Современный Китай несет в себе данную культовую реальность, воплощая ее в каждодневных массовых занятиях медитацией. Практически в любом населенном пункте КНР и Тайваня рано утром можно наблюдать потрясающее зрелище, когда огромное количество людей в парках, скверах или просто во дворе и дома одновременно в едином дыхательном ритме вращают дао в себе и вокруг себя, выполняя упражнения Тай-цзи - гимнастику «Великого Предела». На мой вопрос китайским коллегам, почему они предпочитают заниматься Тайцзицюань в массовых группах, почему бы не практиковать этот вид физической культуры индивидуально, мне был дан оригинальный и интересный ответ: «А мы не спортом занимаемся, мы Землю вращаем». Причем так делает весь Китай в одно и то же время, образуя неделимую нить культового единства нации. Подобных культовых нитей в современной китайской культуре множество. Все они переплетаются между собой, создавая сложную ткань культовой реальности, связывающую современных китайцев с их культурным прошлым и будущим.
Лишь став участником этого культового действа, можно понять ощущения людей, строящих современное общество на фундаменте древних культовых традиций. Находясь в этом потоке, ты действительно становишься частью Вселенной, ощущаешь на себе «живую» силу культовой реальности. Однако, не побывав в этой реальности, трудно понять и тем более принять философию Пути. Поэтому истина может быть постигнута только при ее живом воздействии на исследователя, который должен отдаться ее постижению целиком, сделав ее своей культовой реальностью.
Литература
1. Антология даосской философии / сост. В.В. Малявин, Б.Б. Виноградский. - М.: Калашников-Комаров и Ко, 1994.
- 448 с.
2. Григорьева Т. П. Даосская и буддийская модели мира // Дао и даосизм в Китае. - М.: Наука, 1982.
3. Дао дэ цзин / пер. Ян Хин-шун. - СПб.: Азбука, 1999.
- 182 с.
4. Лао-Цзы. Книга о пути и силе / пер. и коммент. А. Кувшинов. - Новосибирск: Вико, 1992. - 128 с.
5. Мудрецы Китая. Ян Чжу. Ле Цзы. Чжуан Цзы / пер. с кит. Л.Д. Позднеевой. - СПб.: Петербург - ХХ1 век, 1994. -416 с.
6. Стулова Э.С. Даосская практика достижения бессмертия // Из истории традиционной китайской идеологии.
- М.: Наука, 1984. - С.230-271.
7. Сунь Лутан. Ба-гуа цюань сюе / пер. с кит. И.В. Горбунова. - Кемерово, 1990. - 134 с.
8. Тендит К.Н. Культовые практики Дальнего Востока в свете классической, неклассической и постнеклассической научной рациональности // Вестник Челябинского гос. унта. Сер.: Востоковедение. Евразийство. Геополитика. - № 13. - С.89-103.
9. Тендит К. Н. Специфика взаимодействия культового сознания и культовой реальности // Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе. -Балашов: Николаев, 2003. - С. 331-334.
10. Тендит К.Н. Культовые практики философских школ даосизма и буддизма // История освоения Россией Приамурья и современное социально-экономическое состояние региона: материалы междунар. науч.-практ. конф. 14-15 апреля 2006 г. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсом. гос. пед. ун-та, 2005. - С.133-143.
Тендит Константин Николаевич - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии Ком-сомольского-на-Амуре государственного технического университета.
Tendit Konstantin Nikolaevich - candidate of philosophical sciences, associate professor of department of philosophy and sociology.
e-mail: [email protected]
УДК 796.83
О.А. Федоренко, А.В. Гаськов, А.А. Сахиулин
Модельные показатели соревновательной деятельности боксеров-юношей
В статье рассматриваются современные подходы в анализе соревновательной деятельности боксеров и их модельные характеристики. На основе разработанных и научно обоснованных модельных характеристик соревновательной деятельности боксеров-юношей тренеры по боксу будут иметь более широкие возможности для успешного роста спортивного мастерства боксеров-юношей.
Ключевые слова: соревновательная деятельность, современный бокс, спортсмены - боксеры, модельные характеристики, эффективность атаки.
2010/13
O.A. Fedorenko, A. V. Gakov, A. A. Sakhiu/in Characteristics of boxers competition activities
The article is devoted to the modern approaches in analysis of young boxers’ competitive activity and their model characteristics On the basis of the developed and evidence-based model characteristics of competitive activity of boxers their coaches will have more opportunities for successful growth of boxers’ sportsmanship.
Key words: competitive activity, modern box, boxers, model characteristics, effectiveness of attack.
Постановка проблемы и ее взаимосвязь с важными научными и практическими задачами. Определение модельных характеристик соревновательной деятельности боксеров, пригодных для эффективного использования их непосредственно в учебно-тренировочных занятиях боксеров-юношей, а также в спорте высших достижений, является в настоящее время актуальной проблемой. Имея разработанные, научно обоснованные модельные характеристики соревновательной деятельности боксеров-юношей, тренеры по боксу будут иметь более широкие возможности для успешного роста спортивного мастерства боксеров-юношей.
Анализ последних исследований, формулировка целей и задач исследования. Результаты исследований и их обсуждение. В экспериментальной группе боксеров-юношей были проведены контрольные спарринги, которые снимались на видеокамеру. На основе анализа видеозаписей контрольных спаррингов боксеров экспериментальной группы были разработаны их модельные характеристики соревновательной
деятельности. Для сравнения этих модельных характеристик соревновательной деятельности боксеров-юношей были разработаны и использованы модельные характеристики соревновательной деятельности боксеров-чемпионов России. Все весовые категории были разбиты на три группы: легковесы, средневесы, тяжеловесы. В исследовании были использованы следующие модельные характеристики соревновательной деятельности:
1. Среднее количество ударов за бой (за раунд): а) среднее количество прямых ударов; б) среднее количество боковых ударов; в) среднее количество ударов снизу. 2. Среднее количество боевых действий за бой (за раунд): а) среднее количество атак; б) среднее количество контратак. 3. Среднее количество защит за бой (за раунд): а) среднее количество отходов и отклонов; б) среднее количество ударов на отходах; в) среднее количество подставок. 4. Среднее количество серий за бой (за раунд). Формула боя - 4 раунда по 2 мин (для чемпионов России); 3 раунда - по 2 мин (для боксеров-юношей).
Таблица 1
Средние показатели модельных характеристик соревновательной деятельности чемпионов России
I группа - легковесы___________________________________________________________________________
Модельная характеристика Количество за бой Количество за раунд %
1. Среднее количество ударов: 199 49,75 100
а) прямые удары 106 26,5 53,3
б) боковые удары 51 12,75 25,6
в) удары снизу 42 10,5 21,1
2. Среднее количество боевых действий:
а) атаки 87 21,75 100
б) контратаки 65 16,25 74,4
22 5,5 25,3
3. Среднее количество защит: 106 26,5 100
а) отходы и отклоны 63 15,75 59,4
б) удары на отходах 29 7,25 27,4
в) подставки 14 3,5 13,2
4. Среднее количество серий 40 10 100
Таблица 2
II группа - средневесы___________________________________________________________________
Модельная характеристика Количество за бой Количество за раунд %
1. Среднее количество ударов: 154 38,5 100
а) прямые удары 96 24 62,3
б) боковые удары 44 11 28,6
в) удары снизу 14 3,5 9,1
2. Среднее количество боевых действий:
а) атаки 94 23,5 100
б) контратаки 83 20,75 88,3
11 2,75 11,7
3. Среднее количество защит: 113 28,25 100
а) отходы и отклоны 64 16 56,6
б) удары на отходах 13 3,25 11,5
в) подставки 36 9 31,9
4. Среднее количество серий 30 7,5
Таблица 3
III группа - тяжеловесы
Модельная характеристика Количество за бой Количество за раунд %
1. Среднее количество ударов: 171 42,75 100
а) прямые удары 113 28,25 66,1
б) боковые удары 51 12,75 29,8
в) удары снизу 7 1,75 4,1
2. Среднее количество боевых действий: 82 20,5 100
а)атаки 54 13,5 65,9
б) контратаки 28 7 34,1
3. Среднее количество защит: 102 25,5 100
а) отходы и отклоны 63 15,75 61,8
б) удары на отходах 7 1,75 6,9
в) подставки 32 8 31,3
4. Среднее количество серий 41 10,25
Таблица 4
Показатели модельных характеристик соревновательной деятельности боксеров-юношей экспериментальной группы I группа - легковесы______________________________________________________________________
Модельная характеристика Количество за бой Количество за раунд %
1. Среднее количество ударов: 149 49,7 100
а) прямые удары 105 35 70,5
б) боковые удары 37 12,3 24,8
в) удары снизу 7 2,3 4,7
2. Среднее количество боевых действий: 47 15,7 100
а) атаки 23 7,7 48,9
б) контратаки 24 8 51,1
3. Среднее количество защит: 41 13,7 100
а) отходы и отклоны 19 6,3 46,3
б) удары на отходах 1 0,3 2,5
в) подставки 21 7 51,2
4. Среднее количество серий 40 13,3
Таблица 5
II группа - средневесы_________________________________________________________________________
Модельная характеристика Количество за бой Количество за раунд %
1. Среднее количество ударов: 159 53 100
а) прямые удары 128 42,7 80,5
б) боковые удары 25 8,3 15,7
в) удары снизу 6 2 3,8
2. Среднее количество боевых действий: а) атаки 49 16,3 100
2010/13
б) контратаки 28 9,3 57,1
21 7 49,9
3. Среднее количество защит: 22 7,3 100
а) отходы и отклоны 14 4,7 63,6
б) удары на отходах 1 0,3 4,5
в) подставки 7 2,3 31,9
4. Среднее количество серий 55 18,3
Таблица 6
III группа - тяжеловесы
Модельная характеристика Количество за бой Количество за раунд %
1. Среднее количество ударов: 134 44,7 100
а) прямые удары 110 36,7 82,1
б) боковые удары 22 7,3 16,4
в) удары снизу 2 0,7 1,5
2. Среднее количество боевых действий:
а) атаки 46 15,3 100
б) контратаки 22 7,3 47,8
24 8 52,2
3. Среднее количество защит: 27 9 100
а) отходы и отклоны 10 3,3 37
б) удары на отходах 2 0,7 7,4
в) подставки 15 5 55,6
4. Среднее количество серий 36 12
В результате сравнения модельных характеристик соревновательной деятельности боксе-ров-юношей и боксеров-чемпионов России были получены следующие данные (табл. 1, 2, 3, 4, 5, 6):
1. Боксеры-юноши имеют большое отставание по среднему количеству защит:
1.1. по среднему количеству отходов и от-клонов;
1.2. по среднему количеству ударов на отходах;
1.3. по среднему количеству подставок.
2. Боксеры-юноши имеют большое отставание по среднему количеству атак (боевые действия).
3. Боксеры-юноши имеют большое отставание по среднему количеству ударов:
3.1. по среднему количеству боковых ударов;
3.2. по среднему количеству ударов снизу.
Выводы и перспективы дальнейших исследований. Наши исследования говорят о том, что боксеры-юноши имеют слабую защитную технику и пропускают много ударов противника, отдавая оценочные очки. Количество атак у них значительно меньше, чем у юниоров и мужчин.
Боксеры-юноши предпочитают боксировать на длинных дистанциях, избегая средние и ближние, соответственно понижены средние показатели боковых ударов снизу. Количество прямых ударов, серий ударов, контратак приближается к среднему количеству модельных
характеристик соревновательной деятельности боксеров-чемпионов России.
Наши исследования показали, что современный бокс становится быстрым и жестким. Особенно заметно увеличение силы серийных ударов, что при современном судействе значительно повышает эффективность атаки.
Можно сделать вывод, что современный бокс представлен спортсменом с хорошей физической подготовкой, стабильной техникой, гибкой и разнообразной тактикой. Реализация этих качеств должна проходить в условиях универсальной активно-наступательной тактики, включающей высокий темп боя, при стремлении вести его на средней и ближней дистанциях, применяя сильные, точные, акцентированные одиночные и серийные удары.
Главной задачей тренеров на этапе подготовки являются:
1) универсальный тип технико-тактического мастерства, основанный на освоении умения вести бой на разных дистанциях, в активно- наступательном стиле, с разнообразным арсеналом тактических приемов;
2) стабилизация технико-тактического мастерства в сложной боевой обстановке;
3) повышение волевых качеств и психической устойчивости спортсменов;
4) повышение уровня общей и специальной физической подготовленности.
Применяя на практике модельные характеристики соревновательной деятельности, опреде-
Федорова М.Ю. Развитие мыслительных способностей у младших школьников в процессе обучения двигательным действиям по баскетболу на основе теории развивающего обучения
ленные специалистами, которые назовем целевой моделью, тренеры должны сравнивать их с показателями индивидуальной модели. При этом важно сравнение показателей реальной и целевой модели боксера с адекватными показателями соревновательной деятельности предполагаемого основного соперника.
Данный технологический подход помогает конкретизировать и детализировать подготовку боксеров с учетом их индивидуальных особенностей и особенностей противника.
Литература
1. Бергер М.И. Помехоустойчивость боксера и надежность его выступлений на соревнованиях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. 1984. - 21 с.
2. Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 136 с.
3. Кургузов Г.В., Корженевский А.Н., Шпатенко Ю.А. Адаптация высококвалифицированных боксеров к специализированным тестовым нагрузкам максимальной интенсивности // Вестник спортивной науки. - 2005. - №3 (8). -С.17-20.
4. Новиков А.А., Акопян А.О., Сапунов Г.А. Управле-
ние подготовкой высококвалифицированных спортсменов в видах единоборств: метод. рекомендации / Госкомспорт СССР. - М., 1986. - 43 с.
5. Родионов В.А. Принципы психофизического сопряжения в подготовке спортсменов-единоборцев высокой квалификации // Теория и практика физ. культуры. - 2001.
- №11. - С.34-36.
Федоренко Олег Александрович, начальник физ. подготовки Военного института физической культуры, г. Санкт-Петербург.
Телефон: 79246527552, e-mail:[email protected]
Гаськов Алексей Владимирович, д-р пед. наук, профессор, Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ.
Сахиулин Альфрид Амирович, д-р пед. наук, директор Иркутского техникума физической культуры, г. Иркутск.
Fedorenko Oleg Alexandrovich - head of physical preparation of Military Institute of Physical Culture.
Рк 8-924-652-7552, e-mail:[email protected].
Gas’kov Aleksey Vladimirovich - doctor of pedagogical sciences, professor, head of department of theory of physical culture of Buryat State University.
e-mail: [email protected]
Sakhiulin Al’frid Amirovich - doctor of pedagogical sciences, director of Irkutsk College of Physical Culture.
УДК 372.36
М.Ю. Федорова
Развитие мыслительных способностей у младших школьников в процессе обучения двигательным действиям по баскетболу на основе теории развивающего обучения
Рассматривается воздействие развивающего обучения в формировании «школы мяча» по баскетболу на основе модульной системы обучения, включающей разучивание и запоминание основных опорных точек (ООТ), на уровень развития мыслительных способностей у учеников начальных классов.
Ключевые слова: дети начальных классов, развивающее обучение, основные опорные точки, мыслительные способности.
M.Yu. Fedorova
Development of cogitative faculties of pupils of elementary school in the process of learning of motor actions in basketball on the base of the theory of developmental education
The article deals with the influence of developmental education in the organization of the “ball school” in basketball on the basis of modular system of education which includes skill activity and memorizing of the general points of control (GPC), on the level of cogitative faculties of pupils of elementary school.
Key words: children of elementary school, developmental education, general points of control, cogitative faculties.
Несмотря на относительно полную теоретическую разработанность проблемы одновременного развития умственных и двигательных способностей детей в процессе физического воспитания, эти идеи не получили должного признания и широкого применения у младших школьников. Изложенные факты свидетельствуют о наличии противоречия между многочисленными теоретическими данными, подтверждающими тесную взаимосвязь двигательного и умственно-
го развития детей, и недостаточностью методик их сопряженного воздействия [11]. Исследования Л.И. Лубышевой, В.К. Бальсевича (2006) доказывают, что физкультурное образование в современном обществе должно заботиться не только о физическом развитии человека, но и способствовать формированию интеллектуальной сферы личности, проявляющейся в высокоразвитой мыслительной активности.
Как считают М.Д. Кудрявцев (2004), Е.А. Ко-