 1991.

2. Ильенков Э.В. Что же такое личность? // C чего начинается личность. М.: Изд-во политической литературы, 1984.

3. Клочко В.Е. Внутренние тенденции развития образования и онтопедагогика // Управление профессиональным развитием и изме-

нениями в системе повышения квалификации / Под ред. Г.Н. Прозументовой, А.О. Зоткина. Томск, 2002. C. 53-61.

4. Костюк Г.С. О взаимоотношении воспитания и развития // Советская педагогика. 1956. № 12.

5. Котляр В.Н. Методологические и научно-педагогические основы интенсификации воспитания и образования // Интенсификация

учебного процесса в вузе культуры. Барнаул, 1988.

6. Куляскина Л.Ю. Аксиология: место в системе знаний // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 2002. № 3. С. 90-97.

7. Левшин Л.А. О природе явления воспитания // Вопросы философии. 1968. № 6.

8. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд., испр. М.: Смысл, 2003.

9. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М., 2003.

10. Маркс К., Энгельс Ф. // Собр. соч. Т. 12.

11. Маслоу А. Мотивация и личность. Психология личности. Самара, 2002. Т. 1.

12. Педагогика: Учебное пособие для студентов пединститутов / Ю.К. Бабанский. М.: Педагогика, 1988.

13. Пелипенко А.А. Культура как пространство смыслов: структурно-морфологические аспекты: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М.,

1999. 40 с.

14. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1998.

15. Проблемы философии и культуры. М., 1984.

16. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности: К философским основам современной педагогики // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 101-107.

17. Слободчиков В.И. Проблема проектирования программ профессионального развития современного педагога // Управление профессиональным развитием и изменениями в системе повышения квалификации / Под ред. Г.Н. Прозументовой, А.О. Зоткина. Томск, 2002. С. 20-25.

18. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

MODERATION OF COMMON EDUCATIONAL FIELD UNDER INTERACTION IN THE SYSTEM OF TEACHER - STUDENT N.B. Trofimova (Voronezh)

Symmary. More precise definitions of semantic category of «interaction» are provided in the article. The notion of «culturally-moral moderation» is introduced. The conditions for effective interaction in reproduction and assignment of cultural objects are explored in detail. The matter serves as a basis for introduction of notion of «phenomenon of cultural resonance».

Key words: culture, object of culture, interaction, culturally-moral moderation, phenomenon of cultural resonance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.