Научная статья на тему 'МОДЕЛЬНЫЕ РАСЧЕТЫ МАСШТАБОВ ДОМАШНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИМЕР ЯРОСЛАВСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XVIII - НАЧАЛЕ XX В.'

МОДЕЛЬНЫЕ РАСЧЕТЫ МАСШТАБОВ ДОМАШНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИМЕР ЯРОСЛАВСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XVIII - НАЧАЛЕ XX В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
42
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАНТИТАТИВНАЯ ИСТОРИЯ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ДЛИННЫЕ РЯДЫ ДАННЫХ / ИНОСТРАННЫЕ РАБОТНИКИ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Диденко Дмитрий Валерьевич

В настоящем исследовании посредством методов математического моделирования реконструируется динамика сегмента домашнего образования в стоимостном выражении на материале одной из губерний Центральной России. В качестве источниковой базы привлекаются свидетельства, содержащиеся, в первую очередь, в опубликованной мемуаристике, эпистолярном наследии, произведениях художественной литературы, а также в отечественной историографии. Результаты получены с помощью модельных расчетов, включающих интер-, ретро- и экстраполяции количественных свидетельств указанных источников. Основными результатами исследования являются методика реконструкции ежегодного объема выпуска сегмента услуг домашнего образования региональной экономики и соответствующие длинные ряды ежегодных данных по Ярославской губернии. Они свидетельствуют в пользу гипотезы, что домашний сегмент был сравним по масштабам с организованными формами образования и даже мог превышать их в начале изучаемого периода. Разработанные методы могут непосредственно использоваться для аналогичных реконструкций на материале других регионов Центральной России и, с рядом поправок в отношении значений параметров модели, применены к материалу регионов Сибири, Дальнего Востока и национальных окраин России. Связанной перспективой использования полученных длинных рядов данных является учет неформального сектора образовательных услуг в составе валового регионального продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL CALCULATIONS OF HOME EDUCATION SCALE: THE CASE OF YAROSLAVL PROVINCE IN THE LATE 18TH - EARLY 20TH CENTURY

In this article the author reconstructs the dynamics of home education sector in monetary value terms as the case study of a province in Central Russia, with application of mathematical modelling methods. As the source base, the author employs evidence primarily from published memoirs, epistolary heritage, fiction, as well as from previous research literature. The findings are obtained by means of calculations including inter-, retro-, and extrapolations of the quantitative evidence from the sources. The principal findings are the set of methods for reconstruction of annual output in the home education services segment of a regional economy and the respective long time series for Yaroslavl Province. They support the hypothesis that the home segment was comparable in scale to the educational establishments or even could exceed them at the start of the period under study. The methods developed by the author may be employed directly for similar reconstructions based on materials from other regions of Central Russia; and they are applied to the materials from the regions of Siberia, Far East and national peripheries of Russia.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬНЫЕ РАСЧЕТЫ МАСШТАБОВ ДОМАШНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИМЕР ЯРОСЛАВСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XVIII - НАЧАЛЕ XX В.»

#

Вестник РУДН. Серия: ИСТОРИЯ РОССИИ

RUDN Journal of Russian History

ISSN 2312-8674 [Print); ISSN 2312-8690 [Online) 2022 Vol. 21 No 2 218-232

http://journals.rudn.ru/russian-history

https://doi.org/10.22363/2312-8674-2022-21-2-218-232

Научная статья/ Research article

Модельные расчеты масштабов домашнего образования: пример Ярославской губернии в конце XVIII - начале XX в.

Дмитрий Валерьевич Диденко

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия ЕЕ didenko-dv@ranepa.ru

Аннотация: В настоящем исследовании посредством методов математического моделирования реконструируется динамика сегмента домашнего образования в стоимостном выражении на материале одной из губерний Центральной России. В качестве источниковой базы привлекаются свидетельства, содержащиеся, в первую очередь, в опубликованной мемуаристике, эпистолярном наследии, произведениях художественной литературы, а также в отечественной историографии. Результаты получены с помощью модельных расчетов, включающих интер-, ретро- и экстраполяции количественных свидетельств указанных источников. Основными результатами исследования являются методика реконструкции ежегодного объема выпуска сегмента услуг домашнего образования региональной экономики и соответствующие длинные ряды ежегодных данных по Ярославской губернии. Они свидетельствуют в пользу гипотезы, что домашний сегмент был сравним по масштабам с организованными формами образования и даже мог превышать их в начале изучаемого периода. Разработанные методы могут непосредственно использоваться для аналогичных реконструкций на материале других регионов Центральной России и, с рядом поправок в отношении значений параметров модели, применены к материалу регионов Сибири, Дальнего Востока и национальных окраин России. Связанной перспективой использования полученных длинных рядов данных является учет неформального сектора образовательных услуг в составе валового регионального продукта.

Ключевые слова: квантитативная история, математическое моделирование, человеческий капитал, региональная экономика, длинные ряды данных, иностранные работники, гендерные различия

Благодарности и финансирование: Статья подготовлена в соответствии с государственным заданием для ФГБОУ ВО РАНХиГС. Автор выражает благодарность коллегам по Научно-исследовательской лаборатории экономической и социальной истории за собранные и любезно предоставленные данные о населении Ярославской губернии с 1795 г. Ряд численности населения в 1871-1913 гг. реконструирован И.В. Шильниковой и И.А. Кузнецовым.

Для цитирования: Диденко Д.В. Модельные расчеты масштабов домашнего образования: пример Ярославской губернии в конце XVIII - начале XX в. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2022. Т. 21. № 2. С. 218-232. https://doi.org/10.22363/2312-8674-2022-21-2-218-232

Model Calculations of Home Education Scale: The Case of Yaroslavl Province in the Late 18th - Early 20th Century

Dmitry V. Didenko

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia

ЕЕ didenko-dv@ranepa.ru

Abstract: In this article the author reconstructs the dynamics of home education sector in monetary value terms as the case study of a province in Central Russia, with application of mathematical modelling methods. As the source base, the author employs evidence primarily from published memoirs, epistolary heritage, fiction, as well as from previous research literature. The findings are obtained

© ^HfleHKO fl.B., 2022

[¿S 0 I This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecomn10ns.0rg/licenses/by/4.O/

by means of calculations including ínter-, retro-, and extrapolations of the quantitative evidence from the sources. The principal findings are the set of methods for reconstruction of annual output in the home education services segment of a regional economy and the respective long time series for Yaroslavl Province. They support the hypothesis that the home segment was comparable in scale to the educational establishments or even could exceed them at the start of the period under study. The methods developed by the author may be employed directly for similar reconstructions based on materials from other regions of Central Russia; and they are applied to the materials from the regions of Siberia, Far East and national peripheries of Russia.

Keywords: quantitative history, mathematical modelling, human capital, regional economy, long time series, foreign workers, gender differences

Acknowledgements and Funding: The article is submitted under the Russian government assignment of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. The author thanks his colleagues at the Research Laboratory of Economic and Social History for the collected and kindly shared data on population of the Yaroslavl province from 1795; the series of population quantity in 1871-1913 was reconstructed by I.V. Shilnikova and I.A. Kuznetsov. The author retains full responsibility for all possible errors and omissions.

For citation: Didenko, D.V. "Model Calculations of Home Education Scale: The Case of Yaroslavl Province in the Late 18th - Early 20th century." RUDN Journal of Russian History 21, no. 2 (May 2022): 218-232. https://doi.org/10.22363/2312-8674-2022-21-2-218-232

Введение

Актуальность вопроса о роли образования в социально-экономическом развитии1 государств достаточно широко признана в мировой и отечественной литературе. Менее консенсусно в современной историографии представлено объяснение механизмов изменений: посредством каких технологий, институтов прямое и обратное воздействие осуществлялось в конкретных исторических условиях. В определенной степени это упирается в дефицит информации о количественных показателях данных процессов.

Анализ таких показателей предполагает применение математических методов, которое идет в русле историографических трендов последних десятилетий2. Они представлены научным направлением, связанным с именами Р. Фогеля в США, И.Д. Ковальченко в нашей стране и получившим обозначения «квантитативная история», «клиометрика», позднее - «историческая информатика». В данной парадигме, формировавшейся в исследованиях преимущественно историко-экономической проблематики, отмечается многообразие используемых подходов и методов. Среди них выделяются активно разрабатываемые в последнее время методики реконструкции длинных рядов исторических данных. Необходимость реконструкции вытекает как из выборочного подхода к фиксации информации создателями исторических источников, так и из значительных отличий их когнитивных структур от субъ-ектности исследователя.

В отношении развития российской экономики в дореволюционный период отмечается отсутствие длинных рядов данных о стоимостных объемах накопления человеческого капитала. И, если имеются отдельные оценки объемов выпуска, производимого в организованных формах образования в целом по стране3 и в регио-

1 В понятии «развитие» акцент делается на положительных структурных изменениях при важном значении роста показателей выпуска и добавленной стоимости.

2 См., напр.: Гусева Н.С. Применение математических методов в исследованиях по аграрной истории России пореформенного и советского периодов: историографические аспекты проблемы (1960-е - начало 1990-х гг.) // Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2017. № 46. С. 155.

3 За 1885 г. в: KaserM. Education in Tsarist and Soviet Development // Essays in Honour of E.H. Carr. London, 1974. P. 229-254; за 1885-1913 гг. (не включают расходы домохозяйств) в: Грегори П. Экономический рост Российской империи (конец XIX в. - начало XX в.). М., 2003. С. 146, 147, 154.

нах4, то почти не учитывается их производство в рамках домашнего образования. При этом как минимум культурологические работы Ю.М. Лотмана, Н.И. Яковки-ной свидетельствуют о масштабности таких практик в первой половине XIX в.5 Расширялись, по всей вероятности, оба сегмента образования6. При этом Е.В. Алексеева указывала, что домашнее обучение, наряду с пансионами, в ХУШ в. и на протяжении большей части XIX в. являлось намного более массовым каналом распространения нового знания, которое среди высшего дворянства осуществлялось преимущественно силами иностранцев7.

Таким образом, актуальный контекст настоящего исследования задается исследовательской программой, нацеленной на получение количественных оценок для анализа механизмов воздействия различных образовательных практик и институтов на социально-экономическое развитие российского общества на стадиях накопления критической массы ресурсов, непосредственной подготовки и запуска «современного экономического роста»8.

Эта цель реализуется посредством построения математической модели, реконструирующей динамику сегмента домашнего образования в стоимостном выражении на материале одной из наиболее развитых губерний Европейской России (Ярославской). Задачей каждого из отдельных этапов данной реконструкции является оценка: 1) количества грамотных дворян в возрасте получения домашнего образования раздельно для мужского и женского пола; 2) распределения дворянского сословия раздельно для мужского и женского пола по трем социальным стратам; 3) объема потребления дворянским сословием образовательных услуг на дому в текущих ценах; 4) объема потребления образовательных услуг в домашнем сегменте в стоимостном выражении.

Предлагаемая модель оценки сегмента домашнего образования получена с применением методов интер-, ретро- и экстраполяции данных источников по линейной и показательной функциям.

В качестве источниковой базы мы привлекаем свидетельства, содержащиеся в опубликованной мемуаристике, переписке, произведениях художественной литературы9, а также в научной литературе. В качестве вспомогательных привлечены опубликованные сводные данные о распределении земельной собственности в 1858, 1877, 1895, 1905 гг. и данные Первой всеобщей переписи населения 1897 г.

Численность потребителей образовательных услуг на дому

В качестве первого шага устанавливались уровни грамотности дворянства Ярославской губернии. Имея данные за 1897 г. по 10-летним когортам до 60 лет в ген-дерном разрезе10, осуществлялась реконструкция за более ранние годы на основе

4 За 1795 г. и 1897 г. См.: Кесслер Х., Маркевич А. Электронный архив Российской исторической статистики, XVIII - XXI вв. 2019.

5 Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994; Лотман Ю.М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960-1990; Евгений Онегин: Комментарий. СПб., 1995; Яковкина Н.И. История русской культуры: XIX век. СПб., 2000; Яковкина Н.И. Русское дворянство первой половины XIX века. СПб., 2002.

6 Прокофьева Е.А. Законодательное регулирование частной образовательной инициативы в России первой половины XIX века // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2013. № 8. С. 175.

7 Алексеева Е.В. Диффузия европейских инноваций в России. М., 2007. С. 313-314.

8 Начало «современного экономического роста» в России относится к середине 1880-х гг.: Грегори П. Экономический рост... С. 23-25, 61-63.

9 Пример анализа аналогичного источника, содержащего сведения о расходах русских дворян («Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина). См.: Korchmina E., Zorin A. Karamzin and Money // Cahiers du monde russe. 2018. Vol. 59. № 1. P. 117-140.

10 Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897. Т. L. С. 52, 53, 57.

методики Б.Н. Миронова11: с 1897 г. до 1847 г. - передвижкой когорт, а с 1847 г. до 1797 г. - ретропрогнозированием по линейной функции. Поскольку уровень грамотности дворян мужского пола во всех когортах старше 10 лет в 1897 г. составлял 99-100 %, в возрасте до 20 лет он принимался постоянным (62 %); реконструкции проводились только по женскому населению (табл. 1).

Таблица 1 / Table 1

Уровни грамотности дворян женского пола возрастных когорт 0-9 и 10-19 лет, % / Literacy rates of female nobility of 0-9 and 10-19 age cohorts, %

Возрастные группы / Age groups 1897 1887 1877 1867 1857 1847 1837 1827 1817 1807 1797

Менее 10 лет / Less than 10 years 25 25 24 24 23 23 22 22 21 20 20

10-19 лет / 10-19 years old 99 97 95 92 91 88 86 84 82 80 78

До 20 лет / Up to 20 years 60 59 58 56 55 53 52 51 50 48 47

Рассчитано по: Первая Всеобщая перепись населения Российской империи. Т. L. СПб., 1904. С. 52, 53, 57.

Calculations based on: Pervaia Vseobshchaia perepis' naseleniia Rossiyskoi imperii, vol. L (St. Petersburg, 1904), 52, 53, 57.

В качестве второго шага определялась численность и структура дворянства Ярославской губернии на основе сведений преимущественно из исследовательской литературы12, где использовались данные 8-10 Ревизий (1834, 1850, 1858 гг.), в том числе с привлечением архивных материалов. Наиболее подробные данные имеются за 1858, 1867, 1870 и 1897 гг. (Всеобщей переписи), по которым реконструировались недостающие части структуры за другие годы (численность лиц женского пола, разделение на потомственное и личное дворянство). Сведения за промежуточные годы получались усреднением результатов регрессий по численности дворян в отдельные годы и по доле дворян в общей численности населения губернии.

В качестве третьего шага моделировался возраст окончания домашнего образования и количество его потенциальных получателей13. Выделение доли дворян в возрасте 10-16 лет в когорте 10-19 лет (для конца XVIII в.) производилось на основе данных о распределении по 1-летним возрастным группам по 1897 г.14: 1) для грамотного населения; 2) для всего населения губернии. Усреднение дает 74 % для мужского и 71 % для женского населения. Эта доля линейно повышалась до 100 % к 1914 г.

Стратификация дворянского сословия

На втором этапе сегментировалась готовность дворян платить за обучение детей в зависимости от стратификации. В качестве прокси-индикаторов были взяты распределения по количеству душ и площади земли, поскольку уровень неравен-

11 Миронов Б.Н. История в цифрах. Л., 1991. С. 73-74, 80-81; Миронов Б.Н. Российская империя: от традиции к модерну. Т. 3. СПб., 2015. С. 479-481.

12 Кабузан В.М., Троицкий С.М. Изменения в численности, удельном весе и размещении дворянства в России в 1782-1858 гг. // История СССР. 1971. № 4. С. 162, 166; Корелин А.П. Дворянство в пореформенной России 1861-1904 гг. М., 1979. С. 292-293, 298-299; Селиверстова Н.М. Российское дворянство накануне и в период реформ 60-70-х годов XIX века. М., 2015. С. 244-251; Сизова О.В. Дворянство Ярославской губернии в конце XVIII - первой половине XIX веков: дис. ... канд. ист. наук. Ярославль, 1999. С. 45, 46, 47, 66, 69, 70.

13 На основе свидетельств в: ЛотманЮ.М. Пушкин... С. 481, 505-506; КолосоваЕ.М. Домашнее образование в середине XIX века // Вестник Герценовского университета. 2010. № 7. С. 71; Солодянкина ОЮ. Иностранные гувернантки в России (вторая половина XVIII - первая половина XIX века). М., 2007. С. 45-46.

14 Предполагалось, что возрастная структура дворянства оставалась одинаковой в течение рассматриваемого периода.

ства помещиков оценивался по числу крепостных в дореформенное время и по количеству земли - в пореформенное15. Данные распределения имеются за отдельные годы (табл. 2).

Таблица 2 / Table 2

Распределение дворян-помещиков (1834-1858 гг.), дворян-землевладельцев (1877 г.),

дворянских владений (1895 г., 1905 г.), % от общей численности категории / Distribution of gentry (1834-1858), noble land owners (1877), gentry estates (1895, 1905),

% of the item total

Год / Year 1 страта / stratum 2 страта / stratum 3 страта / stratum

1905 56,7 32,3 11,1

1895 52,7 32,7 14,5

1877 47,9 38,3 13,8

1858 38,3 40,6 21,1

1850 44,5 38,2 17,3

1834 48,7 32,9 18,4

Рассчитано по: Сизова О.В. Дворянство Ярославской губернии... С. 66, 69, 70; Статистика поземельной собственности... 1881. С. 96; Цифровые данные. 1897, табл. 5; Статистика землевладения. 1906. С. 24.

Calculations based on: Sizova, O.V. Dvorianstvo Iaroslavskoi gubernii, 66, 69, 70; Statistika pozemel'noi sobstvennosti... 1881, 96; Tsifrovye dannye... 1897, tabl. 5; Statistika zemlevladeniia... 1906, 24.

Детальная группировка дворян-помещиков, владевших «душами», была задана по 5 стратам16. Однако, принимая во внимание незначительную долю 3-5-й страт, мы объединили их в 1 высшую, следуя подходу Б.Н. Миронова17. В результате мы пришли к следующей группировке: 1-я страта - 1-20 душ; 2-я страта - 21-100 душ; 3-я страта - более 100 душ.

При стратификации дворян-землевладельцев за основу была взята группировка, предлагаемая источником с наиболее крупным делением на 5 категорий18. Хотя в литературе встречается объединение 2-й и 3-й страт в категорию средних землевладельцев, а 4-й и 5-й - в категорию крупных19, с учетом небольшой доли 4-й и 5-й страт, мы объединили верхние 3-5-е страты в 1, также следуя подходу Б.Н. Миронова20. Итоговая группировка следующая: 1-я страта - 0-100 дес.; 2-я страта - 100-500 дес.; 3-я страта - более 500 дес.

Численность дворян-душевладельцев Ярославской губернии в 1834 г. в 1,7 раза превышала численность потомственного дворянства, а в 1858 г. - в 1,3 раза. Поскольку потомственное дворянство до 1861 г. имело монополию на крепостных,

21

и личные дворяне ими не владели , такое превышение могло возникать только за счет потомственных дворян из других регионов. В подтверждение значимости данного эффекта в начале XIX в., Р.Б. Кончаков и Е.С. Корчмина установили, что в 1812 г. в Ярославской губернии 421 имение с 16 964 крепостными находилось в собственности дворян Московской губернии, где им принадлежало лишь 17 % кре-

15 Миронов Б.Н. Российская империя...Т. 1. С. 358.

16 Сизова О.В. Дворянство Ярославской губернии... С. 66; Миронов Б.Н. Российская империя. Т. 1. С. 347-349.

17 Миронов Б.Н. Российская империя... Т. 1. С. 350; Он учитывал, что граница между различными группами дворянства в отношении корпоративных прав (совещательного и решающего голоса, пассивного и активного избирательного права) проходила между владельцами 20 и 100 крепостными. См.: Там же. С. 347.

18 Цифровые данные... Табл. 5.

19 Беккер С. Миф о русском дворянстве: Дворянство и привилегии последнего периода императорской России. М., 2004. С. 57, 61.

20 Миронов Б.Н. Российская империя... Т. 1. С. 347-359.

21 Там же. С. 348, 350, 357.

постных22. Однако эта проблема перестала быть важной в середине XIX в.23 В начале XX в. она стала еще менее значимой24.

Решая данную проблему, мы использовали данные о количестве душе- и землевладельцев не напрямую, а в виде процентных распределений по стратам, которые применяли только к поместному потомственному дворянству.

Численность потомственного дворянства, владевшего земельной собственностью, определялась на основе усредненных оценок его доли среди потомственного дворянства в целом по Европейской России: в 1858 г. - 81,00 %, в 1877 г. - 63,75 %, в 1895 г. - 47,25 %, в 1905 г. - 34,25 %25. Для периода до 1861 г. также принимался коэффициент 81,00 %. Эта численность поместного потомственного дворянства стратифицировалась по 3 нашим группам в соответствии с распределением в табл. 2. Дополнительно к полученной численности 1 группы мы добавляли численность безземельного потомственного дворянства, а к численности 2 группы - личного дворянства (как и для периода до 1861 г.).

Объем потребления образовательных услуг на дому дворянским сословием

На третьем этапе каждой из трех наших страт осуществлялось вменение: 1) уровня грамотности в возрасте получения домашнего образования в зависимости от пола; 2) уровня участия в домашнем образовании в зависимости от пола; 3) уровня платежей за получение образовательных услуг на дому на основе фрагментарных свидетельств источников с учетом гендерного фактора.

На первом шаге грамотность совокупной когорты 0-19 лет мужского дворянского населения принималась соответствующей уровню 1897 г. (62,13 %), так как грамотность когорты 10-19 лет за весь период оценивалась не менее чем в 99 %.

В случае с дворянством женского пола в том же возрасте верхней страте присваивалось значение уровня грамотности, соответствующее дворянам мужского пола. 2 страте присваивалось значение на уровне среднего для дворян женского пола. Для низшей страты значение рассчитывалось через среднее для дворян женского пола с использованием указанных присвоенных значений для 2-3 страт и полученных на 2 этапе весовых коэффициентов каждой из трех страт.

На следующих шагах принимались во внимание нарративные свидетельства из литературы26 при определении уровня участия трех страт в домашнем образовании, при отнесении домохозяйств к 1 из 3 страт, а также учете гендерных различий.

Так, домашнее образование в первой половине XIX в. осуществлялось отечественными священнослужителями, преподавателями высших учебных заведений (в начале века - чаще иностранцами), студентами российских университетов и духовных академий, выпускниками гимназий и пансионов, а также образованными слугами27. Характерной фигурой в начале XIX в. стал француз-гувернер. Отдельные предметы преподавали специальные учителя, которые сменяли гувернера28.

22 Кончаков Р.Б., Корчмина Е.С. Кто кормил московских дворян? О структуре душевладений дворян Московской губернии в 1812 г. // ЭНОЖ История. 2020. Т. 11. № 3.

23 Миронов Б.Н. Российская империя... Т. 1. С. 348.

24 Беккер С. Миф о русском дворянстве... С. 298.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 Миронов Б.Н. Российская империя. Т. 1. С. 356; Беккер С. Миф о русском дворянстве... С. 299.

26 Барашев М.А. Домашнее воспитание в русской дворянской семье второй половины XVIП -начала XIX в. // Вопросы образования. 2010. № 1. С. 227-229; Колосова Е.М. Домашнее образование. С. 69, 71; Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. С. 87; Лотман Ю.М. Пушкин. С. 502; Яковки-наН.И. История русской культуры.С. 63-65; ЯковкинаН.И. Русское дворянство. С. 124-125, 127.

27 КолосоваЕ.М. Домашнее образование... С. 69.

28 Лотман Ю.М. Пушкин. С. 495-496.

В нашей модели предполагалось, что в 1 страте ребенок ограничивается 1 учителем; во 2 страте - 2 учителями, один из которых оплачивается на уровне данной 2 страты, а другой - на уровне 1 страты; в 3 страте ребенок получает образование от 4 учителей, два из которых оплачиваются на уровне данной 3 страты, а два других - на уровне 1 и 2 страты.

Уровень участия в домашнем образовании определялся для каждой страты в отдельные годы (табл. 3). Гендерный фактор в уровне участия учитывался в 1 страте с коэффициентом 0,5, во 2 страте - 0,65, в 3 страте - 0,8, без изменений во времени.

Таблица 3 / Table 3

Уровень участия в домашнем образовании дворян мужского пола по стратам, % / Participation rate of male nobility in home education by strata, %

Год / Year 1 страта / stratum 2 страта / stratum 3 страта / stratum

1914 20 35 100

1864 30 40 100

1834 50 70 100

1825 60 80 100

1795 50 75 100

Рассчитано по: Колосова Е.М. Домашнее образование... С. 71; Лотман Ю.М. Пушкин. С. 500; Прокофьева Е.А. Законодательное регулирование. С. 175-176, 180; Солодянкина О.Ю. Иностранные гувернантки... С. 46, 57, 63, 66-67, 462.

Assessments based on: Kolosova, E.M. Home education, 71; Lotman, Yu.M. Pushkin, 500; Prokofieva, E.A. Legislative regulation 175-176, 180; Solodyankina, O.Yu. Foreign clerks, 46, 57, 63, 66-67, 462.

Поворотные точки связаны с подавлением восстания декабристов в 1825 г. и принятием законодательства, ужесточавшего требования к домашним учителям29. Речь идет об Указе Правительствующему Сенату от 25 марта 1834 г. «О воспрещении принимать в должности по домашнему воспитанию иностранцев, неполучив-ших аттестатов от Русских Университетов» и Указе от 1 июля 1834 г., утвердившем «Положение о домашних наставниках и учителях».

Со стороны министра народного просвещения С.С. Уварова имелись свидетельства о «заметном уменьшении» к 1837 г. числа приезжающих в Россию потенциальных воспитателей-иностранцев30. Этот тренд к ужесточению контроля государства усилился в 1848 г. в результате революционных событий в ряде стран Европы, когда на время иностранцам был совсем прекращен доступ в Россию31.

В табл. 4 приводятся систематизированные сведения источников об уровне платежей за получение образовательных услуг на дому.

Сведения табл. 4 в текущих ценах (с конверсией ассигнационных рублей в серебряные32), в соотнесении с 3 стратами, представлены на рис. 1.

Динамические ряды платежей домохозяйств по стратам строились по предсказанным значениям линейных регрессий и с дефлированием последних значений (рис. 2).

Динамика оплаты со стороны 3 элитной страты отражает ее повышенный спрос в начале XIX в. и некоторое сужение рынка в 1840-1850-е гг., в соответствии со свидетельствами, приводимыми О.Ю. Солодянкиной33.

29 Российское законодательство об образовании XIX - начала XX века. М., 2017. Т. 1. С. 337-346; Прокофьева Е.А. Законодательное регулирование. С. 180.

30 Солодянкина О.Ю. Иностранные гувернантки... С. 63.

31 Там же. С. 66-67.

32 По курсам в: МироновБ.Н. Хлебные цены в России за два столетия (XVШ-ХIХ вв.) Л., 1985 С. 37-38; Сборник сведений по истории и статистике внешней торговли России. Т. I. СПб., 1902. С. 327-329 (цит. по: Проект «Динамика ...»).

33 Солодянкина О.Ю. Иностранные гувернантки... С. 111-112, 124.

Таблица 4

Сведения источников о платежах дворянских домохозяйств за услуги домашнего образования

Год Данные о платежах в годовом выражении Источник Страницы

1883 480 Чехов. 1975 62-63

1883 252 Чехов. 1977 341

1882 720 Гончаров. 2011 132

1879 228 Фаусек. 2010 44-45

1865 300 Янжул. 2006 24-25

1859 500 З-н А. Деревенское дворянское воспитание. Цит. по: Солодян-кина. 2007 377

1848 1000 Фет А.А. Мои воспоминания 1849-1889. Часть 1. Цит. по: Соло-дянкина. 2007 108

1838 540 Хвощинская. 2016 32

1833 2000 Вяземский П.А. Письмо А.И. Тургеневу. Цит. по: Солодянкина. 2007 123

1832 1200 Леонтьев. 2019 196

1831 800 Леонтьев. 2019 194

1831 144 Из дневника юноши «тридцатых годов». Цит. по: Солодянкина. 2018 16-18

1830 2000 Пушкин А.С. Барышня-крестьянка. Цит. по: Солодянкина. 2007 371

1822 1500 Три письма П. Муханова кн. М.А. Урусову Цит. по: Солодянкина. 2007 300

1821 3000 Семенов-Тян-Шанский П.П. Мемуары. Цит. по: Солодянкина. 2007 123

1820 3000 Мануйлов В.А. М.Ю. Лермонтов. Цит. по: Сергеева. 2010 203

1818 500-800 Письмо М.Н. Аксаковой к О.С. Аксаковой. Цит. по: Солодянкина. 2007 124

1817 1150 Долгоруков. 1997 63-64, 152

1815 600 Печерин. 1989 152-153

1814 3000, 5000-6000 Батюшков. 1986 408, 411

1813 2000 Письма из Москвы в Нижний Новгород. Цит по: Солодянкина. 2019 55-56

1812 1800 Юдин П. Ссыльные 1812 года в Оренбургском крае. Цит. по: Солодянкина. 2014 519-524

1806 400

1805 650 Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. 1802-1825 Стб. 33-34

1804 900

1802 150 Долгоруков. 1997 63-64

1798 800 Баратынский Е.А. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников. Цит. по: Соловьёв. 1998 70-75

1797 70 Долгоруков. 1997 63-64

1797 1840 ГА РФ. Ф. 219 (Орловы-Давыдовы). Цит. по: Шокарева. 2017 51, 52

1796 Отголоски XVIII века. Цит. по: Солодянкина. 2007 121

1796 500 Энгельгардт Л.Н. Записки. Цит. по: Солодянкина. 2007 121

1795 60 Энгельгардт Л.Н. Записки. Цит. по: Солодянкина. 2007 121

Table 4

Evidence provided by the sources on nobility household payments for home education services

Year Data on payments in annual terms Sources Pages

1883 480 Chekhov. 1975 62-63

1883 252 Chrkhov. 1977 341

1882 720 Goncharov. 2011 132

1879 228 Fausek. 2010 44-45

1865 300 Yangul. 2006 24-25

1859 500 Z-n A. Derevenskoe dvorianskoe vospitanie. Cit. on: Solodyankina. 2007 377

1848 1000 Fet A.A. Moi vospominaniia 1849-1889. Part 1. Cit. on: Solodyankina. 2007 108

1838 540 Khvoschinskaiia. 2016 32

1833 2000 Viazemskii, P.A. Pismo A.I. Turgenevu. Cit. on: Solodyankina. 2007 123

1832 1200 Leontiev. 2019 196

1831 800 Leontiev. 2019 194

1831 144 Iz dnevnika yunoshi «tridtsatykh godov». Cit. on: Solodyankina. 2018 16-18

1830 2000 Pushkin, A.S. Baryshnia-krestianka. Cit. po: Solodyankina. 2007 371

1822 1500 Tri pis'ma P. Mukhanova kn. M.A. Urusovu. Cit. po: Solodyankina. 2007 300

1821 3000 Semenov-Tyan-Shanskiy, P.P. Memuary. Cit. po: Solodyankina. 2007 123

1820 3000 Manuylov, V.A. M.Yu. Lermontov. Cit. on: Sergeeva. 2010 203

1818 500-800 Pis'mo M.N. Aksakovoy k O.S. Aksakovoy. Cit. on: Solodyankina. 2007 124

1817 1150 Dolgorukov. 1997 63-64, 152

1815 600 Pecherin. 1989 152-153

1814 3000, 5000-6000 Batushkov. 1986 408, 411

1813 2000 Pis'ma iz Moskvy v Nizhniy Novgorod. Cit. on: Solodyankina. 2019 55-56

1812 1800 Yudin, P. Ssyl'nyye 1812 goda v Orenburgskom kraye. Tsit. po: Solodyankina. 2014 519-524

1806 400

1805 650 Sbornik postanovleniy po Ministerstvu narodnogo prosveshcheniya. 1802-1825 Or6. 33-34

1804 900

1802 150 Dolgorukov. 1997 63-64

1798 800 Baratynskii, Ye.A. Stikhotvoreniya. Pis'ma. Vospominaniya sov-remennikov. Tsit. po: Solov'yov. 1998 70-75

1797 70 Dolgorukov. 1997 63-64

1797 1840 GARF, f. 219 (Orlovy-Davydovy). Cit. on: Shokareva. 2017 51, 52

1796 Otgoloski XVIII veka. Cit. on: Solodyankina. 2007 121

1796 500 Engel'gardt L.N. Zapiski. Cit. on: Solodyankina. 2007 121

1795 60 Engel'gardt L.N. Zapiski. Cit. on: Solodyankina. 2007 121

руб.

1 100

1 000 900 800 700 600 500 400 300 200 100 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1795 1805 1815 1825 1835 1845 1855 1865 1875 1885 1895 1905 1915 1 2 3 :

Рис. 1. Данные источников о платежах дворянских домохозяйств за услуги домашнего образования по стратификационным группам / Figure 1. Evidence provided by the sources on nobility household payments for home education services by strata groups

Источник: данные табл. 4.

Source: data from Table 4.

руб. 1913 г. 1 900 1 800 1 700 1 600 1 500 1 400 1 300 1 200 1 100 1 000 900 800 700 600 500 400 300 200 100

0

1795 1805 1815 1825 1835 1845 1855 1865 1875 1885 1895 1905 1915

■ 1 -»—2 -«—3 -Линейный (1) -Линейный (2) -Линейный (3) :

Рис. 2. Модельная динамика платежей дворянских домохозяйств за услуги домашнего образования по стратам / Figure 2. The modeled dynamics of nobility household payments for home education services by strata

Рассчитано по: данные табл. 4; дефлировано за 1853-1913 гг. по Бюджетному индексу в: Струмилин С.Г. История черной металлургии в СССР. Т. 1. М.: Издательство Академии наук СССР, 1954. С. 514-515; о 1853 г. -по Общему индексу цен в: Миронов Б.Н. Благосостояние населения и революции в имперской России: XVIII -начало ХХ в. М.: Новый хронограф, 2010. С. 512.

Calculation based on: the data from Table 4; deflated for 1853-1913 by the Budget Index in: Strumilin, S.G. History of ferrous metallurgy in the USSR, vol. 1 (Moscow: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1954), 514-515; Until 1853 - according to the General Price Index in: Mironov, B.N. Welfare of the population and revolution in imperial Russia: XVIII - early XXcentury (Moscow: New Chronograph, 2010), 512.

Гендерный фактор в стоимости образовательных услуг учитывался в 1-й страте с коэффициентом 0,6; во 2-й - с коэффициентом 0,7; в 3-й - с 0,9. Указанные коэффициенты не менялись во времени.

Общий объем потребления образовательных услуг в домашнем сегменте

На четвертом этапе осуществлялась дооценка, связанная с участием в домашнем образовании высших городских сословий (почетные граждане, купцы).

Таблица 5 / Table 5

Численность потребителей по стратам и объем потребления образовательных услуг в домашнем сегменте (в кредитных рублях) / Consumers quantity by strata and volume of education services consumption in home segment (in credit rubles)

Объем потребления / Consumption volume Объем потребления / Consumption volume

В текущих ценах / At current prices В ценах 1913 г. / In 1913 prices В текущих ценах / At current prices В ценах 1913 г. / In 1913 prices

Год / Year Дворянами/ Nobles Всего / Total Всего / Total Год / Year Дворянами / Nobles Всего / Total Всего / Total

1914 581907 785 574 777 796 1854 295 109 350029 736 903

1913 600 535 808521 808 521 1853 291144 344 758 739 824

1912 620 792 833 543 858 438 1852 287 289 339 639 718 887

1911 588 835 788520 865 555 1851 284819 336176 701839

1910 565 979 755 903 849 329 1850 291988 344086 715 608

1909 580 583 773 368 854 550 1849 300180 353179 731712

1908 585 919 778 438 864 932 1848 271 823 319313 659 020

1907 583 226 772 854 897 623 1847 269 017 315 525 648 712

1906 532 368 703 647 849 816 1846 263 095 308102 631030

1905 496107 654 048 808465 1845 261253 305 477 623 263

1904 473 729 622 966 778 708 1844 249 504 291297 592 059

1903 483131 633 737 784328 1843 227 394 265 085 536 724

1902 484 941 634528 790196 1842 221918 258316 521019

1901 486 740 635 310 803 173 1841 218 206 253 621 509 594

1900 488 855 636507 818 133 1840 212 719 246882 491067

1899 500 300 649826 819 453 1839 209 079 242 305 477118

1898 503 340 652 200 836 154 1838 202 923 234833 457 757

1897 467 454 604 253 836 915 1837 201777 233175 449 956

1896 418 077 539145 741603 1836 198117 228622 436 736

1895 416 056 535 276 738 312 1835 194 452 224079 423 755

1894 421413 540904 749174 1834 227 046 261277 489132

1893 458 598 587 271 786172 1833 184129 211599 392148

1892 499 447 638114 857 680 1832 177 528 203 736 373 781

1891 475 430 606047 852 386 1831 170 982 195 960 355 900

1890 435 102 553 387 819 833 1830 165 088 188 952 346 865

1889 433 011 549 495 782 756 1829 158 571 181 252 336 311

1888 455 672 576969 848483 1828 153 683 175 436 329 020

1887 414 739 523 983 783 233 1827 148 238 169000 320 361

1886 397 029 500514 702 969 1826 142 799 162 590 311 525

1885 405 673 510303 686 814 1825 137 370 156 208 302 519

1884 410 746 515 575 673 075 1824 130 350 148 039 289 783

1883 423 027 529 859 659 029 1823 123 502 140086 277 165

Окончание табл. 5/ Table 5, ending

Объем потребления / Consumption volume Объем потребления / Consumption volume

В текущих ценах / At current prices В ценах 1913 г. / In 1913 prices В текущих ценах / At current prices В ценах 1913 г. / In 1913 prices

Год / Year Дворянами/ Nobles Всего / Total Всего / Total Год / Year Дворянами / Nobles Всего / Total Всего / Total

1882 415 690 519571 644629 1822 125 516 142194 284364

1881 407 770 508604 613 516 1821 127 279 144015 291 103

1880 392 282 488 270 622 001 1820 128 949 145 726 297 099

1879 378 974 470 735 619 388 1819 130447 147 241 302 774

1878 365 774 453411 618 569 1818 131587 148350 307 682

1877 353 576 437404 609198 1817 132 690 149418 312 565

1876 350 133 432 275 602 894 1816 133 816 150508 317 559

1875 343182 422 851 606 672 1815 122 066 137133 291830

1874 337 882 415 498 596 980 1814 112187 125 889 270 211

1873 330 438 405 550 600 815 1813 103 243 115 721 250 525

1872 327 611 401300 585 840 1812 93 089 104222 227 574

1871 321 433 392 975 593 617 1811 83 279 93 135 205 116

1870 314 419 383 667 590 258 1810 74 806 83 566 180 826

1869 332 458 404913 629 724 1809 66 600 74 318 158 003

1868 346 605 421352 687 361 1808 67 391 75 118 156 914

1867 361822 439033 759 573 1807 66 106 73 607 151069

1866 365 887 443 148 791336 1806 65 927 73 329 147 869

1865 374 223 452416 821083 1805 65 243 72 491 143 625

1864 371220 447 974 843 642 1804 64 713 71 827 139 822

1863 382 717 461019 845 907 1803 64 182 71 165 136111

1862 333 132 400575 724367 1802 63 400 70 225 131968

1861 326 769 392 231 741 458 1801 64 745 71 642 132 276

1860 319 381 382 693 754 819 1800 65 919 72 867 132 717

1859 313 588 375 102 757 781 1799 66 925 73 906 132 786

1858 311328 371 758 746 503 1798 67 765 74 759 132 501

1857 312 376 372 375 723 058 1797 68 442 75 432 131882

1856 303 249 360885 729 061 1796 68 957 75 926 130 948

1855 296 628 352414 737 269 1795 69 313 76 244 129 717

Собственный расчет по: Беккер С. Миф о русском дворянстве... С. 299; Кабузан В.М., Троицкий С.М. Изменения в численности... С. 162, 166; Корелин А.П. Дворянство в пореформенной России... С. 292-293, 298-299; Миронов Б.Н. Российская империя. Т. 1. С. 356; Селиверстова Н.М. Российское дворянство... С. 244-251; Сизова О.В. Дворянство Ярославской губернии. С. 45, 46, 47, 66, 69, 70; Статистические таблицы Российской империи. 1863. С. 267, 276-277; Статистика поземельной собственности. 1881. С. 96; Цифровые данные. 1897. Табл. 5; Статистика землевладения. 1906. С. 24; Данным табл. 2-4; дефлировано аналогично рис. 2.

Own calculation based on: Bekker, S. Mifo russkom dvoryanstve, 299; Kabuzan, V.M., Troitskiy, S.M. Izmeneniya v chislennosti, 162, 166; Korelin, A.P. Dvoryanstvo vporeformennoy Rossii, 292-293, 298-299; Mironov, B.N. Rossiyskaya imperiya, vol. 1, 356; Seliverstova, N.M. Rossiiskoe dvorianstvo, 244-251; Sizova, O.V. Dvorianstvo Iaroslavskoi gubernii, 45, 46, 47, 66, 69, 70; Statisticheskie tablitsy Rossiyskoi imperii.. 1863, 267, 276-277; Statistika pozemel'noi sobstvennosti. 1881, 96; Tsifrovye dannye . 1897. Tabl. 5; Statistika zemlevladeniia. 1906, 24. Data from Tables 2-4; deflated as in Figure 2.

На основе нарративных свидетельств в литературе34 предполагалось, что при их сопоставимой численности с дворянами в 1897 г. и меньшей - в начале XIX в.,

34 Солодянкина О.Ю. Современники И.А. Милютина: сравнение образовательных стратегий и практик дворянства и купечества // Милютинские чтения. Вып. 9. Череповец, 2018. С. 16-17; Ульянова Г.Н. Частная жизнь купеческой семьи в XIX веке по автобиографическим источникам: рождение, воспитание, вступление в брак, семейные отношения // Многогранный талант историка. М., 2019. С. 282.

объем их платежей за домашнее образование составлял относительно дворянского 10 % в начале XIX в. и 35 % - в начале XX в. с нарастанием по показательной функции. Результаты расчетов после указанной дооценки приводятся в табл. 5.

Они показывают, что в реальном выражении объем услуг домашнего образования быстро расширялся в первые два десятилетия XIX в., после коррекционного перерыва - с конца 1820-х по начало 1860-х гг., резко сжался вслед за отменой крепостного права, с восстановлением на протяжении 1870-1880-х гг. С конца 1880-х гг. этот сегмент пребывал в стадии стагнации. Таким образом, возросшее участие высших городских сословий не компенсировало нараставший отток потребителей-дворян в институциализированный сегмент образования.

Выводы

В ходе проведенного исследование автор приходит к следующим выводам.

1. Разработанные на материале Ярославской губернии методы реконструкции производства образовательных услуг в неформальном секторе могут быть применены к другим регионам Центральной России и к Сибири, Дальнему Востоку, национальным окраинам с рядом поправок в отношении входных параметров разработанных моделей. Соответственно, появятся новые количественные свидетельства для анализа региональных тенденций на фоне общероссийских, конвергенции и дивергенции регионов в процессе расширения образовательного пространства страны.

2. Наличие длинных рядов данных о сопоставимом во времени объеме потребления образовательных услуг в домашнем сегменте позволяет рассмотреть в более широком контексте проблему соотношения индивидуализированного и массового обучения в условиях перехода к использованию индустриальных технологий. В начале XIX в. домашнее образование скорее всего превышало масштабы ин-ституциализированного. Но на определенном этапе первое начинает уступать место второму, для которого характерно менее благоприятное соотношение учащихся на одного учителя. Таким образом, традиционные и инновационные образовательные технологии и институты могут одновременно конкурировать и взаимодействовать в процессах системной трансформации традиционного общества в современное.

3. Одной из перспектив использования полученных результатов является учет неформального сектора образовательных услуг как составляющей объема региональных экономик России в основных показателях системы национальных счетов, с построением пилотных оценок за период до 1885 г. и возможностью пересмотра имеющихся.

Из оценок П. Грегори35, скорректированных А. Черемухиным и соавторами36, следует, что потребление образовательных и медицинских услуг, формирующих человеческий капитал, составляло 0,69 % ВВП страны в 1885 г. и 1,86 % - в 1913 г. Потенциал их пересмотра в сторону повышения оценивается до уровней в 2 и 5 % за соответствующие годы.

4. Ключевой проблемой содержательной интерпретации является изучение механизмов воздействия различных образовательных практик на социально-экономическое развитие России. Из теории человеческого капитала следует, что вклад образования в рост экономики должен значительно превосходить его вклад в выпуск и добавленную стоимость, в первую очередь, за счет повышенной способности генерировать положительные «внешние эффекты» по сравнению с физическим капиталом.

В этом отношении важен социальный аспект распространения домашнего образования. Его выход за рамки дворянского сословия и распространение среди купечества вели к более сильному воздействию на экономическое развитие. Такой

35 Грегори П. Указ. соч. С. 107-108, 146-147, 154, 232-242.

36 Cheremukhin A., Golosov M., Guriev S., Tsyvinski A. The Industrialization and Economic Development of Russia through the Lens of a Neoclassical Growth Model // Review of Economic Studies. 2017. Vol. 84. No. 2. Online Appendix.

процесс наблюдался в конце XIX в. - начале XX в. в Ярославской губернии, где он протекал более интенсивно на фоне других регионов Российской империи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, полученные результаты модельных расчетов открывают новые перспективы в сфере междисциплинарных исследований при их дальнейшем использовании в указанных содержательных контекстах, требующих отдельного углубленного рассмотрения.

Поступила в редакцию / Submitted: 02.11.2020

Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 14.09.2021 Принята к публикации / Accepted for publication: 07.03.2022

References

Alekseeva, E.V. Diffuziya evropeiskikh innovatsii v Rossii (XVIII - nachalo XX v). Moscow: ROSSPEN Publ., 2007 (in Russian).

Barashev, M.A. "Domashnee vospitanie v russkoi dvoryanskoi sem'e vtoroi poloviny XVIII - nachala

XIX v." Educational Studies, no. 1 (2010): 225-236 (in Russian). Batyushkov, K.N. Izbrannye sochineniia. Moscow: Pravda Publ., 1986 (in Russian). Beсker, S. Nobility and privilege in late Imperial Russia. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2004 [1985] (in Russian).

Bushen, A., ed. Statisticheskie tablitsy Rossiiskoi imperii, vol. 2. St. Petersburg: [S.n.], 1863 (in Russian). Chekalova, I.V. "Novye materialy k biografii rodstvennikov K.N. Batyushkova (po materialam GAVO)."

In Batyushkov. Issledovaniia i materialy. Cherepovets: ChGU Publ., 2002 (in Russian). Chekhov, A.P. "Na podvode." In Sochineniya v 18 tomakh, vol. 9. Moscow: Nauka Publ., 1977. P. 335-342 (in Russian).

Chekhov, A.P. "Razmaznia." In Sochineniia v 18 tomakh, vol. 2. Moscow: Nauka Publ., 1975. P. 62-63 (in Russian).

Cheremukhin, A., Golosov, M., Guriev, S., and Tsyvinski, A. "The Industrialization and Economic Development of Russia through the Lens of a Neoclassical Growth Model". Review of Economic Studies 84, no. 2 (2017): 613-649 + Online Appendix, https://doi.org/10.1093/restud/rdw026 Dneprov, E.D., ed. Rossiiskoe zakonodatel'stvo ob obrazovanii XIX - nachala XX veka: sb. doku-

mentov: v 3 t. Moscow: Izd. dom Vysshei shkoly Publ., 2017 (in Russian). Dolgorukov, I.M. Kapishche moego serdtsa, ili Slovar' vsekh tekh lits, s koimi ya byl v raznykh otno-

sheniyakh v techenie moei zhizni. Moscow: Nauka Publ., 1997 (in Russian). Emel'yanova, A.V., and Safronova, A.M. "Memuary o domashnikh uchitelyakh v dvoryanskikh

sem'yakh Rossii XVIII v." Pedagogical Education in Russia, no. 5 (2014): 7-12 (in Russian). Fausek, Yu.I. Russkaya uchitel'nitsa: vospominaniia Montessori-pedagoga. Moscow: Forum Publ., 2010 (in Russian).

Goncharov, M.A. "Sotsial'no-pravovoi status i material'noe polozhenie uchitelei gimnazii v Rossii XIX v."

Science and School, no. 5 (2011): 129-135 (in Russian). Gregory, P. Ekonomicheskii rost Rossiiskoi imperii (konets XIX v. - nachalo XX v.): Novye podschety i

otsenki. Moscow: ROSSPEN Publ., 2003 [1982, 1994] (in Russian). Guseva, N.S. "Application of mathematical methods in researches on the Russian agrarian history of the post-reform and Soviet periods: historiographical aspects of the problem (the 1960s - the beginning of the 1990s.)." Tomsk State University Journal of History, no. 46 (2017): 155-162. Kabuzan, V.M., and Troitskii, S.M. "Izmeneniya v chislennosti, udel'nom vese i razmeshchenii dvor-

yanstva v Rossii v 1782-1858 gg." Russian History, no. 4 (1971): 153-169 (in Russian). Kaser, M. "Education in Tsarist and Soviet Development." In Essays in Honour of E.H. Carr. London:

Macmillan, 1974. P. 229-254. Kessler, G., and Markevich, A. Electronic Repository of Russian Historical Statistics, 18th-21st centuries. 2019. URL: http://ristat.org/ Khvoshchinskaya, E.Yu. Vospominaniya Eleny Yur'evny Khvoshchinskoi (rozhdennoi knyazhny Go-

litsynoi) (1850-1907). Moscow: Gos. publ. ist. b-ka Rossii Publ., 2016 (in Russian). Kolosova, E.M. "Domashnee obrazovanie v seredine XIX veka." Universum: Vestnik Gertsenovskogo

universiteta, no. 7 (2010): 67-71 (in Russian). Konchakov, R.B., and Korchmina, E.S. "The Structure of Noble Property of the Moscow Gentry in

1812." Istoriya 11, no. 3 (2020), https://doi.org/10.18254/S207987840009536-8 (in Russian). Korchmina, E., and Zorin, A. "Karamzin and Money." Cahiers duMondeRusse 59, no. 1 (2018): 117-140.

Korelin, A.P. Dvoryanstvo vporeformennoiRossii 1861-1904gg. Moscow: Nauka Publ., 1979 (in Russian).

Leont'ev, M.A. Moi vospominaniya, ili sobytiya v moei zhizni 1785-1834. Moscow: Gos. publ. ist. b-ka Rossii Publ., 2019 (in Russian).

Lotman, Yu.M. Besedy o russkoi kul'ture: Byt i traditsii russkogo dvoryanstva (XVIII - nachalo KLK veka). St. Petersburg: Iskusstvo-SPB Publ., 1994 (in Russian).

Lotman, Yu.M. Pushkin: Biografiya pisatelya; Stat'i i zametki, 1960-1990; Evgenii Onegin: Kommen-tarii. St. Petersburg: Iskusstvo-SPB Publ., 1995 (in Russian).

Mironov, B.N. Istoriia v tsifrakh. Leningrad: Nauka Publ., 1991 (in Russian).

Mironov, B.N. Khlebnye tseny v Rossii za dva stoletiia (XVIII-ХIХ vv.). Leningrad: Nauka Publ., 1985 (in Russian).

Mironov, B.N. Rossiiskaya imperiya: ot traditsii k modernu: v 3 t. St. Petersburg: Dm. Bulanin Publ., 2014-2015 (in Russian).

Podol'skaya, I.I., ed. Russkie memuary. Izbrannye stranitsy. XVIIIvek. Moscow: Pravda Publ., 1988 (in Russian).

Prokofeva, E.A. "Zakonodatel'noe regulirovanie chastnoi obrazovatel'noi initsiativy v Rossii pervoi poloviny XIX veka." Ezhegodnik rossiiskogo obrazovatel'nogo zakonodatel'stva, no. 8 (2013): 162-185 (in Russian).

Seliverstova, N.M. Rossiiskoe dvorianstvo nakanune i v period reform 60-70-kh godov XIX veka. Moscow: KDU, Universitetskaia kniga Publ., 2015 (in Russian).

Sergeeva, S.V. Istoriia domashnego obrazovaniia i chastnoi shkoly v Rossii (poslednyaia chetvert' XVIIIv. -pervayapolovinaXIXv.). Penza: PGTU Publ., 2010 (in Russian).

Shokareva, A. Dvorianskaia sem 'ia. Kul'tura obshcheniia. Russkoe stolichnoe dvorianstvo pervoi poloviny XIXveka. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2017 (in Russian).

Sizova, O.V. "Dvorianstvo Iaroslavskoi gubernii v kontse XVIII - pervoi polovine XIX vekov." PhD diss. Iaroslavl', 1999 (in Russian).

Solodyankina, O.Yu. "Anomal'naia povsednevnost' inostrannykh guvernerov v usloviiakh voiny 1812 g." In Voina ipovsednevnaia zhizn' naseleniiaRossiiXVII-XXvv. St. Petersburg: LGU im. A.S. Push-kina Publ., 2014. P. 519-524 (in Russian).

Solodyankina, O.Yu. "Prepodavanie inostrannykh iazykov v sisteme domashnego obrazovaniia v dore-volyutsionnoi Rossii." In Vzaimodeistvie nauki i obrazovaniia v akademicheskom prostranstve. Cherepovets: Cherepovetskii gos. un-t Publ., 2019. P. 52-63 (in Russian).

Solodyankina, O.Yu. Inostrannye guvernantki v Rossii (vtoraia polovina XVIII - pervaia polovina XIXveka). Moscow: Academia, 2007 (in Russian).

Solodyankina, O.Yu. Sovremenniki I.A. "Milyutina: sravnenie obrazovatel'nykh strategii i praktik dvoryanstva i kupechestva." In Milyutinskie chteniya, vol. 9. Cherepovets: Cherepovetskii gos. un-t, 2018. P. 16-18 (in Russian).

Solov'ev, K.A "Vo vkuse umnoi stariny... " Usadebnyi byt rossiiskogo dvorianstva II poloviny XVIII -1 poloviny XIXvekov: Po vospominaniiam, pis'mam i dnevnikam. St. Petersburg: Nestor Publ., 1998 (in Russian).

Troinitskii, N.A., ed. Pervaya Vseobshchaiaperepis'naseleniiaRossiiskoi imperii 1897g., vol. L. Iaro-slavskaia guberniia. St. Petersburg: [S.n.], 1904 (in Russian).

Ul'yanova, G.N. "Chastnaia zhizn' kupecheskoi sem'i v XIX veke po avtobiograficheskim istochnikam: rozhdenie, vospitanie, vstuplenie v brak, semeinye otnosheniia." In Mnogogrannyi talant istori-ka: Pamiati doktora istoricheskikh nauk professora A.P. Korelina. Moscow: In-t rossiiskoi isto-rii RAN Publ., 2019. P. 276-312 (in Russian).

Yakovkina, N.I. Istoriia russkoi kul'tury: XIXvek. St. Petersburg: Lan' Publ., 2000 (in Russian).

Yakovkina, N.I. Russkoe dvorianstvo pervoi poloviny XIX veka: Byt i traditsii. St. Petersburg: Lan' Publ., 2002 (in Russian).

Yanzhul, I.I. Vospominaniia o perezhitom i vidennom v 1864-1909 gg. Moscow: Gos. publ. ist. b-ka Rossii Publ., 2006 (in Russian).

Информация об авторе / Information about the author

Дмитрий Валерьевич Диденко, д-р эконом. наук, канд. истор. наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории экономической и социальной истории, профессор кафедры истории экономики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; 119571, Россия, Москва, проспект Вернадского, 82, стр. 1, didenko-dv@ranepa.ru; https://orcid.org/0000-0001 -5295-2538

Dmitry V. Didenko, Dr. habil. econ., Ph.D. in hist., Leading Researcher of the Research Laboratory of Economic and Social History, professor of the Department of Historical Economics, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; 82, bild. 1, Vernadskogo prospekt, Moscow, 119571, Russia; didenko-dv@ranepa.ru; https://orcid.org/0000-0001-5295-2538

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.