Научная статья на тему 'Модельный подход в исследовании влияния технико-тактической подготовленности на результат спортсмена на классических дисциплинах спортивной радиопеленгации'

Модельный подход в исследовании влияния технико-тактической подготовленности на результат спортсмена на классических дисциплинах спортивной радиопеленгации Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ РАДИОПЕЛЕНГАЦИЯ / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / РЕЗУЛЬТАТ / ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / AMATEUR RADIO DIRECTION FINDING / TECHNICAL AND TACTICAL SKILLS / RESULT

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Зеленский Константин Григорьевич, Абрамов Алексей Валерьевич

Целью проведенного исследования являлось установление зависимости времени прохождения классической дистанции в спортивной радиопеленгации от скорости бега спортсмена при различных уровнях владения техническими и тактическими навыками и приемами оперативной радиопеленгации. В качестве инструмента исследования была использована специально разработанная имитационная модель спортсмена. В процессе исследования выявлена нелинейная зависимость спортивного результата (времени прохождения) от скорости бега и уровня технико-тактической подготовленности спортсмена. В результате модельных экспериментов определены факторы, лимитирующие достижение высокого результата спортсмена. Разработанные модели поведения спортсмена на дистанции позволяют оптимизировать процесс управления многолетней подготовкой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Зеленский Константин Григорьевич, Абрамов Алексей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Examining influence of technical and tactical skills on result in classic amateur radio direction finding competitions with imitation modeling

The goal of investigation was influence of the technical and tactical skills on dependence between speed of run and result-time in amateur radio direction finding competitions. The method of investigation was imitation modeling. It was shown that dependence between speed and time was not linear. The factors, which limited high result in competitions, have been found out. Developed models of sportsman behavior provide the possibility to build up the optimizing management for long time training.

Текст научной работы на тему «Модельный подход в исследовании влияния технико-тактической подготовленности на результат спортсмена на классических дисциплинах спортивной радиопеленгации»

УДК 796.015

МОДЕЛЬНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ВЛИЯНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ НА РЕЗУЛЬТАТ СПОРТСМЕНА НА КЛАССИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНАХ СПОРТИВНОЙ РАДИОПЕЛЕНГАЦИИ

Константин Григорьевич Зеленский, кандидат педагогических наук, заслуженный

тренер России, заслуженный мастер спорта, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь; Алексей Валерьевич Абрамов, детско-молодежный спортивно-технический клуб «Контур», г. Самара

Аннотация

Целью проведенного исследования являлось установление зависимости времени прохождения классической дистанции в спортивной радиопеленгации от скорости бега спортсмена при различных уровнях владения техническими и тактическими навыками и приемами оперативной радиопеленгации. В качестве инструмента исследования была использована специально разработанная имитационная модель спортсмена. В процессе исследования выявлена нелинейная зависимость спортивного результата (времени прохождения) от скорости бега и уровня технико-тактической подготовленности спортсмена. В результате модельных экспериментов определены факторы, лимитирующие достижение высокого результата спортсмена. Разработанные модели поведения спортсмена на дистанции позволяют оптимизировать процесс управления многолетней подготовкой

Ключевые слова: спортивная радиопеленгация, технико-тактические навыки, результат, имитационная модель.

EXAMINING INFLUENCE OF TECHNICAL AND TACTICAL SKILLS ON RESULT IN CLASSIC AMATEUR RADIO DIRECTION FINDING COMPETITIONS WITH

IMITATION MODELING

Konstantin Grigoryevich Zelensky, the candidate of pedagogical sciences, Honored Coach of Russia, Honored Master of Sports, North-Caucasian Federal University, Stavropol; Alexey Va-lerievich. Abramov, Children and Youth Sports and Technical Club "Kontur", Samara

Annotation

The goal of investigation was influence of the technical and tactical skills on dependence between speed of run and result-time in amateur radio direction finding competitions. The method of investigation was imitation modeling. It was shown that dependence between speed and time was not linear. The factors, which limited high result in competitions, have been found out. Developed models of sportsman behavior provide the possibility to build up the optimizing management for long time training.

Keywords: amateur radio direction finding, technical and tactical skills, result.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время большое внимание уделяется изучению техники и тактики спортивной радиопеленгации. Результаты исследований свидетельствуют о том, что техническая и тактическая подготовленность спортсменов играет большую роль в достижении высокого спортивного результата в спортивной радиопеленгации, а технико-тактическая подготовка занимает центральное место в системе спортивной тренировки, в том числе и в многолетней подготовке [1, 2, 4, 5, 7, 8, 10] . В то же время следует отметить, что работ, посвященных изучению влияния отдельных показателей технико-тактической подготовленности на спортивный результат, в том числе на время преодоления соревновательной дистанции практически нет. Исходя из этого, определение факторов и технических показателей, а также их вклад в достижение успеха при прохождении дистанции в спортивной радиопеленгации является актуальной задачей. Мы предположили, что модельный подход в исследовании прохождения классических дистанций в спортивной радиопеленгации позволит выявить факторы и технические

показатели, которые в большей степени влияют на спортивный результат, что в свою очередь позволит более эффективно управлять учебно-тренировочным процессом на протяжении всей многолетней подготовки.

Характерной особенностью соревновательной деятельности в спортивной радиопеленгации является то, что радиопередатчики, установленные на дистанции, работают циклично. Радиопередатчики на классических дистанциях, как на международных, так и на всероссийских соревнованиях в основном работают поочередно в пятиминутном режиме: 1 мин - работает, 4 мин - «молчит». Этот фактор является одним из ключевых, который задает основные требования к уровню технико-тактической и физической подготовленности спортсмена.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью настоящего исследования является анализ зависимости времени прохождения классической дистанции (результат спортсмена) от скорости бега при заданных уровнях (показателях) технико-тактической подготовленности спортсмена.

Для проведения исследования была разработана компьютерная имитационная модель поведения спортсмена на классической соревновательной дистанции в зависимости от показателей его физической и технико-тактической подготовленности, а также параметров дистанции.

Модель поведения спортсмена описывается следующими параметрами.

Параметры, относящиеся к уровню физической подготовленности.

1. Скорость передвижения спортсмена (м с-1) - средняя скорость движения спортсмена на перегонах между радиопередатчиками (РП).

2. Коэффициент ускорения - степень увеличения скорости передвижения, на которую способен спортсмен при ближнем радиопоиске во время сеанса работы радиопередатчика.

Параметры, относящиеся к уровню технической и тактической подготовленности (владение техникой и тактикой оперативной радиопеленгации, ориентирования на местности).

1. Коэффициент кривизны траектории спортсмена при ближнем радиопоиске во время сеанса работы РП - отношение длины прямой соединяющей точку начала поиска с точкой месторасположения РП (хорды) к длине соответствующей криволинейной дуги.

2. Угол отклонения (градус) - математическое ожидание угла отклонения спортсмена от правильного направления на РП при движении в паузу по пеленгу.

3. Умения и способности определять направление на РП, измерять и наносить пеленги на карту, определять месторасположения РП.

4. Умение ориентироваться на местности.

5. Умение определять (оценивать) расстояние до радиопередатчика по уровню сигнала и темпу его приращения при движении в сторону радиопередатчика.

При вводе в имитационную модель показателей технической и тактической подготовленности нами было принято то, что высококвалифицированный спортсмен уровня мастера спорта владеет всеми описанными умениями в совершенстве (на уровне навыков), спортсмен первого - второго разряда может допускать значительные отклонения от правильного направления на РП при движении в паузу, а спортсмен юношеского разряда помимо отклонения от правильного движения на РП в паузу не умеет с достаточной точностью определять расстояние до РП. Естественно, что такое деление носит достаточно условный характер.

Параметры дистанции, вносимые в имитационную модель:

1. Длина дистанции.

2. Видимость РП - расстояние, с которого можно заметить РП в паузу между сеансами его работы.

3. Проходимость местности - степень замедления скорости при движении по лесу. Для данного модельного эксперимента нами была принята проходимость одинаковой на всех участках дистанции и хорошо пробегаемой. Описание модели.

Одна из ключевых задач решаемая спортсменом, в процессе прохождения дистанции - обнаружение радиопередатчика в ближней зоне [2]. Под ближней зоной нами принято расстояние, с которого спортсмен способен обнаружить РП за время сеанса его работы, либо в паузу, до начала следующего сеанса. Потери времени в ближнем радиопоиске определяются точностью выхода в ближнюю зону и расстоянием, с которого данный спортсмен на данной местности способен обнаружить передатчик, т.е. радиусом ближней зоны. Необходимым и достаточным условием обнаружения радиопередатчика является ситуация, когда спортсмен находится на расстоянии от РП, которое не превышает некоторого расстояния, с которого обнаружение РП возможно (Коб):

R < Roe, (1)

где, R - расстояние от точки выхода до РП, Ro6 - расстояние гарантированного обнаружения

Расстояние обнаружения (R^) в свою очередь складывается из расстояния, пробегаемого спортсменом во время сеанса работы радиопередатчика (R^ и расстояния, с которого спортсмен способен обнаружить РП при точном движении в паузу (R„):

Rc6_Rс + Rn (2)

Расстояние, с которого возможно обнаружение радиопередатчика во время его работы зависит от скорости перемещения спортсмена на местности во время сеанса (Усеанс ) и кривизны траектории его движения (Ккр):

Rс _ 60 • Ксеанс • Кр (3)

Коэффициент кривизны определяется, как отношение длины хорды криволинейной дуги к длине ее самой:

Ккр = ± (4)

где, l - длина дуги, h - длина хорды

Скорость движения спортсмена во время сеанса (Кеанс) определяется его уровнем физической подготовленности, техники перемещения на местности, а также проходимостью местности (Кпр). Для рассматриваемой модели нами взята усредненная скорость, которую спортсмен способен удержать не менее минуты при движении по местности с хорошей проходимостью (Уус). В целом, скорость движения спортсмена во время сеанса работы радиопередатчика может быть представлена в виде формулы:

Ксеанс Кус • Кпр (5)

где, Уус - усредненная скорость, Кпр - коэффициент проходимости Расстояние, с которого возможно обнаружение РП в паузу между сеансами его работы определялось видимостью РП (контрольного пункта, обозначающего РП на местности), а также величиной угла отклонения от истинного направления на РП. Используя теорему о сумме углов треугольника и теорему синусов, получена зависимость расстояния обнаружения в паузу от угла отклонения от истинного пеленга и радиуса видимости РП:

_ sinH^g (6)

Rn Deuó • ! " sin Д^

где, Rn - расстояние обнаружения РП в паузу, Deud - видимость РП, Аф - угол отклонения (градус)

Движение спортсмена на дистанции описывается следующими уравнениями. Во время сеанса работы РП:

Х=Х0 + Ккр • Кпр'Уус •t (7)

где, x - координата спортсмена, x0- начальная координата, t - интервал времени

В паузу:

х=хо+ Кпр'У^ (8)

где, V- средняя скорость движения по дистанции

Средняя скорость движения на перегонах и усредненная скорость движения во время сеанса связаны через коэффициент ускорения:

Vус = Vср.дист* Куск (9)

где, Куск - коэффициент ускорения

Критерием обнаружения спортсменом РП является достижение его местоположения, то есть:

х=Хрп± О вид (10)

где, хрп - координата РП

Критерий обнаружения спортсменом РП в паузу определяется из формул (6) и (8):

180-Дф

Knp*Vср.дист • t < Dud

srn--^ (11)

^пр * ср.дист Jseud

sinA^

Поведение спортсмена определяется качественными параметрами технической и тактической подготовленности спортсмена (3) - (5) и задает скорость его движения в различные моменты времени в зависимости от получаемой им информации.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На основе описанных зависимостей была построена упрощенная имитационная модель движения спортсмена на соревновательной дистанции в спортивной радиопеленгации. В результате исследования получены оценки времени техническо-тактических потерь для спортсменов различного уровня технико-тактической и физической подготовленности.

Модель реализована в виде компьютерной программы на языке программирования

Pascal.

Общие значения параметров моделирования:

- дистанция в заданном направлении длиною 8 км, с равными перегонами между

РП;

- количество обнаруживаемых РП - 5

- средняя скорость движения на перегонах между РП (Уср.дыст) от 1 до 5 м с-1;

- скорость движения спортсмена в течение минуты во время сеанса работы радиопередатчика (Vсеанс);

- коэффициент ускорения (Куск) - 1,325;

- видимость РП (Deud) - 15 метров;

- коэффициент кривизны траектории (Ккр);

- коэффициент проходимости (Кр) - 1,0

Показатель усредненной скорости (Vсеанс) движения спортсмена и коэффициент ускорения (Куск) в течение минуты во время сеанса работы радиопередатчика был определен на основе данных полученных в результате проведенных исследований К.Г. Зеленским [3, 5 - 9].

С помощью модели получена зависимость результата спортсмена при различной скорости передвижения в интервале от 1 до 5 мс-1.

Результаты, полученные в процессе моделирования, показаны на рисунке 1.

Рассмотрим зависимость результата в спортивной радиопеленгации от скорости для мастера спорта (условно примем его за «идеального спортсмена»), при показателях технико-тактической подготовленности: Ккр. - 1,0; Аф - 0 градусов; ошибка определения расстояния до РП (Оор) - 100 м. На рисунке видно, что при некотором «пороговом» уровне скорости происходит скачкообразное изменение результата. В то же время, несмотря на явную нелинейность графика, результат времени спортсмена, показанного при прохождении дистанции, монотонно улучшается с повышением средней скорости

передвижения между перегонами ^ср.дист).

1 2 3 4 5

Средняя скорость передвижения на перегонах (V ср.дист), мс-1

МС ---1 р ......2 юн — • -начинающие

Рисунок 1 - График зависимости времени прохождения классической дистанции (длина 8 км, кол-во РП - 5) от скорости бега (VсР.ит.) при заданных показателях технико-тактической подготовленности спортсмена (Ккр. - коэффициент кривизны траектории, Аф - угол отклонения (градус), способность определения расстояния

до РП (Оор))

Анализ прохождения дистанции спортсменом 1 разряда показывает, что спортсмены обладают более слабым (относительно «идеального спортсмена» (МС)) уровнем технико-тактической подготовленности, что выражается в более «грубом» движении в паузу - с углом отклонения (Аф) до 25 градусов. При этом коэффициент кривизны (Ккр. - 1,0) и ошибка определения расстояния до РП (Оор - 100 м) не отличаются от «идеального спортсмена». Как мы видим, результат времени, показанного спортсменом при прохождении дистанции также монотонно улучшается с повышением средней скорости передвижения между перегонами (Vср.дист), хотя результат ощутимо хуже чем у «идеального спортсмена» (МС).

Рассмотрим ситуацию, когда спортсмен (условно уровень 2-го юношеского разряда) не владеет навыком определения расстояния до РП, ошибка (Оор) составляет 300 - 400 м, с углом отклонения при движении в паузу (Аф) 25 градусов и при коэффициенте кривизны траектории (Ккр.) от 1,0 до 1,2 (рисунок 1). На рисунке видно, что у спортсменов данного уровня подготовленности нарушается монотонность зависимости. В некоторых случаях увеличение скорости бега ведет к ухудшению результата. Природа этого явления в возможных проскоках РП при движении в паузу, когда спортсмен не успевает возвратиться в ближнюю зону в течение очередного сеанса работы РП. В этом случае РП может быть обнаружен в следующий сеанс, что в рассматриваемых спортивных дисциплинах соответствует 5 минутам потерь времени.

Теперь подвергнем анализу прохождение дистанции начинающими спортсменами (стаж занятий спортивной радиопеленгацией не более 6 - 8 месяцев), чьи специальные умения ограничены способностью определять направление на радиопередатчик, не владеющие навыком определения расстояния до РП с приемлемой точностью, коэффициенте кривизны траектории (Ккр.) от 1,2 до 1,5, с углом отклонения при движении в паузу (Аф) 25 градусов. Умения ориентироваться на местности отсутствуют.

Как мы видим, определение направления на радиопередатчик и движение в паузу с ошибкой, не превышающей 25 градусов, оказываются явно недостаточными, чтобы

закончить дистанцию (рисунок 1). На рисунке мы видим, что лишь при движении с очень низкой скоростью 1 м-с-1 (для сравнения, скорость пешехода составляет порядка 1,4 м-с-1), у новичка есть реальный шанс преодолеть дистанцию за контрольное время (до 150 минут). Увеличение скорости ведет к бесконечному недобеганию-перебеганию радиопередатчика. Так происходит потому, что, пройдя мимо РП спортсмен разворачивается, и не успев обнаружить РП во время сеанса снова и снова проходит в паузу мимо.

ВЫВОДЫ

Возможности исследования соревновательной деятельности в спортивной радиопеленгации с помощью предложенной нами модели безграничны. В данном случае мы рассматривали достаточно упрощенную модель. В то же время анализ проведенного исследования показал, что недостаточное владение навыками и приемами техники и тактики оперативной радиопеленгации, в частности неумение с приемлемой точностью определять расстояния до радиопередатчика, выдерживать точное направление при движении в паузу и др. существенно ухудшают результат спортсмена. Отсутствие специальных технико-тактических умений приводит к невозможности преодоления дистанции за адекватное время.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследования показали, что в спортивной радиопеленгации, при факторе цикличности работы радиопередатчиков с повышением скорости бега изменение времени прохождения дистанции происходит скачкообразно, и зависит, прежде всего, от уровня владения технико-тактическими навыками оперативной радиопеленгации.

Полученные в процессе исследования данные позволяют определить приоритетные направления технико-тактической подготовки для каждого этапа многолетней тренировки, которые должны являться составной частью модельных характеристик, что в свою очередь позволит более эффективно управлять многолетним тренировочным процессом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамов, А.В. Спортивная радиопеленгация в учреждениях дополнительного образования / А.В. Абрамов. - Самара : Информационно-издательская служба СДДЮТ, 1999. - 32 с.

2. Зеленский, К.Г. Роль и значение технико-тактической подготовки в спортивной радиопеленгации / К.Г Зеленский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 2 (24). - С. 21-22.

3. Зеленский, К.Г. Структура соревновательной деятельности при прохождении классической дистанции в спортивной радиопеленгации / К. Г. Зеленский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7 (113). - С. 73-77.

4. Зеленский, К.Г. Характеристика техники соревновательных действий в спортивной радиопеленгации / К.Г Зеленский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 84-90.

5. Зеленский, К.Г. Методика технико-тактической подготовки квалифицированных спортсменов в спортивной радиопеленгации : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Зеленский К.Г. -Санкт-Петербург, 2007. - 182 с.

6. Зеленский, К.Г Параметры соревновательных и тренировочных нагрузок технико-тактической направленности юношей на этапе начальной спортивной специализации в спортивной радиопеленгации / К.Г Зеленский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 8 (78). - С. 78-84.

7. Зеленский, К.Г. Тренировочный процесс в спортивной радиопеленгации : монография / К.Г Зеленский. - Ставрополь : Изд-во ИП «А. Смехнов», 2014. - 282 с.

8. Зеленский, К.Г. Определение влияния уровня технико-тактической подготовленности на спортивный результат у юношей и юниоров в спортивной радиопеленгации / К.Г. Зеленский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6 (136). - С. 61-64.

9. Зеленский, К.Г. Соревновательная деятельность в спортивной радиопеленгации : монография / К.Г. Зеленский ; Северо-Кавказский федеральный ун-т. - Ставрополь : [б.и.], 2018. -199 с.

10. Шубин, Е.Г. Система организации занятий и планирование круглогодичной подготовки в спортивной радиопеленгации : учебное пособие / Е.Г. Шубин ; С.-Петерб. гос. ун-т авиационного приборостроения. - СПб. : [б.и.], 2008. - 72 с.

REFERENCES

1. Abramov, A.V. (1999), Sports radio orienteering in institutions of additional education, Samara.

2. Zelenskiy, K.G. (2007), "Role and importance of technical and tactical training in sports radio direction finding", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 2 (24), pp.21-22.

3. Zelensky K.G. (2014), "Structure of competitive activity in the passage of the classical distance in radio direction finding sports", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 7 (113), pp. 73-77.

4. Zelensky K.G. (2015), "Characterization of competitive actions techniques in sports radio direction finding", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 7 (125), pp. 84-90.

5. Zelenskiy, K.G. (2007), Methods of technical and tactical training of elite athletes in sports radio direction finding, dissertation, St. Petersburg.

6. Zelenskiy, K.G. (2011), "Settings of competition and training loads of technical and tactical orientation of young men at the stage of initial sports specialization in sports radio direction finding", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No 8 (78), pp. 78-84.

7. Zelenskiy, K.G. (2014), The training process in sports radio direction finding, Stavropol.

8. Zelenskiy, K.G. (2016), "Determination of the influence of technical and tactical training on the athletic performance of young men and juniors in sports radio direction finding", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No 6 (136), pp. 61-64.

9. Zelenskiy, K.G. (2018), Competitive activity in sports radio direction finding, Stavropol.

10. Shubin, E.G. (2008), The system of organization of classes and planning of year-round training in sports radio direction finding, manual, St. Petersburg.

Контактная информация: ardf_zelenskii@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.04.2019

УДК 799.31

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СТРЕЛКОВ ИЗ ВИНТОВКИ ПО ДВИЖУЩЕЙСЯ

МИШЕНИ

Оксана Юрьевна Иляхина, соискатель, Белгородский юридический институт имени И.Д. Путилина, Белгород; Александр Андреевич Моха, кандидат педагогических наук, Али Княз оглы Намазов, кандидат физико-математических наук, Владимир Владимирович Евсеев, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для улучшения подготовки стрелков из винтовки по движущейся мишени. Результаты исследования свидетельствуют, что основными психолого-педагогическими условиями, необходимыми для улучшения подготовки стрелков из винтовки по движущейся мишени являются: создание соревновательной обстановки во время тренировочных занятий по стрельбе, а также применение разнообразных методических приемов, повышающих концентрацию внимания спортсменов во время стрельбы. Важными условиями являются: использование индивидуального подхода к организации тренировочного процесса стрелков из винтовки по движущейся мишени, а также применение педагогических средств воздействия на стрелков для повышения интереса к тренировочному процессу. Исследования показали, что менее значимыми условиями являются: разработка объективных критериев оценки уровня готовности стрелков, к соревновательной деятельности, а также оценка и учет индивидуальных возможностей стрелков в ходе тренировочного процесса.

Ключевые слова: стрелки из винтовки по движущейся мишени, навыки меткой стрельбы, психолого-педагогические условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.