Научная статья на тему 'МОДЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ IP-КУЛЬТУРЫ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

МОДЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ IP-КУЛЬТУРЫ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / БИБЛИОТЕКАРЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / IP-КУЛЬТУРА / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Монастырский Д.В., Лопатина Н.В., Рыбакова Ю.В.

Статья поднимает вопрос дифференцированного проектирования IP-культуры различных социальных групп как инструмента повышения патентной активности населения. Представлены концептуальные основания модельной программы (шаблона программы) формирования IP-культуры библиотечно-информационного специалиста: дано определение понятия, проведена элементная декомпозиция, произведена гармонизация с выстроена общая модель трансфера знания, обоснованы содержательно-тематическое наполнение и методический инструментарий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL PROGRAM FOR THE FORMATION OF IP CULTURE OF LIBRARY SPECIALISTS

The article raises the issue of differentiated design of IP culture of various social groups as a tool to increase the patent activity of the population. The conceptual foundations of the model program (program template) for the formation of the IP culture of the library and information specialist are presented: the definition of the concept is given, the elemental decomposition is carried out, the harmonization with the general model of knowledge transfer is built, the content-thematic content and methodological tools are justified.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ IP-КУЛЬТУРЫ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

БИБЛИОТЕЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАДРЫ: ПОДГОТОВКА, УПРАВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ. МОНАСТЫРСКИЙ Д.В., ЛОПАТИНА Н.В., РЫБАКОВА Ю.В. МОДЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ IP-КУЛЬТУРЫ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Статья поднимает вопрос дифференцированного проектирования IP-культуры различных социальных групп как инструмента повышения патентной активности населения. Представлены концептуальные основания модельной программы (шаблона программы) формирования IP-культуры библиотечно-информационного специалиста: дано определение понятия, проведена элементная декомпозиция, произведена гармонизация с выстроена общая модель трансфера знания, обоснованы содержательно-тематическое наполнение и методический инструментарий.

Ключевые слова: библиотека, библиотекарь, интеллектуальная собственность, IP-культура, просвещение, образование, компетентность, учебная программа.

Monastyrsky D.V., Lopatina N.V., Rybakova YU.V. Model program for the formation of IP culture of library specialists

The article raises the issue of differentiated design of IP culture of various social groups as a tool to increase the patent activity of the population. The conceptual foundations of the model program (program template) for the formation of the IP culture of the library and information specialist are presented: the definition of the concept is given, the elemental decomposition is carried out, the harmonization with the general model of knowledge transfer is built, the content-thematic content and methodological tools are justified.

Keywords: library, librarian, intellectual property, IP culture, enlightenment, education, competence, curriculum.

БИБЛИОТЕЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАДРЫ: ПОДГОТОВКА, УПРАВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ. МОНАСТЫРСКИЙ Д.В., ЛОПАТИНА Н.В., РЫБАКОВА Ю.В. МОДЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ^-КУЛЬТУРЫ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ_

Вопросы технологической независимости государства требуют повышения инновационной активности населения, объективным показателем которой выступают увеличение коэффициента изобретательской активности -числа отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10 тыс. человек населения. В числе стратегических ориентиров развития института интеллектуальной собственности - реализация условий, необходимых для эффективной коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Анализ актуальных направлений развития сферы интеллектуальной собственности в разных странах демонстрирует целесообразность просвещения широких кругов населения в области

интеллектуальной собственности и формирование культуры в сфере интеллектуальной собственности (intellectual property culture, IP-культуры) у различных социальных групп с дифференцированным акцентом на географических, демографических, профессиональных сегментах.

IP-культура - новое понятие, структура и границы которого пока еще не имеют научного обоснования. Общемировая практика, стимулируемая Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), направлена на количественный рост населения, способного к эффективному взаимодействию с национальными институтами интеллектуальной собственности и выполнению базовых операций по её оформлению, охране и обороту. [1] В этой связи основной акцент обычно делается на готовности к осуществлению конкретных правовых и экономических действий.

Однако, на наш взгляд, речь должна идти не просто о наборе дискретных компетенций, а о комплексной, системной компетентности в сфере интеллектуальной собственности, которая выступает одним из важных условий и мотивирующим фактором интеллектуальной и инновационной деятельности. Специфика такого подхода заключается в расширительном понимании субъекта IP-культуры, которое не ограничивается только инновационно активным населением, создающим новые результаты интеллектуальной деятельности. IP-культура - ключевое условие деятельности тех, кто создает среду для инновационных разработок, охраны, управления и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, в том числе, представителей органов государственной власти, отраслевого управления, корпоративного менеджмента, цифровой инфраструктуры общества, организации образования и науки, креативных индустрий. Особого внимания требует массовый актор IP-культуры как потребитель инноваций, технологических решений, поднимающих качество повседневной жизни: социальное одобрение интеллектуального труда как фактор влияния определяется, в том числе, представлениями об интеллектуальной собственности, пониманием правовых и экономических аспектов её обращения в современном обществе, готовности к применению этих знаний в правовых и культурных практиках.

Концептуальная сложность понятия IP-культуры определяет целесообразность дифференцированного подхода к её формированию у разнообразных целевых групп, который реализуется системой педагогических моделей. В настоящее время научно-образовательный центр Федерального института промышленной собственности занимается разработкой модельных программ, отражающих шаблонный, научно-обоснованный ответ на вызовы современного мира, связанные с интеллектуальной собственностью.

Одним из разрабатываемых решений выступает модельная программа формирования IP-культуры библиотечных специалистов. Специфика модельной программы формирования IP-культуры библиотекаря определяется особенной ролью данной социально-профессиональной группы в современной экосистеме интеллектуальной собственности. Проект профессионального стандарта [2] включает знание нормативных правовых

актов и методических инструктивных документы по защите интеллектуальной собственности в систему закрепляемых необходимых знаний для следующих трудовых функций: «Стационарное, внестационарное и дистанционное обслуживание пользователей», «Библиотечно-информационное

обслуживание детей», «Библиотечно-информационное обслуживание лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Организация и проведение библиотечных культурно-просветительских, образовательных и событийных мероприятий», «Ведение библиотечных сайтов/порталов, сетевых социальных сервисов», «Комплектование библиотечного фонда печатными и электронными документами, сетевыми ресурсами», «Учет и обработка библиотечного фонда», «Организация и технология работы с фондом редких и ценных книг, книжных памятников», «Микрокопирование и оцифровка библиотечного фонда», «Аналитико-синтетическая обработка документов», «Организация и ведение электронных/традиционных каталогов», «Справочно-библиографическое обслуживание в стационарном и дистанционном режимах», «Информационное обслуживание в стационарном и дистанционном режимах», «Создание библиографических, аналитических, полнотекстовых, мультимедийных библиотечных информационных продуктов», «Формирование краеведческих библиотечно-информационных ресурсов, создание и продвижение краеведческой библиографической информации», «Библиотечная исследовательская работа», «Библиотечная методическая работа», «Библиотечная проектная деятельность», «Планирование работы структурного подразделения библиотеки», «Руководство работой структурного подразделения библиотеки», «Учёт и контроль работы структурного подразделения библиотеки, отчетность». [2] Работа с объектами интеллектуальной собственности закреплена в качестве трудового действия в рамках трудовой функции «Информационное обслуживание в стационарном и дистанционном режимах в качестве трудового действия»: «Предоставление информационных услуг в помощь научной, творческой, образовательной, инновационной деятельности пользователей библиотеки: регистрация и работа с объектами интеллектуальной собственности ...». [2]

Декомпозируя в этом регламентирующем поле 1Р-культуру библиотекаря, можно выделить следующие её компоненты:

• владение базовыми знаниями в сфере интеллектуальной собственности как элемент общего кругозора, как компонент пересечения с правовой и экономической культурой современного человека («ядро 1Р-культуры»);

• понимание и соблюдение норм правовой охраны объектов интеллектуальной собственности в профессиональной деятельности по организации оборота информации в обществе в рамках обозначенных трудовых функций (профессиональная 1Р-культура, базовый компонент культуры профессионального потребления информационного работника);

• готовность к осуществлению трудовых действий, направленных на охраняемые и потенциально объекты интеллектуальной собственности; на

создание, получение, аналитику и распространение патентной информации; на оказание информационно-аналитических услуг в сфере интеллектуальной собственности (профессиональные компетенции библиотечно-информационного специалиста в области интеллектуальной собственности). Компетентностная (профессионально-компетентностная) модель библиотекаря в аспекте участия в сфере интеллектуальной собственности разработана О.П. Неретиным и Н.В. Лопатиной и апробирована в образовательных программах Московского государственного института культуры (направление подготовки 51.04.06 - Библиотечно-информационная деятельность, программа / профиль - Теория и методология информационно -аналитической деятельности, дисциплина «Интеллектуальная собственность в библиотеке»). [3,4]

• осознание социальной значимости просвещения в области интеллектуальной собственности и формирования 1Р-культуры у широких кругов населения, понимание возможности библиотеки как актора этого процесса, готовность к активным действиям в данном направлении (активная просветительская позиция в сфере интеллектуальной собственности, стейкхолдинг). Актуальная задача библиотеки [5] состоит в создании и поддержании особого сектора инновационно ориентированной среды, формирующей потребности массового актора в инновационной деятельности, в охране и реализации прав на результаты собственной интеллектуальной деятельности, в соблюдении прав на результаты интеллектуальной деятельности других создателей, в развитие механизмов стейкхолдинга как условия системной интеграции экосистемы интеллектуальной собственности.

• понимание возможностей исследований и разработок в библиотечно-информационной сфере, результат которых обладает потенциалом для охраны в качестве объекта интеллектуальной собственности и возможностью их коммерциализации (интеллектуальная активность библиотечно-информационного специалиста). В данном случае акцентируется тот аспект инновационной культуры, который связан именно с созданием нового интеллектуального продукта самим библиотечно-информационным специалистом и его значением для практики. В первую очередь, речь идёт о таких результатах интеллектуальной деятельности, как программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, географические указания и наименований мест происхождения товаров, которые могут быть получены в рамках реализации следующих трудовых функций «Создание библиографических, аналитических, полнотекстовых, мультимедийных библиотечных информационных продуктов», «Формирование краеведческих библиотечно-информационных ресурсов, создание и продвижение краеведческой библиографической информации» (в том числе, в таких востребованных направлениях, как документирование объектов культуры, традиционных знаний и выражений культур; формирование территориальных брендов); «Библиотечная исследовательская работа». Особое значение в данном контексте имеет понимание возможностей коммерциализации прав на охраняемые объекты

интеллектуальной собственности, закрепленными за библиотекой (компетенции в области управления интеллектуальной собственностью библиотеки).

Таким образом, эти ориентиры определяют направленность, содержание и методики, составляющие модельную программу формирования 1Р-культуры библиотечно-информационного специалиста.

Модельная программа создаётся для реализации в дополнительном профессиональном образовании и самообразовании, однако, её принципиальные положения, концептуальная и содержательная основы целесообразны для системы подготовки библиотечно-информационных кадров в системе высшего образования. Следует обратить внимание, что направленность программы не ограничивается формированием и развитием конкретных профессиональных компетенций у одного специалиста, а ориентирована на построение системы отношений между отдельными элементами социума, которая бы максимально способствовала созданию инновационной среды в широком понимании данного явления. Это определяет интерактивный и проактивный характер применяемых инструментов -методик педагогического, андрогогического, просветительского характера, психологических техник, приемов социального и кадрового управления, направленных на формирование профессиональной мотивации и т.д.

Содержательная специфика модельной программы формирования 1Р-культуры библиотечно-информационного специалиста заключается в расширении спектра поставленных задач развития социально-профессиональной группы. Тематическое наполнение дисциплины «Интеллектуальная собственность в библиотеке» или аналогичных дисциплин ориентировано, в первую очередь, на выработку практико-ориентированных умений осуществлять трудовые действия библиотекаря сервисного, аналитического, эвристического, вспомогательного характера. Вместе с тем, особенность содержания заключается и в формировании знаниевого компонента, который не только создаёт теоретическую базу, необходимую для практической деятельности библиотекаря в рамках обозначенных в профстандарте трудовых функций. Полученного в ходе обучения знания об интеллектуальной собственности должно быть достаточно для ретрансляции в рамках просветительских мероприятий, минимальный потребительский результат которых должен быть не ниже порогового значения «ядро 1Р-культуры», раскрытого в этой работе.

Согласно предложенной нами учебной программы эти задачи решаются следующими тематическими блоками: «Раздел 1. Интеллектуальная собственность как элемент правовой системы библиотечно-информационной деятельности. Раздел 2. Патентная информация в структуре современных информационных ресурсов (патентные документы, информационные ресурсы патентной информации, Государственный патентный фонд, информационные системы патентной информации и патентной аналитики, организация информационных ресурсов патентной информации, информационные ресурсы патентной информации в фондах библиотек и центров научно-

технической информации). Раздел 3. Патентная информация в информационном обслуживании специалистов. Раздел 4. 1Р-культура и просветительская деятельность библиотек в сфере интеллектуальной собственности». [4]

Вместе с тем, 1Р-культура как более широкая характеристика библиотечно-информационного специалиста требует расширения границ компетентностного проектирования и тематического наполнения модельной программы. Целевой ориентир этих разделов заключается в формировании особых качеств личности, кумуляционный эффект которых выступает фактором инновационной активности: ценности, убежденность, социальные чувства, активность индивидуальной продуктивной деятельности в профессиональной библиотечно-информационной сфере и т.д. В данном случае гармонизация содержательного и методического компонентов этого раздела модельной программы требует особых схем трансфера знания на личностном уровне: (1) от освоения теоретического знания - (2) к интеллектуальной деятельности и (3) убеждений относительно необходимости организации включения её результатов в правовое поле интеллектуальной собственности, (4) а затем - в систему экономических отношений микро и мезоуровня, (5) обретение на этой основе ощущения устойчивости своего положения как субъекта интеллектуальной собственности, что, в свою очередь, подразумевает, (6) самостоятельную выработку модели жизненной и профессиональной ситуации, которая включается в индивидуальный набор типовых моделей, составляющих основу (7) систематической активной инновационной позиции и интеллектуального поиска.

Эта «лестница 1Р-культуры» на сегодняшний день слабо реализуема в библиотечно-информационной сфере, несмотря на интенсивный и глубинный характер трансформаций, происходящих в ней в современных условиях (цифровизация, интеллектуализация, импортозамещение на информационном рынке и т.д.). Подобный вывод позволяют сделать промежуточные результаты НИР «Совершенствование непрерывного образования в системе подготовки кадров в сфере интеллектуальной собственности на современном этапе» [], а также изучение массива данных об объектах интеллектуальной собственности в библиотечно-информационной сфере. Глубинные интервью показывают низкий уровень представлений библиотекарей о своем потенциале в качестве субъектов интеллектуальной собственности - не только на уровне востребованных отраслью и обслуживаемых ею сферах технологических разработок, но и на уровне крупных отраслевых проектов, например, «Гений места» и конструируемой в нём средой формирования локальной идентичности. Это определяет необходимость связи мотивационных техник с ключевыми ориентирами практической деятельности, регулярной актуализации содержания как условия эффективности модельной программы в данной сфере.

Одной из наиболее значимых задач модельной программы выступает выработка соответствующих аспектов экономического мировоззрения,

включающих осознание возможностей коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в библиотечно-информационной сфере. В этой связи особое значение приобретает включение этих качеств в структуру библиотечного менеджмента и отражение их в модельной программе.

Таким образом, модельная программа формирования IP-культуры библиотечно-информационного специалиста представляет собой шаблон для разработчиков просветительских, образовательных, развивающих программ, определяющий её направленность, составляющие её содержание и методики, отвечающих специфике деятельности, связанной с интеллектуальной собственностью, конкретной социальной (социально-профессиональной) группы. IP-культура библиотечно-информационного специалиста -комплексная характеристика, включающая знаниевый компонент («ядро IP-культуры»); компетентностные компоненты профессиональной и универсальной направленности - умения и навыки, позволяющие осуществлять конкретные виды деятельности (профессиональные компетенции библиотечно-информационного специалиста в области интеллектуальной собственности; компетенции в области управления интеллектуальной собственностью библиотеки); система сформированных качеств личности, включающих убеждения, ценности, социальные чувства, активность индивидуальной продуктивной деятельности (интеллектуальная активность библиотечно-информационного специалиста, активная просветительская позиция в сфере интеллектуальной собственности, стейкхолдинг). На основе декомпозиционного анализа IP-культура библиотечно-информационного специалиста и инструмента социально-информационного проектирования «лестница IP-культуры», отражающего поэтапный и поступательный характер развития личности определяются содержательно-тематическое наполнение и методический

инструментарий (педагогического, андрогогического, просветительского характера, психологические техники, приемы социального и кадрового управления). Ожидаемый результат от внедрения модельного шаблона программ развития IP-культуры библиотечно-информационного специалиста связан с повышением эффективности реализацией его активной интеллектуальной и вспомогательной роли в инновационном развитии экономики.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Профессиональный стандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности»: Проект. Текст: электронный. URL: https://rgub.ru/files/profstandart project-970-2.pdf Дата обращения: 07.12.2021

2. Неретин, О. П. Компетенции в сфере интеллектуальной собственности - направление совершенствования библиотечных кадров / О.П. Неретин // Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек : Сборник докладов двадцать четвертой Международной конференции «LIBCOM-2020», Москва, 24-27 ноября 2020

года. - Москва: Государственная публичная научно-техническая библиотека России, 2020. - С. 97-100.

3. Методические материалы для самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Интеллектуальная собственность». 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность» / Московский государственный институт культуры. - М., 2020. URL: http://www.mgik.org/upload/iblock/113/metod_is_510406_31.10.17.pdf

4. Совершенствование непрерывного образования в системе подготовки кадров в сфере интеллектуальной собственности на современном этапе: Отчет о научно-исследовательской работе / ФИПС, науч.рук. О.П. Неретин -Москва, 2021. - 293 с.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Монастырский Денис Викторович - кандидат педагогических наук, начальник научно-образовательного центра Федерального института промышленной собственности

Лопатина Наталья Викторовна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры, ведущий научный сотрудник научно-образовательного центра Федерального института промышленной собственности

Рыбакова Юлия Валерьевна - заместитель начальник научно-образовательного центра Федерального института промышленной собственности, соискатель кафедры библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.