Научная статья на тему 'МОДЕРАЦИЯ КАК СПОСОБ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

МОДЕРАЦИЯ КАК СПОСОБ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРАЦИЯ / МОДЕРАТОР / КЛАССИФИКАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ / СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН / ОНЛАЙН-СОВЕЩАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маслова В.М.

В статье рассматривается модерация, которая используется при организации и проведении различных мероприятий, включая: внутренние совещания и рабочие встречи; деловые встречи и переговоры; консультации для клиентов и партнеров, а также обучающие мероприятия. Определены основные факторы, определяющие необходимость привлечения модератора к проведению различных мероприятий. Представлен поэтапный порядок подготовки и проведения мероприятия, который охватывает все элементы от организации до принятия решений или рекомендаций. Выделены особенности проведения методом модерации образовательных и корпоративных онлайн-мероприятий. Подведены итоги исследования данного вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERATION AS A WAY TO EFFECTIVELY CONDUCT EVENTS: METHODICAL ASPECT

The article discusses moderation, which is used for organizing and conducting various events, including internal meetings and working meetings; business meetings and negotiations; consultations for clients and partners, as well as training events. The main factors determining the need to involve a moderator in various events are identified. A step-by-step procedure for preparing and conducting the event is presented, which covers all stages from the organization to making decisions or recommendations. The features of conducting educational and online events using the moderation method are highlighted. The results of the research on this issue are summarized.

Текст научной работы на тему «МОДЕРАЦИЯ КАК СПОСОБ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

МОДЕРАЦИЯ КАК СПОСОБ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ: МЕТОДИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ

Маслова В.М.

МАСЛОВА Валентина Михайловна - кандидат экономических наук, доцент, 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством, доцент Департамента психологии и развития человеческого капитала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация. E-mail: acdcn@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается модерация, которая используется при организации и проведении различных мероприятий, включая: внутренние совещания и рабочие встречи; деловые встречи и переговоры; консультации для клиентов и партнеров, а также обучающие мероприятия. Определены основные факторы, определяющие необходимость привлечения модератора к проведению различных мероприятий. Представлен поэтапный порядок подготовки и проведения мероприятия, который охватывает все элементы от организации до принятия решений или рекомендаций. Выделены особенности проведения методом мо-дерации образовательных и корпоративных онлайн-мероприятий. Подведены итоги исследования данного вопроса.

Ключевые слова: модерация, модератор, классификация мероприятий, сценарный план, онлайн-совещание.

Для цитирования: Маслова В.М. Модерация как способ эффективного проведения мероприятий: методические аспекты // Экономические системы. 2020. Том 13. № 4 (51). С. 85-90. DOI 10.29030/2309-2076-2020-13-4-85-90.

Современная трактовка понятия модерации - это технология организации и проведения интерактивного общения, способствующая систематизированному и целенаправленному общению участников. Модерация - это способ оптимизации эффективности работы группы, определенного коллектива, который нацелен на принятие обновленных решений и выполнение задач. Модерацией также является способ системного, структурированного ведения совещания, семинара или другого мероприятия с использованием совокупности техник и методов для эффективного проведения и подведения итогов встречи.

В переводе с латинского модерация - приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 1960-1970-е гг. в Германии. С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе преподаватели, активно развивали и применяли модерацию на практике, совершенствуя данную технологию [1. С. 23].

Модератором называют человека, ведущего определенное мероприятие (круглый стол, рабочую группу, совещание, собрание и др.). Необходимость наличия при организации и проведении мероприятия модератора объясняется:

- личностными факторами: амбициями, высокой или низкой самооценкой, перфекционизмом и др.;

- социально-психологическими факторами: критикой, соперничеством, неприятием точки зрения оппонента, разными взглядами на один и тот же вопрос;

- организационными факторами: при организации группы не учитываются цели, задачи, регламент, приемы внутренней организации.

Модератор - это специалист, который может быть экспертом по данному вопросу, а не только организатором и ведущим этого процесса. Главная задача модератора - организовать работу группы людей по достижению результата, используя их опыт, знания и умения. Главная его цель - не обучение, не собственные советы и рекомендации по решению проблемы, а организация выявления и раскрытия потенциала группы и использование их возможностей.

Под мероприятием будем рассматривать спланированные и определенные по теме, месту и времени действия модератора (организатора), проводимые для участников в их интересах. Примерную классификацию мероприятий можно представить следующим образом:

• внутренние совещания и рабочие встречи;

• деловые встречи и переговоры, в том числе онлайн-встречи (онлайн-конференции);

• консультации для клиентов и партнеров;

• дебаты, панельные дискуссии;

• обучающие: семинар, круглый стол, тренинг, групповая дискуссия и др.

В сфере образовательного процесса модерация наиболее активно применяется во время проведения семинарского занятия. Семинар - это форма практических занятий, при которой студенты обсуждают сообщения, доклады и рефераты, проводят деловые игры и др. Для более эффективного проведения семинара следует использовать специальные и активные методы и технологии модерации, позволяющие преподавателю получить синергетический образовательный эффект, т. е. положительный эффект от объединения усилий всех участников группы. Модератор-преподаватель по правилам модерации должен контролировать участие каждого студента группы и давать возможность менее активным участникам работать наравне со всеми. Наблюдать за коммуникационным процессом, чтобы обмен информацией проходил между всеми участниками семинара. При необходимости обеспечить визуализацию необходимого для обсуждения материала, поскольку зрительная память обеспечивает повышенную запоминаемость знаний [1. С. 24].

Метод модерации при проведении деловых совещаний в организациях различных сфер и форм деятельности обеспечивает:

• нейтрализацию или снижение эмоционального напряжения при обсуждении наиболее важных проблем;

• оперативность в выработке вариантов решений и достижения согласия относительно выбора оптимального из них;

• логичное завершение обсуждения проблемы составлением плана конкретных действий;

• возможность всем участникам внести свой вклад в выработку решения и получить персональную ответственность за реализацию принятых решений.

В современное время многие бизнес-процессы все больше перемещаются в интернет-пространство. Для проведения деловой встречи необходимо присутствие многих участников, находящихся на разных территориях и в разных регионах. Благодаря современным технологиям возможны онлайн-совещания, онлайн-конференции, во время которых участники могут обсуждать текущие задачи, обмениваться идеями относительно имеющихся проблем, а также принимать решения. Такой формат встреч позволяет экономить время и средства участников мероприятия и их компаний.

Модератор составляет сценарный план подготовки и проведения мероприятия, который охватывает все этапы - от организации до принятия решений или рекомендаций (табл. 1).

Таблица 1

Этапы организации и проведения мероприятия

Наименование этапа Содержание

Подготовительный - Определить свою роль в конкретном мероприятии; - определить сроки (дату и время) его проведения; - подобрать техники модерации; - изучить материал по теме мероприятия; - подготовить информационные подводки и вопросы для дискуссии; - познакомиться и пообщаться с участниками в целях получения информации для представления их на мероприятии, информировать их о порядке ведения и регламенте работы; - ознакомиться с материалами участников: презентациями, тезисами выступления (если это предусмотрено по сценарию мероприятия); - заранее попросить участников обсуждения обойтись без таких ответов, как «это зависит от многих вещей» и др. Публика пришла на дискуссию, чтобы услышать конкретные ответы, а не пространные рассуждения. Если избежать этого не удается, попросить участника привести какой-нибудь пример

Рабочий(проведение мероприятия) - Приветствовать аудиторию и представиться самому; - назвать тему мероприятия, его задачи и регламент; - заранее показать публике, как работает та или иная техника, которая, возможно, им понадобится в ходе обсуждения; - представить участников мероприятия. Сделать это лучше самому модератору, так как зачастую люди начинают рассказывать о себе много информации и время на выступления и дискуссию теряется. Не стоит зачитывать все ступени их карьерной лестницы или резюме. Заранее убедитесь, что верно произносите имя участника и название его компании;

Окончание табл. 1

Наименование этапа Содержание

- передавать слово каждому участнику; - следить за выступлениями участников с точки зрения рекламного посыла; - после всех выступлений задать вопрос для дискуссии. Вначале более простые, затем более сложные и провокационные вопросы; - воздерживаться от высказываний собственного мнения, а также не оценивать высказывание и поведение участников (кроме обучающих мероприятий); - активизировать участников вопросами, подчеркивая их разные точки зрения; - приветствовать разногласия и дискуссию; - корректно, но твердо руководить регламентом; - главное - поддерживать дискуссию в продуктивном и позитивном ключе; - за время, что длится мероприятие, необходимо выделить 15 мин на то, чтобы свои вопросы задала аудитория (в случае если она присутствует при проведении мероприятия). Если дать больше времени, вопросы могут быстро иссякнуть. Чуть меньше - и публика останется с недостаточно интерактивным ощущением

Заключительный (подведение итогов) - Организовать обсуждение и принятие окончательного варианта решений; - четко изложить результаты мероприятия (решения, рекомендации и др.); - в конце мероприятия следует поблагодарить его участников и организаторов

Результат проведения мероприятия с участием модератора - наиболее полное вовлечение всех участников в рабочий процесс и разработка (решений, рекомендаций) плана действий по обсуждаемой проблеме.

Часто многие компании совмещают форматы - бизнес-мероприятие и развлекательную программу — в рамках одного дня. Иногда это происходит с выездом в санатории, отели или за рубеж. Как правило, утром и днем проходит деловая часть мероприятия, а вечером - развлекательная программа. Модератор тогда совмещает два формата работы - деловой (более официальный) с менее формальным.

Таким образом, использование метода модерации в практической сфере позволяет избежать ситуации, когда обсуждение тянется неделю, а результата нет. Модерация позволяет буквально за несколько часов выходить на решение вопросов, которые до этого не решались месяцами. Практика показала, что не нужно устанавливать авторства идей, так как лучшие идеи - это продукт коллективного творчества. Модерация, как и любая технология, требует серьезного изучения, подготовки и большой практики.

Модератор - это не просто председатель мероприятия, собрания. Он действует по определенной методике и должен обладать соответствующими навыками. Но руководителю компании не обязательно владеть технологией модерации в совершенстве. Для проведения по-настоящему сложных мероприятий, например стратегической сессии, разумнее пригласить профессионального модератора.

Добиваться большей продуктивности заседаний, конференций, семинаров и т. п., грамотно осуществлять подготовку, проводить и заканчивать их, превращать пассивных слушателей в активных участников, закреплять достигнутые результаты - это и многое другое позволяют сделать техники и инструменты модерации.

Перечислим условия проведения эффективной модерации в различных сферах деятельности:

• выбор корректного метода с учетом соответствующего численного составу участников;

• профессионализм модератора: владение техникой модерации;

• мотивированность группы: желание участников группы взаимодействовать и искать лучшие решения коллективных задач;

• правильное использование инструментов: технически грамотное применение инструментов передачи информации и взаимодействия (визуализации, презентации, обратной связи);

• удобство места проведения мероприятия: достаточно полезная площадь, дающая возможность полноценного обзора и свободного перемещения в пространстве.

Пандемия коронавируса кардинально изменила нашу жизнь и породила новые социальные практики. Именно сейчас, во время всеобщей социальной изоляции, коммуникации важны как никогда. В кризисных ситуациях корпоративные коммуникации в компании становятся одним из приоритетов бизнеса. Необдуманные высказывания, отсутствие точной информации могут привести к демо-тивации (и даже панике) и, как результат, разрушить репутацию компании и сам бизнес. Чтобы вовремя донести информацию и защитить сотрудников компании от коронавируса, руководителям бизнеса, IT- и HR-специалистам, сотрудникам отделов корпоративных коммуникаций необходимо наладить четкую работу каналов внутренних коммуникаций и проводить различные мероприятия по информированию персонала и дальнейшему развитию бизнеса в онлайн-режиме.

Источники

1. Боровикова Н.В. Модерация - конструктор изменений для вашего бизнеса. СПб.: Издательство БХВ-Петербург, 2017.

2. Маслова В.М. Роль модератора в проведении образовательного процесса // Мировая экономика: проблемы безопасности. 2019. № 3. С. 23-26.

3. Эдмюллер А., Вильгельм Т. Модерация: искусство проведения заседаний, конференций, семинаров: Пер. с нем. М.: Омега-Л, 2007.

4. Модерация в тренингах и проектных группах. URL: http://trenerskaya.ru/article/view/ moderaciya-v-treningah-i-proektnyh-gruppah (дата обращения: 15.10.2020).

5. Раимбекова У.К. Модерация - современная образовательная технология интерактивного обучения // Молодой ученый. 2016. № 26 (130). С. 31-34. URL https://moluch.ru/ archive/130/36286 (дата обращения: 15.10.2020).

MODERATION AS A WAY TO EFFECTIVELY CONDUCT EVENTS: METHODICAL ASPECT

Maslova V.M.

MASLOVA Valentina Mikhailovna - Ph.D. in economic sciences, associate professor, 08.00.05 -economy and management of the national economy, associate professor of the Department of psychology and human capital development at the Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: acdcn@yandex.ru

Abstract. The article discusses moderation, which is used for organizing and conducting various events, including internal meetings and working meetings; business meetings and negotiations; consultations for clients and partners, as well as training events. The main factors determining the need to involve a moderator in various events are identified. A step-by-step procedure for preparing and conducting the event is presented, which covers all stages from the organization to making decisions or recommendations. The features of conducting educational and online events using the moderation method are highlighted. The results of the research on this issue are summarized.

Keywords: moderation, moderator, event classification, scenario plan, online meeting.

For citation: Maslova V.M. Moderation as a way to effectively conduct events: methodological aspects. Economic Systems. 2020. Vol. 13. No. 4 (51). P. 85-90. DOI 10.29030/2309-2076-202013-4-85-90.

References

1. Borovikova N.V. Moderation-change constructor for your business. SPb.: BHV publishing house-Petersburg, 2017.

2. Maslova V.M. The role of the moderator in the educational process. World economy: security problems. 2019. No. 3. P. 23-26.

3. Edmuller A., Wilhelm T. Moderation: the art of holding meetings, conferences, seminars: Per. with German. M.: Omega-L, 2007.

4. Moderation in training and project groups. URL: http://trenerskaya.ru/article/view/moderaciya-v-treningah-i-proektnyh-gruppah (accessed: 15.10.2020).

5. Raimbekova U.K. Moderation - modern educational technology of interactive learning. Young scientist. 2016. No. 26 (130). P. 31-34. URL https://moluch.ru/archive/130/36286 (accessed: 15.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.