Научная статья на тему 'Модельная среда для внутреннего оборудования носовых отсеков летательных аппаратов'

Модельная среда для внутреннего оборудования носовых отсеков летательных аппаратов Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
321
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / РЕАКТИВНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ / УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА / БОРТОВАЯ АППАРАТУРА / ДИАГРАММА ДЕФОРМИРОВАНИЯ / МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / FLYING VEHICLE / JET FIGHTER / GUIDED ROCKET / ONBOARD APPARATUS / DEFORMATION DIAGRAM / MECHANICAL PROPERTIES

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Марков Владимир Александрович, Овчинников Анатолий Федорович, Пусев Владимир Иванович

Рассмотрены особенности внутреннего оборудования носовых отсеков летательных аппаратов типа реактивных истребителей и управляемых ракет, включающие блочную компоновку бортовой радиоэлектронной аппаратуры. На основе анализа компоновочных характеристик, состава конструкционных и радиотехнических материалов, испытаний на сжатие блоков бортовой аппаратуры при пластических деформациях и уплотнении предложена модельная среда для внутреннего оборудования носовых отсеков летательных аппаратов в виде высокопористых алюминиевых сплавов или сотовых конструкций из алюминиевых сплавов для применения в расчетной и экспериментальной областях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Марков Владимир Александрович, Овчинников Анатолий Федорович, Пусев Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модельная среда для внутреннего оборудования носовых отсеков летательных аппаратов»

УДК 620.17:629.05:629.7

В. А. Марков, А. Ф. Овчинников, В. И. П у с е в

МОДЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО ОБОРУДОВАНИЯ НОСОВЫХ ОТСЕКОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Рассмотрены особенности внутреннего оборудования носовых отсеков летательных аппаратов типа реактивных истребителей и управляемых ракет, включающие блочную компоновку бортовой радиоэлектронной аппаратуры. На основе анализа компоновочных характеристик, состава конструкционных и радиотехнических материалов, испытаний на сжатие блоков бортовой аппаратуры при пластических деформациях и уплотнении предложена модельная среда для внутреннего оборудования носовых отсеков летательных аппаратов в виде высокопористых алюминиевых сплавов или сотовых конструкций из алюминиевых сплавов для применения в расчетной и экспериментальной областях.

E-mail: mva_2805@mail.ru

Ключевые слова: летательный аппарат, реактивный истребитель, управляемая ракета, бортовая аппаратура, диаграмма деформирования, механические свойства.

В настоящей работе под летательными аппаратами (ЛА) понимаются самолеты типа реактивных истребителей (РИ) и управляемые ракеты (УР). Динамические модели ЛА для задач аэроупругости и аэроавтоупругости и контактных задач удара ЛА при взаимодействии с различными средами применимы в области упругих деформаций материалов конструкции ЛА [1-3]. Аналогичное ограничение имеют динамические модели для внутреннего оборудования и приборов носовых отсеков ЛА [4-6]. Рассматриваются подходы, которые учитывают большие упругопластические деформации и уплотнение внутреннего оборудования носовых отсеков ЛА при решении контактных задач ударного взаимодействия ЛА с различными средами.

Наиболее близкой к настоящей работе является динамическая модель ЛА типа УР, рассмотренная в работах [7, 8] (рис. 1). При решении

Рис. 1. Расчетная схема ЛА типа УР:

A — носовой отсек; B — отсек боевой части; C — топливный и двигательный отсеки; D — стартовый ускоритель

задачи о высокоскоростном взаимодействии ЛА с тонкой металлической преградой конструкция ЛА заменялась стержнем, содержащим деформируемую бортовую аппаратуру (БА) носового отсека, а другие структурные элементы считались недеформируемыми. Механический аналог БА, являющейся внутренним оборудованием носового отсека ЛА, в работах [7, 8] определен умозрительным путем, но отмечены низкая средняя плотность носового отсека и его аналогия с композиционной сотовой конструкцией [7].

Из анализа конструктивно-компоновочных схем ЛА типа РИ следует, что носовой отсек даже РИ с компоновкой самолет-двигатель [9] содержит бортовую радиолокационную станцию (БРЛС) и другую радиоэлектронную аппаратуру (РЭА), что в полной мере относится к РИ последующих поколений как зарубежной [10-13], так и отечественной [14, 15] разработок. Бортовая аппаратура, составляющая внутреннее оборудование носовых отсеков отечественных РИ, — это блоки РЭА, которые собраны в компактные конструкции, закрываемые снаружи фюзеляжем (корпусом) ЛА [16, 17]. Аналогичная блочная компоновка реализуется и в зарубежной авиационной технике [13] (рис.2).

В отличие от РИ в носовом отсеке УР, как правило, содержится головка самонаведения вместо БРЛС и другая РЭА, которая выполняет функции наведения и управления. Относительно высокую плотность монтажа блоков РЭА в носовом отсеке УР можно показать на при-

5 6 7

Рис. 2. Компоновка носового отсека РИ "Рафаль" (Франция):

1 — волноводный тракт; 2 — приемное устройство; 3 — процессорный блок; 4 — передатчик; 5 — облучатель; 6 — блок формирования диаграмм направленности; 7 — радиопрозрачный обтекатель

Рис. 3. Конструктивно-компоновочные схемы ПКР 3М80 "Москит" (Россия) (а) и ИБ815 (Швеция) (б):

а — А — носовой отсек; В — отсек боевой части; С — топливный и двигательный отсеки; б — А — носовой отсек; В — отсек боевой части и топливный отсек; С — двигательный отсек; О — хвостовой отсек

мере конструктивно-компоновочных схем противокорабельных ракет (ПКР) 3М80 "Москит" (Россия) [18] (рис. 3, а) и ЯБ815 (Швеция) [19] (рис. 3, б). По своим компоновочным характеристикам БА, размещаемая на самолетах, космических аппаратах и ракетах, существенно отличается от возимой аппаратуры, размещаемой на автомобильном, железнодорожном, речном и морском транспорте, и стационарной, размещаемой в зданиях и сооружениях [20] (табл. 1, где рА — средняя плотность аппаратуры; ку — обобщенный коэффициент заполнения блока аппаратуры узлами и деталями).

Таблица 1

Компоновочные характеристики аппаратуры

Вид РЭА

Тип РЭА Стационарная Возимая Бортовая

РА, г/см3 kv РА, г/см3 kv РА, г/см3 kv

Передающая 0,4-0,7 0,2 0,6-0,7 0,4 0,8-1,0 0,6-0,7

Приемная 0,4-0,5 0,4 0,6-0,8 0,5 0,8-1,0 0,7-0,8

Релейная 0,6-0,7 0,7 0,7-0,9 0,7 1,0-1,2 0,8-0,9

Выпрямительная 0,8-1,0 0,5 0,9-1,2 0,7-0,9 до 1,6 до 1

Следует отметить, что на фоне сообщений о микроминиатюризации элементной базы РЭА может складываться обманчивое впечатление о соответствующем постоянном снижении массы и габаритных размеров БА ЛА, которое усиливается данными о микроминиатюризации одного из важных составляющих элементов БА типа бортовой ЭВМ (БЭВМ). Например, в работе [21] приведены данные о развитии БЭВМ ракет-носителей и космических аппаратов за период с 1965 по 1975 гг., которое сопровождалось снижением массы в 13 раз, объема в 20 раз при одновременном повышении быстродействия в 40 раз. У баллистических ракет (БР) США "Минитмен-2" масса БЭВМ Б-37С уменьшилась в 1,6 раза и объем — в 3,6 раза в сравнении с БЭВМ Б-17Б у БР "Минитмен-1" [22]. Однако масса приборного отсека, включающего БЭВМ, у БР США по мере их развития возрастала: у "Минитмен-3" в сравнении с "Минитмен-2" в 1,3... 1,55 раза, а у БР МХ по отношению к "Минитмен-2" в 1,73... 2,08 раза или по отношению к "Минитмен-3" в 1,33 раза [23].

Аналогичное возрастание массы БА наблюдается и по мере совершенствования наиболее распространенной за рубежом ПКР семейства "Гарпун" (США), где модификации С (предпоследняя) и Е (последняя), имеют массу БА соответственно в 1,31 и 2,67 раза больше по сравнению с массой БА первой модификации А [24-26]. В целом темпы развития ЛА различных типов превосходят или не уступают темпам микроминиатюризации элементной базы РЭА, что может приводить к росту или стабилизации доли БА в конструкции ЛА при их развитии. Получаемые результаты можно объяснить тем, что доля первичных материалов, выполняющих основные функции РЭА, составляет 0,03 % [20] объема РЭА, поэтому микроминиатюризация такой доли не имеет решающего значения. Остальную часть объема РЭА занимают вспомогательные и конструкционные материалы и так называемый воздух (зазоры и пустоты). Объем воздуха может зависеть от геометрических факторов, требований по тепловому режиму, по локализации физических полей и от других причин [20].

Блоки БА составляют примерно 70. . . 75 % массы внутреннего оборудования носовых отсеков ЛА и заполняют 90. . . 95 % площади поперечного сечения отсека. Остальная часть массы носового отсека приходится на рамы, узлы крепления, межблочные жгуты и кабели системы наддува, охлаждения и т.д. Из этого следует, что механические свойства внутреннего оборудования носовых отсеков ЛА будут определяться в основном механическими свойствами блоков БА. В литературе [20, 27, 28] отмечается широкое применение в БА алюминиевых сплавов в качестве конструкционных материалов (для корпуса, шасси, радиаторов, экранов и т.д.).

В известных методах механических испытаний блоков БА при статических и динамических нагрузках не предусмотрены испытания,

Рис.4. Блоки БА перед испытаниями на сжатие (я) и после испытаний (б) (номера блоков БА соответствуют номерам в табл. 2-4)

при которых конструкция блоков БА доводится до пластических деформаций и уплотнения, так как основной целью этих испытаний является проверка функционирования аппаратуры при неразрушаю-щих эксплуатационных нагрузках [4-6]. Проведенные испытания блоков БА на сжатие при пластических деформациях и уплотнении позволяют оценить не только механические свойства блоков БА, но и их амортизирующие свойства. Компоновочные характеристики испытанных блоков БА (рис. 4, а) приведены в табл. 2 (где обозначено: а х Ь х с

— габаритные размеры блока БА (соответственно ширина, длина, высота); т, V — масса и объем блока БА; рА, а0 — средняя плотность и начальная пористость блока БА; кум — коэффициент заполнения объема блока конструкционными и радиотехническими материалами; аЭ

— эквивалентная начальная пористость блока БА; Да = (аЭ — а0)/а0

— относительное расхождение между значениями а0 и аЭ.

Таблица 2

Компоновочные характеристики блоков БА

№ п/п а x b x с, см m, г V, см3 PA, г/см3 ао куш аэ Да, %

1 9,8x18,5x14,3 3267 2593 1,26 2,38 0,42 2,18 -8,8

2 17,5x20,0x6,0 2651 2100 1,26 2,77 0,36 2,18 -21,3

3 15,5x20,0x8,0 2951 2480 1,19 2,83 0,35 2,31 -18,4

Средняя плотность блоков БА [20] вычислялась по формуле рА = m/V, пористость блоков БА — как а0 = V/(V — К), где К — объем пустот, содержащихся в блоке БА. Объем пустот Vn можно

условно разделить на две составляющие: У — объем блока, который не занят узлами и радиодеталями; У2 — объем пустот, который содержится в узлах и радиодеталях. Объемы У и У2 определялись экспериментальным путем. При определении VI внутренний объем блока заполнялся водой и ее объем давал значение VI. Аналогично определялся объем У2. По аналогии с показателем компоновки блоков (обобщенным коэффициентом заполнения объема блока узлами и деталями ку [20]) можно ввести коэффициент заполнения объема блока материалами кум, который будет определять долю объема блока БА, занятую конструкционными и радиотехническими материалами: кум = (V - Уп)/У = 1/ао.

Следует отметить, что кум всегда меньше обобщенного коэффициента заполнения объема блока узлами и радиодеталями ку [20], так как при определении ку не учитываются пустоты в конструкциях узлов и радиодеталей. Эквивалентная начальная пористость аЭ соответствует начальной пористости блока БА с плотностью рл, изготовленного целиком из пористого алюминиевого сплава с плотностью исходного сплава 2,75 г/см3. Из табл. 2 следует, что расхождение значений а0 иаЭ не превышает 23 %. По результатам измерений зазоров между узлами и радиодеталями, а также между платами в испытанных блоках БА получен следующий диапазон изменения а0 = 0,4... 1,5 см.

Если в качестве характерного линейного размера Ь выбрать минимальный габаритный размер Ь = 6 см (см. табл. 2), то относительные зазоры будут определяться диапазоном а0/Ь = 0,067... 0,25, что примерно на один-два порядка меньше минимального габаритного размера блока БА. Для носовых отсеков ЛА типа РИ и УР, диаметр которых может служить минимальным характерным размером носового отсека и определяется диапазоном от 0,5 до 1,2 м, следует ожидать значительного уменьшения величины а0/Ь, так как значение а0 не изменится, а минимальный характерный размер носового отсека значительно увеличится. Если в качестве минимального характерного размера носового отсека принять диаметр d = 0,5 м, то а0/Ь = 0,008... 0,03. При таких относительных зазорах и пустотах возможно применение уравнений механики сплошных сред для расчета напряженно-деформированного состояния внутреннего оборудования носовых отсеков ЛА.

В результате анализа конструкций блоков БА получено, что они имеют среднюю плотность в диапазоне 1,19... 1,26 г/см3, характерную для БА [20] (см. табл. 1). Конструкции блоков имеют высокую начальную пористость в диапазоне 2,38... 2,83, т.е. более 58 % объема блоков занимают зазоры и пустоты. Результаты приближенного анализа конструкционных материалов блоков БА (табл. 3) показывают, что основную долю массы и объема твердой фазы, или матрицы блоков БА,

Таблица 3

Содержание материалов в блоках БА (доля массы/ доля объема матрицы)

№ п/п Сплавы Al-Mg Сплавы Fe Сплавы Cu Пластмассы Компаунды Бумага Стекло Резина Керамика Сплавы W

1 0,604 0,681 0,158 0,061 0,098 0,039 0,062 0,126 0,022 0,026 0,0125 0,035 0,031 0,012 0,0057 0,016 0,0048 0,0037 0,002 0,0003

2 0,668 0,765 0,166 0,072 0,08 0,034 0,036 0,067 0,023 0,027 0,0005 0,002 - 0,012 0,023 0,0145 0,01 -

3 0,593 0,730 0,231 0,103 0,091 0,039 0,046 0,070 0,0176 0,0213 - - 0,0207 0,0303 0,0007 0,0077 -

составляют металлические сплавы: алюминиево-магниевые, железные и медные. Их доля достигает 95,4 % массы и 92,1% объема матрицы. Основные конструктивные и силовые элементы блоков (корпуса, экраны, перегородки, радиаторы, узлы крепления и т.д.) выполнены из алюминиево-магниевых сплавов (как литейных, так и деформируемых), доля которых достигает 66,8 % массы и 78,5 % объема матрицы.

Испытания блоков БА проводились в статических условиях на прессе силой 0,5 МН. В процессе деформирования и уплотнения блоков БА (рис. 4, б) проводилась непрерывная запись диаграмм деформирования в координатах ^ — х (сила-перемещение). При деформировании и уплотнении площадь поперечного сечения увеличивалась незначительно (не более 5... 10%). Поэтому пересчет машинных диаграмм в координаты а—е (напряжение-деформация) проводился при условии постоянной площади поперечного сечения блоков, равной начальной. Диаграммы деформирования приведены на рис. 5 (сплошными линиями обозначены диаграммы деформирования блоков, а штриховыми линиями — аппроксимация с помощью логарифмической зависимости напряжения а от пористости а [29]):

а = А 1п [а/(а — 1)] + В. (1)

С учетом того, что при деформировании и уплотнении площадь поперечного сечения блоков БА изменяется незначительно, из уравнения (1) может быть получена формула для аппроксимации диаграмм деформирования и уплотнения блоков БА в следующем виде:

а = А 1п {[ао (1 — е)]/[ао (1 — е) — 1]} + В.

Коэффициенты А и В для аппроксимации диаграмм деформирования и уплотнения различных блоков БА приведены в табл. 4.

0 0,2 0,4 £

Рис. 5. Диаграммы деформирования блоков БА при пластических деформациях и уплотнении: (1а-3 - см. табл. 4)

Таблица 4

Механические характеристики и показатели амортизирующих свойств

блоков БА

№ п/п <р < £c,% ^0,4 ^0,35 ^0,3 По,4 П0,35 П0,3 A B

МПа МПа % МПа

1а 5,0 15,0 58,0 52,0 37,0 24,0 247 147 60 40 -12

1б 11,0 4,5 58,0 13,0 13,0 15,0 189 189 233 25 -8,6

2 1,0 6,5 63,9 14,5 13,6 13,5 123 109 108 15 0,8

3 12,0 35,3 64,7 - 61,0 46,8 - 73 33 75 -6

Все диаграммы имеют близкий к прямолинейному начальный участок, обусловленный упругим изгибом стенок корпусов блоков. При дальнейшем деформировании более пологие участки соответствуют пластическому уплотнению конструкций блоков БА. Следует отметить, что при испытаниях блоков БА на сжатие отсутствует явление хрупкого разрушения и не наблюдается четко выраженного предела прочности. По аналогии с пористыми пенопластами, эту характеристику можно определить условно как напряжения, соответствующие заданной деформации конструкции блока, — 2,5 и 10% [30] и обозначить их как и ст^р. Значения этих напряжений приведены в табл. 4.

Вид диаграммы уплотнения и значения критических напряжений сткр и ст^'р зависят от направления нагружения, что говорит об анизотропии механических свойств блоков при сжатии (испытывались идентичные блоки, см. рис. 5, поз. 1а и 16). Напряжения, близкие к приведенным в табл. 4, способны выдерживать сплавы пеноалюминия различных марок [31-33].

При оценке амортизирующих характеристик блоков БА учитывался физический смысл амортизации, который заключается в ограничении амплитуды передаваемой нагрузки сопротивлением пластическому уплотнению пористой конструкции или материала. В данном случае показателем амортизирующих свойств пористых материалов может быть максимальный подъем диаграммы деформирования, который определяется следующим образом [32]:

где сткр — напряжение, при котором начинается пластическое уплотнение пористой конструкции или материала (в настоящей работе сткр = СТр); стс — напряжение, при котором пористая конструкция или материал полностью уплотняются.

Для расчета показателя амортизирующих свойств блока БА необходимо значение стс. Определить стс по диаграмме уплотнения можно по известной деформации полного уплотнения ес. Ее можно приближенно рассчитать при условии постоянной площади поперечного се-

чения блоков БА при деформировании по следующей зависимости: ес = (ао — 1)/ао.

Расчетные значения ес приведены в табл. 4. Из диаграмм уплотнения блоков БА следует, что значения максимальных деформаций всех испытанных блоков БА меньше ес, что можно объяснить недостаточной мощностью пресса (0,5 МН). Поэтому оценка показателя амортизирующих свойств блоков БА проводилась для деформаций, не превышающих 40% (Под), 35% (По,35) и 30% (П0,3). Из табл.4 следует, что для испытанных блоков БА По з = 33 ... 233 %, По 35 = 73 ... 189 %, По,4 = 123 ... 247%. Известно [32], что в автомобильной промышленности в качестве амортизаторов применяются конструкции и материалы, имеющие показатель П примерно 70% и менее. Поэтому амортизирующие свойства блоков БА можно считать удовлетворительными, а носовой отсек ЛА является амортизатором, который на начальной стадии взаимодействия с преградой может ограничивать ударные нагрузки, действующие на конструкции ЛА, находящиеся за носовым отсеком.

Из представленных результатов исследований можно сделать следующие выводы:

— внутреннее оборудование носовых отсеков ЛА типа РИ и УР содержит соответственно БРЛС или головку самонаведения, а также РЭА, которые относятся к БА и существенно отличаются по компоновочным характеристикам от возимой и стационарной РЭА;

— внутреннее оборудование носовых отсеков ЛА компонуется из блоков БА, которые определяют его механические свойства;

— блоки БА являются композиционной высокопористой средой (ао = 2... 8 [34]), которая по своим компоновочным характеристикам, составу материалов и механическим свойствам весьма близка к высокопористым алюминиевым сплавам и сотовым конструкциям из алюминиевых сплавов.

Приведенные выводы позволяют сделать заключение о возможности применения в качестве модельной среды для внутреннего оборудования носовых отсеков ЛА высокопористых алюминиевых сплавов и сотовых конструкций из алюминиевых сплавов как в расчетной (с применением уравнений механики сплошных сред), так и в экспериментальной областях.

Работа выполнена при финансовой поддержке АВЦП "Развитие научного потенциала высшей школы " (проект 2.1.2/4343).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Основы строительной механики ракет / Л.И. Балабух, К.С. Колесников,

В.С. Зарубин и др. - М.: Высшая шк., 1969. - 496 с.

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Колесников К. С. Динамика ракет. - М.: Машиностроение, 1980. - 376 с. Аэрогидроупругость конструкций / А.Г. Горшков, В.И. Морозов,

A.Т. Пономарев, Ф.Н. Шклярчук. - М.: Физматлит, 2000. - 592 с.

Ленк А., Ренитц Ю. Механические испытания приборов и аппаратов. -М.: Мир, 1976. - 270 с.

Инженерные методы исследования ударных процессов / Г.С. Батуев, Ю.В. Голубков, А.К. Ефремов, А.А. Федосов. - М.: Машиностроение, 1977.

- 240 с.

Кузьмин Э. Н. Обеспечение виброударостойкости оборудования и аппаратуры: монография. 2-е изд., испр. и доп. - Снежинск: РФЯЦ-ВНИИТФ, 2006. -320 с.

Modeling of a blunt projectile with nose-cabin-column perforation into metallic plates / X.W. Chen, Y.H. Yang, Y.B. Yang, Z.H. Lu // Proc. 23-th Int. Symp. on Ballistics. Tarragona (Spain), 16-20 April 2007. - Tarragona (Spain), 2007. - P. 12271234.

Perforation of metallic plates struck by a blunt projectile with a soft nose / X.W. Chen, Y.B. Yang, Z.H. Lu, Y.Z. Chen // Int. J. Imp. Engng. 2008. - Vol. 35. No 6. - P. 549-558.

KanashchenkovA.,GuskovY. MIG-21: with the KOPYE radar into the 21-st century // Military Parade. 1998. - No. 1 (25). - P. 70-73. Алексеев Ю. Американский палубный истребитель F-14A "Томкэт" // Зарубежное военное обозрение. - 1982. - № 8. - С. 72-74.

Алексеев Ю. Американский истребитель F-15 "Игл" // Зарубежное военное обозрение. - 1983. - № 2. - С. 50-55.

К у ц е в И. Палубный самолет F-18 "Хорнет" // Зарубежное военное обозрение.

- 1981. -№ 2. - С. 77-82.

Кузьмин А. Радиоэлектронная станция RBE2 самолета "Рафаль" // Зарубежное военное обозрение. - 1997. - № 2. - С. 36-40.

Истребитель Су-27. Начало истории. Ч. 1 / П.Плунский, В.Антонов,

B. Зенкин, Н. Горюнова, И. Бедретдинов. - М.: ООО "Изд. гр. "Бедретдинов и Ко", 2005. - 360 с.

Червяков А.,Белый Ю. Фазированные антенные решетки для истребителей // Военный парад. - 2000. - № 5 (41). - C. 102-103. Канащенков А., Гуськов Ю. "Фазотрон-НИИР" — на рубеже тысячелетий // Военный парад. - 1999. - № 5. - С. 86-87.

Канащенков А., Гуськов Ю. Бортовая радиолокационная станция "Жук" // Военный парад. - 1995. - № 3. - С. 122-123.

ШирокорадА. Б. История авиационного вооружения. Краткий очерк; Под общ. ред. А.Е. Тараса. - Минск: Харвест, 1999. - 560 с.

Новейшая энциклопедия вооружений / Под ред. Р. Возняка (пер. с пол.) В 2 т. Т. 2. - Минск: ООО "Попурри", 2004. - 456 с.

Варламов Р. Г. Компоновка радиоэлектронной аппаратуры. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Сов. радио, 1975. - 351 с.

Инженерный справочник по космической технике. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.В. Солодова. - М.: Воениздат, 1977. - 430 c. Иванов П.,Гуляев Л. Радиоэлектроника и современное оружие // Зарубежное военное обозрение. - 1977. -№ 10. - C. 9-17.

Технические основы эффективности ракетных систем; Под ред. Е.Б. Волкова. - М.: Машиностроение, 1990. - 256 с.

Кочубей С. Совершенствование противокорабельного ракетного комплекса "Гарпун" // Зарубежное военное обозрение. - 1990. - № 7. - C. 46-52. Тучков Ю. Американская система УРО "Гарпун' // Зарубежное военное обозрение. - 1976. - № 3. - C. 78-82.

26. Родионов Б. И., Новичков Н. Н. Крылатые ракеты в морском бою. По материалам открытой зарубежной печати. - М.: Воениздат, 1987. - 215 с.

27. Конструирование микроэлектронной аппаратуры; Под ред. Б.Ф. Высоцкого. - М.: Сов. Радио, 1977. - 128 с.

28. Компоновка и конструирование микроэлектронной аппаратуры; Под ред. Б.Ф. Высоцкого, В.Б. Петрякова. - М.: Радио и связь, 1982. - 208 с.

29. H e с k e l R. W. An analysis of powder compaction phenomena // Trans. Met. Soc. AIME. 1961. - Vol. 221. No. 6. - P. 173-183.

30. П а в л о в В. А. Пенополистирол. - М.: Химия, 1973. - 132 с.

31. Литые заготовки из пенистого алюминия / М.Б. Альтман, Б.А. Борок, В.В. Меркулов и др. // В кн. Алюминевые сплавы; Под ред. И.Н. Фридлян-дера. Вып. 1. - М.: Оборонгиз, 1963. - С. 41-49.

32. С и о н о я С. Пористый алюминий и его применение: Пер. 74/11416-В. - М.: ГПНТБ, 1973. - 12 с.

33. T h o r n t o n P. H., M a g e e C. L. The deformatiom of aluminium foams // Met. Trans. A. - 1975. - Vol. 16A. No. 6. - P. 1253-1263.

34. Экспериментальная оценка определяющих уравнений высокопористых металлов / А.П. Гусаров, А.В. Жариков, В.А. Марков и др. Материалы XIV Междунар. симп. "Динамические и технологические проблемы механики конструкций и сплошных сред" им. А.Г. Горшкова. Ярополец, 18-22 февраля 2008 г. Т. 2. - М.: Изд. МАИ, 2008. - С. 72-83.

Статья поступила в редакцию 21.12.2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.